Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» г.Оханска
Рассмотрено Методическим советом
МКОУ«С(К)ОШОВОВЗ» г.Оханска
Согласовано с заместителем директора МКОУ «С(К)ОШОВОВЗ»
г.Оханска
Согласовано
Педагогическим советом
МКОУ «С(К)ОШОВОВЗ»
г.Оханска
Утверждено.
Приказом директора
МКОУ «С(К)ОШОВОВЗ»
г.Оханска
17.08.2021г. 18.08.2021г. протокол №1от20.08.2021г №155от20.08.2021г.
_______Л.В. Борисенко
Рабочая программа
(вариант 1)
по предмету: «Мир природы и человека»
предметная область: «Естествознание»
класс: 3
2021 -2022 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов:
Зерова Мария Владимировна
Оханск 2021
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Цель курса «Мир природы и человека»
уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
формирует первоначальные знания обучающихся о природе своего края;
конкретизирует понятийный аппарат, развивает аналитико-синтетическую деятельность обучающихся на основе предоставляемого материала;
вырабатывает умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи;
формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.
Задачи: закрепление представлений о взаимосвязи живой и неживой
природы;
• закрепление представлений о солнце как источнике света и тепла на Земле, уяснение роли солнца как причины, обуславливающей смену времен года, его значение в жизни живой природы;
• изучение доступных обучающимся сведений о воздухе, формирование представлений о роли и участии воздуха (кислорода) в жизни растений, животных и человека;
• воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения, формирование понимания взаимосвязи человека и природы.
Курс является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение: ―полисенсорности восприятия объектов;
―практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
―накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций;
―закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности.
Место учебного предмета
На изучение предмета «Мир природы и человека» отводится по 1 час в неделю. Курс рассчитан на 34 учебные недели – 34 часа.
Распределение учебных часов по разделам программы
Тема | Количество часов |
Сезонные изменения | 11 |
Неживая природа | 5 |
Живая природа: | 18 |
Растения | 7 |
Животные | 7 |
Человек | 4 |
ИТОГ | 34 |
Содержание учебного предмета
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»). Раздел «Безопасное поведение» отдельным блоком не выделяется, отдельные темы по этому разделу расположены в разделах «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа».
Сезонные изменения в природе
Сезонные изменения в неживой природе
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времен года. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный – теплый ветер. Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелетные: клест, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.
Домашние животные в разное время года. Лесные животные: мыши, змеи, лягушки. Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года
Неживая природа
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.
Живая природа
Растения
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы. Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы. Растения сада. Фруктовые деревья (2–3 названия); ягодные кустарники (2–3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды. Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные. Грибы. Грибы съедобные и несъедобные. Травы полезные и травы опасные.
Животные
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к природным условиям. Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными. Сравнение диких и домашних животных. Сходство и различия: кабан – свинья, заяц – кролик. Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.
Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Человек. Безопасное поведение Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе
легких. Температура тела человека. Градусник и его назначение. Профилактика простудных заболеваний. Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс. Окружающая среда и здоровье человека. Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.
Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории
культуре других народов;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 1
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
12.формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Планируемые предметные результаты |
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях; относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк ― дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса); знать правила гигиены органов чувств; проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира; | относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное); называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда); знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения; знать основные правила личной гигиены; иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; |
Система оценки достижения планируемых результатов
Оценка «5» ставится ученику, если он читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения, выделяет основную мысль произведения или части текста; делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки, отвечает на вопросы и передаёт содержание полно, правильно, последовательно, твёрдо знает наизусть текст стихотворения.
