ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №46
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
(ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №46)
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ФКП образовательного учреждения № 46 С.Н. Елистратова «___» __________ 20___ г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор ФКП образовательного учреждения № 46 И.Б. Лисин «___» __________ 20___ г. М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МДК.01.01. Технология изготовления хлебобулочных изделий
основной программы профессионального обучения
(профессиональной подготовки)
по профессии 16472 Пекарь
г. Владимир, 20___г.
Программа учебной дисциплины МДК.01.01. Технология изготовления хлебобулочных изделий по профессии 16472 Пекарь разработана на основе профессионального стандарта Пекарь, утвержденного приказом Минтруда России от 01.12.2015 № 914н «Об утверждении профессионального стандарта «Пекарь»».
Организация-разработчик:
федеральное казенное профессиональное образовательное
учреждение № 46 Федеральной службы исполнения наказаний
(ФКП образовательное учреждение № 46).
Разработчик:
Алексеева Ольга Владимировна, преподаватель, мастер производственного обучения ФКП образовательного учреждения № 46.
Рецензенты:
Пучкова Роза Николаевна, старший методист ФКП образовательного учреждения № 46;
Тютин Антон Юрьевич, заместитель начальника ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Владимирской области.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 3 |
| |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
| |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 |
| |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы учебной дисциплины
Программа учебной дисциплины МДК.01.01. Технология изготовления хлебобулочных изделий является частью основной программы профессионального обучения (профессиональной подготовки) (далее – ОППО) по профессии 16472Пекарь.
Программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и в профессиональном обучении в составе программ повышения квалификации, переподготовки по профессии 16472 Пекарь.
1.2. Место дисциплины в структуре ОППО
Учебный цикл: П.00.Профессиональный учебный цикл.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
У 1. Производить работы по подготовке рабочего места и технологического оборудования, производственного инвентаря, инструмента, весоизмерительных приборов хлебобулочного производства к работе;
У 2. Соблюдать стандарты чистоты на рабочем месте в хлебобулочном производстве;
У 3. Применять регламенты, стандарты и нормативно-техническую документацию, используемые при производстве хлебобулочной продукции;
У 4. Отпускать готовую хлебобулочную продукцию с раздачи/прилавка и на вынос с учетом требований к безопасности готовой продукции;
У 5. Безопасно использовать технологическое оборудование для приготовления хлебобулочной продукции;
У 6. Соблюдать санитарно-гигиенические требования и требования охраны труда;
У 7. Аккуратно и экономно обращаться с сырьем в процессе производства хлебобулочной продукции;
У 8. Производить расчеты с потребителями с использованием различных форм наличной и безналичной оплаты;
У 9. Эстетично и безопасно упаковывать готовую хлебобулочную продукцию на вынос.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
З 1. Федеральное и региональное законодательство Российской Федерации, нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность организаций питания;
З 2. Рецептуры и технологии приготовления хлебобулочной продукции;
З 3. Требования к качеству, срокам и условиям хранения, признаки и органолептические методы определения доброкачественности пищевых продуктов, используемых в приготовлении хлебобулочной продукции;
З 4. Назначение, правила использования технологического оборудования, производственного инвентаря, инструмента, весоизмерительных приборов, посуды, используемых в хлебобулочном производстве, и правила ухода за ними;
