СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД. 14 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Программе СПО 09.02.07 «Информационные системы и программирование»

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 09.02.07 «Информационные системы и программирование»

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД. 14 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Программе СПО 09.02.07 «Информационные системы и программирование»»

Приложение II.21

Программе СПО 09.02.07 «Информационные системы и программирование»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



ОПД. 14 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ







































2019 г.

Оглавление

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД. 14 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 3

1.1. Область применения рабочей программы 3

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной 3

1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: 3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 4

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОПД. 14 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 14 ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ 12

3.2. Информационное обеспечение реализации программы 12

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13



1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД. 14 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 09.02.07 «Информационные системы и программирование»

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина ОПД. 14 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ принадлежит к общепрофессиональному циклу.

1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Матрица компетенций


ОК 2

ОК 3

ОК 5

ОК 9

ПК 10.1

Финансовая грамотность

+

+

+

+

+

В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие и профессиональные компетенции.

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 2

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

У1.1 определять задачи для поиска информации;

У1.2 определять необходимые источники информации;

У 1.3 планировать процесс поиска;

У 1.4 структурировать получаемую информацию;

У 1.5 выделять наиболее значимое в перечне информации;

У 1.6 оценивать практическую значимость результатов поиска;

У 1.7 оформлять результаты поиска

З 1.1 приемы структурирования информации;

З 1.2 формат оформления результатов поиска информации


ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

У 1.8 применять современную научную профессиональную терминологию;

З 1.3 Знать современную научную и профессиональную терминологию

ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

У 1.9 грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе

З 1.4 правила оформления документов и построения устных сообщений.

ОК 9 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

У 1.10применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач;

У 1.11использовать современное программное обеспечение

З 1.5современные средства и устройства информатизации;

З 1.6порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности

ПК 10.1. Обрабатывать статический и динамический информационный контент.

У 1.12 Работать с пакетами прикладных программ верстки текстов.

У 1.13Работать с программами подготовки презентаций.

У 1.14Владеть различными методами поиска информации в Интернет (по ключевым словам, с помощью каталогов).


З 1.7Правила подготовки и оформления презентаций.


У 1, З 1 с использованием ФГОС и ПООП по специальности

У 2, З 2 с использованием профессиональных стандартов

У 3,З 3 с использованием оценочных материалов ДЭ



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

36

Самостоятельная работа


2

Объем образовательной программы

34

в том числе:

теоретическое обучение

12

практические занятия (если предусмотрено)

22

Самостоятельная работа


Промежуточная аттестация проводится в форме зачет





2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОПД. 14 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Тема 1. Личное финансовое планирование


Содержание учебного материала

4

ОК 3 - З 1.3

Роль денег в нашей жизни. Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. Враг личного капитала. Модель трех капиталов. Ресурсосбережение – основа финансового благополучия

Деньги и их виды. Электронные деньги. Доходы и расходы. Финансовый план. Активы и пассивы. Инвестиции. Ликвидность. Надежность. Доходность. Бюджет. Способы выбора активов. Текущий капитал. Резервный капитал. Инвестиционный капитал. Энергосберегающие технологии. Компактные люминесцентные лампы и светодиоды. Экономия на масштабах.

2

Тематика практических занятий

2

ОК 2

З 1.1, 1.2

У 1.4, 1.6, 1.7

ОК 3

У 1.8

ОК 9

З 1.5, 1.6

У 1.10, 1.11

ПК 10.1.

У 1.12

Практическая работа 1 Планирование семейного бюджета

2

Тема 2. Финансы и кредит

Содержание учебного материала

14

ОК 3 - З 1.3

Основные понятия кредитования. Виды кредитов. Что такое кредитная история заемщика? Плюсы и минусы моментальных кредитов

Кредитование. Сбережения. Финансовые расчеты. Процентная ставка. Ставка рефинансирования Центрального банка. Целевой кредит. Потребительский кредит. Овердрафт. Ипотечный кредит. Условия кредита: срок, процентная ставка, комиссия, обеспечение кредита, поручитель. Кредитная история заемщика. Реестродержатели. Арифметика кредитов: методы дисконтирования и капитализации, простые и сложные проценты. Тело кредита. Эффективная процентная ставка. Аннуитетный платеж. Паушальный процент. Финансовые пирамиды. Финансовые мошенничества. Коллекторские агентства.

2

Тематика практических занятий

12


Практическая работа 2 Арифметика кредитов

2

ОК 2

З 1.1, 1.2

У 1.4, 1.6, 1.7

ОК 3

У 1.8

ОК 9

З 1.5, 1.6

У 1.10, 1.11

ПК 10.1.

У 1.12

Практическая работа 3 Аннуитетный платеж

2

ОК 2

З 1.1, 1.2

У 1.4, 1.6, 1.7

ОК 3

У 1.8

ОК 9

З 1.5, 1.6

У 1.10, 1.11

ПК 10.1.

