Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Владикавказский многопрофильный техникум»
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
для специальности
среднего профессионального образования
22.02.06 Сварочное производство
Базовый уровень среднего профессионального образования
2017г.
РАССМОТРЕНО на заседании рабочей группы ОПОП Протокол № ____________ от «___»________________20_____г. Руководитель ОПОП _________ | УТВЕРЖДЕНО Директор _____________Т.С.Цаголов. «____»______________20____г. |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 22.02.06 Сварочное производство
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Владикавказский многопрофильный техникум»
Разработчик:
Арустамян А.Г. – преподаватель первой квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 7 |
- условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
| 12 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 14 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 22.02.06 Сварочное производство
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
оформлять техническую и технологическую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;
применять документацию систем качества;
применять требования нормативных документов к основным видам
продукции (услуг) и процессов.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
документацию систем качества;
единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;
основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
основные понятия и определения метрологии, стандартизации, сертификации;
Общие компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
ПК 1.1. Применять различные методы, способы и приемы сборки и сварки конструкций с заданными эксплуатационными свойствами.
ПК 1.2. Выполнять техническую подготовку производства сварных конструкций.
ПК 1.3. Выбирать оборудование, приспособления и инструменты для обеспечения производства сварных соединений с заданными свойствами.
ПК 1.4. Хранить и использовать сварочную аппаратуру и инструменты в ходе производственного процесса.
ПК 2.1. Выполнять проектирование технологических процессов производства сварных соединений с заданными свойствами.
ПК 2.2. Выполнять расчеты и конструирование сварных соединений и конструкций.
ПК 2.3. Осуществлять технико-экономическое обоснование выбранного технологического процесса.
ПК 2.4. Оформлять конструкторскую, технологическую и техническую документацию.
ПК 2.5. Осуществлять разработку и оформление графических, вычислительных и проектных работ с использованием информационно-компьютерных технологий.
ПК 3.1. Определять причины, приводящие к образованию дефектов в сварных соединениях.
ПК 3.2. Обоснованно выбирать и использовать методы, оборудование, аппаратуру и приборы для контроля металлов и сварных соединений.
ПК 3.3. Предупреждать, выявлять и устранять дефекты сварных соединений и изделий для получения качественной продукции.
ПК 3.4. Оформлять документацию по контролю качества сварки.
ПК 4.1. Осуществлять текущее и перспективное планирование производственных рабочих.
ПК 4.2. Производить технологические расчеты на основе нормативов технологических режимов, трудовых и материальных затрат.
ПК 4.3. Применять методы и приемы организации труда, эксплуатации оборудования, оснастки, средств механизации для повышения эффективности производства.
ПК 4.4. Организовывать ремонт и техническое обслуживание сварочного производства по Единой системе планово-предупредительного ремонта.
ПК 4.5. Обеспечивать профилактику и безопасность условий труда на участке сварочных работ.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной программы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 0 |
практические занятия | 10 |
контрольные работы | 0 |
курсовая работа (проект) | 0 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
Итоговая аттестация в форме дифференциального зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основы стандартизации. | | | |
Тема 1.1. Методологические основы стандартизации. | Содержание учебного материала | 6 | |
1 | Общая характеристика стандартизации. Сущность стандартизации. Понятие нормативных документов по стандартизации | 1 | 1,2 |
2 | Цели, принципы, функции и задачи стандартизации. Методы стандартизации. | 1 |
3 | Понятие о техническом регулировании. Понятие о технических регламентах | 1 |
Практические занятия | 1 |
4 | Система стандартизации в Российской Федерации. Характеристика национальных стандартов |
Самостоятельная работа обучающихся Структура технического регламента | 2 |
Тема 1.2. Государственная система стандартизации. | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Принципиальные основы принятия решения о необходимости разработки технического регламента | 1 | 1,2 |
2 | Порядок разработки технического регламента | 1 |
3 | Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов | 1 |
Практические занятия | 1 |
4 | Органы и службы стандартизации Российской Федерации |
