министерство общего и профессионального образования
государственное бюджетное образовательное учреждение среднего
профессионального образования Ростовской области «Шахтинский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины
«Введение в специальность»
для специальностей:
44.02.02 Преподавание в начальных классах
44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Шахты
2014
ОДОБРЕНА предметной (цикловой) комиссией «Педагогика и психология» наименование комиссии Протокол № ____ от «__» _________ 20___ г. | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования «Введение в специальность» 44.02.02 Преподавание в начальных классах 44.02.03 Педагогика дополнительного образования код, наименование специальности |
Председатель предметной (цикловой) комиссии Крючкова И.А. /___________ | Заместитель директора по учебной работе Хамулина Е.И./____________ |
Организация-разработчик: ГБОУСПОРО «Шахтинский педагогический колледж»
Составитель: Бойко И.В., преподаватель педагогики
Рецензент: Председатель предметной (цикловой) комиссии «Педагогика и психология», преподаватель психологии высшей категории Крючкова Ирина Анатольевна.
Одобрено на заседании методического совета
_________________________________________________________
Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.
Председатель МС ________________________ /______________/
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4 ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 6
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИН 13
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
____________________Введение в специальности____________________
Название дисциплины
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО / профессии НПО. 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и в профессиональной подготовке по специальности 44.02.02 Преподавания в начальных классах.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в профессиональный цикл общеобразовательных дисциплин
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Цель: профессиональная ориентация студентов
Задачи дисциплины:
- поддержание и закрепление интереса к профессии учителя; раскрытие её гуманистической и культурологической сущности;
- формирование концепции педагогической деятельности;
- развитие и углубление чувства любви к детям, желания их принимать, заботиться о них, учить, воспитывать;
- формирование концепции воспитания;
- содействие, становление личностей и долга как важнейших учительских качеств;
- адаптация студентов к условиям обучения в колледже;
- выработка умений и навыков самообразования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- анализировать уровень своих способностей, личностных и профессиональных качеств;
- находить пути самообразования и самосовершенствования;
- выстраивать взаимодействие с детьми в системе отношений «учитель – ученик»;
- предупреждать конфликты;
- вести диалог;
- гуманистическую сущность педагогической деятельности;
- содержание учебной дисциплины «Введение в специальность»;
- основные понятия;
- структуру педагогического общения;
- психолого – педагогические основы, способствующие становления педагога мастера;
- профессионально – личностные и общепедагогические качества педагога
- идеи В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 94 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.11 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 94 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
практические занятия | 24 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
Сочинение «Мой первый учитель» 1ч
Разработать рекомендации по улучшению эмоциональной стабильности педагога 1ч
Подготовить сообщение о личности В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко 1ч
Сопоставительный анализ профессиональной и непрофессиональной деятельности 1ч
Определить мотивы личностной самореализации 1ч
Разработать рекомендации по формированию адекватной самооценки 1ч
Сочинение «Идеальная Я – концепция учителя» 1ч
Сочинение «Почему имидж так важен» 1ч
Контрольная работа 1ч
Подготовить сообщение о педагогах – новаторах 1ч
Эссе рассуждение «Каков я в общении» 1ч
Разработать правила коммуникативной культуры 1ч
Сочинение «Общение: наука или искусство 1ч
Подготовить сообщение об этике и морали 1ч
Разработать игру для детей младшего школьного возраста 1ч
Законспектировать ст. 2,3 закона «Об образовании» 1ч
Итоговая аттестация в форме зачет
2.2 Тематической план и содержание учебной дисциплины Введение в специальность
наименование
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Педагогическая деятельность |
Тема 1.1 | Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе | | |
История возникновения развития педагогической профессии | 1 | 1 |
Воспитание и обучение в условиях рабовладельческого строя | 1 | |
Педагогическая профессии и ее роль современном обществе | 1 |
Педагогические способности | 1 |
Эмоциональные состояния педагога | 1 |
Профессионально – значимые личностные качества педагога. | 1 |
Практические занятия Определение профессиональных склонностей Развитие рабочего самочувствия Карта личности будущего учителя | 3ч |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Сочинение «Мой первый учитель» 2. Разработать рекомендации по улучшению эмоциональной стабильности педагога 3. Подготовить сообщение о личности В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко | 3ч | |
Тема 1.2 | Содержание учебного материала | | 1 |
Сущность и специфика педагогической деятельности | | |
Сущность педагогической деятельности | 1 |
Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность | 1 |
Ценностные характеристики педагогической деятельности | 1 |
