СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа УД «ОУД.04 ИСТОРИЯ» 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины «ИСТОРИЯ» разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта  среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «ИСТОРИЯ», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего с учетом требования федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), Примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «ИСТОРИЯ» для профессиональных образовательных организаций, реализующих ОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Примерная программа рекомендована Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), протокол № 3 от 21.07.2015, регистрационный номер рецензии 384 от 23.07.2015 ФГАУ «ФИРО»).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа УД «ОУД.04 ИСТОРИЯ» 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»»

Приложение II.11


к программе СПО специальности

13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание

электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОУД.04 ИСТОРИЯ»



































2018 г.


Рабочая программа учебной дисциплины «ИСТОРИЯ» разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «ИСТОРИЯ», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего с учетом требования федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), Примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «ИСТОРИЯ» для профессиональных образовательных организаций, реализующих ОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Примерная программа рекомендована Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), протокол № 3 от 21.07.2015, регистрационный номер рецензии 384 от 23.07.2015 ФГАУ «ФИРО»).




Организация разработчик:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Новоуральский технологический колледж».



Разработчики:

Антонова Елена Ивановна- преподаватель I КК, ГАПОУ СО «НТК»,

Захарова Светлана Петровна – преподаватель I КК, ГАПОУ СО «НТК»,

Мельникова Марина Сергеевна- преподаватель I КК, ГАПОУ СО «НТК».







Рассмотрена на заседании

научно-методического совета ГАПОУ СО «НТК»

Протокол от «___» ___________ 20___г. № ____
















2018

Содержание


1. Пояснительная записка

4

1.1. Область применения программы

4

1.2. Место учебной дисциплины в структуре учебного плана

4

1.3. Общая характеристика учебной дисциплины

4

1.4. Результаты освоения учебной дисциплины

4

2. Структура и содержание учебной дисциплины

8

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

8

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

9

2.3. Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

13

3. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины

28

3.1. Материально-техническое обеспечение

28

3.2. Информационное обеспечение обучения

28

3.3. Учебно-методические разработки

29

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

30






1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1.1 Область применения программы

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «История» является частью образовательной программы среднего общего образования, реализуемой в пределах освоения образовательной программы СПО (ОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» (укрупненная группа специальностей 13.00.00 ЭЛЕКТРО- И ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА)

Содержание программы направлено на достижение следующих целей:

– формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;

– формирование понимания истории как процесса эволюции общества, цивилизации и истории как науки;

– усвоение интегративной системы знаний об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

– развитие способности у обучающихся осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления;

– формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей на основе осмысления общественного развития, осознания уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;

– воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории своего Отечества как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов России.


1.2 Место учебной дисциплины в структуре учебного плана

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «История» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.


1.3 Общая характеристика учебной дисциплины

Система исторического образования в России должна продолжить формирование и развитие исторических ориентиров самоидентификации молодых людей в современном мире, их гражданской позиции, патриотизма как нравственного качества личности. Значимость исторического знания в образовании обусловлена его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовноравственное становление молодежи. Содержание учебной дисциплины «История» ориентировано на осознание студентами базовых национальных ценностей российского общества, формирование российской гражданской идентичности, воспитание гражданина России, сознающего объективную необходимость выстраивания собственной образовательной траектории, непрерывного профессионального роста.

Ключевые процессы, явления, факты всемирной и российской истории представлены в контексте всемирно-исторического процесса, в его социально-экономическом, политическом, этнокультурном и духовном аспектах. Особое внимание уделено историческим реалиям, оказавшим существенное влияние на «облик современности» как в России, так и во всем мире.


1.4 Результаты освоения учебной дисциплины


Освоение содержания учебной дисциплины «История» обеспечивает достижение обучающими следующих результатов:

Личностных, включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

– российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

– гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

– готовность к служению Отечеству, его защите;

– сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

– сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

– толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

– навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

– эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

– принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

– бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

– осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

– сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметных, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

– умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

– умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

– владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

– готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

– умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

– умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

– умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

– владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

– владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметных, включающих освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Предметные результаты освоения базового курса истории должны отражать:

− сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

− владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

− сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

− владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

− сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.



2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объём часов

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

117

Объем образовательной программы

123

в том числе:


теоретическое обучение

70

практические занятия

47

консультации

2

самостоятельная работа обучающегося (всего)

4

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета.

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,

практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

1

2

3

Тема 1.1

От Древней Руси к Московскому царству.

Содержание учебного материала

2

1-2. ПЗ №1. Составление опорного конспекта на тему: «Значение изучения истории. Основы исторического знания».

3-4. ПЗ №2. Просмотр учебного фильма с обсуждением по теме «Восточные славяне в IX – начале XII в.»

5-6. Образование Древнерусского государства. Восточные славяне в древности. Предпосылки зарождения государства.

2

7-8. ПЗ №3. Работа с историческими документами «Крещение Руси».

2

Тема 1.2

Русские земли и княжества в XII – середине XV в.

Содержание учебного материала

2

9-10. Русь в XI–начале XII вв. Расцвет Древнерусского государства.

11-12. ПЗ №4. Работа с историческими документами, контурной картой «Борьба Руси с иноземными завоевателями».

2

Тема 1.3

Российское государство во второй половине

XV – XVII в.

Содержание учебного материала

2

13-14. ПЗ №5. Просмотр учебного фильма с обсуждением по теме «Русь на пути к возрождению, образование единого государства Московская Русь».

15-16. Россия в период правления Ивана Грозного, опричнина, Ливонская война.

2

17-18. ПЗ №6. Просмотр учебного фильма с обсуждением по теме «Смута в России начала XVII в.: причины, основные события».

2

19-20. Россия в середине и второй половине XVII в. Становление абсолютизма в России, раскол русской православной церкви.

2

Тема 2.1

Россия в XVIII в.

Содержание учебного материала

2

21-22. ПЗ №7. Работа с историческими документами «Россия в период реформ Петра I». Антикоррупционная деятельность Петра I.

23-24. Эпоха дворцовых переворотов.

2

25-26. Экономическое и социальное развитие России в XVIII в. Борьба со взяточничеством при Екатерине II.

2

27-28. ПЗ №8. Просмотр учебного фильма с обсуждением по теме: «Внешняя политика во второй половине 18 века.

Великие русские полководцы и флотоводцы».

2

Тема 2.2

Россия в XIX вв.

Содержание учебного материала

2

29-30. Власть и реформы в первой половине XIX в.

31-32. Внутренняя политика Николая I. Внешняя политика Александра I и Николая I.

2

33-34. ПЗ №9. Просмотр учебного фильма с обсуждением по теме «Россия в эпоху великих реформ Александра II. Пореформенная Россия».

2

35-36. Социально-экономическое развитие России второй половины XIX вв. Россия в системе международных отношений второй половины XIX вв.

2

37-38. Контрольная работа по разделам 1-2.

2

Тема 3.1

От Новой истории к Новейшей.

Содержание учебного материала

2

39-40. Мир в начале ХХ в. Научно-технический прогресс на рубеже XIX–XX вв.

