СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык и чтение" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык и чтение" разработана в соответствии с федеральной адаптированной образовательной программой и адресована обучающимся 5 класса, имеющим интеллектуальные нарушения (вар. 9.1)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Русский язык и чтение" 5 класс»

Областное казенное общеобразовательное учреждение

«Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»



«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДЕНО»

на заседании педагогического совета приказом ОКОУ «Курская школа»

протокол от _______________ от ________________

Директор школы ______ П.В.Сеин





Рабочие программы

учебных предметов:

Русский язык

Чтение


для обучающихся 5А класса

на 2023-2024 уч. год









Ответственный за реализацию программы

Карачевцева Е.Ф.






Курск 2023





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа учебных предметов «Русский язык» и «Чтение» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599;

  • Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. №1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)");

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОКОУ «Курская школа»

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.36-48-20, "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».


Учебные предметы «Русский язык» и «Чтение» включены в предметную область «Язык и речевая практика». Недельный учебный план обучающихся 5 класса ОКОУ «Курская школа» предусматривает на освоение программы по русскому языку и чтению по 4 академических часа, 136 часов в год.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Общие цели изучения предмета «Русский язык»

Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;

― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;

― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;

― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;

― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;

― развитие положительных качеств и свойств личности.

Общая характеристика учебного предмета

Программа по русскому языку в старших классах имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.

Для решения этих взаимообусловленных задач строится содержательная часть программы. Особое внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.

Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил, сколько умение применять изученный грамматико-орфографических материал в устной и письменной форме речевой практики.

Учебник, использующийся для обучения: 5 класс./ Авторы – составители Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г., изд. М.: Просвещение, 2019, 239 с.

Освоение учебного материала в 2023-2024 учебном году осуществляется по следующему календарному учебному графику: 4 академических часа в неделю, общей трудоёмкостью учебного материала 136 академических часов в год.

Место предмета «Русский язык» в учебном плане

Предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» учебного плана ОКОУ «Курская школа»

На изучение предмета «Русский язык» отводится в 5 классе 135 часов, 34 учебные недели.

Освоение обучающимися учебного предмета предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Планируемые результаты освоения обучающимися учебного предмета «Русский язык»

Личностные результаты:

    • Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми и сверстниками; способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации.

    • Знание и уважительное отношение к Государственным символам России; понимание эмоций других людей, сочувствие, сопереживание; понимание ценности семьи, формирование чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; любовь к своему краю, к своей малой родине, месту проживания.

    • Способность идти на компромисс; проявление терпимости к людям иной национальности.

    • Умение адекватно оценивать свои возможности и силы (различает «что я хочу» и «что я могу»); сознательное и ответственное отношение к личной безопасности (что можно – что нельзя); владение навыками самообслуживания.

    • Принятие и следование общественным и групповым нормам жизнедеятельности; способность следовать усвоенным нормам при изменении условий жизнедеятельности (переход в другой класс, школу, переезд и т.д.).

    • Умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника; умение корректно привлечь к себе внимание.

    • Наличие положительной учебной мотивации; ответственное отношение к учению (выполнение всех требований, предъявляемых к ученикам).

    • Желание и умение выражать себя в доступных видах творчества; способность проявлять интерес к чтению, произведениям искусства; стремление к опрятному внешнему виду; способность ценить красоту природы, труда и творчества.

    • Стремление к соблюдению морально-этических норм (соответственно возрасту), проявление добра, умение сопереживать и чувствовать боль других людей.

    • Ценностное отношение к своему здоровью, безопасности и здоровью близких людей; наличие навыков безопасного экологически грамотного нравственного поведения в природе, в быту, в обществе; проявление дисциплинированности, последовательности и настойчивости в процессе трудовой деятельности.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

ФГОС определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы


Текущая оценка знаний, умений и навыков учащихся позволяет постоянно следить за успешностью обучения своевременно обнаруживать пробелы в знаниях отдельных учеников, принимать меры к устранению пробелов и предупреждать неуспеваемость.

Одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку является устный опрос. При оценке ответа ученика учитываются полнота и правильность ответа, степень осознанности понимания изученного, умение практически применять свои знания, последовательность изложения и речевое оформление ответа. За устные ответы:

  • оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры, допускает единичные ошибки, которые сам исправляет;

  • оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя, допускает ошибки в речи, при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет с помощью учителя;

  • оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы, излагает материал неполно, непоследовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно привести примеры, нуждается в постоянной помощи учителя.

Обучающие работы (различные виды упражнений, в том числе творческие – сочинения и изложения) оцениваются с учетом правильности, полноты и последовательности передачи содержания. При проверке изложения или сочинения выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы:

  • оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы), без ошибок в построении предложений, употреблении слов допускается 1-2 орфографические ошибки;

  • оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, с 1-2 ошибками в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки;

  • оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 3-4 ошибками в построении предложения, в употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографических ошибок.

Диктант может быть связным текстом или состоять из отдельных предложений.

Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым учеником.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу при наличии в ней 1 негрубой орфографической ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в работе 2 орфографических ошибок. «4» может быть выставлена при наличии 3 орфографических ошибок, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» может быть выставлена за работу, в которой допущено 3 и более орфографических и пунктуационных ошибок.

При выставлении оценок «5» и «4» учитывается также аккуратность выполнения работы. Не учитываются 1-2 исправления или 1 пунктуационная ошибка. Наличие 3 исправлений или 2 пунктуационных ошибок на изученные правила соответствует одной орфографической ошибке. Дисграфические ошибки не учитываются.

Примерный объем текстов контрольных работ (диктантов) в 5 классе – 50-55 слов. Учету подлежат все слова, в том числе союзы, предлоги, частицы. Контрольные диктанты должны содержать 1-2 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 35% от числа слов текста.

Текущий контроль проводится по итогам изучения тем, разделов программы по русскому языку, учебным четвертям. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля определены в учебно-тематическом планировании программы.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме итогового контроля 1 раз в год в качестве контроля освоения учебного предмета. Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года в форме контрольного диктанта с грамматическим заданием или орфографического списывания.

