Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом авторской программы С.В. Иванова, М.В.Кузнецовой, А.О. Евдокимовой, Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой «Русский язык» с использованием УМК С.В. Иванова «Русский язык», входящего в состав образовательной системы «Начальная школа 21 века»
Программа разработана в соответствии с ООП НОО и Учебным планом МАОУ НОШ №53 .
Согласно учебному плану школы на изучение предмета «Русский язык» в начальной школе отводится 576 часов, во втором классе-127 часов.
Вариативная часть программы представлена внутрипредметным модулем «Волшебная сила слов» - 25 часов
.
1.Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
осознание языка как основного средства человеческого общения,
восприятие русского языка как явления национальной культуры,
понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели
индивидуальной культуры человека,
Метапредметные результаты:
источниках для решения учебных задач,
способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач (диалог, устные высказывания, письменные тексты),
понимание необходимости ориентироваться на позицию партнѐра, учитывать
различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью
успешного участия в диалоге,
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение
задавать вопросы.
Предметные результаты
К концу обучения во 2 классе ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные позвонкости – глухости согласные звуки;
изменяемые и неизменяемые слова;
формы слова и однокоренные слова;
однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными
корнями;
предложения по цели высказывания;
предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией.
выделять, находить:
в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
лексическое значение слова в толковом словаре;
основную мысль текста;
3) решать учебные и практические задачи:
делить слова на слоги;
использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
подбирать однокоренные слова;
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45 - 60 слов;
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографическиеи пунктуационные ошибки;
подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
перенос слов;
проверяемые безударные гласные в корнях слов;
парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные
программой);
разделительные твердый и мягкий знаки;
правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);
Ученик получит возможность научиться:
устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемымиморфемами);
определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);
различать однозначные и многозначные слова;
наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; ек; -ик; -ость;
применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, -лив;
подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способыдействий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
определять по предложенным заголовкам содержание текста;
составлять план текста;
определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
2.Содержание программы
Основное содержание обучения в программе представлено крупными блоками, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку:
«Как устроен наш язык». Блок реализует цель ознакомления учащихся с основами лингвистических знаний. На него отводится 57 часов.
«Правописание». Здесь реализуется цель формирования навыков грамотного, безошибочного письма. На его изучение отводится 58 часов.
«Развитие речи» - формирует и совершенствует коммуникативные умения учащихся. На овладение детьми письменной речью отводится 34 часа.
Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса русский язык, по-разному структурировать содержание учебников, распределять разными способами учебный материал и время для его изучения.
Последовательность блоков отражена в учебнике «Русский язык» (авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова), каждый урок пронумерован. Это позволяет строго соблюдать логику обучения. И программа, и учебник созданы исходя из требований реализации в рамках одного урока только одной цели обучения.
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (49 ч)
Фонетика и графика (9ч)
Повторение изученного в 1 классе: различение звуков и букв; ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по твердости-мягкости, по звонкости-глухости согласных звуков.Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е,ё,ю,я; в словах с непроизносимыми согласными. Деление слов на слоги. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками. Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков\, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Слово и предложение (6 ч)
Слово как единство звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением – имена существительные. Слова, называющие признаки - имена прилагательные. Слова, обозначающие действия - глаголы. Предложение. Отличие предложений от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Восклицательные и невосклицательные предложения. Слова в предложении.
Состав слова (морфемика) (16 ч)
Окончание как часть слова. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корнях. Суффикс как часть слова. Суффиксальный способ образования слов. Приставка как часть слова. Приставочный способ образования слов. Основа слова. Приставочно-суффиксальный способ образования слов.
Лексика (18 ч)
Слово и его лексическое значение. Слово в толковом словаре и тексте. Определение значения слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные, их различение. Представление о прямом и переносном значении слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слова исконные и заимствованные. Устаревшиеслова. Фразеологизм. Фразеологизм и слово. Использование фразеологизмов.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (57 ч)
Повторение правил правописания, изученных в 1 классе. Формирование орфографической зоркости. Ознакомление с правилами правописания и их применение.Перенос слов. Проверяемые безударные гласные в корнях слов. Парные звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. Непроверяемые гласные и согласные в корнях слов. Правописание разделительных твердого и мягкого знаков. Правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над. Правописание суффиксов имен существительных: -онок-, -енок-; -ок-; -ек-; -ик-; -ост(ь)-. Правописание суффиксов имен прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-. Правописание предлогов и приставок. Использование орфографического словаря для определения написания слова.
«Развитие речи» (25 ч)
Устная речь
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета.
Письменная речь
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текста Выражение в тексте законченной мысли, подбор вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к данным текстам Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов к данным текстам. Озаглавливание возможного текста по предложенному плану. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, и их особенности.
