СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины ОДВ. 01 Обществознание общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы по профессиям технического профиля

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы по профессии среднего профессионального образования технического профиля 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины Обществознание для профессий/специальностей среднего профессионального образования, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 года).

Рабочая программа разработана в соответствии рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259, письмо Минобрнауки России от 19.12.2014 № 06-1225), федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины ОДВ. 01 Обществознание общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы по профессиям технического профиля»

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ


Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение социального обслуживания Иркутский реабилитационный техникум





















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



ОДВ. 01 Обществознание

общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы по профессиям технического профиля
















Иркутск, 2021


СОГЛАСОВАНО



УТВЕРЖДЕНО


Методическим объединением

«ИВТ. ОП»

Протокол №11

от «08» июня 2021 г.


Методическим советом ОГБПОУСО ИРТ

Протокол № 1

от «30» августа 2021 г.



Разработчики:

Глушинская Анна Леонидовна, преподаватель, ОГБПОУСО «ИРТ».

Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы по профессии среднего профессионального образования технического профиля 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины Обществознание для профессий/специальностей среднего профессионального образования, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 года).

Рабочая программа разработана в соответствии рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259, письмо Минобрнауки России от 19.12.2014 № 06-1225), федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413.

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения по профессии среднего профессионального образования технического профиля 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации.

Эксперты:

Внутренняя экспертиза:

Техническая экспертиза: Терманова Н. Б., мастер п/о ОГБПОУСО ИРТ

Содержательная экспертиза: Токарева И. А., методист ОГБПОУСО ИРТ

Внешняя экспертиза:

СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка 4

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ 6

Объем и виды учебной нагрузки 8

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 9

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ 37




Пояснительная записка


Настоящая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего (полного) общего образования Обществознание на базовом уровне в пределах основной образовательной программы среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Содержание программы направлено на достижение следующих целей (результатов обучения):

- воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;

- развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;

- углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;

- умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;

- содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, норма регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;

- формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;

- применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.

В ОГБПОУСО «ИРТ» на освоение Обществознания по профессии среднего профессионального образования технического профиля 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации отводится 240 часов, в том числе 160 часов аудиторной нагрузки в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах ОПОП среднего профессионального образования.1

Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

В программе теоретические сведения дополняются практическими работами.

Программа содержит тематический план, отражающий количество часов, выделяемое на изучение Обществознания при овладении студентами специальностями технического профиля.

Программой предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая подготовку мультимедийных презентаций, рефератов по темам, написание эссе на заданную тему.

Контроль качества освоения дисциплины Обществознания проводится в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на дисциплину, как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерное тестирование. Результаты текущего контроля учитываются при подведении итогов по дисциплине.

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета по итогам изучения дисциплины в конце учебного года.

Дифференцированный зачет по дисциплине проводится за счет времени, отведенного на её освоение, в форме тестирования.


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины Обществознание студент должен:

знать/понимать:

- об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

- базовый понятийный аппарат социальных наук;

- основные тенденции и возможные перспективы развития мирового сообщества в глобальном мире;

- методы познания социальных явлений и процессов;

уметь:

- выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

- применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

- оценивать социальную информацию;

- осуществлять поиск информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции (ОК):

ОК 1. - Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. - Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

ОК 3. - Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК 4. - Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 5. - Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. - Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Объем и виды учебной нагрузки


Вид учебной нагрузки

Объем часов по УП

в том числе по курсам и семестрам

1 курс

2 курс

3 курс

1 сем.

2 сем.

3 сем.

4 сем.

5 сем.

6 сем.

Максимальная учебная нагрузка (всего час.)

240

74

66

54

46



Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего час.)

160

48

42

38

32



в том числе:








лабораторных и практических занятий

64

16

20

18

10



Самостоятельная работа обучающегося (всего час.)

80

26

24

16

14



Промежуточная аттестация (проставляется форма промежуточной аттестации в столбце соответствующего семестра)




ДЗ



























ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование раздела /темы занятия

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная (внеаудиторная) учебная работа

Обязательная аудиторная нагрузка

в том числе

теория

лаб. и практич. работы

РАЗДЕЛ 1. Человек и общество.

