РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс
2014-2015 учебный год
Составил ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ОБЖ
Ахромеев А М
Содержание
Пояснительная записка 3-5
Содержание учебного предмета 6-10
Календарно – тематическое планирование 11-16
Материально – техническое обеспечение учебного процесса 17-22
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по ОБЖ для 5 класса cоставлена на основе Примерной программы основного общего образования по ОБЖ в соответствии с требованиями ФГОС ООО, основной образовательной программы, учебного плана
Рабочая программа составлена на основе УМК «Основы безопасности и жизнедеятельности» для 5-6 классов под редакцией А.Т. Смирнова:
- учебник А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова ОБЖ 5 класс. – М.: Просвещение, 2013
- рабочая тетрадь 5 класс, А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова. – М.: Просвещение, 2013;
- поурочные разработки 5-6 класс А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова. – М.: Просвещение, 2013;
- тестовый контроль5-6 класс А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова. – М.: Просвещение, 2013;
- «ОБЖ» справочник для учащихся А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова. – М.: Просвещение, 2013.
Данный УМК включает три логически взаимосвязанных раздела, содержание которых составляет область знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций. Является единой линией с 5 по 11 класс.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Цель: овладение системой теоретических знаний и умений безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, необходимых для применения в практической деятельности, защиты личного здоровья.
Содержание образования в 5 классе устанавливает следующие задачи:
формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни: значении двигательной активности и закаливании для здоровья человека, о гигиене питания и профилактики вредных привычек.
выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции, ответственности за антиобщественное поведение и участие в антитеррористической деятельности.
Согласно Федеральному базисному учебному плану данная рабочая программа предполагает обучение в 5 классе в объеме 35 часов в год, в неделю 1 час через компонент образовательного учреждения по социальному заказу обучающихся и родителей.
Обучение ОБЖ в 5 классе основной школы направлено на достижение следующих результатов обучения
Личностные результаты:
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью;
формирование экстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
• умения оказывать первую медицинскую помощь;
• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
Основными принципами обучения ОБЖ являются: сознательность, активность и самостоятельность; системность, последовательность и комплексность; обучение на высоком уровне трудности; прочность формирования знаний, умений и навыков; групповой и индивидуальные принципы обучения.
Принципы реализуются с помощью различных методов
средства (ТСО, наглядность), приемов позволяющих представлять взаимосвязь изучаемых явлений с реальной действительностью:
Натуральная (реальные объекты, раздаточный материал);
Изобразительная (фотографии, картины, рисунки);
Символическая (чертежи, графики, диаграммы);
Компьютер;
Медиапроектор.
Достичь данных результатов обучения поможет следующая организация процесса.
Типы уроков
урок «открытие нового знания»;
урок рефлексии;
урок общей методологической направленности;
урок упражнений и практической работы;
урок развивающего контроля.
Технологии обучения. Процесс обучения построен на основе системно-деятельностного подхода через технологии:
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная и групповая работа, коллективная работа, путешествия, экскурсия.
Контроль результатов обучения осуществляется через использование следующих видов оценки и контроля: входящий, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы оценки и контроля: контрольная работа (к.р.), самостоятельная работа (с.р.), тест, (т.), практическая работа (п. р).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль I. Безопасность человека в опасных ситуациях (26ч)
Раздел I. Безопасность человека в опасных ситуациях.
Безопасность в быту. Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту. Безопасность на дорогах. Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила Безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста. Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях. Безопасность на водоёмах. Особенности состояния водоёмов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Правила безопасного поведения на воде. Опасность водоёмов зимой. Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде. ЧС природного характера: землетрясение, наводнение, буря, ураган, сели, оползни, обвалы. Чрезвычайные ситуации техногенного характера: радиационно опасные объекты, пожаровзрывоопасный объект, химически опасный объект. Опасные ситуации социального характера. Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте. Профилактика нападений и самозащита при нападении насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приёмы самозащиты. Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Правила обеспечения сохранности личных вещей. Правила защиты от мошенников. Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.
Контрольные и практические работы
1. Контрольная работа №1 по теме: «Человек, среда его обитания, безопасность человека». Тестовый контроль 5-6 класс, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников и др., стр 34.
2. Контрольная работа №2 по теме: «Опасные ситуации техногенного характера». Тестовый контроль 5-6 класс, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников и др., стр 34.
3.Контрольная работа №3 по теме: «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера». Тестовый контроль 5-6 класс, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников и др., стр 34.
4. Контрольная работа №4 по теме: «Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства». Тестовый контроль 5-6 класс, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников и др., стр 43-44.
Проектная работа:
«Может ли, человек предупредить ЧС природного характера?»
«Чтобы было бы, если бы не было правил дорожного движения?»
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью;
формирование экстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
Обучающийся научится:
•описывать опасные ситуации природного, техногенного,социального характера, наиболее вероятные для региона проживания;
•анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций природного, техногенного, социального характера;
• классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания;
• анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды;
• выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;
• формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;
• разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха;
• негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;
• характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;
• воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления;
• обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма;
• характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности;
• моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.
