СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа в соответствии с ФАООП по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе «Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», на основании нормативно-правовых документов. При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности учащихся с нарушенимем интелеекта, содержание программы отвечает принципам психолого - педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа в соответствии с ФАООП по русскому языку»

Рабочая программа по курсу «Русский язык» 5 -9 классы

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе «Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» /М-во образования и науки РОС. Федерации. – М.: Просвещение, 2019 (1 вариант), «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающихся  с интеллектуальными нарушениями, вариант 1, 5-9 классы (авторы Э.Я.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова, М.: Просвещение, 2018г.) и учебного плана учреждения.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).



2. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648-20). Одобрен решением от 28 сентября 2020 г. № 28.


3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с последующими изменениями и дополнениями).



4. Приказ Министерства образования РФ от 19.12.2014г № 1599 « Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»



5. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1, приказ № 284 от 07 сентября 2016г.



6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;

― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;

― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;

― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;

― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;

― развитие положительных качеств и свойств личности.

Согласно учебному плану в 5-9 классе на уроки русского языка отведено 136 часов, т.е. по 4 часа в неделю.

Содержание программы соответствует «Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» /М-во образования и науки РОС. Федерации. – М.: Просвещение, 2019 (1 вариант), «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающихся  с интеллектуальными нарушениями, вариант 1, 5-9 классы» (авторы Э.Я.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова, М.: Просвещение, 2018г.)

Планируемые результаты освоения учебного предмета

по итогам обучения в 5-9 классах

Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями в зависимости от учебных возможностей школьников:

Минимальный уровень:

• знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;

• разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы педагогического работника;

• образование слов с новым значением с опорой на образец;

• представления о грамматических разрядах слов;

• различение изученных частей речи по вопросу и значению;

• использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;

• составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;

• установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам педагогического работника;

• нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью педагогического работника);

• нахождение в тексте однородных членов предложения;

• различение предложений, разных по интонации;

• нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью педагогического работника);

• участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;

• выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;

• оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;

• письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50 - 55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;

• составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.

Достаточный уровень:

• знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;

• разбор слова по составу с использованием опорных схем;

• образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;

• дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам;

• определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам педагогического работника;

• нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством педагогического работника);

• пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;

• составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему;

• установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4 - 5 слов) по вопросам педагогического работника, опорной схеме;

• нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем;

• составление предложений с однородными членами с опорой на образец;

• составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;

• различение предложений (с помощью педагогического работника) различных по цели высказывания;

• отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;

• отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью педагогического работника);

• выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;

• оформление всех видов изученных деловых бумаг;

• письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);

• письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55 - 60 слов).



Содержание учебного курса «Русский язык»

в 5-9 классах

Программа по русскому языку в 5-9 классах имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.

Для решения этих взаимообусловленных задач строится содержательная часть программы. Особое внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи, и возможность развёрнуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.

Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестаёт быть самоцелью, она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал в устной и письменной форме речевой практики.

Программа включает следующие разделы: «Звуки и буквы. Текст», «Слово. Текст», «Предложение. Текст», «Связная письменная речь», «Деловое письмо».

Во всех разделах задания к теме «Текст» выполняются в процессе изучения других грамматических тем.

Специальные уроки делового письма или связной речи с элементами творчества проводятся 1-2 раза в месяц по выбору учителя. Тренировочные упражнения в деловом письме используются и на других уроках русского языка.

На уроки связной речи, включая работу над ошибками, отводится по 2 часа учебного времени.

Фонетика

Повторение. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Алфавит. Характеристика гласных: слогообразующая роль гласных, ударные и безударные гласные. Характеристика согласных: мягкие - твёрдые, звонкие - глухие. Несовпадение звука и буквы в слове. Слог. Перенос слов.

Твёрдые и мягкие согласные. Их дифференциация. Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь.

Разделительный мягкий знак (ь). Дифференциация слитного и раздельного произношения согласных и гласных в словах (ня — нья). Употребление мягкого знака как показателя раздельного произношения согласного и гласного. Дифференциация употребления мягкого знака для обозначения мягкости согласных и разделительного мягкого знака.

