ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативное обеспечение изучения предмета
Рабочая программа учителя составлена на основе нормативных документов:
Рабочий учебный план МОУ «Средняя школа № 12 города Макеевки» на 2020-2021 учебный год.
Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС);
Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 120-НП,
в соответствии с требованиями
Примерной программы по учебному предмету «Литература. 5-9 классы»/ сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 166 с.
Программа реализована в учебнике «Литература». 6кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин; под ред. В.Я.Коровиной. – 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016 г.
Данная рабочая программа составлена для классов общеобразовательной направленности. На изучение программного материала в 2020-2021 учебном году учебным планом школы предусматривается 105 часов (3 часа в неделю).
и современной литературы культурной самоидентификации;
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;формирование у школьника стремления сознательно .Общая характеристика учебного предмета.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Оба предмета способствуют формированию личности учащегося. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Учебно-методическое обеспечение.
В.Я. Коровина. В.П. Журавлёв. В. И. Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс». Издательство «Просвещение» – М., 2008.
Егорова Н.В., Макарова Б.А. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс – 400 c.
Литература. 6 класс: поурочные разработки. Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель,2007.
Литература. 6 класс: универсальные поурочные разработки по литературе к учебникам-хрестоматиям Т. Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа);
Литература. 6 класс: универсальные поурочные разработки по литературе к учебникам-хрестоматиям В. Я. Коровиной. – М.: ВАКО, 2014;
Миронова Н.А. Литература в таблицах. 5 – 11 классы: Для быстрой подготовки к устному экзамену и ЕГЭ
Полухина В.П. и др. Литература: 6 кл.: Метод. Советы/ Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008.
Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2008.
Основные виды устной и письменной речи обучающихся 6 класса
осознанное, беглое чтение вслух и про себя текстов художественных произведений и учебных текстов;
выразительное чтение произведений (или фрагментов), в том числе выученных наизусть, с соблюдением норм литературного произношения;
различные виды пересказа (краткий, выборочный, подробный (близкий к тесту), от имени персонажа, с творческим заданием);
устные и письменные ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
устная и письменная характеристика героев изучаемого произведения;
составление простых и сложных планов к тексту (фрагменту) изучаемого произведения;
составление сравнительной характеристики литературных персонажей;
устный и письменный отзыв о художественном произведении.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 6 класса
Обучающиеся должны знать:
авторов, названия прочитанных произведений;
содержание, главных героев и мотивы их поступков, последовательность и связь событий в изученном произведении;
тексты, рекомендованные программой к заучиванию наизусть;
основные признаки изученных теоретических понятий: миф, притча, басня, «эзопов язык», аллегория, повесть, юмор, роман, приключенческий роман.
Обучающиеся должны уметь:
правильно, осознанно, бегло и выразительно читать изученные художественные произведения (в том числе наизусть), учебные и научно-популярные тексты и понимать прочитанное;
выделять смысловые эпизоды, устанавливать временную и причинно-следственную связь между событиями в изученном произведении;
определять и формулировать тему, идею, проблематику художественного произведения;
осознанно выделять и объяснять роль изученных изобразительно-выразительных средств в произведении;
различать лирические и эпические произведения;
владеть различными видами пересказа; устно и письменно составлять простой (сложный) план к тексту художественного произведения, статье учебника с детализированием одного или нескольких пунктов;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным материалом;
участвовать в диалоге по прочитанному художественному произведению, толерантно относиться к иной точке зрения и аргументировано отстаивать свою;
воссоздавать в воображении художественные образы и картины, созданные писателем, словесно воспроизводить их;
составлять план индивидуальной характеристики литературного героя;
давать индивидуальную и сравнительную характеристику персонажам с использованием портретных, пейзажных описаний, авторского отношения к герою;
аргументировать принадлежность произведений литературы (мифологии, фольклора) к определённому жанру; обосновывать смысл названия изученного произведения;
комментировать интерпретации изученного художественного произведения в других видах искусства (живопись, музыка, театр, кино и др.) с выражением собственного отношения к произведениям искусства;
выполнять устные и письменные творческие работы (сочинение-рассуждение о герое, основных проблемах, причинах популярности изучаемого произведения; отзыв о прочитанном художественном произведении, просмотренном кинофильме, спектакле, телепередаче, прослушанной звукозаписи, об актёрском чтении; сочинение по литературным произведениям на основе жизненных впечатлений и др.
