СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05.01. История мировой художественной культуры

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям) укрупненной группы специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки направления подготовки Образование и педагогические науки.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, при повышении квалификации по должностям служащих 072601.01 Мастер народных художественных промыслов; 50.02.01 Специалист в области мировой художественной культуры, преподаватель; Специалист в области мировой художественной культуры, экскурсовод; 51.02.01 Руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель.

Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05.01. История мировой художественной культуры»

ГАПОУ ЧАО «ЧМК»

УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ

СТО СМК 4.2.01 - 2019

Лист 2/25

















рабочая ПРОГРАММа учебной дисциплины

ОП.05.01. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ



















Анадырь 2021 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям) укрупненной группы специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки направления подготовки Образование и педагогические науки.

Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение Чукотского автономного округа «Чукотский многопрофильный колледж» (далее ГАПОУ ЧАО «ЧМК»).


Разработчик:

Бирюкова Д.А., преподаватель ГАПОУ ЧАО «ЧМК»



























СОДЕРЖАНИЕ


страница

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКТУРА содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

19

4.

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

20



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05.01. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям) укрупненной группы специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки направления подготовки Образование и педагогические науки.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, при повышении квалификации по должностям служащих 072601.01 Мастер народных художественных промыслов; 50.02.01 Специалист в области мировой художественной культуры, преподаватель; Специалист в области мировой художественной культуры, экскурсовод; 51.02.01 Руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:


Цель:

  • приобретение студентами теоретических знаний и практических умений в области истории мировой художественной культуры.


Задачи:

  • изучение основных видов и жанров искусства;

  • изучение направлений и стилей мировой художественной культуры;

  • изучение шедевров мировой художественной культуры;

  • изучение особенностей языка различных видов искусства;

  • формирование умений узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

  • формирование умений устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • формирование умений пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • формирование умений выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

  • формирование умений использовать в практической деятельности и повседневной жизни выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства


1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 52 часа;

самостоятельной работы обучающегося – 26 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

78

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

52

в том числе:

лабораторные работы

0

практические занятия

12

контрольные работы

0

курсовая работа (проект)

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

26

в том числе:

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  1. Составление словаря терминов и понятий

  2. Составление классификации «Виды и жанры различных видов искусств»

  3. Сбор информационного и иллюстративного материала для сообщения на семинарских занятиях

  4. Написание конспекта по теме курса

  5. Формирование электронной папки /презентации по теме курса

  6. Написание эссе

  7. Подготовка сообщения по теме курса

  8. Составление хронологической таблицы

  9. Разработка экскурсии в мастерскую художника


4

4

4


2

4

2

2

2

2

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

0

Итоговая аттестация в форме зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.05.01. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение




Тема 1.1.

Понятие и сущность художественной культуры

Содержание учебного материала

2

1

1

Понятие «художественная культура». Основные виды духовной деятельности людей. историческое развитие представлений о культуре. Сущность и основные функции культуры. Многообразие подходов к определению культуры. Основные формы культуры. Материальная и духовная культура. Выдающиеся исследователи мировой художественной культуры.

Лабораторные работы



Практические занятия


Контрольные работы


Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Составление словаря терминов и понятий

Раздел 2. Этапы зарождения художественной культуры


Тема 2.1.

Художественная культура первобытного общества

Содержание учебного материала

2

1,2

1

Периодизация развития первобытной культуры: основные периоды, их датировка и характеристика. Материальные основания первобытной культуры. Духовная культура первобытного общества. Миф – основа ранних представлений о мире. Космогонические мифы. Магический ритуал как способ иллюзорного овладения миром. Первобытные религиозные представления (фетишизм, анимизм, тотемизм, магия). Первые сооружения неолита: менгиры, дольмены, кромлехи. Виды поселений и погребений.

Лабораторные работы



Практические занятия

2

1

Изучение видов и жанров искусства, структуры анализа художественного произведения архитектуры, скульптуры, живописи. Выполнение самостоятельной работы «Анализ художественного произведения...».

Контрольные работы


Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Составление классификации «Виды и жанры различных видов искусств»

Раздел 3.Художественная культура Древнего мира


1

Тема 3.1.