Международные отношения в начале XX вв.

41-42. Первая мировая война. Боевые действия 1914-1918гг.

2

43-44. ПЗ №10. Защита презентаций по теме «Первая мировая война и общество».

2

Тема 3.1

Россия в

начале XX в.

Содержание учебного материала

2

45-46. ПЗ №11. Просмотр учебного фильма с обсуждением по теме «Россия на рубеже веков. Революция 1905-1907 гг.».

47-48. Россия в период столыпинских реформ. Реформы П.А. Столыпина. Общественное движение.

2

Тема 3.2

Революция,

Гражданская война в России.

Содержание учебного материала

2

49-50. ПЗ №12. Составление таблиц по теме «Февральская революция в России в 1917г. От Февраля к Октябрю»

51-52 ПЗ №13 Просмотр учебного фильма с обсуждением по теме «Октябрьская революция в России и её последствия».

2

53-54. ПЗ №14. Просмотр учебного фильма с обсуждением по теме «Гражданская война в России: причины, основные события, итоги».

2

Тема 3.3

СССР в 20-30-е гг. ХХ вв.

Содержание учебного материала

2

55-56. Политическое развитие СССР в конце 20–30-х годов.

57-58. Развитие экономики СССР в конце 20–30-х годов.

2

Тема 4.1.

Вторая мировая война и ВОВ.

Содержание учебного материала


2

59-60. ПЗ №15. Просмотр учебного фильма с обсуждением по теме «Вторая мировая война: причины, ход, значение».

61-62. ПЗ №16. Просмотр учебного фильма с обсуждением по теме «Великая Отечественная война: причины, основные этапы, крупнейшие сражения первого этапа.»

2

63-64. ПЗ №17. Просмотр учебного фильма с обсуждением по теме «Общество в годы войны».

2

65-66. Московская битва. Решающее событие первого года войны.

2

67-68. ПЗ №18. Просмотр учебного фильма с обсуждением по теме «Коренной перелом в годы ВОВ 1942-1943: Сталинградская битва».

2

69-70. Курская битва. Крупнейшее танковое сражение.

2

71-72. ПЗ №19. Просмотр учебного фильма с обсуждением по теме «Тыл фронту, герои ВОВ, партизанское движение».

2

73-74. Военные действия 1944-1945 Решающая роль СССР в разгроме нацизма.

2

75-76. ПЗ №20. Интерактивная игра «Ворошиловский стрелок»

2

77-78. Контрольная работа за I курс

2

Самостоятельная работа обучающихся:

2

Повторить изученный материал по конспекту.

Составить сообщение «Мои герои».

Тема 4.2

Советский Союз в послевоенные годы.

Содержание учебного материала


2

79-80. СССР в послевоенный период 1945-1953. Восстановление экономики.

81-82. СССР 50-60-е гг. «Оттепель». Развитие советской культуры в послевоенные годы.

2

83-84. Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны».

2

85-86. Начало складывания биполярного мира. Крушение колониальной системы.

2

87-88. Внешняя политика 50-60-е гг. Отношения СССР с западными странами.

2

89-90. Научно-технический прогресс.

2

Тема 4.3

СССР в конце 1960-х – начале 1980-х годов.

Содержание учебного материала

2

91-92. Эпоха «Застоя». Хозяйственный застой.

93-94. Власть и общество. Социальная политика.

2

95. Диссиденты

1

96-97. Международное положение 1960-х – начале 1980-х годов. Ввод советских войск в Афганистан.

2

98-99. СССР в период «перестройки». Начало политики перестройки. Экономические реформы.

2

100-101. СССР системе международных отношений 80-х.

2

102-103. ПЗ №21.Составление кроссворда по теме «Развитие советской культуры (1945-1991гг.)»

2

Тема 5.1.

Современная Россия.

Содержание учебного материала

2

104-105. ПЗ №22 Работа с историческими документами «Распад СССР».

106-107. Экономическое развитие в начале 90-х. годов.

2

108-109. Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.

2

110-111. Экономика 2000-х. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия.

2

112-113. Политическое и экономическое развитие РФ на современном этапе.

2

114-115. ПЗ №23. Составление опорного конспекта по плану «Международные отношения современной России».

2

Самостоятельная работа обучающихся:

2

Повторить изученный материал по конспекту.

Написать эссе «Современная Россия».


116-117. ПЗ №24. Дифференцированный зачёт

2


Всего

121


2.3 Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся


Содержание

Основные виды учебной деятельности

Введение.

Постановка целей деятельности, планирование собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидение возможных результатов этих действий, организация самоконтроля и оценки полученных результатов.

Ясное и точное изложение своих мыслей, логическое обоснование своей точки зрения, анализ мнения собеседников.

Древнейшая стадия истории человечества.

Происхождение человека. Люди эпохи палеолита.

Рассказ о современных представлениях о происхождении человека, расселении древнейших людей (с использованием исторической карты). Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «антропогенез», «каменный век», «палеолит», «родовая община». Указание на карте мест наиболее известных археологических находок на территории России.

Неолитическая революция и ее последствия.

Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «неолит», «неолитическая революция», «производящее хозяйство», «индоевропейцы», «племя», «союз племен», «цивилизация». Раскрытие причин возникновения производящего хозяйства, характеристика перемен в жизни людей, связанных с этим событием. Называние и указание на карте расселения древних людей на территории России, территории складывания индоевропейской общности. Обоснование закономерности появления государства.

Цивилизации Древнего мира.

Древнейшие государства.

Локализация цивилизации Древнего Востока на ленте времени и исторической карте, объяснение, как природные условия влияли на образ жизни, отношения в древних обществах. Характеристика экономической жизни и социального строя древневосточных обществ.

Великие державы

Древнего Востока.

Раскрытие причин, особенностей и последствий появления великих держав. Указание особенностей исторического пути Хеттской, Ассирийской, Персидской держав. Характеристика отличительных черт цивилизаций Древней Индии и Древнего Китая.

Древняя Греция.

Характеристика основных этапов истории Древней Греции, источников ее истории. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «полис», «демократия», «колонизация», «эллинизм». Умение дать сравнительную характеристику политического строя полисов (Афины, Спарта).

Рассказ с использованием карты о древнегреческой колонизации, оценка ее последствий. Раскрытие причин возникновения, сущности и значения эллинизма.

Древний Рим.

Характеристика с использованием карты основных этапов истории Древней Италии, становления и развития Римского государства. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «патриций», «плебей», «провинции», «республика», «империя», «колонат». Раскрытие причин военных успехов Римского государства, особенностей организации римской армии.

Культура и религия

Древнего мира.

Систематизация материала о мифологии и религиозных учениях, возникших в Древнем мире. Раскрытие предпосылок и значения распространения буддизма, христианства. Объяснение причин зарождения научных знаний. Объяснение вклада Древней Греции и Древнего Рима в мировое культурное наследие.


Цивилизации Запада и Востока в Средние века.

Великое переселение

народов и образование

варварских королевств

в Европе.