З 5. Принципы и приемы презентации хлебобулочной продукции потребителям;
З 6. Правила и технологии расчетов с потребителями;
З 7. Требования охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты в организациях питания.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы | Объем часов |
1 | 2 |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 66 |
Обязательные аудиторные занятия (всего) | 66 |
в том числе: | Х |
лабораторные работы | 0 |
практические работы | 15 |
контрольные работы | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная)учебная работа (всего) | 0 |
в том числе: | Х |
внеаудиторная самостоятельная работа | 0 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Введение |
Тема 1.1. Общие сведения о хлебопекарном производстве | Содержание | Уровень освоения | 2 |
1. Характеристика основных видов хлебобулочных изделий | 1 |
2. Последовательность и назначение отдельных технологических операций в производстве хлеба | 1 |
Тематика учебных занятий | 2 |
Уроки | 2 |
Урок №1. Основные виды хлебобулочных изделий. Технологическая схема производства хлеба | 1 |
Практические занятия | 1 |
Практическое занятие №1. Составление последовательности назначения отдельных технологических операций в производстве хлеба. | 1 |
Раздел 2. Размножение и выращивание дрожжей |
Тема 2.1. Технология производства дрожжей | Содержание | Уровень освоения | 4 |
1. Размножение и выращивание дрожжей. Активирование прессованных дрожжей. Методы контроля производства жидких и прессованных дрожжей | 2 |
2. Оборудование дрожжевого цеха | 2 |
3. Требования безопасности труда, личной гигиены и санитарии при работе с дрожжами | 2 |
Тематика учебных занятий | 4 |
Уроки | 4 |
Урок № 2 – 3. Технология производства дрожжей | 2 |
Практические занятия | 2 |
Практическое занятие № 2. Оформление памятки по охране труда. Способы и средства защиты от вредных факторов. | 1 |
Практическое занятие № 3. Составление схемы технологического процесса производства дрожжей. | 1 |
Раздел 3. Приготовление теста |
Тема 3.1. Характеристика сырья и требования к его качеству | Содержание | Уровень освоения | 4 |
1. Основное и дополнительное сырье для производства хлеба и хлебобулочных изделий, мучных кондитерских изделий. Характеристика сырья | 2 |
2. Требования к качеству сырья. Правила хранения сырья | 2 |
3. Правила подготовки сырья к пуску в производство. Подготовка муки и других видов сырья | 2 |
Тематика учебных занятий: | 4 |
Уроки | 4 |
Урок № 4 – 5. Характеристика сырья и требования к его качеству | 2 |
Практические занятия | 2 |
Практическое занятие № 4. Изучение основного и дополнительного сырья хлебопекарного производства. Строение зерна пшеницы. | 1 |
Практическое занятие № 5. Приготовление дезинфицирующих средств. | 1 |
Тема 3.2. Приготовление теста из пшеничной муки | Содержание | Уровень освоения | 8 |
1. Способы замеса теста. Приготовление теста опарным способом: на большой густой и густой опарах, жидких опарах. Приготовление жидких дрожжей | 2 |
2. Приготовление теста из пшеничной муки на специальных полуфабрикатах: на жидкой дисперсной фазе, на набухающем полуфабрикате, пшеничных заквасках | 2 |
3. Безопарный и ускоренные способы приготовления теста из пшеничной муки: на молочной сыворотке, с применением улучшителей, на замороженных полуфабрикатах | 2 |
4. Сущность процессов созревания теста. Методы определения готовности полуфабрикатов | 2 |
Тематика учебных занятий: | 8 |
Уроки | 8 |
Урок № 6-12. Приготовление теста из пшеничной муки | 7 |
Практические занятия | 1 |
Практическое занятие № 6. Классификация способов приготовления пшеничного теста | 1 |
Тема 3.3. Приготовление теста из ржаной и смеси ржаной и пшеничной муки | Содержание | Уровень освоения | 6 |
1. Приготовление ржаного теста многофазным способом на густых и жидких заквасках | 2 |
2. Микрофлора ржаных заквасок и теста | 2 |
