СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины"Введение в специальность"для специальностей: 44.02.02 Преподавание в начальных классах 44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель : профессиональная ориентация студентов. Курс раскрывает гуманистическую и культурологическую  сущность педагогической профессии. Содержание программы направлено на поддержание и закрепление интереса к профессии учителя. Программа соответствует ФГОС по специальностям СПО профессии НПО.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины"Введение в специальность"для специальностей: 44.02.02 Преподавание в начальных классах 44.02.03 Педагогика дополнительного образования»

министерство общего и профессионального образования


государственное бюджетное образовательное учреждение среднего

профессионального образования Ростовской области «Шахтинский педагогический колледж»









Рабочая программа учебной дисциплины

«Введение в специальность»

для специальностей:

44.02.02 Преподавание в начальных классах

44.02.03 Педагогика дополнительного образования




















Шахты

2014

ОДОБРЕНА

предметной (цикловой)

комиссией «Педагогика и психология»

наименование комиссии

Протокол № ____

от «__» _________ 20___ г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования «Введение в специальность»

44.02.02 Преподавание в начальных классах

44.02.03 Педагогика дополнительного образования

код, наименование специальности

Председатель предметной (цикловой) комиссии

Крючкова И.А. /___________

Заместитель директора по учебной работе

Хамулина Е.И./____________





Организация-разработчик: ГБОУСПОРО «Шахтинский педагогический колледж»

Составитель: Бойко И.В., преподаватель педагогики


Рецензент: Председатель предметной (цикловой) комиссии «Педагогика и психология», преподаватель психологии высшей категории Крючкова Ирина Анатольевна.

Одобрено на заседании методического совета

_________________________________________________________

Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.

Председатель МС ________________________ /______________/




СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4 ДИСЦИПЛИНЫ

  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ 6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИН 13

  2. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14











  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

____________________Введение в специальности____________________

Название дисциплины

1.1 Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО / профессии НПО. 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и в профессиональной подготовке по специальности 44.02.02 Преподавания в начальных классах.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в профессиональный цикл общеобразовательных дисциплин


1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.

Цель: профессиональная ориентация студентов

Задачи дисциплины:

- поддержание и закрепление интереса к профессии учителя; раскрытие её гуманистической и культурологической сущности;

- формирование концепции педагогической деятельности;

- развитие и углубление чувства любви к детям, желания их принимать, заботиться о них, учить, воспитывать;

- формирование концепции воспитания;

- содействие, становление личностей и долга как важнейших учительских качеств;

- адаптация студентов к условиям обучения в колледже;

- выработка умений и навыков самообразования

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- анализировать уровень своих способностей, личностных и профессиональных качеств;

- находить пути самообразования и самосовершенствования;

- выстраивать взаимодействие с детьми в системе отношений «учитель – ученик»;

- предупреждать конфликты;

- вести диалог;

- гуманистическую сущность педагогической деятельности;

- содержание учебной дисциплины «Введение в специальность»;

- основные понятия;

- структуру педагогического общения;

- психолого – педагогические основы, способствующие становления педагога мастера;

- профессионально – личностные и общепедагогические качества педагога

- идеи В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 94 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов




  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.11 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

94

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:


практические занятия

24

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16


  1. Сочинение «Мой первый учитель» 1ч

  2. Разработать рекомендации по улучшению эмоциональной стабильности педагога 1ч

  3. Подготовить сообщение о личности В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко 1ч

  4. Сопоставительный анализ профессиональной и непрофессиональной деятельности 1ч

  5. Определить мотивы личностной самореализации 1ч

  6. Разработать рекомендации по формированию адекватной самооценки 1ч

  7. Сочинение «Идеальная Я – концепция учителя» 1ч

  8. Сочинение «Почему имидж так важен» 1ч

  9. Контрольная работа 1ч

  10. Подготовить сообщение о педагогах – новаторах 1ч

  11. Эссе рассуждение «Каков я в общении» 1ч

  12. Разработать правила коммуникативной культуры 1ч

  13. Сочинение «Общение: наука или искусство 1ч

  14. Подготовить сообщение об этике и морали 1ч

  15. Разработать игру для детей младшего школьного возраста 1ч

  16. Законспектировать ст. 2,3 закона «Об образовании» 1ч

Итоговая аттестация в форме зачет








2.2 Тематической план и содержание учебной дисциплины Введение в специальность

наименование

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Педагогическая деятельность

Тема 1.1

Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе



История возникновения развития педагогической профессии

1

1

Воспитание и обучение в условиях рабовладельческого строя

1


Педагогическая профессии и ее роль современном обществе

1

Педагогические способности

1

Эмоциональные состояния педагога

1

Профессионально – значимые личностные качества педагога.

