Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей№5»
г.Железногорска Курской области
Рассмотрено Согласовано УТВЕРЖДЕНО
на заседании на научно-методическом совете Приказ №1-292
______/Стародумова Л.Ю./_________/Соболева М.А/ от «31» августа 2018 г.
Протокол №1 Протокол №1 Директор лицея №5
от «28» августа 2018 от «29» августа 2018 __________/Шкутова М.Н./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочного курса
«ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
основного общего образования
ЖЕЛЕЗНОГОРСК
2018
Аннотация
Рабочая программа разработана в соответствии Федеральным государственным стандартом основного общего образования., ООП МОУ «Лицей№5», Положения о внеурочной деятельности МОУ «Лицей№5»
Цель программы – подготовка учащихся к основному государственному экзамену по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
формировать у учащихся целостную картину общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;
дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
развивать умения учащимися получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
способствовать становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии. Емко и в то же время кратко представить каждую науку, ее базисные категории и научные концепции, переложив их на доступный школьнику язык - одна из базовых идей данной дисциплины. Обществознание раскрывает общество в единстве всех его сфер, институтов и общественных процессов.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Личностнымирезультатамиявляются:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
необходимости поддержания гражданского мира и согласия;
отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного
единства;
Метапредметные результатыпроявляются в:
деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
подкрепление изученных положений конкретными примерами;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметнымирезультатами являются:
биосоциальную сущность человека
основные этапы и факторы социализации личности
место и роль человека в системе общественных отношений
закономерности развития общества как сложной
самоорганизующейся системы
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
основные социальные институты и процессы
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
особенности социально-гуманитарного познания
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую
работу
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
предвидения возможных последствий определенных социальных действий
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Вводное занятие
Знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию и особенностями выполнения различных видов заданий.
Общество и человек
Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды.Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.
Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.
Экономика
Экономика и ее роль в жизни общества.Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.
Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд.Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.
Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.
Рынок. Рыночный механизм.Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Экономические цели и функции государства. .Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Социальная сфера
Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальные нормы. Социальная ответственность.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Семья как малая группа. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ. Социальная структура общества.
Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.
Политика
Политика, ее роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национальногосударственноеустройство, политические режимы, выборы, референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция – основной закон государства; основы конституционного строя РФ; федерация, ее субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное самоуправление – Право
Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребенка. Гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; правоохранительные органы.
Культура
Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека.
Наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, ее роль в обществе; Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы .Итоговый контроль
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9 КЛАСС, 35 часов, 1 час в неделю
| Тема | Час |
1 | Входной контроль | 1 |
2 | Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ГИА | 1 |
3 | Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию. | 1 |
4 | Основные подходы к выполнению заданий первой части, содержательная линия «Общество» | 1 |
5 | Понятие «общество», Взаимосвязь общества и природы, | 1 |
6 | Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное) | 1 |
7 | Глобальные проблемы человечества | 1 |
8 | Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть 1 | 1 |
9 | Решение ситуативных задач по теме «Общество» часть 2 | 1 |
10 | Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть 2 | 1 |
11 | Промежуточный контроль | 1 |
12 | Деятельность человека, ее основные виды | 1 |
13 | Практический тренинг по содержательной линии «Человек» часть 1, часть 2 | 1 |
14 | Решение заданий по теме «Человек» | 1 |
15 | Тестирование по теме «Человек» | 1 |
16 | Экономика, ее роль в жизни общества | 1 |
17 | Рыночная экономика | 1 |
18 | Практический тренинг по содержательной линии «Экономика» часть 1,2 | 1 |
19 | Решение заданий части 2 по теме «Экономика» | 1 |
20 | Тестирование по теме «Экономика» | 1 |
21 | Социальная структура. Социальные отношения | 1 |
22 | Семья Этика семейных отношений Правовые основы семьи и брака | 1 |
23 | Практический тренинг по содержательной линии «Социальная сфера» | 1 |
24 | Решение заданий части «С» по теме «Социальная сфера» | 1 |
25 | Тестирование по теме «Социальная сфера» | 1 |
26 | Политика, ее роль в жизни общества. Государство, формы правления. | 1 |
27 | Практический тренинг по содержательной линии «Политика» часть «А» Решение ситуативных задач по теме «Политика» часть 2 | 1 |
28 | Решение заданий части 3 по теме «Политика» | 1 |
29 | Тестирование по теме «Политика» | 1 |
30 | Понятие «право». Нормы права. Отрасли права | 1 |
31 | Тестирование по теме | 1 |
32 | Понятие «культура» Духовная жизнь общества . | 1 |
33 | Практический тренинг по содержательной линии «Культура» часть 1-3 | 1 |
34 | Итоговый контроль. | 2 |
| ИТОГО | 35 |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Практическое обществознание»
за курс основного общего образования
(ФГОС ООО)
Подписано в печать…Формат 6084/16. Бумага для множ. аппаратов.
Печать плоская. Усл. печ. л. …Уч. – изд. л. …Тираж …экз. Заказ №… МАОУ НГО «Средняя общеобразовательная школа № 4», г. Новая Ляля, ул.
Лермонтова, 22
__________________________________________________________________
Ризограф МАОУ НГО «Средняя общеобразовательная школа № 4», г. Новая Ляля, ул. Лермонтова, 22