Учебно-тематическое планирование по предмету «Русский язык» (5 класс)

п/п

Наименование разделов

и тем

Всего часов

Из них


Контрольные работы

Развитие речи

Самостоятельные работы

1

Повторение. Звуки и буквы. Текст

15

1

2

0

2

Повторение. Предложение. Текст

16

0

1

0

3

Состав слова. Текст

28

2

2

2

4

Части речи. Текст

8

0

0

1

5

Имя существительное

16

1

2

0

6

Имя прилагательное

13

1

1

0

7

Глагол

12

1

1

0

8

Предложение. Текст

12

0

1

1

9

Повторение

14

1

3

0

10

Итого

135часов

7 часов

14 часов

4 часа



Содержание учебного предмета

Программа по русскому языку включает следующие разделы: «Повторение», «Звуки и буквы. Текст», «Предложение. Текст», «Состав слова. Текст», «Части речи. Текст», «Предложение. Текст», «Связная речь».

Повторение

Звуки и буквы. Текст

Звуки речи: гласные и согласные. Алфавит. Гласные и согласные. Несовпадение звука и буквы в слове. Согласные твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь). Парные звонкие и глухие согласные. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова.

Текст. Различение текста и не текста. Определение темы текста. Заголовок

Предложение. Текст

Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Порядок слов в предложении. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.

Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения.

Состав слова. Текст

Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

Приставка и предлог.

Части речи. Текст Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.

Имя существительное. Понятие об имени существительном. Значение имени существительного в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, собственные и нарицательные. Изменение имён существительных по числам (единственное и множественное число).

Род имён существительных, различение имен существительных по родам (мужской, женский род, средний род).

Текст. Тема и основная мысль текста.

Имя прилагательное. Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи. Изменение имен прилагательных по родам (мужской, женский и средний род). Согласование имени прилагательного с существительным в роде. Умение различать род по вопросам.

Глагол. Понятие о глаголеЗначение глагола в речи. Изменение глаголов по временам (настоящее, прошедшее и будущее время). Различение глаголов по временам.

Текст. Отборов примеров и фактов для подтверждения основной мысли.

Предложение. Текст

Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространённые и распространённые. Понятие об однородных членах предложения.

Связная речь

Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с интеллектуальными нарушениями излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом – это основа, позволяющая учащимся 5 класса овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

В 5 классе школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме.

Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, записка, письмо родителям.

Развитие речи

Заполнение дневника учащимися.

Работа с деформированным текстом.

Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся).

Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.

Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).

Повторение пройденного материала за год.

Словарь

Адрес, беседа, библиотека, благодарю, ботинки, герой, граница, до свидания, забота, здравствуй, каникулы, конверт, космос, лестница, облако, область, огромный, однажды, охрана, пассажир, победа, север, столица, телевизор, телефон.



Основные требования к умениям учащихся

Минимальный уровень:

  • принимать участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;

  • оформлять виды деловых бумаг (телеграмма, объяснительная записка, заявление, заметка в стенгазету, письмо-поздравление, объявление) с опорой на представленный образец;

  • знание отличительных признаков основных частей слова;

  • умение производить разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;

  • представления о грамматических разрядах слов;

  • уметь различать части речи по вопросу и значению;

  • использовать на письме орфографические правила после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;

  • писать небольшие по объему изложения повествовательного и описательного характера (30-35 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;

  • составлять и писать небольшие по объему сочинения (до 30 слов) повествовательного и описательного характера на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.



Достаточный уровень:

  • знание о составе слова;

  • умение разбирать слова по составу с использованием опорных схем;

  • образовывать слова с новым значением с использованием приставок и суффиксов;

  • дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи по существенным признакам;

  • определять некоторые грамматические признаки у изученных частей речи по опорной схеме или вопросам учителя;

  • писать небольшие по объему изложения повествовательного характера (70-90 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;

  • составлять и писать небольшие по объему сочинения (до 90 слов) повествовательного характера на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.




Календарно-тематическое планирование по предмету

«Русский язык» в 5 классе А

(4 ч в неделю)

п/п

Тема урока

Словарь

Задание на дом

Дата урока

1 четверть (32 урока)

1

Гласные и согласные. Алфавит. Несовпадение звука и буквы в слове.

пассажир

стр. 8, упр. 6

04.09

2

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными и, е, ё, ю, я


стр. 9, упр. 9

05.09

3

Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.

область

стр. 11, упр. 12, правило

06.09

4

Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь)


стр. 13, упр. 15

07.09

5

Р. Р. Текст. Различение текста и не текста.


стр. 15, упр. 18

11.09

6

Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова


стр. 17, упр. 21

12.09

7

Ударные и безударные гласные в слове


стр. 19, упр. 24

13.09

8

Проверка безударных гласных в слове


стр. 21, упр. 26

14.09

9

Контрольный диктант по теме «Правописание гласных и согласных в словах»


без задания

18.09

10

Анализ диктанта. Работа над ошибками.


фонетический разбор 4 слов

19.09

11

Р. Р. Определение темы текста. Заголовок


стр. 23, упр. 30

20.09

12

Звуки и буквы. Закрепление знаний


стр. 26, упр. 10, 11

21.09

13

Р. Р. Деловое письмо. Адрес на открытке и конверте


написать адрес на конверте

25.09

14

Повторение. Предложение. Текст. Выражение в предложении законченной мысли


стр. 29, упр. 36

26.09

15

Распространение предложений


стр. 31, упр. 39

27.09

16

Упражнение в распространении предложений


составить 4 предложения

28.09

17

Порядок слов в предложении


стр. 33, упр. 42

02.10

18

Связь слов в предложении


стр. 34, упр. 45

03.10

19

Главные члены предложения. Сказуемое


стр. 35, упр. 47, правило

04.10

20

Главные члены предложения. Подлежащее


стр. 37, упр. 51, правило

05.10

21

Второстепенные члены предложения


стр. 39, упр. 54, правило

09.10

22

Р. Р. Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения


стр. 40, упр. 57

10.10

23

Наблюдение за знаками препинания в конце предложений


стр. 43, упр. 60, правило

11.10

24

Контрольный диктант по теме: «Разные по интонации предложения»


без задания

12.10

25

Анализ диктанта. Работа над ошибками.


