Министерство просвещения Российской Федерации
Департамент образования Ярославской области
Отдел образования администрации Некоузского МР
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Некоузская средняя общеобразовательная школа
| | «Утверждено» |
| | Директор школы |
| | ___________ /Бесперстова В.А. |
| | Приказ №208 от 30 августа 2023 г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«За страницами учебника истории»
для 9 а,б,в класса
учитель Рыбина О.Н.
с. Новый Некоуз, 2023
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «За страницами учебника истории» разработана на основе следующих документов:
-Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014)
- Концепция учебного курса «История России» в образовательных организациях РФ, реализующих основные образовательные программы, Историко-культурный стандарт по отечественной истории (23.10.2020);
-Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (от 17 мая 2012 г. N 413. (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578, от 29.06.2017 N 613, Минпросвещения РФ от 24.09.2020 N 519, от 11.12.2020 N 712);
ФГОС ООО (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897).
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) (ред. от 04.02.2020).
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» ред. 01.01.2021
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2016 г. № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в образовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания».
Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2022 N 70799)
Основная образовательная программа основного общего образования МОУ Некоузская СОШ.
Рабочая программа по курсу «История в тестах» предназначена для подготовки учащихся 9классов к сдаче экзамена в формате ОГЭ по курсам Всеобщая история и История России (являющихся составной частью предмета ИСТОРИЯ) в соответствие с задачами модернизации содержания образования, современных изменений в текущем законодательстве, а также с учетом дидактических требований к уровню подготовки выпускников основной школы и специфики подготовки учащихся к ОГЭ.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа из расчёта 1 час в неделю. Программа курса опирается на документы определяющего структуру и содержание КИМ «Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения основного государственного экзамена по истории» и «Спецификацию контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена».
Поскольку в 2024 году сдавать ОГЭ будут выпускники 9 классов, которые с 5 по 9 класс обучались на основе ФГОС, что приводит к корректировке экзаменационных моделей ОГЭ с акцентом на применение знаний для решения различных познавательных, практических и коммуникативных задач, то школьникам предстоит продемонстрировать не только овладение определенным объемом учебного материала, но и умение его применять на практике.
Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию и углубление изучения курса. Программа призвана помочь ученикам преодолеть затруднения в выполнении тестовых заданий благодаря практической направленности курса. Решение экзаменационных заданий способствует формированию навыков работы с контрольно-измерительными материалами различного типа заданий и уровня сложности. В соответствии с содержанием настоящей Программы, предполагается совершенствование навыков использования алгоритма выполнения заданий с выбором одного ответа из четырёх предложенных, с кратким ответом и с развёрнутым ответом, который формулирует сам учащийся, по указанным темам. Также в 9 классе при повторении теоретического материала, будет выявлен круг вопросов, нуждающихся в дополнительном объяснении. Помимо этого, курс требует от учащихся большой самостоятельной работы, способствует подготовке учащихся к продолжению образования.
Данная программа является продолжением курса «История в тестах», изучаемого в 8 классе. Поэтому изучение истории России начинается с XIX века, так как предыдущие периоды были пройдены в прошлом году. Первое полугодие будет повторяться всеобщая история, проводится параллель с событиями в Российском государстве, что поможет сформировать целостное представление о хронологии и развитии исторического процесса, взаимосвязи политических и культурных явлений, взаимоотношениях стран и поможет учащимся успешно сдать экзамен.
Цель курса: организовать систематическую качественную подготовку учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ.
Задачи курса:
- повторение и закрепление системы научных знаний и представлений о событиях, явлениях и процессах отечественной зарубежной истории с древнейших времён до конца XIX века;
-повышение предметной компетентности учеников;
- ознакомление учащихся со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету, распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
- овладение умениями и навыками решения типовых тестовых заданий и заданий повышенной и высокой сложности;
- формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
- формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- формирование позитивного отношения у учащихся к процедуре ОГЭ по истории;
- развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету.
Требования к результатам освоения курса
В результате освоения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Предметные результаты освоения курса:
целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познаниясовременного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;
базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания.
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события, основные этапы отечественной и всеобщей истории; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории с древнейших времён до конца XIX века;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств , об основных процессах
социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран; б) эволюции политического строя ; в) развития общественного движения; г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений:
Регулятивные УУД
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности;
• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
Коммуникативные УУД
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (под руководством учителя);
• работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат.
Познавательные УУД
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать; с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ;
Личностные УУД:
• освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России
• уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;
• устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;
• развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;
• формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
• готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.