Согласные звонкие и глухие. Дифференциация парных звонких и глухих согласных. Установление несоответствия звука и буквы на конце слова. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

Ударные и безударные гласные. Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие их в безударной позиции. Введение термина орфограмма. Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова.

Звуковая характеристика языка. Соответствие и несоответствие произношения написанию в слове. Общий способ решения орфографических задач.

Употребление разделительных ь и ъ знаков в словах. Проверяемые и непроверяемые написания в словах. Работа с орфографическим словарём.

Слова из словаря:

5 класс. Адрес, беседа, библиотека, благодарю, ботинки, герой, граница, до свидания, забота, здравствуй, каникулы, конверт, космос, лестница, облако, область, однажды, огромный, охрана, пассажир, победа, север, столица, телевизор, телефон.

6 класс. Апельсин, богатство, горизонт, директор, женщина, интересный, календарь, командир, комбайн, компас, конфета, мужчина, океан, пожалуйста, прекрасный, природа, растение, сейчас, солдат, соревнование, сосед, телеграмма, теперь, хозяин, шоссе.

7 класс. Антракт, бассейн, велосипед, география, естествознание, кабинет, километр, лекарство, мастер, мороженое, насекомое, недавно, портрет, порядочный, почтальон, приветливый, рецепт, сантиметр, спектакль, стадион, станок, театр, температура, тренер, тренировка.

8 класс. Государство, депутат, дисциплина, документ, информация, квитанция, клиент, медаль, полиция (милиция), неожиданно, Отечество, память, паспорт, патриот, пациент, планета, профессия, секретарь, совесть, станция, территория, характер, чувство, электричество, юмор.

9 класс. Автобиография, авторитет, аккуратно, безопасность, вежливость, ветеран, владелец, жестокость, иждивенец, изредка, кафе, компьютер, конфликт, мужество, население, национальность, независимость, обязанность, отдых, результат, Сбербанк, свидетельство, традиция.

Морфология

Состав слова. Родственные, или однокоренные, слова. Корень - выразитель общего значения в группе однокоренных слов. Соотнесение однокоренных слов с их значением и включение их в предложения. Объяснение значений слов по плану и образцу. Подбор однокоренных слов, относящихся к разным частям речи. Их дифференциация.

Окончание как изменяемая часть слова. Образование смысловой связи между словами с помощью окончаний. Объединение слов в словосочетания с помощью вопроса.

Приставка как часть слова. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от приставки. Приставка и предлог. Их различение. Правописание приставок с а и о. Приставка пере-.

Единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, от-, под-, над-). Составление различных словосочетаний с однокоренными словами, образованными с помощью приставок.

Разделительный твёрдый знак (ъ) в словах с приставками.

Правописание корней и приставок. Их систематизация.

Суффикс как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.

Образование разных частей речи с помощью приставок и суффиксов. Образование разных слов с помощью одних и тех же приставок и суффиксов, наблюдение за значением этих слов.

Практическое использование однокоренных слов в тексте.

Разбор слов по составу (простейшие случаи).

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов путём изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Дифференциация способов проверки. Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов.

Непроверяемые написания в корне. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в группе однокоренных слов.

Сложные слова с соединительными гласными о, е и без соединительной гласной. Обогащение словаря сложными словами. Их активизация. Объяснение значения данных слов (по образцу). Составление словосочетаний и предложений с данными словами. Включение их в текст.

Сложносокращённые слова. Использование в тексте сложных и сложносокращённых слов.

Части речи

Слово как название предмета, его признака или действия. Части речи. Существительное. Прилагательное. Глагол. Их различение и вопросы как средство для выявления этих частей речи. Различение данных частей речи в группе однокоренных слов. Их дифференциация в предложении. Составление словосочетаний, состоящих из разных частей речи.

Существительное. Значение существительных в речи. Объединение ряда существительных общей темой. Разделение существительных на слова различных смысловых категорий: люди, их профессии, животные, растения, события, явления природы и т. д. Существительные, называющие один и тот же предмет по-разному. Существительные, противоположные по значению. Существительные, близкие по значению. Описание картин окружающей действительности существительными. Образование сравнительных оборотов с союзом как (один предмет похож на другой: глаза как бусинки).

Существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные.

Большая буква в именах собственных. Названия праздников. Кавычки в названиях книг, журналов, магазинов и т. д. Распространение предложений в тексте именами собственными.

Изменение существительных по числам.

Нахождение смысловой связи между двумя данными существительными и составление предложений на основе двух слов.

Род существительных. Родовые окончания. Различение существительных по родам. Существительные мужского и женского рода с шипящей на конце. Различение их по родам в словосочетаниях. Правописание.

Число существительных. Изменение существительных по числам.

Подбор однокоренных существительных с разными грамматическими признаками. Включение их в предложения.

Изменение существительных в единственном числе по падежам (склонение). Словосочетания с существительным, постановка вопроса от главного слова к зависимому (существительному) и определение падежа существительного по вопросу. Выделение падежных окончаний (на примере существительных с ударными и беспроблемными окончаниями).

Предлоги и падежи. Предлог и падежное окончание для связи слов в предложении. Выбор падежной формы существительного после предлога. Понятие о начальной форме существительных. Постановка существительных, стоящих в косвенных падежах, в начальную форму.

Три типа склонения существительных.

Ударные и безударные падежные окончания. Наблюдение за единообразным написанием ударных и безударных падежных окончаний.

Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе. Проверка безударных окончаний существительных каждого типа склонения способом подстановки существительного того же склонения и падежа с ударным окончанием. Распространение предложений однородными членами, выраженными существительными в заданной падежной форме. Склонение существительных во множественном числе. Распространение предложений однородными членами, выраженными существительными во множественном числе.

Определение грамматических признаков существительного (с опорой на таблицу).

Выбор из текста существительных и постановка их в начальную форму.

Несклоняемые существительные. Определение их рода. Согласование прилагательного и глагола прошедшего времени с несклоняемыми существительными.

Дополнение диалога завершающими репликами двух собеседников.

Прилагательное. Значение прилагательных в речи. Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет, размер, форма, вкус и т. д. Описание человека, животных, явлений природы с помощью прилагательных. Описание предмета и его частей словосочетаниями с прилагательными. Прилагательные, противоположные по значению. Прилагательные, близкие по значению. Использование прилагательных для выражения сравнения (ласковый, как котёнок). Употребление прилагательных в прямом и переносном значении.

Род прилагательных. Его зависимость от рода существительных. Родовые окончания прилагательных.

Число прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Наблюдение за родовыми окончаниями. Дифференциация окончаний единственного и множественного числа: -ее, -ие.

Понятие о склонении прилагательных. Склонение прилагательных мужского и среднего рода. Склонение прилагательных женского рода. Постановка вопросов от существительного к прилагательному в косвенных падежах. Наблюдение за окончанием вопроса и окончанием прилагательного. Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе. Склонение прилагательных во множественном числе. Проверка безударных окончаний прилагательных с помощью вопроса.

Прилагательные на - ий, - ье, - ья, - ьи. Их правописание.

Подбор нескольких прилагательных к существительному по смыслу (сначала с опорой на предмет или его изображение, а в дальнейшем без них). Согласование прилагательных с существительными. Выделение сочетаний существительных с прилагательными в разных падежных формах. Употребление словосочетаний в разных падежных формах.

Распространение предложений прилагательными и однородными членами, выраженными прилагательными в заданной падежной форме.

Выписывание из текста сочетаний существительных с прилагательными. Восстановление текста по опорным словосочетаниям.

Включение прилагательных в описание портрета (с опорой на иллюстрацию, репродукцию картины).

Создание диалога на основе повествовательного текста с опорой на структурную схему диалога.

Глагол. Значение глаголов в речи. Семантические группы глаголов (глаголы движения, глаголы труда, глаголы речи и т. д.). Нахождение в тексте глаголов разных семантических групп.

Глаголы, противоположные по значению. Подбор к данным глаголам однокоренных и глаголов, противоположных по значению. Составление словосочетаний с глаголами, противоположными по значению, на заданную тему. Включение в текст пар глаголов, противоположных по значению. Использование глаголов для выражения сравнения (прыгает, как мячик). Глаголы, близкие по значению, их использование в предложениях. Употребление глаголов в прямом и переносном значении, включение их в описание картины (по данной репродукции).

