СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учителя по литературе 6 кл

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое рабочая программа и зачем она нужна?

 

Зачем она нужна? Учитель всегда работал  и работает по программе.

Раньше программы по учебным предметам утверждались Министерством, последние годы не утверждаются и не рассматриваются. И учителя сегодня работают по этим самым авторским программам, которые имеют разную структуру и, как правило, больше похожи на концепции, а не на программы.

Теперь же  Стандарт, как уже говорилось, определил структуру рабочих программ по учебным предметам, курсам.

Программа должна содержать пояснительную записку с целями обучения предмету; общую характеристику учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты, достижение которых обеспечивает программа, содержание учебного предмета, курса, а также тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности и описание материально-технического обеспечения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учителя по литературе 6 кл»




  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Нормативное обеспечение изучения предмета

Рабочая программа учителя составлена на основе нормативных документов:

  1. Рабочий учебный план МОУ «Средняя школа № 12 города Макеевки» на 2020-2021 учебный год.

  2. Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС);

  3. Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 120-НП,

в соответствии с требованиями

  1. Примерной программы по учебному предмету «Литература. 5-9 классы»/ сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 166 с.

Программа реализована в учебнике «Литература». 6кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин; под ред. В.Я.Коровиной. – 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016 г.

Данная рабочая программа составлена для классов общеобразовательной направленности. На изучение программного материала в 2020-2021 учебном году учебным планом школы предусматривается 105 часов (3 часа в неделю).

  • и современной литературы культурной самоидентификации;

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;формирование у школьника стремления сознательно .Общая характеристика учебного предмета.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения  и  навыки,  лежащие  в основе  человеческой деятельности,  мышления.  Оба предмета способствуют формированию личности учащегося. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.


  1. Учебно-методическое обеспечение.


  1. В.Я. Коровина. В.П. Журавлёв. В. И. Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс». Издательство «Просвещение» – М., 2008.

  2. Егорова Н.В., Макарова Б.А. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс – 400 c.

  3. Литература. 6 класс: поурочные разработки. Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель,2007.

  4. Литература. 6 класс: универсальные поурочные разработки по литературе к учебникам-хрестоматиям Т. Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа);

  5. Литература. 6 класс: универсальные поурочные разработки по литературе к учебникам-хрестоматиям В. Я. Коровиной. – М.: ВАКО, 2014;

  6. Миронова Н.А. Литература в таблицах. 5 – 11 классы: Для быстрой подготовки к устному экзамену и ЕГЭ

  7. Полухина В.П. и др. Литература: 6 кл.: Метод. Советы/ Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008.

  8. Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2008.




  1. Основные виды устной и письменной речи обучающихся 6 класса

  • осознанное, беглое чтение вслух и про себя текстов художественных произведений и учебных текстов;

  • выразительное чтение произведений (или фрагментов), в том числе выученных наизусть, с соблюдением норм литературного произношения;

  • различные виды пересказа (краткий, выборочный, подробный (близкий к тесту), от имени персонажа, с творческим заданием);

  • устные и письменные ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • устная и письменная характеристика героев изучаемого произведения;

  • составление простых и сложных планов к тексту (фрагменту) изучаемого произведения;

  • составление сравнительной характеристики литературных персонажей;

  • устный и письменный отзыв о художественном произведении.

  1. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 6 класса

Обучающиеся должны знать:

  • авторов, названия прочитанных произведений;

  • содержание, главных героев и мотивы их поступков, последовательность и связь событий в изученном произведении;

  • тексты, рекомендованные программой к заучиванию наизусть;

  • основные признаки изученных теоретических понятий: миф, притча, басня, «эзопов язык», аллегория, повесть, юмор, роман, приключенческий роман.

