СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Сольное пение» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» 8 лет

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Сольное пение» разработана на

основе и с учетом федеральных государственных требований к

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в

области музыкального искусства «Музыкальный фольклор», и является

составляющей вариативной ее части.

Предмет «Сольное пение» направлен на получение учащимися

специальных знаний о многообразных исполнительских формах бытования

народной песни и принципах ее воспроизведения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Сольное пение» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» 8 лет»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«Кореневская детская школа искусств имени А.М. Руденко»












В.01.УП.01.




Рабочая программа

учебного предмета «Сольное пение»

дополнительной предпрофессиональной

общеобразовательной программы

в области музыкального искусства

«Музыкальный фольклор» 8 лет




срок реализации 3 (4) года
















КОРЕНЕВО 2018 г.

Содержание

I. Пояснительная записка

1. 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

1. 2. Срок реализации учебного предмета

1. 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом школы на реализацию учебного предмета

1. 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий

1. 5. Цель и задачи учебного предмета

1. 6. Обоснование структуры программы учебного предмета

1. 7. Методы обучения

1. 8.

1. 9. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета

2. 1. Сведения о затратах учебного времени

2. 2. Содержание предмета и годовые требования по классам

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

4. 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

4. 2. Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса

5. 1. Методические рекомендации педагогическим работникам

5. 2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

VI. Список литературы

6. 1. Список рекомендуемой методической литературы

6. 2. Список рекомендуемой нотной литературы

6. 3. Список рекомендуемых аудио и видеоматериалов, аудио и граммофонные записи этнографических исполнителей и коллективов

















I. Пояснительная записка


1. 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Рабочая программа учебного предмета «Сольное пение» разработана на

основе и с учетом федеральных государственных требований к

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в

области музыкального искусства «Музыкальный фольклор», и является

составляющей вариативной ее части.

Предмет «Сольное пение» направлен на получение учащимися

специальных знаний о многообразных исполнительских формах бытования

народной песни и принципах ее воспроизведения.

Предлагаемая программа ориентирована на изучение, практическое

освоение и собирание песенно-музыкального, танцевального и обрядового

фольклора России.

Программа разработана с учетом обеспечения преемственности

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в

области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и основных

профессиональных образовательных программ среднего профессионального

и высшего профессионального образования в области музыкального

искусства, а также с учетом сохранения единства образовательного

пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства в

условиях многообразия образовательных систем, типов и видов

образовательных учреждений.

Программа может послужить задачам возрождения фольклорного

творчества как одной из важных составляющих национальной художественной культуры.

Отдавая должное академическому способу обучения на классических

образцах авторского искусства, необходимо помнить, что основой

формирования личности, ее эстетических потребностей является

гармоничное освоение, начиная с самого юного возраста, художественных

ценностей традиционной национальной культуры своего народа, народов

других стран, профессиональных произведений искусства, часто опирающихся на фундаментальные элементы традиционной культуры.


1. 2. Срок реализации учебного предмета «Сольное пение»

Для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, срок реализации программы составляет 8 лет (3-8(9)класс). Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год и соответственно составлять 9 лет.


1. 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Сольное пение»

Срок обучения

Максимальная учебная нагрузка

(в часах)

Количество часов на аудиторные занятия

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную работу)

8, 9 лет

198, 66

99, 33

99, 33


1. 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий

Реализация учебного плана по предмету «Сольное пение» проводиться

в форме индивидуальных занятий (0,5 часа в неделю). Индивидуальная

форма занятий позволяет средствами вокального искусства раскрыть творческую индивидуальность каждого учащегося. Занятия по постановке

голоса на уроках «Сольное народное пение» позволят преподавателю лучше

узнать ученика, его вокальные возможности (тембр, диапазон,

интенсивность голоса), музыкальные способности, эмоционально-психологические особенности.


1. 5. Цель и задачи учебного предмета «Сольное пение»

Цель - введение детей в народную традицию через собственное исполнение, формирование вокально-певческих навыков, отражающих особенности народного сольного исполнительства.

Задачи:

• Практическое освоение фольклорного репертуара;

• Формирование навыков сольного музицирования;

• Развитие и совершенствование природных исполнительских данных;

• Личностно - психологическая подготовка к публичному выступлению,

умение владеть собой на сцене;

• Освоение различных образцов народной песни разных стилей и жанров.


