_____________Е.В. Новик
«____»_________201___ г.
2016 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОПД 01. Математика разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в группах на базе основного общего образования обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования по специальности СПО 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов.
Цикина Марина Георгиевна – преподаватель математики, 1 квалификационная категория
Программа рассмотрена на заседании ЦК математических и общих естественно-научных дисциплин и рекомендована к использованию в образовательном процессе протокол № ___ от «___» _______ 201__ г.
_________________Е.В. Однолеткова
«_____» ______________201___ г.
Рабочая программа ОПД 01 «Математика» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в группах на базе основного общего образования обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования по специальности СПО 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов.
Учебная дисциплина «Математика» относится к циклу общеобразовательных дисциплин среднего (полного) общего образования и является частью математического и общего естественнонаучного цикла основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов.
Изучение дисциплины «Математика» направлено на формирование общеучебных компетенций согласно ФГОС по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В Рабочей программе учебный материал представлен в форме чередующегося развертывания основных содержательных линий:
Развитие содержательных линий сопровождается совершенствованием интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления.
Математика является фундаментальной общеобразовательной дисциплиной со сложившимся устойчивым содержанием и общими требованиями к подготовке обучающихся. Реализация общих целей изучения математики традиционно формируется в четырех направлениях – методическое (общее представление об идеях и методах математики), интеллектуальное развитие, утилитарно-прагматическое направление (овладение необходимыми конкретными знаниями и умениями) и воспитательное воздействие.
Профилизация целей математического образования отражается на выборе приоритетов в организации учебной деятельности обучающихся.
– формированием системы учебных заданий, обеспечивающих эффективное осуществление выбранных целевых установок;
– обогащением спектра стилей учебной деятельности за счет согласования с ведущими деятельностными характеристиками выбранной профессии.
Профильная составляющая отражается в требованиях, к подготовке обучающихся в части:
– общей системы знаний: содержательные примеры использования математических идей и методов в профессиональной деятельности;
– практического использования приобретенных знаний и умений: индивидуального учебного опыта в построении математических моделей, выполнении исследовательских и проектных работ.
Таким образом, программа ориентирует на приоритетную роль процессуальных характеристик учебной работы, зависящих от профиля профессиональной подготовки, акцентирует значение получения опыта использования математики в содержательных и профессионально значимых ситуациях по сравнению с формально-уровневыми результативными характеристиками обучения.
для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
| Самостоятельная работа обучающихся Выполнение упражнений на применение свойств и формул к отработке вычислительных навыков в выражениях, содержащих степени, корни и логарифмы. | 4 | |
Тема2.3. Преобразование алгебраических выражений | Содержание учебного материала Упрощение выражений, содержащих степени, корни и логарифмы. Доказательство тождеств | 2 | 3 |
Практическая работа. Упрощение выражений | 2 | |
Практическая работа. Доказательство тождеств | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач на преобразование логарифмических, иррациональных и показательных выражений. | 4 |
Контрольная работа Преобразование алгебраических выражений с корнями, степенями и логарифмами. | 2 |
Раздел 3. | Функции, их свойства и графики | 36 |
Тема 3.1. Функция | Содержание учебного материала. Функция, способы задания Область определения Множество значений | 2 | 2 |
Практическая работа Решение задач на нахождение области определения функций | 2 | |
Самостоятельная работа: Подготовить сравнительную характеристику основных элементарных функций, их свойств и графиков и представить в виде таблицы. | 2 |