Обучающиеся должны уметь:

  • правильно, осознанно, бегло и выразительно читать изученные художественные произведения (в том числе наизусть), учебные и научно-популярные тексты и понимать прочитанное;

  • выделять смысловые эпизоды, устанавливать временную и причинно-следственную связь между событиями в изученном произведении;

  • определять и формулировать тему, идею, проблематику художественного произведения;

  • осознанно выделять и объяснять роль изученных изобразительно-выразительных средств в произведении;

  • различать лирические и эпические произведения;

  • владеть различными видами пересказа; устно и письменно составлять простой (сложный) план к тексту художественного произведения, статье учебника с детализированием одного или нескольких пунктов;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным материалом;

  • участвовать в диалоге по прочитанному художественному произведению, толерантно относиться к иной точке зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • воссоздавать в воображении художественные образы и картины, созданные писателем, словесно воспроизводить их;

  • составлять план индивидуальной характеристики литературного героя;

  • давать индивидуальную и сравнительную характеристику персонажам с использованием портретных, пейзажных описаний, авторского отношения к герою;

  • аргументировать принадлежность произведений литературы (мифологии, фольклора) к определённому жанру; обосновывать смысл названия изученного произведения;

  • комментировать интерпретации изученного художественного произведения в других видах искусства (живопись, музыка, театр, кино и др.) с выражением собственного отношения к произведениям искусства;

  • выполнять устные и письменные творческие работы (сочинение-рассуждение о герое, основных проблемах, причинах популярности изучаемого произведения; отзыв о прочитанном художественном произведении, просмотренном кинофильме, спектакле, телепередаче, прослушанной звукозаписи, об актёрском чтении; сочинение по литературным произведениям на основе жизненных впечатлений и др.





















  1. тематическое планирование КУРСА «Литература»

6 класс

(34 недели, 3 часа в неделю; за год – 102 часа)

Распределение учебного материала

Класс

Всего часов

Урок развития речи


Урок внеклассного чтения

Контрольная тестовая работа

Контрольное сочинение

Литература родного края

Текстуальное изучение произведений

Резерв

6 класс

105

10

10

4

4

2

72

3


п/п

план

п/п

факт

Дата

Тема

Примечания

план

факт

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА. (7 ч + 1КР)

1




Писатели — создатели, хранители и любители книги. Художественное произведение.

Теория литературы. Развитие понятия о художественной литературе


2




Обрядовый фольклор. Произведения обрядового

фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления).

Произведения обрядового фольклора


3




Пословицы и поговорки как отображение народной мудрости, наблюдательности и творческой фантазии.

Теория литературы. Пословицы и поговорки (развитие представления).


4




В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).


5




«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений). Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).


6




Иван Андреевич Крылов (1769-1844) Краткие сведения об авторе. «Осел и Соловей».

Теория литературы.Понятие об аллегории. Развитие понятия о басне. Мораль в басне, иносказание (развитие понятий).

Одна басня (по выбору учителя)

7




«Листы и Корни», «Ларчик».Мастерство И.А.Крылова -баснописца. Роль смеха в обличении человеческих пороков. Особенности использования аллегории, афористичность языка басен


8




КР 1. Контрольная тестовая работа по теме



Тема 2. ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА. Ч. 1( 8ч. + 1РР+ 1 ВЧ + 1 КР)


9




Александр Сергеевич Пушкин (1799 — 1837). Краткий рассказ о поэте. Лицейские

годы. «И.И.Пущину».

Теория литературы. Двусложные размеры стиха. Понятие о строфе. Развитие понятий о

рифме и ритме. Стихотворное послание (начальные представления).

«Зимнее утро», «Узник», «И.И.Пущину» - наиз.

10




«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. «Зимнее утро».

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий).


11




«Зимнее утро», «Зимний вечер». Выражение радостного восприятия жизни, любви к родной природе в стихотворении. Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.


12




«Дубровский». Изображение русского барства.


13




«Дубровский». Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности.


14




«Дубровский». Романтическая история любви Владимира и Маши.


15




«Повести покойного Ивана Петровича Белкина»: книга (цикл) повестей.


16




«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести.


17




РР 1. Составление сравнительной характеристики литературных персонажей


18




Контрольное сочинение по творчеству А.С.Пушкина


19




Урок внеклассного чтения 1.А.С.Пушкин «Выстрел»



Тема 3. ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА. Ч. 2 (10ч + 2 РР + 1КР = 14ч)


20,

21




Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 — 1841). Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.