34

12

22

16

6

Тема 1.1 Природа человека

20

6

14

12

2

1.

Философские представления о социальных качествах человека.

Человек, индивид, личность.

2


2

2


2.

Формирование характера. Потребности, способности и интересы.

2


2

2


3.

Деятельность и мышление. Творчество. Виды профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение

2


2

2


4.

Социализация личности.

Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл жизни.

4

2

2

2


5.

Проблема познаваемости мира. Истина и ее критерии. Мировоззрение и его типы

4

2

2

2


6.

Практическое занятие.

Анализ философских аспектов свободы как условия самореализации личности

2


2


2

7.

Человек в группе. Многообразие мира общения.

Межличностное общение и взаимодействие. Самоидентификация личности

4

2

2

2


Тема 1.2 Общество как сложная система.

14

6

8

4

4

8.

Представление об обществе как сложной динамичной системе.

Подсистемы и элементы общества. Институты.

4

2

2

2


9.

Многовариантность общественного развития.

Эволюция и революция. Общественный прогресс

2


2

2


10.

Практическое занятие.

Выявление смысла и цели истории. Анализ особенностей современного мира.

4

2

2


2

11.

Практическое занятие.

Оценивание социальной информации для объяснения процесса глобализации

Антиглобализм

4

2

2


2

РАЗДЕЛ 2. Духовная культура человека и общества.

40

14

26

16

10

Тема 2.1 Культура, мораль, духовность

10

4

6

4

2

12.

Духовная жизнь личности и общества.

Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура.

2


2

2


13.

Практическое занятие.

Составление сравнительной таблицы «Молодежные субкультуры»

4

2

2


2

14.

Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет.

Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

4

2

2

2


Тема 2.2 Наука и образование в современном мире.

12

4

8

6

2

15.

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки.

2


2

2


16.

Свобода научного поиска.

Ответственность ученого перед обществом.

2


2

2


17.

Образование как способ передачи знаний и опыта.

Роль образования в жизни современного человека и общества.

4

2

2

2


18.

Практическое занятие.

Анализ системы образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.

4

2

2


2

Тема 2.3 Мораль, искусство и религии как элементы духовной культуры.

18

6

12

6

6

19.

Мораль. Основные принципы и нормы морали.

Гуманизм. Добро и зло. Моральный выбор. Моральный самоконтроль

личности.

2


2

2


20.

Искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни людей

2


2

2


21.

Практическое занятие.

Анализ понятия «искусство» и определение его роли в жизни человека.

4

2

2


2

22.

Религия как феномен культуры. Мировые религии.

Религия и церковь в современном мире.

2


2

2


23.

Практическое занятие.

Заполнение сравнительной таблицы по теме «Мировые религии»

4

2

2


2

24.

Практическое занятие.

Анализ информации о религиозных объединениях в РФ

4

2

2


2

РАЗДЕЛ 3. Социальные отношения.

42

14

28

16

12

Тема 3.1 Социальная роль и стратификация.

12

4

8

6

2

25.

Социальные отношения.

Понятие о социальных общностях и группах.

2


2

2


26.

Практическое занятие.

Составление схемы по теме «Социальная стратификация и социальная мобильность»

2


2


2

27.

Социальная роль. Многообразие социальных ролей.

4

2

2

2


28.

Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

4

2

2

2


Тема 3.2 Социальные нормы и конфликты.

14

4

10

6

4

29.

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.

2


2

2


30.

Девиантное поведение, его формы, проявления.

Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи.

4

2

2

2


31.

Практическое занятие.

Анализ социальной и личностной значимости здорового образа жизни.

2


2


2

32.

Социальный конфликт.

Причины и истоки возникновения

социальных конфликтов. Пути разрешения

2


2

2


33.

Практическое занятие.

Решение проблемных задач по разрешению конфликтных ситуаций.

4

2

2


2

Тема 3.3 Важнейшие социальные общности и группы.

16

6

10

4

6

34.

Особенности социальной стратификации в современной России.

Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Молодежь

4

2

2

2


35.

Практическое занятие.

Анализ этнических общностей и межнациональных

отношений

2


2


2

36.

Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Семейное право и семейные правоотношения.

4

2

2

2


37.

Практическое занятие.

Решение ситуационных задач, регулируемых семейным правом. Брачный договор.