УМК:
И. А. Артасов, О.Н. Мельникова. ОГЭ-2024. История. 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену. АСТ, М., 2023 г.
В. А. Клоков. ОГЭ-2024. История. Сборник заданий. ЭКСМО, М., 2023 г.
Т.С. Орлова, А.Э. Безносов. ОГЭ 2024. История. 10 вариантов. Типовые тестовые задания с ответами. Экзамен, 2024 г.
А.Э. Безносов. ОГЭ-2024 История. Интеллект-центр, 2024 г.
П.А. Баранов История. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. Издательство «Аст», М., 2023г.
Сайты для подготовки к ГИА.
fipi.ru
https://oge.sdamgia.ru/
https://neznaika.info/oge/hist_oge/
foxford.ru›courses/1293/landing
4ege.ru›ОГЭ по истории›…oge-2020-po-istorii.html
Содержание курса
Всеобщая история
Античность
Происхождение человека. Первобытное общество. Периодизация и характеристика основных этапов истории Древнего мира.
Древний Восток. Зарождение первых цивилизаций на берегах великих рек. Древний Египет, Месопотамия, Финикия, Палестина, Персидская держава, Древняя Индия, Древний Китай. Культура и религия стран Древнего Востока.
Античность. Древняя Греция. Эллинизм. Культура и религия Древней Греции. Культура эллинистического мира.
Древний Рим. Культура и религия Древнего Рима. Возникновение и развитие христианства.
История средних веков и раннего Нового времени
История Средних веков и раннего Нового времени: Периодизация и характеристика основных этапов. Социально-экономическое и политическое развитие стран Европы в Средние века. Страны и народы Азии, Америки и Африки в Средние века.
Международные отношения в Средние века.
Культура Средневековья. Возникновение и развитие ислама.
Великие географические открытия. Возникновение капиталистических отношений в Западной Европе. Становление абсолютизма в европейских странах. Реформация и контрреформация в Европе. Политическое и социально-экономическое развитие Испании, Франции,
Англии в конце XV – XVII вв.
Внутриполитическое развитие Османской империи, Индии, Китая, Японии в конце XV – XVII вв.
Борьба христианской Европы с расширением господства Османской империи. Политические и религиозные противоречия начала XVII в. Тридцатилетняя война. Международные отношения в конце XV – XVII вв.
Новое время
Эпоха Просвещения. Просвещённый абсолютизм: общее и особенное. Социально-экономическое развитие Англии в XVIII в. Промышленный переворот. Развитие парламентской монархии в Англии в XVIII в. Абсолютная монархия во Франции. Особенности положения третьего сословия. Французская революция XVIII в. Своеобразие Священной Римской империи германской нации и государств, входивших в её состав. Создание королевства Пруссия.
Характерные черты международных отношений XVIII в. Война за независимость британских колоний в Северной Америке и образование США.
Создание колониальных империй. Внутренняя и внешняя политика Османской империи, Индии, Китая, Японии. Колониальный период в Латинской Америке.
Политическое и социально-экономическое развитие европейских стран в XIX – начале XX в. Европейские революции XIX в. Утверждение конституционных и парламентских монархий. Создание Германской империи. Образование единого государства в Италии.
США в XIX – начале XX в. Гражданская война в США. Борьба за освобождение и образование независимых государств в Латинской Америке в XIX в.
Политическое и социально-экономическое развитие Османской империи, Индии, Китая, Японии в XIX – начале XX в. Колониальный раздел Африки. Антиколониальные движения.
Международные отношения в XIX в.
Культура и картина мира человека раннего Нового времени. Развитие науки, образования и культуры в Новое время.
История России
Российская империя в XIX – начале XX вв.
Внутренняя политика Александра I в начале царствования. Проекты либеральных реформ. Негласный комитет. Реформы государственного управления. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Движение и восстание декабристов.
Внешняя политика России. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие отечественной и мировой истории XIX в. Россия – великая мировая держава.
Внутренняя политика Николая I: реформаторские и консервативные тенденции. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. Рост городов. Начало промышленного переворота и его особенности в России. Кодификация права. Оформление официальной идеологии. Сословная структура российского общества. Крестьянский вопрос. Общественная жизнь в 1830–1850-е гг. Этнокультурный облик страны. Национальная политика.
Внешняя политика России в период правления Николая I. Крымская война.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Социальная и правовая модернизация страны при Александре II. Великие реформы 1860–1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу. Национальная и религиозная политика.
Общественное движение в период правления Александра II.
