Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Ярнемская средняя школа»
«Согласовано» « Утверждено»
Зам. директора по УРДиректор школы
___________ Е.М. Кононова ___________ Л.В. Бородулина
«____» __________ 2019 г. « ____» ____________ 2019 г.
Приказ № 63 от 30.08.2019 г.
Рабочая программа
учебного предмета Всеобщая история
История Нового времени (наименование предмета)
для 7 класса
Учитель истории и обществознания
предмет
Ходеевой Т.Н.
ф.и.о.
2019 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по всеобщей истории для 7 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии:
с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов, рекомендованной Министерством образования и науки РФ
Авторскойпрограммой А.А.Вигасина - А.О. Сороко-Цюпы «Всеобщая история», М. «Просвещение», 2011 г.
Примерная программа основного общего образования по истории МО РФ, 2004г;
Программа общеобразовательных учреждений История, обществознание 5-11 классы.- М: Просвещение, 2007 г. «Новая история 7-8 классы» Авторы: А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина;
Федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год;
Методические рекомендаций по преподаванию истории в общеобразовательных учреждений Архангельской области, в связи с переходом на новый базисный учебный план 2004 года;
Учебный план МБОУ «Ярнемская СОШ» на 2019-2020 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета «История»:
Особенность программы - её интеграция, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Нового времени. 1500-1800» формирует общую картину истории развития человечества, представления об общих и ведущих процессах, явлениях, понятиях в период с 1500 до 1800 годов. Так как на «Всеобщую историю» выделяется сравнительно небольшой объём времени, акцент делается на наиболее значительные процессы, помогающие прежде всего понимать и объяснять современное мироустройство. Курс даёт возможность осознать огромную роль Нового времени, без которого невозможно представить современную цивилизацию.
Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. Данная программа обеспечивает изучение курса истории «Нового времени» с 1500-1800 гг. учащимися 7 класса.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 6 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Цели курса:
1.Дать знания учащимися:
об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ
о причинах революций и реформах как альтернативных путях развития общества
о преимущества эволюционного развития общества перед революционным
о необходимости модернизации и ее последствиях
о международных конфликтах и путях их решения.
2.Научить
Рассматривать общественные явления в развитии, применяя принципы историзма
Раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры и искусства
Определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать
Участвовать в групповых и ролевых формах работы
Определять цели своей деятельности.
Анализировать конкретные ситуации, исторические явления, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию
Видеть и решать исторические и жизненные проблемы самостоятельно истолковывать факты и события уметь выделять главную мысль, идею учебника
уметь выбрать и использовать нужные средства для уч. деятельности
Основная функция курса –формирование исторического мышления, под которым подразумевается определённый набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, умение анализировать и описывать события с разных точек зрения.
В основу программы положено сочетание проблемно-тематического, хронологического, цивилизационного, культурологического принципов изучения курса истории на основе гуманизации, что позволяет избежать чрезмерной фрагментарности, «лоскутности» представлений о событиях и процессах.
Гуманизация при изучении данного курса прослеживается:
1) в отборе учебного материала (внимание историческим личностям, их социально-психологическим портретам, этнографическим сведениям, традициям культурного наследия, социальному поведению человека в рассматриваемый период, что позволяет понять суть человека и его роль в историческом развитии);
2) в развитии нравственных принципов и духовных ценностей человечества (овладение основами знаний и ценностных ориентации, что способствует выработке учащимися собственного отношения к изучаемым историческим явлениям и событиям);
3) в технологии преподавания (создание условий для интенсивной, самостоятельной деятельности ученика, обеспечивающей выработку умения практически использовать полученные знания; обращение к диалоговому обучению; создание условий для многоуровневого общения и поэтапного вовлечения учеников в различные виды учебной деятельности);
4) в ориентации преподавания на «проживание» учащимися разных исторических эпох, разных типов культур;
5) в направленности преподавания на попытку проникновения учащихся в глубь явлений: на раскрытие таких аспектов исторического процесса, как время, развитие, исторические условия и теории — того, что развивает способность понимания исторических эпох;
6) в развитии творческого мышления учащихся, их культурного кругозора;
7) в создании на уроке атмосферы сотрудничества (важным условием активизации учебной деятельности является диалог, живой обмен знаниями, суждениями, забота о культуре общения).