Содержание учебного материала Свойства функций: четность и нечетность, монотонность, периодичность. Свойства функций к построению графиков | 2 | 2 |
Содержание учебного материала Свойства функций к построению графиков | 2 | 2 |
Практическая работа. Применение свойств функций к построению графиков | 2 | |
Практическая работа. Построение графиков функций | 2 |
Самостоятельная работа. Опорный конспект с сообщением «Обратная функция» Решение задач | |
2 |
Содержание учебного материала Преобразования графиков Сдвиги графиков | 2 | 2 |
Практическая работа Применение различных способов к построению графиков | 2 | |
Практическая работа Построение графиков различными способами | 2 |
Самостоятельная работа Подготовить сообщение по теме «Сложная функция» и привести примеры | 2 |
Тема 3.2. Степенные, показательные и логарифмические функции | Содержание учебного материала. Степенные функции, их свойства и графики Графическое решение уравнений и неравенств | 2 | 2 |
Практическая работа Применение графиков к решению уравнений и неравенств | 2 | |
Содержание учебного материала Показательная функция и ее свойства Логарифмическая функция и ее свойства | 2 | 3 |
Практическая работа Применение свойств показательной и логарифмической функции к решению задач | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач на преобразование графиков и различные методы построения Опережающее задание на применение графиков к решению уравнений и неравенств | 4 |
Раздел 4. | Уравнения и неравенства | 39 |
Тема 4.1. Иррациональные, показательные и логарифмические уравнения | Содержание учебного материала Равносильность уравнений, неравенств, систем. Основные методы решения уравнений | 2 | 2 |
Практическая работа Решение алгебраических уравнений | 2 | |
Содержание учебного материала Иррациональные уравнения | 2 | 2 |
Практическая работа Решение иррациональных уравнений | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних заданий на решение иррациональных уравнений | 2 |
Содержание учебного материала Показательные уравнения Способы решения | 2 | 2 |
Практическая работа. Решение показательных уравнений | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Решение показательных уравнений | 2 |
Содержание учебного материала Логарифмические уравнения Методы решения | 2 | 2 |
Практическая работа. Решение логарифмических уравнений | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Решение логарифмических уравнений. | 4 |
Тема 4.2. Иррациональные, показательные и логарифмические неравенства | Содержание учебного материала Основные приёмы решения. Интерпретация результата. Учёт реальных ограничений. | 2 | 3 |
Практическая работа Решение показательных неравенств | 2 | |
Практическая работа Решение логарифмических неравенств | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся Решение показательных и логарифмических неравенств. | 5 |
Контрольная работа Показательные и логарифмические уравнения и неравенства. | 2 |
Раздел 5. | Прямые и плоскости в пространстве | 28 |
Тема 5.1. Взаимное расположение прямых и плоскостей | Содержание учебного материала Основы стереометрии Аксиомы стереометрии | 2 | 2 |
Содержание учебного материала Взаимное расположение прямых в пространстве; Прямой и плоскости Двух плоскостей | 2 | 2 |
Практическая работа. Решение задач на взаимное расположение в пространстве | 2 | |
Содержание учебного материала Параллельность в пространстве Перпендикулярность в пространстве. Свойства и признаки. | 2 | 2 |
Практическая работа. Решение задач на параллельность и перпендикулярность в пространстве | 2 | |
Содержание учебного материала Перпендикуляр и наклонная Теорема о трех перпендикулярах | 2 | 2 |
Практическая работа Решение задач на нахождение угла между прямой и плоскостью. Угол между плоскостями. | 2 | |
Контрольная работа Основы стереометрии | 2 |
Самостоятельная работа | |
Опорный конспект Основы стереометрии Решение задач на применение свойств и признаков параллельности в пространстве Решение задач на применение свойств и признаков перпендикулярности в пространстве | 6 |
Тема5.2 Геометрические преобразования пространства | Содержание учебного материала Параллельный перенос. Симметрия относительно плоскости. Параллельное проектирование. Изображение пространственных фигур. | 2 | 2 |
Практическая работа Решение задач на построение и изображение пространственных фигур. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение заданий по готовым чертежам | 2 |
Раздел 6. | Многогранники | 26 | |