Мотивация и продуктивность педагогической деятельности | 2 |
Особенности проявления мотивов в педагогической деятельности | |
Практические занятия: 1. Анализ педагогических задач | 1а | |
Самостоятельные работы обучающихся 1. Сопоставленный анализ профессиональной и непрофессиональной деятельности 2. Определить мотивы личностей самореализации | 2а | |
Тема 1.3 | Содержание учебного материала | | |
Учитель как субъект педагогической деятельности | | 3 |
Общая профессиональная культура учителя | 2 | |
Основные системные компоненты профессионально-педагогической культуры | |
Педагогическая направленность | |
Типы и структура педагогической направленности | 2 |
Профессиональная и личностная Я-концепция учителя | 1 |
Профессионализм | 1 |
Саморазвитие личности педагога | 1 |
Культура самообразования педагога | 1 |
Имидж современного учителя | 1 |
Имидж и карьера | 1 |
Этика и эстетика педагогического труда | 1 |
Практические занятия: 1. Методика выявления самооценки 2. Разработка программы профессионального самообразования 3. Этапы формирования имиджа 4. Решение педагогических задач | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Разработать рекомендации по формированию адекватной самооценки 2. Сочинение «Идеальная Я-концепция учителя» 3. Сочинение «Почему имидж так важен» 4. Контрольный урок (контрольная работа) | 4 | |
Тема 1.4 | Творчество педагогической деятельности | | 4 |
Содержание учебного материала | | |
Способность педагога к творческой деятельности | 1 |
Признаки творческой личности | 1 |
Показатели и уровни педагогического мастерства | 1 |
В.А. Сухомлинская – мастер педагогического труда | 1 |
| Практические занятия 1. Анализ урока на предмет определения способности учителя к творчеству 2. Диагностическая методика для определения и оценки уровня психолого – педагогической деятельности 3. Развитие творческих зрительных восприятий 4. Передовой педагогический опыт | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Подготовка сообщение о педагогах-новаторах | 1 | |
Тема 1.5 | Общение как основа педагогической деятельности | | 3 |
Содержание учебного материала | | |
Сущность педагогического общения как профессионально - личностного качества | 1 |
Общительность как профессионально-личностное качество | 1 |
Педагогический такт | 1 |
Различные состояния партнеров по общению | 1 |
Стиль педагогической деятельности | 1 |
Конфликты, их причины | 1 |
Коммуникативное вдохновение учителя | 1 |
Практические занятия: 1.Диагностическая методика «Умеете ли вы слушать» 2. Диагностическая методика «Коммуникабельны ли вы?» 3. Стадии формирования педагогического такта 4. Диагностическая методика «Приятно ли с вами общаться?» 5. Адаптация к педагогической деятельности 6. Пути выхода из конфликта 7. Пути формирования коммуникативного вдохновения | 7 3ч |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Эссе-рассуждения «Каков я в общении» 2. Разработать правила коммуникативной культуры 3. Сочинение «Общение: наука или искусство» |
Тема 1.6 | Роль педагогической морали в работе учителя | 1 1 1 1 1 3ч 1 | 2 |
Содержание учебного материала |
История, сущность и содержание педагогической морали |
Профессиональная мораль как регулятор отношений педагогической деятельности |
Нравственные нормы, регулирующие отношения учителя к своему труду |
Система отношений «учитель – ученик» |
Система отношений «учитель – родители» |
Практические занятия: 1. Анализ педагогических ситуаций 2. Диагностическая методика «Знаете ли вы себя?» 3. Методика «Анализ семейного воспитания» |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Подготовить сообщение об этике и морали |
Тема 1.7 | Специальность педагога-учителя и воспитателя | | |
Содержания учебного материала | 1 1 1 1 1 | 3 |
Педагогика-наука о воспитании |
Структура педагогики как науки |
Педагогика и ее связи с другими науками о человеке |
Воспитание детей в игре |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Разработать игру для детей младшего возраста |
Тема 1.8 | Система отечественного образования: стратегия развития | 1 1 1 1 1 1 2ч 1ч | |
Содержание учебного материала |
Общечеловеческое и национальное в образовании |
Научно – технический прогресс, вечные ценности жизни и воспитания человека |
Права, обязанности и ответственность участников общеобразовательного процесса |
Система образования в современной России: резервы и тенденции развития |
Образовательная политика в современной России |
Государственный образовательный стандарт |
Практические занятия 1. Интеллектуальная викторина 2. Изучение закона «Об образовании» |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Законспектировать ст. 2., 3 закона «Об образовании» |
| Зачет | 2ч | |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета педагогики
Оборудование учебного кабинета: учебники, словари, дидактический материал.
Технические средства обучения: кодоскоп, телевизор, видеомагнитофон.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники: Ведение в педагогическую деятельность: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений (А.С. Роботова – М: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с).
Дополнительные источники:
1. Ахматов А.Ф. Педагогика гуманизма. М, 1992
2. Азаров Ю.П. Тайны педагогического мастерства – М, 2004
3. Бардовская Н.В. Реан А.А. Педагогика – СПб., 2000
4. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие. – М: Ростов н/д – 1999
5. Бондаревская Е.В., Белоусова Т.В. Введение в педагогическую культуру. – Ростов н/д. 1995
6. Вершловский С. Г. Педагог эпохи перемен. – М., 2002
7. Гессен С.И. Основы педагогики – М. 1995
8. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя М., 2009.