Внутрипредменый модуль «Волшебная сила слов» (25ч)
Резервные уроки (5ч)
3.Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Виды деятельности обучающихся |
| Звуки речи и буквы. | 1 | Проявлять интерес к письменной форме общения; настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими уч-ся и учителем знаково- символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов. различение звуков и букв; ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по твердости-мягкости, по звонкости-глухости согласных звуков. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ѐ, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Деление слов на слоги. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Личностные: проявлять интерес к процессу письма, к способам решения новой частной задачи, желание учиться. определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства; слово как единство звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением – имена существительные. Слова, называющие признаки, - имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, - глаголы. Предложение. Отличие предложений от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Восклицательные и невосклицательные предложения. Слова в предложении. |
| Гласные и согласные звуки и их буквы. | 1 |
| Обозначение звуков речи на письме. Ударные и безударные гласные звуки в слове | 1 |
| Согласные звуки. Согласные звонкие и глухие звуки. Согласные твѐрдые и мягкие. | 1 |
| Звонкие и глухие согласные в конце слова. | 1 |
| Учимся писать сочетания жи-ши. | 1 |
| Учимся писать сочетания ча-ща. | 1 |
| Учимся писать сочетания чу-щу. | 1 |
| Разделительный мягкий знак (ь). | 1 |
| Разделительный мягкий знак (ь). | 1 |
| Слог. | 1 |
| Учимся переносить слова. | 1 |
| Диктант по теме «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, перенос слова». | 1 |
| Анализ, работа над ошибками. Списывание текста. | 1 |
| Слоги ударные и безударные. Роль ударения. | 1 |
| Слова, называющие признаки и действия предметов | 1 |
| Слово и предложение. Словарный диктант. | 1 |
| Восклицательные и невосклицательные предложения. Слова в предложении. | 1 |
| Слова в предложении. | 1 |
| Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. | 1 |
| Вспоминаем правило написания заглавной и прописной буквы. | 1 |
| Корень как часть слова | 1 |
| Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. | 1 |
| Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. | 1 |
| Корень как общая часть родственных слов | 1 |
| Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. | 1 |
| Повторение и закрепление изученных тем. Безударные гласные в корне слова. | 1 |
| Как устроен наш язык. Фонетика. | 1 |
| Учимся писать буквы согласных в корне слова. Словарный диктант. | 1 |
| Учимся писать буквы согласных в корне слова. | 1 |
| Корень слова с чередованием согласных. | 1 |
| Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | 1 |
| Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | 1 |
| Суффикс как часть слова. Значение суффиксов | 1 |
| Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне | 1 |
| Диктант по теме «Правописание согласных в корне слова». | 1 |
| Работа над ошибками. Значение суффиксов. | 1 |
| Учимся писать слова с суффиксами –ѐнок; -онок. | 1 |
| Учимся писать слова с суффиксами –ик, -ек. | 1 |
| Значения суффиксов. Учимся писать суффикс –ость-. | 1 |
| Образование слов при помощи суффиксов. | 1 |
| Учимся писать суффиксы имѐн прилагательных. Образование прилагательных при помощи суффиксов | 1 |
| Учимся писать корни и суффиксы | 1 | Проявлять интерес к процессу письма, к способам решения новой частной задачи, желание учиться. Определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства. Ознакомление с правилами правописания и их применение: перенос слов; проверяемые безударные гласные в корнях слов; парные звонкие и глухие согласные; непроизносимые согласные; непроверяемые гласные и согласные в корнях слов; правописание разделительных твердого и мягкого знаков Правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за- , на-, над Правописание суффиксов имен существительных: -онок- , -енок-; -ок-; -ек-; - ик-; -ост(ь)-. Правописание суффиксов имен прилагательных: -ов-, - ев-, -ив-, -чив-, -лив-. Правописание предлогов и приставок. Использование орфографического словаря для определения написания слова. |
| Текущая контрольная работа по теме «Корень слова. Суффикс». | 1 |
| Анализ к/р. Работа над ошибками | 1 |
| Приставка как часть слова. Значение приставок | 1 |
| Учимся писать приставки | 1 |
| Различаем приставки с буквами о, а. | 1 |
| Образование слов с помощью приставок. | 1 |
| Учимся писать разделительный твѐрдый знак. | 1 |
| Основа слова | 1 |
| Основа слова | 1 |
| Учимся различать предлоги и приставки. | 1 |
| Повторяем правописание частей слова | 1 |
| Повторяем правописание частей слова | 1 |