Месопотамия. Древний Египет. Древняя Америка

Содержание учебного материала

2

1

Архитектура Месопотамии как отражение мифов. Монументализм и красочность культовых сооружений. Зиккураты в Уре и Вавилоне. Глазурованный кирпич и скульптурный рельеф – основные средства внешнего и внутреннего декора дворцов и общественных сооружений. Тронный зал Южного дворца царя Навуходоносора в Вавилоне, Зал приемов во дворце царя Ашшурнасирпала II в Кальху, парадные ворота дворца царя Саргона II в Дур-Шаррукине, Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне. Реализм образов живой природы – специфика месопотамского изобразительного искусства. Периодизация художественной культуры Древнего Египта. Древнеегипетская мифология. Культ мертвых. («Книга мертвых».) «Великий выход» – ритуал воскрешения египетского бога растительности Осириса. Мумификация (пирамида Джосера, пирамида Хеопса). Скульптура Древнего Царства (Статуя принцессы Нафрет и принца Рахотепа, Статуя Каапера ). Деяния Аменхотепа IV. Астрономические представления. Математические знания. Изобретения. Строительство. Храм Амона в Карнаке, Храм Амона в Луксоре. Медицина. Письменность. Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре и живописном декоре некрополей.Пирамиды в Гизе. Наземный поминальный храм Рамессеум в Карнаке (Фивы). Погребальные камеры в Долине царей. Предметы дворцового интерьера в некрополях фараонов. Гробница Тутанхамона в Долине царей. Жертвенный ритуал во имя жизни – основа культовой архитектуры и рельефа.Пирамида Солнца в Теотиуакане – прообраз храмовой архитектуры индейцев Месамерики. Храм бога Уицилопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке.

Лабораторные работы



Практические занятия


Контрольные работы


Самостоятельная работа обучающихся


Раздел 4.Художественная культура Востока

2

Тема 4.1

Древняя Индия. Арабо-мусульманская художественная культура


Содержание учебного материала

1

Веды – древнейший письменный памятник человечества. Особенности ведийского мировоззрения. Брахманизм. Мифы о подвигах героев Рамы и Кришны. Индуизм. Джайнизм. Варновая структура древнеиндийского общества.

Буддизм: «четыре благородные истины». Великая срединная дорога - «восьмеричный путь». Понятие нирваны. Живопись и скульптура. Прибрежный храм Шивы; стамбха, ступа, чайтья, вихара). Культовые сооружения буддизма как символ космоса и божественного присутствия. Ступа в Санчи. Особенности буддийского рельефа. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты. «Великий идол» («Тируппавей») – индуистский обряд воздействия на Зарождение искусства. Индуистский храм – мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Особенности индуистской храмовой архитектуры и скульптурного декора. Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо. История арабо-мусульманской художественной культуры. Основные черты. Пять столпов ислама (Мекка). Архитектура (Дворец Альмагабра в Гранаде, соборная мечеть г. Кордова в Испании) и искусство. Арабская вязь. Поэзия и проза. Классические жанры. (Омар Хайям). Образ мусульманского рая в архитектуре и орнаментальном декоре мечетей и мавзолеев. Купольная мечеть Куббат-ас-Сахра в Иерусалиме. Колонная мечеть Омейядов в Дамаске. Мавзолей Тадж-Махал в Агре. Образ мусульманского рая в архитектуре и декоре дворцов. Альгамбра в Гранаде. Персидская миниатюра.

1

Лабораторные работы



Практические занятия


Контрольные работы


Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Сбор информационного и иллюстративного материала для сообщения на семинарском занятии по вопросам:

Архитектура Месопотамии как отражение мифов

Культ мертвых («Книга мертвых») в культуре Древнего Египта

Жертвенный ритуал во имя жизни – основа культовой архитектуры и рельефа индейцев Мезоамерики

Тема 4.2.

Древний Китай. Япония

Содержание учебного материала

2

1

1

Периодизация развития культуры Древнего Китая: основные периоды, их датировка и характеристика. Культ природы. Культ предков. Декоративно-прикладное искусство (деревянные и нефритовые фигурки), утварь ( магические ритуальные сосуды). Письменность. Литература. Архитектура (Великая китайская стена). Скульптура (терракотовая армия). Архитектура (Пагода). Медицина. Математические и астрономические знания. Живопись: традиционные жанры. Изобретения. Конфуцианство. Даосизм. Гармония инь и ян – основа китайской культуры. Архитектура как модель Вселенной. Древняя столица Чанлань – образец дворцовой застройки. Садово-парковое искусство. Культ природы – кредо японской архитектуры. Святилище Аматэрасу в Исе. Японский дом – «прибежище пустоты». Японские сады – сплав мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. Типы японских садов.

Лабораторные работы



Практические занятия


Контрольные работы


Самостоятельная работа обучающихся


Раздел 5.

