СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ курса по выбору «Удивительная химия рядом» для 7 класса

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ курса по выбору «Удивительная химия рядом» для 7 класса

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ курса по выбору «Удивительная химия рядом» для 7 класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«»



РАССМОТРЕНО

На заседании методического объединения учителей естественного цикла

__________________________

Протокол

от «____» ___________ 2022 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

___________ .

(подпись)


«____» _____________ 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

__________

(подпись)

«____» ____________ 2022 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

курса по выбору

«Удивительная химия рядом»

Базовый уровень

7 класс

на 2022-2023 учебный год





Составитель рабочей программы

Ткаченко Дарья Александровны






Донецк

2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Факультатив «Удивительная химия рядом» для учащихся 7 класса в объеме 34 часа предназначен создать условия для развития познавательного интереса к предмету, постепенного усвоения сложных базовых химических понятий, выявления способностей учащихся к изучению химии и позволяет формировать у учащихся устойчивую мотивацию к дальнейшему изучению предмета. Программа построена с учетом соблюдения системности знаний учащихся определенной последовательности и преемственности учебного материала.

Программа факультатива разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.07.2018 № 679).

Целью факультатива является ознакомление учащихся с понятием химии как предмета, ее основными законами, регулирующие превращения веществ и химическими процессами которые происходят в окружающей среде, возможность закрепить связи с естественными науками и обеспечить большую «стартовую скорость» с началом изучения систематического курса химии в 8 классе, практически исключив период адаптации.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС

№ в теме

Тема урока

Дата

Примечание

План

Факт

Раздел 1. Введение в химию (5ч)

Тема 1.1. Химия - наука о веществах, чудесах химических превращений (1ч)

1.

Химия - наука о веществах, чудесах химических превращений. Химические истории из глубины веков. Первые «имена» веществ. В поисках «философского камня». Великие имена первооткрывателей. Легенды, мифы, объяснение волшебства.




Тема 1.2. Путешествие в лабораторию алхимика (4ч)

1.

Кабинет химии. Правила безопасности при работе в химическом кабинете. Методы изучения химии - наблюдение, гипотеза, предположение, эксперимент, фиксирование результатов эксперимента.




2.

Практическая работа № 1 Знакомство с лабораторной посудой, химическим оборудованием, химическими веществами и приемы обращения с ними.




3.

Практическая работа №2. Правила работы с нагревательными приборами. Устройство спиртовки. Изучение строения пламени.




4.

Химический вечер « В гостях у алхимика» (выполнение опытов «вулкан», «надуй шар», «фейерверк в банке», «лава лампа», с последующем фиксированием результатов)




Демонстрации:

№1 Основные приёмы лабораторных работ: измельчение, растворение, нагревание, выпаривание.

№ 2. Измерения в химии: определение массы на рычажных весах; определение плотности жидкости ареометром; определение объёма жидкости с помощью мензурки или мерного цилиндра; определение температуры жидкости.

Раздел 2 . Химические вещества, которые окружают нас (11ч)

Тема 2.1. Воздух, кислород, вода - источники жизни (7ч)

1.

Тело и вещество . Простые и сложные вещества. Агрегатное состояние вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества.




2.

Понятие о молекулах, чистые вещества и смеси

Основные способы разделения смесей по физическим свойствам(отстаивание, фильтрование, выпаривание, бумажная хроматография, действие магнита)

Практическая работа № 3 Способы разделения смесей.




3.

Практическая работа № 4 Выращивание кристаллов медного купороса, металлической меди.

Домашний эксперимент . Выращивание кристаллов. Конкурс на лучший кристалл.




4.

Воздух - смесь газов. Углекислый газ: физические свойства, получение, применение. Угарный газ: физические свойства, нахождение в природе, действие на организм человека. Первая помощь при отравлении угарным газом.




5.

Кислород в природе. Физиологическое действие кислорода. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Охрана воздуха от загрязнений.

Практическая работа №5 Свойства кислорода. Распознавание кислорода




6.

Вода - источник жизни на Земле, сырье для промышленности, источник энергии, фактор, определяющий погоду, климат Земли.




7.

Органолептические показатели воды (содержание взвешенных частиц, цвет, прозрачность, запах. Охрана водоемов от загрязнений




Тема 2.2. Вещества на кухне и в домашней аптечке (4ч)

1.

Поваренная соль, свойства поваренной соли. Значение соли для человека, применение.

Полезные свойства пищевой соды для организма человека.




2.

Значение жженого сахара в быту; знакомство с понятиями углеводы, сахарозы, глюкоза (виноградный сахар), фруктоза (фруктовый сахар)

Уксусная кислота, крахмал. Свойства и применение.




3.

Йод: история открытия йода, нахождение его в природе, значение в жизни человека.

Пероксид водорода (перекись водорода): правила хранения, применение в качестве отбеливателя, в медицине.




4.

Экскурсия . Химия в окружающем мире. (Ориентированные объекты экскурсий. Химические лаборатории промышленных и сельскохозяйственных предприятий.Аптека.)




