Верхняя Тура, 2020 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы, размещенной в федеральном реестре ПООП СПО и в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование»
Разработчик: преподаватель ВКК Толмачёва Ольга Николаевна, ГАПОУ СО «Верхнетуринский механический техникум».
Экспертиза рабочей программы учебной дисциплины ОГСЭ.02 «История» пройдена.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 09.02.07 «Информационные системы и программирование».
Учебная дисциплина «Информатика» является обязательной частью гуманитарного и социально-экономического цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование».
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 «История» имеет межпредметную связь с гуманитарными дисциплинами и социально-экономическими дисциплинами. Освоение учебной дисциплины История ОГСЭ.02. нацелено на развитие общих компетенций:
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций |
Введение | 2 | |
Раздел 1. Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв. | 10 | ОК 02 ОК 03 ОК 05 ОК 06 |
Тема 1.1. Геополитические реалии современного мира | Содержание учебного материала | | |
Распад СССР: причины и геополитические последствия. Формирование многополюсного мира. Работа со схемой «Последствия распада СССР». | 2 |
Тема 1.2. Россия на современной геополитической карте мира | Содержание учебного материала | 2 |
Постсоветское пространство. Россия-Китай-Западная Европа: дружеское поле или «холодная война». Российско-китайские отношения: геополитический подход. Мусульманский мир. | |
Тема 1.3. Запад в новой конфигурации политических сил | Содержание учебного материала | 2 |
Геостратегическая политика США. Расширение НАТО. Европа как одна из «несущих конструкций» нового миропорядка. Американо-японский альянс. Доктрина Монро и геополитические реальности СА. | |
Тема 1.4. Роль Китая в современной геополитике | Содержание учебного материала | 2 |
Специфические условия Китая. Сущность современной геополитики. Интеграция России в политику, экономику Китая. Ответные действия со стороны Китая. | |
Контрольная работа № 1 по разделу Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв. | 2 | |
Раздел II. Основные процессы политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира. | 14 | ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 |
Тема 2.1. Россия и мировые интеграционные процессы | Содержание учебного материала | | |
Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России. Роль международных организаций (ВТО, ЕЭС, ОЭСР) в глобализации политической и экономической жизни и участие России в этих процессах. Основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) развития ведущих государств и регионов мира; Важнейшие правовые и законодательные акты мирового и регионального значения. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира | 2 |
Тема 2.2. Пути и формы урегулирования международных конфликтов | Содержание учебного материала | | |
Предупреждение, урегулирование и разрешение конфликтов. Основные принципы и фазы урегулирования конфликтов. Роль «третьей стороны». Посредничество, оказание добрых услуг и наблюдение за ходом переговоров. | 2 |
|
Практическая работа № 1 «Оценка деятельности неправительственных организаций в условиях конфликта». Международное право и международно-политические конфликты. | 2 | |
Тема 2.3. Современные международные организации мира | Содержание учебного материала | | |
Деятельность региональных международных организаций в кризисных ситуациях (НАТО, ОБСЕ, ЛАГ, ССАГПЗ, ОАЭ/АС, АСЕАН, ОАГ и др.) | 2 |
Тема 2.4. Развитие культуры в России | Содержание учебного материала | | |
Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры». Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций российской цивилизации как основы сохранения национальной идентичности. Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека – основа развития духовной культуры в РФ. | 2 |
Практическая работа № 2 «Выделение геополитических проблем в современном мире». «Конфликтная карта планеты»: специфика региональных проблем безопасности в различных регионах мира и способов их решения. Работа с картосхемой. | 2 | |
Тема 2.5. Перспективы развития РФ в современном мире | Содержание учебного материала | | |
Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе. Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов – главное условие политического развития. Россия и страны ближнего зарубежья. Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике. Инновационное развитие в РТ. Важнейшие научные открытия и технические достижения современной России с позиций их инновационного характера и | 2 | |
| возможности применения в экономике. | | |
Контрольная работа № 2 по разделу Основные процессы политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира. | 2 | |
Раздел III. Основные процессы глобализации | 10 | ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 |
Тема 3.1. Глобализация как основная характеристика современной жизни | Содержание учебного материала | | |