9. Кан – калик В.А. Никадоров Н.Д. Педагогическое творчество М. 2010
10. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. М. 2004г
11. Коджаспирова Г.М., Коджаспирова А.Ю. Педагогический словарь – М., 2006
12. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству М. 2011
13. Леонтьева Т.В. Введение в учительскую профессию л., 2010
14. Лихачев Д.С. Письма с добром. – СПб. 2006
15. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии М., 2004
16. Малиновская В.Н. Смятских А.Л. «Введение в специальность и основы педагогического мастерства»
17. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М. 1994
18. Мижерикова В.А. Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: учеб. пособие – М.1999
19. Полякова В.А. Технология карьеры. – М. 2005
20. Роботова А.С. Художественно – образное познание педагогических явлений. СПб. 2006
21. Рыданова И.И. Педагогика общения: теория и практика. – Минск. 2002
22. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии – СПб., 2003
23. Сухомлинского В.А. Письма к сыну – М, 1987
24. Соколова В.В. Культура речи. Культура общения – М, 2009
25. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М., 2008
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля |
У 1. Ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования | - аргументированность и полнота объяснения сущности и социальной значимости будущей профессии систематичность | м. устного контроля м. практического контроля м. наблюдение текущий комбинированная форма самоконтроля индивид. форма |
У 2. Находить и анализировать информацию необходимую для решения проблем, повышения эффективности педагогической деятельности профессионального самообразования и саморазвития | - адекватность отбора и использования информации для решения профессиональных задач; - эффективность использования различных источников, включая электронные | м. устного контроля м. письменного контроля, м. практического контроля комбинированная форма самоконтроля индивид. форма |
У 3. Анализировать уровень своих способностей личностных и профессиональных качеств | - обоснованность и адекватность оценки своих профессионально – личностных качеств и способностей | м. практического контроля м. устного контроля комбинированная форма самоконтроля индивид. форма |
У 4. Находить пути самообразования и самосовершенствования | - обоснованность и адекватность определения форм и методов самообразования, повышения квалификации | м. устного контроля м. письменного контроля м. практического контроля м. наблюд. индивидуальная форма самоконтроля |
У 5. Выстраивать взаимодействие с детьми в системе отношений «учитель – ученик» | - соблюдение норм профессиональной этики при работе в команде - конструктивность взаимодействия с обучающимися | м. устного контроля м. письменного контроля м. практического контроля индив. форма самоконтроля комбинированная форма групповая форма |
У 6. Вести диалог | - обоснованность применения информационно – коммуникативных технологий; - результативность и широта использования информационно – коммуникационных технологий при решении профессиональных задач. | м. устного контроля письменного контроля м. практического контроля м. наблюдения |
самоконтроль комбинированная форма групповая индивидуальная. рейтинг коллективная форма. |
У 7. Предупреждать конфликты | - построение профессионального общения с учетом ситуации общения | м. устного контроля самоконтроль индивид. форма коллективная форма |
3.1 Взаимосвязь педагогической науки и практики | - обоснованность выбора критериев для оценки результатов – аргументированность выводов - знание понятий | м. устного контроля м. письменного контроля м. практического контроля индивид. форма коллективная форма комбинированная форма |
3.2 Гуманистическую сущность педагогической деятельности | - соблюдение этических норм при анализе и оценке результатов работы с учащимися - сознательность - знания понятий - связь с личным опытом | м. устного контроля м. письменного контроля м. практического контроля инд. Форма групповая форма |
3.3. Структуру педагогического общения | - ясность и аргументированность изложения собственного мнения - сознательность и активность - знание понятий | м. устного контроля м. письменного контроля м. практич. Контроля самоконтроль групповая форма индивидуальная форма |
3.4 Психолого – педагогические основы способствующие становлению педагога - мастера | - проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности - знание понятий - системность и последовательность изложения материала | м. устного контроля м. практического контроля м. письменного контроля самоконтроль комбинированная форма индивидуальная форма |
3.5 Профессионально – личностные и общепедагогические качества педагога | - аргументированность и полнота изложение материала - демонстрация способов изложения - сознательность и активность - знание понятий - связь с личным опытом | м. устного контроля м. письменного контроля м. практического контроля самоконтроль индивидуальная форма комбинированная форма |
3.6 Идеи В.А. Сухомлинского А.С. Макаренко | - ясность и аргументированность изложения - логика изложения - системность и последовательность | м. устного контроля комбиниров. форма индивидуальная форма |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Специальности Преподавание в начальных классах
Учитель начальных классов должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач. Оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определить задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.
ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
8