Художественная культура античности



Тема 5.1

Художественная культура Древней Греции

Содержание учебного материала

2

1

1

Крито-микенская архитектура и живописный декор как отражение мифа и окружающего мира. Кносский Лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах. Миф в структуре древнегреческого сознания и духовной культуры. Основные черты древнегреческого искусства: идеализация, реализм, гедонизм, утверждение идеала калокагатии. Эстетика равновесия сил – основа греческой античности. Архитектура, эпос, скульптура, театр как ведущие виды античного искусства. Расцвет литературы. Ораторское искусство. Гомеровский период. Архаический период. Греческий храм – архитектурный образ союза людей и богов. Структура древнегреческого храма. Типы колон. (Храм Посейдона). Афинский Акрополь – идеал красоты Древней Греции. Парфенон – образец высокой классики и отражение мифологической, идеологической, эстетической программы афинского Акрополя. Греческий рельеф – пластический образ синтеза архитектурных форм и декора храма. Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики. Метопы храма Афины в Селинунте. Метопы храма Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона в Афинах. Греческая скульптура – художественное воплощение мироощущения древних греков. Эволюция греческой скульптуры от архаики до поздней классики. Куросы и коры. Статуя Диадумена – образец геометрического стиля Поликлета. Скульптура Фидия – вершина греческой пластики («Афина Паллада»). Скульптура Мирона («Афина и Марсий», «Дискобол»). Новая красота поздней классики. Скопас. Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора. Алтарь Зевса в Пергаме. Родосская школа: Лаокоон, Ника Самофракийская. Культура эллинизма. Теория эстетического воспитания. Классический период (краснофигурная и чернофигурная вазопись). Сюжетный характер греческой вазописи. Человек и рок в древнегреческом театре. Миф об Атридах. Эсхил. «Орестея». Софокл. «Электра». Еврипид. «Электра».

Лабораторные работы



Практические занятия


Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Подготовка к семинарскому занятию по теме Художественная культура Древнего мира и античности.

1.Художественная культура Древнего мира как отражение мифологического сознания. Культ мертвых («Книга мертвых».) в культуре Древнего Египта

2. Жертвенный ритуал во имя жизни – основа культовой архитектуры и рельефа индейцев Мезоамерики.

3.Ордерная изобразительная система в искусстве античной Греции и Древнего мира.

4. Теория эстетического воспитания в культуре Древней Греции.

Тема 5.2

Художественная культура Древнего Рима


Содержание учебного материала

2

1

1

Кредо культуры Древнего Рима - римская доблесть во славу государства. Несходство сходного, тождество и различие в отношении к древнегреческой традиции. Архитектура как зеркало величия государства. Римская ячейка – модуль римской архитектуры. Специфика римского градостроительства. Планировка римского города и архитектура, как отражение величия Древнего Рима (Римский форум, Триумфальная арка Тита, Колизей). Пантеон – образец синтеза греческих и римских строительных идеалов. Римские храмы (Ротонда). Фреска и мозаика – основные средства декора дома (росписи стен домов г. Помпеи).Портретная скульптура римлян – предтеча европейской скульптуры (статуя императора Августа, статуя Константина Великого, портрет Каракаллы, портрет римлянина). Расцвет литературы. Древнеримский пантеон богов. Древнеримская модель мира. Расцвет ораторского искусства. Архитектура, декор, мебель римского дома. Дом Веттиев в Помпеях. Вилла Армерина на Сицилии. Скульптурный портрет.

Лабораторные работы



Практические занятия

2

1

Проведение семинара I. Художественная культура Древнего мира и античности.

Вопросы:

1. Художественная культура Древнего мира как отражение мифологического сознания.

2.Культ мертвых («Книга мертвых».) и портретный жанр в искусстве Древнего Египта. Жертвенный ритуал во имя жизни – основа культовой архитектуры и рельефа индейцев Мезоамерики)

3.Ордерная изобразительная система в искусстве античной Греции и Древнего мира.

4.Теория эстетического воспитания в культуре Древней Греции.

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Написание конспекта по теме Зрелищная культура античности.

Раздел 6.

Художественная культура Западного Средневековья



Тема 6.1

Сущность европейской средневековой художественной культуры

Содержание учебного материала

2

1

1

Типы раннехристианских храмов: ротонда и базилика. Мозаичный декор. Мавзолей Констанции в Риме. Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме. Христианская символика.

Периодизация культуры Средневековья. Основные черты средневековой культуры: отрицание материалистической традиции античности, господство религиозного мировоззрения, подчеркнутый аскетизм. Христианство- государственная религия. Первые Вселенские соборы, утверждение христианской догматики. Становление и утверждение символа веры.

Доминанты в системе видов и жанров средневекового искусства. «Каролингское Возрождение». Архитектура и декор дороманских культовых зданий. Капелла Карла Великого в Ахене. Базилика Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Энергия роста – кредо западноевропейской архитектуры. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре, каменном и фресковом декоре романских монастырских базилик. Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере Романский стиль. Готика, как символ средневековой культуры. Архитектура (Собор в Вормсе, Собор Нотр-Дам де Пари, Собор в Солсбери, Собор в Милане). Архитектура, скульптура, витраж – символ связи Ветхого и Нового Заветов. Нововведения в системе образования. Средневековая музыка. Григорианский хорал. Литургическое действо, как синтез искусства. Место человека в средневековой картине мира. Рыцарство как нравственный и эстетический идеал эпохи. Народная культура. Эволюция стилистических черт Средневековья в интерьере замков (мебель, шпалеры, изделия прикладного искусства) и одежде. Книжная миниатюра.

