Факультатив «Удивительная химия рядом» для учащихся 7 класса в объеме 34 часа предназначен создать условия для развития познавательного интереса к предмету, постепенного усвоения сложных базовых химических понятий, выявления способностей учащихся к изучению химии и позволяет формировать у учащихся устойчивую мотивацию к дальнейшему изучению предмета. Программа построена с учетом соблюдения системности знаний учащихся определенной последовательности и преемственности учебного материала.
Программа факультатива разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.07.2018 № 679).
Целью факультатива является ознакомление учащихся с понятием химии как предмета, ее основными законами, регулирующие превращения веществ и химическими процессами которые происходят в окружающей среде, возможность закрепить связи с естественными науками и обеспечить большую «стартовую скорость» с началом изучения систематического курса химии в 8 классе, практически исключив период адаптации.
№ | № в теме | Тема урока | Дата | Примечание |
План | Факт |
Раздел 1. Введение в химию (5ч) |
Тема 1.1. Химия - наука о веществах, чудесах химических превращений (1ч) |
| 1. | Химия - наука о веществах, чудесах химических превращений. Химические истории из глубины веков. Первые «имена» веществ. В поисках «философского камня». Великие имена первооткрывателей. Легенды, мифы, объяснение волшебства. | | | |
Тема 1.2. Путешествие в лабораторию алхимика (4ч) |
| 1. | Кабинет химии. Правила безопасности при работе в химическом кабинете. Методы изучения химии - наблюдение, гипотеза, предположение, эксперимент, фиксирование результатов эксперимента. | | | |
| 2. | Практическая работа № 1 Знакомство с лабораторной посудой, химическим оборудованием, химическими веществами и приемы обращения с ними. | | | |
| 3. | Практическая работа №2. Правила работы с нагревательными приборами. Устройство спиртовки. Изучение строения пламени. | | | |
| 4. | Химический вечер « В гостях у алхимика» (выполнение опытов «вулкан», «надуй шар», «фейерверк в банке», «лава лампа», с последующем фиксированием результатов) | | | |
Демонстрации: №1 Основные приёмы лабораторных работ: измельчение, растворение, нагревание, выпаривание. № 2. Измерения в химии: определение массы на рычажных весах; определение плотности жидкости ареометром; определение объёма жидкости с помощью мензурки или мерного цилиндра; определение температуры жидкости. |
Раздел 2 . Химические вещества, которые окружают нас (11ч) |
Тема 2.1. Воздух, кислород, вода - источники жизни (7ч) |
| 1. | Тело и вещество . Простые и сложные вещества. Агрегатное состояние вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества. | | | |
| 2. | Понятие о молекулах, чистые вещества и смеси Основные способы разделения смесей по физическим свойствам(отстаивание, фильтрование, выпаривание, бумажная хроматография, действие магнита) Практическая работа № 3 Способы разделения смесей. | | | |
| 3. | Практическая работа № 4 Выращивание кристаллов медного купороса, металлической меди. Домашний эксперимент . Выращивание кристаллов. Конкурс на лучший кристалл. | | | |
| 4. | Воздух - смесь газов. Углекислый газ: физические свойства, получение, применение. Угарный газ: физические свойства, нахождение в природе, действие на организм человека. Первая помощь при отравлении угарным газом. | | | |
| 5. | Кислород в природе. Физиологическое действие кислорода. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Охрана воздуха от загрязнений. Практическая работа №5 Свойства кислорода. Распознавание кислорода | | | |
| 6. | Вода - источник жизни на Земле, сырье для промышленности, источник энергии, фактор, определяющий погоду, климат Земли. | | | |
| 7. | Органолептические показатели воды (содержание взвешенных частиц, цвет, прозрачность, запах. Охрана водоемов от загрязнений | | | |
Тема 2.2. Вещества на кухне и в домашней аптечке (4ч) |
| 1. | Поваренная соль, свойства поваренной соли. Значение соли для человека, применение. Полезные свойства пищевой соды для организма человека. | | | |
| 2. | Значение жженого сахара в быту; знакомство с понятиями углеводы, сахарозы, глюкоза (виноградный сахар), фруктоза (фруктовый сахар) Уксусная кислота, крахмал. Свойства и применение. | | | |
| 3. | Йод: история открытия йода, нахождение его в природе, значение в жизни человека. Пероксид водорода (перекись водорода): правила хранения, применение в качестве отбеливателя, в медицине. | | | |
| 4. | Экскурсия . Химия в окружающем мире. (Ориентированные объекты экскурсий. Химические лаборатории промышленных и сельскохозяйственных предприятий.Аптека.) | | | |