стр. 51, упр. 72

16.10

26

Предложение. Закрепление знаний.

каникулы.

составить и записать 6 предложений.

17.10

27

Вопросительные предложения.

здравствуй до свидания благодарю.

стр. 45, упр. 63

18.10

28

Восклицательные предложения.


стр. 47, упр. 66

19.10

29

Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.

облако

стр. 49, упр. 69

23.10

30

Корень и однокоренные слова.


стр. 58, упр. 78, правило

24.10

31

Общее и различия в значении однокоренных слов.

граница охрана.

стр. 60, упр. 81

25.10

32

Упражнение в подборе однокоренных слов.


без задания

26.10

2 четверть (31 урок)

33

Включение однокоренных слов в предложения


задание на карточке

07.11

34

Окончание - изменяемая часть слова.


стр. 62, упр. 84, правило

08.11

35

Установление связи между словами с помощью окончания


стр. 64, упр. 87

09.11

36

Приставка как часть слова


стр. 66, упр. 90, правило

13.11

37

Изменение значения слова в зависимости от приставки


стр. 67, упр.93

14.11

38

Приставка и предлог.


стр. 69, упр. 96, правило

15.11

39

Суффикс как часть слова.


стр. 71, упр. 99

16.11

40

Изменение значения слова в зависимости от суффикса.


стр. 74, упр. 102

20.11

41

Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне.


стр. 75, упр. 105, правило

21.11

42

Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов.


стр. 77, упр. 108

22.11

43

Слово-корень с ударной гласной.


стр. 79, упр. 111

23.11

44

Р. Р. Составление рассказа по материалам наблюдений по предложенному учителем плану «Первый снег»


без задания

27.11

45

Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов.

север

стр. 80, упр. 114

28.11

46

Проверка безударных гласных в корне слова.


стр. 82, упр. 117

29.11

47

Проверка безударных гласных в корне слова.


стр. 84, упр. 120

30.11

48

Самостоятельная работа по теме «Правописание безударных гласных в корне»


фонетический разбор 5 слов

04.12

49

Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне.


стр. 86, упр. 123

05.12

50

Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов.


стр. 88, упр. 126

06.12

51

Проверка парных и глухих согласных в корне слова.


стр. 89, упр. 129

07.12

52

Проверяемые гласные и согласные в корне.


стр. 91, упр. 132

11.12

53

Непроверяемые написания в корне.

беседа

стр. 93, упр. 135

12.12

54

Единообразное написание корня в группе однокоренных слов


стр. 95, упр. 138, правило

13.12

55

Контрольный диктант по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова».


без задания

14.12

56

Анализ диктанта. Работа над ошибками.


стр. 98, упр. 8,9

18.12

57

Состав слова. Закрепление знаний.

библиотека

стр. 96, упр. 141

19.12

58

Р. Р. Деловое письмо. Поздравительная открытка


подписать открытку другу

20.12

59

Урок-игра «Состав слова».


разбор 10 слов по составу

21.12

60

Части речи. Названия предметов, действий, признаков.


стр. 101, упр. 144

25.12

61

Понятие о частях речи. Существительное


стр. 103, упр. 147, правило

26.12

62

Глагол.


стр. 105, упр. 150

27.12

63

Имя прилагательное.


стр. 107, упр. 153

28.12

3 четверть (43 урока)

64

Различение частей речи по вопросам и значению.

забота

стр. 110, упр. 156

09.01

65

Употребление разных частей речи в предложении и тексте


стр. 111, упр. 159

10.01

66

Обобщение по теме «Части речи».


стр. 113, упр. 6,7

11.01

67

Самостоятельная работа по теме «Части речи».


без задания

15.01

68

Имя существительное. Значение существительных в речи


стр. 116, упр. 162, правило

16.01

69

Одушевленные и неодушевленные существительные.


стр. 118, упр. 165, правило

17.01

70

Собственные и нарицательные существительные.

столица

стр. 121, упр. 168, правило

18.01

71

Правописание имен собственных.

космос

стр. 123, упр. 171

22.01

72

Р. Р. Текст. Тема и основная мысль текста.


стр. 124, упр. 174

23.01

73

Понятие о единственном и множественном числе.


стр. 126, упр. 177

24.01

74

Употребление существительных в единственном и множественном числе.

ботинки

стр. 128, упр. 180

25.01

75

Изменение существительных по числам


стр. 130, упр. 183

29.01

76

Знакомство с понятием рода.


стр. 132, упр. 186, правило

30.01

77

Существительные мужского рода.

герой

стр. 135, упр. 189

31.01

78

Существительные женского рода.


стр. 136, упр. 192

01.02

79

Существительные среднего рода.


стр. 138, упр. 195

05.02

80

Различение существительных по родам.


стр. 140, упр. 198

06.02

81

Существительное. Закрепление знаний.

адрес конверт

стр. 143, упр. 201

07.02

82

Деловое письмо. Деловое письмо. Записка.


написать записку на данную тему

08.02

83

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»


без задания

12.02

84

Анализ диктанта. Работа над ошибками.


задания на карточке

13.02

85

Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи


стр. 148, упр. 204

14.02

86

Различение признаков, обозначаемых прилагательными.

огромный

стр. 149, упр. 207

15.02

87

Зависимость рода прилагательных от рода существительных.


стр. 151, упр. 210, правило

19.02

88

Окончания прилагательных мужского рода.

телефон телевизор

стр. 153, упр. 213, правило

20.02

89

Окончания прилагательных женского рода.


стр. 156, упр. 216

21.02

90

Окончания прилагательных среднего рода


стр. 157, упр. 219

22.02

91

Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода


стр. 159, упр. 222

26.02

92

Изменение прилагательных по родам.


стр. 161, упр. 225

27.02

93

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»


без задания

28.02

94

Анализ диктанта. Работа над ошибками.


стр. 163, упр. 228

29.02

95

Глагол. Значение глаголов в речи.


стр. 168, упр. 231

04.03

96

Различение действий, обозначаемых глаголами


стр. 169, упр. 234

05.03

97

Настоящее время глаголов.


стр. 171, упр. 237, правило

06.03

98

Прошедшее время глаголов.


