МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОКАМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАССМОТРЕНО: на заседании методического объединения протокол № ____ от «___»_____________2018г. Председатель МО Элькинд Н.Д. ____________ | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий ОПССЗ ____________О.М.Ткачева «___»_____________2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.16 Основы предпринимательства
специальность СПО
08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции»
Краснокамск 2018
Рабочая программа учебной дисциплины ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции
Организация-разработчик:
КГАПОУ «Краснокамский политехнический техникум»
Разработчик:
Хоменко Валентина Васильевна, преподаватель первой квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации учебной дисциплины | 10 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 12 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Профессиональный учебный цикл, общепрофессиональные дисциплины
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
рассчитывать коэффициент рыночной активности;
рассчитать метод рентабельности инвестиций;
определить сумму налогов;
определить последствия снижения цены.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
содержание и современные формы предпринимательства;
виды предпринимательской деятельности;
организацию и развитие собственного дела
механизм функционирования предприятий различных организационно-правовых форм;
риск в деятельности предпринимателя;
конкуренцию предпринимателей и предпринимательскую тайну;
взаимодействие предпринимателей с кредитными организациями;
культуру предпринимательства;
налогообложение предпринимательской деятельности.
В результате изучения дисциплины «Основы предпринимательства» формируются компетенции (из перечня компетенций по специальности 08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции), такие как:
общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности:
ПК 3.2. Выполнять основы расчета систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.
Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося 34 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 102 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 68 |
в том числе: | |
практические занятия | 30 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 34 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Тематическое поурочное планирование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Домашнее задание (§ учебника, задания) | Объем часов | Уровень освоения |
Тема 1 Содержание и современные формы предпринимательства | Содержание учебного материала | 8 (6/2) | |
1. Содержание и современные формы предпринимательства | Герасимова О.О. «Основы предпр. деят.» с.5-43 | 2 | 1 |
2.Содержание и современные формы предпринимательства | Герасимова О.О. «Основы предпр. деят.» с.5-43 | 2 | 1 |
3. Практическое занятие№1: Тренинг «Профиль предпринимателя» | Герасимова О.О. «Основы предпр. деят.» с.5-43 | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составление терминов по теме «Моя бизнес-идея» | | 2 | |
Тема 2 Виды предпринимательской деятельности | Содержание учебного материала | 10(6/4) | |
4.Виды предпринимательской деятельности | Герасимова О.О. «Основы предпр. деят.» с. 54-73 | 2 | 1 |
5.Виды предпринимательской деятельности | Герасимова О.О. «Основы предпр. деят.» с. 54-73 | 2 | 2 |
6.Практическое занятие№2: «Виды предпринимательства» | Герасимова О.О. «Основы предпр. деят.» с. 54-73 | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта на тему «Показатели деловой активности» | | 4 | |
Тема 3 Организация и развитие собственного дела | Содержание учебного материала | 10 (6/4) | |
7. Организация собственного дела | М.Г.Лапуста «Предприн-во» с.229-291 | 2 | 2 |
Развитие собственного дела | М.Г.Лапуста «Предприн-во» с.229-291 | 2 | 2 |
9. Пр. занятие№3:»Этапы создания собственного дела» | М.Г.Лапуста «Предприн-во» с.229-291 | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся Решение задачи по расчету прибыли и рентабельности производства | М.Г.Лапуста «Предприн-во» с.229-291 | 4 | |
Тема 4 Механизм функционирования предприятий различных организационно-правовых форм | Содержание учебного материала | 10 (6/4) | |
10.Механизм функционирования предприятий различных организационно-правовых форм | ГК РФ с.23-54 Галкин В.В. «Основы предпр. деят.» ст.5-41 | 2 | 2 |
11. Механизм функционирования предприятий различных организационно-правовых форм | ГК РФ с.23-54 Галкин В.В. «Основы предпр. деят.» ст.5-41 | 2 | 2 |
12. Пр. занятие№4: «Правовые основы предпринимательской деятельности» | ГК РФ с.23-54 Галкин В.В. «Основы предпр. деят.» ст.5-41 | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов на темы: «Организационно-правовые формы предпринимательства». | ГК РФ с.23-54 Галкин В.В. «Основы предпр. деят.» ст.5-41 | 4 | |
Тема 5 Риск в деятельности предпринимателя | Содержание учебного материала | 12 (8/4) | |
13. Риск в деятельности предпринимателя | М.Г.Лапуста «Предприн-во» С.571-588 | 2 | 2 |
14.Пути и методы снижения риска в деятельности предпринимательства | М.Г.Лапуста «Предприн-во» С.571-588 | 2 | 2 |
15.Пр. занятие№5: «Способы определения величины риска» | М.Г.Лапуста «Предприн-во» С.571-588 | 2 | 3 |
16.Пр. занятие№6: «Выбор оптимального решения в рисковой ситуации». | М.Г.Лапуста «Предприн-во» С.571-588 | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта на тему «Предпринимательский риск» Составление конспекта на тему «Гарантии проекта» | | 4 | |
Тема 6 Конкуренция предпринимате лей и предпринимательская тайна | Содержание учебного материала | | 12 (8/4) | |
17. Конкуренция предпринимателей и предпринимательская тайна | В.Я.Горфинкель «Предпр-во» с.206-243 | 2 | 2 |
