Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» г.Оханска
Рассмотрено Методическим советом
МКОУ«С(К)ОШОВОВЗ» г.Оханска
Согласовано с заместителем директора МКОУ «С(К)ОШОВОВЗ»
г.Оханска
Согласовано
Педагогическим советом
МКОУ «С(К)ОШОВОВЗ»
г.Оханска
Утверждено.
Приказом директора
МКОУ «С(К)ОШОВОВЗ»
г.Оханска
17.08.2021г. 18.08.2021г. протокол №1от20.08.2021г №155от20.08.2021г.
_______Л.В. Борисенко
Рабочая программа
(вариант 1)
по предмету: «Музыка»
предметная область: «Искусство»
класс: 3
2021 -2022 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов:
Зерова Мария Владимировна
Оханск 2021
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для третьего класса разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Цель: Приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи учебного предмета «Музыка»:
-накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями).
-приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др.
-развитие способностей получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкальной деятельности.
-формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника.
-развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Место учебного предмета
На изучение предмета «Музыка» отводится по 1 час в неделю. Курс рассчитан на 33 учебные недели – 33 часов.
Распределение учебных часов по разделам программы
№ | Тема | Количество часов |
1. | Восприятие музыки, слушание | 21 |
2. | Хоровое пение | 35 |
3. | Элементы музыкальной грамоты | 2 |
4. | Игра на музыкальных инструментах | 8 |
| | |
Содержание учебного предмета
Слушание музыки
Расширение кругозора учащихся, формирование их слушательской культуры. Формирование представления о способах исполнения произведения: плавное — легато, отрывистое — стаккато. Умение определять характер и жанр музыкальных произведений: марши — торжественные, весёлые, бодрые; танцы — вальсы, польки, народные пляски. Знакомство с инструментами симфонического оркестра: скрипка, виолончель. Знакомство с инструментами народного оркестра: балалайка, домра и рожок.
Хоровое пение
Соблюдение при пении правильной певческой установки. Пение только с мягкой атакой, чистым, ясным и лёгким звуком. Умение правильно распределять дыхание при исполнении напевных песен. Пение с использованием нюансов: форте и пиано.
Пение в диапазоне Д01—Д02. Умение при исполнении песен героического характера не форсировать звучания. Умение правильно формировать гласные и чётко произносить согласные. Умение петь спокойно длинные музыкальные фразы. Умение брать быстрый вдох в отрывистых и подвижных песнях. Пение звукоряда до мажор вверх и вниз. Работа над чистым интонированием, выравниванием звучания на всём диапазоне. Повторение пройденного.
Музыкальная грамота.
Ознакомление с графической записью мелодии. Нотная запись: скрипичный ключ, нотный стан, счёт линеек. Игра на музыкальных инструментах.
Обучение приёмам игры на ударно-шумовых инструментах (металлофон, маракас, треугольник). Исполнение на металлофоне простой песни - попевки.
Репертуар для слушания
«Сурок» — муз. Л. Бетховена, сл. И.В. Гёте, русский текст С. Спасского. «Марш» — муз. С. Прокофьева. «Марш тореадора» из оперы «Кармен» Ж. Бизе.
«Итальянская полька» — муз. С. Рахманинова. «Вальс» из балета «Золушка» С. Прокофьева. «Осень» — муз. П. Чайковского, сл. А. Плещеева. «На тройке» - муз. П. Чайковского. «Походная» — муз. Л. Бетховена.
Дополнительный материал
Музыкальная сказка «Крокодил и Чебурашка» — муз. И. Арсеева (полька, марш, песня и вальс). Музыкальная сказка «Петя и Волк» — муз. С. Прокофьева. Музыкальный материал для распевания «Здравствуйте»» - муз. О. Арсеневской. «Цирковые собачки» - муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова. «Бубенчики» - муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова. «Горошина» - муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель. «Вальс» - муз. Е. Тиличеевой. «Пастушья песенка» - франц. нар. песня и др.
Репертуар для хорового пения
Первая четверть «Скворушка прощается» — муз. Т. Попатенко, сл. М. Ивенсен. «Родина моя» — муз. А. Абрамова, сл. И. Мазина. «Песня о школе» — муз. Д. Кабалевского, сл. В. Викторова. «Земелюшка-чернозём» — р. н. п. «А я по лугу» — р. н. п. «Идёт коза рогатая» — р. н. п., обр. Д. Кабалевского.
Вторая четверть «Ёлочка» — муз. Л. Бекман, сл. Р. Кудашёвой. «Новогодняя полька» — муз. Т. Попатенко, сл. Г. Ладонщикова.