Тема 6.1. Призма | Содержание учебного материала. Определение многогранника. Вершины, рёбра, грани многогранника. Теорема Эйлера. | 2 | 2 |
Практическая работа Построение многогранников. | 2 | |
Содержание учебного материала Призма. Прямая и наклонная призма. Параллелепипед, куб. Свойства | 2 | 2 |
Практическая работа Решение задач на применение свойств. | 2 | |
Тема 6.2. Пирамида | Содержание учебного материала. Определение. Правильная пирамида. Усечённая пирамида. Свойства. Развертка. | 2 | 2 |
Практическая работа Построение, решение задач на применение свойств | 2 | |
Тема 6.3. Правильные многогранники | Содержание учебного материала. Определение. Тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр. Построение сечений | 2 | 2 |
| Практическая работа Построение правильных многогранников | 2 | |
| Самостоятельная работа обучающихся Работа с основными и дополнительными источниками (подбор и изучение материала, составление видовых структурных схем по темам «Призма», «Пирамида, «Вписанные фигуры» Выполнение упражнений и решение задач. Выполнение опережающей самостоятельной работы по теме «Многогранники» Подготовка к семинару «Решение задач на нахождение элементов призм и пирамид» Подготовка сообщения (презентации) на тему (по выбору): «Правильные многогранники», «Платоновы и Архимедовы тела», «2300000 загадок пирамид», «Геометрия и архитектура» и др. | 10 | |
Раздел 7 | Основы тригонометрии | 56 | |
Тема 7.1. Тригонометрические формулы. | Содержание учебного материала Радианная мера угла, вращательное движение по единичной окружности Синус, косинус, тангенс, котангенс угла Знаки по четвертям | 2 | 2 |
Практическая работа Вычисление значений тригонометрических выражений по единичной окружности | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Решение заданий на отработку вычислительных навыков в нахождении значений тригонометрических выражений | 2 |
Содержание учебного материала Основные тригонометрические формулы. Синус, косинус, тангенс углов α и (-α) | 2 | 2 |
Практическая работа Преобразование тригонометрических выражений | 2 | |
Практическая работа Доказательство тригонометрических тождеств | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач на упрощение тригонометрических выражений | 2 |
Содержание учебного материала Формулы сложения Формулы приведения | 2 | 2 |
Практическая работа Применение формул приведения к вычислению тригонометрических выражений | 2 | |
Практическая работа Применение формул приведения к упрощению выражений и доказательству тождеств | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач на доказательство тождеств | 2 |
Содержание учебного материала Формулы двойного угла | 2 | 2 |
Практическая работа Формулы двойного угла к решению задач | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Применение формул половинного аргумента к решению задач | 2 |
Содержание учебного материала Формулы преобразования суммы и разности в произведение | 2 | 2 |
Практическая работа Применение тригонометрических формул к преобразованию выражений | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Тригонометрическая форма записи комплексного числа (решение задач) | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить справочник по основам тригонометрии | 2 |
Контрольная работа Преобразование тригонометрических выражений | 2 |
Тема 7.2. Тригонометрические уравнения и неравенства | Содержание учебного материала Арксинус, арккосинус, арктангенс числа Простейшие тригонометрические уравнения | 2 | 2 |
Практическая работа Решение простейших тригонометрических уравнений | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Решение простейших тригонометрических уравнений | 2 |
Содержание учебного материала Основные виды тригонометрических уравнений Методы решения | 2 | 2 |
Практическая работа Решение тригонометрических уравнений | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Тригонометрические функции. Подготовить сравнительную характеристику | 2 |
Содержание учебного материала Простейшие тригонометрические неравенства | 2 | 3 |
Практическая работа Применение графиков тригонометрических функций к решению уравнений и неравенств | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Решение уравнений и неравенств | 2 |
Раздел 8. | Начала математического анализа | 59 |
Тема 8.1. Последовательности | Содержание учебного материала. Последовательность. Способы задания. Предел последовательности Бесконечно-убывающая геометрическая последовательность | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить справочник по теме «Прогрессия» | 1 | |
