СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.13 (ОДБ.15) ХИМИЯ (2019 г.)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебной дисциплины ОДБ.13 (ОДБ.15) Химия разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ МОН ДНР № 679 от 30.07.2018 г.)

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.13 (ОДБ.15) ХИМИЯ (2019 г.)»

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«ДОНЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА»

Государственной организации высшего профессионального образования

«Донецкий национальный университет экономики и торговли

имени Михаила Туган-Барановского»



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР Директор колледжа __________ О.В. Рыженко __________ И.Е. Доронина

«_____» __________ 2019 г. «_____» __________ 2019 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОДБ.13 ХИМИЯ

ОДБ.15 ХИМИЯ






по специальностям:


43.02.02 Парикмахерское искусство

54.02.01 Дизайн (по отраслям)








2019

Программа учебной дисциплины ОДБ.13 (ОДБ.15) Химия разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ МОН ДНР № 679 от 30.07.2018 г.)

Организация-разработчик: ГПОУ«Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского».


Разработчик:

Прохорова В.Г., преподаватель ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна», ГОВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, специалист высшей квалификационной категории, преподаватель-методист


Рецензенты:

1. Бурдина Т.М., председатель цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна», ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, специалист высшей категории, преподаватель-методист.

2. Полинкина Л.Н. – преподаватель ГПОУ «Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли», председатель цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин, специалист высшей категории


Одобрена и рекомендована

с целью практического применения

цикловой комиссией

общеобразовательных дисциплин

протокол № 1 от 27 августа 2019 г.

Председатель ЦК__________ Т. М. Бурдина


Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год

Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.

В программу внесены дополнения и изменения

(см. Приложение ____, стр.____)

Председатель ЦК _______________________


Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год

Протокол № ____ заседания ЦК от ______ _____________20___г.

В программу внесены дополнения и изменения

(см. Приложение ____, стр.____)

Председатель МК _______________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебной дисциплины ДБ.13 (ОДБ.15) Химия предназначена для изучения в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке специалистов среднего звена по специальностям: 43.02.02 Парикмахерское искусство, 54.02.01 Дизайн (по отраслям).

При освоении профессий среднего профессионального образования в учреждениях СПО химия изучается как базовая учебная дисциплина в объеме 90 часов.

Рабочая программ по химии составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего общего образования (приказ МОН ДНР № 679 от 30.07.2018 г.) и примерной программой «Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Химия. 10-11 кл. (базовый уровень)»/ сост. Козлова Т.Л., Дробышев Е.Ю. – 2-е изд. доработ. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 24 с.».

Примерная программа среднего общего образования по химии (базовый) уровень: для классов нехимического профиля) конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. В программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач.

Программа выполняет две основные функции:

1) информационно-методическая функция позволяет всем участникам

образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратеги обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета;

2) организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у студентов общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебной дисциплины ОДБ.13 (ОДБ.15) Химия в колледже на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Учебная дисциплина «Химия» рассчитана на 90 часов: теоретические занятия – 56 часов, практические занятия – 2 часа, контрольная работа – 2 часа, самостоятельную работу – 30 часов. В конце первого семестра студенты получают семестровую оценку, в конце второго семестра - сдают комплексный дифференцированный зачет.



  1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.14 ХИМИЯ


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.13 (ОДБ.15) Химия является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с государственными образовательными стандартами по специальностям: 43.02.02 Парикмахерское искусство, 54.02.01 Дизайн (по отраслям).

Рабочая программа по химии составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего общего образования (приказ МОН ДНР № 679 от 30.07.2018 г.) и примерной программой: Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Химия. 10-11 кл. (базовый уровень)»/ сост. Козлова Т.Л., Дробышев Е.Ю. – 2-е изд. доработ. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 24 с.», рекомендованной Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ № 725 от 23.08.2018 г.)

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина ОДБ.13 (ОДБ.15) Химия относится к циклу «Общеобразовательная подготовка».