Учебная программа курса «Новая история» позволяет увидеть неоднозначность основных процессов в развитии индустриального и традиционного обществ в изучаемую эпоху, ознакомиться с активным и пассивным опытом человечества, ощутить связь времен и актуальных проблем и, возможно, извлечь для себя уроки
Описание места учебного предмета "История" в учебном плане:
С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени:
Классы | Объем учебного времени (федеральный | Разделы примерной программы | Резерв учебного времени |
| компонент) | История России | Всеобщая история | |
VII-VIII классы | 140 ч | История России (XVI- начало ХХ вв.) – не менее 72 ч | История Нового времени (XVI- начало ХХ вв.) – не менее 48 ч | 20 ч |
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в 5-9 классах в общем объеме 340 часов - 2 часа в неделю, 68 часов в год.
В соответствии с ФБУП – 2004г, решением РПО учителей истории и обществознания от 18 марта 2016 года, учебным планом МБОУ « Ярнемская СОШ» на 2019-2020 уч. год. программа по Новой истории реализуется в количестве 24 часов в 7 классе.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:
Авторскойпрограммой А.А.Вигасина - А.О. Сороко-Цюпы «Всеобщая история», М. «Просвещение», 2011 г.
Программа общеобразовательных учреждений История, обществознание 5-11 классы.- М: Просвещение, 2007 г. «Новая история 7-8 классы» Авторы: А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина.
Учебник « Новая история 1500-1800гг» 7 класс., авторы А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. М., «Просвещение» 2016 г.
Рабочая тетрадь по Новой истории 7 класс, авторы А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. М., «Просвещение» 2016 г.
Методические рекомендации по преподаванию Новой истории , авторы А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. М., «Просвещение» 2014г.
Поурочное планирование по Новой истории , 7 класс, авторы: А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. М., «Просвещение» 2014 г.
Содержательные единицы, заложенные в программе:
уровень развития индустриального и традиционного обществ (условия гармонического развития общества, его менталитет, ценности индустриального и традиционного обществ, общечеловеческие ценности на материале стран Европы, Америки, Азии и Африки);
прогресс и насилие в обществе, соотношение целей и средств в их достижении, роль террора в историческом развитии;
личность в истории, соотношение объективного и субъективного факторов в историческом процессе;
принцип неравномерного развития стран в эпоху индустриальной революции;
модернизация как ответ на вызов времени, неоднозначные последствия модернизации и индустриальной революции для человека (экологические проблемы, грозящие существованию человечества, зависимость человека от источников энергии и т.д.);
роль революций и реформ в развитии общества, движение общества к реформам, необходимость разумного компромисса в политической жизни;
демократизация общественного и государственного устройства;
формирование правового государства и гражданского общества (на примере истории стран Европы и США)
Основное содержание предмета
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: 1500 – 1800
Введение. От Средневековья к Новому времени
Понятие о Новом времени. Традиционное феодальное общество и его характеристика. Что изучает Новая история. Понятие «Новое время» как эпоха «пробуждения умов». Где и когда появился этот термин. Хронологические границы и этапы Нового времени. Познание окружающего мира, его мироустройства (законов) изменяло мировоззрение, образ жизни, хозяйственную жизнь, появление машинного производства.
Новое время - эпоха великих изменений.
Человек Нового времени. Развитие личностных характеристик человека, его стремление к самостоятельности и успеху. Предприниматели.
Что связывает нас с Новым временем. Близость во времени. Облик современных городов. Экономика и политика. Активность и социальность человека Нового времени. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.
ГЛАВА I. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ
Тема 1. Технические открытия и выход к Мировому океану
Новые изобретения и усовершенствования. Новые источники энергии - ветряная мельница, каменный уголь. Книгопечатание. Расширение тематики книг. Географические представления. Революция в горнорудном промысле. Успехи в металлургии. Новое в военном деле. «Рыцарство было уничтожено пушкой». Усовершенствования в мореплавании и кораблестроении. Морские карты. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Португалия _ лидер исследования путей в Индию. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Вокруг Африкив Индию. БартоломеуДиаш. Васко да Гама. Свидетельства эпохи.
Тема 2. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия
Четыре путешествия Христофора Колумба. Второе открытие нового материка: АмеригоВеспуччи. Представление о Новом Свете. Первое кругосветное путешествие. Фернандо Магеллан. Земля - шар. Западноевропейская колонизация новых земель. Поход за золотом. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Эрнандо Кортес. В поисках Эльдорадо. Владения португальцев в Азии. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Революция цен. Создание первых колониальных империй. Начало складывания мирового рынка. Сближение индустриального и традиционного миров.