Обучающийся получит возможность научиться:
• прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;
• проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.
• формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия;
• формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;
• формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел II. Основы здорового образа жизни(5ч)
Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств. Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия сохранения и укрепления здоровья. Рациональное питание. Роль питания в сохранении здоровья человека. Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки.
Исследовательская работа:
«Действительно ли курение-вред?»
«Влияет ли алкоголь на здоровье подростка?»
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
Предметные результаты:
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью;
Обучающийся научится:
• характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;
• анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;
• классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки), и их возможные последствия;
Обучающийся получит возможность научиться:
• использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.
Раздел III. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи(4ч).
Оказание первой медицинской помощи. Медицинская (домашняя) аптечка. Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и ушибах. Перевязочные и лекарственные средства. Первая медицинская помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами.
Контрольные и практические работы
Практическая работа «Оказания ПМП при ушибах, ссадинах».
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению личного здоровья как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты:
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
Предметные результаты:
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью;
• умения оказывать первую медицинскую помощь;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
Обучающийся научится:
• характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;
• анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;
• характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях;
• анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.
Обучающийся получит возможность научиться:
• готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.
Оценка знаний
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.
Критерии оценки исследовательской (проектной) работы:
Критерии оценивания | 1 – самостоятельность работы над проектом; 2 – обоснование выбора темы и ее актуальность; 3 – практическая значимость работы; 4 – оригинальность решения проблемы; 5 – артистизм и выразительность выступления; 6 – глубина и широта знаний по проблеме; 7 – компетентность докладчика (ответы на вопросы); 8 – использование наглядности и технических средств. |
Максимальное количество баллов | 40 |
Календарно – тематическое планирование
уроков ОБЖ 5 класс
Количество часов за год:
Всего: 35 часа
В неделю: 1 час.
Административных контрольных уроков: 1
№ урока | Тема урока | Дата проведения урока | Основные виды учебной деятельности (УУД) |
личностные | регулятивные | познавательные | коммуникативные |
1. | Введение в курс ОБЖ 5 класса. Инструктаж по ТБ. | А-3.09 Б-3.09 | Уметь действовать самостоятельно | Преобразование практической задачи в познавательную. | Знать правила ТБ | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения |
Раздел. Безопасность человека в опасных ситуациях (25ч) |
Тема. Человек, среда его обитания, безопасность человека (6ч) |
2. | Город, как среда обитания | А-12.09 Б-11.09 | Уметь действовать самостоятельно | Преобразование практической задачи в познавательную | Владеть понятиями горожанин и сельчанин | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения |
3. | Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища | А-19.09 Б-18.09 | Знать об основных причинах возникновения опасных ситуаций в квартире |
4. | Особенности природных условий в городе. | А-26.09 Б-25.09 | Знать особенности природных условий |
5. | Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность. | А-3.10 Б-2.10 | Установление аналогий. | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения |
6. | Безопасность в повседневной жизни. | А-10.10 Б-9.10 | Сформулировать основные правила безопасности |
7. | Контрольная работа: «Человек, среда его обитания, безопасность человека». | А-17.10 Б-16.10 | проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности. | Анализировать систему мониторинга и прогнозирования | -знать правила безопасного поведения на улице, дома, в общественном месте | Ориентация на перспективное, безопасное будущее |
Тема. Опасные ситуации техногенного характера (6ч) |
8. | Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. | А-24.10 Б-23.10 | Сформулировать основные ПДД | Применять установленные рекомендации | Уметь действовать самостоятельно | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения |
9. | Пешеход. Безопасность пешехода. | А-31.10 Б-30.10 |
10. | Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель. | А-14.11 Б-13.11 |
11. | Пожарная безопасность. | А-21.11 Б-20.11 | Правильно действовать в случае пожара в доме |
12. | Безопасное поведение в бытовых ситуациях. | А-28.11 Б-27.11 | Уметь правильно действовать в различных бытовых ситуациях |
13. | Контрольная работа: «Опасные ситуации техногенного характера» | А-5.12 Б-4.12 | проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности | анализировать систему мониторинга и прогнозирования | -знать правила безопасного поведения | Ориентация на перспективное, безопасное будущее |
Тема. Опасные ситуации природного характера(2ч) |
14. | Погодные явления и безопасность человека. | А-12.12 Б-11.12 | Знать влияние погодных условий на безопасность | Применять установленные рекомендации | Уметь действовать самостоятельно | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения |
15. | Безопасность на водоемах. | А-19.12 Б-18.12 | Сформулировать основные правила безопасного поведения |
Тема: Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (3ч) |
16. | ЧС природного характера | А-26.12 Б-25.12 | Сформулировать основные правила безопасного поведения при ЧС. | Применять установленные рекомендации | Уметь действовать самостоятельно | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения |
17. | ЧС техногенного характера. | А- Б- |
18. | Контрольная работа: «ЧС природного и техногенного характера» | А- Б- | проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности. | анализировать систему мониторинга и прогнозирования | -знать правила безопасного поведения | Ориентация на перспективное, безопасное будущее |
Тема. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение(3ч) |
19. | Антиобщественное поведение и его опасность. | А- Б- | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. | Применять установленные рекомендации | Владеть понятиями и приемами самозащиты | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения |
20. | Обеспечение личной безопасности дома. | А- Б- | Умение обеспечить свою безопасность |
21. | Обеспечение личной безопасности на улице. | А- Б- | Умение противодействовать злоумышленнику | Применять установленные рекомендации | Как надо себя вести при встрече с незнакомым человеком |
Тема: Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства (5ч). |
22. | Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. | А- Б- | Умение противодействовать злоумышленнику. Знать об ответственности за антиобщественное поведение. | Применять установленные рекомендации | Владеть понятиями и приемами самозащиты | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения |
23. | Виды экстремистской и террористической деятельности. | А- Б- |
24. | Виды террористических актов и их последствия | А- Б- |
25. | Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности. | А- Б- |
26. | Контрольная работа: «Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства.» | А- Б- | проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности . | анализировать систему мониторинга и прогнозирования | знать духовно-нравственные основы антитеррористического поведения в повседневной жизни | Ориентация на перспективное, безопасное будущее |
Раздел. Основы здорового образа жизни (9ч) |
Тема. Возрастные особенности развития человека и ЗОЖ (3ч). |
27. | О здоровом образе жизни. | А- Б- | Умение вести здоровый образ жизни | Преобразование практической задачи в познавательную. | Овладевать методами ЗОЖ. Соблюдение гигиены питания | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения |
28. | Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья. | А- Б- |
29. | Рациональное питание. Гигиена питания. | А- Б- |
Тема. Факторы, разрушающие здоровье (2ч) | | А- Б- |
30. | Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. | А- Б- | Умение вести здоровый образ жизни. | Применять установленные правила по охране здоровья. | Соблюдение гигиены. | Готовность принимать различные точки зрения. Умение формулировать собственное мнение |
31. | Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек. | А- Б- | Овладевать методами ЗОЖ |
Раздел. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (4ч) | | А- Б- |
Тема. Первая медицинская помощь и правила ее оказания.(4ч) | | А- Б- |
32. | Первая медицинская помощь при различных повреждениях. | А- Б- | Владеть правилами оказания первой медицинской помощи. | Применять установленные правила по оказанию доврачебной помощи. | характеризовать различные травмы. | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения |
33. | Практическое занятие: «Оказания ПМП при ушибах, ссадинах». | А- Б- |
34. | ПМП при отравлениях. | А- Б- | Называть признаки отравлений |
35. | Итоговая контрольная работа за курс 5 класса | А- Б- | | |
ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
№/п | Материально техническое оснащение | Наличие |
I.Библиотечный фонд |
1 | Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для 5 классов | 1 |
2 | Конституция РФ | 1 |
3 | Правила дорожного движения РФ | 1 |
4 | Уголовный кодекс РФ | 1 |
5 | Пособие для учителя «Обучение правилам дорожного движения. 5-9 классы». | 1 |
6 | Пособие для учителя «ОБЖ. Методические рекомендации. 5-11 классы». | 1 |
7 | Пособие для учителя «ОБЖ. Поурочные разработки. 5-9 классы». | 1 |
8 | Программа для системы дополнительного образования детей «Безопасность дорожного движения». | 1 |
9 | Справочник для учащихся «ОБЖ» | 1 |
II. Печатные пособия |
Таблицы |
10 | Дорожные знаки | 1 |
11 | Пожарная безопасность | 1 |
12 | Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях | 1 |
13 | Безопасность дорожного движения | 1 |
Стенды |
14 | Безопасность на улицах и дорогах | 1 |
15 | Пожары и взрывы | 1 |
16 | Наводнения и затопления | 1 |
17 | Правила оказания первой медицинской помощи | 1 |
18 | Криминогенные ситуации. | 1 |
19 | Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта | 1 |
20 | Правила поведения при землетрясениях. | 1 |
| IV. Технические средства обучения | |
21 | Ноутбук ( с выходом в Интернет) | 1 |
22 | Мультимедийный проектор | 1 |
Контрольно – измерительные материалы
1.Контрольная работа №1 по теме ««Человек, среда его обитания, безопасность человека»- Тестовый контроль 5-6 класс, А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников и др., стр 34
2.Контрольная работа №2 по теме «Опасные ситуации техногенного характера». - Тестовый контроль 5-6 класс, А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников и др., стр 34
3.Контрольная работа №3 по теме ««ЧС природного и техногенного характера» -Тестовый контроль 5-6 класс, А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников и др., стр 34
4.Контрольная работа №4 по теме «Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства » - Тестовый контроль 5-6 класс, А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников и др., стр 43-44.
34