СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины "Астрономия" 46 часов

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины «Астрономия»  разработана на основе примерной программы общеобразовательной  учебной дисциплины «Астрономия» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованных федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»)  в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования  с получением среднего общего образования (Протокол № 2 от 18 апреля 2018 г. ФГАУ «ФИРО»).Рабочая программа учебной дисциплины «Астрономия»  разработана на основе примерной программы общеобразовательной  учебной дисциплины «Астрономия» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованных федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»)  в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования  с получением среднего общего образования (Протокол № 2 от 18 апреля 2018 г. ФГАУ «ФИРО»).Рабочая программа учебной дисциплины «Астрономия»  разработана на основе примерной программы общеобразовательной  учебной дисциплины «Астрономия» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованных федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»)  в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования  с получением среднего общего образования (Протокол № 2 от 18 апреля 2018 г. ФГАУ «ФИРО»).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины "Астрономия" 46 часов»

Министерство образования Красноярского края

краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Шарыповский строительный техникум»








УТВЕРЖДАЮ



Директор КГБПОУ «Шарыповский строительный техникум»



А.В. Иванов /__________/




«____» сентябрь 2019г.

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД 19 АСТРОНОМИЯ

по профессии




19.01.04 Пекарь























Шарыпово, 2019 г

РАССМОТРЕНА

предметно-цикловой комиссией общеобразовательного цикла

Протокол № 1 от « _____» сентября 2019 г.

Председатель ПЦК ____________ К.Э. Шатц

ОДОБРЕНА

Методическим советом техникума

Протокол № 1 от « _____» сентября 2019 г.

Председатель ____________Н. И. Салимова


Рабочая программа учебной дисциплины «Астрономия» разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованных федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 2 от 18 апреля 2018 г. ФГАУ «ФИРО»).



Организация-разработчик: КГБ ПОУ Шарыповский строительный техникум



Разработчики:

Веселкова Галина Васильевна - преподаватель высшей квалификационной категории.

Салимова Надежда Ивановна - методист

























СОДЕРЖАНИЕ





стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей пРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации примерной программы учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12


































  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД. 19 АСТРОНОМИЯ

    1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Астрономия» разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованных федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования

(Протокол № 2 от 18 апреля 2018 г. ФГАУ «ФИРО»).

Программа учебной дисциплины «Астрономия» разработана в соответствии с Приказом Минобрнауки России «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» от 29 июня 2017 г. № 613; на основании Письма Минобрнауки России «Об организации изучения учебного предмета “Астрономия”» от 20 июня 2017 г. № ТС-194/08; с учетом требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Астрономия».

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» предназначена для изучения астрономии в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих по профессиям:

19.01.04 Пекарь

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

При освоении профессий в КГБПОУ «Шарыповский строительный техникум» дисциплина «Астрономия» входит в состав предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования и изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Астрономия» в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин, обязательных для освоения вне зависимости от профиля профессионального образования, получаемой профессии или специальности.

    1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

Содержание программы учебной дисциплины «Астрономия» направлено на формирование у обучающихся:

  • понимания принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и современной естественно-научной картины мира;

  • знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции

Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

  • умений объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

  • познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных образовательных технологий;

  • умения применять приобретенные знания для решения практических задач в повседневной жизни;

  • научного мировоззрения;

  • навыков использования естественно-научных, особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Теоретические сведения по астрономии дополняются демонстрациями и практическими работами. Изучение учебной дисциплины «Астрономия» завершается подведением итогов в форме контрольной работы.

Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

личностных:

  • сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному

  • уровню развития астрономической науки;

  • устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии;

  • умение анализировать последствия освоения космического пространства для

  • жизни и деятельности человека;

метапредметных:

  • умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

  • владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии;

  • умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность;

  • владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;

предметных:

  • сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;

  • понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;

  • владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;

  • сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;

  • осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 69 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 46 часов; самостоятельной работы обучающегося 23 часа.















