СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Природоведение» для 5-х классов (ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ) учителя Шестаковой И.И.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана по следующему плану:

1. Докладная записка (учебного заведения)

2. Календарный учебный график

3. Пояснительная записка

4. Общая характеристика курса

5. Место курса физики в учебном плане

6. Содержание курса

7. Содержание программы (таблица с домашним заданием)

8. Учебно-методическое обеспечение

9. Интернет- ресурсы

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Природоведение» для 5-х классов (ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ) учителя Шестаковой И.И.»

ГОРЛОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ "ИНТЕЛЛЕКТ" общеобразовательная организация, обеспечивающая потребности граждан в получении среднего общего образования в объеме Государственных образовательных стандартов, введенных в действие приказами Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики: от 25.07.2018 г.№ 665 «Об утверждении Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 30.07.2018 г. № 678 «Об утверждении Государственного образовательного стандарта основного общего образования», от 30.07.2018 г. № 679 «Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего общего образования» и зарегистрированных в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 03.08.2018 г. № 2721, № 2722, № 2723 соответственно.

В своей деятельности руководствуется следующими нормативными документами:

Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании» (Постановление № 55–ІНС от 19.06.2015) с изменениями, внесенными законом от 04.03.2016 года №111 –ІНС) (ст.63).

Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22.07.2015 года №13-43 «Об утверждении Положения и структуры Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики» (п.12.6.).

Законом Донецкой Народной Республики «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения»(№40 –ІНС от 10.04.2015 года).

Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2018года № 691 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2018-2019 учебном году».

Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 27.07.2018года № 670 «О подготовке и организованном начале 2018-2019 учебного года в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики».

Приказом Управления образования администрации города Горловка от 27.07.2018года № 398 «О подготовке и организованном начале 2018-2019 учебного года в образовательных организациях города Горловка».

Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №13 от 20.01.2015 года «О переходе на 5-балльную шкалу оценивания учебных достижений учащихся (воспитанников) в системе общего среднего и начального профессионального образования, студентов среднего профессионального образования».

Уставом общеобразовательной организации, зарегистрированном 07.07.2015 г.

 Методическими рекомендациями к оцениванию учебных достижений учащихся в системе общего и среднего образования (по 5-балльной шкале) (протокол №1 научно-методического совета Донецкого ИППО).

 Государственными санитарными правилами и нормами устройства, содержания общеобразовательных учебных учреждений и организации учебно-воспитательного процесса ГСанПиН 5.5.2.008-01.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

В 2018-2019 учебном году планирование и организация учебного процесса осуществляется по учебным четвертям (семестрам) в соответствии с Приложением 1 к Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2018 года № 691:

Для 1-9-х классов:

I четверть: с 03.09.2018 по 26.10.2018 (40 дней);

II четверть: с 05.11.2018 по 28.12.2018 (40 дней);

III четверть: с 14.01.2019 по 22.03.2019 (48 дней);

IV четверть: с 01.04.2019 по 24.05.2019 (37 дней).

Для 10 -11-х классов:

I семестр: с 03.09.2018 по 28.12.2018;

II семестр: с 14.01.2019 по 24.05.2019.

Каникулы (1-11-е классы):

осенние – 28.10.2018 – 04.11.2018

зимние – 30.12.2018 - 13.01.2019

весенние – 25.03.2019 – 31.03.2019.

Продолжительность аудиторных учебных занятий 165 дней (33 недели).

РАСПИСАНИЕ УРОКОВ

Понедельник

Четверг















Вторник

Пятница















Среда







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа по природоведению составлена на основе Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МОН ДНР № 678 от 30.07.2018 г.), согласно которого предмет «Природоведение» является составной частью образовательной отрасли «Естествознание». Программа разработана в соответствии с общими требованиями к уровню основного общего образования.


Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.


Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринимать картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и излишнее опережение.


Основная цель учебного предмета «Природоведения» в 5 классе – формирование природоведческой компетентности учащихся через усвоение системы интегрированных знаний о природе и человеке, основ экологических знаний, усовершенствование способов учебно-познавательной деятельности, развитие ценностных ориентаций в отношении к природе.


Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:


  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;


  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;


  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;


  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;


  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших


видов первой медицинской помощи.


«Природоведение» − интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии, ОБЖ.



