СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа (вариант 1) по предмету: «Музыка» предметная область: «Искусство» класс: 3

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

(вариант 1)

по предмету: «Музыка»

предметная область: «Искусство»

класс: 3

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа (вариант 1) по предмету: «Музыка» предметная область: «Искусство» класс: 3»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» г.Оханска



Рассмотрено Методическим советом

МКОУ«С(К)ОШОВОВЗ» г.Оханска

Согласовано с заместителем директора МКОУ «С(К)ОШОВОВЗ»

г.Оханска

Согласовано

Педагогическим советом

МКОУ «С(К)ОШОВОВЗ»

г.Оханска

Утверждено.

Приказом директора

МКОУ «С(К)ОШОВОВЗ»

г.Оханска

17.08.2021г. 18.08.2021г. протокол №1от20.08.2021г №155от20.08.2021г.

_______Л.В. Борисенко


Рабочая программа

(вариант 1)

по предмету: «Музыка»

предметная область: «Искусство»

класс: 3

2021 -2022 учебный год




Составитель:

учитель начальных классов:

Зерова Мария Владимировна





Оханск 2021

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для третьего класса разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Цель: Приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи учебного предмета «Музыка»:

-накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями).

-приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др.

-развитие способностей получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкальной деятельности.

-формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника.

-развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.


Место учебного предмета

На изучение предмета «Музыка» отводится по 1 час в неделю. Курс рассчитан на 33 учебные недели – 33 часов.


Распределение учебных часов по разделам программы


Тема

Количество часов

1.

Восприятие музыки, слушание

21

2.

Хоровое пение

35

3.

Элементы музыкальной грамоты

2

4.

Игра на музыкальных инструментах

8






Содержание учебного предмета


Слушание музыки

Расширение кругозора учащихся, формирование их слушательской культуры. Формирование представления о способах исполнения произведения: плавное — легато, отрывистое — стаккато. Умение определять характер и жанр музыкальных произведений: марши — торжественные, весёлые, бодрые; танцы — вальсы, польки, народные пляски. Знакомство с инструментами симфонического оркестра: скрипка, виолончель. Знакомство с инструментами народного оркестра: балалайка, домра и рожок.

Хоровое пение

Соблюдение при пении правильной певческой установки. Пение только с мягкой атакой, чистым, ясным и лёгким звуком. Умение правильно распределять дыхание при исполнении напевных песен. Пение с использованием нюансов: форте и пиано.

Пение в диапазоне Д01—Д02. Умение при исполнении песен героического характера не форсировать звучания. Умение правильно формировать гласные и чётко произносить согласные. Умение петь спокойно длинные музыкальные фразы. Умение брать быстрый вдох в отрывистых и подвижных песнях. Пение звукоряда до мажор вверх и вниз. Работа над чистым интонированием, выравниванием звучания на всём диапазоне. Повторение пройденного.

Музыкальная грамота.

Ознакомление с графической записью мелодии. Нотная запись: скрипичный ключ, нотный стан, счёт линеек. Игра на музыкальных инструментах.

Обучение приёмам игры на ударно-шумовых инструментах (металлофон, маракас, треугольник). Исполнение на металлофоне простой песни - попевки.

Репертуар для слушания

«Сурок» — муз. Л. Бетховена, сл. И.В. Гёте, русский текст С. Спасского. «Марш» — муз. С. Прокофьева. «Марш тореадора» из оперы «Кармен» Ж. Бизе.

«Итальянская полька» — муз. С. Рахманинова. «Вальс» из балета «Золушка» С. Прокофьева. «Осень» — муз. П. Чайковского, сл. А. Плещеева. «На тройке» - муз. П. Чайковского. «Походная» — муз. Л. Бетховена.

Дополнительный материал

Музыкальная сказка «Крокодил и Чебурашка» — муз. И. Арсеева (полька, марш, песня и вальс). Музыкальная сказка «Петя и Волк» — муз. С. Прокофьева. Музыкальный материал для распевания «Здравствуйте»» - муз. О. Арсеневской. «Цирковые собачки» - муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова. «Бубенчики» - муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова. «Горошина» - муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель. «Вальс» - муз. Е. Тиличеевой. «Пастушья песенка» - франц. нар. песня и др.

Репертуар для хорового пения

Первая четверть «Скворушка прощается» — муз. Т. Попатенко, сл. М. Ивенсен. «Родина моя» — муз. А. Абрамова, сл. И. Мазина. «Песня о школе» — муз. Д. Кабалевского, сл. В. Викторова. «Земелюшка-чернозём» — р. н. п. «А я по лугу» — р. н. п. «Идёт коза рогатая» — р. н. п., обр. Д. Кабалевского.