Лабораторные работы



Практические занятия


Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Формирование электронной папки /презентации по теме «Религиозные сюжеты в современном искусстве»

Раздел 7.

Художественная культура эпохи Возрождения



Тема 7.1.

Художественная культура итальянского Возрождения

Содержание учебного материала

2

1,2

1

Проторенессанс- зарождение гуманистического мировоззрения в Италии. Античный принцип «подражать природе» в живописи. Джотто. Фресковый цикл в верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи. Музыкальное течение Арс нова. Специфика Арс нова на Севере. Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви Св. Бавона в Генте. Гуманизм – основа культуры Возрождения. Раннее Возрождение во Флоренции. Новое пространственно-временное восприятие мира. Беноццо Гоццоли. Фресковый цикл «Шествие волхвов» в капелле дворца Медичи—Риккарди. Специфические черты возрожденческой культуры: идея самоценности и самодостаточности человеческой личности, гуманизм, восстановление античного принципа гедонизма. Итальянское Возрождение. Эпоха Возрождения как сложное, неоднозначное и противоречивое явление в истории мировой культуры. Изменения в социальной структуре общества. Городской характер культуры. Человек в культуре Ренессанса. Воплощение ренессансной идеи «идеального» города в архитектуре. Филиппо Брунеллески. Ренессансный реализм в живописи и скульптуре раннего Возрождения. Мазаччо. «Чудо со статиром» в капелле Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции. Донателло. Статуя св. Георгия в церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции. Рельеф «Пир Ирода» в Сиене.Изменение представлений об отношениях человека и Бога. Выдающиеся деятели Возрождения. Словесность (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо) Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Новая красота и магия пространства. Леонардо да Винчи. «Мадонна Литта», «Джоконда» (портрет Моны Лизы). Рафаэль Санти. «Обручение Марии». Образ Мадонны – идеальный сплав христианских и языческих представлений о красоте. «Сикстинская Мадонна». Скульптура. Микеланджело Буонарроти. Образ человека-борца. Статуя Давида. Живопись и скульптура (Джотто ди Бондоне, С.Ботичелли, Пьеро делла Франческа, Мазаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Джорджоне , Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто). Особенности венецианской школы живописи. Тициан. «Вакх и Ариадна», «Св. Себастьян», «Пастух и нимфа». Театр. Музыка эпохи Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Переход от «строгого письма» к мадригалу. Джованни да Палестрина. Карло Джезуальдо. Формирование новой ветви христианства - протестантизма. Основные черты.

Лабораторные работы



Практические занятия


Самостоятельная работа обучающихся


Тема 7.2.

Художественная культура Северного Возрождения

Содержание учебного материала

2

1

Специфика Северного Возрождения. Смеховой характер Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Карнавала и Поста». Живописный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу».

Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры из серии «Апокалипсис»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Картина «Четыре апостола».

Светский характер французского Ренессанса. Архитектура и интерьеры замка Франциска I и Генриха II в Фонтенбло как отражение новой эстетики. Театр Уильяма Шекспира – энциклопедия человеческих страстей.

1,2

Лабораторные работы



Практические занятия

2

1

Проведение семинара II. Культуры Средневековья и Возрождения как соотношение религиозного и светского типов культуры. Вопросы:

1.Сюжеты и образы искусства Средневековья.

2.Христианская символика и изобразительная система искусства Средневековья

3.Анализ романского и готического стилей в архитектуре Средневековья

4. «Титаны» итальянского и Северного Возрождения

Самостоятельная работа обучающихся


Раздел 8.

Художественная культура Нового времени (17- нач. 19 вв.)



Тема 8.1.

Стили и направления в искусстве Нового времени: барокко, рококо.

Содержание учебного материала

2

1

1

Барокко. Рококо. Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Эстетика Барокко. Архитектурные особенности барокко, как стиля ансамбля. Формирование новых жанров в живописи (исторический, бытовой, натюрморт). Взаимодействие тенденций барокко и реализма в живописи. «Большой стиль» Питера Пауэла Рубенса. Микеланджело Караваджо. «Обращение апостола Павла». Рембрандт Харменс Ван Рейн. «Пир Валтасара». Диего Веласкес. «Христос в доме Марфы». Скульптура Лоренцо Бернини. Музыка барокко. Опера Клаудио Монтеверди. Сoncerto grosso Арканджело Корелли. Иоганн Себастьян Бах.Основные черты рококо. Живопись (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Франсуа Буше). Скульптура (Э.Фальконе, Ж. Пигаль). Архитектура. Эстетика классицизма. Деятели французского Просвещения (Вольтер, Руссо, Дидро). Музыка (А. Моцарт, Й. Гайдн, Л. Бетховен). Литература (В. Гете, Д.Дефо, Ж.Мольер). Живопись (Н.Пуссен, Ж.Давид). «Большой королевский стиль» Людовика XIV – сплав классицизма в архитектуре дворца и регулярного парка Версаля с барокко в оформлении интерьеров (мебель, гобелены, плафоны).