  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы



Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

69

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

46

в том числе:


практические занятия

14

контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

23

  • работа с основной и дополнительной литературой, интернет ресурсами для создания справочного материала;

  • поиск информации по теме с последующим ее представлением в аудитории в форме рефератов, презентаций;

  • поиск информации и ее оформление в форме тематического буклета.

  • Составление ОК


Итоговая аттестация в форме: контрольная работа

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.19 «Астрономия»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

Домашнее задание

Вид учебного занятия

Форма текущего контроля

Код формируемых компетенций

1

2

3

4

5

6

7

8


Содержание учебного материала:

3


Тема 1

Введение


1

Что изучает астрономия. Ее значение и связь

с другими науками

1

1

Конспект

Вводная лекция

Беседа

Л1, Л2, Л3, МП3, П4, П5.

2

Роль астрономии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей

1

1

Стр 3-5

Комбинированный

Опрос

Л1, Л2, Л3, МП3, П4, П5

3

Значение астрономии при освоении профессий и

специальностей СПО

1

1

Стр 6-9

Комбинированный

Опрос с элементами беседы

Л1, Л2, Л3, МП3, П4, П5

Самостоятельная работа

1.Астрономия – древнейшая из наук

4




Глава 1


История развития астрономии









Содержание учебного материала:

8

4

Астрономия в древности (Аристотель, Гиппарх Никейский и Птолемей)

1

1

§1.1

Изучение нового материала

Опрос

Л1, Л2, Л3, МП3, П4, П5

5

Звездное небо (изменение видов звездного неба в течение суток, года)

2

1

§1.2

Комбинированный

Тест

Л1, Л2, Л3, МП3, П4, П5

6

Летоисчисление и его точность (солнечный и лунный, юлианский и

григорианский календари, проекты новых календарей)

1

1

§1.3

Комбинированный

Опрос

Л1, Л2, Л3, МП3, П4, П5

Практическая работа

5


7

Оптическая астрономия

Изучение небольших оптических телескопов


1

2

Практическая работа №1

Практическая работа

Оценка практической работы

МП 1-3

П 2-4

8

Изучение карты звездного неба. Определение небесных координат

1

2

Практическая работа №2

Практическая работа

Оценка практической работы

МП 1-3

П 2-4

9

Изучение систем счета времени

1

2

Практическая работа №3

Практическая работа

Оценка практической работы

МП 1-3

П 2-4

10-11

Вечерние осенние наблюдения

2

2

Практическая работа №4

Практическая работа

Оценка практической работы

МП 1-3

П 2-4

Самостоятельная работа

1.Современные обсерватории

2.Юлианский и Григорианский календари

3. История календаря.

6



Глава 2


Устройство солнечной системы

Содержание учебного материала:

16

12

Происхождение Солнечной системы

1

1

§2.1

Изучение нового материала

Самостоятельная работа

Л1, Л2, Л3, МП3, П4, П5

13

Видимое движение планет (видимое движение и конфигурации планет)

1

1

§2.2

Комбинированный

Тест

Л1, Л2, Л3, МП3, П4, П5

14

Система Земля — Луна

1

1

§2.3

Комбинированный

Устный опрос

Л1, Л2, Л3, МП3, П4, П5

15

Природа Луны

1

1

§2.4

Комбинированный

Письменный опрос

Л1, Л2, Л3, МП3, П4, П5

16

Планеты земной группы

«Физические условия на поверхности планет земной группы».

«Физические условия на поверхности планет земной группы».

1

1

§2.5

Практическая работа

Оценка практической работы

Л1, Л2, Л3, МП3, П4, П5

17

Планеты-гиганты

Практикум - «Сравнительная характеристика планет».

1

1

§2.6

Практическая работа

Оценка практической работы

Л1, Л2, Л3, МП3, П4, П5

18-19

Малые тела Солнечной системы (астероиды, метеориты, кометы, малые планеты)

2

1

§2.7


Комбинированный

Опрос

Л1, Л2, Л3, МП3, П4, П5

20

Решение задач на определение расстояний и размеров тел

в Солнечной системе.

1

2

Конспекты

Решение задач

Проверка решения задач

Л1, МП 1-3

П 2-4, П5

21

Общие сведения о Солнце. Солнце и жизнь на Земле

1

1

§2.8, §2.9

Комбинированный

Тестирование

Устный опрос

Л1, Л2, Л3, МП3, П4, П5

Практическая работа

4


22

Определение видимости планет на заданную дату по гелиоцентрической долготе.