стр. 173, упр. 240, правило

07.03

99

Будущее время глаголов.


стр. 174, упр. 243, правило

11.03

100

Различение глаголов по временам


стр. 176, упр. 246, правило

12.03

101

Глагол. Закрепление знаний.


стр. 180, упр. 252

13.03

102

Контрольный диктант по теме «Глагол».


без задания

14.03

103

Анализ диктанта. Работа над ошибками.


стр. 183, упр. 14

18.03

104

Р. Р. Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли


стр. 178, упр. 249

19.03

105

Обобщение по теме «Глагол».


стр. 183, упр. 12

20.03

106

Предложение. Текст. Главные члены предложения. Словарь: лестница.


стр. 186, упр. 255, правило

21.03

4 четверть (29 уроков)

107

Второстепенные члены предложения.


стр. 188, упр. 258, правило

01.04

108

Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным членам.


стр. 190, упр. 261

02.04

109

Различение нераспространенных и распространенных предложений


стр. 191, упр. 264

03.04

110

Распространение предложений.

победа

стр. 193, упр. 267

04.04

111

Р.Р. Творческое письмо. Восстановление деформированного текста


без задания

08.04

112

Знакомство с однородными членами предложения.


стр. 195, упр. 270

09.04

113

Дополнение предложений однородными членами.

однажды

стр. 196, упр. 273

10.04

114

Предложение. Закрепление знаний.


стр. 198, упр. 276

11.04

115

Самостоятельная работа по теме «Предложение».


Синтаксический разбор предложений

15.04

116

Обобщение по теме «Предложение».


стр. 201, упр. 14, 15

16.04

117

Повторение. Состав слова.


стр. 203, упр. 279 (2)

17.04

118

Правописания в корне слова


стр. 204, упр. 282

18.04

119

Р. Р. Деловое письмо. Письмо родным.


составить устное послание другу

22.04

120

Существительное


стр. 206, упр. 286

23.04

121

Существительное


стр. 208, упр. 290

24.04

122

Существительные собственные и нарицательные


задание на карточке

25.04

123

Категория рода имен существительных


стр. 209, упр. 291

27.04

124

Прилагательное


стр. 210, упр. 293

02.05

125

Прилагательное


стр. 212, упр. 297

06.05

126

Глагол


стр. 216, упр. 303

07.05

127

Предложение. Текст.


стр. 218, упр. 307

08.05

128

Деловое письмо. Поздравительная открытка


закончить работу

13.05

129

Деловое письмо. Поздравительная открытка


заполнить карточку

14.05

130

Итоговый контрольный диктант.


без задания

15.05

131

Анализ диктанта. Работа над ошибками.


работа по карточке

16.05

132

Распространенные и нераспространенные предложения


распространить предложения

20.05

133

Главные члены предложения


разобрать 5 предложений

21.05

134

Звуки и буквы. Повторение


без задания

22.05

135

Распространенные и нераспространенные предложения


исправить ошибки в тексте

23.05

Итого 135 уроков





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-методический комплект

Основная учебная литература для учащихся:

Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2019.

Дополнительная учебная литература для учащихся:

  • Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г., Коршунова Я.В. Русский язык 5 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2018.

  • Шехирева А.М. «Деловое письмо». Тетрадь по письму и развитию речи для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014.

Литература для учителя:

    • Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания». – М., «Просвещение», 2002

    • Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе». - М.: ВЛАДОС, 2002

    • Барская Н.М., Нислевич Л.А. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. – М., «Просвещение», 1992

    • Вакуленко Ю.А.. Весёлая грамматика. Разработки занятий, задания, игры. – Волгоград, «Учитель», 2011

    • Волина В.В. Весёлая грамматика: Орфография: Шипящие согласные и безударные гласные. – М.: Дрофа, 2002

    • Гнездилов М.В., Бабешина Н.Н, Свириденков В.П.. «Развитие речи не уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы». – М., Просвещение, 1978

    • Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». Москва. Владос, 2001г

    • Зикеев А.Г. «Практическая грамматика на уроках русского языка»: Учеб.- метод. Пособие для работы с уч-ся 4-7 кл. С(К)О учреждений: В 4 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 Ч.1: Лексика. Состав слова и словообразование. Имя существительное. Имя прилагательное

    • Зикеев А.Г. «Практическая грамматика на уроках русского языка»: Учеб.- метод. Пособие для работы с уч-ся 4-7 кл. С(К)О учреждений: В 4 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 Ч.2: Глагол. Местоимение. Причастие

    • Зикеев А.Г. «Практическая грамматика на уроках русского языка»: Учеб.- метод. Пособие для работы с уч-ся 4-7 кл. С(К)О учреждений: В 4 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 Ч.3: Деепричастие. Имя числительное. Наречие

    • Зикеев А.Г. «Практическая грамматика на уроках русского языка»: Учеб.- метод. Пособие для работы с уч-ся 4-7 кл. С(К)О учреждений: В 4 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 Ч. 4: Служебные части речи: предлог, союз, частица. Междометие

    • Ишимова О.А., Худенко Е,Д., Шаховская С.Н. «Развитие речемыслительных способностей детей»: практикум: М.: Просвещение, 2009

    • Книгина М.П. «Тесты по русскому языку» 5-й класс. – Саратов, 2003

    • Коррекционно-развивающий урок: Методические рекомендации /авт.-сост. С.И. Невмержицкая; Под ред. Т.А. Пироговой. – Калининград: КОИПКиПРО, 2007

    • Кудрявцева Е.Я. «Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида, 5-7 классы» – М.:Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003

    • Прокопенко М.Е. Русский язык и чтение. 5-7 классы. Речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения. – Волгоград, «Учитель», 2009

    • Современный урок в коррекционном классе / авт.-сост. Т.И. Нелипенко. – Волгоград: Учитель, 2013.

    • Тарасова Л.Е. Русский язык: Все правила в таблицах и схемах: -М.: АСТ: Астрель, 2010.

    • Чендулаева Е.Г. «Грамматика русского языка в таблицах». Москва. Материк-Альфа, 2005г.

    • Шабалкова Т.П. Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы. Коррекционное обучение. – Волгоград, «Учитель», 2007.

