Программа курса по выбору «Химия - наука о веществах», предназначена для обучающихся 7 классов общеобразовательных организаций, где программное изучение химии, начинается в 8 классе. Программа курса ориентирована на овладение учащимися начальными химическими понятиями, основными законами, и простейшими химическими расчетами, применяемыми в химии. Практическая часть программы позволяет обучающимся приобрести навыки и умения выполнения простейших химических экспериментов, наблюдений за превращениями веществ и формулирования соответствующих выводов.
Курс по выбору «Химия - наука о веществах» предназначен для обучающихся 7 классов общеобразовательных организаций и рассчитан на один учебный год, по одному часу в неделю.
Химия считается одной из самых сложных школьных дисциплин. В настоящее время, под эгидой гуманитаризации образования происходит сокращение и без того небольшого количества учебных часов, отведенных на изучение предметов естественнонаучного цикла. Однако, учитывая, что химия, является одной из важнейших наук о природе, необходимо помнить, что она занимает одно из ведущих мест в формировании научного мировоззрения обучающихся. Химические знания нужны не только в профессиональной сфере, но и в обычных жизненных ситуациях каждому человеку.
№ | № в теме | Тема урока | Дата | Примечание |
План | Факт |
Раздел 1. Первоначальные химические понятия (20 ч) |
Тема 1.1. Введение (4 ч) |
| | Предмет и задачи химии. Место химии среди наук о природе. | 03.09 | | |
| | Краткий очерк из истории химии. Вещество и его свойства, формы существования вещества. Физические тела. | 10.09 | | |
| | Правила работы с химическим оборудованием, лабораторной посудой, химическими реактивами. Техника безопасности при выполнении химического эксперимента. | 17.09 | | |
| | Практическая работа №1. Правила техники безопасности в кабинете химии. | 24.09 | | |
Демонстрации 1. «Дым без огня». 2.«Химический вулкан». 3.«Фараоновы змеи из глюконата кальция». 4. Образцы лабораторной посуды и оборудования. 5. Правила работы со спиртовкой, лабораторным штативом. |
Тема 1.2.Атомы. Химические элементы. Молекулы. Ионы (6 ч) |
| 1. | Атомно-молекулярное учение. | 01.10 | | |
| 2. | Реальность существования атомов и молекул. | 08.10 | | |
| 3. | Атомы химических элементов. Состав атома (электрон, протон, нейтрон, заряд ядра). | 15.10 | | |
| 4. | Размеры атомов, их абсолютная и относительная масса. | 22.10 | | |
| 5. | Символы химических элементов - язык химии. | 29.10 | | |
| 6. | Атомы, молекулы, ионы – составные части веществ. | 12.11 | | |
Тема 1.2. Вещества (6 ч) |
| 1. | Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. | 19.11 | | |
| 2. | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки. Простые и сложные вещества. | 26.11 | | |
| 3. | Закон постоянства состава вещества. Качественный и количественный состав вещества. | 03.12 | | |
| 4. | Практическая работа № 2. Очистка загрязненной поваренной соли. | 10.12 | | |
| 5. | Химические формулы веществ. Индексы и коэффициенты в формулах веществ. | 17.12 | | |
| 6. | Валентность. Составление формул веществ при помощи понятия валентности. Металлы и неметаллы. | 24.12 | | |
| 7. | Агрегатное состояние вещества. Практическая работа № 3. Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент). | | | |
Демонстрации 1. Разделение смесей с помощью магнита, фильтрования, выпаривания. 2. Разделение смеси жидкостей в делительной воронке. 3. Разделение смеси жидкостей при помощи дистилляции. 4. Модели кристаллических решеток веществ. Лабораторные опыты 1. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. |
Тема 1.4. Математика в химии (3 ч) |
| 1. | Размер, абсолютная и относительная масса молекул. | | | |
| 2. | Формульная масса вещества. | | | |
| 3. | Массовая доля элемента в веществе. | | | |
Расчетные задачи 1.Расчет относительной молекулярной и формульной масс. 2.Расчет массовой доли элемента в веществе. 3.Вывод простейшей формулы вещества по известным массовым долям элементов. |