У 1.12

Практическая работа 4 Дифференцированный платеж

2

ОК 2

З 1.1, 1.2

У 1.4, 1.6, 1.7

ОК 3

У 1.8

ОК 9

З 1.5, 1.6

У 1.10, 1.11

ПК 10.1.

У 1.12

Практическая работа 5 Финансовые пирамиды

2

ОК 2

У 1.1-1.7

З 1.1, 1.2

ОК 3

З 1.3

У 1.8

ОК 5

З 1.4

У 1.9

ОК 9

З 1.5, 1.6

У 1.10, 1.11

ПК 10.1.

У 1.12, 1.14

Практическая работа 6 Ипотека. Арифметика ипотеки

2

ОК 2

З 1.1, 1.2

У 1.4, 1.6, 1.7

ОК 3

У 1.8

ОК 9

З 1.5, 1.6

У 1.10, 1.11

ПК 10.1.

У 1.12

Практическая работа 7 Сравнительный анализ условий ипотечного кредитования, предоставляемых различными банками


2

ОК 2

У 1.1-1.7

З 1.1, 1.2

ОК 3

З 1.3

У 1.8

ОК 5

З 1.4

У 1.9

ОК 9

З 1.5, 1.6

У 1.10, 1.11

ПК 10.1.

У 1.12, 1.14

Тема 3. Расчетно-кассовые операции

Содержание учебного материала

2

ОК 3 - З 1.3

Обмен валют. Покупка. Продажа. Курс покупки. Курс продажи. Валютный курс. Банковская ячейка. Депозитарий. Банковский перевод: безналичные переводы, банковские дни, перевод на получателя. Дорожный чек. Филиальная сеть банков. Банк-корреспондент. Банковские карты: дебетовые, дебетовые карты с овердрафтом, кредитные карты. Банковские карты: риски и управление ими. Платежные системы. Операционный риск. Риск мошенничества.

2

Тема 4. Инвестиции

Содержание учебного материала

4

ОК 3 - З 1.3

Основные правила инвестирования: как покупать и продавать ценные бумаги. Что такое ПИФы? Управляющие компании. Депозиты и их виды

Инвестиции. Горизонт инвестирования. Отношение к риску. Типовые инвестиционные стратегии: защитная, консервативная, сбалансированная, агрессивная. Активный инвестор. Пассивный инвестор. Диверсификация. Тайминг. Фондовый рынок. Фондовые индексы. Биржа. Брокер. Трейдер. Котировки. Долговые бумаги. Долевые бумаги. Вексель. Эмитент. Эмиссия. Номинал. Облигация. Купон. Дисконт. Акцепт. Дефолт эмитента. Кредитный рейтинг. Ценовой риск. Акция. Мажоритарный и миноритарный акционеры. Совет директоров. Дивиденды. Доходность акции. Голубые фишки. Обычные и привилегированные акции. Конвертируемые акции. Коносамент. ПИФ. Инвестиционная декларация. Стоимость чистых активов. Реестродержатель. Специальный депозитарий. Аудитор. Открытый, закрытый, интервальный ПИФы. Надбавка. Категории ПИФов: фонды денежного рынка, фонды облигаций, фонды акций, фонды смешанных инвестиций (акции, облигации). Индексные ПИФы. Волатильность. Общие фонды банковского управления. Вклад до востребования. Срочный вклад (депозит). Депозитный договор. Номинальная и реальная ставки. Пополняемый депозит. Депозит с возможностью досрочного частичного снятия. Мультивалютный депозит. Страхование депозита. Агентство по страхованию вкладов.

2

Тематика практических занятий

2

ОК 2

У 1.1-1.7

З 1.1, 1.2

ОК 3

З 1.3

У 1.8

ОК 5

З 1.4

У 1.9

ОК 9

З 1.5, 1.6

У 1.10, 1.11

ПК 10.1.

З 1.7

У 1.12-1.14

Практическая работа 8 Инвестиции в драгоценные металлы

2

Тема 5. Страхование

Содержание учебного материала

4


Участники страхового рынка. Личное страхование.

Страховой тариф. Страховая премия. Страховой случай. Стоимость страхового ущерба. Избыточное страхование. Недострахование. Страховщик. Страхователь. Застрахованный. Выгодоприобретатель. Посредники на страховом рынке. Агенты. Брокеры. Страховой фонд. Страховые резервы, их расчет и сохранение. Платежеспособность страховщиков. Сострахование и перестрахование. Личное страхование. Страхование жизни. Медицинское страхование. Обязательное и добровольное медицинское страхование. Страхование граждан, выезжающих за рубеж. Страхование имущества. Страховые накопительные программы. Мошенники на рынке страховых услуг

2

ОК 3 - З 1.3

Тематика практических занятий

2


Практическая работа 9 Классификация страховых рисков

2

ОК 2

У 1.1-1.7

З 1.1, 1.2

ОК 3

З 1.3

У 1.8

ОК 5

З 1.4

У 1.9

ОК 9

З 1.5, 1.6

У 1.10, 1.11

ПК 10.1.