1. 6. Обоснование структуры учебного предмета «Сольное пение»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все

аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

- распределение учебного материала погодам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел

программы «Содержание учебного предмета».


1. 7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- Теоретические (уроки-беседы с объяснением вокальных и творческих задач);

- практические (работа над произведением);

- совместная работа с концертмейстером;

- концертная практика.



































II. Содержание учебного предмета


2. 1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Сольное пение»


Срок обучения

8 (9) лет

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

32

33

33

33

33

33

33

33

33

Объем часов аудиторной учебной нагрузки в неделю

-

-

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

Объем часов аудиторных занятий по годам обучения

-

-

16,5

16,5

16,5

16,5

16,5

16,5

33

Общее количество часов аудиторной нагрузки за весь период обучения


132

Объем часов внеаудиторной учебной нагрузки в неделю

-

-

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

Объем часов внеаудиторных

(самостоятельных) занятий по годам обучения

-

-

16,5

16,5

16,5

16,5

16,5

16,5

33

Общее количество часов внеаудиторной нагрузки за весь период обучения

132

Максимальная учебная нагрузка в неделю

-

-

1

1

1

1

1

1

2

Объем часов максимальной нагрузки по годам обучения

-

-

33

33

33

33

33

33

66

Общее количество часов максимальной нагрузки за весь период обучения

198, 264


Объем годовой нагрузки в часах для проведения консультаций

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Общее количество часов

консультаций за весь период обучения

-

-

-

-

-

-

-

-

-


Учебный материал Программы распределяется по годам обучения -

классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, и объем времени,

который отводится для освоения учебного материала.

Продолжительность учебных занятий в 1 классе составляет 32 недели в

год, со второго по восьмой класс – 33 недели в год. Режим занятий – 1 раз в

неделю: с первого по восьмой классы 0,5 академических часа в неделю (по

20 минут). Объем аудиторных занятий в 3 - 8 классах составляет 99 часов.

При реализации Программы с дополнительным годом обучения,

продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели,

режим занятий – 1 раз в неделю - 1 академический час в неделю. Объем

аудиторных занятий в 9 классе составляет 33 часа.

Помимо аудиторных занятий в Программе предусмотрен объем времени на самостоятельную работу обучающихся по изучению и постижению музыкального искусства. Время, отводимое для самостоятельной работы обучающихся, может использоваться на:

- самостоятельные занятия по подготовке к учебному предмету;

- подготовку к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов,

музеев и др.);

- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы и др.

Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем. Минимальное время, отведенное на самостоятельную работу по годам обучения: с третьего по классах 0,5 часа в неделю (по 20

минут). Объем самостоятельных занятий в 3 – 8 классах составляет 99 часов.

При реализации Программы с дополнительным годом обучения, минимальное время, отведенное на самостоятельную работу в девятом классе

– 1 час в неделю. Объем самостоятельных занятий в 9 классе составляет 33 часа. Объем максимальной учебной нагрузки с 3 по 8 классы составляет 198

часов, с дополнительным годом обучения – 264 часа.


2. 2. Содержание предмета и годовые требования по классам

1 год обучения

Название темы

Теория

Практика

Всего часов

1.

Певческая постановка корпуса

-

-

-

2.

Формирование певческого дыхания

0,5

1

1,5

3.

Работа с грудным резонатором

0,5

1,5

2

4.

Работа с головным резонатором

0,5

1

1,5

5.

Формирование верного звукоизвлечения микстовой зоны

0,5

2

2,5

6.

Формирование верной певческой

позиции

0,5

1

1,5

7.

Формирование певческой дикции

-

1,5

1,5

8.

Сохранение единой позиции в скачке

0,5

2,5

3


9.

Овладение стилистическими

особенностями (диалект)

0,5

2,5

3


Итого часов:

3,5

13

16,5


2 год обучения

Название темы

Теория

Практика

Всего часов

1.

Певческая постановка корпуса

-

-

-

2.

Формирование певческого дыхания

0,5

1

1,5

3.