Лабораторные работы



Практические занятия


Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Создание мультимедийной презентации по теме: «Художественная культура эпохи Просвещения».

Тема 8.2.

Стили и направления в искусстве Нового времени: классицизм.

Содержание учебного материала

2

1,2

1

Классицизм в изобразительном искусстве Франции. Никола Пуссен. «Триумф Флоры». Театр французского классицизма. Пьер Корнель. «Гораций». Жан Расин. «Андромаха». Комедии Мольера. Идейные искания эпохи романтизма. Соотношение личности и общества в романтической традиции. Проявление прогрессивных тенденций в развитии романтизма. Романтизм в литературе (Э.Гофман, Ф. Шиллер, В.Гюго, Ж.Санд), музыке (Ф. Шопен, Ф.Шуман, Э. Григ, Ф. Лист), изобразительном искусстве (Каспар Давид Фридрих, Франсиско Гойя, Эжен Делакруа, Уильям Тёрнер) и архитектуре. Сущность буржуазного индивидуализма и его отражение в художественной культуре.

Лабораторные работы

2


Практические занятия

1

Проведение семинара III. Художественная культура Нового времени (17- нач. 19вв). Вопросы:

1. Анализ и характерные особенности основных стилей культуры Нового времени.

2. Специфика «русского романтизма», «русского барокко», «русского классицизма»

Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Подготовка к письменному тестированию по пройденным темам

Раздел 9.

Художественная культура Европы и Америки 19-21 вв.



Тема 9.1.

Реализм. Модерн

Содержание учебного материала

2

1

1

Эстетика критического реализма в литературе (Ч.Диккенс, О. Бальзак, Стендаль, П.Мериме) и музыке (Ж. Бизе). Реалистическая живопись (Франсуа Милле, Гюстав Курбе. «Похороны в Орнане». Оноре Домье. Серия «Судьи и адвокаты»). Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Саломея» («Видение»). Эстетика модерна. Синтез искусств в архитектуре. Архитектура (Герман Обрист, Гектор Гимар, Август Эндель, Йозеф Хофманн). Культ абсолютной красоты в искусстве модерна. Знаковое выражение стиля. Единство художественного образа – кредо стиля модерн. Антонио Гауди. Дом Батло в Барселоне. Реджионализм и «Школа мусорного ящика» в американском искусстве. Фотография и кинематограф. Влияние на изобразительное искусство.

Лабораторные работы



Практические занятия


Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Написание эссе «Как я понимаю искусство модернизма» (на примере произведения по выбору)

Тема 9.2.

Модернизм и постмодернизм


Содержание учебного материала

2

1

1

Модернизм, термин, сложившийся на основе фр.слова moderne – новый, новейший, современный. – совокупность эстетических школ и течений начала XX вв. Новое видение красоты: агрессия цвета изобразительности в экспрессионизме Э. Мунка и абстракционизме Василия Кандинского, использование геометризованных форм, отказ от построения картины. Художники Пит Мондриан, Пауль Клее, Казимир Малевич. иррационализм подсознательного в сюрреализме С. Дали и Х. Миро. Модернизм в архитектуре. Конструктивизм Шарля Эдуара Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси. Дадаизм и практика реди-мейд в творчестве М.Дюшана. Оп - арт (сокращенное английское opflcal art - «оптическое искусство») - композиции из однородных по форме, но разноцветных линий и пятен, располагаемых в определенном порядке. Ташизм В.Вазарелли - оформление здания парижского пригорода Кретей. Ташизм (от французского tache - «пятно»). Темпераментная живопись - резкие мазки и брызги ярких красок Ханса Хартнунга. Поп-арт (populan art - массовое искусство) Энди Уорхолла: «200 банок супа Кемпбелл», «Мерилин». Аршил Горки, Джексон Полок, Рой Лихтенштейн, Чак Клоуз. Взаимоотношение личности, общества и государства, как проблема, определяющая мировосприятие человека 21 в. Феномен массовой культуры. Музыка 20-21- вв. Искусство видеотехнологий и идеография.

Лабораторные работы



Практические занятия


Самостоятельная работа обучающихся


Раздел 10.

История художественной культуры России (10-21 вв.)



Тема 10.1.