    • Юрова Е.В. Коррекция письменной речи. (Пособие по логопедии) Нач. школа. – М.: «Аквариум», 1998.

    • Э.В.Якубовская, М .И. Шишкова, И. М. Бгажнокова Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями Вариант 1. 5-9 классы Москва «Просвещение» 2018г.

Образовательные электронные ресурсы:

    • http://pedsovet.org.ru - Всероссийским интернет-педсовет

    • http://slovari.gramota/ru/portalsl.html– Словари русского языка

    • http://www.gramota.ru/-Справочно - информационный интернет-портал «Русский язык»

  • http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

  • http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

    • http://rusgram.narod.ru- Грамматика русского языка – ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка)

















ЧТЕНИЕ

Общие цели изучения предмета «Чтение»

Главная цель уроков чтения — выработка у детей навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения. Кроме общих с массовой школой задач уроки чтения в специальной школе выполняют функцию коррекции недостатков. У умственно отсталых детей исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления, в частности, затруднения в установлении последовательности и связи событий, причинной зависимости явлений. Работа над содержанием прочитанного в большой степени помогает исправить недостатки образного восприятия, активизировать словарь детей, в той или иной степени устранить нарушения монологической речи, усовершенствовать словесную систему мышления.

Планируемые результаты освоения курса по итогам обучения в 5 классе

Личностные результаты

- развитие нравственных чувств, регулирующих моральное поведение

(чувство сострадания, сопереживания, вины, стыда и т.д.); развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями литературы;

-понимание учебной задачи, поставленной учителем и способность ее выполнять;

-способность учитывать выделенные учителем в учебном материале ориентиры действия;

-способность (в сотрудничестве с учителем) адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить как по ходу его реализации, так и в конце действия необходимые коррективы;

-умение строить сообщения в устной форме;

-умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

-умение формулировать собственное мнение;

-способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты

-умение осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами;

-умение соблюдать при чтении паузы между предложениями;

-умение соблюдать при чтении интонационное оформление предложений (тон, громкость чтения, логические ударения);

-способность отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

-умение осуществлять самостоятельно и с опорой на план, схему, иллюстрации, рисунки, различные виды пересказов (полный, выборочный, по ролям);

-способность выделять главную мысль произведения;

-способность участвовать в беседе;

-умение делить текст по данным заглавиям на законченные по смыслу части;

-способность выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;

-способность заучивать стихотворения наизусть;

-способность читать доступные детские книги из школьной (домашней) библиотеки.

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 50-60 слов.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.


Учебник, использующийся для обучения: 5 класс./ Авторы – составители

З.Ф. Малышева Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2017. – 255 с.: илл.

Освоение учебного материала в 2023-2024 учебном году осуществляется по следующему календарному учебному графику: 4 академических часа в неделю, общей трудоёмкостью учебного материала 134 академических часа в год.

Учебно-тематическое планирование уроков чтения в 5 классе

п/п

Название раздела

Количество уроков

Из них

Тексты для заучивания наизусть

Внеклассное чтение

1

Устное народное творчество

23

1

1

2

Картины родной природы

36

11

0

3

О друзьях-товарищах

11

0

1

4

О животных

17

0

1

5

Из прошлого нашего народа

16

0

1

6

Спешите делать добро

13

0

1

7

Из произведений зарубежных писателей

12

0

2

8

Итого

134

12

7



Содержание учебного предмета «Чтение» в 5 классе

Устное народное творчество

Жанры устного народного творчества: считалки, потешки, загадки, пословицы. Сказки. Представление о добре и зле.

Картины родной природы

Рассказы, стихи, сказки и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли. Олицетворение природы в представлениях наших предков. Светские и православные праздники в разные времена года. Труд и развлечения детей, их помощь взрослым.

О животных

Рассказы и стихи о повадках животных, об отношении к ним человека.

Из прошлого нашего народа

Рассказы и стихи, научно-популярные статьи, содержащие краткие и доступные сведения об именитых людях прошлого и настоящего России.

Спешите делать добро

Рассказы, стихи, народные и литературные сказки, помогающие освоению нравственных эталонов, принятых в обществе людей.

Из произведений зарубежных писателей

Детские рассказы, стихи, сказки о жизни в разных странах.

Навыки чтения

Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами с переходом на словосочетания. Использование специальных текстов, состоящих из простых по слоговой структуре слов, несложных по содержанию, для более быстрого, целостного восприятия слова и понимания значения прочитанного.

Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов после предварительного анализа.

Выразительное чтение произведений с опорой на авторские ремарки. Коллективная отработка логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи. Интонация в конце предложения на основе различительных знаков препинания, интонация перечисления при однородных членах предложения.

Работа с текстом

Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.

Выделение темы и идеи произведения, соотнесение их с заглавием текста. Прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации.

Выделение в соответствии с данным планом частей текста.

Озаглавливание частей текста (с помощью учителя) после коллективного выделения.

Полный и частичный пересказ произведений по данному или коллективно составленному плану. Включение в пересказ необходимых средств связи предложений и частей текста прочитанного произведения. Чтение по ролям и драмматизация диалогов.

Оценка характера героя, подбор подтверждающих эту оценку фактов ( с помощью учителя).

Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений. Выбор и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя, с опорой на наглядный материал). Определение отношения автора к своим героям и событиям (с помощью учителя).

Практическое знакомство с жанрами устного народного творчества: сказки, считалки, потешки, пословицы и поговорки.

Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг, коллективное ведение дневников внеклассного чтения.

Литература для внеклассного чтения

1. Русские народные сказки.

2. Басни И. Крылова.

3. К. Паустовский. «Теплый хлеб»

4. Внеклассное чтение. В. Бианки «Мышонок Пик»

5. Внеклассное чтение. В. Быков «Катюша».

6. Внеклассное чтение. Я. и В. Гримм «Горшочек каши»

Основные требования к умениям учащихся

Достаточный уровень

- правильно читать доступный текст вслух целыми словами, в трудных случаях - по слогам;

- читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту;

-отвечать на вопросы учителя;

-пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты - самостоятельно;

-выражать свое отношение к поступкам героев и событиям;

-выучить наизусть 8-10 стихотворений;

- читать внеклассную литературу под наблюдением учителя и воспитателя.