«Парус». Мотивы бури и покоя, мечты о свободе. Символические образы стихотворения.

Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения.

«Парус», «Тучи».

22,

23




«Три пальмы». Мотивы отвевтсвенности поэта за сохранение красоты и жизни на земле. Трагический финал произведения.

« Узник», «Листок». «Утес». Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Тема красоты, гармонии человека с миром.



24




РР 2. Развитие понятий об эпитете, сравнении и метафоре. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).


25




Николай Васильевич Гоголь (1809-1852)

Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». История создания повести.


26




Особенности жанра произведения и её сюжета. Особенности героя повести


27




Сатирическая направленность произведения. «Пошлость пошлого человека» и приемы ее раскрытия.Теория литературы. Повесть (развитие представлений). Сатира.


28




Иван Сергеевич Тургенев (1818 - 1883). Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг».


29




«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность.

Теория литературы. Развитие понятий о пейзаже и портрете в художественном произведении.


30




«Бежин луг». Роль картин природы в рассказе.


31




РР 3. Подробный (близкий к тесту)пересказ от имени персонажа.Характеристика литературного героя


32




КР 2. Контрольная тестовая работа по теме


Тема 4 ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА. Ч. 2. Поэзия второй половины Х1Х века.

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ(10 ч. + 1РР+ 1 ВЧ+1 КР)

33




А.Н.Майков «Осень», А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы…», Я.П.Полонский «Посмотри,какая мгла…» Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие преставлений)


34




Федор Иванович Тютчев (1803 - 1873). Рассказ о поэте. Стихотворения «Певучесть есть в морских волнах», «Листья», «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся». Передача сложных переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта.


35




Афанасий Афанасьевич Фет (1820 - 1892). Рассказ о поэте. Стихотворения: «Учись у них – у дуба, у березы…», «Сияла ночь…» Жизнеутверждающее начала в лирике А.Фета. Природа как воплощение прекрасного.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Фет А.А. «Учись у них — у дуба, у березы...»


36




РР4. Выразительное чтение стихотворений Ф.Тютчева и А.Фета


37,38




Николай Алексеевич Некрасов (1821 - 1877). Краткий рассказ о жизни поэта.

«Несжатая полоса». Тяжелый труд хлебороба. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ-созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа.


«Несжатая полоса»

39




Николай Семенович Лесков (1831 - 1895). Н.С.Лесков – выдающийся русский писатель, знаток и ценитель народного слова.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия.


40




«Левша». Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения.


41




«Левша». Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления). Начальное понятие о языке художественного произведения.


43




Урок внеклассного чтения. Н.С.Лесков. Тупейный художник.


44




Антон Павлович Чехов (1860 - 1904). Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация.


45




«Толстый и тонкий» Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).


46




КР 3. Контрольная тестовая работа по теме


Тема5. ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА (9ч. + 1ВЧ+1 ВЧ+1 КС)

47




Александр Иванович Куприн (1870 — 1938). Краткий рассказ о писателе. «Чудесный доктор». Смысл подзаголовка рассказа.

Теория литературы. Рассказ. Святочный (рождественский) рассказ.


48




«Чудесный доктор». Признаки рождественского или святочного рассказа. Художественный мир и герои произведения.


49




Урок внеклассного чтения. Святочный рассказ в мировой литературе.


50




О. Мандельштам. Трагическая судьба поэта. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» Поиски духовных опор в культуре и природе.

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»

51




С.А.Есенин. Сведения о жизни и творчестве поэта. « Гой ты, Русь, моя родная» Глубокая любовь к родине, природе родного края в лирике С.Есенина

« Гой ты, Русь, моя родная»

52




РР 5. Выразительное чтение произведений (или фрагментов), с соблюдением норм литературного произношения.


53




Александр Степанович Грин (1880 — 1932). Краткие сведения об авторе. «Алые паруса».