«Как на тоненький ледок» — р. н. п. «В хороводе были мы» — р. н. п. «Кадэ Руссель» — франц. н. п. «Пойду ль я, выйду ль я» — р. н. п.
Третья четверть «Стой! Кто идёт?» — муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Погорельского. «Самая хорошая» — муз. В. Иванникова, сл. Л. Фадеевой. «Кролик» — муз. А. Островского, сл. 3. Петровой. «Мы знаем песенку» — муз. Р. Рустамова, сл. Д. Широкова. «Пастушья песня» — франц. н. п. «1, 2, 3, 4, 5» — чешек, н. п., обр. Р. Бойко.
Четвёртая четверть «Дружат дети всей Земли» — муз. Л. Львова-Ком- панейца, сл. В. Викторова. «Наша песенка простая» — муз. А. Александрова, сл. М. Ивенсен. «Кисель» — р. н. п. «Перепёлочка» — белор. н. п. «Козёл и коза» — укр. н. п.
Дополнительный материал «Осень» — муз. Ю. Чичкова, сл. И. Мазина. «Берёзка» — муз. Т. Попатенко, сл. Ж. Агажановой. «Частушки» — муз. Т. Попатенко, сл. М. Кравчука. «Неваляшки» — муз. 3. Левиной, сл. 3. Петровой. «Антошка» — муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина. «Ёлка» — муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найдёновой. «Наш край» — муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца. «Улыбка» — муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.
Репертуар для исполнения (игры на музыкальных инструментах) «Осень» - муз. Ю. Чичкова, сл. И. Мазина. «Березка» - муз. Т. Попатенко, сл. Ж. Агажановой. «Частушки» - муз. Т. Попатенко, сл. М. Кравчука. «Елка» - муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой. «Наш край» - муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца «Колобок» муз. и сл. В. Татаринова. «Вальс» Е. Тиличеевой
Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности;
- готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия;
- готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми;
- осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной;
- адекватная самооценка собственных музыкальных способностей;
- начальные навыки реагирования на изменения социального мира;
- сформированность музыкально-эстетических предпочтений, потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений;
- наличие доброжелательности, отзывчивости, открытости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям.
Планируемые предметные результаты |
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
Учащиеся должны знать: названия инструментов симфонического и народного оркестров; звучание музыкальных инструментов: скрипка, домра, балалайка, виолончель; элементарные сведения о нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан, счёт линеек; Учащиеся должны уметь: распределять дыхание при пении небольшой фразы из выученной песни; пользоваться приёмом распева — на 1 слог 2 звука; петь знакомую мелодию и правильно артикулировать в сопровождении инструмента и без него; различать звучание симфонического и народного оркестров; различать на слух песню, танец, марш; пользоваться приёмами игры на ударных инструментах: треугольник, маракас, металлофон. | Учащиеся должны знать: названия инструментов симфонического и народного оркестров; звучание скрипки и балалайки; нотную запись: скрипичный ключ, нотный стан и счёт линеек. Учащиеся должны уметь: петь знакомую мелодию песни и правильно артикулировать в сопровождении инструмента и без него; различать на слух песню, танец, марш; пользоваться приёмами игры на ударных инструментах. |
Система оценки достижения планируемых результатов
Отметка «5» выставляется, если у ученика: сформированы музыкальные представления, понятия, умения в соответствии с программными требованиями. Развит интерес к музыкальной деятельности и музыкально– эстетические чувства, проявляет активность в музыкально-исполнительской деятельности на основе достаточно развитого волевого напряжения; осознает зависимость успехов от прилагаемых усилий, активен во всех видах музыкальной деятельности; связь компонентов музыкальной
деятельности устойчива.
Отметка «4» выставляется, если у ученика: сформированы музыкальные представления, понятия, чувства, интерес, но испытывает трудности в оперировании ими. Понимает примерное содержание музыкальных произведений, средства музыкальной выразительности, но к негативному относится безразлично. В музыкальной деятельности активен, но при наличии внешнего пробуждения. Осознает зависимость успехов от прилагаемых усилий, доброжелателен в отношениях. Связь всех компонентов музыкальной деятельности устойчивая.
Отметка «3» выставляется, если у ученика: Музыкальные предоставления, понятия и умения сформированы частично, оперирует ими неумело. В музыкальной деятельности малоактивен и принимает участие лишь вместе с коллективом класса группы).
Недостаточно выражены волевые качества. Понимая связь усилий и успехов, допускает халатность, леность. В учебной деятельности малоактивен.