Художественная культура Византии

Содержание учебного материала

2

1

1

Иконографический православный канон оформления храмов. Архитектура и мозаика (Мавзолей Галлы Плацидии, Храм святой Софии в Константинополе). Византийский стиль в архитектуре. Центрально-купольная базилика Св. Софии в Константинополе – модель Космоса. Эстетика парения – основа архитектуры крестово-купольного византийского храма. Порядок размещения декора – свидетельство единства Церкви земной и небесной. Культурное влияние Византии на Русь и формирование национального стиля (Софийский собор в Киеве). Белокаменное зодчество (Дмитриевский собор во Владимире). Стилистическое многообразие древнерусских крестово-купольных храмов (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школы).

Лабораторные работы



Практические занятия


Самостоятельная работа обучающихся


Тема 10.2.

Художественная культура Древней Руси

Содержание учебного материала

2

1,2

1

Языческая культура восточных славян. Славянская мифология как первоначальная философия и история славянских народов. Славяне как осевые народы – потомки древнейших земных цивилизаций, Велесова книга, книга Коляды о происхождении славянской культуры. Древнейшие памятники славянской культуры как реальные артефакты истории. Русский язык, его структура, морфология как артефакт культуры. Первородность и однокоренная связь с мировыми языками. Славяне – самая многочисленная ветвь индоевропейской языковой группы. Появление в источниках имя народа «Русь» или «Рос» в разгар великого славянского расселения (6-7 вв). Древние славяне на перекрестке международных торговых путей: путь из варяг в греки. Древние славяне в Византии. Торговые и культурные связи славян с кочевой степью и – через Кавказ – со странами Востока. Арабы и Древняя Русь. Пантеон древнерусских богов. Славянские земледельческие обряды. Святки. Масленица. Русальная неделя. Семик. Иван Купала. Вхождение Древнерусского государства через принятие христианства в культурный круг европейских народов. Древнерусское государство и кочевая степь, противоборство и культурное взаимодействие. Преобразования в области культуры князей Владимира и Ярослава Мудрого. Софийский собор. Золотые ворота, чеканка, золотые и серебряные монеты, грамотность, книжная культура, библиотеки. Ренессансные тенденции в архитектуре Архангельского собора Московского Кремля. Шатровый храм как образный синтез храма-кивория и ренессансных архитектурных элементов. Церковь Вознесения в селе Коломенском. Развитие древнерусской литературы. Культура летописания. Татаро-монгольское нашествие и упадок древнерусской культуры. Развитие русского искусства в 14-17вв. Формирование национальных иконописных школ (Ф.Грек, А.Рублев, Дионисий). Византийский стиль в иконописи. Образ Спаса и святых в творчестве Феофана Грека. Московская школа иконописи. Андрей Рублев. Икона «Троица» – символ национального единения. Высокий русский иконостас – символ становления Церкви, воинствующей и связи Ветхого и Нового Заветов. Знаменный распев. Орнаментальность русского искусства в деревянной резьбе, мебели, шитье, изделиях прикладного искусства – синтез византийских и национальных традиций. Архитектура Московского Кремля (Покровский собор на Красной площади. Грановитая палата, Кремль). Новые жанры в живописи. Скульптура. Зарождение русской драмы. Специфика русского (московского, нарышкинского) барокко. Франческо Бартоломео Растрелли. Архитектура и декор интерьеров Екатерининского дворца в Царском Селе.

Лабораторные работы



Практические занятия

2

1

Проведение урока-экскурсии по теме «Храмовое (культового) зодчество России. История и стиль деревянной церкви г. Анадырь».

Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Сбор иллюстративного материала по теме «Храмовое (культового) зодчество России. История и стиль деревянной церкви г. Анадырь».

Тема 10.3.

Художественная культура России (18вв.)

Содержание учебного материала

2

1

1.

Эпоха Петра I и ее значение для развития русской культуры. Преобразования Петра I, как разрыв с предшествующей эпохой. Реформы Петра I. Развитие науки - петербургская Академия наук. Формирование светского искусства. Художественная литература и публицистика. Классицистические каноны в русской академической живописи. К.П.Брюллов. «Последний день Помпеи». (О.Кипренский П. Федотов, И. Айвазовский). Архитектура Санкт-Петербурга. (Растрелли, Трезини, О.Монферран). Период «московского барокко». Особенности «нарышкинского барокко». Храмы с ярусной композицией восьмерик на четверике. «Голицынское барокко». Развитие книгопечатания, литературы. Эпоха «петровского барокко». Проект планировки Санкт-Петербурга - идея «идеального» регулярного города. Архитектура Санкт-Петербурга. Особенности «елизаветинского барокко». Русский ампир. Русский классицизм.

Лабораторные работы



Практические занятия


Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Посещение концерта/выставки/спектакля, написание рецензии

Тема 10.4.

Художественная культура России (19 вв.)