Демонстрации : №3 Аптечные и пищевые растворы с указанием их состава (знакомство с этикетками) №4 Ознакомление с образцами простых и сложных веществ № 5 Разделение смесей с помощью бумажной хроматографии. №6 Качественная реакция на углекислый газ с известковой водой №7 Способность углекислого газа тушить огонь № 8 Определение органолептических показателей воды № 9 Действие раствора йода на картофель № 10 Опыт тайнописи раствором крахмала с йодом № 11 Получение инвертного сахара с помощью лимонной кислоты Лабораторные опыты: №1 Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. №2 Свойства чистых веществ и смесей №3 Приготовление растворов соды и уксусной кислоты. №4 Нейтрализация раствора уксусной кислотой. №5 Ферментативное разложение пероксида водорода под действием каталазы, содержащейся в картофеле. № 6 Опыт по получению жженого сахара или карамели |
Раздел 3. Путешествие в мир химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (5ч) |
Тема 3.1. Химические азбука . Химический язык (2ч) |
| 1. | Химические символы элементов. Обозначение химических элементов, написание, произношение, их названия. Информация, которую несут знаки химических элементов. | | | |
| 2. | Происхождение названий химических элементов. История открытий химических элементов, удивительная и случайная. | | | |
Тема 3.2 Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (3ч) |
| 1. | Понятие о периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. «Жильцы» таблицы периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. | | | |
| 2. | Интересные факты жизни и научной деятельности Д. И. Менделеева. | | | |
| 3. | Семинарское занятие ( в форме КВН «Путешествие в мир элементов») | | | |
Раздел 4. События в мире веществ — химические реакции (7ч) |
Тема 4.1. Химические явления. Химическая реакция(4ч) |
| 1. | Физические и химические явления. Химическая реакция. Понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в другие. Условия возникновения и течения химических реакций. | | | |
| 2. | Практическая работа № 6 Исследование физических и химических явлений | | | |
| 3. | Практическая работа № 7 Признаки химических реакций | | | |
| 4. | Практическая работа № 8 Понятие о катализаторах и ингибиторах. Горение сахара в присутствии табачного пепла. Получение ингибитора из стеблей и листьев картофеля (помидоров, мака, тысячелистника, алтея лекарственного, чистотела) | | | |
Тема 4.2. Химические реакции вокруг нас (3ч) |
| 1. | Дыхание-химические реакции в действий. Фотосинтез – химическая реакция, происходящая в зеленых растениях, её значение для живой природы. | | | |
| 2. | Горение.Реакции горения в быту и химии. Практическая работа № 9 Горение веществ в кислороде и воздухе. | | | |
| 3. | Коррозия металлов, химизм реакции коррозии. Как уберечь металлы от коррозии. Практическая работа №10 Изучение процесса коррозии железа | | | |
Лабораторные опыты: № 7 -10 Химические реакции, сопровождающиеся: выделением газа; выпадением осадка; изменением окраски; появлением запаха Демонстрации : № 12 Реакция взаимодействия раствора медного купороса с железным гвоздем |
Раздел 5. Эспериментальные основы химии (практика)(3ч) |
Тема 5.1 Исследовательская работа (3ч) |
| 1. | Исследовательская работа №1 Приготовление духов в условиях школьной химической лаборатории. | | | |
| 2. | Исследовательская работа №2 Качественный анализ продуктов питания на наличие крахмала. Составление таблицы по наличию крахмала в продуктах питания на основе исследования. | | | |
| 3. | Исследовательская работа №3 Определение содержания глюкозы в соках различных овощей и фруктов. | | | |
Раздел 6 . Рассказы по химии (3ч) |
Тема 6.1 Защита проектов (3ч) |
| 1. | Химия –польза или вред ? | | | |
| 2. | Биотехнологии: пищевая биоиндустрия и лекарственные препараты | | | |
| 3. | Химия на службе человека | | | |
1. Эпоха алхимии. Поиски философского камня, эликсира долголетия, алкагеста (универсального растворителя).
2. Ученые-химики на службе науки.
3. Откуда к нам пришли химические знаки.
4. Происхождение названий химических элементов.
5. Химические элементы в организме человека.
6. Физические явления в химии.
7. Состав воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
8. Химическое загрязнение воздуха.
Василега , Н. Д. Занимательная химия / Н. Д. Василега.- К.: Рад. шк., 1986. - 158 с.
Ольгин , О. М. Опыты без взрывов / О. М. Ольгин. - М: Химия, 1986.-192 с.
Ольгин , О. М. Чудеса на выбор: забавная химия для детей / О. М. Ольгин. - М.: Дет. лит.,1997.-142 с.
Степин , Б.Д., Аликберова, К. Ю. Книга по химии для домашнего чтения / Б.Д.- Степин, К. Ю. Аликберова. - М.: Химия, 1995.-400 с.
Трифонов , Д.Н., Трифонова, Ст.Д. Как были открыты химические элементы: Пособие для учащихся / Д.Н. Трифонов, Ст.Д. Трифонова. - М: Просвещение, 1920.-220 с.