Отметка «2» выставляется, если у ученика: Музыкально-эстетические понятия, представления, умения не прочны, неадекватны. Нет стремления к познанию и деятельности. Интерес к музыкальной деятельности неустойчивый. Активности в коллективных делах не проявляет. Компоненты не устойчивы. Эмоционально - чувственная сфера недоразвита. Музыкальные предоставления, понятия и умения не сформированы. Чувства неадекватны, безволен, импульсивен, поведение ситуативное, зависит от интереса к объекту, сопротивляется установкам педагога. Социально-значимые мотивы в музыкальной деятельности развиты плохо; музыкальные умения и навыки отсутствуют. Пассивен, безынициативен, несамостоятелен.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
1. Учебно-методическое обеспечение:
Евтушенко И.В. Использование регулятивной функции музыки в воспитании детей с легкой умственной отсталостью//Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6; URL: http://www.science-education.ru/113-10919.
Евтушенко И.В. Методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых школьников//Фундаментальные исследования. № 10 (часть 13) 2013, С. 2963-2966.
Евтушенко И.В. Модель музыкального воспитания умственно отсталых школьников в системе специального образования//Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. М.: Спутник+, 2014.
Евтушенко И.В. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых детей: Монография. М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006.
Евтушенко И.В. Хрестоматия по музыке и пению: Учеб. пособие для специальной, коррекционной образовательной школы VIII вида. Изд. 2-е, доп. и испр. М., РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005.
Евтушенко И.В., Казючиц М.И., Чернышкова Е.В. Музыкальное сочинительство как профилактика профессиональной деформации личности педагога-дефектолога // Современные наукоемкие технологии. 2016. №8 (часть 1), С. 111-115.
Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика / Под ред. Е.А. Медведевой. М.
Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т.В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова и др. М.: Дрофа, 2009.
2. Материально-техническое обеспечение:
фортепьяно, баян, аккордеон, клавишный синтезатор (электромузыкальный инструмент);
детские музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольник, маракасы, румба, металлофон, ксилофон, блок-флейта, колокольчики);
звукозаписывающее, звукоусиливающее и звуковоспроизводящее оборудование;
персональный компьютер (с необходимыми текстовыми, в том числе музыкальными, редакторами, программным обеспечением для подготовки презентаций, видеоматериалами, аудиозаписями;
дидактический материал (репродукции картин, портреты композиторов и исполнителей, плакаты с изображением музыкальных инструментов различных составов оркестров, хоров, ансамблей;).
Календарно-тематическое планирование
№ | Кол-во часов | Тема | Дата | Виды работ |
план | факт | |
| | I ЧЕТВЕРТЬ – 8 учебных недель | | | |
| 1 | Музыкальная сказка «Крокодил и Чебурашка» — муз. И. Арсеева. Полька. «Здравствуйте»» - муз. О. Арсеневской | 06.09 | | Умение определять характер и жанр музыкальных произведений: марши — торжественные, весёлые, бодрые. |
| 1 | Прослушивание. «Сурок» — муз. Л. Бетховена. «Песня о школе» — муз. Д. Кабалевского, сл. В. Викторова. | 13.09 | | Пение с использованием нюансов: форте и пиано. |
| 1 | Прослушивание. «Сурок» — муз. Л. Бетховена. «Земелюшка- чернозём» — р. н. п. | 20.09 | | Формирование представления о способах исполнения произведения: плавное — легато. |
| 1 | Обучение приёмам игры на ударно-шумовых инструментах: металлофон. «Горошина» - муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель.. | 27.09 | | Обучение приёмам игры на ударно-шумовых инструментах: металлофон. |
| 1 | Музыкальная сказка «Крокодил и Чебурашка» — муз. И. Арсеева. Марш. «Родина моя» — муз. А. Абрамова, сл. И. Мазина. | 04.10 | | Умение определять характер и жанр музыкальных произведений: марши — торжественные, весёлые, бодрые. |
| 2 | Прослушивание. «Осень» — муз. П. Чайковского, сл. А. Плещеева. «Идёт коза рогатая» — р. н. п., обр. Д. Кабалевского. | 11.10 18.10 | | Умение правильно распределять дыхание при исполнении напевных песен |
| 1 | Повторение пройденного | 25.10 | | |
| | II ЧЕТВЕРТЬ – 8 учебных недель | | | |