Работа с грудным резонатором

0,5

1,5

2

4.

Работа с головным резонатором

0,5

1

1,5

5.

Формирование верного звукоизвлечения микстовой зоны

0,5

2

2,5

6.

Формирование верной певческой позиции

0,5

1

1,5


7.

Формирование певческой дикции

-

1,5

1,5

8.

Сохранение единой позиции в скачке

0,5

2,5

3


9.

Овладение стилистическими особенностями (диалект)

0,5

2,5

3


Итого часов:

3,5

13

16,5


3 год обучения

Название темы

Теория

Практика

Всего часов

1.

Певческая постановка корпуса

-

-

-

2.

Формирование певческого дыхания

0,5

1

1,5

3.

Работа с грудным резонатором

0,5

1,5

2

4.

Работа с головным резонатором

0,5

1

1,5

5.

Формирование верного

звукоизвлечения микстовой зоны

0,5

2

2,5


6.

Формирование верной певческой

позиции

0,5

1

1,5


7.

Формирование певческой дикции

-

1,5

1,5

8.

Сохранение единой позиции в скачке

0,5

2,5

3


9.

Овладение стилистическими

особенностями (диалект)

0,5

2,5

3

Итого часов:

3,5

13

16,5


4 год обучения

Название темы

Теория

Практика

Всего часов

1.

Певческая постановка корпуса

-

-

-

2.

Формирование певческого дыхания

0,5

1

1,5

3.

Работа с грудным резонатором

0,5

1,5

2

4.

Работа с головным резонатором

0,5

1

1,5

5.

Формирование верного

звукоизвлечения микстовой зоны

0,5

2

2,5


6.

Формирование верной певческой

позиции

0,5

1

1,5


7.

Формирование певческой дикции

-

1,5

1,5

8.

Сохранение единой позиции в скачке

0,5

2,5

3


9.

Овладение стилистическими

особенностями (диалект)

0,5

2,5

3

Итого часов:

3,5

13

16,5


5 год обучения (9класс)

Название темы

Теория

Практика

Всего часов

1.

Певческая постановка корпуса

-

-

-

2.

Формирование певческого дыхания

1

5

6

3.

Работа с грудным резонатором

1

3,5

4,5


4.

Работа с головным резонатором

1

3,5

4,5

5.

Формирование верного

звукоизвлечения микстовой зоны

1

3

4


6.

Формирование верной певческой

позиции

1

3

4


7.

Формирование певческой дикции

1

3

4

8.

Сохранение единой позиции в скачке

1

2

3


9.

Овладение стилистическими

особенностями (диалект)

1


2


3

Итого часов:

8

25

33


1. Певческая постановка корпуса

Учащийся должен стоять устойчиво, на обеих ногах, выпрямив спину,

развернув плечи и держать голову прямо. При этом стоять в такой позе следует непринуждённо, свободно, без напряжения. Хорошая осанка и правильная постановка корпуса оказывают влияние на процесс голосообразования и правильный процесс дыхания.

2. Формирование певческого дыхания

Овладение нижним диафрагмальным дыханием. Следует научить каждого учащегося следующему дыхательному приёму: короткий бесшумный вдох и спокойный долгий выдох. Дыхание расходуется

экономно и распределяется равномерно от вдоха до выдоха.

3. Работа с головным, грудным и микстовым резонатором

Учащийся овладевает приёмами ощущения резонаторов, беспрепятственного их соединения, а также мягкого скольжения голоса вверх и вниз. Упражнения «дракончик», «вертолётик», «волны» и т. п.

4. Формирование единой певческой позиции, правильной подачи звука

Учащийся должен научиться ровно, произносить и пропевать все гласные звуки независимо от того, широкие они или узкие. Положение

артикуляционного аппарата должно быть естественным. Учащийся овладевает разговорной манерой звукоизвлечения.

5.Формирование певческой дикции

В начале каждого занятия необходимо произносить скороговорки с

дальнейшим их интонированием на секундовых, терцовых, квартовых попевках. Согласные должны произноситься чётко и быстро. Исходя из амплитуды разговорной речи, учащийся должен добиваться естественной, предельно экономной пластики артикуляционного аппарата, а также следить за тем, чтобы артикуляционный аппарат не был зажат и не уставал.