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В результате изучения химии на базовом уровне обучающийся должен

знать / понимать

- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, атомная единица массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь

называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений;

характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие физические и химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов; применение веществ на основе их свойств;

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации, и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с веществами и материалами органического и неорганического происхождения, с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка студента 90 часов, в том числе:

  • обязательная аудиторная учебная нагрузка студента - 60 часов (из них - практические работы – 2 часа; контрольные работы – 2 часа.

  • самостоятельной работы обучающегося -30 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:


лабораторные работы

не предусмотрено

практические занятия

2

контрольные работы

2

Самостоятельная внеаудиторная работа студента (всего)

30

в том числе:


Составление таблицы

Подготовка реферата

Составление таблицы

Подготовка реферата

Подготовка презентации


Итоговая аттестация в форме комплексного дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.13 (ОДБ.15) Химия


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

1 СЕМЕСТР

Раздел 1. Органическая химия

46


Тема 1.1 Теория строения органических

соединений

(3 часа)


Содержание учебного материала

2

1


Предмет органической химии. Становление органической химии как науки. Причины многообразия органических соединений. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Явление изомерии. Строение атома углерода. Понятие о возбужденном состоянии атома.

Демонстрации:

1. Шаростержневые модели молекул органических веществ.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка информации по теме «Становление органической химии как науки. Причины многообразия органических соединений»

1

3

Тема 1.2 Углеводороды (17 часов)


Содержание учебного материала

10

1,2


Алканы. Строение молекулы метана. Понятие о гибридизации атома углерода. sp3-гибридизация. Гомологический ряд алканов. Изомерия алканов. Принципы номенклатуры ИЮПАК для алканов. Химические свойства алканов: реакции радикального замещения на примере хлорирования метана. Реакции изомеризации. Реакции полного окисления. Методы получения метана: реакция Вюрца, декарбоксилирование ацетата натрия с получением метана. Применение алканов.

Алкены. Строение молекулы этилена. sp2-гибридизация. Гомологический ряд алкенов. Изомерия алкенов: структурная и геометрическая (цис-транс-изомерия – на примере бутена-2). Принципы номенклатуры ИЮПАК для алкенов. Физические свойства алкенов. Химические свойства этилена. Реакции присоединения – гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация. Правило Марковникова. Реакции окисления – неполное (на примере реакции Вагнера) и полное окисление. Методы получения: дегидрирование алканов, дегидратация спиртов, дегидрогалогенирование моногалогенпроизводных алканов спиртовым раствором щелочи – правило Зайцева, реакции дигалогенпроизводных алканов с магнием, цинком. Применение алкенов. Понятие о полимерах на примере полиэтилена и натурального каучука.

Алкадиены. Строение молекулы бутадиена-1,3. Система сопряжения связей. Получение алкадиенов на примере бутадиена-1,3: дегидрирование алканов, метод Лебедева. Физические свойства. Химические свойства: 1,2- и 1,4-присоединение галогенов и галогеноводородов при различных температурах.

Каучуки.

Алкины. Строение молекулы ацетилена. sp-гибридизация. Гомологический ряд алкинов. Принципы номенклатуры ИЮПАК для алкинов. Физические свойства алкинов. Химические свойства ацетилена. Реакции присоединения – гидрирование, галогенирование, гидратация, гидрогалогенирование. Реакции окисления – неполное (на примере реакции ацетилена с горячим раствором перманганата калия) и полное окисление. Методы получения ацетилена: пиролиз метана, реакция карбида кальция с водой, дегидрогалогенирование галогенпроизводных. Применение алкинов.

Арены. Строение молекулы бензола. Физические свойства бензола. Токсичность аренов. Химические свойства бензола: реакции замещения – галогенирование, нитрование. Реакции присоединения: гидрирование, хлорирование при УФ-облучении. Окисление толуола перманганатом калия в кислой среде.

Методы получения бензола: тримеризация ацетилена, дегидрирование гексана и циклогексана. Применение аренов.

Природные источники углеводородов. Состав каменного угля, нефти, природного газа. Переработка нефти.

Демонстрации:

1Получение этилена дегидратацией этанола.

2. Пропускание этилена в бромную или иодную воду.