Демонстрации :

№3 Аптечные и пищевые растворы с указанием их состава (знакомство с этикетками)

№4 Ознакомление с образцами простых и сложных веществ

№ 5 Разделение смесей с помощью

бумажной хроматографии.

№6 Качественная реакция на углекислый газ с известковой водой

№7 Способность углекислого газа тушить огонь

№ 8 Определение органолептических показателей воды

№ 9 Действие раствора йода на картофель

№ 10 Опыт тайнописи раствором крахмала с йодом

№ 11 Получение инвертного сахара с помощью лимонной кислоты

Лабораторные опыты:

№1 Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.

№2 Свойства чистых веществ и смесей

№3 Приготовление растворов соды и уксусной кислоты.

№4 Нейтрализация раствора уксусной кислотой.

№5 Ферментативное разложение пероксида водорода под действием каталазы, содержащейся в картофеле.

№ 6 Опыт по получению жженого сахара или карамели

Раздел 3. Путешествие в мир химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (5ч)

Тема 3.1. Химические азбука . Химический язык (2ч)

1.

Химические символы элементов. Обозначение химических элементов, написание, произношение, их названия. Информация, которую несут знаки химических элементов.




2.

Происхождение названий химических элементов. История открытий химических элементов, удивительная и случайная.




Тема 3.2 Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (3ч)

1.

Понятие о периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.

«Жильцы» таблицы периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.




2.

Интересные факты жизни и научной деятельности Д. И. Менделеева.




3.

Семинарское занятие

( в форме КВН «Путешествие в мир элементов»)




Раздел 4. События в мире веществ — химические реакции (7ч)

Тема 4.1. Химические явления. Химическая реакция(4ч)

1.

Физические и химические явления. Химическая реакция. Понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в другие. Условия возникновения и течения химических реакций.




2.

Практическая работа № 6 Исследование физических и химических явлений




3.

Практическая работа № 7 Признаки химических реакций




4.

Практическая работа № 8 Понятие о катализаторах и ингибиторах. Горение сахара в присутствии табачного пепла. Получение ингибитора из стеблей и листьев картофеля (помидоров, мака, тысячелистника, алтея лекарственного, чистотела)




Тема 4.2. Химические реакции вокруг нас (3ч)

1.

Дыхание-химические реакции в действий.

Фотосинтез – химическая реакция, происходящая в зеленых растениях, её значение для живой природы.




2.

Горение.Реакции горения в быту и химии.

Практическая работа № 9 Горение веществ в кислороде и воздухе.




3.

Коррозия металлов, химизм реакции коррозии. Как уберечь металлы от коррозии.

Практическая работа №10 Изучение процесса коррозии железа




Лабораторные опыты:

№ 7 -10 Химические реакции, сопровождающиеся: выделением газа; выпадением осадка; изменением окраски; появлением запаха

Демонстрации :

№ 12 Реакция взаимодействия раствора медного купороса с железным гвоздем

Раздел 5. Эспериментальные основы химии (практика)(3ч)

Тема 5.1 Исследовательская работа (3ч)

1.

Исследовательская работа №1

Приготовление духов в условиях школьной химической лаборатории.




2.

Исследовательская работа №2

Качественный анализ продуктов питания на наличие крахмала. Составление таблицы по наличию крахмала в продуктах питания на основе исследования.




3.

Исследовательская работа №3

Определение содержания глюкозы в соках различных овощей и фруктов.




Раздел 6 . Рассказы по химии (3ч)

Тема 6.1 Защита проектов (3ч)

1.

Химия –польза или вред ?




2.

Биотехнологии: пищевая биоиндустрия и лекарственные препараты




3.

Химия на службе человека





Приложения к программе

Списки тем рефератов:

1. Эпоха алхимии. Поиски философского камня, эликсира долголетия, алкагеста (универсального растворителя).

2. Ученые-химики на службе науки.

3. Откуда к нам пришли химические знаки.

4. Происхождение названий химических элементов.

5. Химические элементы в организме человека.

6. Физические явления в химии.

7. Состав воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

8. Химическое загрязнение воздуха.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

  1. Василега , Н. Д. Занимательная химия / Н. Д. Василега.- К.: Рад. шк., 1986. - 158 с.

  2. Ольгин , О. М. Опыты без взрывов / О. М. Ольгин. - М: Химия, 1986.-192 с.

  3. Ольгин , О. М. Чудеса на выбор: забавная химия для детей / О. М. Ольгин. - М.: Дет. лит.,1997.-142 с.

  4. Степин , Б.Д., Аликберова, К. Ю. Книга по химии для домашнего чтения / Б.Д.- Степин, К. Ю. Аликберова. - М.: Химия, 1995.-400 с.

  5. Трифонов , Д.Н., Трифонова, Ст.Д. Как были открыты химические элементы: Пособие для учащихся / Д.Н. Трифонов, Ст.Д. Трифонова. - М: Просвещение, 1920.-220 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!