1

Практические занятия

  1. Определение профессиональных склонностей

  2. Развитие рабочего самочувствия

  3. Карта личности будущего учителя



Самостоятельная работа обучающихся

1. Сочинение «Мой первый учитель»

2. Разработать рекомендации по улучшению эмоциональной стабильности педагога

3. Подготовить сообщение о личности В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко




Тема 1.2

Содержание учебного материала


1

Сущность и специфика педагогической деятельности



Сущность педагогической деятельности

1

Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность

1

Ценностные характеристики педагогической деятельности

1

Мотивация и продуктивность педагогической деятельности

2

Особенности проявления мотивов в педагогической деятельности


Практические занятия:

1. Анализ педагогических задач


Самостоятельные работы обучающихся

1. Сопоставленный анализ профессиональной и непрофессиональной деятельности

2. Определить мотивы личностей самореализации


Тема 1.3

Содержание учебного материала



Учитель как субъект педагогической деятельности


3

Общая профессиональная культура учителя

2


Основные системные компоненты профессионально-педагогической культуры


Педагогическая направленность


Типы и структура педагогической направленности

2

Профессиональная и личностная Я-концепция учителя

1

Профессионализм

1

Саморазвитие личности педагога

1

Культура самообразования педагога

1

Имидж современного учителя

1

Имидж и карьера

1

Этика и эстетика педагогического труда

1

Практические занятия:

1. Методика выявления самооценки

2. Разработка программы профессионального самообразования

3. Этапы формирования имиджа

4. Решение педагогических задач



4

Самостоятельная работа обучающихся

1. Разработать рекомендации по формированию адекватной самооценки

2. Сочинение «Идеальная Я-концепция учителя»

3. Сочинение «Почему имидж так важен»

4. Контрольный урок (контрольная работа)


4


Тема 1.4

Творчество педагогической деятельности


4

Содержание учебного материала



Способность педагога к творческой деятельности

1

Признаки творческой личности

1

Показатели и уровни педагогического мастерства

1

В.А. Сухомлинская – мастер педагогического труда

1


Практические занятия

1. Анализ урока на предмет определения способности учителя к творчеству

2. Диагностическая методика для определения и оценки уровня психолого – педагогической деятельности

3. Развитие творческих зрительных восприятий

4. Передовой педагогический опыт

4


Самостоятельная работа обучающихся

1. Подготовка сообщение о педагогах-новаторах


1


Тема 1.5

Общение как основа педагогической деятельности


3

Содержание учебного материала



Сущность педагогического общения как профессионально - личностного качества

1

Общительность как профессионально-личностное качество

1

Педагогический такт

1

Различные состояния партнеров по общению

1

Стиль педагогической деятельности

1

Конфликты, их причины

1

Коммуникативное вдохновение учителя

1

Практические занятия:

1.Диагностическая методика «Умеете ли вы слушать»

2. Диагностическая методика «Коммуникабельны ли вы?»

3. Стадии формирования педагогического такта

4. Диагностическая методика «Приятно ли с вами общаться?»

5. Адаптация к педагогической деятельности

6. Пути выхода из конфликта

7. Пути формирования коммуникативного вдохновения

7









Самостоятельная работа обучающихся

1. Эссе-рассуждения «Каков я в общении»

2. Разработать правила коммуникативной культуры

3. Сочинение «Общение: наука или искусство»

Тема 1.6







Роль педагогической морали в работе учителя



1

1

1

1

1





1

2










Содержание учебного материала

История, сущность и содержание педагогической морали

Профессиональная мораль как регулятор отношений педагогической деятельности

Нравственные нормы, регулирующие отношения учителя к своему труду

Система отношений «учитель – ученик»

Система отношений «учитель – родители»

Практические занятия:

1. Анализ педагогических ситуаций

2. Диагностическая методика «Знаете ли вы себя?»

3. Методика «Анализ семейного воспитания»

Самостоятельная работа обучающихся

1. Подготовить сообщение об этике и морали

Тема 1.7

Специальность педагога-учителя и воспитателя



Содержания учебного материала


1

1

1

1


1

3

Педагогика-наука о воспитании

Структура педагогики как науки

Педагогика и ее связи с другими науками о человеке

Воспитание детей в игре

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Разработать игру для детей младшего возраста

Тема 1.8

Система отечественного образования: стратегия развития


1

1

1

1

1

1





Содержание учебного материала

Общечеловеческое и национальное в образовании

Научно – технический прогресс, вечные ценности жизни и воспитания человека

Права, обязанности и ответственность участников общеобразовательного процесса

Система образования в современной России: резервы и тенденции развития

Образовательная политика в современной России

Государственный образовательный стандарт

Практические занятия

1. Интеллектуальная викторина

2. Изучение закона «Об образовании»

Самостоятельная работа обучающихся

1. Законспектировать ст. 2., 3 закона «Об образовании»


Зачет


3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета педагогики

Оборудование учебного кабинета: учебники, словари, дидактический материал.

Технические средства обучения: кодоскоп, телевизор, видеомагнитофон.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники: Ведение в педагогическую деятельность: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений (А.С. Роботова – М: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с).