Тема 3. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе
Разложение традиционных отношений и формирование новых. Складывание абсолютизма в политике управления европейских государств. Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Парламент и король: сотрудничество и подобострастие. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. «Ограничители» власти короля. Король - наместник Бога на Земле. Слагаемые культа короля. Королевская армия. Система налогообложения. Единая экономическая политика. Складывание централизованных национальных государств и национальной церкви. Появление республик в Европе. Короли, внёсшие вклад в изменение облика Европы: Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.
Тема 4. Дух предпринимательства преобразует экономику
Условия развития предпринимательства. Новое в торговле. Рост городов и торговли. Складывание мировых центров торговли. Торговые компании. Право монополии. Накопление капиталов. Банки и биржи. Появление государственных банков. Переход от ремесла к мануфактуре. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура - предприятие нового типа. Разделение труда. Наёмный труд. Рождение капитализма.
Тема 5. Европейское общество в раннее Новое время
Изменения в социальной структуре общества, его основные занятия. Новые социальные группы европейского общества, их облик. Буржуазия эпохи раннего Нового времени Условия жизни, труда крестьянства Европы. Новое дворянство - джентри и старое дворянство. Низшие слои населения. Бродяжничество. Борьба государства с нищими. Законы о нищих. Способы преодоления нищенства.
Тема 6. Повседневная жизнь
Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды - эпидемии, голод и войны Продолжительность жизни. Личная гигиена. «Столетия редкого человека». Короткая жизнь женщины. Революция в еде и питании. Искусство кулинарии. Домоведение. Революция в одежде. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.
Тема 7. Великие гуманисты Европы
От раннего к высокому Возрождению. Образованность как ценность. Гуманисты о месте человека во Вселенной. Гуманист из Роттердама. Утверждение новых гуманистических идеалов. Первые утопии об общественном устройстве: Томас Мор, Франсуа Рабле. Мишель Монтень: «Опыты» - рекомендации по самосовершенствованию. Рим и обновление его облика в эпоху Возрождения.
Темы 8-9. Мир художественной культуры Возрождения
Эпоха Возрождения и её характерные черты. Зарождение идей гуманизма и их воплощение в литературе и искусстве. Идеал гармоничного человека, созданный итальянскими гуманистами. Уильям Шекспир и театр как школа формирования нового, человека. Произведения и герои У. Шекспира. Творчество Мигеля Сервантеса - гимн человеку Нового времени.
Эпоха «титанов». Гуманистические тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Формирование новой, гуманистической культуры и вклад в её развитие -Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти. География и особенности искусства: Испания и Голландия ХVIIв. Своеобразие Высокого искусства Северного Возрождения: Питер Брейгель Старший; гуманистическая личностьв портретах Альбрехта Дюрера.
Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры. Мадригалы. Домашнее музицирование. Превращение музыки в одно из светских искусств.
Тема 10. Рождение новой европейской науки в XVI-XVII вв.
Условия развития революции в естествознании. Действие принципа авторитетности в средневековой Европе и его проявление. Критический взгляд гуманистов на окружающий мир и его последствия. Открытия, определившие новую картину мира. Жизнь и научное открытие Николая Коперника. Открытие и подвиг во имя науки Джордано Бруно. Галилео Галилей и его открытия. Вклад Исаака Ньютона в создание новой картины мира в ХУН в. Фрэнсис Бэкон о значении опыта в познании природы. Рене Декарт о роли научных исследований. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт - основоположники философии Нового времени. Влияние научных открытий Нового времени на технический прогресс и самосознание человека.
Тема 11. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства
Влияние Великих географических открытий и идей гуманизма на представления европейца о самом себе. Кризис и начало раскола католической церкви. Реформация - борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и широкого её распространения в Европе. Германия - родина Реформации церкви. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. 95 тезисов против индульгенций. «Спасение верой» - суть учения Мартина Лютера. Крестьянская война в Германии. Протестантство и лютеранская церковь в Германии. Пастор - протестантский проповедник.
Тема 12. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация
Географический охват Реформацией Европы и его причины. Ценности, учение и церковь Жана Кальвина. Идея о предопределении судьбы человека. Социальный эффект учения Кальвина. Жестокость осуждения предателей кальвинизма. «Рим кальвинизма». Борьба католической церкви против еретичных учений. Контрреформация: её идеологи и воплотители. Орден иезуитов и его создатель - Игнатий Лойола. Цели, средства расширения власти папы римского. Тридентский собор.
Тема 13. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море
Последствия Войны Алой и Белой розы для Англии. Генрих VIII: от защитника веры к религиозной реформе. Особенности Реформации католической церкви в Англии. Англиканская церковь. Попытка Контрреформации: политика Марии Кровавой. «Золотой век ЕлизаветыI» - укрепление англиканской церкви и государства. Пуритане. Политика предотвращения религиозных войн. Соперничество с Испанией за морское господство. Итоги правления королевы Елизаветы 1.
