СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа (вариант 1) по предмету: «Мир природы и человека» предметная область: «Естествознание» класс: 3

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

(вариант 1)

по предмету: «Мир природы и человека»

предметная область: «Естествознание»

класс: 3

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа (вариант 1) по предмету: «Мир природы и человека» предметная область: «Естествознание» класс: 3»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» г.Оханска



Рассмотрено Методическим советом

МКОУ«С(К)ОШОВОВЗ» г.Оханска

Согласовано с заместителем директора МКОУ «С(К)ОШОВОВЗ»

г.Оханска

Согласовано

Педагогическим советом

МКОУ «С(К)ОШОВОВЗ»

г.Оханска

Утверждено.

Приказом директора

МКОУ «С(К)ОШОВОВЗ»

г.Оханска

17.08.2021г. 18.08.2021г. протокол №1от20.08.2021г №155от20.08.2021г.

_______Л.В. Борисенко


Рабочая программа

(вариант 1)

по предмету: «Мир природы и человека»

предметная область: «Естествознание»

класс: 3

2021 -2022 учебный год



Составитель:

учитель начальных классов:

Зерова Мария Владимировна





Оханск 2021

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

-Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Цель курса «Мир природы и человека»

  • уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах;

  • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

  • вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

  • формирует первоначальные знания обучающихся о природе своего края;

  • конкретизирует понятийный аппарат, развивает аналитико-синтетическую деятельность обучающихся на основе предоставляемого материала;

  • вырабатывает умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи;

  • формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.

Задачи: закрепление представлений о взаимосвязи живой и неживой

природы;

• закрепление представлений о солнце как источнике света и тепла на Земле, уяснение роли солнца как причины, обуславливающей смену времен года, его значение в жизни живой природы;

• изучение доступных обучающимся сведений о воздухе, формирование представлений о роли и участии воздуха (кислорода) в жизни растений, животных и человека;

• воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения, формирование понимания взаимосвязи человека и природы.

Курс является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение: ―полисенсорности восприятия объектов;

―практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

―накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций;

―закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности.

Место учебного предмета


На изучение предмета «Мир природы и человека» отводится по 1 час в неделю. Курс рассчитан на 34 учебные недели – 34 часа.


Распределение учебных часов по разделам программы


Тема

Количество часов

Сезонные изменения

11

Неживая природа

5

Живая природа:

18

Растения

7

Животные

7

Человек

4

ИТОГ

34

Содержание учебного предмета


Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»). Раздел «Безопасное поведение» отдельным блоком не выделяется, отдельные темы по этому разделу расположены в разделах «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа».

Сезонные изменения в природе

Сезонные изменения в неживой природе

Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времен года. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный – теплый ветер. Продолжение наблюдений за погодой, их описание.

Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелетные: клест, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.

Домашние животные в разное время года. Лесные животные: мыши, змеи, лягушки. Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года

Неживая природа

Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.

Живая природа

Растения

Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы. Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы. Растения сада. Фруктовые деревья (2–3 названия); ягодные кустарники (2–3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды. Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные. Грибы. Грибы съедобные и несъедобные. Травы полезные и травы опасные.

Животные

Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к природным условиям. Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными. Сравнение диких и домашних животных. Сходство и различия: кабан – свинья, заяц – кролик. Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.

Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.

Человек. Безопасное поведение Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе

легких. Температура тела человека. Градусник и его назначение. Профилактика простудных заболеваний. Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс. Окружающая среда и здоровье человека. Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.


Результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории

  • культуре других народов;

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование

  • развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 1

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-

  • нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • 12.формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • 13) формирование готовности к самостоятельной жизни.


Планируемые предметные результаты

Достаточный уровень

Минимальный уровень

узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;

относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк ― дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);

знать правила гигиены органов чувств;

проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;


относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное);

называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой

группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);

знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость

его выполнения;

знать основные правила личной гигиены;

иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;


Система оценки достижения планируемых результатов


Оценка «5» ставится ученику, если он читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения, выделяет основную мысль произведения или части текста; делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки, отвечает на вопросы и передаёт содержание полно, правильно, последовательно, твёрдо знает наизусть текст стихотворения.