Самостоятельная работа обучающихся Разработка технических регламентов в рамках «переходного положения» Применение технических регламентов. | 2 |
Тема 1.3. Стандартизация качества продукции. | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Стандарты, обеспечивающие качество продукции. Технические условия как нормативный документ | 1 | 1,2 |
2 | Типизация технологических процессов и конструкций изделий | 1 |
3 | Унификация и агрегатирование изделий | 1 |
Практические занятия | 1 |
4 | Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Единая система технологической документации (ЕСТД) |
| Самостоятельная работа обучающихся Стандарты по безопасности жизнедеятельности. Единая система программных документов (ЕСПД) | 2 |
Тема 1.4. Контроль качества продукции. | Содержание учебного материала | 6 | |
1 | Обеспечение качества товаров и услуг как основная цель деятельности по стандартизации, метрологии и сертификации. | 1 | 1,2 |
2 | Сущность качества. Характеристика требований к качеству продукции | 1 |
3 | Система качества | 1 |
Практические занятия | 1 |
4 | Оценка качества. |
Самостоятельная работа обучающихся Эффективность работ по стандартизации | 2 |
Раздел 2. Основы метрологии. Тема 2.1. Основы метрологии. | Содержание учебного материала | 6 | 1,2 |
1 | Общие сведения . Виды и методы измерений. | 1 |
2 | Международная система единиц физических величин. | 1 |
3 | Основные единицы СИ. Дополнительные единицы СИ. Кратные и дольные единицы. | 1 |
Практические занятия | 1 |
4 | Единицы измерения физических величин |
Самостоятельная работа обучающихся Производные единицы СИ . | 2 |
Тема 2.2. Средства и методы измерений. | Содержание учебного материала | 6 | 1,2 |
1 | Меры и образцовые измерительные приборы. Передача размера физических величин. Измерительные приборы и установки | 1 |
2 | Метрологические показатели и характеристики измерительных приборов | 1 |
Практические занятия | 1 |
3 | Качество измерений и причины возникновения погрешностей Метрологическое обеспечение измерений. |
Практические занятия | 1 |
| Поверка, ревизия и экспертиза средств измерений |
Самостоятельная работа обучающихся Государственные испытания средств измерений . | 2 |
Раздел 3. Основы сертификации продукции. Тема 3.1. Основы сертификации продукции. | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Основные понятия в области оценки соответствия и сертификации | 1 | 1,2 |
2 | Сертификация как процедура подтверждения соответствия | 1 |
3 | Цели и принципы подтверждения соответствия | 1 |
Практическое занятие | 1 |
4 | Обязательная и добровольная сертификация |
Самостоятельная работа обучающихся История сертификации. Участники сертификации. Участники обязательной сертификации | 2 |
Тема 3.2. Правила проведения сертификации. | Содержание учебного материала | 5 |
1 | Порядок проведения сертификации продукции. Схемы сертификации. | 1 | 1,2 |
2 | Законодательная и нормативная база сертификации. Правила сертификации. | 1 |
Практические занятия | 1 |
3 | Правила и документы по проведению работ в области сертификации. |
Самостоятельная работа обучающихся Особенности сертификации отдельных видов услуг. Правила функционирования системы добровольной сертификации услуг. | 2 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета инженерной графики.
Оборудование учебного кабинета:
- - посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект плакатов «Материаловедение»
Технические средства обучения:
- мультимедиа-проектор
- компьютер для преподавателя;
- интерактивная доска
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет ресурсов и дополнительной литературы.
Основные источники:
А.А.Гончаров, В.Д. Копылов «Метрология, стандартизация и сертификация», Москва, изд. «Академия», 2008 г.
З.А. Хрусталева «Метрология, стандартизация и сертификация. Практикум», Москва, изд. КНОРУС, 2011 г.
В.А. Бисерова, Н.В. Демидова, А.С. Якорева «Метрология, стандартизация и сертификация», Москва, изд. Эксмо, 2007 г.
Дополнительные источники:
А.А. Канке, И.П. Кошевая «Метрология, стандартизация и сертификация», Москва, изд. ФОРУМ Инфра-М, 2010г.
Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ.
Закон РФ «Об обеспечении прав потребителей» от 17 декабря 1999 г. № 212-ФЗ с изменениями по состоянию на 15 марта 2005 г.
Закон РФ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ с изменениями от 18 июля 2009 г. № 189-ФЗ.
Интернет ресурсы.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований, графических работ, выполнения упражнений.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | |
нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности; | Выполнение упражнений. Тестирование. |
| Выполнение упражнений. Тестирование. |
документов к основным видам продукции (услуг) и процессов. | Выполнение упражнений. Тестирование |
Знать: | |
| Выполнение упражнений. Тестирование. |
| Выполнение упражнений. Тестирование. |
общетехнических и организационно-методических стандартов; | Выполнение упражнений. Тестирование. |
| Выполнение упражнений. Тестирование. |
| Выполнение упражнений. Тестирование. |
7