Изменение глаголов по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Их различение по вопросам и значению. Употребление в речи глаголов разных временных категорий.

Число глаголов. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.

Начальная форма глагола (неопределённая форма) на -ть, -ться, -ти, -чь, -чься (что делать? что сделать?"). Постановка глаголов в начальную форму.

Правописание частицы не с глаголами. Значение отрицания.

Лицо глаголов в настоящем и будущем времени. 1, 2 и 3-е лицо глаголов единственного и множественного числа. Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.

Дифференциация глаголов 3-го лица единственного числа и неопределённой формы глаголов (-тся, -ться). Изменение глаголов с ударным окончанием по лицам и числам.

Составление сочетаний глаголов с существительными, отвечающими на вопросы косвенных падежей.

Включение в диалог слов автора, данных отдельно и характеризующих речь участников диалога.

Краткий письменный пересказ текста по вопросам.

Повелительная форма глаголов. Использование в диалоге глаголов в повелительной форме.

Местоимение. Значение личных местоимений в речи. Правильное соотнесение местоимений с существительными.

Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Употребление местоимений 2-го лица множественного числа (вы, Вы) при обращении к нескольким лицам и одному человеку.

Изменение местоимений 3-го лица единственного числа по родам.

Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Использование местоимений как средства связи предложений в тексте. Замена местоимениями повторяющихся существительных и словосочетаний с ними в рядом стоящих предложениях.

Письменный пересказ текста на основе коллективно составленного плана и выписанных словосочетаний с местоимениями к каждому пункту плана.

Наречие. Значение наречий в речи. Наречия, характеризующие глаголы речи. Наречия противоположные и близкие по значению. Употребление сочетаний глаголов с наречиями в прямом и переносном значении. Признаки действия, отвечающие на вопросы как? где? когда? куда? откуда?

Неизменяемость наречий. Образование наречий от прилагательных.

Правописание наречий на - а и - о.

Подбор наречий к глаголу по смыслу (с опорой на иллюстрацию). Распространение предложений наречиями. Употребление наречий для связи предложений в тексте и частей текста между собой. Выписывание словосочетаний с наречиями. Восстановление текста по выписанным словосочетаниям.

Числительное. Понятие о числительном как части речи. Случаи употребления в устной и письменной речи.

Правописание числительных от 5 до 20, 30; от 50 до 80; от 100 до 900.

Составные числительные, их правописание.

Синтаксис. Словосочетание. Предложение

Простые и сложные предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Нераспространённые и распространённые предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Распространение предложения с помощью вопросов, рисунков. Ответы на вопрос нераспространённым и распространённым предложениями.

Практическое знакомство с однородными членами предложения. Интонация перечисления. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Однородные члены предложения с союзами а, но. Интонация сопоставления. Знаки препинания. Дополнение предложения однородными членами по вопросу. Распространение предложений однородными членами, выраженными разными частями речи. Постановка вопроса к однородным членам предложения. Включение в предложение однородных членов путём замены слова с обобщающим значением словами с конкретными значениями.

Практическое знакомство с обращением. Интонационные особенности. Место обращения в предложении. Культура речи при обращении.

Определение объекта, к которому обращена речь. Включение данных обращений в текст.

Различение предложений в зависимости от цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные. Правильное их интонирование. Составление разных по интонации предложений об одном предмете.

Употребление восклицательных и вопросительных предложений в диалоге.

Сложное предложение без союзов. Знаки препинания. Сравнение сложного предложения с простым предложением. Смысловая и интонационная законченность сложного предложения. Составление сложных предложений с опорой на рисунки и схему сложного предложения.

Нераспространённые простые и сложные предложения. Распространение их в тексте.

Сложные предложения с союзами что, чтобы, потому что, когда. Выделение главных и второстепенных членов в частях сложного предложения.

Составление сложных предложений с опорой на фрагменты предложений, включающих союзы и, а, но, что, чтобы, потому что, когда.

Развитие речи, работа с текстом

Различение текста и не текста. Определение темы текста. Заголовок.

Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения. Границы предложений.

Установление последовательности предложений в тексте.