Курс по природоведению включает четыре основных содержательных разделов и введение: «Введение. Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы. Вселенная», «Земля», «Жизнь на земле», «Здоровье человека и безопасность жизни. Человек на Земле». В рамках введения на базе материала начальной школы закладываются основные представления об эмпирическом уровне научного познания: расширяются представления учащихся о наблюдениях, опытах и измерениях и их взаимосвязи при изучении объектов природы. Второй, третьи и четвертый разделы углубляют и систематизируют знания учащихся о природных объектах, затрагивая вопросы связи мира живой и неживой природы. Учебный материал пятого раздела включен в соответствии с актуальными требованиями современной жизни и рассматривает вопросы сохранения и укрепления здоровья, безопасного поведения в окружающей среде, ресурсосберегающего потребления, а также проблем защиты среды от загрязнения и сохранения природы включены в содержание учебного процесса в рамках различной практико-ориентированной деятельности.

Учебно-тематический план

темы/раздела

Тема

Кол-во часов

Примечание

1.

Введение

3ч.

Практических работ-1

Раздел I.

Многообразие тел, веществ. Вселенная.

15ч.

Практических работ-3

Раздел II.

Земля.

17ч.

Практических работ-2

Раздел III.

Жизнь на Земле.

16ч.

Практических работ-3

Раздел IV.

Здоровье человека и безопасность жизни. Человек на Земле.

14ч.

Практических работ-1


Резервное время.

1ч.



ИТОГО

66ч.

10


Программа :

Природоведение: 5 кл. : Примерная программа основного

общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой

Народной Республики / сост. Панкина В.Е., Криворучко Н.А.,

Харченкова О.Н., Герман О.И. – 3-е издание, доработанное. –

ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 16 с.

Учебник:

Плешаков А.А. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /

А.А.Плешаков, Н.И. Сонин. – 6-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2011. – 174 с.



    • связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».


Практические работы играют большую роль в развитии психических способностей детей. Они развивают наблюдательность, образность мышления, формируют культуру умственного труда и элементы научной деятельности. Большое внимание на каждом уроке уделяется проверке домашнего задания. Главной задачей уроков природоведения является не только формирование глубоких знаний по основам естественных наук, но и воспитание у учащихся бережного отношения к окружающей действительности, любви ко всему живому, стремления сохранить нашу уникальную планету Земля.


Согласно Примерным учебным планам основного общего образования для общеобразовательных организаций ДНР программа курса рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю).


    • преподавании курса природоведения рекомендуется использовать следующие формы работы с учащимися:


  • работа в малых группах (2-5 человек);


  • проектная деятельность;

  • подготовка сообщений/ рефератов;


  • исследовательская деятельность;

  • информационно-поисковая деятельность;


  • выполнение практических работ.


Кроме того, в рамках преподавания курса природоведения могут быть освоены и эффективно использованы современные информационные и коммуникационные технологии (в рамках компетенций обучающихся).


    • процессе изучения курса учитель контролирует уровень учебных достижений учащихся с помощью различных форм работы, которые выбирает с учетом особенностей класса. Рекомендованными формами контроля являются: тестовые, комбинированные самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).


Проведение обязательных контрольных работ по природоведению не предусматривается.


  • 5-м классе предлагается 10 практических работ, 4 из которых оцениваются обязательно (по одной в каждой четверти), остальные – по выбору учителя. Кроме того, к отдельным темам приводятся темы исследований, которые рекомендуется выполнять в виде создания презентаций, разработки мини-проектов, к выполнению которых могут быть привлечены и члены семьи ученика.


Обязательными при изучении курса «Природоведение» являются фенологические наблюдения и систематическое ведение календаря погоды.


Оценивание календаря наблюдений за погодой проводится один раз в четверть







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. класс

(66 часов, 2 ч в неделю)



Кол-во


Содержание ученого материала




Учебные достижения учащихся



час













1

3



ВВЕДЕНИЕ.



Учащиеся смогут:










- описывать особенности комплекса наук о




Тема 1. Как человек изучает природу




природе.







Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия,

- обобщать знания о телах, явлениях




геология, физическая география, биология, экология).



природы, методах их изучения, об основных




Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение.

инструментах, приборах, применяемых для




Оборудованиедлянаучныхисследований(лабораторноеоборудование,

познания природы.



6



увеличительные приборы, измерительные приборы).