3. Пропускание этилена в нейтральный холодный раствор перманганата калия.

4. Горение этилена.

5. Образцы полимеров и изделий из них.

6. Образцы каучуков и изделий из них.

7. Получение ацетилена из карбида кальция.

8. Пропускание ацетилена в бромную или иодную воду.

9. Пропускание ацетилена в горячий раствор перманганата калия.

10. Горение ацетилена.

11. Горение бензола.

12. Разрушение воздушного шара, смоченного бензолом.

13. Отсутствие признаков реакции при смешивании бензола с нейтральным раствором перманганата калия.

14. Коллекции: продукты переработки каменного угля и нефти.

Расчетные задачи:

1. Вывод формулы углеводорода по массовым долям углерода и водорода, входящим в его состав.


Самостоятельная работа обучающихся

- Составление опорного конспекта по темам: «Физические свойства алканов. Применение алканов и их производных (хлоралканы, фторалканы)», «Физические свойства алкенов. Применение алкенов. Понятие о полимерах. Полиэтилен, полипропилен, полистирол», «Физические свойства алкинов. Применение алкинов», «Физические свойства бензола и его гомологов. Применение аренов».

- Подготовка презентации по теме «Природные источники углеводородов. Состав каменного угля, нефти, природного газа. Переработка нефти. Крекинг нефтепродуктов»

7

3

Тема 1.3. Кислородсодержащие органические соединения

(16 часов)


Содержание учебного материала

12

1,2


Спирты. Строение молекул одноатомных спиртов. Принципы номенклатуры ИЮПАК для одноатомных спиртов. Понятие о функциональной группе. Физические свойства одноатомных спиртов. Химические свойства одноатомных спиртов: кислотные свойства – реакции с активными металлами (на примере натрия). Основные свойства – реакции с галогеноводородами. Реакции межмолекулярной и внутримолекулярной дегидратации спиртов. Полное и частичное окисление спиртов. Получение спиртов: гидратация алкенов, гидролиз галогенпроизводных алканов водным раствором щелочи. Применение одноатомных спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола. Многоатомные спирты. Физические свойства этиленгликоля и глицерина. Реакции глицерина с: натрием, галогеноводородами, азотной кислотой. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение многоатомных спиртов. Понятие о гормонах. Тестостерон, прогестерон – производные спирта сложного строения – холестерина.

Фенолы. Строение молекулы фенола. Физические свойства фенола. Химические свойства фенола: реакции бензольного кольца – бромирование, нитрование; реакции гидроксильной группы – взаимодействие с натрием, гидроксидом натрия. Получение фенола: из каменно-угольной смолы; гидролизом галогенпроизводных бензола. Качественная реакция на фенол с бромной водой, хлоридом железа (III). Применение фенола.

Альдегиды и кетоны. Строение молекулы метаналя, этаналя и кетонов на примере ацетона. Номенклатура ИЮПАК для альдегидов. Физические свойства альдегидов и кетонов. Химические свойства альдегидов: реакции окисления – реакция «серебряного зеркала», реакция с гидроксидом меди (II). Реакции присоединения – восстановление водородом до спиртов. Методы получения: окисление спиртов оксидом меди (II), гидратация алкинов. Применение альдегидов и кетонов.

Карбоновые кислоты. Строение молекул муравьиной и уксусной кислот. Номенклатура ИЮПАК карбоновых кислот и их тривиальные названия (муравьиная, уксусная). Физические свойства карбоновых кислот. Химические свойства карбоновых кислот: реакции с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями более слабых кислот. Реакция этерификации. Хлорирование уксусной кислоты. Получение одноосновных карбоновых кислот: окисление альдегидов, реакции солей карбоновых кислот с более сильной кислотой (серной). Применение карбоновых кислот. Понятие о лекарственных препаратах на примере ацетилсалициловой кислоты.

Сложные эфиры. Жиры. Гидролиз сложных эфиров водой и раствором щелочи. Сложные эфиры в природе. Жиры. Классификация жиров. Строение жиров на примере тристеарата и триолеата. Реакция щелочного гидролиза жиров – образование мыла. Гидрирование ненасыщенных жиров.