Вторая четверть «Ёлочка» — муз. Л. Бекман, сл. Р. Кудашёвой. «Новогодняя полька» — муз. Т. Попатенко, сл. Г. Ладонщикова.

«Как на тоненький ледок» — р. н. п. «В хороводе были мы» — р. н. п. «Кадэ Руссель» — франц. н. п. «Пойду ль я, выйду ль я» — р. н. п.

Третья четверть «Стой! Кто идёт?» — муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Погорельского. «Самая хорошая» — муз. В. Иванникова, сл. Л. Фадеевой. «Кролик» — муз. А. Островского, сл. 3. Петровой. «Мы знаем песенку» — муз. Р. Рустамова, сл. Д. Широкова. «Пастушья песня» — франц. н. п. «1, 2, 3, 4, 5» — чешек, н. п., обр. Р. Бойко.

Четвёртая четверть «Дружат дети всей Земли» — муз. Л. Львова-Ком- панейца, сл. В. Викторова. «Наша песенка простая» — муз. А. Александрова, сл. М. Ивенсен. «Кисель» — р. н. п. «Перепёлочка» — белор. н. п. «Козёл и коза» — укр. н. п.

Дополнительный материал «Осень» — муз. Ю. Чичкова, сл. И. Мазина. «Берёзка» — муз. Т. Попатенко, сл. Ж. Агажановой. «Частушки» — муз. Т. Попатенко, сл. М. Кравчука. «Неваляшки» — муз. 3. Левиной, сл. 3. Петровой. «Антошка» — муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина. «Ёлка» — муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найдёновой. «Наш край» — муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца. «Улыбка» — муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.

Репертуар для исполнения (игры на музыкальных инструментах) «Осень» - муз. Ю. Чичкова, сл. И. Мазина. «Березка» - муз. Т. Попатенко, сл. Ж. Агажановой. «Частушки» - муз. Т. Попатенко, сл. М. Кравчука. «Елка» - муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой. «Наш край» - муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца «Колобок» муз. и сл. В. Татаринова. «Вальс» Е. Тиличеевой


Результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:

- положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности;

- готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия;

- готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми;

- осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной;

- адекватная самооценка собственных музыкальных способностей;

- начальные навыки реагирования на изменения социального мира;

- сформированность музыкально-эстетических предпочтений, потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений;

- наличие доброжелательности, отзывчивости, открытости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям.


Планируемые предметные результаты

Достаточный уровень

Минимальный уровень

Учащиеся должны знать:

названия инструментов симфонического и народного оркестров;

звучание музыкальных инструментов: скрипка, домра, балалайка, виолончель;

элементарные сведения о нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан, счёт линеек;

Учащиеся должны уметь:

распределять дыхание при пении небольшой фразы из выученной песни;

пользоваться приёмом распева — на 1 слог 2 звука;

петь знакомую мелодию и правильно артикулировать в сопровождении инструмента и без

него;

различать звучание симфонического и народного оркестров;

различать на слух песню, танец, марш;

пользоваться приёмами игры на ударных инструментах: треугольник, маракас,

металлофон.

Учащиеся должны знать:

названия инструментов симфонического и народного оркестров;

звучание скрипки и балалайки;

нотную запись: скрипичный ключ, нотный стан и счёт линеек.

Учащиеся должны уметь:

петь знакомую мелодию песни и правильно артикулировать в сопровождении инструмента

и без него;

различать на слух песню, танец, марш;

пользоваться приёмами игры на ударных инструментах.


Система оценки достижения планируемых результатов


Отметка «5» выставляется, если у ученика: сформированы музыкальные представления, понятия, умения в соответствии с программными требованиями. Развит интерес к музыкальной деятельности и музыкально– эстетические чувства, проявляет активность в музыкально-исполнительской деятельности на основе достаточно развитого волевого напряжения; осознает зависимость успехов от прилагаемых усилий, активен во всех видах музыкальной деятельности; связь компонентов музыкальной

деятельности устойчива.

Отметка «4» выставляется, если у ученика: сформированы музыкальные представления, понятия, чувства, интерес, но испытывает трудности в оперировании ими. Понимает примерное содержание музыкальных произведений, средства музыкальной выразительности, но к негативному относится безразлично. В музыкальной деятельности активен, но при наличии внешнего пробуждения. Осознает зависимость успехов от прилагаемых усилий, доброжелателен в отношениях. Связь всех компонентов музыкальной деятельности устойчивая.

Отметка «3» выставляется, если у ученика: Музыкальные предоставления, понятия и умения сформированы частично, оперирует ими неумело. В музыкальной деятельности малоактивен и принимает участие лишь вместе с коллективом класса группы).