Раскрытие оснований периодизации истории Средних веков, характеристика источников по этой эпохе. Участие в обсуждении вопроса о взаимодействии варварского и римского начал в европейском обществе раннего Средневековья.

Возникновение ислама.

Арабские завоевания.

Рассказ с использованием карты о возникновении Арабского халифата; объяснение причин его возвышения и разделения.

Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «ислам», «мусульманство», «халифат». Характеристика системы управления в Арабском халифате, значения арабской культуры.

Византийская империя.

Рассказ с использованием карты о возникновении Византии; объяснение причин ее возвышения и упадка. Рассказ о влиянии Византии и ее культуры на историю и культуру славянских государств, в частности России, раскрытие значения создания славянской письменности Кириллом и Мефодием.

Восток в Средние века.

Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «хан», «сёгун», «самурай», «варна», «каста». Характеристика общественного устройства государств Востока в Средние века, отношений власти и подданных, системы управления. Представление описания, характеристики памятников культуры народов Востока (с использованием иллюстративного материала).

Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе.

Раскрытие сущности военной реформы Карла Мартелла, его влияния на успехи франкских королей. Рассказ о причинах, ходе и последствиях походов Карла Великого, значении образования его империи. Объяснение термина каролингское возрождение. Объяснение причин походов норманнов, указание на их последствия.

Основные черты западноевропейского феодализма.

Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «феодализм», «раздробленность», «вассально-ленные

отношения», «сеньор», «рыцарь», «вассал».

Раскрытие современных подходов к объяснению сущности феодализма. Рассказ о жизни представителей различных сословий средневекового общества: рыцарей, крестьян, горожан, духовенства и др. (сообщение, презентация).

Средневековый западноевропейский город.

Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «цех», «гильдия», «коммуна». Систематизация материала о причинах возникновения, сущности и значении средневековых городов. Характеристика взаимоотношений горожан и сеньоров, различных слоев населения городов.

Католическая церковь в Средние века.

Крестовые походы.

Характеристика роли христианской церкви в средневековом обществе. Рассказ о причинах и последствиях борьбы римских пап и императоров Священной Римской империи. Систематизация материала по истории Крестовых походов, высказывание суждения об их причинах и последствиях.

Зарождение централизованных государств в Европе.

Раскрытие особенностей развития Англии и Франции, причин и последствий зарождения в этих странах сословнопредставительной монархии. Характеристика причин, хода, результатов Столетней войны. Систематизация знаний о важнейших событиях позднего Средневековья: падении Византии, реконкисте и образовании Испании и Португалии, гуситских войнах. Показ исторических предпосылок образования централизованных государств в Западной Европе. Рассказ о наиболее значительных народных выступлениях Средневековья.

Средневековая культура Западной Европы. Начало Ренессанса.

Подготовка сообщения, презентации на тему «Первые европейские университеты». Характеристика основных художественных стилей средневековой культуры (с рассмотрением конкретных памятников, произведений). Высказывание суждений о предпосылках возникновения и значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества.

От Древней Руси к Московскому царству.

Образование Древнерусского государства.

Характеристика территорий расселения восточных славян и их соседей, природных условий, в которых они жили, их занятий,

быта, верований. Раскрытие причин и указание времени образования Древнерусского государства. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «князь», «дружина», «государство». Составление хронологической таблицы о деятельности первых русских князей.

Крещение Руси

и его значение.

Актуализация знаний о возникновении христианства и основных его постулатах. Рассказ о причинах крещения Руси, основных событиях, связанных с принятием христианства на Руси. Оценка значения принятия христианства на Руси.

Общество Древней Руси.

Характеристика общественного и политического строя Древней Руси, внутренней и внешней политики русских князей. Анализ содержания Русской Правды. Указание причин княжеских усобиц. Составление характеристики личности, оценка, сравнение исторических деятелей (на примере князей Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха).

Раздробленность на Руси.

Называние причин раздробленности на Руси, раскрытие последствий раздробленности. Указание на исторической карте территорий крупнейших самостоятельных центров Руси. Характеристика особенностей географического положения, социально-политического развития, достижений экономики и культуры Новгородской и Владимиро-Суздальской земель.

Древнерусская культура.

Рассказ о развитии культуры в Древней Руси. Характеристика памятников литературы, зодчества Древней Руси. Высказывание суждений о значении наследия Древней Руси для современного общества.

Монгольское завоевание и его последствия.

Изложение материала о причинах и последствиях монгольских завоеваний. Приведение примеров героической борьбы русского народа против завоевателей. Рассказ о Невской битве и Ледовом побоище. Составление характеристики Александра Невского. Оценка последствий ордынского владычества для Руси, характеристика повинностей населения.

Начало возвышения

Москвы.

Раскрытие причин и следствий объединения русских земель вокруг Москвы. Аргументация оценки деятельности Ивана Калиты, Дмитрия Донского. Раскрытие роли Русской православной церкви в возрождении и объединении Руси. Раскрытие значения Куликовской битвы для дальнейшего развития России.

Образование единого Русского государства.

Указание на исторической карте роста территории Московской Руси. Составление характеристики Ивана III. Объяснение значения создания единого Русского государства. Изложение вопроса о влиянии централизованного государства на развитие хозяйства страны и положение людей. Изучение отрывков из Судебника 1497 года и использование содержащихся в них сведений в рассказе о положении крестьян и начале их закрепощения.

Россия в ХVI— ХVII веках: от великого княжества к царству.

Россия в правление

Ивана Грозного.


Объяснение значения понятий: «Избранная рада», «приказ», «Земский собор», «стрелецкое войско», «опричнина», «заповедные годы», «урочные лета», «крепостное право». Характеристика внутренней политики Ивана IV в середине ХVI века, основных мероприятий и значения реформ 1550-х годов. Раскрытие значения присоединения Среднего и Нижнего Поволжья, Западной Сибири к России. Объяснение последствий Ливонской войны для Русского государства. Объяснение причин, сущности и последствий опричнины. Обоснование оценки итогов правления Ивана Грозного.

Смутное время начала

XVII века.

Объяснение смысла понятий: «Смутное время», «самозванец», «крестоцеловальная запись», «ополчение», «национально-освободительное движение». Раскрытие того, в чем заключались причины Смутного времени. Характеристика личности и деятельности Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, Лжедмитрия II. Указание на исторической карте направлений походов отрядов под предводительством Лжедмитрия I, И. И. Болотникова, Лжедмитрия II, направлений походов польских и шведских войск, движения отрядов Первого и Второго ополчений и др. Высказывание оценки деятельности П. П. Ляпунова, К. Минина, Д. М. Пожарского. Раскрытие значения освобождения Москвы войсками ополчений для развития России.

Экономическое и социальное развитие России в XVII веке. Народные движения.

Использование информации исторических карт при рассмотрении экономического развития России в XVII веке. Раскрытие важнейших последствий появления и распространения мануфактур в России. Раскрытие причин народных движений в России XVII века. Систематизация исторического материала в форме таблицы «Народные движения в России XVII века».

Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в ХVII веке.