2


2


2

38.

Практическое занятие.

Решение ситуационных задач, регулируемых семейным правом.

4

2

2


2

РАЗДЕЛ 4. Политология

24

10

14

6

8

Тема 4.1 Политика и власть. Государство в политической системе

10

4

6

4

2

39.

Государство как политический институт.

Признаки государства. Формы правления. Государственный суверенитет.

4

2

2

2


40.

Практическое занятие.

Проведение сравнительного анализа п теме «Типы общественной власти»

2


2


2

41.

Политический режим. Правовое государство.

Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки.

4

2

2

2


Тема 4.2. Участники политического процесса.

14

6

8

2

6

42.

Практическое занятие.

Решение ситуационных задач п теме «Политический статус личности и политическое участие»

4

2

2


2

43.

Гражданское общество и государство.

Признаки правового государства. Выборы

4

2

2

2


44.

Практическое занятие

Разработка проекта своей политической партии

2


2


2

45.

Практическое занятие.

Анализ роли средств массовой информации в

политической жизни общества

4

2

2


2

РАЗДЕЛ 5 Экономика.

54

16

38

20

18

Тема 5.1 Экономика и экономическая наука. Экономические системы.

12

2

10

6

4

46.

Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики.

2


2

2


47.

Семейный бюджет. Расходы и доходы семьи.

2


2

2


48.

Практическое занятие.

Расчет семейного бюджета. Экономика семьи.

4

2

2


2

49.

Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.

2


2

2


50.

Практическое занятие.

Заполнение таблицы «Типы экономических систем».

2


2


2

Тема 5.2 Рынок. Роль государства в экономике.

22

8

14

8

6

51.

Законы спроса и предложения. Основные рыночные структуры. Рыночное равновесие.

2


2

2


52.

Практическое занятие.

Выявление особенностей развития бизнеса в России.

4

2

2


2

53.

Организационные формы бизнеса: источники финансирования

Фондовый рынок. Банковская система. Роль центрального банка.

4

2

2

2


54.

Инфляция: виды, причины и последствия.

Антиинфляционные меры

2


2

2


55.

Практическое занятие.

Анализ денежной политики государства.

4

2

2


2

56.

Государственный бюджет и госдолг. Основы налоговой политики государства

2


2

2



57.

Практическое занятие.

Анализ экономического роста и цикличности развития экономической системы

4

2

2


2


Тема 5.3 Рынок труда и безработица.

12

4

8

4

4

58.

Спрос на труд и его факторы.

Предложение труда. Факторы предложения труда.

4

2

2

2


59.

Практическое занятие.

Составление кластера по теме «Безработица»

2


2


2

60.

Рациональный потребитель. Защита прав потребителя.

4

2

2

2


61.

Практическое занятие.

Анализ нормативной документации по защите прав потребителя.

2


2


2

Тема 5.4 Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики.

8

2

6

2

4

62.

Становление современной рыночной экономики.

Особенности современной экономики России, ее экономические институты.

4

2

2

2


63.

Практическое занятие.

Решение проблемных задач, связанных с особенностями развития и состоянием современной экономики России.

2


2


2

64.

Практическое занятие.

Анализ НПА по теме «Организация международной торговли».

Решение глобальных экономических проблем.

2


2


2

РАЗДЕЛ 6. Право.

44

14

30

20

10

Тема 6.1 Правовое регулирование общественных отношений.

10

4

6

4

2

65.

Юриспруденция как общественная наука. Право в системе социальных норм.


4

2

2

2


66.

Практическое занятие.

Решение практических задач по отраслям права

2


2


2

67.

Правовые отношения и их структура.

Правомерное и противоправное поведение.

4

2

2

2


Тема 6.2 Основы Конституционного права Российской Федерации.

16

4

12

8

4

68.

Конституционное право. Конституционный строй РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России.

2


2

2


69.

Практическое занятие.

Составление таблицы по теме «Правоохранительные органы РФ»

2


2


2

70.

Понятие гражданства.

Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.

4

2

2

2


71.

Право на благоприятную окружающую среду.

Обязанность защиты Отечества.

2


2

2


72.

Практическое занятие.

Решение задач с использованием статей Конституции РФ.

4

2

2


2

73.