Недостаточно выражены волевые качества. Понимая связь усилий и успехов, допускает халатность, леность. В учебной деятельности малоактивен.

Отметка «2» выставляется, если у ученика: Музыкально-эстетические понятия, представления, умения не прочны, неадекватны. Нет стремления к познанию и деятельности. Интерес к музыкальной деятельности неустойчивый. Активности в коллективных делах не проявляет. Компоненты не устойчивы. Эмоционально - чувственная сфера недоразвита. Музыкальные предоставления, понятия и умения не сформированы. Чувства неадекватны, безволен, импульсивен, поведение ситуативное, зависит от интереса к объекту, сопротивляется установкам педагога. Социально-значимые мотивы в музыкальной деятельности развиты плохо; музыкальные умения и навыки отсутствуют. Пассивен, безынициативен, несамостоятелен.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.


1. Учебно-методическое обеспечение:

  • Евтушенко И.В. Использование регулятивной функции музыки в воспитании детей с легкой умственной отсталостью//Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6; URL: http://www.science-education.ru/113-10919.

  • Евтушенко И.В. Методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых школьников//Фундаментальные исследования. № 10 (часть 13) 2013, С. 2963-2966.

  • Евтушенко И.В. Модель музыкального воспитания умственно отсталых школьников в системе специального образования//Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. М.: Спутник+, 2014.

  • Евтушенко И.В. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых детей: Монография. М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006.

  • Евтушенко И.В. Хрестоматия по музыке и пению: Учеб. пособие для специальной, коррекционной образовательной школы VIII вида. Изд. 2-е, доп. и испр. М., РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005.

  • Евтушенко И.В., Казючиц М.И., Чернышкова Е.В. Музыкальное сочинительство как профилактика профессиональной деформации личности педагога-дефектолога // Современные наукоемкие технологии. 2016. №8 (часть 1), С. 111-115.

  • Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика / Под ред. Е.А. Медведевой. М.

  • Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т.В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова и др. М.: Дрофа, 2009.

2. Материально-техническое обеспечение:

  • фортепьяно, баян, аккордеон, клавишный синтезатор (электромузыкальный инструмент);

  • детские музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольник, маракасы, румба, металлофон, ксилофон, блок-флейта, колокольчики);

  • звукозаписывающее, звукоусиливающее и звуковоспроизводящее оборудование;

  • персональный компьютер (с необходимыми текстовыми, в том числе музыкальными, редакторами, программным обеспечением для подготовки презентаций, видеоматериалами, аудиозаписями;

  • дидактический материал (репродукции картин, портреты композиторов и исполнителей, плакаты с изображением музыкальных инструментов различных составов оркестров, хоров, ансамблей;).


Календарно-тематическое планирование



Кол-во

часов

Тема

Дата

Виды работ

план

факт




I ЧЕТВЕРТЬ – 8 учебных недель




1

Музыкальная сказка «Крокодил и Чебурашка» — муз. И. Арсеева. Полька. «Здравствуйте»» - муз. О. Арсеневской

06.09


Умение определять характер и жанр музыкальных произведений: марши — торжественные, весёлые, бодрые.

1

Прослушивание. «Сурок» — муз. Л. Бетховена. «Песня о школе» — муз. Д. Кабалевского, сл. В. Викторова.

13.09


Пение с использованием нюансов: форте и пиано.

1

Прослушивание. «Сурок» — муз. Л. Бетховена. «Земелюшка- чернозём» — р. н. п.

20.09


Формирование представления о способах исполнения произведения: плавное — легато.

1

Обучение приёмам игры на ударно-шумовых инструментах: металлофон. «Горошина» - муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель..

27.09


Обучение приёмам игры на ударно-шумовых инструментах: металлофон.

1

Музыкальная сказка «Крокодил и Чебурашка» — муз. И. Арсеева. Марш. «Родина моя» — муз. А. Абрамова, сл. И. Мазина.

04.10


Умение определять характер и жанр музыкальных произведений: марши — торжественные, весёлые, бодрые.

2

Прослушивание. «Осень» — муз. П. Чайковского, сл. А. Плещеева. «Идёт коза рогатая» — р. н. п., обр. Д. Кабалевского.

11.10

18.10


Умение правильно распределять дыхание при исполнении напевных песен

1

Повторение пройденного

25.10




II ЧЕТВЕРТЬ – 8 учебных недель




1

Прослушивание. «Марш тореадора» из оперы «Кармен» Ж. Бизе. «Как на тоненький ледок» — р. н. п.

08.11


Формирование представления о способах исполнения произведения: отрывистое — стаккато.