Углеводы. Классификация углеводов. Моносахариды. Глюкоза. Строение молекулы глюкозы (открытая форма). Понятие о циклической форме глюкозы (α- и β- глюкоза).

Физические свойства глюкозы.

Химические свойства открытой формы глюкозы: реакции окисления - реакция «серебряного зеркала», реакция с гидроксидом меди (II). Реакция восстановления водородом. Брожение: спиртовое, молочнокислое. Качественные реакции на глюкозу.

Дисахариды. Сахароза. Физические свойства. Реакция гидролиза сахарозы.

Полисахариды. Крахмал и целлюлоза. Различие строения молекул крахмала и целлюлозы. Физические свойства крахмала и целлюлозы.

Химические свойства: гидролиз крахмала и целлюлозы. Качественная реакция на крахмал. Применение углеводов.

Демонстрации:

1. Взаимодействие этанола с натрием.

2. Растворимость фенола в холодной и горячей воде.

3. Реакция суспензии фенола с гидроксидом натрия.

4. Реакция фенола с бромной водой.

5. Реакция фенола с раствором хлорида железа (III).

6. Реакция «серебряного зеркала» на примере метаналя.

7. Получение уксусной кислоты из ацетата натрия.

8. Химические свойства уксусной кислоты.

9. Получение сложного эфира.

10. Реакция раствора щелочи с растительным жиром (на примере оливкового, касторового или подсолнечного масла) с образованием твердого мыла.

11. Кислотный гидролиз сахарозы и обнаружение глюкозы.

Лабораторные опыты:

1. Растворимость глицерина в воде. Качественная реакция на глицерин с гидроксидом меди (II).

2. Реакция метаналя (или другого альдегида) с гидроксидом меди (II).

3. Свойства раствора уксусной кислоты.

4. Реакция глюкозы с гидроксидом меди (II).

5. Свойства крахмала: растворимость в воде, реакция с иодом, реакция крахмала с ферментом амилазой, с образованием глюкозы

Расчетные задачи:

1. Определение органического вещества по расчетам связанным с уравнением реакции, записанным в общем виде.

Самостоятельная работа обучающихся

- Составление опорного конспекта по темам: «Физические свойства одноатомных спиртов. Применение одноатомных спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола. Физические свойства этиленгликоля и глицерина. Применение многоатомных спиртов», «Физические свойства фенола. Применение фенола», «Физические свойства альдегидов. Применение альдегидов», «Физические свойства карбоновых кислот», «Физические свойства глюкозы. Дисахариды. Сахароза. Физические свойства. Применение углеводов».

- Подготовка рефератов по темам: «Понятие о гормонах. Тестостерон, прогестерон – производные спирта сложного строения – холестерина», «Применение карбоновых кислот. Понятие о лекарственных препаратах на примере ацетилсалициловой кислоты, нитроглицерина и т.д», «Волокна – натуральные, синтетические и искусственные».

4


3

2 СЕМЕСТР

Тема 1.4. Азотсодержащие органические соединения

(10 часа)


Содержание учебного материала




Амины. Строение молекул метиламина и анилина. Физические свойства метиламина и анилина. Химические свойства метиламина: реакция с водой, галогеноводородами. Химические свойства анилина: реакция анилина с бромной водой, галогеноводородами. Получение анилина из нитробензола по реакции Зинина. Применение аминов.

Аминокислоты. Изомерия и номенклатура ИЮПАК аминокислот. Физические свойства аминокислот. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений на примере глицина. Образование пептидов. Понятие о витаминах.

Белки. Строение молекул белков. Классификация белков (протеины, протеиды). Физические свойства белков. Качественные реакции белков: биуретовая и ксантопротеиновая реакции. Гидролиз белков. Денатурация белков.

Демонстрации:

1. Реакция анилина с соляной кислотой.

2. Бромирование анилина.

3. Реакция аминоуксусной кислоты с индикаторами.

Лабораторные опыты:

1. Денатурация белков.

2. Качественные реакции на белки.