| Слово и его значение. Значение слова | 1 |
| Повторяем правописание частей слова | 1 |
| Текущая контрольная работа по теме «Приставки, состав слова, образование слов». | 1 |
| Работа над ошибками. Правописание частей слов | 1 |
| Волшебная сила слов. Сокровища родного языка | 1 |
| Как сочетаются слова | 1 |
| Значение слова в словаре и тексте | 1 |
| Повторяем правописание частей слова | 1 |
| Контрольный диктант по темам «Правописание разделительных знаков Ъ и Ь, приставок и предлогов» | 1 |
| Работа над ошибками. Повторяем правописание приставок и предлогов. | 1 |
| Один текст – разные заголовки | 1 |
| Учимся озаглавливать текст | 1 |
| Слово в толковом словаре и тексте | 1 |
| Слова однозначные и многозначные | 1 |
| Учимся находить и проверять орфограммы в слове. | 1 |
| Учимся находить и проверять орфограммы в слове | 1 |
| | 1 |
| Как появляются многозначные слова | 1 |
| Как определить значение многозначного слова | 1 |
| Учимся находить и проверять орфограммы в слове | 1 |
| Слова – синонимы | 1 |
| Учимся применять орфографические правила | 1 |
| Учимся находить и проверять орфограммы в слове | 1 |
| Как используются синонимы. Синонимы в тексте | 1 |
| Учимся применять орфографические правила | 1 |
| Учимся составлять текст. Последовательность предложений в тексте. | 1 |
| Слова – антонимы. Сочетание антонимов с другими словами. | 1 |
| Контрольная работа по теме: «Состав слова, слово и его значение, синонимы, антонимы» | 1 |
| Анализ, работа над ошибками. Контрольный словарный диктант | 1 |
| Связь предложений в тексте. Списывание текста | 1 |
| Учимся составлять текст | 1 |
| Учимся применять орфографические правила | 1 |
| Учимся применять орфографические правила | 1 |
| Абзац. Учимся выделять абзацы | 1 |
| Значение заимствованных слов | 1 |
| Учимся применять орфографические правила. | 1 |
| Последовательность абзацев | 1 |
| Учимся составлять текст из абзацев | 1 |
| Устаревшие слова | 1 |
| Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова | 1 |
|
| Учимся составлять текст. Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам. | 1 | Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текстов. |
| Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова? | 1 |
| Учимся составлять план текста | 1 |
| Учимся составлять план текста. | 1 |
| Фразеологизмы. | 1 |
| Учимся применять орфографические правила | 1 |
| Составляем текст по плану | 1 |
| Учимся писать письма по плану | 1 |
| Текущая контрольная работа по теме «Лексика». | 1 |
| Значения фразеологизмов | 1 |
| Учимся применять орфографические правила | 1 |
| Текст-описание. Особенности текста-описания. | 1 |
| Учимся применять орфографические правила. | 1 |
| Учимся сочинять текст-описание. Учимся применять орфографические правила. | 1 |
| Текст-повествование. Особенности текста – повествования | 1 | |
| Учимся сочинять текст-повествование. Учимся применять орфографические правила. | 1 | |
| Описание и повествование в тексте | 1 | |
| Текст-рассуждение. Особенности текста-рассуждения | 1 | |
| Учимся составлять текст. Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам. | 1 | |
| Как используются синонимы. Синонимы в тексте | 1 | |
| Связь предложений в тексте. Списывание текста | 1 | |
| Учимся применять орфографические правила. | 1 | |
| Учимся составлять текст. Последовательность предложений в тексте. | 1 | |
| Учимся составлять текст. Последовательность предложений в тексте. | 1 | |
| Слова – антонимы. Сочетание антонимов с другими словами. | 1 | |
| Учимся применять орфографические правила. | 1 | |
| Учимся составлять текст. Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам. | 1 | |
| Как используются синонимы. Синонимы в тексте | 1 | |
| Связь предложений в тексте. Списывание текста | 1 | |
| Слова – антонимы. Сочетание антонимов с другими словами. | 1 | |
| Учимся применять орфографические правила. | 1 | |
| Текст-повествование. Особенности текста – повествования. | 1 | |
| Учимся сочинять текст-повествование. Учимся применять орфографические правила. | 1 | Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текстов. |
| Фразеологизмы. | 1 |
| Учимся применять орфографические правила. | 1 |
| Фразеологизмы. | 1 |
| Учимся применять орфографические правила. | 1 |
| Описание. Повествование. Рассуждение. Контрольное списывание текста. | 1 |
Резервные уроки-5часов |
| Резервный урок 1 Входной мониторинг образовательных достижений | 1 | Диктант с грамматическим заданием |
| Резервный урок 2 Административная контрольная работа за 1 четверть | 1 | Диктант с грамматическим заданием |
| Резервный урок 3 Административная контрольная работа за 2 четверть | 1 | Диктант с грамматическим заданием |
| Резервный урок 4 Административная контрольная работа за 3 четверть | 1 | Диктант с грамматическим заданием |
| Резервный урок 5 Промежуточная аттестация. | 1 | Диктант с грамматическим заданием |
Итого 127час |