тематическое планирование КУРСА «Литература»
6 класс
(34 недели, 3 часа в неделю; за год – 102 часа)
Распределение учебного материала
Класс | Всего часов | Урок развития речи | Урок внеклассного чтения | Контрольная тестовая работа | Контрольное сочинение | Литература родного края | Текстуальное изучение произведений | Резерв |
6 класс | 105 | 10 | 10 | 4 | 4 | 2 | 72 | 3 |
№ п/п план | № п/п факт | Дата | Тема | Примечания |
план | факт |
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА. (7 ч + 1КР) |
1 | | | | Писатели — создатели, хранители и любители книги. Художественное произведение. Теория литературы. Развитие понятия о художественной литературе | |
2 | | | | Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). | Произведения обрядового фольклора |
3 | | | | Пословицы и поговорки как отображение народной мудрости, наблюдательности и творческой фантазии. Теория литературы. Пословицы и поговорки (развитие представления). | |
4 | | | | В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). | |
5 | | | | «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Теория литературы. Летопись (развитие представлений). Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). | |
6 | | | | Иван Андреевич Крылов (1769-1844) Краткие сведения об авторе. «Осел и Соловей». Теория литературы.Понятие об аллегории. Развитие понятия о басне. Мораль в басне, иносказание (развитие понятий). | Одна басня (по выбору учителя) |
7 | | | | «Листы и Корни», «Ларчик».Мастерство И.А.Крылова -баснописца. Роль смеха в обличении человеческих пороков. Особенности использования аллегории, афористичность языка басен | |
8 | | | | КР 1. Контрольная тестовая работа по теме | |
Тема 2. ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА. Ч. 1( 8ч. + 1РР+ 1 ВЧ + 1 КР) |
9 | | | | Александр Сергеевич Пушкин (1799 — 1837). Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. «И.И.Пущину». Теория литературы. Двусложные размеры стиха. Понятие о строфе. Развитие понятий о рифме и ритме. Стихотворное послание (начальные представления). | «Зимнее утро», «Узник», «И.И.Пущину» - наиз. |
10 | | | | «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. «Зимнее утро». Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). | |
11 | | | | «Зимнее утро», «Зимний вечер». Выражение радостного восприятия жизни, любви к родной природе в стихотворении. Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. | |
12 | | | | «Дубровский». Изображение русского барства. | |
13 | | | | «Дубровский». Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. | |
14 | | | | «Дубровский». Романтическая история любви Владимира и Маши. | |
15 | | | | «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»: книга (цикл) повестей. | |
16 | | | | «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. | |
17 | | | | РР 1. Составление сравнительной характеристики литературных персонажей | |
18 | | | | Контрольное сочинение по творчеству А.С.Пушкина | |
19 | | | | Урок внеклассного чтения 1.А.С.Пушкин «Выстрел» | |
Тема 3. ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА. Ч. 2 (10ч + 2 РР + 1КР = 14ч) |
20, 21 | | | | Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 — 1841). Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта. «Парус». Мотивы бури и покоя, мечты о свободе. Символические образы стихотворения. Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. | «Парус», «Тучи». |
22, 23 | | | | «Три пальмы». Мотивы отвевтсвенности поэта за сохранение красоты и жизни на земле. Трагический финал произведения. « Узник», «Листок». «Утес». Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Тема красоты, гармонии человека с миром. | |
24 | | | | РР 2. Развитие понятий об эпитете, сравнении и метафоре. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления). | |
25 | | | | Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». История создания повести. | |
26 | | | | Особенности жанра произведения и её сюжета. Особенности героя повести | |
