МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ сАРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
сАРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«вольский ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
рабочая Программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.03 Теория вероятности и математическая статистика
для специальности среднего профессионального образования
09.02.07 Информационные системы и программирование
2019
Рассмотрена на заседании ЦК естественнонаучных и общеобразовательных дисциплин Протокол № ______ «____» ______2019 г. __________________ Протокол № ______ «____» ______2020 г. __________________ Протокол № ______ «____» ______2021 г. __________________ Протокол № ______ «____» ______2022 г. __________________ | Согласовано Заместитель директора по УР _______А.С. Лебедев «____» ______2019 г. __________________ «____» ______2020 г. «____» ______2021 г. __________________ «____» ______2022 г. __________________ | Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 09.02.07 Информационные системы и программирование, утвержденного приказом N 1547 Минобрнауки России от 09.12.2016 г. |
Разработчики:
Бабочкина Т.А. преподаватель ГАПОУ СО «Вольский технологический колледж»
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
условия реализации Основной ПРОГРАММЫ учебной дисциплины | 12 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 13 |
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Теория вероятности и математическая статистика
1.1. Область применения Рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 09.02.07 Информационные системы и программирование утвержденного приказом N 1547 Минобрнауки России от 09.12.2016 г.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) работников в области программирования в компьютерных системах.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять стандартные методы и модели к решению вероятностных и статистических задач;
- пользоваться расчетными формулами, таблицами, графиками при решении статистических задач;
- применять современные пакеты прикладных программ многомерного статистического анализа;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия комбинаторики;
- основы теории вероятностей и математической статистики;
- основные понятия теории графов;
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Объем образовательной нагрузки 36 часов, в том числе:
Теоретическое обучение –16 часов;
Практических занятий –14 часов;
Самостоятельная учебная работа - 6 часов.
2. СТРУКТУРА И РАБОЧЕЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной нагрузка (всего) | 36 |
Всего учебных занятий | 30 |
в том числе: | |
Теоретическое обучение | 14 |
Лабораторных и практических занятий | 14 |
Итоговая аттестация | 2 |
Самостоятельная учебная работа | 6 |
в том числе: | |
1. Работа с нормативной ,учебной, методической и справочной документацией. | 2 |
2.Написание рефератов. | 2 |
3.Подготовка проектов. | 2 |
Итоговая аттестация в форме зачёта с оценкой |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Теория вероятности и математическая статистика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Элементы комбинаторики. | Введение в теорию вероятностей .Упорядоченные выборки(размещения). Перестановки. Неупорядоченные выборки (сочетания) | 2 | 2 |
Практическая работа Решение задач на составление различных сочетаний. Решение задач на составление различных перестановок. Решение задач на составление различных размещений. | 5 | 3 |
Самостоятельная работа: Презентация «Вклад русский математиков в развитие теории вероятностей» | 2 | 3 |
Тема 2. Основы теории вероятностей | Случайные события.Классическое определение вероятностей.Формула полной вероятности.Формула Байеса. Вычисление вероятностей сложных событий.Схемы Бернулли.Формула Бернулли.Вычисление вероятностей событий в схеме Бернулли. | 3 | 2 |
Практическая работа Решение задач на вычисление вероятности с помощью комбинаторных формул. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа: Реферат на тему «Теория вероятностей и азартные игры» | 2 | 3 |
Тема 3. Дискретные случайные величины (ДСВ) | Дискретная случайная величина (далее-ДСВ). Графическое изображение распределения ДСВ.Функции от ДСВ. Математическое ожидание,дисперсия и среднеквадратичное отклонение ДСВ. Понятие биноминального распределения,характеристики. Понятие геометрического распределения, характеристики. | 4 | 2 |
Практическая работа Построение закона распределения и функция распределения ДСВ. Вычисление основных числовых характеристик ДСВ. | 4 | 3 |
Тема 4.Непрерывные случайные величины (далее-НСВ) | Понятие НСВ. Равномерно распределенная НСВ. Геометрическое определение вероятности. Центральная предельная теорема. | 2 | 2 |
Практическая работа Вычисление числовых характеристик НСВ. Построение функций плотности и интегральной функции распределения. | 2 | 3 |
Тема 5. Математическая статистика. | Задачи и методы математической статистики. Виды выборки. Числовые характеристики вариационного ряда. | 3 | 2 |
Практическая работа Вычисление числовых характеристик выборки. | 1 | 3 |
Самостоятельная работа: Конспект «Оценка параметров в статистике» | 2 | 3 |
Итоговая аттестация в форме зачёта с оценкой | 2 | |
| Всего: | 36 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Математические дисциплины»
Кабинет «Математических дисциплин», оснащенный оборудованием и техническими средствами обучения:
-рабочее место преподавателя;
-рабочие места обучающихся (по количеству обучающихся);
-учебные наглядные пособия (таблицы, плакаты);
-комплект учебно-методической документации;
-комплект учебников (учебных пособий) по количеству обучающихся.
-компьютер с лицензионным программным обеспечением;
-мультимедиапроектор;
-калькуляторы.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Спирина М.С. Спирин П.А.Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник. – М.: Издательский центр Академия, 2016
Спирина М.С. Спирин П.А. Теория вероятностей и математическая статистика Сборник задач.- М.: ОИЦ «Академия»,2016
Дополнительные источники:
1.Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. – М.: Высшая школа, 2015.
2.Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике. -М:Высшая школа. 2015.
Интернет- ресурсы:
Газета «Математика» «издательского дома» «Первое сентября» http://www.mat.september.ru
Математика в Открытом колледже http://www.mathematics.ru
Общероссийский математический портал mathnet.ru http://www.mathnet.ru
Федеральный портал российского образования http://www.edu.ru/
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
применять стандартные методы и модели к решению вероятностных и статистических задач; | практические занятия, опрос |
пользоваться расчетными формулами, таблицами, графиками при решении статистических задач; | практические занятия, опрос |
применять современные пакеты прикладных программ многомерного статистического анализа; | самостоятельная работа, практические занятия. |
Знания: | |
основные понятия комбинаторики; | практические занятия, опрос |
Понятие случайного события, классическое определение вероятности, вычисление вероятностей событий с использованием элементов комбинаторики, геометрическую вероятность. | практические занятия, опрос |
Алгебру событий, теоремы умножения и сложения вероятностей, формулу полной вероятности. | практические занятия, опрос |
Схему и формулу Бернулли, приближенные формулы в схеме Бернулли. | практические занятия, опрос |
Понятие случайной величины, дискретной величины, ее распределение и характеристики, непрерывной случайной величины, ее распределение и характеристики. | практические занятия, опрос |
Законы распределения непрерывных случайных величин. | практические занятия, опрос |
Центральную предельную теорему, выборочный метод математической статистики, характеристики выборки. | практические занятия, опрос |
Понятие вероятности и частоты | практические занятия, опрос |