54




«Алые паруса». Романтическое мироощущение, тонкий психологизм произведения Александра Грина.


55,

56

2 ч



Герои повести, их верность мечте и идеалу, деятельный характер натур, незаурядность и сила духа. Любовь, доброта, человечность в повести «Алые паруса».


57




«Алые паруса». Язык, стиль, символика названия произведения.

Теория литературы. Понятие о символе. Развитие понятия о повести (повесть-сказка).


58




Контрольное сочинение 2 по изученным произведениям


Тема 6. ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА О ЧЕЛОВЕКЕ И ПРИРОДЕ, ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ.

«ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ». (8 ч. + 1 ВЧ+1 ЛРК+1 КР)

59




К.М.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...».Д.С.Самойлов«Сороковые»

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Одно стихотворение (по выбору учащихся).

60




Урок внеклассного чтения 2.Стихотворения русских поэтов о Второй мировой войне (по выбору учащихся)

Одно стихотворение (по выбору учащихся).

61




ЛРК. Поэты Донбасса о Великой Отечественной войне


62




Виктор Петрович Астафьев (1924- 2001). «Конь с розовой гривой». Краткие сведения о писателе.Утверждение в рассказе незыблемых нравственных устоев и доброты.


63




«Конь с розовой гривой». Характеристика главных героев произведения. Смысл названия рассказа.

Теория литературы. Фабула. Эпизод.


64




Валентин Григорьевич Распутин (1937 — 2015). Сведения о писателе. «Уроки французского». Отражение в рассказе трудностей военного времени.


65




«Уроки французского». Жажда знаний юного героя, его нравственная стойкость, чувство собственного достоинства.


66,

67




«Уроки французского». Душевная тонкость учительницы. Ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (обогащение знаний)


68




Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека


69




КР 4. Контрольная тестовая работа по теме



Тема 7. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА И ПОЭЗИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ И ПРИРОДЕ, ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ. ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ ( 8 ч+ 1 ЛРК + 1 РР+1 КС)


70




Михаил Михайлович ПРИШВИН (1873-1954)

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы.



71




Труд в жизни детей. Сказка и быль в «Кладовой солнца».


72,

73




Смысл названия произведения.

Особенности выразительного чтения картин природы в прозаическом произведении.

Теория литературы. Развитие понятия об олицетворении


74




Определение различной эмоционально-смысловой нагрузки описаний природы, портретов героев.


75




РР 6. Устные ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.


76




Николай Михайлович Рубцов( 1936 — 1971). Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова.

Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Одно стихотворение (по выбору учащихся).

77




ЛРК Тема природы в творчестве донецких поэтов.


78




Литература народов России. Расул Гамзатов «Журавли» Слово о дагестанском поэте. История создания стихотворения. Основные образы-символы. Особенности композиции

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов..


79




Урок внеклассного чтения

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

Стихотворения «Родная деревня», «Книга».

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.

«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...»


80




Контрольное сочинение 3 по изученным произведениям



Тема 7. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. (15+3РР+2 ВЧ+1КС+ 1 КР)


81




Легенды и мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.


82




«Яблоки Гесперид». Геродот «Легенда об Арионе». Миф как своеобразная форма мироощущения древнего человека, его стремления к познанию мира.


83




ГОМЕР (VIII – VII ст. до н.е.) Краткие сведения о Гомере и его поэмах. «Илиада». Общее представление о сюжете поэмы. Воплощение в образе Ахилла античного идеала воина-героя. Поэтика "Илиады»


84




«Одиссея». Общее представление о сюжете поэмы. Воспевание в образе Одиссея таких черт характера, как верность родине и семье, мудрость, изобретательность, трудолюбие, практичность.



85




РР 7. Работа над литературными понятиями. Понятие об эпической поэме. Развитие понятий о героическом эпосе, постоянных эпитетах.


86,

87




Даниель ДЕФО (1660-1731) «Робинзон Крузо» (в сокращении).