Многовекторность внешней политики империи в период правления Александра II.
Внутренняя политика Александра III. Реформы и «контрреформы». Национальная и религиозная политика. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Промышленный подъём на рубеже XIX–XX вв. Индустриализация и урбанизация. Пореформенный социум: идейные течения и общественные движения в 1880–1890-х гг. Основные регионы Российской империи и их роль
в жизни страны.
Внешняя политика Александра III.
Культура и быт народов России во второй половине XIX в.
Россия на пороге XX в.: динамика и противоречия развития. Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Имперский центр и национальные регионы. Система власти. Николай II. Общественно-политические движения и политические партии в начале XX в. Политический терроризм.
Россия в системе международных отношений. Внешняя политика Николая II.
Первая российская революция 1905–1907 гг. Начало парламентаризма в России.
«Основные Законы Российской империи» 1906 г. Общественное и политическое развитие России в 1907–1914 гг.
«Серебряный век» российской культуры: основные тенденции развития русской культуры начала XX в. Развитие науки и образования. Вклад России начала XX в. в мировую культуру.
Тематическое планирование.
| Практические работы | Лабораторные работы | Тесты | Комбинированный урок |
Введение. | | | | 1 |
История Древнего мира | 2 | | 1 | |
История средних веков и раннего Нового времени | 3 | | 1 | |
Новое время. Колонии и метрополии. | 5 | | 1 | |
Российская империя в XIX – начале XX в. | 10 | 3 | 2 | |
«Серебряный век» российской культуры. | 1 | | 1 | |
Повторение и обобщение изученного в курсе | | | 1 | 1 |
Воспитательная функция истории на исторических примерах способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей. Функция социальной памяти заключается в том, что исторические знания выступают основой идентификации и ориентации общества и личности. Прошлое оказывает фундаментальное влияние на жизнь людей, снабжая их материальными и духовными ценностями, представляет набор поведенческих альтернатив, в котором каждый индивид или весь народ делает свой выбор. Этот выбор зависит от тех мировоззренческо-ценностных оснований, которыми руководствуется человек и общество. Формирование социальной (исторической, культурной, политической) памяти поколений является приоритетной задачей школьного исторического образования, выступает обязательным условием передачи из поколения в поколение базовых национальных ценностей, существующих в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа России.
Тематическое планирование по истории составлено с учетом рабочей программы воспитания школы. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
- Развитие ценностного отношения:
- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать. Воспитание высоконравственных, творческих, компетентных граждан России, которые не отделяют судьбу Отечества от своих личных судеб, способных взять на себя ответственность за настоящее и будущее своей страны, живут, соблюдая духовно-культурные традиции народов России.
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда. Элементы воспитательного компонента будут использоваться на каждом уроке в соответствии с темой и целью урока.
Содержание курса | Кодификатор | Кол-во часов | ЦОР |
Введение. | Общая характеристика особенности КИМов по обществознанию, спецификой проведения экзамена, знакомство с кодификатором, спецификацией, демонстрационной версией ОГЭ. | 1 | https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bankzadaniy-oge |
История Древнего мира | Происхождение человека. Первобытное общество. Периодизация и характеристика основных этапов истории Древнего мира. Древний Восток. Зарождение первых цивилизаций на берегах великих рек. Древний Египет, Месопотамия, Финикия, Палестина, Персидская держава, Древняя Индия, Древний Китай. Культура и религия стран Древнего Востока. Античность. Древняя Греция. Эллинизм. Культура и религия Древней Греции. Культура эллинистического мира. Древний Рим. Культура и религия Древнего Рима. Возникновение и развитие христианства. История Средних веков и раннего Нового времени: Периодизация и характеристика основных этапов. Социально-экономическое и политическое развитие стран Европы в Средние века. Страны и народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Международные отношения в Средние века. Культура Средневековья. Возникновение и развитие ислама. Великие географические открытия. Возникновение капиталистических отношений в Западной Европе. Становление абсолютизма в европейских странах. Реформация и контрреформация в Европе. Политическое и социально-экономическое развитие Испании, Франции, Англии в конце XV – XVII вв. Внутриполитическое развитие Османской империи, Индии, Китая, Японии в конце XV – XVII вв. Борьба христианской Европы с расширением господства Османской империи. Политические и религиозные противоречия начала XVII в. Тридцатилетняя война. Международные отношения в конце XV – XVII вв. | 3 | https://oge.sdamgia.ru/ https://vpr.sdamgia.ru/ https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bankzadaniy-oge |