Оценка «4» ставится ученику, если он читает в основном правильно, бегло

Допускает одну -две ошибки при чтении, соблюдая паузы, знаки препинания, интонацию, логические ударения: допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливает части, называет действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя, допускает неточности в ответах на вопросы, исправляет их с помощью учителя, при чтении наизусть допускает одну -две ошибки, читает недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он читает недостаточно бегло, некоторые слова читает по слогам, допускает три – четыре ошибки при чтении. Одну – две ошибки – в соблюдении синтаксических пауз, три – четыре – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; выделяет основную мысль с помощью

Учителя; текст делит на части с помощью учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки, отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; при чтении наизусть нетвёрдо знает текст.

Оценка «2» ставится ученику , если он читает по слогам, допускает более пяти ошибок; не может выделить главную мысль произведения даже с помощью учителя; не делит текст на части, не называет главных действующих лиц, не характеризует их поступки, отвечает на вопросы и пересказывает фрагментарно, искажая основной смысл, не использует помощь учителя; не знает стихов наизусть.



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.


Учебно-методическое обеспечение:

Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. Мир природы и человека. 3 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2017

Матвеева Н. Б., Попова М. А., Куртова Т. О. Рабочая тетрадь «Живой мир» 3 класс, М., Просвещение, 2017

Н. Б. Матвеева М. А. Попова, Мир природы и человека, 1–4 классы образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с нарушением интеллекта, Методические рекомендации

Технические средства:

- компьютер, персональный компьютер (ноутбук, планшет), проектор (сенсорная доска).

Учебно-практическое оборудование:

- раздаточный дидактический материал (коллекции, гербарии, игрушки, атрибуты для сюжетных игр);

- наборы предметных и сюжетных картинок;

- Настольные развивающие игры по тематике предмета "Мир природы и человека" (лото, муляжи, игры-путешествия и пр.).

-Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин, и др.)









Календарно-тематическое планирование


Кол-во

часов

Тема урока

Дата

Виды работ


план

факт



1 четверть-8 учебных недель


Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный – теплый ветер. Продолжение наблюдений за погодой, их описание. Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев. Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелетные: клест, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период. Домашние животные в разное время года. Лесные животные: мыши, змеи, лягушки. Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года


1

1

Времена года.

Осень.

03.09


Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков осени по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту

2

1

Осенние

месяцы.

Календарь.

10.09


Чтение текста. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды осенью

3

1

Растения осенью.

17.09


Рассматривание иллюстраций. Сравнение объектов. Чтение текста. Ответы на вопросы. Составление рассказа о походе в лес за грибами. Зарисовка

4

1

Животные

осенью.

24.09


Работа с иллюстрацией. Чтение текста, ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями: называние объектов, классификация по общим признакам, выделение особенностей

5

1

Занятия людей

осенью

01.09


Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в осенний период. Называние по иллюстрациям объектов, классификация овощей и

фруктов. Составление описания некоторых овощей и фруктов.

6

1

Изучаем правила

дорожного движения

08.10


Экскурсия. Практическая отработка правил дорожного движения. Разучивание знаков: «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!».

Рисунок знаков

7

1

Солнце в разные времена года. Восход и закат солнца.

15.10


Рассматривание схем, дифференциация схем. Соотнесение схемы со временем года. Чтение текста, ответы на вопросы

8

1

Сон – лучшая профилактика усталости.

22.10


Прослушивание текста. Выработка правил хорошего сна. Дидактическая игра «Что нужно для сна»


2 четверть – 8 учебных недель


1

1

Календарь.

12.11


Перечисление месяцев. Называние времен года, месяцев, дней недели. Чтение текста, ответы на вопросы. Отгадывание загадок

2

1

Воздух. Значение воздуха.