5

1,2


Практическая работа 1«Решение экспериментальных задач»

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

- Составление опорного конспекта по темам: «Физические свойства аминов. Применение аминов», «Физические свойства аминокислот. Физические свойства белков».

- Подготовка информации на тему «Понятие о витаминах».

4

3


Раздел 2. Общая химия (40 часов)

44


Тема 2. Важнейшие понятия и законы в химии

(6 часов)


Содержание учебного материала

4

1,2


Химический элемент. Современная модель строения атома. Атомное ядро. Заряд ядра. Нуклиды. Изотопы. Распределение электронов в атоме. Атомные орбитали, их формы в пространстве. Закон сохранения массы. Закон постоянства состава. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, ее структура и виды (короткопериодная и длиннопериодная). Семейства химических элементов. Искусственно полученные элементы.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка презентации на тему «Семейства химических элементов. Искусственно полученные элементы»

2

3

Тема 3. Строение вещества

(6 часов)


Содержание учебного материала

2

1,2


Вещества атомные, молекулярные, ионные. Кристаллические решетки. Химическая связь. Ковалентная связь и ее виды. Ионная связь как частный случай ковалентной связи. Металлическая связь. Водородная связь: внутримолекулярная и межмолекулярная. Зависимость свойств вещества от наличия водородных связей. Формы молекул в пространстве. Гибридизация атомных орбиталей: sp, sp2, sp3. Зависимость геометрического строения молекулы от гибридизации центрального атома. Валентный угол. Длина связи.

Демонстрации:

1. Модели молекул веществ имеющих различную гибридизацию центрального атома (в том числи и компьютерные модели).

2. Модели кристаллических решеток.

Самостоятельная работа обучающихся

Составление опорного конспекта по темам: «Зависимость физических свойств вещества от наличия водородных связей. Формы молекул в пространстве», «Зависимость геометрического строения молекулы от гибридизации центрального атома»

4

3

Тема 4 Химические реакции

(8 часов)


Содержание учебного материала

6

1,2


Классификация химических реакций по различным признакам: по тепловому эффекту, по обратимости, по изменению степеней окисления элементов, по числу и составу исходных веществ и продуктов. Окислительно-восстановительные реакции. Теория электролиза. Электролиз водных растворов солей бескислородных и кислородсодержащих солей. Тепловой эффект химической реакции. Закон Гесса. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость реакций. Понятие об энергии активации. Катализ. Химическое равновесие: условие его возникновения и способы его смещения.

Демонстрации:

1. Электролиз раствора хлорида натрия, сульфата меди (II).

2. Смещение химического равновесия в зависимости от концентрации веществ (на примере реакции хлорида железа (III) с роданидами).

Лабораторные опыты:

1. Сравнение скорости разложения пероксида водорода при использовании разных катализаторов (оксид марганца (IV) и иодид калия).

Самостоятельная работа обучающихся

Составление опорного конспекта по темам: «Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость реакций», «Понятие об энергии активации. Катализ. Химическое равновесие: условие его возникновения и способы его смещения».

2


Тема 5. Растворы

(6 часов)


Содержание учебного материала

4

2


Классификация дисперсных систем на грубодисперсные и тонкодисперсные (коллоидные и истинные растворы). Различия между коллоидным и истинным раствором. Эффект Тиндаля. Процесс растворения в воде молекулярных и ионных соединений. Электролитическая диссоциация. Кислоты, щелочи и соли в свете электролитической диссоциации. Степень диссоциации электролита. Водородный показатель – рН. Реакции ионного обмена. Гидролиз органических и неорганических веществ.

Демонстрации:

1. Образцы грубодисперсных и тонкодисперсных систем.

2. Эффект Тиндаля.

3. Реакции ионного обмена.

Лабораторные опыты:

1. Определение рН среды при помощи универсального индикатора.


Самостоятельная работа обучающихся

Составление таблицы «Сравнительная характеристика электролитической диссоциации неорганических веществ».