3. Приготовление ржаного теста на специальных полуфабрикатах | 2 |
4. Приготовление ржаного теста однофазным способом | 2 |
5. Алгоритм расчета производственных рецептур для приготовления ржаного теста | 2 |
Тематика учебных занятий: | 6 |
Уроки | 6 |
Урок № 13 –17. Приготовление теста из ржаной и смеси ржаной и пшеничной муки | 5 |
Практические занятия | 1 |
Практическое занятие № 7. Способы приготовления теста из ржаной или смеси ржаной и пшеничной муки | 1 |
Тема 3.4. Технология приготовления теста для мучных кондитерских изделий | Содержание | Уровень освоения | 10 |
1. Разрыхлители. Способы разрыхления теста | 2 |
2. Бисквитное тесто: характеристика, рецептура, технология приготовления, признаки готовности теста, требования к его качеству | 2 |
3. Песочное тесто: характеристика, рецептура, технология приготовления | 2 |
4. Заварное тесто: характеристика, рецептура, технология приготовления, признаки готовности | 2 |
5. Слоеное тесто: характеристика, рецептура, технология приготовления | 2 |
6. Воздушное тесто, миндальное: характеристика, рецептура, технология приготовления | 2 |
7. Технология приготовления теста для сахарного, затяжного, сдобного печенья | 2 |
8. Технология приготовления теста для галет и крекеров | 2 |
9. Технология приготовления теста для пряничных изделий | 2 |
10. Технология приготовления вафельного теста | 2 |
11. Технология приготовления теста для кексов и ромовых баб | 2 |
Тематика учебных занятий: | 10 |
Уроки | 10 |
Урок № 18 – 24. Технология приготовления теста для мучных кондитерских изделий | 7 |
Контрольные работы | 2 |
Контрольная работа №1. Технология приготовления теста для мучных кондитерских изделий | 2 |
Практические занятия | 1 |
Практическое занятие № 8. Классификация изделий из теста | 1 |
Тема 3.5. Тестоприготовительное оборудование | Содержание | Уровень освоения | 4 |
1. Классификация тестоприготовительного оборудования. Технические характеристики тестомесительных машин периодического действия и тестоприготовительных агрегатов | 2 |
2. Правила работы и обслуживания тестоприготовительного оборудования | 2 |
Тематика учебных занятий: | 4 |
Уроки | 4 |
Урок № 25 – 27. Тестоприготовительное оборудование | 3 |
Практические занятия | 1 |
Практическое занятие № 9. Освоение устройства и принципа действия тестоприготовительного оборудования. Сборка и разборка, освоение правил безопасной эксплуатации | 1 |
Раздел 4. Разделка теста |
Тема 4.1. Технология деления теста, формования тестовых заготовок | Содержание | Уровень освоения | 6 |
1. Ассортимент хлеба, хлебобулочных, бараночных и сухарных изделий. Способы разделки различных видов изделий. Режимы расстойки полуфабрикатов | 2 |
2. Устройство и принцип работы тесторазделочного оборудования. Правила безопасного обслуживания оборудования | 2 |
Тематика учебных занятий: | 6 |
Уроки | 6 |
Урок 28 – 32. Технология деления теста, формования тестовых заготовок | 5 |
Практические занятия | 1 |
Практическое занятие № 10. Типы тестоокруглителей. Округление куска теста. Формование тестовой заготовки. | 1 |
Тема 4.2. Технология разделки и формования мучных кондитерских изделий | Содержание | Уровень освоения | 4 |
1. Ассортимент мучных кондитерских изделий | 2 |
2. Способы разделки песочного, слоеного, заварного и бисквитного полуфабрикатов, кексов | 2 |
3. Способы формования печенья, пряников, вафель | 2 |
Тематика учебных занятий: | 4 |
Уроки | 4 |
Урок № 33 – 35. Технология разделки и формования мучных кондитерских изделий | 3 |
Практические занятия | 1 |
Практическое занятие № 11. Алгоритм основных этапов разделки плюшки московской | 1 |
Раздел 5. Термическая обработка теста и отделка поверхности изделий |
Тема 5.1. Технология выпекания хлеба, хлебобулочных, бараночных и сухарных изделий | Содержание | Уровень освоения | 6 |
1. Режимы выпечки различных видов хлеба, хлебобулочных изделий. Условия выпекания сухарных плит и сушки сухарных изделий. Процессы при выпечке | 2 |