Объяснение смысла понятий: «абсолютизм», «церковный раскол», «старообрядцы». Раскрытие причин и последствий усиления самодержавной власти. Анализ объективных и субъективных причин и последствий раскола в Русской православной церкви. Характеристика значения присоединения Сибири к России. Объяснение того, в чем заключались цели и результаты внешней политики России в XVII веке.

Культура Руси конца

XIII— XVII веков.

Составление систематической таблицы о достижениях культуры Руси в XIII— XVII веках. Подготовка описания выдающихся памятников культуры ХIII— XVII веков (в том числе связанных со своим регионом); характеристика их художественных достоинств, исторического значения и др. Осуществление поиска информации для сообщений о памятниках культуры конца XIII— ХVIII веков и их создателях (в том числе связанных с историей своего региона).

Страны Запада и Востока в ХVI—ХVIII веках.

Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе.

Объяснение причин и сущности модернизации. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «мануфактура», «революция цен». Характеристика развития экономики в странах Западной Европы в ХVI— ХVIII веках. Раскрытие важнейших изменений в социальной структуре европейского общества в Новое время. Рассказ о важнейших открытиях в науке, усовершенствованиях в технике, кораблестроении, военном деле, позволивших странам Западной Европы совершить рывок в своем развитии.

Великие географические открытия. Образования колониальных империй.

Систематизация материала о Великих географических открытиях (в форме хронологической таблицы), объяснение, в чем состояли их предпосылки. Характеристика последствий Великих географических открытий и создания первых колониальных империй для стран и народов Европы, Азии, Америки, Африки.

Возрождение и гуманизм

в Западной Европе.

Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «Возрождение», «Ренессанс», «гуманизм». Характеристика причин и основных черт эпохи Возрождения, главных достижений и деятелей Возрождения в науке и искусстве. Раскрытие содержания идей гуманизма и значения их распространения. Подготовка презентации об одном из титанов Возрождения, показывающей его вклад в становление новой культуры.

Реформация и

контрреформация.

Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «Реформация», «протестантизм», «лютеранство», «кальвинизм», «контрреформация». Раскрытие причин Реформации, указание важнейших черт протестантизма и особенностей его различных течений. Характеристика основных событий и последствий Реформации и религиозных войн.

Становление абсолютизма в европейских странах.

Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «абсолютизм», «просвещенный абсолютизм». Раскрытие характерных черт абсолютизма как формы правления, приведение примеров политики абсолютизма (во Франции, Англии).

Рассказ о важнейших событиях истории Франции, Англии, Испании, империи Габсбургов. Участие в обсуждении темы «Особенности политики “просвещенного абсолютизма” в разных странах Европы».

Англия

в XVII— ХVIII веках.


Характеристика предпосылок, причин и особенностей Английской революции, описание ее основных событий и этапов. Раскрытие значения Английской революции, причин реставрации и «Славной революции». Характеристика причин и последствий промышленной революции (промышленного переворота), объяснение того, почему она началась в Англии.

Страны Востока

в XVI— XVIII веках.

Раскрытие особенностей социально-экономического и политического развития стран Востока, объяснение причин углубления разрыва в темпах экономического развития этих стран и стран Западной Европы. Характеристика особенностей развития Османской империи, Китая и Японии.

Страны Востока и колониальная экспансия европейцев.

Рассказ с использованием карты о колониальных захватах европейских государств в Африке в XVI — XIX веках; объяснение, в чем состояли цели и методы колониальной политики европейцев. Высказывание и аргументация суждений о последствиях колонизации для африканских обществ. Описание главных черт и достижений культуры стран и народов Азии, Африки.

Международные отношения

в XVII— XVIII веках.

Систематизация материала о причинах и последствиях крупнейших военных конфликтов в XVII — середине XVIII века в Европе и за ее пределами. Участие в обсуждении ключевых проблем международных отношений XVII — середины XVIII веков в ходе учебной конференции, круглого стола.

Развитие европейской культуры и науки в XVII— XVIII веках.

Эпоха Просвещения.

Характеристика причин и основных черт культуры, ее главных достижений и деятелей в науке и искусстве. Составление характеристик деятелей Просвещения.

Война за независимость

и образование США.

Рассказ о ключевых событиях, итогах и значении войны североамериканских колоний за независимость (с использованием исторической карты). Анализ положений Декларации независимости, Конституции США, объяснение, в чем заключалось их значение для создававшегося нового государства. Составление характеристик активных участников борьбы за независимость, «отцов-основателей» США. Объяснение, почему освободительная война североамериканских штатов против Англии считается революцией.

Французская революция

конца XVIII века.

Систематизация материала по истории Французской революции. Составление характеристик деятелей Французской революций, высказывание и аргументация суждений об их роли в революции (в форме устного сообщения, эссе, участия в дискуссии). Участие в дискуссии на тему «Является ли террор неизбежным спутником настоящей революции?».

Россия в конце ХVII— ХVIII веке : от царства к империи.

Россия в эпоху петровских преобразований.

Систематизация мнений историков о причинах петровских преобразований. Представление характеристики реформ Петра I: 1) в государственном управлении; 2) в экономике и социальной политике; 3) в военном деле; 4) в сфере культуры и быта. Систематизация материала о ходе и ключевых событиях, итогах Северной войны. Характеристика отношения различных слоев российского общества к преобразовательской деятельности Петра I, показ на конкретных примерах, в чем оно проявлялось.

Экономическое и социальное развитие в XVIII веке.

Народные движения.

Характеристика основных черт социально-экономического развития России в середине — второй половине XVIII века. Рассказ с использованием карты о причинах, ходе, результатах восстания под предводительством Е. И. Пугачева.

Внутренняя и внешняя

политика России в сере-

дине — второй половине

XVIII века.

Систематизация материала о дворцовых переворотах (причинах, событиях, участниках, последствиях). Сопоставление политики «просвещенного абсолютизма» в России и других европейских странах. Характеристика личности и царствования Екатерины II. Объяснение, чем вызваны противоречивые оценки личности и царствования Павла I; высказывание и аргументация своего мнения. Раскрытие с использованием исторической карты, внешнеполитических задач, стоящих перед Россией во второй половине XVIII века; характеристика результатов внешней политики данного периода.

Русская культура

XVIII века.

Систематизация материала о развитии образования в России в XVIII веке, объяснение, какие события играли в нем ключевую роль. Сравнение характерных черт российского и европейского Просвещения, выявление в них общего и различного. Рассказ о важнейших достижениях русской науки и культуры в XVIII веке, подготовка презентации на эту тему. Подготовка и проведение виртуальной экскурсии по залам музея русского искусства ХVIII века.

Становление индустриальной цивилизации.

Промышленный переворот и его последствия.

Систематизация материала о главных научных и технических достижениях, способствовавших развертыванию промышленной революции. Раскрытие сущности, экономических и социальных последствий промышленной революции.

Развитие

западноевропейской

культуры.

Рассказ о важнейших научных открытиях и технических достижениях ХIХ века, объяснение, в чем состояло их значение. Характеристика основных стилей и течений в художественной культуре ХIХ века с раскрытием их особенностей на примерах конкретных произведений. Объяснение, в чем выразилась демократизация европейской культуры в XIX веке.