История средних веков и раннего Нового времени | История Средних веков и раннего Нового времени: Периодизация и характеристика основных этапов. Социально-экономическое и политическое развитие стран Европы в Средние века. Страны и народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Международные отношения в Средние века. Культура Средневековья. Возникновение и развитие ислама. Великие географические открытия. Возникновение капиталистических отношений в Западной Европе. Становление абсолютизма в европейских странах. Реформация и контрреформация в Европе. Политическое и социально-экономическое развитие Испании, Франции, Англии в конце XV – XVII вв. Внутриполитическое развитие Османской империи, Индии, Китая, Японии в конце XV – XVII вв. Борьба христианской Европы с расширением господства Османской империи. Политические и религиозные противоречия начала XVII в. Тридцатилетняя война. Международные отношения в конце XV – XVII вв. | 4 | https://oge.sdamgia.ru/ https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bankzadaniy-oge |
Новое время. Колонии и метрополии. | Эпоха Просвещения. Просвещённый абсолютизм: общее и особенное. Социально-экономическое развитие Англии в XVIII в. Промышленный переворот. Развитие парламентской монархии в Англии в XVIII в. Абсолютная монархия во Франции. Особенности положения третьего сословия. Французская революция XVIII в. Своеобразие Священной Римской империи германской нации и государств, входивших в её состав. Создание королевства Пруссия. Характерные черты международных отношений XVIII в. Война за независимость британских колоний в Северной Америке и образование США. Создание колониальных империй. Внутренняя и внешняя политика Османской империи, Индии, Китая, Японии. Колониальный период в Латинской Америке. Политическое и социально-экономическое развитие европейских стран в XIX – начале XX в. Европейские революции XIX в. Утверждение конституционных и парламентских монархий. Создание Германской империи. Образование единого государства в Италии. США в XIX – начале XX в. Гражданская война в США. Борьба за освобождение и образование независимых государств в Латинской Америке в XIX в. Политическое и социально-экономическое развитие Османской империи, Индии, Китая, Японии в XIX – начале XX в. Колониальный раздел Африки. Антиколониальные движения. Международные отношения в XIX в. Культура и картина мира человека раннего Нового времени. Развитие науки, образования и культуры в Новое время. | 6 | https://oge.sdamgia.ru/ https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bankzadaniy-oge |
Российская империя в XIX – начале XX в. | Россия на пути к реформам (1801–1861). Александровская эпоха: государственный либерализм. Николаевское самодержавие. Государственный консерватизм. Отечественная война 1812 г. Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825г. Общественная жизнь в 1830–1850-х гг. Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Крымская война. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. Россия в эпоху реформ. Кризис империи в начале ХХ в. Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация. Промышленный переворот и его особенности в России. Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграции сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Общественная жизнь в 1860–1890-х гг. Рост общественной самодеятельности. Идейные течения и общественное движение. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. На пороге нового века: динамика и противоречия развития Экономический рост. Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов. Россия в системе международных отношений. Русско-японская война 1904–1905 гг. Предпосылки Первой российской революции. Первая российская революция 1905–1907 гг. Начало парламентаризма. П.А. Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. | 16 https://oge.sdamgia.ru/ https://examer.ru/ https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bankzadaniy-oge |
Культурное пространство. Российской Империи в XVIII в. Культурное пространство Империи в XIX в. «Серебряный век» российской культуры. | Культурное пространство. Российской Империи в XVIII в.Развитие новой светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой стран зарубежной Европы. Российская наука в XVIII веке. Образование в России в XVIII в. М.В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования. Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Русская архитектура XVIII в. Культурное пространство Империи в XIX в. «Серебряный век» российской культуры. Развитие науки и техники в первой половине XIX в. Школы и университеты в первой половине XIX в. Становление национальной научной школы и её вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки во второй половине XIX в.Рост образования и распространение грамотности во второй половине XIX в. Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом в начале XX в.Открытия российских учёных в начале XX в.Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Золотой век русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Литература, живопись, музыка, театр, архитектура и градостроительство во второй половине XIX в.Новые явления в художественной литературе и искусстве. Литература начала XX в. Живопись. Архитектура. | 2 | https://examer.ru/ https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bankzadaniy-oge |
Повторение и обобщение изученного в курсе | Решение заданий ОГЭ (часть I-II) по курсу | 2 | https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bankzadaniy-oge |
Учебно-тематический план. 9 класс, 34 часа.