27 | | | | Сатирическая направленность произведения. «Пошлость пошлого человека» и приемы ее раскрытия.Теория литературы. Повесть (развитие представлений). Сатира. | |
28 | | | | Иван Сергеевич Тургенев (1818 - 1883). Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». | |
29 | | | | «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Теория литературы. Развитие понятий о пейзаже и портрете в художественном произведении. | |
30 | | | | «Бежин луг». Роль картин природы в рассказе. | |
31 | | | | РР 3. Подробный (близкий к тесту)пересказ от имени персонажа.Характеристика литературного героя | |
32 | | | | КР 2. Контрольная тестовая работа по теме | |
Тема 4 ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА. Ч. 2. Поэзия второй половины Х1Х века. ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ(10 ч. + 1РР+ 1 ВЧ+1 КР) |
33 | | | | А.Н.Майков «Осень», А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы…», Я.П.Полонский «Посмотри,какая мгла…» Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие преставлений) | |
34 | | | | Федор Иванович Тютчев (1803 - 1873). Рассказ о поэте. Стихотворения «Певучесть есть в морских волнах», «Листья», «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся». Передача сложных переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. | |
35 | | | | Афанасий Афанасьевич Фет (1820 - 1892). Рассказ о поэте. Стихотворения: «Учись у них – у дуба, у березы…», «Сияла ночь…» Жизнеутверждающее начала в лирике А.Фета. Природа как воплощение прекрасного. Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). | Фет А.А. «Учись у них — у дуба, у березы...» |
36 | | | | РР4. Выразительное чтение стихотворений Ф.Тютчева и А.Фета | |
37,38 | | | | Николай Алексеевич Некрасов (1821 - 1877). Краткий рассказ о жизни поэта. «Несжатая полоса». Тяжелый труд хлебороба. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ-созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. | «Несжатая полоса» |
39 | | | | Николай Семенович Лесков (1831 - 1895). Н.С.Лесков – выдающийся русский писатель, знаток и ценитель народного слова. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. | |
40 | | | | «Левша». Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. | |
41 | | | | «Левша». Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления). Начальное понятие о языке художественного произведения. | |
43 | | | | Урок внеклассного чтения. Н.С.Лесков. Тупейный художник. | |
44 | | | | Антон Павлович Чехов (1860 - 1904). Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. | |
45 | | | | «Толстый и тонкий» Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория литературы. Юмор (развитие понятия). | |
46 | | | | КР 3. Контрольная тестовая работа по теме | |
Тема5. ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА (9ч. + 1ВЧ+1 ВЧ+1 КС) |
47 | | | | Александр Иванович Куприн (1870 — 1938). Краткий рассказ о писателе. «Чудесный доктор». Смысл подзаголовка рассказа. Теория литературы. Рассказ. Святочный (рождественский) рассказ. | |
48 | | | | «Чудесный доктор». Признаки рождественского или святочного рассказа. Художественный мир и герои произведения. | |
49 | | | | Урок внеклассного чтения. Святочный рассказ в мировой литературе. | |
50 | | | | О. Мандельштам. Трагическая судьба поэта. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» Поиски духовных опор в культуре и природе. | «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» |
51 | | | | С.А.Есенин. Сведения о жизни и творчестве поэта. « Гой ты, Русь, моя родная» Глубокая любовь к родине, природе родного края в лирике С.Есенина | « Гой ты, Русь, моя родная» |
52 | | | | РР 5. Выразительное чтение произведений (или фрагментов), с соблюдением норм литературного произношения. | |
53 | | | | Александр Степанович Грин (1880 — 1932). Краткие сведения об авторе. «Алые паруса». | |
54 | | | | «Алые паруса». Романтическое мироощущение, тонкий психологизм произведения Александра Грина. | |
55, 56 | 2 ч | | | Герои повести, их верность мечте и идеалу, деятельный характер натур, незаурядность и сила духа. Любовь, доброта, человечность в повести «Алые паруса». | |