1

«Походная» — муз. Л. Бетховена. «Как на тоненький ледок» — р. н. п.

15.11


Пение с использованием нюансов: форте и пиано.


1

Прослушивание. «Вальс» из балета «Золушка» С. Прокофьева. «Кадэ Руссель» — франц. н. п.

22.11


Умение определять характер и жанр музыкальных произведений: танцы — вальсы.

1

Знакомство с инструментами симфонического оркестра: скрипка. «Мелодия» - муз. Х. Глюка. «В хороводе были мы» — р. н. п.

29.11


Знакомство с инструментами симфонического оркестра

1

Прослушивание. «Ноктюрн» - муз. Ф. Шопена. «Новогодняя полька» — муз. Т. Попатенко, сл. Г. Ла- донщикова.

06.12


Умение правильно формировать гласные и чётко произносить согласные

2

Прослушивание. «На тройке» - муз. П. Чайковского. «Ёлочка» — муз. Л. Бекман, сл. Р. Кудашёвой.

13.12

20.12


Пение в диапазоне Д01—Д02.

1

Повторение пройденного

27.12




III ЧЕТВЕРТЬ – 10 учебных недель




1

Прослушивание. «Итальянская полька» — муз. С. Рахманинова. «1, 2, 3, 4, 5» — чешек, н. п., обр. Р. Бойко.

10.01


Умение определять характер и жанр музыкальных произведений: танцы — польки.

1

Знакомство с инструментами симфонического оркестра: виолончель. Музыкальная сказка «Петя и Волк» — муз. С. Прокофьева. «Кролик» — муз. А. Островского, сл. 3. Петровой.

17.01


Знакомство с инструментами симфонического оркестра

1

Музыкальная сказка «Крокодил и Чебурашка» — муз. И. Арсеева. Вальс. «Пастушья песня» — франц. н. п.

24.01


Пение только с мягкой атакой, чистым, ясным и лёгким звуком.

1

Прослушивание. «Вальс» из балета «Золушка» С. Прокофьева.

31.01


Ознакомление с графической записью мелодии.

1

Прослушивание. «Бубенчики» - муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова. «Стой! Кто идёт?» — муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Погорельского.

07.02


Умение брать быстрый вдох в отрывистых и подвижных песнях.

1

Прослушивание. «Походная» — муз. Л. Бетховена. «Самая хорошая» — муз. В. Иванникова, сл. Л. Фадеевой.

14.02


Умение при исполнении песен героического характера не форсировать звучания.

1

Обучение приёмам игры на маракасе. «Колобок» муз. и сл. В. Татаринова. «Самая хорошая» — муз. В. Иванникова, сл. Л. Фадеевой.

21.02


Обучение приёмам игры.

Пение звукоряда до мажор вверх и вниз.

1

«Итальянская полька» - муз. С. Рахманинова. «Цирковые собачки» - муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова.

28.02


1

Знакомство с инструментами народного оркестра: балалайка, домра. «Пойду ль я, выйду ль я» — р. н. п. «Кролик» — муз. А. Островского, сл. 3. Петровой.

07.03

14.03



Знакомство с инструментами народного оркестра

1

Повторение пройденного

21.03





IV ЧЕТВЕРТЬ – 8 учебных недель




1

«Дружат дети всей Земли» — муз. Л. Львова-Компанейца, сл. В. Викторова. «Неваляшки» — муз. 3. Левиной, сл. 3. Петровой.

04.04


Работа над чистым интонированием, выравниванием звучания на всём диапазоне.

Нотная запись: скрипичный ключ, нотный стан, счёт линеек.

Умение определять характер и жанр музыкальных произведений: народные пляски.

Знакомство с инструментами народного оркестра

Работа над чистым интонированием, выравниванием звучания на всём диапазоне.

Пение в диапазоне Д01—Д02.

Исполнение на металлофоне простой песни - попевки.

Музыкально-театрализованное представление.

1

«Улыбка» — муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. «Наша песенка простая» — муз. А. Александрова, сл. М. Ивенсен.

11.04


1

«Частушки» - муз. Т. Попатенко, сл. М. Кравчука. «Кисель» — р. н. п.

18.04


1

Знакомство с инструментами народного оркестра: рожок. «Березка» - муз. Т. Попатенко, сл. Ж. Агажановой. «Перепёлочка» — белор. н. п.

25.04


1

«Наш край» - муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца. «Козёл и коза» — укр. н. п.

16.05


1

«Дождь и радуга» - муз. С. Прокофьева. «Наш край» — муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца.

23.05


1

«Березка» - муз. Т. Попатенко, сл. Ж. Агажановой. «Наш край» — муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца.

30.05















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!