18. Предпринимательская тайна и конкуренция | М.Г.Лапуста «Предприн-во» С.561-243 | 2 | 2 |
19. Пр.занятие№7: «Методика анализа конкурентоспособности товара» | В.Я.Горфинкель «Предпр-во» с.206-243 | 2 | 3 |
20. Пр. занятие№8: «Оценка показателей конкурентоспособности» | В.Я.Горфинкель «Предпр-во» с.206-243 | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка докладов на тему: « Конкуренция и монополия» | | 4 | |
Тема 7 Взаимодействие предпринимателей с кредитными организациями | Содержание учебного материала | 18 (14/4) | |
21.Взаимодействие предпринимателей с кредитными организациями | В.Я.Горфинкель «Предпр-во» с.401-422 | 2 | 2 |
22. Условия предоставления кредитов | В.Я.Горфинкель «Предпр-во» с.401-422 | 2 | 2 |
23.Этапы кредитования | В.Я.Горфинкель «Предпр-во» с.401-422 | 2 | 2 |
24. Пр. занятие №9. «Расчет коэффициента рыночной активности». | В.Я.Горфинкель «Предпр-во» с.401-422 | 2 | 3 |
25. Пр.занятие №10. «Расчет метода рентабельности инвестиций». | В.Я.Горфинкель «Предпр-во» с.401-422 | 2 | 3 |
26. Пр.занятие №11. «Составление плана погашения кредита». | В.Я.Горфинкель «Предпр-во» с.401-422 | 2 | 3 |
27. Пр. занятие №12. «Составление плана погашения кредита». | В.Я.Горфинкель «Предпр-во» с.401-422 | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя | | 4 | |
Тема 8 Культура предпринимательства | Содержание учебного материала | 8 (4/4) | |
28. Культура предпринимательства | М.Г.Лапуста «Предприн-во» С.552 | 2 | 2 |
29. Практическое занятие№13: «Предпринимательская этика» | М.Г.Лапуста «Предприн-во» С.552 | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов на тему: «Предпринимательская этика и этикет» | | 4 | |
Тема 9 Налогообложение предпринимательской деятельности | Содержание учебного материала | 14 (10/4) | |
30.Налогообложение предпринимательской деятельности | В.Я.Горфинкель «Предпр-во» с.521-553 | 2 | 2 |
31. Особенности налогообложения индивидуального предпринимателя | В.Я.Горфинкель «Предпр-во» с.521-553 | 2 | 2 |
32.Упрощенная система налогообложения | В.Я.Горфинкель «Предпр-во» с.521-553 | 2 | 2 |
33. Практические занятия №14 «Определение суммы налогов» | В.Я.Горфинкель «Предпр-во» с.521-553 | 2 | 3 |
34. Пр.занятия №15 «Определение суммы налогов» | В.Я.Горфинкель «Предпр-во» с.521-553 | 1 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта на тему «Виды налогов» | | 4 | |
| 35. Дифференцированный зачет | | 1 | |
Всего: | | 102 | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета «Экономики, организации и управления».
Оборудование учебных кабинетов:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Основы предпринимательства»;
комплект учебно- методической документации;
наглядные пособия.
учебные стенды
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет- ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Гражданский Кодекс РФ (части первая, вторая, третья, четвертая): по состоянию на 20 февраля 2013 года./Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2013.-528с.
Галкин В.В. Основы предпринимательской деятельности/В.В.Галкин - Ростов н/Д: Феникс, 2013.-288с. (Серия «СПО»)
Герасимова О.О. Основы предпринимательской деятельности [Электронный ресурс]: пособие / О.О. Герасимова. — Электрон. текстовые данные. — Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2015. — 271 c. — 978-985-503-507-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/67695.html
Дополнительные источники:
Кохановская, И.И. Об экономической устойчивости малых предприятий / И.И. Кохановская. // Среднее профессиональное образование. – 2005-49с.
Синявский Н.Г. Оценка бизнеса./Н.Г. Синявский - Изд. Финансы и статистика, 2005 -240с.
Швандар А.В. Малый бизнес: опыт зарубежных стран./А.В. Швандар - Изд. Финансы и статистика, Юнити-Дана 2004-287с.
Ильчиков М.З. Предпринимательская функция и экономический механизм ее осуществления./М.З. Ильчиков - Изд.Камерон 2005-104с.
Горфинкель В.Я. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика: Учебное пособие/В.Я. Горфинкель - Инфра-М,.; 2013 – 349с.; ГРИФ Минобрнауки. РФ
Предпринимательство:Учебник для вузов/ Под ред. Проф. В.Я.Горфинкеля, проф. Г.Б.Поляка, проф. В.А. Швандара.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2012.-581с.
Предпринимательство:Учебник /Под ред.М.Г.Лапусты.- М.:ИНФРА-М, 2005.-667с.
Отечественные журналы:
Российское предпринимательство
Личный бюджет
Секрет фирмы
Интернет-ресурсы:
www.tradecenter.ru
www.businessvoc.ru
www.businesstest.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Освоенные умения: | |
рассчитывать коэффициент рыночной активности | Экспертная оценка выполнения практических работ |
рассчитать метод рентабельности инвестиций | Экспертная оценка выполнения практических работ |
определить сумму налогов | Экспертная оценка выполнения практических работ |
определить последствия снижения цены | Экспертная оценка выполнения практических работ |
Усвоенные знания: | |
содержание и современные формы предпринимательства | Текущий контроль в форме устного или письменного опроса |
виды предпринимательской деятельности | Проверка сообщений в форме устного опроса |
организацию и развитие собственного дела | Устный или письменный опрос на занятии |
механизм функционирования предприятий различных | Проверка сообщений в форме устного опроса |
организационно-правовых форм | Устный или письменный опрос на занятии |
риск в деятельности предпринимателя | Проверка сообщений в форме устного опроса |
конкуренцию предпринимателей и предпринимательскую тайну | Устный или письменный опрос на занятии |
взаимодействие предпринимателей с кредитными организациями | Проверка сообщений в форме устного опроса |
культуру предпринимательства | Устный или письменный опрос на занятии |
налогообложение предпринимательской деятельности | Промежуточный контроль: зачет |
5