2. Ассортимент и особенности выпечки изделий из замороженного теста | 2 |
3. Классификация хлебопекарных печей, их техническая характеристика. Правила техники безопасности при выборке готовой продукции | 2 |
Тематика учебных занятий: | 6 |
Уроки | 6 |
Урок № 36 – 40. Технология выпекания хлеба, хлебобулочных, бараночных и сухарных изделий | 5 |
Практические занятия | 1 |
Практическое занятие № 12. Процессы, протекающие в тестовой заготовке при выпечке. Ассортимент хлебных изделий | 1 |
Тема 5.2. Технология приготовления выпеченных и отделочных полуфабрикатов и отделки мучных кондитерских изделий | Содержание | Уровень освоения | 4 |
1. Режимы выпечки мучных полуфабрикатов и мучных кондитерских изделий. Оборудование для выпечки мучных кондитерских изделий | 2 |
2. Приготовление отделочных полуфабрикатов, фаршей | 2 |
3. Отделка поверхности готовых изделий сахарной пудрой, крошкой, помадой | 2 |
Тематика учебных занятий: | 4 |
Уроки | 4 |
Урок № 41 – 43. Технология приготовления выпеченных и отделочных полуфабрикатов и отделки мучных кондитерских изделий | 3 |
Практические занятия | 1 |
Практическое занятие № 13. Режимы выпечки хлебных изделий. Виды отделочных полуфабрикатов и мучных кондитерских изделий | 1 |
Раздел 6. Укладка и упаковка готовой продукции |
Тема 6.1. Технология укладки и упаковки готовой продукции | Содержание | Уровень освоения | 4 |
1. Правила укладки изделий в лотки, контейнеры, вагонетки. Требования к упаковке и маркировке изделий. Упаковочное оборудование | 2 |
2. Требования к качеству хлебобулочных изделий | 2 |
3. Хранение хлебобулочных изделий. Процессы, происходящие при хранении. Усушка | 2 |
4. Дефекты и болезни хлебобулочных изделий | 2 |
5. Расфасовка, упаковка мучных кондитерских изделий. Оборудование. Требования к качеству мучных кондитерских изделий. Хранение | 2 |
Тематика учебных занятий: | 4 |
Уроки | 4 |
Урок № 44-45. Технология укладки и упаковки готовой продукции | 2 |
Практические занятия | 2 |
Практическое занятие № 14. Виды упаковочных материалов | 1 |
Практическое занятие № 15. Максимально допустимые сроки выдержки и реализации хлебобулочных изделий | 1 |
Раздел № 7. Антикоррупционное воспитание и просвещение |
Тема 7.1. Антикоррупционное воспитание и просвещение | Содержание | Уровень освоения | 2 |
Понятие о коррупции | 1 |
Тематика учебных занятий: | 2 |
Уроки | 2 |
Урок № 46-47. Понятие о коррупции, законодательство Российской Федерации о противодействии коррупции | 2 |
Дифференцированный зачет | 2 |
Всего: | 66 |
Уровни освоения учебного материала, обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы учебной дисциплины предполагает наличие учебного кабинета:
технологии изготовления хлебобулочных изделий.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
рабочее место преподавателя;
посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
комплект учебно-методической документации (учебники, учебные пособия);
комплект учебно-наглядных средств обучения;
технические средства обучения: ноутбук.
3.2. Информационное обеспечение
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Бутейкис Н.Г. Технология приготовления мучных кондитерских изделий : учебник для нач. проф. образования / Н.Г. Бутейкис. – 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 304 с., с цв. ил.;
Пащенко Л.П., Жаркова И.М. Технология хлебобулочных изделий. – М.: КолосС, 2008. – 389 с.: ил. – (Учебники и учебные пособия для студентов высш. учеб.заведений);
Цыганова Т.Б. Технология хлебопекарного производства: Учеб.для нач. проф. образования: Учеб.пособие для сред. проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2002. – 432 с.
Г.Г. Долматов, Н.И. Селина, Г.В. Ткачева, Н.В. Шестакова. Технология хлебопекарного производства: учебное пособие профессиональное образование.- М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.-333 с.: ил.