6. Сохранение единой позиции в скачке

Для достижения единой певческой позиции в скачке учащемуся предлагается распеть одну гласную на различные интервалы с их заполнением.

Репертуар каждому учащемуся подбирается с учётом его

психофизических особенностей. На первом этапе освоения азов народного пения необходимо включать в репертуар образцы малых жанров детского фольклора, основанные на кварто-квинтовых попевках, исполняющихся в грудном резонаторе. Благодаря исполнению и знакомству с малыми формами жанра учащийся эмоционально развивается. Ему должен быть понятен смысл песенок, закличек, обращённых к силам природы, дразнилок, скороговорок, лишь тогда он сможет правильно донести содержание текста до слушателя.

После этого учащийся начинает овладевать навыками кантиленного пения на примере жанра колыбельной песни. Здесь требуется иной эмоциональный настрой, иная подача звука, пение на пиано.

В дальнейшем следует постепенно переходить к плясовым, игровым,

лирическим песням.

Репертуар учащихся старших классов составляют песни своего региона, а

также певческие стили и традиции других областей. Помимо подлинных

образцов народной песни можно рекомендовать обработки русских народных

песен, авторские произведения.

Учащийся должен понимать, что подача звука в авторских произведениях должна быть более мягкой, прикрытой. Также в авторских песнях есть и другие сложности: большой диапазон, разнообразная динамика, требующая профессиональных вокальных данных.


Рекомендуемый репертуар

1,2,3 год обучения

1. колыбельная «Дон-дон-дон»

2. троицкая «Иди, Дуня, на базар»

3. календарная «Куры рябые»

4.закличка «Дождик, дождик, пуще»

5.русальская «Русалка – царица»

6.каледарная «Сею, сею, посеваю»

7.закличка «Солнышко, солнышко»

8. дразнилка «Степушка-Степан»

9. прибаутка « Скок, скок, поскок»

10. шуточная «Как повадился коток»

11. плясовая «Ай на горе дуб, дуб"

12. хороводная « У нас по морю»

4.5 год обучения

1.колыбельная «Баю, баю, баеньку»

2.троицкая «Венщик ли мой»

3.закличка «Жаворонки, прилетите»

4. прибаутка «А чучу, а чучу»

5. дразнилка «Рева-корова»

6. шуточная «Перевоз Дуня держала»

7. плясовая «Ай, весель, мой»

8. плясовая «Вы подруженьки»

9. луговая «Ой, ты, хмель, мой хмель»

10. хороводная «Я по улице хожу»

11.страданья «Балалаечка гудит»

12. свадебная «Как у сокола, как у ясного»

13. лирическая « Не пой, не пой, соловьюшка»











































III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Реализация программы обеспечивает:

• умение владеть собой на сцене;

• овладение народной манерой пения;

• знание стилистических особенностей сольного исполнительства разных

регионов;

• осознанное понимание ценности народной музыкальной культуры;

  • переход в разряд носителей народной певческой культуры.





































IV. Формы и методы контроля, система оценок


4. 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Основными принципами проведения и организации всех видов

контроля успеваемости являются: систематичность, учёт индивидуальных

особенностей обучаемого и коллегиальность.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,

выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних

занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Контроль осуществляется регулярно преподавателем,

оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок,

который проводится преподавателем, ведущим предмет без присутствия

комиссии.

Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление

учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с

целью определения:

- качества реализации образовательного процесса;

- качества теоретической и практической подготовки по учебному

предмету;

- уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на

определенном этапе обучения.

Формы аттестации - зачёт, экзамен. В случае, если по

Предмету «Cольное пение» промежуточная аттестация проходит в форме

академических концертов, они могут быть приравнены к зачетам или

контрольным урокам.

Виды промежуточной аттестации: академические концерты,

исполнение концертных программ, прослушивания, творческие просмотры,

творческие показы, театрализованные выступления.

Итоговая аттестация может проводиться в виде концерта

(театрализованного выступления), исполнения концертных программ,

творческого показа.