Минимальный уровень

- правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слогам;

- находить, читая про себя отрывки проанализированного текста, связанные с определенными событиями;

-отвечать на вопросы по предметному содержанию текста (с помощью учителя);

- заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом учебных возможностей учащегося);

-принимать участие в уроках внеклассного чтения.













Календарно-тематическое планирование по предмету

«Чтение» в 5 классе

(4 ч в неделю)

п/п

Тема урока

Задание на дом

Дата урока

1 четверть (33 урока)

1

Устное народное творчество. Считалки. Заклички. Знакомство с произведениями малых форм устного народного творчества.

стр. 3-4, выразит. чтение

01.09

2

Устное народное творчество. Потешки. Пословицы и поговорки. Работа над смысловым содержанием.

стр. 4- 6, рисунок к пословице

04.09

3

Устное народное творчество. Загадки. Заучивание наизусть.

стр. 6-8, наизусть по выбору

06.09

4

Русская народная сказка «Никита Кожемяка». Борьба добра со злом в русской народной сказке.

стр. 11-13, вопросы

07.09

5

Русская народная сказка «Никита Кожемяка». Выборочное чтение, чтение по ролям.

стр. 11-13, чтение по ролям

08.09

6

Тофаларская сказка «Как наказали медведя». Работа над выразительным чтением.

стр. 14-15, пересказ

11.09

7

Башкирская сказка «Золотые руки». Рисование словесного портрета героини сказки.

стр. 15-18, выразит. чтение

13.09

8

Русская народная сказка «Морозко». первичное знакомство с текстом.

стр. 18-23, знакомство со сказкой

14.09

9

Русская народная сказка «Морозко». Раскрытие темы трудолюбия в сказке.

стр. 18-23, пересказ

15.09

10

Русская народная сказка «Два Мороза». Выборочное чтение. Чтение по ролям.

стр. 24-27, пересказ

18.09

11

Татарская сказка «Три дочери». Выяснение поучительного смысла сказки.

стр. 27-28, читать, рисунок к сказке

20.09

12

Внеклассное чтение. Русские народные сказки.

Пересказ по выбору

21.09

13

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Первичное знакомство с текстом.

стр. 29-31, выразит. чтение

22.09

14

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Работа над техникой чтения: правильность, осознанность, выразительность.

стр. 31-32, выразит. чтение

25.09

15

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Характеристика внешности героев.

стр. 33-35, читать, рисунок

27.09

16

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Обучение чтению наизусть.

стр. 36-37, наизусть

28.09

17

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

составить план к сказке

29.09

18

По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка». Работа над техникой чтения.

стр. 41-43, выразит. чтение

02.10

19

По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка». Выборочное чтение. Чтение по ролям.

стр. 43-45, вопросы

04.10

20

По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка». Деление текста на части. Озаглавливание частей.

стр. 45-46, рисунок к отрывку

05.10

21

По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка». Обучение пересказу по плану.

стр. 46-48, пересказ отрывка

06.10

22

По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка». Словесное рисование красоты природы в сказке.

стр. 48-50, краткий пересказ сказки

09.10

23

Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»

стр. 52, 9-10 вопросы

11.10

24

Картины родной природы. Лето. Г. Скребицкий «Июнь». Беседа о приметах лета.

стр. 53-54, пересказ

12.10

25

И. Суриков «Ярко солнце светит…». Сравнение описания лета в стихотворении И. Сурикова и в рассказе Г. Скребицкого

стр. 55, чтение наизусть

13.10

26

А. Платонов «Июльская гроза». Первичное знакомство с текстом.

стр. 55-58, выразит. чтение

16.10

27

А. Платонов «Июльская гроза». Выборочное чтение.

стр. 58-61, выразит. чтение

18.10

28

А. Платонов «Июльская гроза». Составление рассказа-описания о грозе.

пересказ рассказа

19.10

29

А. Прокофьев. «Берёзка». Беседа о красоте русской березы и природы.

стр.61-62, чтение наизусть

20.10

30

Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату». Работа над пониманием текста стихотворения

стр. 62, выразит. чтение

23.10

31

Обобщающий урок по теме «Лето» в разделе «Картины родной природы»

рисунок «Природа родного края летом»

25.10

32

Осень. Г. Скребицкий «Сентябрь». Работа над правильностью, выразительностью чтения.

стр. 64-65, выразит. чтение

26.10

33

И. Соколов-Микитов «Золотая осень». Выборочное чтение. К. Бальмонт «Осень». Обучение чтению наизусть.

стр. 68, наизусть

27.10

2 четверть (31 урок)

34

Г. Скребицкий «Добро пожаловать». Деление текста на части. Озаглавливание частей.

стр. 69-71, пересказ по плану

08.11

35

В. Астафьев « Осенние грусти».

стр. 72-73, выразит. чтение

09.11

36

И. Бунин «Первый снег». Работа над сравнениями, сложными для понимания словами и выражениями. Заучивание наизусть.

стр. 73, наизусть

10.11

37

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы . Осень»

рисунок по теме

13.11

38

Ю. Яковлев «Колючка». Выборочное чтение. Чтение по ролям.

стр. 75-77, вопросы

15.11

39

Ю. Яковлев «Колючка». Анализ произведения по вопросам учителя.

стр. 77-79, пересказ

16.11

40

Ю. Яковлев «Рыцарь Вася». Составление плана рассказа. Пересказ по плану.

стр. 80-82, пересказ по плану

17.11

41

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок). Первичное знакомство с текстом.

стр. 83-87, знакомство с текстом

20.11

42

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок). Выразительное чтение по ролям.

стр. 87, ответить на вопросы

22.11

43

В. Медведев «Фосфорический мальчик». Выяснение отношения школьников к героям рассказа.

стр. 88-89, чтение по ролям

23.11

44

В. Медведев «Фосфорический мальчик». Анализ произведения по вопросам учителя.

стр. 90-91, чтение по ролям

24.11

45

Л. Воронкова «Дорогой подарок». Первичное знакомство с текстом.