1

2

Практическая работа №5

Практическая работа

Оценка практической работы

МП 1-3

П 2-4

23-24

Практикум решения задач Законы Кеплера и конфигурации планет


2

2

Практическая работа №6

Практическая работа

Оценка практической работы

МП 1-3

П 2-4

25

Планеты Солнечной Системы»

1

2

Практическая работа №7

§2.11

Практическая работа

Оценка практической работы

П 2-4 Л1, Л2, Л3, МП3, П4, П5

26-27

Контрольная работа №1

2


Самостоятельная работа

1. История происхождения названий ярчайших объектов неба.

2. Прецессия земной оси и изменение координат светил с течением времени.

3. Системы координат в астрономии и границы их применимости.

7


Глава 3


Строение и эволюция вселенной

Содержание учебного материала:

19

28-29

Расстояние до звезд

2

1

§3.1

Изучение нового материала

Проверка решения задач

МП 1-3

П 2-4 Л1, Л2, Л3, МП3, П4, П5

30-31

Решение задач на определение расстояний и размеров тел

в Солнечной системе.

2

2

Лекции

Решение задач

Оценка практической работы

МП 1-3

П 2-4 Л1, Л2, Л3, МП3, П4, П5

32

Физическая природа звезд

1

1

§3.2

Комбинированный

Опрос с элементами беседы

П 2-4 Л1, Л2, Л3, МП3, П4, П5

33

Виды звезд

1

1

§3.3

Комбинированный

Составление ОК

Л1-Л3, МП3, П4, П5

34

Звездные системы. Экзо планеты

1

1

§3.4

Комбинированный

Устный опрос

Л1-Л3, МП3, П4, П5

35-36

Наша Галактика — Млечный путь (галактический год)

2

1

§3.5

Комбинированный

Тестирование

Л1-Л3, МП3, П4, П5

37

Другие галактики

1

1

§3.6

Комбинированный

Устный опрос

Л1-Л3, МП3, П4, П5

38-39

Метагалактика

2

1

§3.7

Комбинированный

Проверка самостоятельной работы

Л1-Л3, МП3, П4, П5

40

Эволюция галактик и звезд

1

1

§3.8

Комбинированный

Проверка самостоятельной работы

Л1-Л3, МП3, П4, П5

41

Жизнь и разум во Вселенной

1

1

§3.9

Изучение нового материала

Беседа

П 2-4 Л1-Л3, МП3, П4, П5

42

Вселенная сегодня: астрономические открытия


1

1

§3.10

Комбинированный

Беседа

Л1-Л3, МП3, П4, П5

Практическая работа

2


43-44

Практикум решения задач «Определение координат небесных объектов».

2

2

Практическая работа №8

Решение задач

Оценка решения задач

МП 1-3

П 2-4


Самостоятельная работа

1.История открытия Плутона и Нептуна.

2. Полеты АМС к планетам Солнечной системы.

3.Проекты по добыче полезных ископаемых на Луне.

6



45-46

Дифференцированный зачет

2

3

Конспекты


Проверка итогов контр. работы

МП 1-3

П 2-4


ИТОГО

46/23






1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины осуществляется на базе учебного кабинета физики

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочее место преподавателя

  • рабочие места по количеству обучающихся

  • классная доска

  • демонстрационный стол

Демонстрационное оборудование:

  • Планетарная модель Солнечной системы

  • Карта звездного неба

Технические средства обучения:

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор

  • экран

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники

  1. Астрономия: учебник для проф. образоват. организаций / [Е.В. Алексеева, П.М. Скворцов, Т.С.Фещенко, Л.А.Шестакова], под ред. Т.С. Фещенко. — М. : Издательский центр «Академия», 2018.

Дополнительные источники

  1. Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебник для общеобразоват. организаций / Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут. — М. :Дрофа, 2017.

  2. Левитан Е.П. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс. : учебник для общеобразоват. организаций / Е.П.Левитан. — М. : Просвещение, 2018.

  3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).

  4. Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. М 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413".