ГОСТ 16814 «Хлебопекарное производство»;
ГОСТ 5667-65 «Хлеб и хлебобулочные изделия. Правила приемки, методы отбора образцов, методы определения органолептических показателей и массы изделия»;
ГОСТ 8227-56 «Хлеб и хлебобулочные изделия. Укладывание, хранение и транспортирование»;
ГОСТ 21094-75 «Хлеб и хлебобулочные изделия. Метод определения влажности»;
ГОСТ 5669-96 «Хлебобулочные изделия. Метод определения влажности»;
ГОСТ 560-96 «Хлебобулочные изделия. Методы определения кислотности»;
ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя»;
СанПиН 2.3.2.560-96.Гигиенические требования к качеству
и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов;
Дополнительные источники:
Хлеб и булочки. Подробное иллюстрированное руководство / авт.-сост. Д.Д. Дарина. – М.: Астрель; СПб.: Полигон, 2011. – 208 с.: ил;
Хамельман Джеффри, Хлеб. Технология и рецептуры / Дж. Хамельман. – Пер. с англ. О.П. Четвериковой. – СПб.: Профессия, 2012. – 432 с., табл., ил.
Интернет ресурсы:
https://hlebopechka.ru
http://www.vypechka.ru
http://www.gastronom.ru/
http://www.kulina.ru
http://www.millionmenu.ru/
http://photokulinar.com/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: У 1. Производить работы по подготовке рабочего места и технологического оборудования, производственного инвентаря, инструмента, весоизмерительных приборов хлебобулочного производства к работе; У 2. Соблюдать стандарты чистоты на рабочем месте в хлебобулочном производстве; У 3. Применять регламенты, стандарты и нормативно-техническую документацию, используемые при производстве хлебобулочной продукции; У 4. Отпускать готовую хлебобулочную продукцию с раздачи/прилавка и на вынос с учетом требований к безопасности готовой продукции; У 5. Безопасно использовать технологическое оборудование для приготовления хлебобулочной продукции; У 6. Соблюдать санитарно-гигиенические требования и требования охраны труда; У 7. Аккуратно и экономно обращаться с сырьем в процессе производства хлебобулочной продукции; У 8. Производить расчеты с потребителями с использованием различных форм наличной и безналичной оплаты; У 9. Эстетично и безопасно упаковывать готовую хлебобулочную продукцию на вынос. | проведение подготовки рабочего места и технологического оборудования, производственного инвентаря, инструмента, весоизмерительных приборов хлебобулочного производства в соответствии с инструкциями и регламентами; реализация стандартов чистоты на рабочем месте в хлебобулочном производстве; анализ регламентов, стандартов и нормативно-технической документации, используемых при производстве хлебобулочной продукции; демонстрация отпуска готовой хлебобулочной продукции с раздачи/прилавка и на вынос с учетом требований к безопасности готовой продукции; демонстрация безопасного использования технологического оборудования для приготовления хлебобулочной продукции; реализация санитарно-гигиенических требований и требований охраны труда; осуществление аккуратного и экономичного обращения с сырьем в процессе производства хлебобулочной продукции; демонстрация расчетов с потребителями, используя различные формы наличной и безналичной оплаты; демонстрация эстетичного и безопасного упаковывания готовой хлебобулочной продукции на вынос. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: З 1. Федеральное и региональное законодательство Российской Федерации, нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность организаций питания; З 2. Рецептуры и технологии приготовления хлебобулочной продукции; З 3. Требования к качеству, срокам и условиям хранения, признаки и органолептические методы определения доброкачественности пищевых продуктов, используемых в приготовлении хлебобулочной продукции; З 4. Назначение, правила использования технологического оборудования, производственного инвентаря, инструмента, весоизмерительных приборов, посуды, используемых в хлебобулочном производстве, и правила ухода за ними; З 5. Принципы и приемы презентации хлебобулочной продукции потребителям; З 6. Правила и технологии расчетов с потребителями; З 7. Требования охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты в организациях питания. | перечисление Федерального и регионального законодательства Российской Федерации, нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность организаций питания; изложение рецептур и технологии приготовления хлебобулочной продукции; изложение требований к качеству, сроки и условия хранения, признаков и органолептических методов определения доброкачественности пищевых продуктов, используемых в приготовлении хлебобулочной продукции; описание назначения, правил использования технологического оборудования, производственного инвентаря, инструмента, весоизмерительных приборов, посуды, используемых в хлебобулочном производстве, и правил ухода за ними; перечисление принципов и приемов презентации хлебобулочной продукции потребителям; изложение правил и технологии расчетов с потребителями; перечисление требований охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты в организациях питания. |