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Всеобщая декларация прав человека.

2


2

2


Тема 6.3. Отрасли российского права.

18

6

12

8

4

74.

Гражданское право и гражданские правоотношения.

Физические и юридические лица. Имущественные и личные неимущественные права граждан

4

2

2

2


75.

Трудовое право и трудовые правоотношения. Занятость и трудоустройство. Трудовой договор. Трудовые споры

2


2

2


76.

Практическое занятие.

Составление трудового договора по шаблону.

4

2

2


2

77.

Административное право и правоотношения. Административные проступки и ответственность.

2


2

2


78.

Уголовное право. Преступление. Состав преступления. Уголовная ответственность.

4

2

2

2


79.

Практическое занятие.

Решение ситуационных задач, регулируемых уголовным законодательством.

2


2


2

80.

Дифференцированный зачет

2


2

2



ВСЕГО ЧАСОВ (ЗА ВЕСЬ КУРС):

240

80

160

96

64















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессии СПО

Раздел 1. Человек и общество

Тема 1.1. Природа человека.

Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.

Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни.

Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.

Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.

Демонстрации – не предусмотрено.

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Практические занятия:

Анализ философских аспектов свободы как условия самореализации личности.

Самостоятельная работа:

Анализ ситуационных задач. Поиск информации и подготовка докладов, эссе на темы по выбору:

- Профессиональное самоопределение

- Проблема познаваемости мира

- Выбор и ответственность

- Проблемы межличностного общения

- Особенности самоидентификации личности на примере молодежной среды

Тема 1.2. Общество как сложная система.

Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.

Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

Демонстрации – не предусмотрено.

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Практические занятия:

Выявление смысла и цели истории.

Анализ особенностей современного мира.

Оценивание социальной информации для объяснения процесса глобализации. Антиглобализм

Самостоятельная работа:

Поиск информации и составление конспекта по теме «Общество как сложная система», решение теста.

Раздел 2. Духовная культура человека и общества.

Тема 2.1. Культура, мораль, духовность

Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры.

Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

Демонстрации – не предусмотрено.

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Практические занятия:

Составление сравнительной таблицы «Молодежные субкультуры».

Самостоятельная работа:

Составление конспекта о теме «Духовная культура личности и общества», решение теста

Тема 2.2. Наука и образование в современном мире.

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.

Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование

Демонстрации – не предусмотрено.

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Практические занятия:

Анализ системы образования в Российской Федерации.

Самостоятельная работа:

Поиск информации и составление конспекта по теме «Система образования в Российской Федерации»

Тема 2.3. Мораль, искусство и религии как элементы духовной культуры.

Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.

Демонстрации – не предусмотрено.

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Практические занятия:

Анализ понятия «искусство» и определение его роли в жизни человека.

Заполнение сравнительной таблицы по теме «Мировые религии»

Анализ информации о религиозных объединениях в РФ

Самостоятельная работа:

Подготовка презентации на темы по выбору:

- Моральный самоконтроль личности.

- Моральный идеал

- Искусство и его роль в жизни людей

Составление конспекта по теме «Мораль», анализ ситуационных задач.

Раздел 3. Социальные отношения.

Тема 3.1. Социальная роль и стратификация.

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

Демонстрации – не предусмотрено.

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Практические занятия:

Составление схемы по теме «Социальная стратификация и социальная мобильность».

Самостоятельная работа:

Подготовка сообщения по теме:

- «Социальный статус и престиж»

- «Престижность профессиональной деятельности», составление таблицы «Социальная стратификация и социальные роли».

Тема 3.2. Социальные нормы и конфликты.

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов.

Демонстрации – не предусмотрено.

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Практические занятия:

Анализ социальной и личностной значимости здорового образа жизни.

Решение проблемных задач по разрешению конфликтных ситуаций.

Самостоятельная работа:

Подготовка сообщения по теме «Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи». Решение ситуационных задач.

Тема 3.3. Важнейшие социальные общности и группы.

Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.

Демонстрации – не предусмотрено.

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Практические занятия:

Анализ этнических общностей и межнациональных отношений.

Решение ситуационных задач, регулируемых семейным правом.

Самостоятельная работа:

Анализ ситуационных задач, поиск информации и написание эссе на тему: «Проблема отцов и детей»,

Раздел 4. Политология.

