СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "В мире художественного слова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование по курсу "В мире художественного слова"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "В мире художественного слова"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 2 «СПЕКТР»



Рассмотрена

на заседании МО учителей русского языка и литературы

Руководитель МО - Фишерова Ю.С.


Протокол № ______от ________

Согласована

заместитель директора по УВР

____________Морозова Е.В.


_______________________









Рабочая программа

курса «В мире художественного слова»


для обучающихся 7-х классов

Срок реализации программы 2020-2021 учебный год




Учитель, разработавший программу, - Мысякина О.И.























Бердск, 2020


Пояснительная записка


Программа курса «В мире художественного слова» способствует осуществлению поставленных задач по формированию общей культуры личности и её творческого и социального развития. Программа курса рассчитана на 17 часов, 1 час в неделю в одном из полугодий учебного года. Часы для реализации программы выделены из части, формируемой участниками образовательных отношений.

Литературный курс «В мире художественного слова» для учащихся 7 класса общеобразовательной школы направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

Цель курса – содействие воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, нравственных, гуманистических ценностей, расширению кругозора, развитию речи школьников.

Задачи заключаются в том, чтобы, используя возможности данного курса, способствовать формированию умений:

  • улавливать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;

  • видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;

  • соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;

  • анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;

  • соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.

Основное внимание на занятиях уделяется специфическим особенностям художественного текста, выявлению видов художественных образов и рассмотрению средств их создания. Воспитание вдумчивого читателя, являющееся целью школьного изучения литературы, не может быть осуществлено лишь на уроках. Современный ученик сталкивается с самой разнообразной культурной информацией, которая воздействует на его читательские интересы, часто определяет круг и характер внеклассного чтения. Занятия курса расширяют представления школьников о литературе как искусстве, помогают осознать, привести в систему все разнообразные впечатления подростков, сделать правильные выводы.

На занятиях будет использована литература:

  1. Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя: Пособие для учителя.// Под  ред. .- М.: Просвещение, 1987

  2. Штильман читать классику от заглавия до последней строки: Пособие для учителей и учащихся. -  М.: «Школьная пресса», 2002.

  3. Вокруг тебя –мир. Книга для ученика 7 класс. – М., 2000.


Раздел 1. Планируемые результаты освоения курса


Личностные результаты

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, -- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты 

- способность сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству,


Предметные результаты

Ученик научится:

- воспринимать литературу как одну из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

- понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

- владеть процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

- пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

- давать их сравнительные характеристики, оценивать систему персонажей

- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

- объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;

- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями

- представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

- собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, сочинения, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

- выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой, пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться в мире художественной литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;

-определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

- писать отзыв о прочитанной книге;

- создавать собственные творческие работы;

объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;

- анализировать литературные произведения разных жанров.



Раздел 2 Содержание курса «В мире художественного слова»


Раздел 1. Искусство быть читателем. (1 ч.)

Чтение как творческая деятельность. (Работа со статьёй И.А. Ильина «О чтении»). Связь литературы с другими видами искусства


Раздел 2. О тех, кто не участвует (2 ч.)

В.Гаршин «Сигнал». Какие последствия могут быть для тех, кто не участвует в конфликте.

В.Катаев «На даче». Проблема  уязвимости тех, кто не участвует в вооруженном конфликте;  расширение представления учащихся о контрасте как способе организации художественного текста.



Раздел 3. Эхо войны (2 ч.)

Б. Екимов «Ночь исцеления». Внутренняя драма героини рассказа.

В.Конецкий «Тамара». Гуманные поступки. Углубление представлений о художественной детали и о внутреннем монологе.


Раздел 4. Самые уязвимые (3 ч.)

Духовные истоки массового героизма народа в защите Отечества. В.П. Катаев «Сын полка».

Исследовательская работа по фрагментам рассказов детей о войне.


Раздел 5. Под знаком красного креста (4ч.)

М.Булгаков «Стальное горло». Не оставаться в стороне при виде страданий.

С.Сергеев-Ценский «Первая русская сестра». Об организации медицинской помощи в России

И.Тургенев «Памяти Ю.П.Вревской»

Об организации медицинской помощи в России


Раздел 6. По принципу гуманности (4ч.)

М.Пришвин «Голубая стрекоза»

А.Ахматова «Памяти Вали»

В.Быков «Крутой берег реки»

Е.Носов «Белый гусь»


Раздел 3 Тематическое планирование курса «В мире художественного слова»

№п/п

Раздел

Тема занятия

Кол-во часов

1

Искусство быть читателем.

Чтение как творческая деятельность. (Работа со статьёй И.А. Ильина «О чтении»). Связь литературы с другими видами искусства.

1

2

О тех, кто не участвует

В.Гаршин «Сигнал». Какие последствия могут быть для тех, кто не участвует в конфликте.


1

3


В.Катаев «На даче». Проблема  уязвимости тех, кто не участвует в вооруженном конфликте;  расширение представления учащихся о контрасте как способе организации художественного текста.



1

4

Эхо войны

Б. Екимов «Ночь исцеления». Внутренняя драма героини рассказа.


1

5


В.Конецкий «Тамара». Гуманные поступки людей. Углубление представлений о художественной детали и о внутреннем монологе.


1

6

Самые уязвимые

Духовные истоки массового героизма народа в защите Отечества. В.П. Катаев «Сын полка».

1

7


Образ главного героя в произведении В.П. Катаева «Сын полка».

1

8


Исследовательская работа по фрагментам рассказов детей о войне.

1

9

Под знаком красного креста

М.Булгаков «Стальное горло». Не оставаться в стороне при виде страданий.

1

10


М.Булгаков «Стальное горло». Роль рассказчика.

1

11

С.Сергеев-Ценский «Первая русская сестра».

1

12


И.Тургенев «Памяти Ю.П. Вревской». Об организации медицинской помощи в России



1

13

По принципу гуманности

М.Пришвин «Голубая стрекоза». Смысл названия рассказа.


1

14


А. Ахматова «Памяти Вали». Анализ стихотворения

1

15


В.Быков «Крутой берег реки». Портретная характеристика героев


1

16


Промежуточная аттестация.

1

17


Е.Носов «Белый гусь».


1



Оценка планируемых результатов освоения программы

Общие требования к устному ответу

1. Соответствие ответа формулировке темы.

2. Содержательность, глубина и полнота ответа. Достоверность излагаемого материала. Хорошее знание текста художественного произведения.

3. Аргументированность, логичность и композиционная стройность ответа.

4. Достаточный интеллектуально-культурный и научно-теоретический уровень ответа.

5. Умение воспринимать художественное произведение как факт искусства слова. Знание и понимание основных закономерностей и проблем развития литературы, умение анализировать содержание и форму художественных произведений.

6. Грамотная, богатая, точная и выразительная речь.

Оценка письменных работ

При проверке письменных работ оценивается содержание и речевое оформление.

Содержание работы оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых недочетов.

Курс «В мире художественного слова» не оценивается по пятибалльной системе. Курс считается завершенным, если обучающийся посетил не менее 60% от общего числа проведенных занятий и прошел промежуточную аттестацию.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!