№ п/п | Наименование тем курса | Всего часов | ПООП ООО | Форма занятия | Форма контроля |
1. | Введение. | 1 | Общая характеристика особенности КИМов по обществознанию, спецификой проведения экзамена, знакомство с кодификатором, спецификацией, демонстрационной версией ОГЭ. | Комбинированный урок. Разбор демоверсии 2024 г. | Разбор демоверсии 2024 г. |
История Древнего мира (3ч) |
Первобытное общество. Древнейшие цивилизации и первые государства. (1ч) |
| Первобытное общество. Древнейшие цивилизации и первые государства. | 1 | Происхождение человека. Первобытное общество. Периодизация и характеристика основных этапов истории Древнего мира. Древний Восток. Зарождение первых цивилизаций на берегах великих рек. Древний Египет, Месопотамия, Финикия, Палестина, Персидская держава, Древняя Индия, Древний Китай. Культура и религия стран Древнего Востока. | Практическая работа | Решение заданий на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов. |
Античность. Греция и Рим (2ч) |
| Античность. Греция и Рим | 1 | Античность. Древняя Греция. Эллинизм. Культура и религия Древней Греции. Культура эллинистического мира. Древний Рим. Культура и религия Древнего Рима. Возникновение и развитие христианства. | Практическая работа | Задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов |
| Повторительно обобщающий урок по теме «История Древнего мира» | 1 | | Тест | Задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах |
История Средних веков и раннего Нового времени. (4ч) |
| История Средних веков и раннего Нового времени | 1 | История Средних веков и раннего Нового времени: Периодизация и характеристика основных этапов. Социально-экономическое и политическое развитие стран Европы в Средние века. Страны и народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Международные отношения в Средние века. Культура Средневековья. Возникновение и развитие ислама. | Практическая работа | Задания на определение последовательности расположения данных элементов |
| Великие географические открытия. Возникновение капиталистических отношений в Западной Европе. | 1 | Великие географические открытия. Возникновение капиталистических отношений в Западной Европе. Становление абсолютизма в европейских странах. Реформация и контрреформация в Европе. Политическое и социально-экономическое развитие Испании, Франции, Англии в конце XV – XVII вв. Внутриполитическое развитие Османской империи, Индии, Китая, Японии в конце XV – XVII вв. | Практическая работа | Работа с исторической картой материала |
| Международные отношения в конце XV – XVII вв. | 1 | Борьба христианской Европы с расширением господства Османской империи. Политические и религиозные противоречия начала XVII в. Тридцатилетняя война. Международные отношения в конце XV – XVII вв. | Практическая работа | Задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов |
| Повторительно-обобщающий урок по теме «История средних веков и раннего Нового времени» | 1 | | Тест | Задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах |
Новое время. Колонии и метрополии. (6) |
| Эпоха Просвещения и Просвещённый абсолютизм. Истоки и последствия. | 1 | Эпоха Просвещения. Просвещённый абсолютизм: общее и особенное. Социально-экономическое развитие Англии в XVIII в. Промышленный переворот. Развитие парламентской монархии в Англии в XVIII в. Абсолютная монархия во Франции. Особенности положения третьего сословия. | Практическая работа | Задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов |
| Создание колониальных империй. | 1 | Французская революция XVIII в. Своеобразие Священной Римской империи германской нации и государств, входивших в её состав. Создание королевства Пруссия. Характерные черты международных отношений XVIII в. Война за независимость британских колоний в Северной Америке и образование США. Создание колониальных империй. | Практическая работа | Задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов |
| Страны Азии и Латинской Америки в XVIII в. | 1 | Внутренняя и внешняя политика Османской империи, Индии, Китая, Японии. Колониальный период в Латинской Америке. | Практическая работа | Задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов |
| Политическое и социально-экономическое развитие европейских стран в XIX – начале XX в. США в XIX – начале XX в. Образование независимых государств в Латинской Америке в XIX в. | 1 | Политическое и социально-экономическое развитие европейских стран в XIX – начале XX в. Европейские революции XIX в. Утверждение конституционных и парламентских монархий. Создание Германской империи. Образование единого государства в Италии. США в XIX – начале XX в. Гражданская война в США. Борьба за освобождение и образование независимых государств в Латинской Америке в XIX в. | Практическая работа | Задания на решении различных учебных задач; сравнение свидетельств разных источников Работа с исторической картой |
| Политическое и социально-экономическое развитие стран Азии, Африки в XIX – начале XX в. Международные отношения в XIX в. Культура раннего Нового времени. | 1 | Политическое и социально-экономическое развитие Османской империи, Индии, Китая, Японии в XIX – начале XX в. Колониальный раздел Африки. Антиколониальные движения. Международные отношения в XIX в. Культура и картина мира человека раннего Нового времени. Развитие науки, образования и культуры в Новое время. | Практическая работа | Определение причин и следствия важнейших исторических событий. Работа с исторической картой |