Тема 4.1. Политика и власть. Государство в политической системе.

Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.

Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов — основные особенности развития современной политической системы.

Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Правовое государство, понятие и признаки.

Демонстрации – не предусмотрено.

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Практические занятия:

Проведение сравнительного анализа по теме «Типы общественной власти».

Самостоятельная работа:

Поиск информации и составление конспекта по теме «Формы государства», «Типология политических режимов».

Тема 4.2. Участники политического процесса.

Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации. Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

Роль средств массовой информации в политической жизни общества.

Демонстрации – не предусмотрено.

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Практические занятия:

Решение ситуационных задач по теме «Политический статус личности и политическое участие»

Разработка проекта своей политической партии

Анализ роли средств массовой информации в политической жизни общества.

Самостоятельная работа:

Поиск информации по теме «Современные идейно-политические системы», анализ ситуационных задач, подготовка докладов на темы:

- Гражданские инициативы

- Значение СМИ для политического деятеля

- Выборы: за или против

- Особенности формирования и развития политической элиты.

Раздел 5. Экономика.

Тема 5.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы.

Экономика семьи. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.

Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

Демонстрации – не предусмотрено.

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Практические занятия:

Расчет семейного бюджета. Экономика семьи.

Заполнение таблицы «Типы экономических систем».

Самостоятельная работа:

Подготовка презентации на тему «Типы экономических систем».

Тема 5.2. Рынок. Роль государства в экономике.

Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. Деньги. Процент. Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.

Частные и общественные блага. Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.

Демонстрации – не предусмотрено.

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Практические занятия:

Выявление особенностей развития бизнеса в России.

Анализ денежной политики государства.

Анализ экономического роста и цикличности развития экономической системы.

Самостоятельная работа:

Поиск информации и подготовка сообщений по темам:

- Роль фирм в экономике

- Развитие бизнеса в России

- Государственный бюджет и государственный долг России на 2020 года

Составление конспекта

Тема 5.3. Рынок труда и безработица.

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.

Демонстрации – не предусмотрено.

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Практические занятия:

Составление кластера по теме «Безработица».

Анализ нормативной документации по защите прав потребителя.

Самостоятельная работа:

Работа с терминологией: спрос, предложение, профсоюз, рынок труда, капитал, человеческий капитал, безработица, рациональный потребитель, доход, сбережения.

Подготовка сообщений по теме: «рациональный потребитель: кто он?».

Тема 5.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики.

Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.

Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

Демонстрации – не предусмотрено.

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Практические занятия:

Решение проблемных задач, связанных с особенностями развития и состоянием современной экономики России.

Анализ НПА по теме «Организация международной торговли».

Решение глобальных экономических проблем.

Самостоятельная работа:

Составление сообщения по теме «Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике»

Раздел 6. Право.

Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений.

Юриспруденция как общественная наука.

Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.

Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.

Демонстрации – не предусмотрено.

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Практические занятия:

Решение задач по отраслям права.

Самостоятельная работа:

Поиск информации и составление конспекта по теме «Правомерное и противоправное поведение».

Тема 6.2. Основы Конституционного права Российской Федерации.

Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.

Основные конституционные права и обязанности граждан в России.

Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства.

Право на благоприятную окружающую среду.

Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Демонстрации – не предусмотрено.

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Практические занятия:

Составление таблицы по теме «Правоохранительные органы РФ».

Решение задач с использованием статей Конституции РФ.

Самостоятельная работа:

Решение задач с использованием статей Конституции РФ, изучение нормативно-правовой базы.

Тема 6.3. Отрасли российского права.

Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.

Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.

Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

Демонстрации – не предусмотрено.

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Практические занятия:

Составление трудового договора по шаблону

Решение ситуационных задач, регулируемых уголовным законодательством.

Самостоятельная работа:

Поиск информации и подготовка индивидуальной работы по теме на выбор. Темы предложены в пункте «Примерные темы рефератов, докладов, индивидуальных проектов».


Примерные темы рефератов, докладов, индивидуальных проектов

  1. Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий. Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми.

  2. Проблема познаваемости мира в трудах ученых.

  3. Я или мы: взаимодействие людей в обществе.

  4. Индустриальная революция: плюсы и минусы.