Тема и основная мысль. Отбор примеров и фактов для развития основной мысли (из ряда предложенных).

Части текста. Красная строка. Запись текста с соблюдением красной строки.

Расположение частей текста в соответствии с данным планом. Деление текста на части по данному плану.

План текста. Деление главной части плана на подпункты, отражающие последовательность предъявляемых фактов (примеров).

Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль, по вопросам к тексту, с опорой на рисунки. Коллективный подбор примеров (фактов) для подкрепления основной мысли текста.

Связь частей в тексте с помощью слов однажды, как-то раз, недавно, давным-давно; вдруг, неожиданно, внезапно; с тех пор, теперь, и вот.

Установление последовательности фактов, подтверждающих основную мысль в тексте. Связь между ними с помощью слов сначала, потом, затем, наконец.

Анализ текста: тема, основная мысль, части текста, средства связи предложений в тексте, составление плана к тексту.

Деловое письмо

Адрес. Адресные данные и порядок их записи. Восстановление нарушенного порядка адресных данных. Индекс. Его значение. Отправитель и получатель. Тематический словарь. Почтовая марка, её функциональное значение. Заполнение конверта.

Поздравление. Текст поздравления, его структурные части (обращение, поздравление, пожелание, подпись). Тематический словарь. Дополнение текста поздравления пропущенными структурными частями. Всенародные праздники, их названия, календарные данные. Поздравительная открытка. Расположение частей текста поздравления на ней. Заполнение лицевой и обратной стороны поздравительной открытки. Речевой этикет. День учителя. Поздравление с Днём учителя. Календарь памятных дат. Его заполнение. Профессиональные праздники. Внесение личностно значимых профессиональных праздников в календарь памятных дат.

Записка. Текст записки, её структурные части (обращение, сообщение, подпись). Тематический словарь. Записка-просьба, записка-приглашение, записка-извинение, записка - благодарность. Речевой этикет. Дополнение текста записки пропущенными структурными частями. Составление записок на заданные темы, правильное расположение записок на листе бумаги.

Письмо. Личные письма. Текст письма и его структурные части (приветствие с обращением, сообщение, прощание, подпись). Тематический словарь. Дополнение текста письма пропущенными структурными частями. Выделение в тексте письма вопросов и просьб к адресату как отдельной структурной единицы. Преобразование повествовательного текста в текст письма. Коллективное сочинение писем по образцу, по письму-заготовке, на заданную тему, ответов на полученное письмо.

Объявление. Текст объявления, его структурные части (обращение, сообщение, подпись). Тематический словарь. Особенности текста объявления: краткость, точность (где? когда?"). Школьные объявления. Доска объявлений. Объявления о пропаже и находке. Объявления на улице и в газете. Составление объявлений из данных структурных частей. Дополнение текста объявления пропущенными структурными частями. Составление объявлений с опорой на объявления-заготовки.

Объяснительная записка. Текст объяснительной записки, её структурные части (адресат, название деловой бумаги, объяснение, фамилия, имя, отчество и подпись составителя, число). Тематический словарь. Членение текста объяснительной записки на структурные части и правильное расположение их на листе бумаги. Составление объяснительной записки из отдельных структурных частей. Дополнение текста объяснительной записки пропущенными структурными частями. Тематика объяснительных записок. Составление объяснительных записок на заданные темы.

Заявление. Текст заявления, его структурные части (кому, от кого; название документа, просьба заявителя, подпись, дата). Тематический словарь. Членение текста заявления на структурные части и правильное расположение их на листе бумаги. Составление заявления из отдельных структурных частей. Дополнение текста заявления пропущенными структурными частями. Тематика заявлений. Составление заявлений на заданные темы. Заполнение бланков заявлений.

Расписка. Текст расписки, её структурные части (название документа, содержание документа, подпись, дата). Тематический словарь. Членение текста расписки на структурные части и правильное расположение их на листе бумаги. Составление расписки из отдельных структурных частей. Дополнение текста расписки пропущенными структурными частями. Тематика расписок. Составление расписок на заданные темы.