стр. 92-93, по ролям

27.11

46

Л. Воронкова «Дорогой подарок». Самостоятельное составление обучающимися вопросов к тексту.

стр.93-96, пересказ

29.11

47

Я. Аким «Твой друг». Обучение выразительному и эмоциональному чтению.

стр. 96-97, выразит. чтение

30.11

48

Обобщающий урок по теме «О друзьях - товарищах».

стр. 98, вопросы

01.12

49

Басни И. Крылова. «Ворона и лисица». Биография автора. Понятие «басня» как литературный жанр.

стр. 99-100, выразит. чтение

04.12

50

Басни И. Крылова. «Щука и кот». Чтение по ролям.

стр. 101-102, выразит. чтение

06.12

51

Басни И. Крылова. «Квартет». Выяснение и обсуждение морали басни.

стр. 102-104, выразит. чтение

07.12

52

Внеклассное чтение. Басни И. Крылова.

басня на выбор

08.12

53

Н. Хмелик «Будущий олимпиец». Сравнительный анализ поступков персонажей.

стр. 105-108, пересказ

11.12

54

О. Бондарчук «Слепой домик». Составление характеристики персонажа.

стр. 108-109, пересказ

13.12

55

В. Осеева « Бабка». Работа над техникой чтения.

стр. 110-111, выразит. чтение

14.12

56

В. Осеева « Бабка». Выборочное чтение.

стр. 112-113, пересказ

15.12

57

В. Осеева « Бабка». Обучение развернутому пересказу.

стр. 113-114, чтение по ролям

18.12

58

В. Осеева « Бабка». Обсуждение темы отношения к старшим.

стр. 115-117, пересказ

20.12

59

А. Платонов «Сухой хлеб». Работа над техникой чтения.

стр. 118-121, пересказ

21.12

60

А. Платонов «Сухой хлеб». Обсуждение такого природного явления, как засуха.

стр. 121-124, составить план

22.12

61

В. Распутин «Люся». Деление текста на части и озаглавливание частей.

стр. 124-127, пересказ

25.12

62

В. Брюсов «Труд». Объяснение понятий «труд», «труженик».

стр.127-128, выразит. чтение

27.12

63

Р. Рождественский «Огромное небо». Обсуждение истории, рассказанной автором.

стр.129, выразит. чтение

28.12

64

Внеклассное чтение. К. Паустовский. «Теплый хлеб»

пересказ

29.12

3 четверть (41 урок)

65

Обобщение по теме «Спешите делать добро»

пословицы и поговорки о добре

10.01

66

Ф. Тютчев «Зима». Разучивание стихотворения наизусть.

стр. 131-132, наизусть

11.01

67

Г. Скребицкий «Декабрь». Совершенствование техники чтения.

стр. 132-133, выразит. чтение

12.01

68

К. Бальмонт «К зиме». Работа над выразительным чтением.

стр. 133-134, наизусть

15.01

69

Г. Скребицкий «Всяк по-своему». Формулировка школьниками вопросов к тексту, ответы на них.

стр. 134-137, пересказ от лица зайца

17.01

70

С. Есенин «Поет зима, аукает…». Работа над средствами выразительности.

стр. 137-138, выразит. чтение

18.01

71

С. Есенин «Береза». Заучивание стихотворения наизусть.

стр. 138, наизусть

19.01

72

А. Пушкин «Зимняя дорога». Работа над выразительным чтением.

стр. 139, наизусть

22.01

73

Обобщающий урок по теме: «Картины родной природы. Зима»

рисунок по теме

24.01

74

Г. Скребицкий «Март».

стр. 142, вопросы

25.01

75

А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…». Работа со средствами художественной выразительности.

стр. 142-143, наизусть

26.01

76

Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы». Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования.

стр. 143-144, пересказ

29.01

77

Г. Скребицкий «Весна-красна». Беседа о признаках ранней весны.

стр. 145-147, пересказать мамину сказку

31.01

78

Г. Скребицкий «Грачи прилетели», «Заветный кораблик». Совершенствование техники чтения.

стр. 147-149, пересказ от первого лица

01.02

79

Г. Скребицкий «В весеннем лесу». Составление плана рассказа.

стр. 149-151, выразит. чтение

02.02

80

А. Толстой « Весенние ручьи». Рассказ по картине с опорой на текст.

стр. 152-154, пересказ

05.02

81

А. Пушкин. «Гонимы вешними лучами…» Работа с выразительными средствами языка.

стр. 154-155, 7 вопрос

07.02

82

А. Блок « Ворона». Работа над выразительным чтением.

стр. 155, рисунок к стихотворению

08.02

83

Е. Серова «Подснежник». Обучение чтению наизусть.

стр. 156, наизусть

09.02

84

И. Соколов-Микитов «Весна». Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования

стр. 157-158, вопросы

12.02

85

И. Бунин «Крупный дождь в саду зеленом…» Работа над выразительным чтением.

стр. 158, выразит. чтение

14.02

86

С. Есенин «Черемуха». Работа с выразительными средствами языка.

стр. 159, наизусть отрывок

15.02

87

Я. Аким «Весна, весною, о весне…». Работа над выразительным чтением

стр. 159-160, выразит. чтение

16.02

88

Обобщающий урок по теме: «Весна»

рисунок по теме

19.02

89

Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка». Первичное знакомство с текстом.

стр. 163-165, вопросы

21.02

90

Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка». Деление текста на части. Озаглавливание.

стр. 166-169, пересказ по плану

22.02

91

А. Толстой «Желтухин». Работа над техникой чтения.

стр. 169-171, выразит. чтение

26.02

92

А. Толстой «Желтухин». Озаглавливание частей.

стр. 171-173, пересказ

28.02

93

А. Толстой «Желтухин». Обучение сжатому пересказу.

стр. 173-175, пересказ от лица соловья

29.02

94

К. Паустовский « Кот Ворюга». Описание внешнего вида кота.

стр. 176-177, пересказ

01.03

95

К. Паустовский « Кот Ворюга». Анализ произведения по вопросам учителя.

стр. 177-179, пересказ

04.03

96

Б. Житков «Про обезьянку». Работа над техникой чтения.