Оценка «4» ставится ученику, если он читает в основном правильно, бегло
Допускает одну -две ошибки при чтении, соблюдая паузы, знаки препинания, интонацию, логические ударения: допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливает части, называет действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя, допускает неточности в ответах на вопросы, исправляет их с помощью учителя, при чтении наизусть допускает одну -две ошибки, читает недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он читает недостаточно бегло, некоторые слова читает по слогам, допускает три – четыре ошибки при чтении. Одну – две ошибки – в соблюдении синтаксических пауз, три – четыре – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; выделяет основную мысль с помощью
Учителя; текст делит на части с помощью учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки, отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; при чтении наизусть нетвёрдо знает текст.
Оценка «2» ставится ученику , если он читает по слогам, допускает более пяти ошибок; не может выделить главную мысль произведения даже с помощью учителя; не делит текст на части, не называет главных действующих лиц, не характеризует их поступки, отвечает на вопросы и пересказывает фрагментарно, искажая основной смысл, не использует помощь учителя; не знает стихов наизусть.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Учебно-методическое обеспечение:
Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. Мир природы и человека. 3 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2017
Матвеева Н. Б., Попова М. А., Куртова Т. О. Рабочая тетрадь «Живой мир» 3 класс, М., Просвещение, 2017
Н. Б. Матвеева М. А. Попова, Мир природы и человека, 1–4 классы образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с нарушением интеллекта, Методические рекомендации
Технические средства:
- компьютер, персональный компьютер (ноутбук, планшет), проектор (сенсорная доска).
Учебно-практическое оборудование:
- раздаточный дидактический материал (коллекции, гербарии, игрушки, атрибуты для сюжетных игр);
- наборы предметных и сюжетных картинок;
- Настольные развивающие игры по тематике предмета "Мир природы и человека" (лото, муляжи, игры-путешествия и пр.).
-Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин, и др.)
Календарно-тематическое планирование
№ | Кол-во часов | Тема урока | Дата | Виды работ | |
план | факт | |
1 четверть-8 учебных недель | |
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный – теплый ветер. Продолжение наблюдений за погодой, их описание. Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев. Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелетные: клест, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период. Домашние животные в разное время года. Лесные животные: мыши, змеи, лягушки. Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года | |
1 | 1 | Времена года. Осень. | 03.09 | | Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков осени по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту |
2 | 1 | Осенние месяцы. Календарь. | 10.09 | | Чтение текста. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды осенью |
3 | 1 | Растения осенью. | 17.09 | | Рассматривание иллюстраций. Сравнение объектов. Чтение текста. Ответы на вопросы. Составление рассказа о походе в лес за грибами. Зарисовка |
4 | 1 | Животные осенью. | 24.09 | | Работа с иллюстрацией. Чтение текста, ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями: называние объектов, классификация по общим признакам, выделение особенностей |
5 | 1 | Занятия людей осенью | 01.09 | | Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в осенний период. Называние по иллюстрациям объектов, классификация овощей и фруктов. Составление описания некоторых овощей и фруктов. |
6 | 1 | Изучаем правила дорожного движения | 08.10 | | Экскурсия. Практическая отработка правил дорожного движения. Разучивание знаков: «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!». Рисунок знаков |
7 | 1 | Солнце в разные времена года. Восход и закат солнца. | 15.10 | | Рассматривание схем, дифференциация схем. Соотнесение схемы со временем года. Чтение текста, ответы на вопросы |
8 | 1 | Сон – лучшая профилактика усталости. | 22.10 | | Прослушивание текста. Выработка правил хорошего сна. Дидактическая игра «Что нужно для сна» |
2 четверть – 8 учебных недель |
1 | 1 | Календарь. | 12.11 | | Перечисление месяцев. Называние времен года, месяцев, дней недели. Чтение текста, ответы на вопросы. Отгадывание загадок |
2 | 1 | Воздух. Значение воздуха. | 19.11 | | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Проведение практической работы. Отгадывание загадки |