Доверенность. Текст доверенности, её структурные части. Тематический словарь. Членение текста доверенности на структурные части и правильное расположение их на листе бумаги. Составление доверенности из отдельных структурных частей. Дополнение текста доверенности пропущенными структурными частями. Тематика доверенностей. Составление данного документа на заданные темы. Заполнение бланков доверенности.

Автобиография. Текст автобиографии, её структурные части. Тематический словарь. Членение текста автобиографии на структурные части и правильное расположение их на листе бумаги. Составление автобиографии из отдельных структурных частей. Дополнение текста автобиографии пропущенными структурными частями. Составление автобиографии по образцу, вопросам и самостоятельно. Внесение автобиографических данных в различные документы. Заполнение бланков автобиографическими данными.

Связная письменная речь с элементами творчества

Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Коллективное изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам.

Коллективное сочинение по плану и опорным словосочетаниям. Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану.

Коллективный рассказ на основе распространения данного текста.

Коллективное изложение текста, воспринятого на слух.

Выделение опорных слов из текста с предварительным его анализом (тема, образные слова, средства связи предложений). Обсуждение заголовка к тексту. Изложение рассказа по данному началу и опорным словам.

Изложение воспринятого на слух текста по данному началу и опорным словам.

Коллективное описание предмета с опорой на предмет или его изображение по предложенному учителем плану.

Коллективный рассказ на основе художественной картины бытового жанра с предварительным анализом, составлением плана, отбором речевого материала.

Продолжение рассказа по данному началу и плану последующих частей.

Коллективное сочинение повествовательного характера с опорой на серию сюжетных картинок с предварительной отработкой сюжета и словаря.

Сочинение по данному плану и опорным словам или по данному началу частей текста.

Сочинение по материалам личных наблюдений. Изложение содержания текста биографии писателя.

Сочинение с элементами рассуждения по вопросам.

Коллективное описание героя на материале уроков чтения с предварительной отработкой содержания и речевого оформления текста.

Учебно-тематический план

(5 класс)

Тема

Кол-во

часов


1

Повторение. Звуки и буквы. Текст

17


2

Предложение. Текст

17


3

Состав слова

32


4

Части речи. Текст

8


5

Имя существительное

22


6

Имя прилагательное

13



Глагол

10



Предложение. Текст

12


7

Повторение

5



Итого:

136


Литература:

Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г., «Русский язык». Учебник для 5 кл.- М.: «Просвещение» 2020 г.

Оборудование: таблицы, предметные и сюжетные картинки, карточки для индивидуальной работы, карточки словарных слов.

Учебно-тематический план

(6 класс)

Тема

Кол-во

часов


1

Повторение. Звуки и буквы. Текст

9


2

Предложение. Текст

9


3

Состав слова. Текст

29


4

Части речи. Текст

2


5

Имя существительное

30


6

Имя прилагательное

25



Глагол

16



Предложение. Текст

10


7

Повторение

6



Итого:

136


Литература:

Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г., «Русский язык». Учебник для 6 кл.- М.: «Просвещение» 2021 г.

Оборудование: таблицы, предметные и сюжетные картинки, карточки для индивидуальной работы, карточки словарных слов.

Учебно-тематический план

(7 класс)

Тема

Кол-во

часов


1

Повторение

18


2

Состав слова. Текст

20


3

Части речи. Текст

2


4

Существительное

26


5

Прилагательное

16


6

Глагол

20


7

Местоимение

11


8

Предложение. Текст

15


7

Повторение

8



Итого:

136


Литература:

Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г., «Русский язык». Учебник для 7 кл.- М.: «Просвещение» 2022 г.

Оборудование: таблицы, предметные и сюжетные картинки, карточки для индивидуальной работы, карточки словарных слов.

Учебно-тематический план

(8 класс)

Тема

Кол-во

часов


1

Повторение. Предложение. Текст

9


2

Состав слова. Текст

15


3

Части речи. Текст

1


4

Существительное

20


5

Прилагательное

20


6

Местоимение

20


7

Глагол

22


8

Наречие

12


9

Предложение. Текст

11


10

Повторение

6



Итого:

136


Литература:

Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г., «Русский язык». Учебник для 8 кл.- М.: «Просвещение» 2023 г.

Оборудование: таблицы, предметные и сюжетные картинки, карточки для индивидуальной работы, карточки словарных слов.







13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!