СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Родной русский язык», 1-4 классы. 2020 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» составлена в соответствии с требованием федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

      Учебным планом на изучение учебного предмета «Русский родной язык» начального общего образования отводится в 1 классе -16 часов из расчета 0,5 ч в неделю, во 2 классе- 17 часов из расчета 0,5 ч в неделю, в 3 классе- 17 часов из расчета 0,5 ч в неделю, в 4 классе- 15 часов из расчета 0,5 ч в неделю с 01.10. 2019 года. Всего за курс начального общего образования -66 часов.      

Просмотр содержимого документа
«родной русский язык-р.»
















Рабочая программа учебного предмета


«Родной русский язык» 1-4 классы

срок реализации 4 года

































Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» составлена в соответствии с требованием федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Учебным планом на изучение учебного предмета «Русский родной язык» начального общего образования отводится в 1 классе -16 часов из расчета 0,5 ч в неделю, во 2 классе- 17 часов из расчета 0,5 ч в неделю, в 3 классе- 17 часов из расчета 0,5 ч в неделю, в 4 классе- 15 часов из расчета 0,5 ч в неделю с 01.10. 2019 года. Всего за курс начального общего образования -66 часов.



Планируемые результаты изучения учебного предмета

Программа обеспечивает достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык».


1 класс

Предметные результаты


Общие предметные результаты освоения программы:

Обучающиеся научатся:

 распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

 использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;

 понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

 произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

 осознавать смыслоразличительную роль ударения;

 различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;


Обучающиеся получат возможность научиться:

 владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

 использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

 владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

 анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты.


2 класс

Предметные результаты


Обучающиеся научатся:

 антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;

 изобразительно-выразительные средства языка: сравнения, олицетворение, эпитеты;

 типы текстов: повествование, описание.

Обучающиеся получат возможность научиться:

 распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта, понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

 использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;

 понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

 произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

 осознавать смыслоразличительную роль ударения;

 определять прямое и переносное значение слова;

 распознавать типы текстов;

 устанавливать связь предложений в тексте;

 выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.

 восстанавливать деформированный текст;

 устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении;

 составлять планы различных видов.


3 класс

Предметные результаты


Обучающиеся научатся:

 изобразительно-выразительные средства языка: метафора, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;

 типы текстов: рассуждение, повествование, описание;

 стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный);

 структуру текста;


Обучающиеся получат возможность научиться:

 распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

 использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;

 понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

 произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

 определять тему текста и основную мысль;

 распознавать типы текстов;

 устанавливать связь предложений в тексте;

 выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте;

 определять грамматические значения заимствованных слов;

 строить словообразовательные цепочки.


4 класс

Предметные результаты


Выпускники научатся:

 многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омоформы, омофоны ;

 изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетно- публицистический;

 особенности эпистолярного жанра;

 типы текстов;

 основные элементы композиции текста.


Выпускники получат возможность научиться:

 распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

 использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;

 понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

 выразительно читать небольшой текст по образцу;

 определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

 вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;

 быть хорошим слушателем;

 определять лексическое значение слова;

 отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

 редактировать предложения;

 определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

 сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;

 распознавать типы текстов;

 устанавливать связь основных элементов композиции текста;

 распознавать стили речи.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основные содержательные линии программы учебного предмета

«Русский родной язык»


Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области

«Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными

линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.


Целевыми установками данного курса являются:

 совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;

 изучение исторических фактов развития языка;

 расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);

 включение учащихся в практическую речевую деятельность.


В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:

Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.


Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.

Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.



1 класс - 16 ч.

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (3 ч.)

Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».

Раздел 2. Язык в действии(6ч.)

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).

Смыслоразличительная роль ударения. Звукопись в стихотворном художественном тексте. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению

ошибок в сочетаемости слов).

Раздел 3. Секреты речи и текста (7 ч.)

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).



2 класс 17 ч.

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее. (7 ч.)

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).

Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).

Проектное задание: «Почему это так называется?».


Раздел 2. Язык в действии. (6 ч.)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.

Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».

Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.

Совершенствование орфографических навыков.

Раздел 3. Секреты речи и текста. (4ч.)

Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).

Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.

Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.



3 класс 17 ч.

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (9 ч.)

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).

Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).

Раздел 2. Язык в действии (5 ч.)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имѐн существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне).

Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).

Совершенствование навыков орфографического оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста (3 ч.)

Особенности устного выступления.

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер- классах, связанных с народными промыслами.

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).



4 класс 17 ч.

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (8 ч.)

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».

Раздел 2. Язык в действии (4 ч.)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).

Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста (3 ч.)

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).



Перечень практических работ и проектных заданий


1 класс

Практическая работа «Оформление буквиц и заставок».

Проектное задание «Словарь в картинках».

2 класс

Проектное задание «Почему это так называется?»

Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».

3 класс

Проектное задание «Откуда в русском языке эта фамилия».

Проектное задание «История моего имени и фамилии».

4 класс

Практическое задание «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре».

































Тематический план курса 1-4 классы


п/п


Наименование раздела


Кол-во часов

1 класс -17 ч.

1

Русский язык: прошлое и настоящее

3

2

Язык в действии

6

3

Секреты речи и текста

7


Итого:

16

2 класс -17 ч

1

Русский язык: прошлое и настоящее

7

2

Язык в действии

6

3

Секреты речи и текста

4


Итого:

17

3 класс -17 ч

1

Русский язык: прошлое и настоящее

9

2

Язык в действии

5

3

Секреты речи и текста

3


Итого:

17


4 класс -15 ч


1

Русский язык: прошлое и настоящее

8

2

Язык в действии

4

3

Секреты речи и текста

3


Итого:

15


Итого:

65ч
























Календарно – тематическое планирование

Русский родной язык

1 класс

Дата

Факт.

проведено

Кол-во

уроков

Тема урока

Формируемые УУД

1четв.




Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (3 ч).






1.

Как писали в старину?

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные



2.

Как появились буквы современного русского алфавита.



познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные



3.

Оформление книг в Древней Руси.

Практическая работа «Оформление буквиц и заставок».


познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные




Раздел 2. Язык в действии (6 ч)




4(1).

Как нельзя произносить слова.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

2четв.


5(2).

Выделяем голосом важные слова.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные



6 (3).

Как можно играть звуками.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные



7 (4).

Роль ударения.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные



8 (5).

Ударение.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные



9 (6).

Ударные и безударные буквы.



познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные




Раздел 3. Секреты речи и текста (7 ч)




10(1).

Секреты диалога.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные



11(2).

Учимся разговаривать друг с другом.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные



12(3).

Диалоговая форма устной речи.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные



13(4).

Вежливые слова. Слова благодарности.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные



14(5).

Как люди приветствуют друг друга.

Слова приветствия.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные



15(6).

Зачем людям имена?

познавательные,

личностные,

коммуникативные,

регулятивные



16(7).

Спрашиваем и отвечаем.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные



резерв

Игра «В стране Русского языка».


познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!