Тема 14. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции
Французы - кальвинисты-гугеноты. Разрастание противостояния между католиками и гугенотами. Начало религиозных войн. Различия в методах противников. Варфоломеевская ночь: кровавый суд католиков над гугенотами. Нантский эдикт короля Генриха IV Бурбона. Реформы Ришелье, ришелье как идеолог и создатель системы абсолютизма во Франции. Франция - сильнейшее государство на европейском континенте.
ГЛАВАII.ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Тема 15. Освободительная война в Нидерландах.
Рождение Республики Соединённых провинций
«Жемчужина в короне Габсбургов». Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды - «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности географического, экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Становление капиталистических отношений в стране. Противоречия с Испанией. Преследования протестантов. Иконоборческое движение. Начало освободительной войны. Вильгельм Оранский. Время террора «кровавого герцога» Альбы. Лесные и морские гёэы. Утрехтская уния. Рождение Республики Соединённых провинций. Голландская республика _ самая экономически развитая страна в Европе. Центр экономической жизни - Амстердам.
Тема 16. Парламент против короля. Революция в Англии
Англия - первая страна в Европе с конституционной парламентской монархией. Англия накануне революции. Причины революции. Пуританская этика и образ жизни. Личное правление короля Карла 1 Стюарта. Противостояние короля и парламента. Начало революции - созыв Долгого парламента. Гражданская война короля с парламентом. Великая ремонстрация. Оливер Кромвель и создание армии «нового образца». Битва при Нейзби. Реформы парламента. Дальнейшее нарастание противостояния: казнь короля. Англия - республика.
Тема 17. Путь к парламентской монархии
Реформы английского парламента. Движение протеста: левеллеры и диггеры. Кромвель. Внутренние и международные последствия гражданской войны. Разгон Долгого парламента. Кромвель - пожизненный лорд-протектор Английской республики. Преобразования в стране. Борьба за колонии и морское господство. Реставрация Стюартов. Конец революции. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. «Habeascorpusасt - закон, утверждавший права ареста и привлечение к суду обвиняемого. Билль о правах. Парламентская система в Англии как условие развития индустриального общества. Акт о престолонаследии. Преобразование Англии в Соединённое королевство, или Великобританию. Ослабление власти короля, усиление исполнительной власти. Ганноверская династия. Складывание двухпартийной политической системы: тори и виги. Англия - владычица морей. Начало и конец эпохи вигов.
Темы 18-19. Международные отношения в XVI-XVIII вв.
Причины международных конфликтов в Европе в XVI- ХVIIIвв. Соперничество между Францией, Англией и Испанией. Тридцатилетняя война - первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его концепция войны. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф - крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и её итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Европа в XVIII в. Северная война России и Дании против Швеции. Общеевропейская война - Семилетняя война, её участники, итоги и значение. Восточный вопрос. Война за испанское наследство - война за династические интересы и за владение колониями. Влияние европейских войн на международные отношения. Влияние Великой французской революции на европейский международный процесс.
ГЛАВА III. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ.ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Тема 20. Великие просветители Европы
Просветители XVIII в. - продолжатели дела гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение укрепляющей свои позиции буржуазии. Ценности просветителей. Образование как решающий ресурс развития общества. Идеи прогресса и веры в безграничные возможности человека. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и теория общественного договора. Представление о цели свободы как стремлении к счастью. Шарль Монтескье: теория разделения властей «О духе законов». Вольтер: поэт, историк, философ. Идеи Вольтера об общественно-политическом устройстве общества, его ценностях. Идеи Ж.-Ж. Руссо: концепция о народном суверенитете: принципы равенства и свободы в программе преобразований. Идеи энциклопедистов - альтернатива существующим порядкам в странах Европы. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние идей просветителей на формирование представлений о гражданском обществе, правовом государстве в Европе и Северной Америке. Манифест эпохи Просвещения.
Тема 21. Мир художественной культуры Просвещения
Вера человека в собственные возможности. Поиск идеала, образа героя эпохи. Образ человека новой эпохи (буржуа) в художественной литературе - Д. Дефо. Д. Свифт: сатира на пороки современного ему буржуазного общества. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Живописцы знати. Франсуа Буше. А. Ватто. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шарден. Свидетель эпохи: Жак Луи Давид. Музыкальное искусство эпохи Просвещения в XVI11 в.: И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Ван Бетховена. Архитектура эпохи великих царствований. Секуляризация культуры.