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Новое время. Колонии и метрополии». | 1 | | Тест | Задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах |
Российская империя в XIX – начале XX в. (16 ч) |
| Россия на пути к реформам (1801–1861). | 1 | Россия на пути к реформам (1801–1861). Александровская эпоха: государственный либерализм. Николаевское самодержавие. Государственный консерватизм. | Практическая работа | Объяснение смысла изученных исторических понятий и терминов |
16-17. | Отечественная война 1812 г. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. | 2 | Отечественная война 1812 г. Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. | Практическая работа Тест | Умение группировать исторические явления и события по заданному признаку |
18-19. | Общественная жизнь в 1830–1850-х гг. | 2 | Общественная жизнь в 1830–1850-х гг. Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли | Практическая работа Лабораторная работа | Задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах |
20. | Крымская война. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. | 1 | Крымская война. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. | Практическая работа | Работа с исторической картой материала |
21. | Россия в эпоху реформ. Кризис империи в начале ХХ в. | 1 | Россия в эпоху реформ. Кризис империи в начале ХХ в.Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация | Практическая работа | Задания на определение последовательности расположения данных элементов. |
22. | Промышленный переворот и его особенности в России. Индустриализация и урбанизация. Рабочий вопрос. | 1 | Промышленный переворот и его особенности в России. Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграции сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности в России | Практическая работа | Выявление общности и различия сравниваемых исторических событий и явлений. |
23-24. | Общественная жизнь в 1860–1890-х гг. Идейные течения и общественное движение. | 2 | Общественная жизнь в 1860–1890-х гг. Рост общественной самодеятельности. Идейные течения и общественное движение. | Практическая работа Лабораторная работа | Знание основных дат, этапов и ключевых событий истории России и мира с древности до 1914 г., выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории |
25. | Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. | 1 | Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. На пороге нового века: динамика и противоречия развития Экономический рост. Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов. | Практическая работа | Задание на последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории |
26-27. | Россия в системе международных отношений. Русско-японская война 1904–1905 гг. | 2 | Россия в системе международных отношений. Русско-японская война 1904–1905 гг | Практическая работа Лабораторная работа | Работа с исторической картой, решение заданий на поиск и исправление фактических ошибок |
28-29. | Предпосылки Первой российской революции. Первая российская революция 1905–1907 гг. П.А. Столыпин: программа системных реформ. | 2 | Предпосылки Первой российской революции. Первая российская революция 1905–1907 гг. Начало парламентаризма. П.А. Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты | Практическая работа Лабораторная работа | Решение заданий на умение группировать исторические явления и события по заданному признаку |
30. | Повторительно-обобщающий урок «Российская империя в XIX – начале ХХ вв.» | 1 | | Тест | Задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах |
Культурное пространство. Российской Империи в XVIII в. Культурное пространство Империи в XIX в. «Серебряный век» российской культуры. (2ч) |
31-32. | Культурное пространство. Российской Империи в XVIII в. - в XIX в. «Серебряный век» российской культуры. | 2 | Культурное пространство. Российской Империи в XVIII в.Развитие новой светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой стран зарубежной Европы. Российская наука в XVIII веке. Образование в России в XVIII в. М.В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования. Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Русская архитектура XVIII в. Культурное пространство Империи в XIX в. «Серебряный век» российской культуры. Развитие науки и техники в первой половине XIX в. Школы и университеты в первой половине XIX в. Становление национальной научной школы и её вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки во второй половине XIX в.Рост образования и распространение грамотности во второй половине XIX в. Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом в начале XX в.Открытия российских учёных в начале XX в.Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Золотой век русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Литература, живопись, музыка, театр, архитектура и градостроительство во второй половине XIX в.Новые явления в художественной литературе и искусстве. Литература начала XX в. Живопись. Архитектура. | Практическая работа Практическая работа | Задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах (иллюстративный материал) |
Повторение и обобщение изученного в курсе (2ч) |
33-34. | Повторение и обобщение изученного в курсе. | 2 | Решение заданий ОГЭ (часть I-II) по курсу. | Тест Комбинированный урок | Решение заданий ОГЭ (часть I-II) по курсу. |