-

знать

правила

пользования

учебником




Великие естествоиспытатели.





«Природоведение», технику безопасности в




Практическая работа №1. Знакомство с назначением и правилами использования

кабинете при проведении практических работ.




лабораторного оборудования













Исследовательский проект. Природа вокруг нас.











Исследовательский

проект.

Как

используются

открытия

великих









естествоиспытателей: во благо человека или во вред?












РАЗДЕЛ І. МНОГООБРАЗИЕ ТЕЛ, ВЕЩЕСТВ. ВСЕЛЕННАЯ (15 ЧАСОВ)
















2

8

Тема 1. Вселенная






Учащиеся смогут:






Представления о Вселенной у древних народов.



-

формулировать современное определение




Взгляды Пифагора на форму Земли. Взгляды на Вселенную в раннем Средневековье.

и строение Вселенной,





Географические открытия XIV-XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система

- знать планеты Солнечной системы.




мира по Н. Копернику. Дж. Бруно и Г. Галилея.



- различать планеты земной группы и




Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон.

планеты-гиганты.






Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие

- знатьважнейшиеспутникипланет




звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда. Демонстрации: Карта

Солнечной системы; расположение планет,




звездного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной

орбиты, условия на планетах; особенности




системы.






строения

комет,

астероидов,

метеоров и






















7


Практическая работа № 2. Составление сравнительных таблиц планет Солнечной метеоритов;

системы

- формулировать отличие астероидов от

Исследовательский проект. Созвездия. Легенды о созвездиях.

метеоров и метеоритов;


  1. Тема 2. Многообразие тел и веществ


Тела, характеристики тел, их измерения. Вещества в окружающем мире и их использование. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси. Твердое, жидкое и газообразное состояние вещества.


Атомы и химические элементы. Молекулы. Движение молекул. Диффузия.


Демонстрации: Тел, простых и сложных веществ, смесей. Приборов и инструментов для измерения свойств тел.


Практическая работа № 3. Описание и сравнение признаков 2-3 тел и веществ Практические работы № 4. Разделение смесей



РАЗДЕЛ ІІ. ЗЕМЛЯ (17 ЧАСОВ)


3

5

Тема 1. Земля как планета


Учащиеся смогут:



Представления людей о возникновении Земли. Происхождение Земли.


- знать современные взгляды на



Внутреннее строение Земли. Ядро, мантия. Земная кора. Горные породы. Минералы,

возникновение Земли; форму и размеры



полезные ископаемые.


Земли; внутреннее строение Земли;



Природные явления. Многообразие явлений природы. Физические

и химические

- называть горные породы, минералы,



явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).

полезные ископаемые;


3

Тема 2. Суша планеты


- определять происхождение горных пород



Суша планеты. Материки, острова.


и минералов;



Природных условий материков. Уникальность планеты Земля.


- объяснять смену дня и ночи, времени года;


3

Тема 3. Атмосфера


неравномерность распределения солнечного



Воздух - смесь газов. Значение воздуха. Свойства воздуха. Облака.

Ветер. Погода.

тепла и света на поверхность Земли;



Влияние погоды на состояние живых организмов.


круговорот воды в природе; значение воды,


3

Тема 4. Гидросфера


воздуха, солнечного света и тепла для живой



Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Свойства воды. Вода на Земле. Океаны.

природы;



Моря. Кругооборот воды.


- приводить примеры природных явлений


3

Тема 5. Планета Земля как среда обитания живых организмов.


(физических, химических, биологических);



Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение,

материков, островов океанов, морей;



обеспечивающие возможность жизни на планете.


- показывать на карте материки и океаны;





острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая






















8




Демонстрации: Опыты, демонстрирующие горение веществ.

Зеландия; архипелаги: Канадский,



Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т. п.), тепловых

Малайский, Новая Земля, Британские острова;



(плавление льда и т. п.), световых (разложение белого цвета при прохождении его через

- описывать внутреннее строение Земли;



призму).

результаты наблюдений и опытов;



Практическая работа № 5. Определение на карте и глобусе экватора, полюсов,

иметь представление о погоде и климате, о



меридианов, полушарий

разнообразии климатических зон на Земле;



Практическая работа № 6. Обозначение на карте материков, крупных островов,




архипелагов




Исследовательский проект. Оценка влияния погодных условий на самочувствие




людей




РАЗДЕЛ ІІІ. ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ (16 ЧАСОВ)






4

7

Тема 1. Развитие жизни на Земле

Учащиеся смогут:



История развития жизни на планете: основные гипотезы.