Тема 22. На пути к индустриальной эре
Аграрная революция в Англии. Складывание новых отношений в английской деревне. Развитие капиталистического предпринимательства в деревне. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Техническая и социальная сущность промышленного переворота. Внедрение машинной техники. Изобретения в ткачестве. Паровая машина англичанина Джеймса Уатта. Изобретение Р. Аркрайта. Изобретения Корба и Модсли. Появление фабричного производства: труд и быт рабочих. Формирование основных классов капиталистического общества: промышленной буржуазии и пролетариата. Жестокие правила выживания в условиях капиталистического производства. Социальные движения протеста рабочих (луддизм). Цена технического прогресса.
Тема 23. Североамериканские колонии в борьбе за независимость.
Образование Соединённых Штатов Америки
Распространение европейской цивилизации за Атлантику. Первые колонии в Северной Америке и их жители. Колониальное общество и хозяйственная жизнь. Управление колониями. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Культура и общественная жизнь в колониях. Конфликт с метрополией. Патриотические организации колонистов. Б. Франклин - великий наставник «юного капитализма».
Тема 24. Война за независимость.
Создание Соединённых Штатов Америки
Причины войны североамериканских колоний за свободу и справедливость. Первый Континентальный конгресс и его последствия. Т. Джефферсон и Дж. Вашингтон. Патриоты и лоялисты. Декларация независимости США. Образование США. Торжество принципов народного верховенства и естественного равенства людей. Военные действия и создание регулярной армии. Успешная дипломатия и завершение войны. Итоги и значение войны за независимость США. Конституция США 1787 г. и её отличительные особенности. Устройство государства. Политическая система США. Билль о правах. Воплощение идей Просвещения в Конституции нового государства. Потеря Англией североамериканских колоний. Позиции Европы и России в борьбе североамериканских штатов за свободу. Историческое значение образования Соединённых Штатов Америки.
Тема 25. Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции
Ускорение социально-экономического развития Франции в XVIIJ в. Демографические изменения. Изменения в социальной структуре, особенности формирования французской буржуазии. Особенности положения третьего сословия. Французская мануфактура и её специфика. Влияние движения просветителей на развитие просветительской идеологии. Французская революция как инструмент разрушения традиционного порядка в Европе. Слабость власти Людовика ХV. Кризис. Людовик XVI и его слабая попытка реформирования. Жак Тюрго и его программа. Начало революции. От Генеральных штатов к Учредительному собранию: отказ от сословного представительства, провозглашение Национального и Учредительного собраний. Падение Бастилии - начало революции. Муниципальная революция. Национальная гвардия. Деятельность Учредительного собрания. Конституционалисты у власти. О. Мирабо. Жильбер де Лафайет - герой Нового Света.
Тема 26. Великая французская революция. От монархии к республике
Поход на Версаль. Главные положения Декларации прав человека и гражданина. Первые преобразования новой власти. Конституция 1791г. Варенский кризис. Якобинский клуб. Законодательное собрание. Начало революционных войн. Свержение монархии. Организация обороны. Коммуна Парижа. Новые декреты. Победа при Вальми. Дантон, Марат, Робеспьер: личностные черты и особенности мировоззрения. Провозглашение республики. Казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Неоднородность лагеря революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура и террор.
Тема 27. Великая французская революция.
От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта
Движение санкюлотов и раскол среди якобинцев. Трагедия Робеспьера - «якобинца без народа». Термидорианский переворот и расправа с противниками. Причины падения якобинской диктатуры. Конституция 1795 г. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, личность. Военные успехи Франции. Государственный переворот 9-10 ноября 1799 г. и установление консульства. Значение Великой французской революции. Дискуссия в зарубежной и отечественной историографии о характере, социальной базе и итогах.
ГЛАВА IV. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА.
НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ
Тема 28. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени
Земля принадлежит государству. Деревенская община и её отличия в разных цивилизациях Востока. Государство - регулятор хозяйственной жизни. Замкнутость сословного общества. Разложение сословного строя. Города под контролем государства. Религии Востока - путь самосовершенствования.
Темы 29-30. Государства Востока.Начало европейской колонизации
Разрушение традиционности восточных обществ европейскими колонизаторами. Империя Великих Моголов в Индии. Бабур. Акбар и его политика реформ: «мир для всех». Кризис и распад империи Моголов. Основные события соперничества Португалии, Франции и Англии за Индию.
Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.
Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Направления русско-китайских отношений. Китай и Европа: культурное влияние. Правление сёгунов в Японии. СёгунатТокугава. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.
Повторение.