  5. Глобальные проблемы человечества.

  6. Современная массовая культура: достижение или деградация?

  7. Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?

  8. Кем быть? Проблема выбора профессии.

  9. Современные религии.

  10. Роль искусства в обществе.

  11. Экономика современного общества.

  12. Структура современного рынка товаров и услуг.

  13. Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах.

  14. Я и мои социальные роли.

  15. Современные социальные конфликты.

  16. Современная молодежь: проблемы и перспективы.

  17. Этносоциальные конфликты в современном мире.

  18. Семья как ячейка общества.

  19. Политическая власть: история и современность.

  20. Политическая система современного российского общества.

  21. Содержание внутренних и внешних функций государства на примере современной России.

  22. Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на выбор: одно — из истории, другое — современное).

  23. Формы участия личности в политической жизни.

  24. Политические партии современной России.

  25. Право и социальные нормы.

  26. Система права и система законодательства.

  27. Развитие прав человека в ХХ — начале XXI века.

  28. Характеристика отрасли российского права (на выбор).

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочие места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения:

  • компьютер с предустановленным программным обеспечением;

  • проектор мультимедийный;

  • принтер на рабочем месте преподавателя;

  • локальная сеть;

  • подключение к глобальной сети Интернет.

Информационное обеспечение обучения

Основные источники

Для преподавателей

  1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. 10-е изд. – М.: Академия, 2021. – 528 с.
  2. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум. Учебное пособие. – М.:Академия, 2020. – 240 с.
  3. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. – М.:Академия, 2020. – 144 с.


Для студентов

  1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. 10-е изд. – М.: Академия, 2021. – 528 с.
  2. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум. Учебное пособие. – М.:Академия, 2020. – 240 с.



Дополнительные источники

Для преподавателей

  1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей: учебник. − М., 2015.

  2. Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция). 2.Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381. 3.Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994 № 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.

  3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996 № 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410. 5.Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001 № 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.

  4. Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006 № 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.

  5. Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.

  6. Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.

  7. Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3. 10.Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.

  8. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. — № 15. — Ст. 766. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.

  9. Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.

  10. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. — Ст. 823.

  11. Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993.

  12. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.

  13. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2012.

  14. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.

  15. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.

  16. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. — 1995. — 4 мая.

  17. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. — 1999. — № 18. — Ст. 2222.

  18. Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. — 1996. — 18 мая.

  19. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.

  20. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении ФГОС среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

  21. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении ФГОС среднего (полного) общего образования”».

  22. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».


Для студентов

  1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2014.

  2. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей: учебник. − М., 2015.

  3. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М., 2014.

  4. Воронцов А.В., Королева Г.Э., Наумов С.А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. — М., 2013.

  5. Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. – М., 2014. 5.Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей социальноэконом. профиля. Практикум. – М., 2014.

  6. Котова О.А., Лискова Т.Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. — М., 2015.

7.Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ 2015. Обществознание. Типовые тестовые задания. — М., 2015.

8.Северинов К.М. Обществознание в схемах и таблицах. — М., 2010. Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. — М., 2013.

9.Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Беляевский и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]. – 5-е изд.,доп. – М.: Просвещение, 2018. – 350 с.

10.Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]. – 3-е изд.,доп. – М.: Просвещение, 2017. – 335 с.

Интернет-ресурсы

1.www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).

2.www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

3.www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).

4.www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал). 5.www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»)


КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Наименование темы

Уметь:


- выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

Темы и практические задания всех разделов

Пр. з. Составление схемы по теме «Социальная стратификация и социальная мобильность»

Пр. з. Анализ этнических общностей и межнациональных отношений».

Политика и власть. Государство в политической системе

Пр. з. Разработка своей политической партии

Пр. з. Заполнение таблицы «Типы экономических систем».

Пр. з. Составление кластера по теме «Безработиц»

Правовое регулирование общественных отношений

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов.

Основы конституционного права РФ

Отрасли российского права

- применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

Практические задания всех разделов

Наука и образование в современном мире

Пр. з. Анализ понятия «искусство» и определение его роли в жизни человека.

Пр. з. Анализ социальной и личностной значимости здорового образа жизни.

Пр. з. Решение проблемных задач по разрешению конфликтных ситуаций.

