СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Уроки гражданственности и духовности Донбасса ", 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предоставлена рабочая программа по предмету "Уроки гражданственности и духовности Донбасса". Эта программа для учителей, которые преподают эти уроки в 4 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Уроки гражданственности и духовности Донбасса ", 4 класс»

Рабочая программа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Уроки гражданственности и духовности Донбасса» 4 класс

Нормативно-правовое обеспечение курса:

-Уроки гражданственности и духовности Донбасса: 1-4 кл.: Примерная программа начального общего образования для общеобразоват. организаций / Авт.-сост. Чернышев Д.А., Морозов П.Л., Громак Н.И. и др.
– 2-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 85 с -Конвенция о правах ребенка;
-Конституция Донецкой Народной Республики;
-Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании»;
-Государственный образовательный стандарт начального общего образования Донецкой Народной Республики (утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25.07.2018 № 665);
-Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в Донецкой Народной Республике;
-Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики»
-Нормативно-правовые документы Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.
-Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики

Цель курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» заключается в содействии духовному развитию личности обучающегося, идентификации себя как гражданина Донецкой Народной Республики, воспитании патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Донецкой Народной Республики.
Основные задачи курса:
повышение уровня духовно-нравственной, политической и правовой культуры обучающихся;
углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
развитие способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
повышение мотивации к активному участию в учебной, трудовой деятельности;
создание для обучающихся условий по овладению умением получать информацию из разнообразных источников и критически осмысливать ее, систематизировать, анализировать полученные данные;
создание для обучающихся условий по освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
воспитание у молодых граждан чувства гордости и глубокого уважения к символам Донецкой Народной Республики – Гербу, Флагу, Гимну, историческим святыням Отечества;
развитие потребности в духовно-нравственном, здоровом образе жизни;
воспитание уважения к культурным достижениям и историческому прошлому, традициям;
создание условий для реализации принципа постоянного самосовершенствования;
накопление практического опыта с целью применения полученных знаний и умений для идентификации собственной позиции в общественной жизни, осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений; соотнесения собственного поведения и поступков окружающих с общепринятыми духовно-нравственными ценностями.
Таким образом, основным заданием курса является не только предоставление определенной суммы знаний, а, прежде всего, содействие формированию личностных качеств и ценностных ориентаций будущего гражданина Донецкой Народной Республики.

Курс объединяет 6 содержательных линий: историко-краеведческую, природоведческую, культурологическую, обществоведческую, этическую, духовнонравственную, – реализованные через микросферы «Я – житель Донбасса», «Природа Донбасса», «Культура Донбасса», «Духовный свет моей Отчизны», «Учимся жить среди людей», «Законы мудрости народной», «Человек и закон», «Гражданская позиция», «Трудом славен человек», «Дыхание времен», «След в истории», «Донбасс – часть Русского мира», которые объединяются в четыре макросферы: «Донбасс – мой родной край», «Духовнонравственные основы народа Донбасса», «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики», «Донбасс и Русский мир».
Обществоведческая составляющая (человек как личность; человек и общество; человек среди людей; человек и культура) охватывает знания о человеке как личности, знания об обществе, окружающей среде, в которой живет обучающийся, способствует поэтапному осознанию единства компонентов «Я – семья – школа – родной город (село) – Донецкая Народная Республика», раскрывает взаимодействие людей в семье, коллективе, обществе; предполагает активное общение детей с природным и социальным окружением, накопление опыта личностного отношения к системе общественных ценностей, в частности этнических, общенациональных, общечеловеческих.
Природоведческая составляющая знакомит обучающихся с разнообразием природы, хозяйственной деятельностью населения Донецкой Народной Республики, охраной и сохранением природы родного края, с системой ценностей в отношении к природе, к людям, к самому себе; направляет практическую деятельность подрастающего поколения,связанную с охраной и сохранением природных богатств.
Историко-краеведческая составляющая (города и села родного края; исторические памятники) предусматривает воспитание уважительного отношения к родному краю, его истории и культуре, знакомит с основными страницами истории края.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» должны быть ориентированы на последовательную социализацию обучающихся младшего школьного возраста, формирование компетентного гражданина, осознающего
ответственность за настоящее и будущее своей страны, воспитанного в духовных и культурных традициях своего народа.

Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край»

10

5

5

Микросфера «Я – житель Донбасса»




Тема 1. История и символика моего города (села)

2

1

1

Микросфера «Природа Донбасса»




Тема 2. Путешествие по водоемам Донбасса

2

1

1

Тема 3. Заповедные места родного края

2

1

1

Микросфера «Культура Донбасса»




Тема 4. Познаëм окружающий мир Донбасса

2

1

1

Тема 5. Народные ремёсла и промыслы Донбасса

1

1

1

Макросфера 2. «Духовно-нравственные основы народа Донбасса»

8

3

5

Микросфера «Духовный свет моей Отчизны»




Тема 6. Талант человека как дар Божий

1

1


Тема 7. Духовные заповеди наших предков

1

1


Микросфера «Учимся жить среди людей»




Тема 8. Поговорим о толерантности

1

1


Тема 9. Главное не кем быть, а каким быть!

1

1


Микросфера «Законы мудрости народной»




Тема 10. Традиции и обычаи народов Донбасса

2

2


Тема 11. Творческая сила былинного слова

2

1

1

Макросфера 3. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»

9

2

7

Микросфера «Человек и закон»




Тема 12. Что такое общество? Как это – жить по правилам?

1

1


Тема 13. По закону – значит по справедливости

1

1


Микросфера «Гражданская позиция»




Тема 14. Патриот и гражданин. Что можешь ты сделать для своей Республики?