Мир в эпоху раннего Нового времени. Итоги и уроки раннего Нового времени
В процессе изучения курса всеобщей истории учащиеся должны овладеть умениями:
В результате изучения истории ученик должен знать:
- основные этапы и ключевые события Новой истории зарубежных стран периода 1500-1800годов ;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
- важнейшие исторические события и их участников;
- даты важнейших исторических событий;
- периодизацию исторических событий;
уметь:
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать содержания различных источников одной тематики;
- определять последовательность и длительность важнейших событий зарубежной истории;
- читать историческую карту, показывать на ней государства и места значительных исторических событий;
- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников в связной монологической форме; - использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
- выявлять существенные черты исторических процессов;
- группировать исторические события по заданному признаку;
- определять причины и следствия основных исторических событий;
- давать собственную оценку наиболее значимым историческим событиям и персоналиям.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина, члена семьи, локальной и религиозной общности;
- осмысление гуманистических традиций и ценностей современного общества на основе осознания социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, творческую и общественную;
- овладение умениями работать с информацией: анализировать факты, составлять простой и развёрнутый план, формулировать и обосновывать выводы;
- использовать современные источники информации, в том числе и на электронныхносителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентации, рефераты);
- готовность к сотрудничеству в учебной и иных видах деятельности.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути зарубежных стран;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий прошлого;
- формирование умений изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира
Контрольно – измерительные материалы.
Предпочтительными формами контроля знаний, умений, навыков являются:
Виды контроля | Текущий | Промежуточный | Итоговый |
Формы контроля | Тестирование Самостоятельная работа Устный опрос Сообщение по теме Рецензирование ответа | Тестирование по теме Составление кластеров по теме. Исторический диктант по датам. Исторический диктант по определениям. | Итоговый тест. Контрольная работа. Промежуточная аттестация |
Учебно-тематический план. Новая история. Конец ХV – XVIII века 7 класс
Nп/п | Наименование раздела | Количество часов | | |
Изучение и закрепление нового материала | Итоговая Контрольная работа для промежуточной аттестации |
| Введение | 1 | 1 | |
Раздел 1 | Европа и мир в конце 15-17 вв. | 10 | 10 | |
Раздел 2 | Ранние буржуазные революции. Международные отношения | 3 | 3 | |
Раздел 3 | Эпоха Просвещения и перемен. | 6 | 6 | |
Раздел 4 | Страны Латинской Америки и Востока в новое время | 3 | 3 | |
| Итоговое повторение | 1 | | 1 |
Итого | | 24 | 23 | 1 |
Календарно-поурочное планирование по истории Нового времени 7 класс (24 ч.)
№ урока | Название раздела, тема урока | Содержание урока | Дата по плану | Дата факт |
1 | От средневековья к новому времени | Понятие о новом времени. Человек нового времени. Кризис традиционного времени. Черты нового общества. Понятия: Новое время, ценности , традиционное общество, индустриальное общество, цивилизация. | 4.09. | |
| Раздел1. Европа и мир в конце 15-17 вв. (10 ч.) |
| Тема 1. Великие географические открытия (1 ч.) | | | |
2 | Технические открытия. Выход к мировому океану. | Новые изобретения и усовершенствования; Исследование новых земель; Генрих Мореплаватель, БартоломеуДиаш, Христофор Колумб, АмеригоВеспуччи, Фернан Магеллан; Колонизация новых земель; Значение Великих географических открытий; | 6.09. | |
| Тема2. Европа в начале нового времени (3 ч) |
3. | Усиление королевской власти. В 16-17 вв. Абсолютизм в Европе. | Понятие абсолютизма; процесс становления абсолютизма; Короли и парламенты. Судебная и местная власть под контролем короля Понятия: абсолютизм, меркантилизм. | 11.09. | |
4. | Дух предпринимательства преобразует экономику. | Рост городов и торговли. Мировая торговля. Биржи и банки. Мануфактура Понятия: биржа, мануфактура, монополия, Капитал. | 13.09. | |
5. | Европейское общество в новое время. Повседневная жизнь | Характеристика слоёв общества: буржуазии нового времени; крестьянства, Нового дворянства. Причины медленного роста численности населения, Изменения в повседневной жизни.. Понятия: откупщик, капиталист, батрак, новое дворянство. | 18.09. | |
| Тема 3.Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения (3ч.) |
6. | Великие гуманисты | Период Высокого Возрождения, гуманисты Эразм Роттердамский, Томас Мор Понятия: Высокое Возрождение, гуманисты. | 20.09. | |