У 1.12, 1.14

Тема 6. Пенсии

Содержание учебного материала

4

ОК 2

У 1.1-1.7

З 1.1, 1.2

ОК 3

З 1.3

У 1.8

ОК 5

З 1.4

У 1.9

ОК 9

З 1.5, 1.6

У 1.10, 1.11

ПК 10.1.

У 1.12, 1.14

Государственное пенсионное страхование. Профессиональные участники пенсионной системы. Государственная пенсия. Страховая часть. Накопительная часть. Государственная управляющая компания. Частная управляющая компания. Негосударственный пенсионный фонд.

Практическая работа 10 Расчёт индивидуального пенсионного коэффициента Определение размера страховой пенсии по старости, порядок оформления страховой пенсии по старости

2

Самостоятельная работа: Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?


2

ОК 2

З 1.1, 1.2

У 1.1-1.7

ОК 3 - З 1.3

ОК 5

З 1.4

У 1.9

ОК 9

З 1.5, 1.6

У 1.10, 1.11

ПК 10.1.

З 1.7

У 1.13, 1.14

Тема 7. Жилье в собственность: миф или реальность

Содержание учебного материала

2

ОК 3

З 1.3

У 1.8

ПК 10.1

У 1.12


Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос. Социальный найм жилья. Наимодатель. Наниматель. Жилищный кодекс.

Практическая работа 11 Составление договора социального найма жилья.

2


Контрольная работа

2


Всего:

36


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 14 ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Социально-экономических дисциплин»,оснащенный оборудованием:

- рабочее место преподавателя;

  • посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);

  • учебные наглядные пособия (таблицы, плакаты);

  • тематические папки дидактических материалов;

  • комплект учебно-методической документации;

  • комплект учебников (учебных пособий) по количеству обучающихся.

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;

мультимедиапроектор

Лаборатория Программного обеспечения и сопровождения компьютерных системоснащенная необходимым для реализации программы учебной дисциплины оборудованием:

  • Автоматизированные рабочие места на 12-15 обучающихся (процессор не ниже Core i3, оперативная память объемом не менее 4 Гб;) или аналоги;

  • Автоматизированное рабочее место преподавателя (процессор не ниже Core i3, оперативная память объемом не менее 4 Гб;)или аналоги;

  • Проектор и экран;

  • Маркерная доска;

  • Программное обеспечение общего и профессионального назначения


3.2. Информационное обеспечение реализации программы



3.2.1. Печатные издания



Основные источники:

  1. Абрамова М. А., Александрова Л. С. Деньги, кредит, банки. Денежный и кредитные рынки: учебник и практикум для СПО – М.: Издательство Юрайт, 2019

  2. Борисов Е. Ф. Основы экономики: учебник и практикум для СПО – М.: Издательство Юрайт, 2019

  3. Бураков Д. В. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник и практикум для СПО – М.: Издательство Юрайт, 2019

  4. Чалдаева Л. А. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для СПО – М.: Издательство Юайт, 2019

Дополнительные источники:

1. Королева Г. Э., Бурмистрова Т. В. Экономика: 10-11 классы: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2013

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Методы оценки

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 2

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

У1.1 определять задачи для поиска информации;

У1.2 определять необходимые источники информации;

У 1.3 планировать процесс поиска;

У 1.4 структурировать получаемую информацию;

У 1.5 выделять наиболее значимое в перечне информации;

У 1.6 оценивать практическую значимость результатов поиска;

У 1.7 оформлять результаты поиска

З 1.1 приемы структурирования информации;

З 1.2 формат оформления результатов поиска информации


Устный и письменный опрос, тестирование, выполнение и защита практических работ

ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

У 1.8 применять современную научную профессиональную терминологию;

З 1.3 Знать современную научную и профессиональную терминологию

Устный и письменный опрос, тестирование, выполнение и защита практических работ

ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

У 1.9 грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе

З 1.4 правила оформления документов и построения устных сообщений.

Устный и письменный опрос, тестирование, выполнение и защита практических работ

ОК 9 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

У 1.10 применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач;

У 1.11 использовать современное программное обеспечение

З 1.5 современные средства и устройства информатизации;

З 1.6 порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности

Устный и письменный опрос, тестирование, выполнение и защита практических работ

ПК 10.1. Обрабатывать статический и динамический информационный контент.

У 1.12 Работать с пакетами прикладных программ верстки текстов.

У 1.13 Работать с программами подготовки презентаций.

У 1.14 Владеть различными методами поиска информации в Интернет (по ключевым словам, с помощью каталогов).


З 1.7 Правила подготовки и оформления презентаций.


Устный и письменный опрос, тестирование, выполнение и защита практических работ,

защита презентаций




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!