2

3

Тема 6 Металлы и их соединения

(8 часов)


Содержание учебного материала

6

1,2


Общая характеристика металлов по строению атома и положению в периодической системе. Общие физические и химические свойства металлов. Способы получения металлов: восстановление оксидов металлов, электролиз растворов и расплавов солей. Ряд активности металлов. Сплавы металлов. Оксиды и гидроксиды металлов. Химические свойства основных оксидов и гидроксидов. Изменение свойств оксидов и гидроксидов металлов в зависимости от степени окисления металла (переход от основных свойств к кислотным) – на примере соединений марганца или хрома. Применение металлов и их соединений.

Демонстрации:

1. Коллекция металлов.

2. Получение меди из оксида меди (II) при ее восстановлении водородом.

3. Химические свойства металлов.

4. Коллекция сплавов металлов.

5. Образцы оксидов и гидроксидов металлов.

Лабораторные опыты:

1. Сравнение химической активности металлов в реакциях с кислотами.

2. Получение гидроксида металла и изучение его свойств.

3. Окрашивание пламени солями металлов.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка презентации на тему « Применение металлов и их соединений. Природные соединения металлов».

2

3

Тема 7.

Неметаллы и их соединения

(10 часов)



Общая характеристика неметаллов по строению атома и положению в периодической системе. Физические свойства неметаллов. Химические свойства неметаллов. Летучие водородные соединения неметаллов. Сравнение свойств летучих водородных соединений неметаллов второго периода. Кислотные оксиды и их химические свойства. Кислоты. Химические свойства кислот. Специфические свойства серной и азотной кислоты. Применение неметаллов и их соединений.

Демонстрации:

1. Образцы неметаллов.

2. Реакция серы с алюминием или цинком.

3. Горение порошка железа на воздухе.

4. Химические свойства кислот.

5. Реакции азотной кислоты с металлами.

Лабораторные опыты:

1. Сравнение химических свойств органических и неорганических кислот.

7

1,2


Практическая работа 2 «Экспериментальные задачи по темам «Металлы и их соединения», «Неметаллы и их соединения».

1

3


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка реферата на тему «Применение неметаллов и их соединений. Соединения неметаллов в природе».

2

3

Всего за год


90


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1-ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2- репродуктивный ( выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3- продуктивный ( планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечение

Учебная дисциплина изучается в кабинете химии.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

  • аудиторная доска;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- наглядные и электронные пособия;

- методические разработки занятий.

Технические средства обучения:

1. Персональный компьютер.

2. Лазерный принтер.

3. Устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники.


3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Рудзитис Г. Е. Химия. 10 класс: учеб.для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе (DVD): базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2014. – 224 с.

  2. Рудзитис Г. Е. Химия. 11 класс: учеб.для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2014, 2017. – 224 с.

  3. Галогенпроизводные углеводородов. Пособие для учащихся 10-11 классов и учителей / Дробышев Е.Ю. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019.


Перечень цифровых образовательных ресурсов и Web-сайтов Интернет

http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов


Перечень Web-сайтов, рекомендуемых для использования в работе:

1. http//www.chem.msu.su/rus/school/ – сайт журнала «Химия: методика преподавания в школе»

2. http://www.chem.msu.su/rus/school/ – школьные учебники по химии для 8-11 классов общеобразовательной школы

3. http://c-books.narod/ru – литература по химии

4. http://experiment.edu.ru/catalog.asp – естественнонаучные эксперименты

5. chem.msu.su – портал фундаментального химического образования России

6.alhimik.ru – образовательный сайт по химии

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентов индивидуальных заданий, проектов, исследований.


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Тема: Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

Умения:

- сравнивать органические вещества с неорганическими

- определять валентность веществ.

- определять химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.

- излагать основные положения теории химического строения.

- определять изомеры и изомерию.

- составлять химические формулы и модели молекул в органической химии.

- классифицировать вещества по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп;

- излагать основные положения теории химического строения;

- записывать структурные формулы органических веществ, их изомеров, гомологов.

Знания:

- предмет изучения органической химии;

- вещества органические и неорганические

- основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова;

- явление изомерии;

- основных положений теории химического строения;

- причин многообразия органических веществ.

