МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОКАМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании методического совета Заведующий ОПССЗ
Протокол № 1 __________О.М. Ткачева
от «01» сентября 2018г. «01» сентября 2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО ДЕЛА
для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
Краснокамск 2018
Рабочая программа учебной дисциплины ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО ДЕЛА разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет».
Организация-разработчик:
КГАПОУ «Краснокамский политехнический техникум»
Разработчик:
Хоменко Валентина Васильевна, преподаватель первой квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
|
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
условия реализации учебной дисциплины |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО ДЕЛА
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Профессиональный учебный цикл, общепрофессиональные дисциплины (ОП. 11)
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- Классифицировать активные и пассивные операции банков;
- Рассчитывать величину возвращаемого займа;
- Производить коммерческие расчеты;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- Историю развития кредитной системы в России;
- Законодательные основы современного банка;
- Активные и пассивные операции банков;
- Условия коммерческого расчета
В результате изучения учебной дисциплины учащиеся осваивают следующие общие компетенции (ОК)
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В результате изучения учебной дисциплины учащиеся осваивают следующие профессиональные компетенции
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности
Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося __57__ часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося _38__ часов;
самостоятельной работы обучающегося _19___ часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы | Количест во часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 57 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 38 |
в том числе: | |
практические занятия | 12 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа | 19 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы банковского дела»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Домашнее задание (§ учебника, задания) | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1. Банки – центры управления финансово-кредитными процессами в условиях рынка | 16 | |
Тема 1.1 История развития банковского дела | 1.Причины возникновения банковского дела как самостоятельной отрасли. 2. Пути развития и реформирования банковского дела России. Изменение его структуры в зависимости от социально-экономических предпосылок. | Галанов В.А. «Основы банковского дела» с.5-23 | 2 2 | 1 |
Самостоятельная работа: | | 2 | 3 |
Подготовить информационное сообщение по истории развития: коммерческих банков; сберегательных банков; - инвестиционных банков. | |
Тема 1.2 Роль кредита в развитии экономики, его формы и функции | 3. Принципы и функции кредита. Механизмы формирования ссудного капитала банка. | Ходачник М.В. «Основы банковского дела» с.80-91 | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: Составление реферата «Банковский холдинг» | | 4 | 3 |
Тема 1.3 Законодательные основы деятельности современного банка | 4.Нормы и методы правового регулирования деятельности современного банка. Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности», закон РФ «О центральном банке РФ. | Ходачник М.В. «Основы банковского дела» с. 91-100 | 2 | 1 |
Раздел 2. Современная банковская система и ее деятельность. | 41 | |
Тема 2.1 Понятие банковской системы, ее элементы и взаимосвязи | 5.Структура кредитной системы, принципы взаимодействия элементов. Виды банков и их деятельность. | Галанов В.А. «Основы банковского дела» с.75-89 | 2 | 1 |
Самостоятельная работа | | 2 2 | 3 |
Подготовить доклад по теме «Основные операции сберегательного банка России» | |
Тема 2.2 Коммерческий банк – основное звено банковской системы | 6.Организационное устройство коммерческого банка, его функции. 7.Активные и пассивные операции банков. | Стародубцева Е.Б. «Основы банковского дела» с.86-147 | 2 2 | 1 |
| 8.Практическое занятие №1 | | 2 | 2 |
Классификация активных и пассивных операций банка. | Стародубцева Е.Б. «Основы банковского дела» с.86-147 | |
Самостоятельная работа | | 4 | 3 |
Составить конспект по теме «Виды депозитов коммерческих банков» | | |
Тема 2.3 Формирование денежных активов и пассивов банка | 9.Порядок рассчетно-кассового обслуживания. 10. Осуществление расчетных платежей и взносов юридическими и физическими лицами в рублях и в валюте. Безналичные расчеты. | Стародубцева Е.Б. «Основы банковского дела» с.86-147 | 2 2 | 1 |
Самостоятельная работа | | 2 1 | 3 |
Подготовить информационное сообщение по безналичным расчетам. | | |
Тема 2.4 Коммерческий расчет как метод управления банком | 11.Расходы коммерческого банка. Доходы коммерческого банка. 1 2.Формирование и использование прибыли коммерческого банка. Оценка уровня прибыли коммерческого банка | Стародубцева Е.Б. «Основы банковского дела» с.86-147 | 2 2 | 1 |
Практическая работа №2-5 | | 2 2 2 2 | 2 |
13.Расчет суммы прибыли и ее распределение в коммерческом банке. | Стародубцева Е.Б. «Основы банковского дела» с.202-220 | |
14.Определение кредитоспособности заемщика | |
15.Анализ ликвидности баланса банка | |
16.Расчет коэффициентов платежеспособности |
Самостоятельная работа Подготовить доклад по теме: «Оценка собственных н привлеченных средств банка». | 2 | |
Тема 2.5 Нетрадиционные операции коммерческого банка. | 17.Особенности нетрадиционных операций. Сущность нетрадиционных операций. 18.Повышение устойчивости банка на рынке денег, капиталов, ценных бумаг. Увеличение доходов банка и его конкурентоспособности. | Ходачник М.В. «Основы банковского дела» с.180-185 | 2 2 | 1 |
Практическое занятие №6 Расчет устойчивости банка | | 1 1 | 2 |
Диф. зачет | | |
| Всего: | | 57 | |
3. условия реализации рабочей программы УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Финансов, денежного обращения и кредитов».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Основы банковского дела»;
Средства обучения: электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа, электронные учебники, информационные справочные и поисковые системы, доступ к профильным web-сайтам).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
Федеральный закон РФ«О банках и банковской деятельности»
Федеральный закон РФ «О центральном банке РФ»
Галанов В.А. Основы банковского дела – М., Форум, 2013
Дополнительная литература
Стародубцева Е.Б. Основы банковского дела – М., Форум, 2009
Ходачник М.В. Основы банковского дела: учеб. для СПО. - М.: Форум, 2008
Интернет – ресурсы:
www.konsultantplus.ru
www.nalog.ru
www.ellipsbank.ru
www.vtb24.ru
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
Классифицировать активные и пассивные операции банка | Практические занятия |
Рассчитывать величину возвращаемого займа | Практические занятия |
Производить коммерческие расчеты | Практические занятия |
Знания: | |
История развития кредитной системы в России | Реферат |
Законодательные основы современного банка | Домашняя работа |
Активные и пассивные операции банков | Практические занятия |
Условия коммерческого расчета | Практические задания |