Краткие сведения о писателе. Отображение в истории Робинзона Крузо пути человечества к цивилизации. Поведение человека в исключительных обстоятельствах, его стойкость и мужество, созидательная деятельность как основная тема произведения. Утверждение в произведении веры в силу человеческого разума, способность выстоять в любых обстоятельствах.

Теория литературы. Понятие о романе. Приключенческий роман.


88




Урок внеклассного чтения . Уильям Джеральд ГОЛДИНГ (1911-1993)

«Повелитель мух»

История общества детей на необитаемом острове. Характеристика образов мальчиков. Образы-символы в романе. Притчевый характер произведения.

Теория литературы. Утопия. Антиутопия. Антиробинзонада. Притча.


89,

90




Джонатан СВИФТ (1667-1745)

«Путешествие Гулливера» (фрагменты по выбору) Сведения о писателе.

Смысл противопоставления Гулливера лилипутам. Осмеяние невежества, самодурства, спеси. Роль фантастики в развитии сюжета.

Теория литературы. Понятие о сатире


91




РР 8. Составление сложного плана к тексту (фрагменту) изучаемого произведения.


92




Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер (1759-1805). «Перчатка» (в переводе В.А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова). Краткие сведения о поэте.

Противопоставление благородства и достоинства рыцаря Делоржа коварству и бездушию придворной дамы. Динамичность сюжета, простота, драматизм повествования.

Теория литературы. Развитие понятий о балладе, оригинале и переводе.


93




Антуан де Сент-Экзюпери (1900 – 1944). Основные сведения о жизни и творчестве французского писателя. «Маленький принц».Постановка «вечных» вопросов, идеал и реальность в философской повести-сказке.


94




«Маленький принц». Воссоздание мира детских раздумий о жизни, отношениях между людьми. Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире. Духовное и материальное, красивое и полезное в системе жизненных ценностей ребенка. Образы «взрослых» в произведении.


95




«Маленький принц».Темы дружбы и любви. Мысль об ответственности как основе человеческих отношений. Роль метафоры и аллегории в повести. Символическое значение образа маленького принца.

Теория литературы. Понятия о сказке-притче, подтексте. Развитие понятия о символе.


96




РР 9. Подробный пересказ от имени персонажа, с творческим заданием.


97




Контрольное сочинение по сказке А. де Сент-Экзюпери


98




Урок внеклассного чтения. Рэй Дуглас БРЭДБЕРИ (1920-2012)

«Каникулы», «Улыбка». Фантастические рассказы Р. Брэдбери как выражение стремления автора уберечь людей от зла и опасности на земле. Мечта о победе добра и человечности.


99




Джералд Ма́лькольмДАРРЕЛЛ (1925-1995)

Джералд Даррелл — естествоиспытатель, защитник живой природы и писатель. Зоопарк Даррелла на острове Джерси. Книги Даррелла о путешествиях и поисках животных. «Говорящий сверток» – книга, которая посвящена защите животных, созданных фантазией человека. Приключения современных школьников в Мифландии. Сюжет сказочной повести и победа справедливости в сказочной стране. Роль словарей в жизни этой фантастической страны.


Теория литературы. Роль и место словарей в жизни человека.


100




Итоговая контрольная работа


101




Урок внеклассного чтения. Эрнест СЕТОН-ТОМПСОН. Канадский писатель-анималист. Особенности изображения животных в его рассказах.



102,

103




РР 10. Расширяем круг чтения. Отзыв о произведении современной литературы для детей.









Для заучивания наизусть

Крылов И.А. «Осел и Соловей»

Пушкин А.С. «Зимнее утро», «Узник», «И.И. Пущину».

Лермонтов М.Ю. «Парус», «Тучи».

Фет А.А. «Учись у них — у дуба, у березы...»

Некрасов Н.А. «Несжатая полоса»

Мандельштам О.Э. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»

Есенин С.А. «Гой ты, Русь, моя родная»

Рубцов Н. Одно стихотворение (по выбору обучающихся).

Одно стихотворение о Великой Отечественной войне (по выбору обучающихся).

Одно стихотворение поэта-современника о родном крае.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!