- знать историю развития жизни на Земле;



Клетка. История изучения клетки. Увеличительные приборы: лупа, микроскоп.

происхождение животных, растений; как



Правила работы с микроскопом.

происходил переход от водного образа жизни



Клеточное строение организмов. Структурные компоненты клетки (мембрана,

к наземному; клеточное строение организмов,



цитоплазма, рибосомы, наследственный материал)

о клетке, как структурной единице живого; о



Практическая работа № 7. Увеличительные приборы. Правила работы с

многообразии организмов, их повсеместном



увеличительными приборами. Строение светового микроскопа

распространении на Земле; разнообразие



Практическая работа № 8 Изучение под микроскопом постоянных микропрепаратов.

растительного и животного мира разных



Исследовательский проект. Ископаемые останки организмов

материков Земли; природные зоны Земли,


9

Тема 2. Разнообразие живого на Земле и среды обитания

расположение каждой из природных зон,



Основные царства живой природы, их отличительные черты (царство Растения,

особенности растительного и животного мира



царство Животные, царство Грибы, царство Бактерии)

в них; о разнообразии жизни в морях и



Среды обитания организмов: наземно-воздушная, почвенная, водная.

океанах, о распространении жизни в



Приспособленность организмов к различным средам обитания.

прибрежной части и на глубинах мирового



Растения и животные разных материков.

океана.



Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса,

- познакомиться с историей изучения



травянистые равнины, степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

строения клетки, с разнообразием клеток;



Жизнь в морях и океанах.

- сравнивать особенности наземно-



Практическая работа № 9. Приспособление организмов к разным средам обитания

воздушной среды и приспособление




организмов к жизни в ней с особенностями




водной среды обитания, с различными




РАЗДЕЛ IV. ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ. ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ (14 ЧАСОВ)


5

4

Тема 1. Человек на Земле

Учащиеся смогут:



Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека.

- знать о первых людях, появившихся на



Страницы истории географических открытий. Географические представления

Земле, их образе жизни; о важнейших



древнегреческих ученых. Великие путешественники – первооткрыватели далеких

географических открытиях; о



земель.

путешественниках, внесших большой вклад в


6

Тема 2. Человек в природе

открытие новых земель;



Изменения в природе, вызванные деятельностью человека.

- называть путешественников Васко да



Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его

Гама, Хр. Колумб, Ф. Магеллан, Дж. Кук,



причины, борьба с опустыниванием.

Л.Беллинсгаузен, А. Лазарев.



Важнейшие экологические проблемы:

-

формулировать последствия влияния



сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и

человека на природу, экологические



опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и

проблемы, которые необходимо решать на



безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их

современном этапе; о необходимые меры по



профилактика.

охране окружающей среды.


4

Тема 3. Среда обитания человека

-

сравнивать понятие «здоровье» и



Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения.

«болезни».





Простейшие способы оказания первой помощи.

- изучать факторы, вызывающие болезнь и



Демонстрации: Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

меры предотвращения различных



Практическая работа №10. Овладение способами оказания первой медицинской

заболеваний



помощи




Исследовательский проект Человек и окружающая среда



1

Резерв


Формы аттестации учащихся

В процессе изучения курса учитель контролирует уровень учебных достижений

учащихся с помощью различных форм работы, которые выбирает с учетом особенностей

класса.

Формами контроля являются: тестовые, комбинированные

самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим

работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и

объектов).

Проведение обязательных контрольных работ по природоведению не

предусматривается.

В 5-м классе предлагается 10 практических работ, 4 из которых оцениваются

обязательно (по одной в каждой четверти), остальные – по выбору учителя. Кроме того, к

отдельным темам приводятся темы исследований, которые рекомендуется выполнять в виде

создания презентаций, разработки мини-проектов, к выполнению которых могут быть

привлечены и члены семьи ученика.

Обязательными при изучении курса «Природоведение» являются фенологические

наблюдения и систематическое ведение календаря погоды.

Оценивание календаря наблюдений за погодой проводится один раз в четверть


Планируемые результаты освоения учебного предмета.