| 1 | Прослушивание. «Марш тореадора» из оперы «Кармен» Ж. Бизе. «Как на тоненький ледок» — р. н. п. | 08.11 | | Формирование представления о способах исполнения произведения: отрывистое — стаккато. |
| 1 | «Походная» — муз. Л. Бетховена. «Как на тоненький ледок» — р. н. п. | 15.11 | | Пение с использованием нюансов: форте и пиано. |
| 1 | Прослушивание. «Вальс» из балета «Золушка» С. Прокофьева. «Кадэ Руссель» — франц. н. п. | 22.11 | | Умение определять характер и жанр музыкальных произведений: танцы — вальсы. |
| 1 | Знакомство с инструментами симфонического оркестра: скрипка. «Мелодия» - муз. Х. Глюка. «В хороводе были мы» — р. н. п. | 29.11 | | Знакомство с инструментами симфонического оркестра |
| 1 | Прослушивание. «Ноктюрн» - муз. Ф. Шопена. «Новогодняя полька» — муз. Т. Попатенко, сл. Г. Ла- донщикова. | 06.12 | | Умение правильно формировать гласные и чётко произносить согласные |
| 2 | Прослушивание. «На тройке» - муз. П. Чайковского. «Ёлочка» — муз. Л. Бекман, сл. Р. Кудашёвой. | 13.12 20.12 | | Пение в диапазоне Д01—Д02. |
| 1 | Повторение пройденного | 27.12 | | |
| | III ЧЕТВЕРТЬ – 10 учебных недель | | | |
| 1 | Прослушивание. «Итальянская полька» — муз. С. Рахманинова. «1, 2, 3, 4, 5» — чешек, н. п., обр. Р. Бойко. | 10.01 | | Умение определять характер и жанр музыкальных произведений: танцы — польки. |
| 1 | Знакомство с инструментами симфонического оркестра: виолончель. Музыкальная сказка «Петя и Волк» — муз. С. Прокофьева. «Кролик» — муз. А. Островского, сл. 3. Петровой. | 17.01 | | Знакомство с инструментами симфонического оркестра |
| 1 | Музыкальная сказка «Крокодил и Чебурашка» — муз. И. Арсеева. Вальс. «Пастушья песня» — франц. н. п. | 24.01 | | Пение только с мягкой атакой, чистым, ясным и лёгким звуком. |
| 1 | Прослушивание. «Вальс» из балета «Золушка» С. Прокофьева. | 31.01 | | Ознакомление с графической записью мелодии. |
| 1 | Прослушивание. «Бубенчики» - муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова. «Стой! Кто идёт?» — муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Погорельского. | 07.02 | | Умение брать быстрый вдох в отрывистых и подвижных песнях. |
| 1 | Прослушивание. «Походная» — муз. Л. Бетховена. «Самая хорошая» — муз. В. Иванникова, сл. Л. Фадеевой. | 14.02 | | Умение при исполнении песен героического характера не форсировать звучания. |
| 1 | Обучение приёмам игры на маракасе. «Колобок» муз. и сл. В. Татаринова. «Самая хорошая» — муз. В. Иванникова, сл. Л. Фадеевой. | 21.02 | | Обучение приёмам игры. Пение звукоряда до мажор вверх и вниз. |
| 1 | «Итальянская полька» - муз. С. Рахманинова. «Цирковые собачки» - муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова. | 28.02 | |
| 1 | Знакомство с инструментами народного оркестра: балалайка, домра. «Пойду ль я, выйду ль я» — р. н. п. «Кролик» — муз. А. Островского, сл. 3. Петровой. | 07.03 14.03 | | Знакомство с инструментами народного оркестра |
| 1 | Повторение пройденного | 21.03 | | |
| | IV ЧЕТВЕРТЬ – 8 учебных недель | | | |
| 1 | «Дружат дети всей Земли» — муз. Л. Львова-Компанейца, сл. В. Викторова. «Неваляшки» — муз. 3. Левиной, сл. 3. Петровой. | 04.04 | | Работа над чистым интонированием, выравниванием звучания на всём диапазоне. Нотная запись: скрипичный ключ, нотный стан, счёт линеек. Умение определять характер и жанр музыкальных произведений: народные пляски. Знакомство с инструментами народного оркестра Работа над чистым интонированием, выравниванием звучания на всём диапазоне. Пение в диапазоне Д01—Д02. Исполнение на металлофоне простой песни - попевки. Музыкально-театрализованное представление. |
| 1 | «Улыбка» — муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. «Наша песенка простая» — муз. А. Александрова, сл. М. Ивенсен. | 11.04 | |
| 1 | «Частушки» - муз. Т. Попатенко, сл. М. Кравчука. «Кисель» — р. н. п. | 18.04 | |
| 1 | Знакомство с инструментами народного оркестра: рожок. «Березка» - муз. Т. Попатенко, сл. Ж. Агажановой. «Перепёлочка» — белор. н. п. | 25.04 | |
| 1 | «Наш край» - муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца. «Козёл и коза» — укр. н. п. | 16.05 | |
| 1 | «Дождь и радуга» - муз. С. Прокофьева. «Наш край» — муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца. | 23.05 | |
| 1 | «Березка» - муз. Т. Попатенко, сл. Ж. Агажановой. «Наш край» — муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца. | 30.05 | |
| | | | | |
| | | |