Содержание учебного материала

2

1

1

«Золотой век» русской литературы. Западники и славянофилы: отражение их идейных позиций в искусстве 19в. Идейные течения второй половины 19 в. и их влияние на развитие русского искусства. Товарищество художиков-передвижников. А.А. Парланд. Церковь Воскресения («Спас-на-крови») в Петербурге. Н.И. Поздеев. Дом Игумнова в Москве. И.Е.Репин. «Бурлаки на Волге». В.И. Суриков. «Боярыня Морозова». Русская пейзажная живопись. А.К.Саврасов. «Грачи прилетели». И.И.Левитан. «Над вечным покоем». Национальный стиль «la russe» в культовой и гражданской архитектуре. Направления в развитии русской музыки. «Могучая кучка». Социальная тема в музыке М.П.Мусоргского. Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке Н. А. Римского-Корсакова. Историческая тема в музыке. А.П.Бородина. Лирико-психологическое начало и романтические традиции в музыке П.И. Чайковского. Русский классический балет (М.И. Петипа).

Лабораторные работы



Практические занятия


Самостоятельная работа обучающихся

2

Тема 10.5.

Художественная культура России (20-нач. 21 вв.)

1

Подготовка сообщения на тему «Поэты серебряного века», «Городской романс»

Содержание учебного материала

2

1

1

Импрессионизм в русском искусстве. К.Коровин, И.Грабарь, К.Юон. Символизм начала ХХ века. Авангард. 1910-х гг. Искусство «серебряного века». Кризисные явления в русской культуре на рубеже веков. Утонченная стилизация модерна в балетных постановках «Русских сезонов» в Париже (С.Дягилев, А.Павлова, М.Фокин, И. Стравинский). Символизм в живописи М.Врубель, В.Э.Борисов-Мусатов. Художественные объединения «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет». Отечественная культура послеоктябрьского (1917 г.) периода. Проблемы и противоречия. Отношение государства к религии и церкви. Культура русского зарубежья. Модерн как основной архитектурный стиль начала 20 в. Мировое значение творческих исканий российских художников в первой половине 20в. Поэзия (С.Есенин, В.Маяковский, А.Блок). Агитационно - массовое искусство 1917-1920-х гг. Живопись, графика. Военно-революционная тематика в живописи: Б.М. Кустодиев, М. Б. Греков, А.А. Дейнека. Скульптура. Монументализм скульптур И.Д. Шадра, В.И. Мухиной, Н.А. Андреева. Великая Отечественная война и её отражение в советском искусстве. Живопись, графика. «Окна ТАСС», деятельность Кукрыниксов. Живопись батальная и жанровая: А- А. Дейнека, С. В. Герасимов, Б. Неменский. Скульптурные портреты, памятники героям войны. Творчество В.И. Мухиной, С.Т. Коненкова. Архитектура. Восстановление разрушенных городов, типовые постройки. Стилистическая разнородность музыки XX века. «Новая простота» С.С.Прокофьева. Философская музыка Д.Д.Шостаковича. Полистилистика А.Г.Шнитке. Театральная культура: режиссерский театр К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. Московский Художественный театр. Условный театр В.Э.Мейерхольда. Кинематограф. С.М.Эйзенштейн. «Броненосец «Потемкин».Искусство периода «оттепели»: возвращение к наследию русского авангарда, западные влияния и индивидуальные творческие решения. Академия художников СССР и художники-«шестидесятники»: идейное противостояние. Неформальные художественные объединения и возникновение искусства «андеграунда». Преследование художников-нонконформистов, формирование альтернативного искусства и художественной эмиграции.

Искусство «сурового стиля» и ценности молодого поколения 1960-х гг. Работы Н.И. Андронова, П.Ф. Никонова, Т.Т. Салахова, В.Е. Попкова, Г.М. Коржева. Салонный реализм И.С.Глазунова. Живопись 1970-1980-х гг.: смена тематики. Формирование художественного рынка: проблема ориентации на образец и этический выбор. Официальные и неофициальные выставки. Неопримитивизм и профессиональное искусство: работы Л. Пурыгина, Н. Нестеровой, Д.А. Пригова. Скульптура 1960-1980-х гг. Синтез скульптуры и архитектуры в мемориальных памятниках-комплексах. Разработка принципов решения современного памятника. «Пушкиниана» O.K. Комова. Скульптура и монументы Л. Кербеля, Д.Ю. Митлянского. Контраст между официальным и нонконформистским искусством. Творчество И.Э. Неизвестного. Архитектура 1960-1980-х гг. Сооружение общественных, культурных и спортивых центров. Трансформация исторической застройки городов, новые города-спутники, города науки. Работы М. Посохина, А. Меерзона, Ю. Платонова. 1990-е годы XX века. Раскрепощение общества и культуры. Многообразие и самобытность художественных школ, поиск новых точек зрения. Реализм. Авангард. Творчество И. Глазунова, А. Шилова, О. Булгаковой и другие. Виртуальное искусство. Выставки художников в Манеже, в салонах, галереях. Московский концептуализм. Архитектура 1990-х гг. Проблема заказа и художественного качества. Постмодернизм и игра элементами классических стилей. Реконструкция городской среды. Основные тенденции станкового искусства последних лет. Постмодернизм в изобразительном искусстве. Концептуальное искусство. Элитарное, традиционное, массовое искусство. Новые технологии и творческие процессы. Компьютер и искусство.