Контрольные требования на разных этапах обучения

Вид аттестации

Форма

аттестации


График проведения

аттестации

(по полугодиям)

Материал

к аттестации


Текущая

Контрольные

8, 12, 16

Песенный материал


аттестация

уроки

(согласно календарно-тематическим планам)






4. 2. Критерии оценки

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,

которые включают в себя методы контроля, контрольные задания,

позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества

приобретенных знаний, умений и навыков.

Контрольные задания в рамках текущих аттестаций могут включать в

себя индивидуальную сдачу отдельных песен или партий, индивидуальный

показ других форм работ (элементы хореографии, игра на этнографических

инструментах).

Методы контроля промежуточной и итоговой аттестации должны

быть направлены на оценку сформированных навыков сценического

выступления, ансамблевого взаимодействия.

Критерии оценки качества исполнения

Критериями оценки качества исполнения могут являться:

- точное знание слов песни;

- точное знание партии;

- стремление к соответствующей стилю манере пения;

- стремление к соблюдению диалектных особенностей;

- эмоциональность исполнения;

- соответствие художественному образу песни.

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:


Оценка, критерии оценивания выступления:

- 5 («отлично») Выступление участников ансамбля может быть

названо концертным. Яркое, экспрессивное выступление, блестящая, отточенная вокальная техника, безупречные стилевые признаки, ансамблевая стройность, выразительность и убедительность артистического облика в целом;

- 4 («хорошо») Хорошее, крепкое исполнение, с ясным художественно-музыкальным намерением, но имеется некоторое количество погрешностей, в том числе вокальных, стилевых и ансамблевых;

- 3 («удовлетворительно») Слабое выступление. Текст исполнен неточно. Удовлетворительные музыкальные и технические данные, но очевидны серьёзные недостатки звуковедения, вялость или закрепощенность артикуляционного аппарата. Недостаточность художественного мышления и отсутствие должного слухового контроля. Ансамблевое взаимодействие

на низком уровне;

- 2 («неудовлетворительно») Очень слабое исполнение, без стремления петь

выразительно. Текст исполнен, но с большим количеством разного рода ошибок. Отсутствует ансамблевое взаимодействие.

В связи с возрастными особенностями аттестуемых в 1-4 классах

система оценки может быть скорректирована в сторону упрощения. Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения она может быть отредактирована/дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.










































V. Методическое обеспечение учебного процесса


5. 1. Методические рекомендации педагогическим работникам

Основная форма учебной и воспитательной работы – урок, обычно

включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу

педагога и обучающихся над песней, рекомендации педагога относительно

способов самостоятельной работы.

Урок может иметь различную форму:

- работа над вокальным и артикуляционным аппаратом;

- постановка дыхания;

- разбор музыкального материала по партиям;

- работа над партитурой;

- постановка концертных номеров и т.п.

Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с

вокальным показом необходимых фрагментов музыкального текста, а также

прослушиванием первоисточников.

Важнейшие педагогические принципы постепенности и

последовательности в изучении материала требуют от преподавателя

применения различных подходов к учащимся, исходящих из оценки их

интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, а

также уровня подготовки.

На индивидуальных занятиях, преподавателем должен решаться целый

ряд задач:

- формирование вокально-исполнительского аппарата учащегося;

- воспитание звуковой культуры, выразительности, красоты и певучести

звучания;

- овладение различными певческими стилями;

- работа над важнейшими средствами музыкально-художественного

исполнения (точность прочтения музыкального текста, выразительность

интонации, ритмическая четкость, соблюдение динамики, фразировки,

диалекта, особенностей формообразования).

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее

развитие музыкально-исполнительских данных учащихся зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом,

глубоко продуман выбор репертуара.


5. 2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Особенности работы, предусмотренные данной программой, заключаются в подробном изучении подлинных народных традиций. Освоение материала в первую очередь должно идти через обращение к первоисточникам (аудио прослушивание, видео-просмотр, непосредственный контакт с носителями традиции). Важны также навыки работы с нотными и текстовыми расшифровками песенного материала.

Самая главная задача для участников процесса - научиться петь не

строго заученными партиями, а создавать свою, каждый раз новую версию

исполняемой песни в стилевых рамках заданного материала. Необходимо

научиться импровизации в рамках жанровых и стилистических особенностей песенного образца.