Международные отношения.

Систематизация материала о причинах и последствиях крупнейших военных конфликтов XIX века в Европе и за ее пределами. Участие в обсуждении ключевых проблем международных отношений ХIХ века в ходе конференции, круглого стола, в том числе в форме ролевых высказываний. Участие в дискуссии на тему «Был ли неизбежен раскол Европы на два военных блока в конце ХIХ — начале ХХ века».

Политическое развитие

стран Европы и Америки.


Систематизация материала по истории революций XIX века в Европе и Северной Америке, характеристика их задач, участников, ключевых событий, итогов. Сопоставление опыта движения за реформы и революционных выступлений в Европе XIX века, высказывание суждений об эффективности реформистского и революционного путей преобразования общества. Сравнение путей создания единых государств в Германии и Италии, выявление особенностей каждой из стран. Объяснение причин распространения социалистических идей, возникновения рабочего движения. Составление характеристики известных исторических деятелей ХIХ века с привлечением материалов справочных изданий, Интернета.

Процесс модернизации в традиционных обществах Востока.

Колониальная экспансия европейских стран.

Индия.

Раскрытие особенностей социально-экономического и политического развития стран Азии, Латинской Америки, Африки. Характеристика предпосылок, участников, крупнейших событий, итогов борьбы народов Латинской Америки за независимость, особенностей развития стран Латинской Америки в ХIХ веке. Рассказ с использованием карты о колониальных захватах европейских государств в Африке в XVI— XIX веках; объяснение, в чем состояли цели и методы колониальной политики европейцев. Описание главных черт и достижений культуры стран и народов Азии, Африки и Латинской Америки в XVI— XIX веках.

Китай и Япония.

Сопоставление практики проведения реформ, модернизации в странах Азии; высказывание суждений о значении европейского опыта для этих стран.

Российская империя в ХIХ веке.

Внутренняя и внешняя

политика России в начале XIX века.

Систематизация материала о политическом курсе императора Александра I на разных этапах его правления (в форме таблицы, тезисов и т. п.). Характеристика сущности проекта М. М. Сперанского, объяснение, какие изменения в общественно-политическом устройстве России он предусматривал. Представление исторического портрета Александра I и государственных деятелей времени его правления с использованием историко-биографической литературы (в форме сообщения, эссе, реферата, презентации). Систематизация материала об основных событиях и участниках Отечественной войны 1812 года, заграничных походах русской армии (в ходе семинара, круглого стола с использованием источников, работ историков).

Движение декабристов.

Характеристика предпосылок, системы взглядов, тактики действий декабристов, анализ их программных документов. Сопоставление оценок движения декабристов, данных современниками и историками, высказывание и аргументация своей оценки (при проведении круглого стола, дискуссионного клуба и т. п.).

Внутренняя политика

Николая I.

Характеристика основных государственных преобразований, осуществленных во второй четверти XIX века, мер по решению крестьянского вопроса. Представление характеристик Николая I и государственных деятелей его царствования (с привлечением дополнительных источников, мемуарной литературы).

Общественное

движение во второй четверти

XIX века.


Характеристика основных направлений общественного движения во второй четверти XIX века, взглядов западников и славянофилов, выявление общего и различного. Высказывание суждений о том, какие идеи общественно-политической мысли России XIX века сохранили свое значение для современности (при проведении круглого стола, дискуссии).

Внешняя политика России во второй четверти

XIX века.

Составление обзора ключевых событий внешней политики России во второй четверти XIX века (европейской политики, Кавказской войны, Крымской войны), их итогов и последствий. Анализ причин и последствий создания и действий антироссийской коалиции в период Крымской войны.

Отмена крепостного

права и реформы

60—70-х годов XIX века.

Контрреформы.

Раскрытие основного содержания Великих реформ 1860 — 1870-х годов (крестьянской, земской, городской, судебной, военной, преобразований в сфере просвещения, печати). Представление исторического портрета Александра II и государственных деятелей времени его правления с использованием историко-биографической литературы (в форме сообщения, эссе, реферата, презентации). Характеристика внутренней политики Александра III в 1880 — 1890-е годы, сущности и последствий политики контрреформ.

Общественное движение во второй половине

XIX века.

Систематизация материала об этапах и эволюции народнического движения, составление исторических портретов народников (в форме сообщений, эссе, презентации). Раскрытие предпосылок, обстоятельств и значения зарождения в России социал-демократического движения.

Экономическое развитие во второй половине

XIX века.

Сопоставление этапов и черт промышленной революции в России с аналогичными процессами в ведущих европейских странах (в форме сравнительной таблицы). Систематизация материала о завершении промышленной революции в России; конкретизация общих положений на примере экономического и социального развития своего края. Объяснение сути особенностей социально-экономического положения России к началу XIX века, концу XIX века.

Внешняя политика

России во второй

половине XIX века.

Участие в подготовке и обсуждении исследовательского проекта «Русско-турецкая война 1877—1878 годов: военные и дипломатические аспекты, место в общественном сознании россиян» (на основе анализа источников, в том числе картин русских художников, посвященных этой войне).

Русская культура

XIX века.

Раскрытие определяющих черт развития русской культуры в XIX века, ее основных достижений; характеристика творчества выдающихся деятелей культуры (в форме сообщения, выступления на семинаре, круглом столе). Подготовка и проведение виртуальных экскурсий по залам художественных музеев и экспозициям произведений живописцев, скульпторов и архитекторов ХIХ века. Осуществление подготовки и презентации сообщения, исследовательского проекта о развитии культуры своего региона в XIX века. Оценка места русской культуры в мировой культуре XIX века.

От Новой истории к Новейшей.

Мир в начале ХХ века.

Показ на карте ведущих государств мира и их колонии в начале ХХ века. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «модернизация», «индустриализация», «империализм», «урбанизация», «Антанта», «Тройственный союз». Характеристика причин, содержания и значения социальных реформ начала ХХ века на примерах разных стран. Раскрытие сущности причин неравномерности темпов развития индустриальных стран в начале ХХ века.

Пробуждение Азии

в начале ХХ века

Объяснение и применение в историческом контексте понятия «пробуждение Азии». Сопоставление путей модернизации стран Азии, Латинской Америки в начале ХХ века; выявление особенностей отдельных стран.

Объяснение, в чем заключались задачи и итоги революций в Османской империи, Иране, Китае, Мексике

Россия на рубеже

XIX— XX веков.

Объяснение, в чем заключались главные противоречия в политическом, экономическом, социальном развитии России в начале ХХ века. Представление характеристики Николая II (в форме эссе, реферата). Систематизация материала о развитии экономики в начале ХХ века, выявление ее характерных черт.

Революция

1905—1907 годов

в России.

Систематизация материала об основных событиях российской революции 1905—1907 годов, ее причинах, этапах, важнейших событиях (в виде хроники событий, тезисов). Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «кадеты», «октябристы», «социал-демократы», «Совет», «Государственная дума», «конституционная монархия». Сравнение позиций политических партий, созданных и действовавших во время революции, их оценка (на основе работы с документами). Раскрытие причин, особенностей и последствий национальных движений в ходе революции. Участие в сборе и представлении материала о событиях революции 1905—1907 годов в своем регионе. Оценка итогов революции 1905—1907 годов.