Этапы, движущие силы, основные направления, сферы проявления глобализации. Экономическая, политическая, социально-культурная глобализация. Оценка последствий глобализации. Россия в контексте глобализации. Её влияние на процессы распространения. | 2 |
Тема 3.2. Глобальные проблемы современности | Содержание учебного материала | | |
Понятие глобальных проблем и их типология. Глобальные проблемы экологии, демографической ситуации, социальных проблем. Военно-террористическая угроза миру. | 2 |
Практическая работа № 3 «Оценить деятельности международных экономических и политических организаций и союзов ТНК: ЕС, НАТО, ООН, ОПЕК». Виды и сущность интеграционных объединений: таможенный союз, общий рынок, зона свободной торговли, экономический и валютный союз. Основные международные экономические и политические организации и союзы: ЕС, НАТО, ООН, ОПЕК. Назначение, структурные элементы, системы регулирования их деятельности. | 2 | |
Тема 3.3. Миграция как фактор современной политики | Содержание учебного материала | | |
Трактовка понятия «миграция». Современный миграционные процессы в России. Тенденции международной миграции. | 2 |
| Практическая работа № 4 «Анализ современных миграционных потоков». Работа с тестовыми задачами. | | |
Раздел IV. Духовная сфера современного общества | 8 | ОК 01, ОК 02, ОК 07, ОК 09 |
Тема 4.1. Культура современного общества | Содержание учебного материала | | |
Сущность, структура и функции культуры. Социализация как фактор сохранения культуры. Традиции и культура. Виды культуры: политическая, социальная, духовная, материальная. Процессы изменения в культуре. | 2 |
Практическая работа № 5 «Формирование государства и политической культуры». Внутренний и внешний суверенитет государства. Нации и национальности. Антикоррупционная деятельность в политике государства. | 2 |
| Практическая работа № 6 «Влияние религии на государственное устройство и политику». Распространение религиозных конфессий на Земле. Теократические режимы. Влияние мировых религий. Работа с тестовыми задачами. | 2 | |
Практическая работа № 7 «Выделение культурных различий и современных конфликтов». Бытовой расизм. Экстремизм. | 2 |
Дифференцированный зачёт | 2 | |
Групповая консультация | 2 | |
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет Истории, оснащенный оборудованием и техническими средствами обучения:
- экран.
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
1. История : учеб. пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. – Москва : ИНФРА-М, 2018. – 528 с. – (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-102693-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/939217 (дата обращения: 18.11.2020). – Режим доступа: по подписке.
1. Кузнецов, И. Н. Отечественная история : учебник / И.Н. Кузнецов. — Москва : ИНФРА-М, 2018.— 639 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-013992-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/961634 (дата обращения: 18.11.2020). – Режим доступа: по подписке.
2. Нестеренко, Е. И. История России : учебно-практическое пособие / Е. И. Нестеренко, Н. Е. Петухова, Я. А. Пляйс. - Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2020. - 296 с. - ISBN 978-5-9558-0138-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1048316 (дата обращения: 03.03.2021). – Режим доступа: по подписке.
1.Нартов Н. Геополитика (Электронный учебник). Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/nart/. 2. История государства и права России: Учебник / И.А. Исаев. - 4-e изд., стер. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 800 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-378-2.
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Знание основных направлений развития ключевых регионов мира на рубеже XX – XXI веков. Знание сущности и причин локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв. Знание основных процессов (интеграционных, поликультурных, миграционных и иных) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; Знание назначения ООН, НАТО, ЕС и других организций и основных направлений их деятельности; Знание сведений о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплений национальных и государственных традиций. Знание содержания и назначения важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. | «Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко. «Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. «Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки. «Неудовлетворительно» - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки. | Примеры форм и методов контроля и оценки •Компьютерное тестирование на знание терминологии по теме; •Тестирование •Контрольная работа № 1,2 •Выполнение проекта; •Наблюдение за выполнением практического задания (деятельностью студента) •Оценка выполнения практического задания(работы) •Подготовка и выступление с докладом, сообщением, презентацией •Решение ситуационной задачи |
Умение ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире Умение выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем. |