Практическая работа Вычисление пределов | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач на вычисление пределов | 2 |
Тема 8.2 Производная | Содержание учебного материала. Определение производной, геометрический и физический смысл. | 2 | 2 |
Практическая работа Нахождение производной степенной функции | 2 | |
Содержание учебного материала Основные формулы и правила дифференцирования | 2 | 3 |
Практическая работа Дифференцирование элементарных функций | 2 | |
Практическая работа Отработка техники дифференцирования | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Работа с учебником (изучение учебного материала, составление опорных таблиц «Правила и формулы дифференцирования» Выполнение упражнений на применение правил и формул для дифференцирования различных функций | 6 | |
Тема 8.3. Применение производной к исследованию функций и построению графиков | Содержание учебного материала. Вторая производная, ее геометрический и физический смысл. | 2 | 2 |
Практическая работа Решение задач на геометрический и физический смысл производной | 2 | |
Содержание учебного материала Применение производной к исследованию функций и построению графиков. | 2 | 2 |
Практическая работа Исследование функций с применением производной, построение графиков | 2 | |
Содержание учебного материала Наибольшее и наименьшее значение функции | 2 | 2 |
Практическая работа Решение задач на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Нахождение скорости для процесса, заданного формулой Выполнение опережающей самостоятельной работы по теме «Начала математического анализа» Опережающее задание: изучить алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значений функции, рассмотреть возможные случаи, привести примеры и подготовить сообщения о применении производной для решения задач | 6 |
Тема8.4. Первообразная и интеграл | Содержание учебного материала. Определение первообразной, свойства, основные формулы интегрирования. | 2 | 2 |
Практическая работа Методы вычисления интегралов | 2 | |
Содержание учебного материала Формула Ньютона – Лейбница. Применение в физике и геометрии. Площадь криволинейной трапеции. | 2 | 3 |
Практическая работа Нахождение площади криволинейной трапеции | 2 | |
Практическая работа Применение интеграла к вычислению площади криволинейной трапеции | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Применение определённого интеграла в физике Выполнение упражнений на интегрирование и нахождение площадей с помощью интегралов Выполнение проектных заданий на применение интегрального исчисления в профессии дорожного строителя | 8 |
Раздел 9. | Тела и поверхности вращения | 12 |
Тема 9.1. Цилиндр. Конус. Сечение плоскостями. | Содержание учебного материала. Цилиндр, конус, элементы, развёртка. Построение сечений. | 2 | 2 |
Практическая работа Решение задач. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Построение сечений плоскостями, работа по готовым чертежам | 2 |
Тема 9.2. Шар и сфера. Касательная плоскость к сфере. | Содержание учебного материала. Шар и сфера. Взаимное расположение шара и плоскости. | 2 | 2 |
Практическая работа Построение вписанных и описанных тел, решение задач | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Работа с учебником (изучение учебного материала, подготовка ответов на контрольные вопросы), выполнение упражнений Выполнение опережающей самостоятельной работы по теме «Тела и поверхности вращения» | 2 |
Раздел 10. | Измерения в геометрии | 26 |
Тема 10.1. Объемы фигур. | Содержание учебного материала. Формулы площади поверхности. | 2 | 2 |
Практическая работа Решение задач на вычисление площади поверхности | 2 | |
Содержание учебного материала. Объём и его измерение. Интегральная формула объёма. Формулы объёма. | 2 | 3 |
Практическая работа Решение задач на вычисление объемов геометрических тел | 2 | |
Практическая работа Решение задач на вычисление объемов геометрических тел | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение опережающей самостоятельной работы по теме «Измерения в геометрии» Решение расчетных задач на вычисление площади поверхности и объемов тел | 7 |
| Контрольная работа Вычисление площади поверхности и объемов тел | 2 |
Тема 10.2. Подобие тел. | Содержание учебного материала. Подобие тел. Определение. Основные теоремы | 2 | 3 |