Значительное место в освоении программы занимает работа над изучением диалекта того или иного певческого стиля, поскольку диалект

влияет на формирование певческой и тембральной позиции.

Музыкальный фольклор, как синкретический вид искусства, предполагает одновременное овладение певческим, инструментальным,

хореографическим и драматическим исполнительством. Такой подход

позволит обучающимся по данной программе качественно усвоить

пройденный материал, овладеть необходимыми певческими и

исполнительскими навыками, принимать активное участие в творческой

деятельности коллектива.





























VI. Списки рекомендуемой методической и нотной литературы, аудио и видеоматериалов


6. 1. Список рекомендуемой методической и нотной литературы

1. Алексеев А., Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, «Наука», Сибирское предприятие РАН, Серия книг

«Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока»;

2. Ананичева Т., Песенные традиции Поволжья. М., «Музыка», 1991.;

3. Вендина Т.И., Попов И.А., Атлас русских народных говоров, 2004.;

4. Карачаров И.Н., Песенные традиции бассейна реки Псел. Белгород, «Крестьянское дело», 2004.;

5. Костюмы Курской губернии. Курск, 2008.;

6. Красовская Ю.Е., Человек и песня. Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности» № 14. М., «Советский композитор», 1989.;

7. Куприянова Л.Л., Русский фольклор, учебник (1-4 классы), «Мнемозина», 2002.;

8. Колотыгина И.А., Песни Ставропольского края. Исторический очерк // Музыкальный фольклор. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 15. – М., 1974. С. 65 – 78.;

9. Мельник Е., Варженские певицы и их песни. М., «Советский композитор», 1986.;

10.Новицкая М.Ю., От осени до осени. Хрестоматия. Издание центра Планетариум. М., 1994.;

11. Прокопец О.Н., Традиционная культура Тульского края. М., 1998.;

12. Руднева А.В., Курские танки и карагоды. М.,1975.;

13. Рудиченко Т.С., Донская казачья песня в историческом развитии. Ростов, 2004.;

14.Толстая С.М., Полесский народный календарь. М., «Индрик», 2005.


6. 2. Список рекомендуемой нотной литературы

1. Анисимова А.П., Песни и сказки Пензенской области Пенза,1953.;

2. Бондарева Н., Русские народные песни Алтайского края. М., 1995.;

3. Ведерникова Н.М., Фольклор Калужской губернии. ООО Издательство «Родник», 1998.;

4. Веретенников И.И., Южнорусские карагоды. Белгород, «Везелица»,1993

5. Власов А.Н., «А в Усть-Цильме поют». Сборник. Издательство «ИнКа»,1992.;

6. Гилярова Н.Н., Музыкальный фольклор Рязанской области. 2-е издание. - Рязань: ОНМЦ, 1994.;

7. Гилярова Н.Н., Новогодние поздравительные песни Рязанской области. М., 1985.;

8. Дорофеев Н.И., Русские народные песни Забайкалья. Семейский распев. «Советский композитор», 1989.;

9. Ефименкова Б.Б., Северная причеть. М., «Советский композитор», 1980

10. Мехнецов А.М., Лирические песни Томского Приобья. Л., «Советский композитор», 1986.;

11. Мехнецов А.М., Хороводные песни, записанные в Томской области. Л. «Советский композитор». 1973.;

12. Померанцева Э.В., Фольклор Ярославской области. Ярославское издательство,1958.;

13. Потанина Р.П., Обрядовые песни русской свадьбы Сибири. Новосибирск, «Наука», 1981.;

14. Рубцов Ф.А., Русские народные песни Смоленской области в записях 1930-1940-х годов. Ленинград. Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1991.;

15. Савельева Н.М., Календарные и свадебные песни села Верещаки Брянской области. Сборник. Брянск, 1993.;

16.Савельева Н.М., Сумские песни. М., МГК им. Чайковского, 1995.;

17.Тархова А., Мальков Н., Песни села Канаевки. Пенза, 2006.;

18.Терентьева Л.А., Народные песни Куйбышевской области. Куйбышевский государственный институт культуры, 1983.;

19. Фёдоров А.И., Хороводные и игровые песни Сибири. Новосибирск, «Наука», 1985.;

20. Христиансен Л.Л., Уральские народные песни.

