МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 2 «СПЕКТР»
Рассмотрена на заседании МО учителей русского языка и литературы Руководитель МО - Фишерова Ю.С. Протокол № ______от ________ | Согласована заместитель директора по УВР ____________Морозова Е.В. _______________________ |
Рабочая программа
курса «В мире художественного слова»
для обучающихся 7-х классов
Срок реализации программы 2020-2021 учебный год
Учитель, разработавший программу, - Мысякина О.И.
Бердск, 2020
Пояснительная записка
Программа курса «В мире художественного слова» способствует осуществлению поставленных задач по формированию общей культуры личности и её творческого и социального развития. Программа курса рассчитана на 17 часов, 1 час в неделю в одном из полугодий учебного года. Часы для реализации программы выделены из части, формируемой участниками образовательных отношений.
Литературный курс «В мире художественного слова» для учащихся 7 класса общеобразовательной школы направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Цель курса – содействие воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, нравственных, гуманистических ценностей, расширению кругозора, развитию речи школьников.
Задачи заключаются в том, чтобы, используя возможности данного курса, способствовать формированию умений:
улавливать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;
видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;
соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;
анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;
соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.
Основное внимание на занятиях уделяется специфическим особенностям художественного текста, выявлению видов художественных образов и рассмотрению средств их создания. Воспитание вдумчивого читателя, являющееся целью школьного изучения литературы, не может быть осуществлено лишь на уроках. Современный ученик сталкивается с самой разнообразной культурной информацией, которая воздействует на его читательские интересы, часто определяет круг и характер внеклассного чтения. Занятия курса расширяют представления школьников о литературе как искусстве, помогают осознать, привести в систему все разнообразные впечатления подростков, сделать правильные выводы.
На занятиях будет использована литература:
Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя: Пособие для учителя.// Под ред. .- М.: Просвещение, 1987
Штильман читать классику от заглавия до последней строки: Пособие для учителей и учащихся. - М.: «Школьная пресса», 2002.
Вокруг тебя –мир. Книга для ученика 7 класс. – М., 2000.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, -- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты
- способность сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству,
Предметные результаты
Ученик научится:
- воспринимать литературу как одну из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
- понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
- владеть процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
- пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
- давать их сравнительные характеристики, оценивать систему персонажей
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
- объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;
- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями
- представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
- собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, сочинения, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
- выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой, пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться в мире художественной литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
-определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
- писать отзыв о прочитанной книге;
- создавать собственные творческие работы;
- объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;
- анализировать литературные произведения разных жанров.
Раздел 2 Содержание курса «В мире художественного слова»
Раздел 1. Искусство быть читателем. (1 ч.)
Чтение как творческая деятельность. (Работа со статьёй И.А. Ильина «О чтении»). Связь литературы с другими видами искусства
Раздел 2. О тех, кто не участвует (2 ч.)
В.Гаршин «Сигнал». Какие последствия могут быть для тех, кто не участвует в конфликте.
В.Катаев «На даче». Проблема уязвимости тех, кто не участвует в вооруженном конфликте; расширение представления учащихся о контрасте как способе организации художественного текста.
Раздел 3. Эхо войны (2 ч.)
Б. Екимов «Ночь исцеления». Внутренняя драма героини рассказа.
В.Конецкий «Тамара». Гуманные поступки. Углубление представлений о художественной детали и о внутреннем монологе.
Раздел 4. Самые уязвимые (3 ч.)
Духовные истоки массового героизма народа в защите Отечества. В.П. Катаев «Сын полка».
Исследовательская работа по фрагментам рассказов детей о войне.
Раздел 5. Под знаком красного креста (4ч.)
М.Булгаков «Стальное горло». Не оставаться в стороне при виде страданий.
С.Сергеев-Ценский «Первая русская сестра». Об организации медицинской помощи в России
И.Тургенев «Памяти Ю.П.Вревской»
Об организации медицинской помощи в России
Раздел 6. По принципу гуманности (4ч.)
М.Пришвин «Голубая стрекоза»
А.Ахматова «Памяти Вали»
В.Быков «Крутой берег реки»
Е.Носов «Белый гусь»
Раздел 3 Тематическое планирование курса «В мире художественного слова»
№п/п | Раздел | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Искусство быть читателем. | Чтение как творческая деятельность. (Работа со статьёй И.А. Ильина «О чтении»). Связь литературы с другими видами искусства. | 1 |
2 | О тех, кто не участвует | В.Гаршин «Сигнал». Какие последствия могут быть для тех, кто не участвует в конфликте. | 1 |
3 | | В.Катаев «На даче». Проблема уязвимости тех, кто не участвует в вооруженном конфликте; расширение представления учащихся о контрасте как способе организации художественного текста. | 1 |
4 | Эхо войны | Б. Екимов «Ночь исцеления». Внутренняя драма героини рассказа. | 1 |
5 | | В.Конецкий «Тамара». Гуманные поступки людей. Углубление представлений о художественной детали и о внутреннем монологе. | 1 |
6 | Самые уязвимые | Духовные истоки массового героизма народа в защите Отечества. В.П. Катаев «Сын полка». | 1 |
7 | | Образ главного героя в произведении В.П. Катаева «Сын полка». | 1 |
8 | | Исследовательская работа по фрагментам рассказов детей о войне. | 1 |
9 | Под знаком красного креста | М.Булгаков «Стальное горло». Не оставаться в стороне при виде страданий. | 1 |
10 | | М.Булгаков «Стальное горло». Роль рассказчика. | 1 |
11 | | С.Сергеев-Ценский «Первая русская сестра». | 1 |
12 | | И.Тургенев «Памяти Ю.П. Вревской». Об организации медицинской помощи в России | 1 |
13 | По принципу гуманности | М.Пришвин «Голубая стрекоза». Смысл названия рассказа. | 1 |
14 | | А. Ахматова «Памяти Вали». Анализ стихотворения | 1 |
15 | | В.Быков «Крутой берег реки». Портретная характеристика героев | 1 |
16 | | Промежуточная аттестация. | 1 |
17 | | Е.Носов «Белый гусь». | 1 |
Оценка планируемых результатов освоения программы
Общие требования к устному ответу
1. Соответствие ответа формулировке темы.
2. Содержательность, глубина и полнота ответа. Достоверность излагаемого материала. Хорошее знание текста художественного произведения.
3. Аргументированность, логичность и композиционная стройность ответа.
4. Достаточный интеллектуально-культурный и научно-теоретический уровень ответа.
5. Умение воспринимать художественное произведение как факт искусства слова. Знание и понимание основных закономерностей и проблем развития литературы, умение анализировать содержание и форму художественных произведений.
6. Грамотная, богатая, точная и выразительная речь.
Оценка письменных работ
При проверке письменных работ оценивается содержание и речевое оформление.
Содержание работы оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Курс «В мире художественного слова» не оценивается по пятибалльной системе. Курс считается завершенным, если обучающийся посетил не менее 60% от общего числа проведенных занятий и прошел промежуточную аттестацию.