Лабораторные работы



Практические занятия


Самостоятельная работа обучающихся


Тема 10.6.

История художественной культуры Чукотки

Содержание учебного материала

2

1

1

Основные этапы истории Чукотки. Арктическая цивилизация на территории Чукотки. Полярные первопроходцы. История региональной символики. Культурный уровень населения региона к моменту образования губернии. Развитие культуры округа. Создание педагогического училища, типографии, библиотек. Экономические и политические предпосылки развития во второй половине 19 в. Национальные традиции этносов, населяющих Чукотку. Расширение школьной сети. Увеличение количества грамотных людей. Деятельность органов самоуправления. Преобразование в области культуры в послеоктябрьский период. Открытие учреждений культуры и искусства. Культура ЧАО в современный период. Структура художественной культуры Чукотки. Литература. Музыкальный фольклор и косторезный промысел. Национальные фольклорные ансамбли «Чукотка», «Эргырон». История декоративно-прикладного искусства. Уэленская художественная мастерская. Самодеятельное народное художественное творчество. Региональные целевые программы развития культуры. Фольклорные фестивали и выставки. Сюжеты и образы профессионального изобразительного искусства. Архитектура, скульптура. Художники Чукотки. В.Истомин, Ю.Руденко, В.Медведев, Д.Брюханов, В.Фентяжев, С.Новоселов, В.Мягков, Е. Бочина, В.Афанасьев, А.Меринов и др.

Лабораторные работы



Практические занятия

2

1

Проведение урока-игры по теме «Портрет в культуре разных эпох»

Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Составление хронологической таблицы «Художественная культура Чукотки».Подготовка встречи с художниками Чукотки. Разработка виртуальной экскурсии в мастерскую художника (по выбору)

Всего:

78

3. условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета отраслевых общепрофессиональных дисциплин.


Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • меловая трехчастная доска;

  • автоматизированное рабочее место преподавателя (АРМП), оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;

  • комплект учебно-наглядных пособий;

  • принтер.


Технические средства обучения:

  • мультимедиапроектор;

  • экран.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

  1. Иконникова С. Н. История мировой культуры/ под ред. С.Н. Иконниковой: учебник и практикум для СПО. - М.: Юрайт, 2019. - 256 с


Дополнительные источники:

  1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10-11 класс. Учебник для общеобразоват. учрежд. – М.: Просвещение, 2010. – 2 CD.

  2. Костина А.В. История мировой культуры/ Костина А.В. Культурология. Электронный учебник. – М.: Кнорус, 2010. – CD.

  3. Ильина Т.В. Введение в искусствознание. – М.: ACT «АСТРЕЛЬ». – 2013. – 257 с.

  4. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. Издание третье переработанное и дополненное. – М.: Высшая школа. – 2010. – 368 с.

  5. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – М.: Высшая школа. – 2007. – 278 с.

  6. Мировая культура и искусство: справочник. – М.: ИД Равновесие, 2007. – CD.

Интернет источники:

  1. Журнал «Русское искусство». Режим доступа: www.rusiskusstvo.ru.

  2. Сервер «Архитектура России». Режим доступа: www.archi.ru.

  3. Сервер «Музеи России». Режим доступа: www.museum.ru/mus.

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:

узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

наблюдение и оценка в ходе

семинарских/ практических занятий

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

оценка в ходе выполнения практических заданий; тестирование

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

анализ информационных источников к выполненным заданиям учебного курса ИМХК; оценка эссе на заданную тему

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

экспертная оценка докладов на конференциях, анализ участия в конкурсах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества

анализ применения знаний ИМХК в процессе разработки конспектов уроков в ходе учебной и производственной практики;

анализ индивидуальной художественно-эстетической/выставочной деятельности;

анализ посещения выставок, концертов, спектаклей;

анализ творческой деятельности в области декоративно-прикладного и народного искусства; самоанализ и самопроверка

знать:

основные виды и жанры искусства;

оценка разработки экскурсии в мастерскую художника

изученные направления и стили мировой художественной культуры;

тестирование; оценка самостоятельных/практических работ

шедевры мировой художественной культуры;

особенности языка различных видов искусства

оценка выполнения и защиты презентаций по темам ИМХК (по выбору)


Разработчик:


ГАПОУ ЧАО «ЧМК» преподаватель Бирюкова Д.А. и

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!