57 | | | | «Алые паруса». Язык, стиль, символика названия произведения. Теория литературы. Понятие о символе. Развитие понятия о повести (повесть-сказка). | |
58 | | | | Контрольное сочинение 2 по изученным произведениям | |
Тема 6. ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА О ЧЕЛОВЕКЕ И ПРИРОДЕ, ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ. «ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ». (8 ч. + 1 ВЧ+1 ЛРК+1 КР) |
59 | | | | К.М.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...».Д.С.Самойлов«Сороковые» Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. | Одно стихотворение (по выбору учащихся). |
60 | | | | Урок внеклассного чтения 2.Стихотворения русских поэтов о Второй мировой войне (по выбору учащихся) | Одно стихотворение (по выбору учащихся). |
61 | | | | ЛРК. Поэты Донбасса о Великой Отечественной войне | |
62 | | | | Виктор Петрович Астафьев (1924- 2001). «Конь с розовой гривой». Краткие сведения о писателе.Утверждение в рассказе незыблемых нравственных устоев и доброты. | |
63 | | | | «Конь с розовой гривой». Характеристика главных героев произведения. Смысл названия рассказа. Теория литературы. Фабула. Эпизод. | |
64 | | | | Валентин Григорьевич Распутин (1937 — 2015). Сведения о писателе. «Уроки французского». Отражение в рассказе трудностей военного времени. | |
65 | | | | «Уроки французского». Жажда знаний юного героя, его нравственная стойкость, чувство собственного достоинства. | |
66, 67 | | | | «Уроки французского». Душевная тонкость учительницы. Ее роль в жизни мальчика. Теория литературы. Рассказ, сюжет (обогащение знаний) | |
68 | | | | Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека | |
69 | | | | КР 4. Контрольная тестовая работа по теме | |
Тема 7. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА И ПОЭЗИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ И ПРИРОДЕ, ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ. ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ ( 8 ч+ 1 ЛРК + 1 РР+1 КС) |
70 | | | | Михаил Михайлович ПРИШВИН (1873-1954) «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. | |
71 | | | | Труд в жизни детей. Сказка и быль в «Кладовой солнца». | |
72, 73 | | | | Смысл названия произведения. Особенности выразительного чтения картин природы в прозаическом произведении. Теория литературы. Развитие понятия об олицетворении | |
74 | | | | Определение различной эмоционально-смысловой нагрузки описаний природы, портретов героев. | |
75 | | | | РР 6. Устные ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. | |
76 | | | | Николай Михайлович Рубцов( 1936 — 1971). Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. | Одно стихотворение (по выбору учащихся). |
77 | | | | ЛРК Тема природы в творчестве донецких поэтов. | |
78 | | | | Литература народов России. Расул Гамзатов «Журавли» Слово о дагестанском поэте. История создания стихотворения. Основные образы-символы. Особенности композиции Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.. | |
79 | | | | Урок внеклассного чтения Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...» | |
80 | | | | Контрольное сочинение 3 по изученным произведениям | |
Тема 7. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. (15+3РР+2 ВЧ+1КС+ 1 КР) |
81 | | | | Легенды и мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки. | |
82 | | | | «Яблоки Гесперид». Геродот «Легенда об Арионе». Миф как своеобразная форма мироощущения древнего человека, его стремления к познанию мира. | |
83 | | | | ГОМЕР (VIII – VII ст. до н.е.) Краткие сведения о Гомере и его поэмах. «Илиада». Общее представление о сюжете поэмы. Воплощение в образе Ахилла античного идеала воина-героя. Поэтика "Илиады» | |
84 | | | | «Одиссея». Общее представление о сюжете поэмы. Воспевание в образе Одиссея таких черт характера, как верность родине и семье, мудрость, изобретательность, трудолюбие, практичность. | |
85 | | | | РР 7. Работа над литературными понятиями. Понятие об эпической поэме. Развитие понятий о героическом эпосе, постоянных эпитетах. | |