В результате изучения природоведения учащийся должен

знать / понимать:

 естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко

характеризовать);

 многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации;

отдельные методы изучения природы;

 как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);

 строение живой клетки (главные части);

 царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

 беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);

 среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и

кратко характеризовать);

 природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры

организмов);

 как человек появился на Земле (на уровне представлений);

 как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3–5 великих

путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);

 изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

 важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

 основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические

проблемы своей местности и пути их решения.

уметь:

 узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том

числе редкие и охраняемые виды);

 определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;

 приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ,

приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений

животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под

воздействием человека;

 указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

 находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

 описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия

проведения и полученные результаты;

 сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

 описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

 использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной

задачи;

 находить значение указанных терминов в справочной литературе;

 кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера;

выделять его главную мысль;

 использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно

подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

 пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

 следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

 определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных

признаков;

 измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с

возрастными нормами;

 определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений,

грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного

поведения в природной среде;

 составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и

другими культурными растениями, домашними животными;

 оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИЗУЧИВШИХ КУРС «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ»

Примерная программа «Природоведение. 5 класс» предусматривает формирование у

учащихся универсальных учебных действий, общеучебных умений и навыков, ключевых

компетенций.

В этом направлении важной задачей для учебного предмета «Природоведение»

является развитие у обучающихся приёмов элементарной исследовательской деятельности,

способов работы с естественно-научной информацией, коммуникативных умений, способов

самостоятельной организации учебной деятельности, содержание которых направлено на:

- приемы элементарной исследовательской деятельности:

 выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных

закономерностей;

 выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна

величина, а все остальные остаются постоянными;

 использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени;

 описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам;

 выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

- способы работы с естественнонаучной информацией:

 поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе электронных);

 использование дополнительных источников информации при решении учебных задач;

 работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте

терминов, описаний наблюдений и опытов, составление плана, заполнение

предложенных таблиц).

- коммуникативные умения:

 подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и

иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку

устного выступления);

 корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе.

- способы самоорганизации учебной деятельности

 оценка собственного вклада в деятельность группы;

 самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Плешаков А.А. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /


А.А.Плешаков, Н.И. Сонин. – 6-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2011. – 174 с. : ил.

  1. Пакулова В.М. Природа.Неживая и живая (Учебник). /В. М. Пакулова, Н.В.Иванова. – М.:

Дрофа, 2008.

  1. Пакулова В.М. Природа.Неживая и живая (Рабочая тетрадь). /В. М. Пакулова, Н.В.Иванова. – М.:

Дрофа, 2009.


  1. Зарудняя Т.В. Природоведение. 5 класс. Часть 1, 2. Поурочные планы по учебнику В.М.Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа. Неживая и живая» / сост. Т.В. Зарудняя. – Волгоград, Учитель, 2003.


  1. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. – М.: Большая Российская энциклопедия,

2003.

  1. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. – М.: Дрофа, 2005.

  2. Волцит О.В. Популярный атлас-определитель. Насекомые. / О.В.Волцит, М.Е.Черняховский. –


М.: Дрофа, 2005.


  1. Новиков В.С. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. / В.С.Новиков, И.А.Губанов. – М.: Дрофа, 2005.


  1. Природоведение. 5 класс. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды). / Составитель Н.А.Касаткина. – Волгоград, Учитель, 2004.



Литература для учащихся


  1. Акимушкин И.И. Мир животных: Млекопитающие, или звери. / И.Н. Акимушкин. – М.: Мысль,

1999.

  1. Алкиберова Л.Ю. Занимательная химия: книга для учащихся, учителей и родителей. /

Л.Ю.Алкиберова. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

  1. Детская энциклопедия. Царство животных / пер. с англ. С.В.Чудова. – М.: Издат. ОНИКС 21 век,

2000.

  1. Безруков А. Занимательная география: книга для учащихся, учителей и родителей. / А.Безруков,

Г. Пивоварова. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

  1. Занимательная зоология. – Мн.: Харвест, 2002.

  2. Энциклопедия для детей. т.2 Биология / глав ред. М.Д.Аксёнова. – Аванта +, 2001.

  3. Я познаю мир. Космос: энциклопедия для детей. – М.: Изательство АСТ», МН.: Харвест, 2001.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!