  6. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол № 2 от 18 апреля 2018 г. ФГАУ «ФИРО»).

Учебные и справочные пособия

  1. Куликовский П.Г. Справочник любителя астрономии / П.Г.Куликовский. — М. :Либроком, 2013.

  2. Школьный астрономический календарь. Пособие для любителей астрономии/

  3. Московский планетарий — М., (на текущий учебный год).

Для внеаудиторной самостоятельной работы

«Астрономия — это здорово!» http://menobr.ru/files/astronom2.pptx

http://menobr.ru/files/blank.pdf.

«Знаешь ли ты астрономию?» http://menobr.ru/files/astronom1.pptx

Горелик Г.Е. Новые слова науки — от маятника Галилея до квантовой гра-

витации. — Библиотечка «Квант», вып.127. Приложение к журналу «Квант»,

№ 3/2013. — М. : Изд-во МЦНМО, 2017.

Кунаш М.А. Астрономия 11 класс. Методическое пособие к учебнику Б.А.Воронцова - Вельяминова, Е.К.Страута /М.А.Кунаш — М. : Дрофа, 2018.

Кунаш М.А. Астрономия. 11 класс. Технологические карты уроков по учебнику Б.А.Воронцова-Вельяминова, Е.К.Страута / М.А.Кунаш — Ростов н/Д : Учитель,2018.

Левитан Е.П. Методическое пособие по использованию таблиц — file:///G:/

Астрономия/astronomiya_tablicy_metodika.pdf

Сурдин В.Г. Разведка далеких планет / В.Г.Сурдин. — М. : Физматлит, 2013.

Сурдин В.Г. Астрономические задачи с решениями / В.Г.Сурдин. — Издательство ЛКИ, 2017.

Интернет-ресурсы

Астрономическое общество. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.sai.msu.su/EAAS

Гомулина Н.Н. Открытая астрономия / под ред. В.Г. Сурдина. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.college.ru/astronomy/course/content/index.htm

Государственный астрономический институт им. П.К. Штернберга МГУ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.sai.msu.ru

Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им.

Н.В.Пушкова РАН. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.izmiran.ru

Компетентностный подход в обучении астрономии по УМК В.М.Чаругина. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=TKNGOhR3 w1s&feature=youtu.be

Корпорация Российский учебник. Астрономия для учителей физики. Серия вебинаров.

Часть 1. Преподавание астрономии как отдельного предмета. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=YmE4YLArZb0

Часть 2. Роль астрономии в достижении учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы СОО. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=gClRXQ-qjaI

Часть 3. Методические особенности реализации курса астрономии в урочной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС СОО. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Eaw979Ow_c0

Новости космоса, астрономии и космонавтики. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.astronews.ru/

Общероссийский астрономический портал. Астрономия РФ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://xn--80aqldeblhj0l.xn--p1ai/

Российская астрономическая сеть. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.astronet.ru

Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.krugosvet.ru

Энциклопедия «Космонавтика». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia

http://www.astro.websib.ru/

http://www.myastronomy.ru

http://class-fizika.narod.ru

https://sites.google.com/site/astronomlevitan/plakaty

http://earth-and-universe.narod.ru/index.html

http://catalog.prosv.ru/item/28633

http://www.planetarium-moscow.ru/









  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

Результаты обучения (личностные, предметные и метапредметные)

Формы, методы контроля и оценка результатов обучения.

личностные:

воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений астрономии и физики на благо развития человеческой цивилизации;


Подготовка рефератов, докладов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий

необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач,

Обсуждение ситуационных вопросов и задач, работа в группах.

уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания;

Обсуждение и защита докладов, рефератов, презентаций


готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

Обсуждение и защита докладов, рефератов, презентаций

метапредметные:


овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по астрономии для объяснения разнообразных астрономических и физических явлений;

Подготовка рефератов, докладов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий.


практически использовать знания; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

Оценивание отчетов по выполнению практических работ

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

Индивидуальный опрос.


использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности;

Подготовка рефератов, докладов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий.


предметные:

понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений

Тестирование по темам.

Индивидуальный опрос

познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной,

Изучение дополнительной литературы, работа со справочниками, энциклопедиями.

получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира

Решение качественных и количественных задач.


осознать свое место в Солнечной системе и Галактике

Защита реферата, презентации.

ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики

оценка решения ситуационных задач и выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам

Тестирование, зачёты, контрольные работы.




Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Введение

  • Познакомиться с предметом изучения астрономии.

  • Определить роль астрономии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.

  • Определить значение астрономии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования

  1. История развития астрономии

1.1 Астрономия в древности

(Аристотель, Гиппарх

Никейский и Птолемей)

  • Познакомиться с представлениями о Вселенной древних ученых.

  • Определить место и значение древней астрономии в эволюции

взглядов на Вселенную

1.2 Звездное небо (изменение видов звездного неба в течение суток, года)


  • Использовать карту звездного неба для нахождения координат светила.

  • Приводить примеры практического использования карты звездного неба

1.3 Летоисчисление и его

точность (солнечный и лунный, юлианский и григорианский

календари, проекты новых календарей)

  • Познакомиться с историей создания различных календарей.

  • Определить роль и значение летоисчисления для жизни и деятельности человека.

  • Определить значение использования календарей при освоении

профессий и специальностей среднего профессионального образования

1.4 Оптическая астрономия

(цивилизационный запрос, телескопы)

  • Познакомиться с инструментами оптической (наблюдательной)

астрономии.

  • Определить роль наблюдательной астрономии в эволюции

взглядов на Вселенную.

  • Определить взаимосвязь развития цивилизации и инструментов

наблюдения.

  • Определить значение наблюдений при освоении профессий и

  • специальностей среднего профессионального образования

1.5 Изучение околоземного

пространства (история советской космонавтики, современные методы

изучения ближнего космоса)

  • Познакомиться с историей космонавтики и проблемами освоения космоса.

  • Определить значение освоения ближнего космоса для развития

человеческой цивилизации и экономического развития России.

  • Определить значение знаний об освоении ближнего космоса для

профессий и специальностей среднего профессионального

образования

1.6 Астрономия дальнего космоса (волновая астрономия, наземные и

орбитальные телескопы,

современные методы изучения дальнего космоса)

  • Познакомиться с проблемами освоения дальнего космоса.

  • Определить значение освоения дальнего космоса для развития

человеческой цивилизации и экономического развития России.

  • Определить значение знаний об освоении дальнего космоса для

профессий и специальностей среднего профессионального образования

  1. Устройство солнечной системы

2.1 Происхождение Солнечной системы

  • Познакомиться с различными теориями происхождения Солнечной системы.

  • Определить значение знаний о происхождении Солнечной системы для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования

2.2 Видимое движение планет (видимое движение и конфигурации планет)

  • Познакомиться с понятиями «конфигурация планет», «синодический период», «сидерический период», «конфигурации планет и условия их видимости».

  • Научиться проводить вычисления для определения синодического и сидерического (звездного) периодов обращения планет.

  • Определить значение знаний о конфигурации планет для освоения профессий и специальностей среднего профессионального

образования

2.3 Система Земля — Луна

  • Познакомиться с системой Земля — Луна (двойная планета).

  • Определить значение исследований Луны космическими аппаратами.

  • Определить значение пилотируемых космических экспедиций

на Луну.

  • Определить значение знаний о системе Земля — Луна для освоения профессий и специальностей среднего профессионального

образования

2.4 Природа Луны


  • Познакомиться с физической природой Луны, строением лунной поверхности, физическими условиями на Луне.

  • Определить значение знаний о природе Луны для развития человеческой цивилизации.

  • Определить значение знаний о природе Луны для освоения профессий и специальностей среднего профессионального

образования

2.5 Планеты земной группы

  • Познакомиться с планетами земной группы.

  • Определить значение знаний о планетах земной группы для развития человеческой цивилизации.

  • Определить значение знаний о планетах земной группы для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования

2.6 Планеты-гиганты

  • Познакомиться с планетами-гигантами.

  • Определить значение знаний о планетах-гигантах для развития

человеческой цивилизации.

  • Определить значение знаний о планетах-гигантах для освоения

профессий и специальностей среднего профессионального образования

2.7 Малые тела Солнечной

системы (астероиды, метеориты, кометы, малые планеты)

  • Познакомиться с малыми телами Солнечной системы.