3 | 1 | Ветер. Поведение во время урагана | 26.11 | | Чтение текста, ответы на вопросы. Проведение практической работы. Рассматривание иллюстраций. Словарная работа: север, юг, восток, запад; флюгер, компас |
4 | 1 | Термометр. | 03.12 | | Словарная работа – термометр. Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание показаний термометра, дифференциация показаний |
5 | 1 | Сравнение растений. Части растений. | 10.12 | | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние. Составление описательного рассказа |
6 | 1 | Растения сада. | 17.12 | | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние, дифференциация объектов. Составление рассказа с опорой на иллюстрации |
7 | 1 | Лес. | 24.12 | | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние, дифференциация объектов. Словарная работа: лиственные, хвойные. Отгадывание загадок |
8 | 1 | Дикие животные. | 31.12 | | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание рисунков. Называние объектов. Составление описательного рассказа по картинке |
3 четверть – 10 учебных недель |
1 | 1 | Зима. Зимние месяцы. | 14.01 | | Чтение текста. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды зимой Словарная работа: вьюга, метель, оттепель. Разгадывание загадок |
2 | 1 | Растения и животные зимой. | 21.01 | | Работа с иллюстрацией. Чтение текста, ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями: дифференциация объектов. |
3 | 1 | Птицы. Строение птиц. | 28.01 | | Рассматривание картинок, называние объектов Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа |
4 | 1 | Зимующие и перелетные птицы | 04.02 | | Рассматривание картинок, называние объектов. Чтение текста, ответы на вопросы. Составление описательного рассказа |
5 | 1 | Правила поведения в зимний период. Профилактика простудных заболеваний. | 11.02 | | Рассматривание иллюстративного материала. Нахождение и показ правильного поведения в различных ситуациях. Составление рассказа о правилах поведения. Зарисовка одного из правил |
6 | 1 | Занятия людей зимой. | 18.02 | | Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в зимний период. |
7 | 1 | Домашние животные. Правила ухода за домашними животными | 25.02 | | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Дифференциация и сравнение объектов. Составление описательного рассказа по картинке |
8 | 1 | Охрана животного мира | 04.03 | | Рассматривание иллюстраций, называние объекта. Чтение текста, ответы на вопросы по тексту. Зарисовка объектов животного мира |
9 | 1 | Человек. Дыхание человека | 11.03 | | Проведение опыта. Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание рисунков, называние объектов. Словарная работа: трахея, бронхи, легкие. Рассматривание схемы: показ и называние объектов. Называние и запоминание правил гигиены дыхания. Чтение стихотворений |
10 | 1 | Кровь. Сердце. Пульс. | 18.03 | | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Составление рассказа по картинке. Проведение практической работы |
4 четверть – 8 учебных недель |
1 | 1 | Поведение во время болезни. Вызов врача из поликлиники | 08.04 | | Практическая отработка навыков телефонных разговоров. Разучивание фраз. Игра «Вызов врача из поликлиники». Запись телефонов экстренной помощи в тетрадь |
2 | 1 | Весна. Растения и животные весной. | 15.04 | | Чтение текста. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды весной. Разгадывание загадок. Зарисовка |
3 | 1 | Насекомые | 22.04 | | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций, называние объектов, дифференциация объектов. Чтение стихотворения |
4 | 1 | Занятия людей весной | 29.04 | | Рассматривание рисунков. Называние видов одежды. Составление рассказа о детских играх. Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в весенний период |
5 | 1 | Признаки лета. Летние месяцы . Занятия людей летом | 06.05 | | Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков лета по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Дифференциация времен года. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа по иллюстрации. Чтение текста. Ответы на вопросы. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды весной. Работа над смыслом поговорки. Чтение стихотворения |
6 | 1 | Растения и животные летом | 13.05 | | Рассматривание рисунков. Дифференциация объектов. Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о занятиях детей летом |
7 | 1 | Окружающая среда и здоровье человека. | 20.05 | | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Составление рассказа по иллюстрациям, сравнение иллюстраций |
8 | 1 | Питание человека. | 27.05 | | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок, называние объектов. Запоминание правил хранения продуктов |