Экономика и экономическая наука. Экономические системы

Пр. з. Решение задач с использованием статей Конституции РФ.

Пр. з. Решение ситуационных задач, регулируемых уголовным законодательством

- оценивать социальную информацию;

Темы и практические задания всех разделов,

Пр. з. Анализ НПА по теме «Организация международной торговли»

Пр. з. Решение глобальных экономических проблем

Пр. з. Выявление особенностей развития бизнеса в России.

Пр. з. Анализ денежной политики государства.

Рынок. Роль государства в экономике.

- осуществлять поиск информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития

Практические задания всех разделов

Пр. з. Выявление смысли и цели истории. Анализ особенностей современного мира.

Религия как феномен культуры. Мировые религии.

Пр. з. Составление сравнительной таблицы «Молодежные субкультуры».

Пр. з. Анализ роли средств массовой информации в политической жизни общества.

Пр. з. Заполнение таблицы «Типы экономических систем»

Знать/понимать:


- об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

Практические задания всех тем и разделов

Тема 1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Тема 1.2 Общество как сложная система.

Тема 2.1 Духовная культура личности и общества.

Тема 2.2 Наука и образование в современном мире.

Тема 2.3 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.

Тема 3.1 Социальная роль и стратификация.

Тема 4.1 Политика и власть. Государство в политической системе.

Тема 4.2 Участники политического процесса.

Тема 5.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы

Тема 5.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

5.3. Рынок труда и безработица

Тема 6.1 Правовое регулирование общественных отношений.

Тема 6.2 Основы конституционного права. Российской Федерации.

Тема 6.3 Отрасли российского права.

- базовый понятийный аппарат социальных наук;

Все темы учебной дисциплины

Практические задания всех тем и разделов

- основные тенденции и возможные перспективы развития мирового сообщества в глобальном мире;

Тема 3.2 Социальные нормы и конфликты

Тема 3.3 Важнейшие социальные общности и группы

Тема 5.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

- методы познания социальных явлений и процессов

Все темы учебной дисциплины

Практические задания всех тем и разделов


Самостоятельная работа студента

Знать:


- об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

Поиск информации и подготовка докладов

Написание эссе

Составление конспекта

Подготовка презентаций, сообщений

Решение ситуационных задач

Работа с терминологией

Подготовка индивидуальной работы на выбор

- базовый понятийный аппарат социальных наук;

Работа с терминологией

Решение теста

- основные тенденции и возможные перспективы развития мирового сообщества в глобальном мире;

Подготовка сообщений

Решение ситуационных задач

Написание эссе


- методы познания социальных явлений и процессов;

Анализ ситуационных задач

Поиск информации и подготовка докладов

Написание эссе

Составление конспекта

Решение теста

Подготовка презентаций, сообщений

Решение ситуационных задач

Работа с терминологией

Решение задач с использованием статей Конституции РФ

Изучение нормативно-правовой базы

Подготовка индивидуальной работы на выбор

Уметь:


- выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

Анализ ситуационных задач

Написание эссе


- применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

Написание эссе

Изучение нормативно-правовой базы


- оценивать социальную информацию;

Решение задач с использованием статей Конституции РФ

Изучение нормативно-правовой базы

Анализ ситуационных задач

Поиск информации и подготовка докладов

- осуществлять поиск информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Анализ ситуационных задач

Поиск информации и подготовка докладов

Решение задач с использованием статей Конституции РФ

Изучение нормативно-правовой базы




ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ


Формируемые общие компетенции (ОК)

Технологии формирования ОК

(на учебных занятиях)

ОК 1. - Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

проблемная лекция

урок-игра

учебная дискуссия



ОК 2. - Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

самостоятельная работа обучающихся


ОК 3. - Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

технология проблемного обучения

учебная дискуссия

технология кластерного обучения



ОК 4. - Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

поиск информации по заданным условиям

метод индивидуальных проектов

ОК 5. - Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

презентация подготовленного материала с помощью мультимедийного оборудования

просмотр видеофильмов

ОК 6. - Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

Технология критического мышления;

Диалоговое взаимодействие:

проблемная лекция

игровые технологии

учебная дискуссия




1 рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности СПО (письмо Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259, письмо Минобрнауки России от 19.12.2014 № 06-1225)

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!