Практическая работа Решение задач | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Построение подобных фигур. Решение задач | 3 |
Раздел 11. | Координаты и векторы | 30 |
Тема 11.1. Прямоугольная система координат. | Содержание учебного материала. Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты точки в пространстве. | 2 | 2 |
Практическая работа Построение векторов в системе. Решение задач | 2 | |
Содержание учебного материала. Формула расстояния между двумя точками. Уравнение сферы. | 2 | 2 |
Практическая работа Уравнение плоскости и сферы. | 2 | |
| Самостоятельная работа обучающихся Работа с учебником и конспектом лекций (подготовка ответов на контрольные вопросы по теме «Координаты и векторы» (устно)), Выполнение упражнений Выполнение опережающей самостоятельной работы по теме «Координаты и векторы» | 5 |
Тема 11.2. Вектор. Использование координат и векторов при решении задач. | Содержание учебного материала. Определение. Модуль вектора. Равенство векторов. Действия с векторами. Разложение вектора по направлениям. | 2 | 2 |
Практическая работа Решение задач. Модуль вектора. Действия над векторами. | 2 | |
Содержание учебного материала Угол между векторами. Скалярное произведение векторов | 2 | 3 |
Практическая работа Вычисление угла между векторами. | 2 | |
Практическая работа Вычисление скалярного произведения векторов. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач на выполнение действий над векторами | 5 |
| Контрольная работа Прямоугольная система координат | 2 |
Раздел 12. | Элементы комбинаторики, теории вероятности, математической статистики | 45 |
Тема 12.1. Элементы комбинаторики. | Содержание учебного материала. Основные понятия комбинаторики. | 2 | 2 |
Практическая работа Применение формул комбинаторики | 2 | |
Содержание учебного материала Формула бинома Ньютона. | 2 | 2 |
Практическая работа Уравнения с элементами комбинаторики | 2 | |
Содержание учебного материала Треугольник Паскаля | 2 | 2 |
Практическая работа Решение задач | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач на классическое определение вероятности с элементами комбинаторики Решение задач по теме «Бином Ньютона» и «Треугольник Паскаля» | 5 |
Тема 12.2. Элементы теории вероятностей. | Содержание учебного материала. События, виды событий. Классическое определение вероятности. | 2 | 2 |
Практическая работа Решение задач | 2 | |
Содержание учебного материала. Сложение и умножение вероятностей (теорема сложения вероятностей, теорема умножения вероятностей). | 2 | 2 |
Содержание учебного материала. Формула полной вероятности | 2 | 2 |
Практическая работа Решение задач | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Аксиоматическое определение вероятности Работа с основными и дополнительными источниками (подготовка опорного конспекта по теме «Вероятность и её свойства. Повторные испытания)», подбор и выписка образцов решения задач | 5 |
Тема 12.3. Элементы математической статистики. | Содержание учебного материала. Предмет математической статистики. Представление данных (таблицы, диаграммы, графики), генеральная совокупность, выборка, среднее арифметическое, медиана. | 2 | 2 |
Практическая работа Решение задач | 2 | |
Содержание учебного материала. Понятие о задачах математической статистики. | 2 | 2 |
Практическая работа Решение задач | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение опережающей самостоятельной работы по теме «Элементы математической статистики» Решение практических задач с применением вероятностных методов | 5 |
Раздел 13 | Повторение | 24 |
| Содержание учебного материала Систематизация и обобщение по курсу планиметрии | 2 | 3 |
Практическая работа Решение задач с применением в профессиональной деятельности | 2 | |
Содержание учебного материала Систематизация и обобщение по курсу стереометрии | 2 | 3 |
Практическая работа Решение задач с применением в профессиональной деятельности | 2 | |
Содержание учебного материала Систематизация и обобщение по курсу алгебры | 2 | 2 |
Практическая работа Решение задач | 2 | |
Содержание учебного материала Практические приложения производной и интеграла | 2 | 3 |
Практическая работа Решение задач | 2 | |
Подготовка к экзамену | 2 |
Самостоятельная работа Выполнение упражнений и проектных заданий | 6 | |
| Всего: | 435 | |
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
– модели объемных геометрических фигур.
Оценивание уровня сформированности вида профессиональной деятельности.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.