Россия в период

столыпинских реформ.

Раскрытие основных положений и итогов осуществления политической программы П. А. Столыпина, его аграрной реформы. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «отруб», «хутор», «переселенческая политика», «третьеиюньская монархия».

Серебряный век русской

культуры.

Характеристика достижений российской культуры начала ХХ века: творчества выдающихся деятелей науки и культуры (в форме сообщений, эссе, портретных характеристик, реферата и др.). Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «модернизм», «символизм», «декадентство», «авангард», «кубизм», абстракционизм, «футуризм», «акмеизм». Участие в подготовке и презентации проекта «Культура нашего края в начале ХХ века» (с использованием материалов краеведческого музея, личных архивов).

Первая мировая война.

Боевые действия

1914—1918 годов

Характеристика причин, участников, основных этапов и крупнейших сражений Первой мировой войны. Систематизация материала о событиях на Западном и Восточном фронтах войны (в форме таблицы), раскрытие их взаимообусловленности. Характеристика итогов и последствий Первой мировой войны .

Первая мировая война

и общество.

Анализ материала о влиянии войны на развитие общества в воюющих странах. Характеристика жизни людей на фронтах и в тылу (с использованием исторических источников, мемуаров). Объяснение, как война воздействовала на положение в России, высказывание суждения по вопросу «Война — путь к революции?».

Февральская революция

в России. От Февраля

к Октябрю.

Характеристика причин и сущности революционных событий февраля 1917 года. Оценка деятельности Временного правительства, Петроградского Совета. Характеристика позиций основных политических партий и их лидеров в период весны—осени 1917 года.

Октябрьская революция

в России и ее последствия.

Характеристика причин и сущности событий октября 1917 года, сопоставление различных оценок этих событий, высказывание и аргументация своей точки зрения (в ходе диспута). Объяснение причин прихода большевиков к власти. Систематизация материала о создании Советского государства, первых преобразованиях (в форме конспекта, таблицы). Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «декрет», «национализация», «рабочий контроль», «Учредительное собрание». Характеристика обстоятельств и последствий заключения Брестского мира. Участие в обсуждении роли В. И. Ленина в истории ХХ века (в форме учебной конференции, диспута).

Гражданская война

в России.

Характеристика причин Гражданской войны и интервенции, целей, участников и тактики белого и красного движения. Проведение поиска информации о событиях Гражданской войны в родном крае, городе, представление ее в форме презентации, эссе. Сравнение политики «военного коммунизма» и нэпа, выявление их общие черт и различий.

Между двумя мировыми войнами.

Европа и США.

Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «Версальско-Вашингтонская система», «Лига Наций», «репарации», «новый курс», «Народный фронт». Систематизация материала о революционных событиях 1918 — начала 1920-х годов в Европе (причин, участников, ключевых событий, итогов революций).

Характеристика успехов и проблем экономического развития стран Европы и США в 1920-е годы. Раскрытие причин мирового экономического кризиса 1929 — 1933 годов и его последствий. Объяснение сущности, причин успеха и противоречий «нового курса» президента США Ф. Рузвельта.

Недемократические режимы.

Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «мировой экономический кризис», «тоталитаризм», «авторитаризм», «фашизм», «нацизм». Объяснение причин возникновения и распространения фашизма в Италии и нацизма в Германии. Систематизация материала о гражданской войне в Испании, высказывание оценки ее последствий.

Турция, Китай,

Индия, Япония.

Характеристика опыта и итогов реформ и революций как путей модернизации в странах Азии. Раскрытие особенностей освободительного движения 1920 — 1930-х годов в Китае и Индии. Высказывание суждений о роли лидеров в освободительном движении и модернизации стран Азии. Высказывание суждений о причинах и особенностях японской экспансии.

Международные отношения.

Характеристика основных этапов и тенденций развития международных отношений в 1920—1930-е годы.

Участие в дискуссии о предпосылках, характере и значении важнейших международных событий 1920 —1930-х годов.

Культура

в первой половине ХХ века.

Характеристика основных течений в литературе и искусстве 1920—1930-х годов на примерах творчества выдающихся мастеров культуры, их произведений (в форме сообщений или презентаций, в ходе круглого стола). Сравнение развития западной и советской культуры в 1920 — 1930-е годы, выявление черт их различия и сходства.

Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР.

Участие в семинаре на тему «Нэп как явление социально – экономической и общественно-политической жизни Советской страны». Сравнение основных вариантов объединения советских республик, их оценка, анализ положений Конституции СССР (1924 года), раскрытие значения образования СССР. Раскрытие сущности, основного содержания и результатов внутрипартийной борьбы в 1920—1930-е годы.

Индустриализация

и коллективизация в СССР.

Представление характеристики и оценки политических процессов 1930-х годов. Характеристика причин, методов и итогов индустриализации и коллективизации в СССР. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «пятилетка», «стахановское движение», «коллективизация», «раскулачивание», «политические репрессии», «враг народа», «ГУЛАГ». Проведение поиска информации о ходе индустриализации и коллективизации в своем городе, крае (в форме исследовательского проекта).

Советское государство

и общество в

1920—1930-е годы.

Раскрытие особенностей социальных процессов в СССР в 1930-е годы. Характеристика эволюции политической системы в СССР в 1930-е годы, раскрытие предпосылок усиления централизации власти. Анализ информации источников и работ историков о политических процессах и репрессиях 1930-х годов, оценка этих событий.

Советская культура в 1920—1930-е годы

Систематизация информации о политике в области культуры в 1920 — 1930-е годы, выявление ее основных тенденций. Характеристика достижений советской науки и культуры. Участие в подготовке и представлении материалов о творчестве и судьбах ученых, деятелей литературы и искусства 1920 — 1930-х годов (в форме биографических справок, эссе, презентаций, рефератов). Систематизация информации о политике власти по отношению к различным религиозным конфессиям, положении религии в СССР.

Вторая мировая война.

Накануне мировой

Войны.

Характеристика причин кризиса Версальско-Вашингтонской системы и начала Второй мировой войны. Приведение оценок Мюнхенского соглашения и советско-германских договоров 1939 года.

Первый период

Второй мировой войны.

Бои на Тихом океане.

Называние с использованием карты участников и основных этапов Второй мировой войны. Характеристика роли отдельных фронтов в общем ходе Второй мировой войны. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «странная война», «план “Барбаросса”», «план “Ост”», «новый порядок», «коллаборационизм», «геноцид», «холокост», «антигитлеровская коалиция», «ленд-лиз», «коренной перелом», «движение Сопротивления», «партизаны». Представление биографических справок, очерков об участниках войны: полководцах, солдатах, тружениках тыла. Раскрытие значения создания антигитлеровской коалиции и роли дипломатии в годы войны. Характеристика значения битвы под Москвой.

Второй период

Второй мировой войны.