7. | Культура эпохи Возрождения | Искусство Высокого Возрождения, эпоха титанов:Италия: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Испания: Эль Греко, Веласкес. Северное Возрождение: Дюрер, Гольбейн. Возрождение в Восточной Европе | 25.09. | |
8. | Рождение науки в XVI-XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. | Новое представление о Вселенной. Классическое образование. Наука: Бэкон, Коперник, Бруно, Галилей, Декарт. Понятия: бакалавр | 27.09. | |
| Тема 4. Реформация и контрреформация в Европе. Укрепление абсолютизма (3 ч.) |
9. | Начало Реформации в Европе. Распространение Реформации в Европе. | Реформация в Германии, причины её возникновения. Распространение реформации в Европе, кальвинистская церковь, орден иезуитов, Тридентский собор. . Понятия: реформация, протестантизм, кальвинизм, , пресвитерианская церковь | 2.10. | |
10. | Королевская власть и реформация в Англии. Генрих VIII – религиозный реформатор. Английская церковь. | Борьба церкви против Реформации, контрреформы, укрепление англиканской церкви, Мария Кровавая, борьба Англии и Испании за морское первенство. | 4.10. | |
11. | Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. | Религиозные войны, Варфоломеевская ночь, Примирение католиков и гугенотов, правлени Генрих 3, Генрих 4, кардинал Ришелье. | 9.10. | |
| Раздел 2. Ранние буржуазные революции. Международные отношения(1 ч.) |
12. | Нидерланды: особенности экономического и политического развития в XVII в. | Географическое и экономическое положение Нидерландов, распространение кальвинизма, освободительная война против Испании. Понятия: гёз, штатгальтер, Уния. | 11.10. | |
| Тема 2. Революция в Англии. Установление парламентской монархии (1 ч.) |
13. | Революция в Англии в первой половине XVII в. Путь к парламентской монархии | Революция: причины, ход, гражданская война, реформы парламента, установление республики. Протекторат Кромвеля, Борьба за колонии и морское господство, конец революции, тори и виги. Понятия: пуритане, «круглоголовые», «кавалеры», парламентская монархия, левеллеры, диггеры, протекторат, парламентская республика | 16.10. | |
| Тема 3. Международные отношения в XVI-XVII вв. (1 ч.) | | | |
14. | Международные отношения в XVI-XVIIIвв.. | Причины международных конфликтов, Тридцатилетняя война, Вестфальский мир, Восточный вопрос. | 18.10. | |
| Раздел 3.Эпоха Просвещения и перемен. (6 ч.) Тема 1. Эпоха Просвещения. Время Преобразований (1 ч.) | | | |
15. | Просветители XVIIв.Идеи просветителей на жизнь общества. Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Особенности музыкального искусстваXVIII в. | Просветители 18 века: Вольтер, Монтескье, Руссо. Новые экономические учения: Смит, Тюрго. Значение идей Просвещения Дефо, Свифт о своем времени и его героях. Живопись , музыка, литература. Понятия: пастораль, атрибут, просвещение, разделение властей | 23.10. | |
| Тема 2.. Промышленный переворот в Англии (1 ч.) |
16. | Промышленный переворот. | Аграрная революция в Англии. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Понятия: фабрика, прогресс, промышленный переворот, производительность труда, аграрная революция, луддизм | 25.10. | |
| Тема 3. Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование Соединенных штатов Америки (1 ч.) | | | |
17. | Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Причины войны североамериканских колоний за независимость. Образование США. | Первые колонии, управление колониями, начало формирования североамериканской нации, конфликт между жителями колоний и английской короной. Английские колонии в Северной Америке. Войны за независимость. США. Понятия : Бостонское чаепитие, нация, лоялист, конституция, федерация, конгресс | 30.10. | |
| Тема 4. Великая Французская революция XVIII в. (3 ч.) |
18. | Франция в середине XVIII в. | Характеристика социально-экономического и политического развития. Причины и начало Великой французской революции | 1.11. | |
19. | Великая французская революция.. | Конституция 1791 г. Провозглашение республики. Якобинская диктатура | 13.11. | |
20. | Падение Якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. | Раскол среди якобинцев, государственный переворот, значение революции. Понятия: Генеральные штаты, санкюлоты, террор, сословия, декрет, гильотина, республика, якобинцы | 15.11. | |
| Раздел 4. Страны Латинской Америки и Востока в новое время (3 ч. +1 ч.) Тема 1. Традиционные общества Восток (1 ч.) |
21. | Страны Востока . | Основные идеи восточной цивилизации. Основные черты традиционного общества: государство – верховный собственник земли; общинные порядки в деревне. Индия, Китай, Япония. | 20.11. | |
| . Тема 2. Начало европейской колонизации(2 ч.) |
22. 23. | Государство Востока. Начало европейской колонизации. | Империя Великих Моголов в Индии, борьба Португалии, Франции и Англии за Индию Понятия : могол, сипай, сегун,, сегунат | 22.11. 27.11. | |
24. | Итоговая контрольная работа для промежуточной аттестации | | 29.11. | |
Учебно-методическое обеспечение
1. Список литературы для учителя.