86, 87 | | | | Даниель ДЕФО (1660-1731) «Робинзон Крузо» (в сокращении). Краткие сведения о писателе. Отображение в истории Робинзона Крузо пути человечества к цивилизации. Поведение человека в исключительных обстоятельствах, его стойкость и мужество, созидательная деятельность как основная тема произведения. Утверждение в произведении веры в силу человеческого разума, способность выстоять в любых обстоятельствах. Теория литературы. Понятие о романе. Приключенческий роман. | |
88 | | | | Урок внеклассного чтения . Уильям Джеральд ГОЛДИНГ (1911-1993) «Повелитель мух» История общества детей на необитаемом острове. Характеристика образов мальчиков. Образы-символы в романе. Притчевый характер произведения. Теория литературы. Утопия. Антиутопия. Антиробинзонада. Притча. | |
89, 90 | | | | Джонатан СВИФТ (1667-1745) «Путешествие Гулливера» (фрагменты по выбору) Сведения о писателе. Смысл противопоставления Гулливера лилипутам. Осмеяние невежества, самодурства, спеси. Роль фантастики в развитии сюжета. Теория литературы. Понятие о сатире | |
91 | | | | РР 8. Составление сложного плана к тексту (фрагменту) изучаемого произведения. | |
92 | | | | Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер (1759-1805). «Перчатка» (в переводе В.А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова). Краткие сведения о поэте. Противопоставление благородства и достоинства рыцаря Делоржа коварству и бездушию придворной дамы. Динамичность сюжета, простота, драматизм повествования. Теория литературы. Развитие понятий о балладе, оригинале и переводе. | |
93 | | | | Антуан де Сент-Экзюпери (1900 – 1944). Основные сведения о жизни и творчестве французского писателя. «Маленький принц».Постановка «вечных» вопросов, идеал и реальность в философской повести-сказке. | |
94 | | | | «Маленький принц». Воссоздание мира детских раздумий о жизни, отношениях между людьми. Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире. Духовное и материальное, красивое и полезное в системе жизненных ценностей ребенка. Образы «взрослых» в произведении. | |
95 | | | | «Маленький принц».Темы дружбы и любви. Мысль об ответственности как основе человеческих отношений. Роль метафоры и аллегории в повести. Символическое значение образа маленького принца. Теория литературы. Понятия о сказке-притче, подтексте. Развитие понятия о символе. | |
96 | | | | РР 9. Подробный пересказ от имени персонажа, с творческим заданием. | |
97 | | | | Контрольное сочинение по сказке А. де Сент-Экзюпери | |
98 | | | | Урок внеклассного чтения. Рэй Дуглас БРЭДБЕРИ (1920-2012) «Каникулы», «Улыбка». Фантастические рассказы Р. Брэдбери как выражение стремления автора уберечь людей от зла и опасности на земле. Мечта о победе добра и человечности. | |
99 | | | | Джералд Ма́лькольмДАРРЕЛЛ (1925-1995) Джералд Даррелл — естествоиспытатель, защитник живой природы и писатель. Зоопарк Даррелла на острове Джерси. Книги Даррелла о путешествиях и поисках животных. «Говорящий сверток» – книга, которая посвящена защите животных, созданных фантазией человека. Приключения современных школьников в Мифландии. Сюжет сказочной повести и победа справедливости в сказочной стране. Роль словарей в жизни этой фантастической страны. Теория литературы. Роль и место словарей в жизни человека. | |
100 | | | | Итоговая контрольная работа | |
101 | | | | Урок внеклассного чтения. Эрнест СЕТОН-ТОМПСОН. Канадский писатель-анималист. Особенности изображения животных в его рассказах. | |
102, 103 | | | | РР 10. Расширяем круг чтения. Отзыв о произведении современной литературы для детей. | |
Для заучивания наизусть
Крылов И.А. «Осел и Соловей»
Пушкин А.С. «Зимнее утро», «Узник», «И.И. Пущину».
Лермонтов М.Ю. «Парус», «Тучи».
Фет А.А. «Учись у них — у дуба, у березы...»
Некрасов Н.А. «Несжатая полоса»
Мандельштам О.Э. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»
Есенин С.А. «Гой ты, Русь, моя родная»
Рубцов Н. Одно стихотворение (по выбору обучающихся).
Одно стихотворение о Великой Отечественной войне (по выбору обучающихся).
Одно стихотворение поэта-современника о родном крае.