Систематизация материала о крупнейших военных операциях Второй мировой и Великой Отечественной войн: их масштабах, итогах и роли в общем ходе войн (в виде синхронистических и тематических таблиц, тезисов и др.). Показ особенностей развития экономики в главных воюющих государствах, объяснение причин успехов советской экономики. Рассказ о положении людей на фронтах и в тылу, характеристика жизни людей в годы войны с привлечением информации исторических источников (в том числе музейных материалов, воспоминаний и т. д.). Высказывание собственного суждения о причинах коллаборационизма в разных странах в годы войны. Характеристика итогов Второй мировой и Великой Отечественной войн, их исторического значения. Участие в подготовке проекта «Война в памяти народа» (с обращением к воспоминаниям людей старшего поколения, произведениям литературы, кинофильмам и др.).

Мир во второй половине ХХ — на чале ХХI века.

Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны».

Представление с использованием карты характеристики важнейших изменений, произошедших в мире после Второй мировой войны. Раскрытие причин и последствий укрепления статуса СССР как великой державы.

Характеристика причин создания и основ деятельности ООН. Объяснение причин формирования двух военно-политических блоков.

Ведущие капиталистические страны.

Характеристика этапов научно-технического прогресса во второй половине ХХ — начале ХХI века, сущности научно-технической и информационной революций, их социальных последствий. Раскрытие сущности наиболее значительных изменений в структуре общества во второй половине ХХ — начале XXI века, причин и последствий этих изменений (на примере отдельных стран). Представление обзора политической истории США во второй половине ХХ — начале XXI века. Высказывание суждения о том, в чем выражается, чем объясняется лидерство США в современном мире и каковы его последствия. Раскрытие предпосылок, достижений и проблем европейской интеграции.

Страны Восточной

Европы.

Характеристика основных этапов в истории восточноевропейских стран второй половины XX — начала XXI века. Сбор материалов и подготовка презентации о событиях в Венгрии в 1956 году и в Чехословакии в 1968 году. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «мировая социалистическая система», «СЭВ», «ОВД», «Пражская весна», «Солидарность», «бархатная революция», «приватизация». Систематизация и анализ информации (в том числе из дополнительной литературы и СМИ) о развитии восточноевропейских стран в конце ХХ — начале ХХI века.

Крушение колониальной

Системы.

Характеристика этапов освобождения стран Азии и Африки от колониальной и полуколониальной зависимости, раскрытие особенностей развития этих стран во второй половине ХХ — начале ХХI века. Характеристика этапов развития стран Азии и Африки после их освобождения от колониальной и полуколониальной зависимости. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «страны социалистической ориентации», «неоколониализм», «новые индустриальные страны», «традиционализм», «фундаментализм».

Индия, Пакистан, Китай.

Характеристика особенностей процесса национального освобождения и становления государственности в Индии и Пакистане. Объяснение причин успехов в развитии Китая и Индии в конце ХХ — начале ХХI века, высказывание суждений о перспективах развития этих стран. Участие в дискуссии на тему «В чем причины успехов реформ в Китае: уроки для России» с привлечением работ историков и публицистов.

Страны Латинской

Америки.

Сопоставление реформистского и революционного путей решения социально-экономических противоречий в странах Латинской Америки, высказывание суждений об их результативности. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «импортозамещающая индустриализация», «национализация», «хунта», «левый поворот». Характеристика крупнейших политических деятелей Латинской Америки второй половины ХХ — начала ХХI века.

Международные

отношения.

Объяснение сущности «холодной войны», ее влияния на историю второй половины ХХ века. Характеристика основных периодов и тенденций развития международных отношений в 1945 году — начале XXI века. Рассказ с использованием карты о международных кризисах 1940 — 1960-х годов. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «биполярный мир», «холодная война», «железный занавес», «НАТО», «СЭВ», «ОВД», «международные кризисы», «разрядка международной напряженности», «новое политическое мышление», «региональная интеграция», «глобализация». Участие в обсуждении событий современной международной жизни (с привлечением материалов СМИ).

Развитие культуры.

Характеристика достижений в различных областях науки, показ их влияния на развитие общества (в том числе с привлечением дополнительной литературы, СМИ, Интернета). Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «постмодернизм», «массовая культура», «поп-арт». Объяснение причин и последствий влияния глобализации на национальные культуры.

Апогей и кризис советской системы. 1945—1991 годы.

СССР в послевоенные

годы.

Систематизация материала о развитии СССР в первые послевоенные годы, основных задачах и мероприятиях внутренней и внешней политики. Характеристика процесса возрождения различных сторон жизни советского общества в послевоенные годы. Проведение поиска информации о жизни людей в послевоенные годы (с привлечением мемуарной, художественной литературы). Участие в подготовке презентации «Родной край (город) в первые послевоенные годы».

СССР в 1950 – начале 1960-х годов.

Характеристика перемен в общественно-политической жизни СССР, новых подходов к решению хозяйственных и социальных проблем, реформ. Проведение обзора достижений советской науки и техники во второй половине 1950 — первой половине 1960-х годов (с использованием научно-популярной и справочной литературы), раскрытие их международного значения.

СССР во второй половине

1960-х — начале 1980-х гг.

Систематизация материала о тенденциях и результатах экономического и социального развития СССР в 1965 — начале 1980-х годов (в форме сообщения, конспекта). Объяснение, в чем проявлялись противоречия в развитии науки и техники, художественной культуры в рассматриваемый период. Проведение поиска информации о повседневной жизни, интересах советских людей в 1960 — середине 1980-х годов (в том числе путем опроса родственников, людей старших поколений). Оценка государственной деятельности Л. И. Брежнева.

Систематизация материала о развитии международных отношений и внешней политики СССР (периоды улучшения и обострения международных отношений, ключевые события).

СССР в годы перестройки.

Характеристика причин и предпосылок перестройки в СССР. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «перестройка», «гласность», «плюрализм», «парад суверенитетов». Проведение поиска информации об изменениях в сфере экономики и общественной жизни в годы перестройки. Составление характеристики (политического портрета) М. С. Горбачева (с привлечением дополнительной литературы). Участие в обсуждении вопросов о характере и последствиях перестройки, причинах кризиса советской системы и распада СССР, высказывание и аргументация своего мнения.

Развитие советской куль-

туры (1945—1991 годы).

Характеристика особенностей развития советской науки в разные периоды второй половины ХХ века. Подготовка сравнительной таблицы «Научно-технические открытия стран Запада и СССР в 1950—1970-е годы».

Рассказ о выдающихся произведениях литературы и искусства. Объяснение, в чем заключалась противоречивость партийной культурной политики. Рассказ о развитии отечественной культуры в 1960—1980-е годы, характеристика творчества ее выдающихся представителей.

Российская Федерация на рубеже ХХ— ХХI веков.

Россия в конце

ХХ — начале ХХI века.