Ревякин, А. В. Новая история. 1500-1800.7 класс: метод. рекомендации. - М.: Просвещение, 2007.
Соловьёв, К. А. Универсальные поурочные разработки по новой истории. 1500-1800 годы. 7 класс / К. А. Соловьев. - М. : ВАКО, 2009.
Шаповал, В. В. Дидактические материалы к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной«История России: ХVI-ХVШ века. 7 класс» / В. В. Шаповал. - М.: Экзамен, 2008.
Список литературы для учащихся.
Гюго, В. Девяносто третий год / Виктор Гюго. - СПб. : Азбука-классика, 2010.
Данилевский, Г П. Мирович / Г. П. Данилевский. - М. : Мир книги, 2010.
Дефо, Д. Робинзон Крузо / Даниель Дефо. - М. : Нигма, 2013.
Дюма, А. Людовик XIV и его эпоха / Александр Дюма. - М. : Альфа-книга, 2011.
Сервантес, М Дон Кихот Ламанчский / Мигель Сервантес. - М. : Астрель, 2012.
Стендаль, Ф. Пармская обитель: роман. Итальянские хроники / Фредерик Стендаль. - М. : Эксмо, 2008.
Скотт, В. Роб Рой / Вальтер Скотт. - М. : Эксмо, 2008.
Сенкевич, Г Огнём и мечом / Генрик Сенкевич. - М. : АСТ, 2011.
Свифт, Д. Путешествия Гулливера / Джонатан Свифт. - М. : АС Т, 2003.
Цвейг, С. Мария Стюарт / Стефан Цвейг. - М. : Эйлитайл (СиДиКом), 2008. 3.
Печатные пособия.
Исторические карты:
Европа в XVI-XVIII веках.
Французская революция.
Война за независимость и образование CIllA.
4. Информативно-коммуникативные средства.
История Нового времени. 7 класс. Интерактивное наглядное пособие. Ч. 1. - М. : Дрофа, 2007. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
История. 5-11 классы / авт.-СОСТ. Н. Б. Крючкина, И. В. Кузьмина, А. А. Мельников. - Волгоград: Учитель, 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Новая история. 7 класс. - М. : ИДДК, 2008. -1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
История. 7-8 классы. Тематические тесты. Редактор тестов. Сетевая версия «Учитель + 15 учеников» / авт.-СОСТ. Т. В. Ковригина. - Волгоград: Учитель, 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Интернет-ресурсы.
Библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки из трудов историков:
http://istrorijarossii.narod.rulistbiblioyeka.htmhttp://www.lib-history.infohttp://www.nautlib.ru/auth.php?g=51http://www.bookorbita.comlistoriya.htmlhttp://cwer.ws/tag/l0584http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_оЬ _ nо=&оЬ _ nо= 15671 http://historic.ru
http://www.hrono.ru/dokumlindex.php
Исторические фотодокументы, репродукции: http://www.moscowkremlin.ru
http://www .hermitagemuseum.org http://nearyou.ru
http://hist -sights.ru
http://do.gendocs.ru/docs/index-356832.html
http://history-maps.ru
http://www.ostu.ru/personallnikolaev/index.htmlhttp://jhistory.nfurman.comlmaps/mapOOO.htm
http://shkolnye-prezentacii.rulhistoryl7-klass-istoriya
http://5klass.netlistorija-7 -klass.html
http://historyc.ucoz.ru/load/prezentacija_7_klass _ vseobshhaja _ istorijal3 http://19591957.ucoz.rulload/vseobshhaja_istorijal7 _klassl18 http://prezentac ii .comlistorii
http://sgi72.izmeri.edusite.ru/p33aal.html
http://www.ist-iv.rulprezent_ histori.html http://gk-6.пагоd.гu!Ргеzепt.Istогiуа.htm
http://pedsovet.sulloadI130
http://900igr.netlprezentacii-po-istorii.html
http://kirzagrad.jimdo.com
http://dmsuslin.narod.ru/club-licey8.htm
6. Технические средства обучения.
Телевизор.
Магнитофон.
Аудиоцентр.
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
8. Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.