- оценивание фронтального, индивидуального опроса;

- контроль за выполнением упражнений

Тема: Углеводороды и их природные источники

Умения:

- называть алканы по рациональной и систематической номенклатуре;

- составлять молекулярные и структурные формулы углеводородов и их галогенопроизводных;

- составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства предельных углеводородов;

- составлять структурные формулы алкенов, алкинов, диеновых углеводородов;

- называть непредельных углеводородов по систематической номенклатуре;

- составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства непредельных углеводородов;

- определять по характерным реакциям непредельные углеводороды;

- применять правила безопасности при работе с органическими веществами;

- составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства бензола;

- называть углеводороды по систематической номенклатуре;

- записывать полные и сокращенные формулы;

- записывать некоторые уравнения реакций, характеризующих их свойства.

Знания:

- понятие углеводородов;

- способы разрыва ковалентной связи;

- общую формулу алканов;

- характер связи в их молекулах: понятие гомологов;

- правила систематической номенклатуры (ИЮПАК) для алканов;

- эмпирические названия изучаемых алканов;

- свойства и практическое значение изучаемых алканов;

- общую формулу алкенов, алкинов, диеновых углеводородов;

- гомологический ряд и виды изомерии;

- химические свойства непредельных углеводородов и их практическое применение;

- природных источников углеводородов;

- классификации углеводородов, строения, характерных химических свойств углеводородов, их получения, применения

- оценивание фронтального, текущего опроса;

- контроль за выполнением упражнений и заданий к параграфам.

-оценивание индивидуального опроса;

- самостоятельная работа.


Тема: Кислородосодержащие органические вещества

Умения:

- записывать некоторые структурные формулы спиртов и карбоновых кислот;

- классифицировать кислородосодержащие соединения;

- записывать уравнение реакций, характерных для кислородосодержащие органические веществ.

Знания:

- понятий о кислородосодержащих органических веществ, их классификации;

- определений спиртов, карбоновых кислот, их свойства, области применения;

- о вреде этанола на организм человека;

- общих понятий сложных эфиров, жиров, углеводов, нахождения их в природе, применение;

- определение спиртов, карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров, углеводов их свойств и область применения.

- фронтальный опрос;

- индивидуальный, текущий опрос;

- контроль за выполнением и проведением химических экспериментов

Тема: Азотсодержащие органические соединения. Полимеры

Умения:

- доказывать наличие основных свойств аминов, зависимость между строением и их свойствами;

- сравнивать свойства алифатических и ароматических аминов;

- объяснять химические свойства аминокислот на основании взаимного влияния функциональных групп друг на друга;

- определять наличие белковых соединений качественными реакциями;

- составлять уравнение реакций получения полимеров;

- основных методов синтеза высокомолекулярных соединений;

- сравнивать свойства алифатических и ароматических аминов;

- составления химических реакций, характеризующих свойства аминов, аминокислот, получение белков;

- составления химических реакций получения полимеров.

Знания:

- названий, характерных свойств аминов, аминокислот, белков;

- способы их применения;

- состав, строение и свойства полимеров;

- обобщение и систематизация знаний по данной теме;

- биологическое значение аминокислот, белков;

- классификации и свойств полимеров.

- реферативная работа студентов по предлагаемой тематике;

- самостоятельная работа студентов в письменной форме.


Тема: Строение вещества

Умения:

- определять характер химической связи в различных соединениях и степень окисления элемента;

- объяснять механизм образования донорно-акцепторной, ковалентной связи;

- определять тип кристаллической решётки;

- доказывать зависимость химических связей от различных факторов;

- определять в молекулах неорганических веществ типы связи.

Знания:

- определения видов химических связей (ковалентная полярная и неполярная, ионная, водородная, металлическая) в простых и сложных веществах;

- механизмов их образования;

- типов кристаллических решёток;

- основных характеристик химических связей;

- типов кристаллических решёток;

- длины, энергии направленности, насыщаемости химической связи.