Объяснение, в чем заключались трудности перехода к рыночной экономике, с привлечением свидетельств современников. Характеристика темпов, масштабов, характера и социально-экономических последствий приватизации в России. Сравнение Конституции России 1993 года с Конституцией СССР 1977 года по самостоятельно сформулированным вопросам. Объяснение причин военно-политического кризиса в Чечне и способов его разрешения в середине 1990-х годов. Оценка итогов развития РФ в 1990-е годы. Систематизация и раскрытие основных направлений реформаторской деятельности руководства РФ в начале ХХI века. Рассказ о государственных символах России в контексте формирования нового образа страны. Представление краткой характеристики основных политических партий современной России, указание их лидеров. Указание глобальных проблем и вызовов, с которыми столкнулась России в ХХI веке. Характеристика ключевых событий политической истории современной России в XXI веке. Систематизация материалов печати и телевидения об актуальных проблемах и событиях в жизни современного российского общества, представление их в виде обзоров, рефератов. Проведение обзора текущей информации телевидения и прессы о внешнеполитической деятельности руководителей страны. Характеристика места и роли России в современном мире.



3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1 Материально-техническое обеспечение


Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Истории.


Оборудование учебного кабинета:

– рабочее место преподавателя;

– рабочие места по количеству обучающихся;

– доска классная.

Технические средства обучения:

– телевизор Samsung CS-29Z45 ZQQ диагональ 72 см.3.2 Информационное обеспечение обучения


3.2 Информационное обеспечение обучения


Основные источники:

1. Артёмов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей: учебник для НПО и СПО: в 2 ч. Ч.1 / В.В. Артёмов, Ю.Н. Лубченков. – 5-е изд., испр. – М.: Изд. Центр «Академия», 2013.

2. Артёмов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей: учебник для НПО и СПО: в 2 ч. Ч.2 / В.В. Артёмов, Ю.Н. Лубченков. – 5-е изд., испр. – М.: Изд. Центр «Академия», 2013.

3. Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. – М.: Академия, 2015.

4. Сахаров А. Н., Загладин Н. В. История (базовый уровень). 10 класс. – М.: Академия,2015.


Дополнительные источники:

1. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. – М.: Академия, 2012

2. Вяземский Е. Е., Стрелова О.Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника истории. – М.: Академия, 2015.

3. Шевченко Н. И. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей. Методические рекомендации. – М.: Академия, 2013.

4. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Вестник образования. – 2014. – № 13. – с. 10–124.

5. Кузнецов И.Н. История [Электронный ресурс]: учебник/ И.Н. Кузнецов.– М.: Дашков и К, 2015. – 576 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10930.html.

6. Сёмин В.П. Военная история России. Внешние и внутренние конфликты [Электронный ресурс]: тематический справочник с приложением схем военных действий/ В.П. Сёмин, А.П. Дегтярев - М.: Академический Проект, Альма Матер, 2016. – 504 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60287.html.

7. История в таблицах и схемах [Электронный ресурс]/ – СПб.: Виктория плюс, 2016. – 112 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58065.html.


Интернет - ресурсы:


http://history.standart.edu.ru История России. Обществознание: Учебно-методический

комплект для школы.

http://historydoc.edu.ru Коллекция «Исторические документы» Российского

общеобразовательного портала.31

http://www.lectures.edu.ru Лекции по истории on-line для любознательных.

http://his.1september.ru Сайт «Я иду на урок истории» и электронная версия газеты

«История».

http://school-collection.edu.ru/collection Тематические коллекции по истории Единой

коллекции ЦОР.

http://www.teacher.syktsu.ru Инновационные технологии в гуманитарном образовании:

материалы по преподаванию истории.

http://www.hrono.ru Проект ХРОНОС – Всемирная история в Интернете.

http://www.historic.ru Проект «Historic.Ru: Всемирная история»: Электронная библиотека по истории.

http://www.worldhist.ru Всемирная история: Единое научно-образовательное

пространство.

http://www.iprbookshop.ru/ – Электронно-библиотечная система.


3.3 Учебно-методические разработки

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий, устных опросов, тестирования.

Контроль и оценка процесса формирования и развития личностных и метапредметных результатов осуществляется посредством: подготовленных презентаций; оформленных сообщений; буклетов; выполненных творческих работ; защиты рефератов, представления сообщений.

Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

Предметные

Сформированность представлений о современной исторической науке, её специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире.

Владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе.

Сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении.

Владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников.

Правильно выполняет задания на знание исторических терминов, понятий, выявляя лишний термин в предложенном ряду на сравнение исторических событий и явлений.

Готовит презентации, сообщения, рефераты, таблицы, схемы, выполняет творческие работы.

Правильно выполняет тестовые задания на знание

дат, фактов, причин и следствий.

Правильно выполняет задания на знания выдающихся деятелей отечественной истории

Правильно выполняет задание на знание основных фактов истории культуры России

Правильно выполняет работу с исторической картой

Правильно выполняет задания на установление последовательности событий

Правильно выполняет задания на систематизацию исторической информации

Участвует в викторинах, олимпиадах, конкурсах, декадах дисциплин социально-гуманитарного цикла

Готовит исследовательские проекты

Правильно выполняет задание на поиск информации в источниках

Защищает рефераты, проектные работы

Представляет сообщения

Защищает подготовленные презентации

- устные опросы;

- проверочные работы по темам;

- тестирование;

- домашние задания

Сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.


Личностные результаты

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению

- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

- система значимых социальных и межличностных отношений,

- ценностно-смысловые установки, отражающие личностные и гражданские позиции в деятельности,

- антикоррупционное мировоззрение,

- правосознание,

- экологическая культура,

- способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.



- ориентируется в современном социокультурном пространстве.

- характеризует с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

- формулирует на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- отстаивает свою точку зрения;

- выбирает адекватные средства для организации своего поведения;

- выбирает формы и способы, правила общения;

- планирует и реализовывает собственное профессиональное и личностное развитие;

-ориентируется в различных источниках информации, с учетом специфики познавательных и коммуникативных задач.

Устные и письменные ответы;

- тестирование;

- выполнение практических заданий;

- выполнение и защита электронных презентаций;

- участие в предметных олимпиадах, конференциях;

Метапредметные результаты

- освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и

социальной практике,

- самостоятельность в планировании и

осуществлении учебной деятельности и

организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,

- способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Познавательные УУД

- умение ставить учебную задачу, выбирать способы и находить информацию для ее решения;

- умение работать с информацией, анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи;

- умение формулировать проблему и находить способ ее решения

Использует различные источники информации для достижения поставленных целей;

Использует различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с

коммуникативными и познавательными задачами, соблюдает нормы информационной

избирательности, этики и этикета;

Демонстрирует готовность слушать собеседника и вести диалог, признает возможность существования различных точек зрения и право

каждого иметь свою;


Демонстрирует готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества.




- контрольные и проверочные работы по темам;

- устные ответы;

- домашние задания;

Регулятивные УУД

- овладение навыками самостоятельного

приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности;

- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами;

- овладение умениями экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов/явлений

Коммуникативные УУД

- развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и способность выслушивать собеседника;

- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях;

- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, вести дискуссию

- защита рефератов;

- представление сообщений;

- участие в олимпиадах, конференциях;

- устные ответы


- Защита рефератов;

- представление сообщений;

- участие в олимпиадах, конференциях;

- устные ответы.


8


Скачать

© 2018 149 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!