Раздел 2. Превращения веществ (6 ч) |
Тема 2.1. Химические реакции (3 ч) |
| 1. | Физические и химические явления. | | | |
| 2. | Признаки химических реакций. Наблюдения в химии. Практическая работа №4. Изучение химических явлений, сопровождающихся различными признаками. | | | |
| 3. | Закон сохранения массы вещества. Практическая работа №5. Реакция виноградного сока с уксусом и раствором соды (домашний эксперимент). | | | |
Расчетные задачи: Расчетные задачи с использованием закона сохранения массы вещества. Демонстрации 1. Демонстрация опыта, подтверждающего закон сохранения массы. 2. Признаки химических реакций: выделение газа, изменение окраски, образование осадка, выделение тепла и света. 3. Примеры превращения веществ: реакция порошков серы и железа. Лабораторные опыты 1. Изучение физических свойств веществ. |
Тема 2.2. Химические уравнения (3 ч) |
| 1. | Химические уравнения. Подбор коэффициентов в химических уравнениях. | | | |
| 2. | Различие между уравнением и схемой реакции. Типы химических реакций. | | | |
| 3. | Классификация реакций по числу и составу исходных и образующихся веществ: реакции соединения, разложения, замещения, обмена. | | | |
Раздел 3. Простые вещества (8 ч) |
Тема 3.1. Кислород (5 ч) |
| 1. | Разнообразие простых веществ. Кислород как самое распространенное простое вещество на планете Земля. | | | |
| 2. | Кислород как элемент и вещество. История открытия кислорода. Физические свойства кислорода. Аллотропия кислорода. Озон. Круговорот кислорода в природе. | | | |
| 3. | Воздух и его состав. Методы получения кислорода в лаборатории. Понятие о катализаторах. Значение катализа в живой природе. Практическая работа № 6. Получение кислорода и изучение его свойств. | | | |
| 4. | Химические свойства кислорода: реакции с металлами и неметаллами. Реакции кислорода со сложными веществами (метан, сероводород). Горение и медленное окисление. | | | |
| 5. | Понятие об оксидах. Оксиды в природе. Практическая работа №7. Разложение перекиси водорода под действием различных катализаторов (домашний эксперимент). | | | |
Демонстрации 1. Опыт, доказывающий наличие кислорода в воздухе. 2.Получение озона с помощью электрофорной машины. 3.Получение кислорода и собирание его методами вытеснения воздуха и воды. 4. Доказательство наличия кислорода в сосуде. 5. Горение угля, серы, фосфора, железа, магния в кислороде. |
Тема 3.2. Водород (3 ч) |
| 1. | Водород как элемент и простое вещество. История открытия водорода. | | | |
| 2. | Физические свойства водорода. Методы получения водорода и его химические свойства (реакции с оксидами металлов, неметаллами). | | | |
| 3. | Реакция кислорода и водорода с образованием воды, как перспективная реакция для использования в качестве эко-топлива. Техника безопасности при работе с кислородом и водородом. | | | |
Демонстрации 1. Получение водорода и собирание его методом вытеснения воздуха. 2. Проверка водорода на чистоту. 3. Горение водорода в кислороде. 4. Взрыв «гремучего газа». 5. Заполнение мыльных пузырей водородом. Лабораторные опыты 1. Реакция водорода с оксидом меди (II). |
1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. Химия. Вводный курс. 7 класс. - М.: Дрофа, 2013.
2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Введение в химию вещества. 7 класс. - М.:
3. Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов A.A., Лунин В.В. Химия. 8 класс. - М.:Дрофа, 2012.
4. Рудзитис Г.E., Фельдман Ф.Г. Химия. 8 класс. - М.: Просвещение, 2011.
5. Чернобельская Г.М., Дементьев А.И. Введение в химию. Мир глазами химика. 7 класс. - М.: Владос, 2003.
6. Головко Ю.С. Крепкий орешек. Химия для всех. - Минск: Белорус, ассоц.
«Конкурс», 2013.
7. Леенсон И.А. Занимательная химия. 8-11 класс. Часть 1. - М.: Дрофа, 1996.
8. Леенсон И.А. Занимательная химия. 8-11 класс. Часть 2. - М.: Дрофа. 1996.
9. Леенсон И.А. Удивительная химия. - М.: Энас, 2009.