стр. 180-183, выразит. чтение

06.03

97

Б. Житков «Про обезьянку». Деление текста на части. Озаглавливание частей.

стр. 183-184, пересказ

07.03

98

Б. Житков «Про обезьянку». Анализ текста по вопросам учителя.

стр. 184-186, пересказ от третьего лица

11.03

99

Э. Асадов «Дачники». Выяснение нравственного аспекта поступков детей.

стр. 187-189, выразит. чтение

13.03

100

Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны». Описание внешности и характера Олены Даниловны.

стр. 189-191, пересказ

14.03

101

С. Михалков «Будь человеком». Выявление морально-нравственной стороны описанного автором случая в лесу.

стр. 192-193, выразительное чтение

15.03

102

Внеклассное чтение. В. Бианки «Мышонок Пик»

пересказ

18.03

103

Обобщение по теме «О животных».

составить рассказ о домашнем питомце

20.03

104

О. Тихомиров « На поле Куликовом» Соотнесение содержания произведения с фактами из истории страны»

стр. 195-197, вопросы

21.03

105

О. Тихомиров « На поле Куликовом». Работа над описанием русского войска.

стр. 197-199, выразит. чтение

22.03

4 четверть (29 уроков)

106

О. Тихомиров « На поле Куликовом». Работа над кратким пересказом.

стр200-201, пересказ

01.04

107

По С.Алексееву «Рассказы о войне 1812 года». Работа над техникой чтения.

стр. 201-202, выразит. чтение

03.04

108

По С.Алексееву «Рассказы о войне 1812 года». Соотнесение содержания произведения с фактами истории страны.

стр.201-203, пересказ

04.04

109

Н. Некрасов. «…И снится ей жаркое лето». Обсуждение крестьянского труда

стр. 204-207, выразит. чтение

05.04

110

А. Куприн «Белый пудель». Работа над выразительным чтением, чтение по ролям.

стр. 207-208, выразит. чтение

08.04

111

А. Куприн «Белый пудель». Работа над незнакомыми, сложными для понимания словами и выражениями.

стр. 208-210, пересказ

10.04

112

А. Куприн «Белый пудель». Работа с описанием персонажей.

стр. 211-213, пересказ

11.04

113

А. Куприн «Белый пудель». Составление плана рассказа

стр. 213-216, пересказ по плану

12.04

114

Л. Жариков. «Снега, поднимитесь метелью!» Выяснение знаний школьников о событиях ВОв

стр. 217-221, знакомство с текстом

15.04

115

Л. Жариков. «Снега, поднимитесь метелью!» Соотнесение содержания произведения с фактами истории страны.

стр. 217-221, пересказ

17.04

116

Ю. Коринец «У могилы Неизвестного солдата» Беседа о подвигах солдат во время Вов.

стр. 222-223, выразит. чтение

18.04

117

Внеклассное чтение. В. Быков «Катюша».

знакомство с текстом

19.04

118

Обобщение темы «Из прошлого нашего народа»

пересказ произведения из данного раздела

22.04

119

В. Гюго « Гаврош». Первичное знакомство с текстом.

стр. 224-225, пересказ 1 главы

24.04

120

В. Гюго « Гаврош». Работа над незнакомыми и сложными для понимания словами.

стр.225-228, характеристика Гавроша

25.04

121

В. Гюго « Гаврош». Оценка поступков героя.

стр. 229, вопросы

26.04

122

М. Твен « Приключения Тома Сойера». Первичное знакомство с текстом.

стр. 229-232, пересказ

27.04

123

М. Твен « Приключения Тома Сойера». Характеристика героев.

стр. 232-235, чтение по ролям

02.05

124

М. Твен « Приключения Тома Сойера». Оценка поведения и поступков героев.

стр. 236-238, рисунок к тексту

03.05

125

С. Лагерлёф «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями» Работа над техникой чтения.

стр. 239-242, пересказ

06.05

126

С. Лагерлёф «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями». Оценка поведения и поступков героев.

стр. 243-247, пересказ

08.05

127

Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Работа над незнакомыми, сложными для понимания словами и выражениями.

стр. 247-251, знакомство с текстом

13.05

128

Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Выяснение личного отношения школьников к событиям, описанным в сказке.

стр. 247-251, пересказ по плану

15.05

129

Внеклассное чтение. Я. и В. Гримм «Горшочек каши»

рисунок к сказке

16.05

130

Просмотр мультфильма «Русалочка»

без задания

17.05

131

Внеклассное чтение. Сказки Г. Х. Андерсена

пересказ по выбору

20.05

132

Обобщение по теме «Из произведений зарубежных писателей»

Рисунок к любой сказке

22.05

133

Мини-сочинение «Мою любимый герой сказки»

без задания

23.05

134

Что почитать летом?

без задания

24.05

Итого 134 урока





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классов под редакцией И.М. Бгажноковой. 3-е издание. Москва. «Просвещение». 2011 г.

  • Э.В. Якубовская, М .И. Шишкова, И. М. Бгажнокова Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями Вариант 1. 5-9 классы Москва «Просвещение» 2018г.

  • З.Ф. Малышева Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2017. – 255 с.: илл.

  • Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).

  • А.К. Аксенова. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе, центр «Владос», 1999 г.

  • Н.Н. Светловская. Методика внеклассного чтения. М. 1991г.

  • Т.Б. Баширова. Пути становления читательской самостоятельности учащихся корр. школы. «Дефектология», 1991г.

  • И. Лалаева. Устранение нарушения чтения у учащихся коррекционной школы. М., 1978.

  • Даль В.И. Пословицы русского народа. – М.: изд. Эксмо, изд-во ННН, 2005.-616с., ил.

  • Серия «Я познаю мир». Литература. Н. В, Чудакова. М. «Астрель» 2003. 16.Г. В, Иванов, Л. С. Калюжная «Сто великих писателей» М. «Вече» 2006.


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  • http://festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»)

  • http://www.proshkolu.ru (Про школу – бесплатный школьный портал)

  • http://pedsovet.su (Сообщество взаимопомощи учителей)

  • www.gramota.ru (Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех)

  • http://www.k-yroky.ru/load/86 (К уроку. Ру Русский язык, литература. Учителям, школьникам, студентам и родителям!)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!