2

2



Микросфера «Трудом славен человек»

Тема 15. Труд – гарантия успеха

1

1

Тема 16. «Тайны» профессий Донбасса

2

1

1

Тема 17. Я выбираю профессию

2

1

1

Макросфера 4. «Донбасс и Русский мир»

6

2

4

Микросфера «Дыхание времен»




Тема 18. Символы славы России

2

1

1

Микросфера «След в истории»




Тема 19. Великие правители Российской империи

1

1


Микросфера «Донбасс – часть Русского мира»




Тема 20. Визитная карточка Донбасса

2

1

1

Тема 21. Донбасс – сердце России

1

1


ВСЕГО ЧАСОВ

33

12

21


Предметные результаты должны обеспечивать формирование:
1) базовых национальных ценностей народа Донбасса (патриотизм, социальная солидарность, семья, здоровье, труд, справедливость, гражданственность и законность);
2) культурных и общечеловеческих ценностей;
3) личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учётом правовых норм, установленных законодательством Донецкой Народной Республики;
4) знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека;
5) позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;
6) способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды.

Основные направления деятельности по реализации курса:

1. Содержательное направление:

 отбор учебного материала, способствующего развитию гражданско-патриотического и духовно-нравственного потенциала детей и подростков;

 разработка образовательных, воспитательных, социально-педагогических технологий, методов;

 интеграция в образовательном процессе, реализация метапредметного подхода;

 развитие деятельности ученического самоуправления в общеобразовательной организации.

2. Социально-педагогическое направление:

 реализация системы просветительских и социально-педагогических мероприятий, адресованных обучающимся, родителям, педагогам;

 социально-психологический мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании и личностном развитии обучающихся;

3. Управленческое направление:

 изучение и обобщение передового социально-педагогического опыта в рамках реализации курса;

 создание условий для реализации основных направлений программы курса в урочной и внеурочной деятельности;

 привлечение к работе по решению поставленных задач всех служб, работающих с обучающимися и их родителями по вопросам гражданско-патриотического, правового воспитания и формированию законопослушного поведения школьников.

Методы достижения поставленных целей и задач
1. Содержание программы реализуется на занятиях курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса», а также на уроках: окружающий мир, литературное чтение, трудовое обучение, музыкальное искусство, изобразительное искусство, физическая культура;
 деловая игра;
 устный журнал;
 конкурс рисунков и газет;
 викторина;
 круглый стол;
 конкурс сочинений;
 защита проектов;
 посещение семей обучающихся;
 анкетирование;
 тематические классные часы;
 семейные праздники;
 беседы с детьми и родителями;

Формы аттестации

Критерии оценивания
Курс « Уроки гражданственности и духовности Донбасса» является обязательным для изучения всеми обучающимися 1 – 4 классов (приложения 1; 2 к Государственному образовательному стандарту начального общего образования «Примерный учебный план начального образования с 5-дневной неделей», «Примерный учебный план начального образования с 6-дневной неделей»). В соответствии с приложением №3 к Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 августа 2018г. №725 к результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащих итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы общего образования, относятся:
ценностные ориентации обучающихся;
индивидуальные личностные характеристики (патриотизм, толерантность, гуманизм и другие).
Обобщённая оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования осуществляется вербально с помощью различных мониторинговых исследований. Оценка личных достижений обучающегося в ходе реализации курса может осуществляться и посредством портфолио, в котором фиксируются, накапливаются и оцениваются педагогами, родителями и самим обучающимся результаты его гражданско патриотического и духовно-нравственного развития. Ученическое портфолио должно отражать прогресс образовательного движения обучающегося через конкретные образовательные продукты самостоятельной учебно -познавательной деятельности.. Задача учителя – сопровождать обучающегося в его образовательном движении, направлять, консультировать и в то же время обеспечивать условия для создания обучающимся собственного образовательного продукта по изучаемой теме.
*Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио ориентировано не только на процесс оценивания полученных обучающимся результатов, но и на самооценку, то есть активное и сознательное отношение самого школьника к процессу и результатам
обучения. Оценка эффективности реализации программы курса осуществляется на основе обобщённых оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия. Результаты такого оценивания диагностируются с помощью мониторинговых исследований по изучению уровней воспитанности, обученности и социализации обучающихся.
Планируемые результаты
В результате реализации курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» должно обеспечиваться достижение обучающимися:
воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, участвуя в каком-либо мероприятии, приобрел некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
образовательных результатов – углубления, систематизации знаний по базовым дисциплинам, осознания существенных взаимосвязей между разными сферами жизнедеятельности человека;
поведенческих результатов – развития обучающегося как личности, формирования его жизненных компетентностей, идентичности, формирования устойчивых мотивов и потребностей, внутренних убеждений .
Воспитательные, образовательные и поведенческие результаты деятельности школьников распределяются по трем уровням:
Первый уровень результатов – приобретение обучающимся социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение обучающимся опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний и начинает их ценить (или отвергать).
Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания
как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне создаются условия, необходимые для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности. Предполагаемым результатом реализации курса является формирование у детей навыков самоанализа, самооценки, самоуправления. Обучающиеся должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться самостоятельно принимать решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт сверстникам.
Результат реализации программы курса предполагает:
1. В общеобразовательной организации:
оптимизацию системы работы по духовно-нравственному и гражданско патриотическому воспитанию;
обогащение содержания и технологического аппарата духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания;
вовлечение в работу по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В личности выпускника:
в познавательной сфере: развитие творческих, когнитивных способностей;
в историко-краеведческой сфере: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
в социальной сфере: способность к самореализации в пространстве Донецкой Народной Республики, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Содержание курса отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся как основа личности гражданина Донецкой Народной Республики







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!