Дополнительные источники:

1. Ахматов А.Ф. Педагогика гуманизма. М, 1992

2. Азаров Ю.П. Тайны педагогического мастерства – М, 2004

3. Бардовская Н.В. Реан А.А. Педагогика – СПб., 2000

4. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие. – М: Ростов н/д – 1999

5. Бондаревская Е.В., Белоусова Т.В. Введение в педагогическую культуру. – Ростов н/д. 1995

6. Вершловский С. Г. Педагог эпохи перемен. – М., 2002

7. Гессен С.И. Основы педагогики – М. 1995

8. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя М., 2009.

9. Кан – калик В.А. Никадоров Н.Д. Педагогическое творчество М. 2010

10. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. М. 2004г

11. Коджаспирова Г.М., Коджаспирова А.Ю. Педагогический словарь – М., 2006

12. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству М. 2011

13. Леонтьева Т.В. Введение в учительскую профессию л., 2010

14. Лихачев Д.С. Письма с добром. – СПб. 2006

15. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии М., 2004

16. Малиновская В.Н. Смятских А.Л. «Введение в специальность и основы педагогического мастерства»

17. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М. 1994

18. Мижерикова В.А. Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: учеб. пособие – М.1999

19. Полякова В.А. Технология карьеры. – М. 2005

20. Роботова А.С. Художественно – образное познание педагогических явлений. СПб. 2006

21. Рыданова И.И. Педагогика общения: теория и практика. – Минск. 2002

22. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии – СПб., 2003

23. Сухомлинского В.А. Письма к сыну – М, 1987

24. Соколова В.В. Культура речи. Культура общения – М, 2009

25. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М., 2008





















4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля

У 1. Ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования

- аргументированность и полнота объяснения сущности и социальной значимости будущей профессии систематичность

м. устного контроля м. практического контроля м. наблюдение текущий комбинированная форма самоконтроля индивид. форма

У 2. Находить и анализировать информацию необходимую для решения проблем, повышения эффективности педагогической деятельности профессионального самообразования и саморазвития

- адекватность отбора и использования информации для решения профессиональных задач;

- эффективность использования различных источников, включая электронные

м. устного контроля м. письменного контроля, м. практического контроля комбинированная форма самоконтроля индивид. форма

У 3. Анализировать уровень своих способностей личностных и профессиональных качеств

- обоснованность и адекватность оценки своих профессионально – личностных качеств и способностей

м. практического контроля м. устного контроля комбинированная форма самоконтроля индивид. форма

У 4. Находить пути самообразования и самосовершенствования

- обоснованность и адекватность определения форм и методов самообразования, повышения квалификации

м. устного контроля м. письменного контроля м. практического контроля м. наблюд.

индивидуальная форма самоконтроля

У 5. Выстраивать взаимодействие с детьми в системе отношений «учитель – ученик»

- соблюдение норм профессиональной этики при работе в команде

- конструктивность взаимодействия с обучающимися

м. устного контроля м. письменного контроля м. практического контроля индив. форма самоконтроля комбинированная форма групповая форма

У 6. Вести диалог

- обоснованность применения информационно – коммуникативных технологий;

- результативность и широта использования информационно – коммуникационных технологий при решении профессиональных задач.

м. устного контроля письменного контроля м. практического контроля м. наблюдения

самоконтроль комбинированная форма групповая индивидуальная. рейтинг коллективная форма.

У 7. Предупреждать конфликты

- построение профессионального общения с учетом ситуации общения

м. устного контроля самоконтроль индивид. форма коллективная форма

3.1 Взаимосвязь педагогической науки и практики

- обоснованность выбора критериев для оценки результатов

– аргументированность выводов

- знание понятий

м. устного контроля

м. письменного контроля

м. практического контроля индивид. форма коллективная форма комбинированная форма

3.2 Гуманистическую сущность педагогической деятельности

- соблюдение этических норм при анализе и оценке результатов работы с учащимися

- сознательность

- знания понятий

- связь с личным опытом

м. устного контроля

м. письменного контроля

м. практического контроля

инд. Форма групповая форма

3.3. Структуру педагогического общения

- ясность и аргументированность изложения собственного мнения

- сознательность и активность

- знание понятий

м. устного контроля м. письменного контроля м. практич. Контроля самоконтроль групповая форма индивидуальная форма

3.4 Психолого – педагогические основы способствующие становлению педагога - мастера

- проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности

- знание понятий

- системность и последовательность изложения материала

м. устного контроля м. практического контроля м. письменного контроля самоконтроль комбинированная форма индивидуальная форма

3.5 Профессионально – личностные и общепедагогические качества педагога

- аргументированность и полнота изложение материала

- демонстрация способов изложения

- сознательность и активность

- знание понятий

- связь с личным опытом

м. устного контроля м. письменного контроля м. практического контроля самоконтроль индивидуальная форма комбинированная форма


3.6 Идеи В.А. Сухомлинского А.С. Макаренко

- ясность и аргументированность изложения

- логика изложения

- системность и последовательность

м. устного контроля

комбиниров. форма

индивидуальная форма








ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Специальности Преподавание в начальных классах

  1. Учитель начальных классов должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач. Оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определить задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!