фронтальный, индивидуальный опрос

Тема: Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

Умения:

- записывать уравнения реакций ионного обмена;

- определять кислотность растворов кислотно-основными индикаторами;

- составлять полные и сокращенные ионные уравнения гидролиза солей;

- предсказывать реакцию среды в растворах солей;

- решать задачи на концентрацию растворов;

- приготавливать растворы различных концентраций;

- составлять молекулярные, полные, ионные уравнения, условия их проведения;

- выполнять лабораторные опыты по проведению реакции ионного обмена.

Знания:

- теорию электролитической диссоциации Аррениуса и иметь понятие о современной теории кислот и оснований;

- иметь представление о гидролизе солей и об электролизе расплавов и растворов солей;

- реакций ионного обмена;

- обратимость, необратимость реакций.

индивидуальный опрос; работа по карточкам; самостоятельная работа по написанию уравнений химических реакций;

контроль по проведению химического эксперимента

Тема: Классификация неорганических соединений и их свойства

Умения:

- доказывать химические свойства основных классов неорганических веществ;

- распознавать неорганические вещества по качественным реакциям на них;

- записывать уравнения химических реакций.

Знания:

- определений, классификацию, химические свойства, получение неорганических соединений (кислоты, основания, оксиды и соли);

- определений оксидов, кислот, оснований, солей, их классификацию, химические свойства.

- индивидуальный опрос;

- работа по карточкам;

- контроль за выполнением упражнений.

Тема: Химические реакции

Умения:

- классифицировать реакции;

- определять и применять понятия (степень окисления, окислители и восстановители, процессы окисления и восстановления);

- составлять электронный баланс и применять его для расстановки коэффициентов в молекулярном уравнении;

- решать задачи на тепловой эффект;

- классифицировать химические реакции по числу и составу исходных веществ, по изменению степени окисления, обратимости, участию катализатора, тепловому эффекту, наличию поверхности разделов фаз, термохимические уравнения.

Знания:

- основные понятия и сущность химических реакций;

- правила составления уравнений химических реакций;

- классификацию химических реакций;

- скорость протекания химических реакций;

- обратимость химических реакций;

- признаки и классификацию химических реакций;

- понятия скорости гомогенных и гетерогенных реакций.

- контроль за выполнением упражнений;

- индивидуальный опрос;

- работа по карточкам

Тема: Металлы и неметаллы

Умения:

- составлять электронные формулы атомов металлов малых и больших периодов: определять свойства металла в зависимости от его положения в электрохимическом ряду напряжений;

- находить сходство и различие в свойствах металлов одной группы;

- объяснять явление амфотерности на примере оксидов и гидроксидов алюминия;

- давать определения и применять понятия (металлическая связь, электрохимический ряд напряжений металлов);

- характеризовать общие свойства неметаллов;

- составлять химические формулы водородных, кислотных соединений, кислот (распознавать хлорид-, сульфат-, карбонат- анионы);

- выполнять химические опыты, подтверждающие свойства изученных неметаллов и их важнейших соединений;

- распознавать по положению в периодической системе s-, p-, d-элементы, по положению и строению атомов;

- характеризовать химические свойства металлов;

- характеризовать химические элементы не металлов по положению в периодической системе, строению атомов;

- определять вид химической связи, тип кристаллической решётки;

- характеризовать химические и физические свойства неметаллов.

Знания:

- положение металлов в периодической системе химических элементов;

- особенности строения атомов металлов (состав, свойства, получение и применение важнейших химических соединений металлов);

- общие и специфические свойства металлов главных подгрупп I- III групп;

- свойства представителей металлов побочных подгрупп периодической системы (железа, меди и хрома);

- понятия о коррозии и способы защиты металлов от коррозии;

- положение неметаллов в периодической системе химических элементов;

- особенности строения атомов неметаллов;

состав, свойства, получение и применение важнейших химических соединений неметаллов;

- характеристики металлов и соединений металлов главных и побочных подгрупп;

- строения, свойств и способы получения и применения металлов;

- строения, свойств и применения неметаллов;

- строения, свойств и применения летучих водородных соединений;

- классификации оксидов, их состав, строение, свойства, применение.

фронтальный опрос;

- индивидуальный опрос;

- контроль за выполнением упражнений;

- работа по карточкам;

- фронтальный опрос.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!