21. Щуров В.М., Русские песни Алтая. Выпуск 1. Песни Убино-Ульбинской долины. М., «Композитор», 2004.;

22. Щуров В.М., Южнорусская песенная традиция. Исследования. М., «Советский композитор»,1987.


6. 3. Список рекомендуемых аудио и видеоматериалов, аудио и граммофонные записи этнографических исполнителей и коллективов

1. Антология. «Музыкальный фольклор СССР», «Фирма Мелодия», 1989. Пластинка 1 «Народная музыка южной России», пластинка 2 «Песни русского казачества»;

2. Антология. «Музыкальное творчество народов СССР», Музыкальный фольклор средней полосы России и Поволжья, «Фирма Мелодия», 1990.;

3. Антология. «Музыкальное творчество народов СССР», Русская народная музыка Севера и Сибири, ВТПО «Фирма Мелодия», 1990.;

4. Антология. «Музыкальное творчество народов СССР», Музыкальный фольклор западной России, «Фирма Мелодия», 1990.;

5. «Антология народной музыки. Душа народа». «Фирма Мелодия», 2009.;

6. Песни Вятской губернии и Белорусского Полесья. (Аудио приложение к книге М. Л. Копыловой «В поисках костяной иглы»), 2005: Экспедиционные записи Вятской губернии «Календарь» и «Свадьба»;

7. Из коллекции Кабинета народной музыки Воронежской государственной академии искусств, выпуски 1-8, «Фольклорный ансамбль села Фощеватово Белгородской области», «Фольклорный ансамбль села Плёхово Курской области», «Фольклорный ансамбль Русская Буйловка Воронежской области», «Фольклорный ансамбль села Глуховка Белгородской области», «Фольклорный ансамбль сел Пузево и Гвазда Воронежской области», «Фольклорный ансамбль «Воля» Воронежского государственного института искусств»;

8. Из собрания фонограмм архива Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, «Эпические стихи и притчи Русского Севера», 1986.;

9. Из собрания фонограмм архива Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, «Музыкальный эпос русского севера», 2008.;

10. «На Петра хлеб пекла». Исторические концерты Фольклорной комиссии. (Песни Русско-Белорусско-Украинского пограничья). - 2009, APE;

11. «Конь бежит колокол звенит». Песни Архангельской, Псковской и Витебской земель, 1999.;

12. Народный календарь. Песни народных праздников и обрядов. Выпуски 1 и 2. «Фирма Мелодия», 1989.;

13. Традиционная музыка русского северо-запада «Музыка Русского Поозерья», Live Music Tradition, 2005.;

14. Традиционное искусство Поозерья. «Вечериночная музыка». «Мелодия», 1990.;

15. «Казаки – некрасовцы на концерте в Московской консерватории». «Мелодия», 1984. Записи фонотеки отдела РНХ музыкального колледжа им. Гнесиных;

16. Западнорусский певческий стиль: песни Брянской, Калужской, Псковской и Смоленской областей;

17. Казачья певческая традиция: Дон, Кубань, Некрасовцы, Оренбургские

казаки, Терцы;

18. Северный певческий стиль: песни Архангельской, Вологодской,

Ленинградской, Мурманской областей;

19. Сибирская певческая традиция: песни Кемеровской, Новосибирской,

Омской, Свердловской областей и Красноярского края;

20. Средне-Волжский певческий стиль: Пенза, Саратов, Ульяновск, Уфа;

21. Среднерусский певческий стиль: песни Ивановской, Костромской, Московской и Тульской областей;

22. Уральская певческая традиция: заводской фольклор;

23. Южнорусская певческая традиция: песни Белгородской, Воронежской,

Курской, Липецкой, Рязанской областей другие аудио и видеоматериалы:

- цикл видео фильмов «Мировая деревня» и «За околицей»;

- телевизионные передачи из цикла «Странствия музыканта» ТМК «Россия-

Культура»;

- экспедиционные записи отечественных фольклористов: Гиляровой Н.Н,

Кабанова А.С., Красовского А.В., Медведевой В.Н., Мехнецова А.М., Пушкиной С.И., Щурова В.М.и др.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!