  • Определить значение знаний о малых телах Солнечной системы

для развития человеческой цивилизации.

  • Определить значение знаний о малых телах Солнечной системы

для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования

2.8 Общие сведения о Солнце

  • Познакомиться с общими сведениями о Солнце.

  • Определить значение знаний о Солнце для развития человеческой цивилизации.

  • Определить значение знаний о Солнце для освоения профессий

и специальностей среднего профессионального образования

2.9 Солнце и жизнь Земли

  • Изучить взаимосвязь существования жизни на Земле и Солнца.

  • Определить значение знаний о Солнце для существования жизни на Земле.

  • Определить значение знаний изучения Солнца как источника

жизни на Земле для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования

2.10 Небесная механика (законы Кеплера, открытие планет)

  • Изучить законы Кеплера.

  • Определить значение законов Кеплера для изучения небесных тел и Вселенной.

  • Определить значение законов Кеплера для открытия новых планет

2.11 Исследование Солнечной системы (межпланетные экспедиции,

космические миссии и межпланетные космические аппараты)

  • Познакомиться с исследованиями Солнечной системы.

  • Определить значение межпланетных экспедиций для развития

человеческой цивилизации.

  • Определить значение современных знаний о межпланетных экспедициях для освоения профессий и специальностей среднего

профессионального образования

  1. Строение и эволюция вселенной

3.1 Расстояние до звезд

  • Изучить методы определения расстояний до звезд.

  • Определить значение знаний об определении расстояний до звезд для изучения Вселенной.

  • Определить значение знаний об определении расстояний до звезд для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования

3.2 Физическая природа

звезд

  • Познакомиться с физической природой звезд.

  • Определить значение знаний о физической природе звезд для

человека.

  • Определить значение современных знаний о физической природе звезд для освоения профессий и специальностей среднего

профессионального образования

3.3 Виды звезд

  • Познакомиться с видами звезд.

  • Изучить особенности спектральных классов звезд.

  • Определить значение современных астрономических открытий

для человека.

  • Определить значение современных знаний о Вселенной для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования

3.4 Звездные системы. Экзопланеты

  • Познакомиться со звездными системами и экзопланетами.

  • Определить значение современных астрономических знаний о

звездных системах и экзопланетах для человека.

  • Определить значение этих знаний для освоения профессий и

специальностей среднего профессионального образования

3.5 Наша Галактика —

Млечный путь (галактический год)

  • Познакомиться с представлениями и научными изысканиями о

нашей Галактике, с понятием «галактический год».

  • Определить значение современных знаний о нашей Галактике

для жизни и деятельности человека.

  • Определить значение современных знаний о Вселенной для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования

3.6 Другие галактики

  • Познакомиться с различными галактиками и их особенностями.

  • Определить значение знаний о других галактиках для развития

науки и человека.

  • Определить значение современных знаний о Вселенной для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования

3.7 Происхождение галактик

  • Познакомиться с различными гипотезами и учениями о происхождении галактик.

  • Определить значение современных астрономических знаний о

происхождении галактик для человека.

  • Определить значение современных знаний о происхождении галактик для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования

3.8 Эволюция галактик и звезд

  • Познакомиться с эволюцией галактик и звезд.

  • Определить значение знаний об эволюции галактик и звезд для

человека.

  • Определить значение современных знаний об эволюции галактик и звезд для освоения профессий и специальностей среднего

профессионального образования

3.9 Жизнь и разум во Вселенной

  • Познакомиться с различными гипотезами о существовании

жизни и разума во Вселенной.

  • Определить значение изучения проблем существования жизни и

разума во Вселенной для развития человеческой цивилизации.

  • Определить значение современных знаний о жизни и разуме во

Вселенной для освоения профессий и специальностей среднего

профессионального образования

3.10 Вселенная сегодня:

астрономические открытия

  • Познакомиться с достижениями современной астрономической

науки.

  • Определить значение современных астрономических открытий

для человека.

  • Определить значение современных знаний о Вселенной для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования




Преподаватель Г.В. Веселкова





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!