19.11


Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание

иллюстраций. Проведение практической работы. Отгадывание загадки

3

1

Ветер. Поведение во

время урагана

26.11


Чтение текста, ответы на вопросы. Проведение практической работы. Рассматривание иллюстраций. Словарная работа: север, юг, восток, запад; флюгер, компас

4

1

Термометр.


03.12


Словарная работа – термометр. Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание показаний термометра, дифференциация показаний

5

1

Сравнение растений. Части растений.


10.12


Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние. Составление описательного рассказа

6

1

Растения сада.

17.12


Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние, дифференциация объектов. Составление рассказа с опорой на иллюстрации

7

1

Лес.

24.12


Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние, дифференциация объектов. Словарная работа: лиственные, хвойные. Отгадывание загадок

8

1

Дикие животные.

31.12


Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание рисунков. Называние объектов. Составление описательного рассказа по картинке


3 четверть – 10 учебных недель


1

1

Зима. Зимние месяцы.


14.01


Чтение текста. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды зимой Словарная работа: вьюга, метель, оттепель. Разгадывание загадок

2

1

Растения и животные зимой.

21.01


Работа с иллюстрацией. Чтение текста, ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями: дифференциация объектов.

3

1

Птицы. Строение птиц.

28.01


Рассматривание картинок, называние объектов Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа

4

1

Зимующие и перелетные птицы

04.02


Рассматривание картинок, называние объектов. Чтение текста, ответы на вопросы. Составление описательного рассказа

5

1

Правила поведения в зимний период. Профилактика простудных заболеваний.

11.02


Рассматривание иллюстративного материала. Нахождение и показ правильного поведения в различных ситуациях. Составление рассказа о правилах поведения. Зарисовка одного из правил

6

1

Занятия людей зимой.

18.02


Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в зимний период.

7

1

Домашние животные.

Правила ухода

за домашними животными

25.02


Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Дифференциация и сравнение объектов. Составление описательного рассказа по картинке

8

1

Охрана животного мира

04.03


Рассматривание иллюстраций, называние объекта. Чтение текста, ответы на вопросы по тексту. Зарисовка объектов животного мира

9

1

Человек. Дыхание человека

11.03


Проведение опыта. Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание рисунков, называние объектов. Словарная работа: трахея, бронхи, легкие. Рассматривание схемы: показ и называние объектов. Называние и запоминание правил гигиены дыхания.

Чтение стихотворений

10

1

Кровь. Сердце. Пульс.

18.03


Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание

картинок. Составление рассказа по картинке. Проведение практической работы


4 четверть – 8 учебных недель

1

1

Поведение во время болезни.

Вызов врача из поликлиники

08.04


Практическая отработка навыков телефонных разговоров. Разучивание фраз. Игра «Вызов врача из поликлиники». Запись телефонов экстренной помощи в тетрадь

2

1

Весна. Растения и животные весной.

15.04


Чтение текста. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды весной. Разгадывание загадок. Зарисовка

3

1

Насекомые

22.04


Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций, называние объектов, дифференциация объектов. Чтение стихотворения

4

1

Занятия людей

весной

29.04


Рассматривание рисунков. Называние видов одежды. Составление рассказа о детских играх. Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в весенний период


5

1

Признаки лета. Летние месяцы . Занятия людей

летом


06.05


Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков лета по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Дифференциация времен года. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа по иллюстрации. Чтение текста. Ответы на вопросы. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды весной. Работа над смыслом поговорки. Чтение стихотворения

6

1

Растения и животные летом

13.05


Рассматривание рисунков. Дифференциация объектов. Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о занятиях детей летом

7

1

Окружающая среда и здоровье человека.

20.05


Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Составление рассказа по иллюстрациям, сравнение иллюстраций

8

1

Питание человека.

27.05


Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок, называние объектов. Запоминание правил хранения продуктов






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!