Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Поломошенская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей начальных классов Протокол заседания № Руководитель МО ______________________ Дробина Н.И. «____» _____ 2017г. | «Утверждаю» Директор школы: ________________ Гасай С.В. Приказ № __ от «___» ____ 2017г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
(начального общего образования)
Модуль: «Основы мировых религиозных культур»
(4 класс)
на 2017-2018 учебный год
Составитель:
Стукалова Людмила Павловна
Учитель истории и обществознания
I категория
Экспертное заключение МО рабочей программы
предмет_____________________________________________
автор___________________________________________________________________________________
№ | Перечень вопросов для проверки | результаты |
1 | Экспертиза структуры реализуемой ОУ рабочей программы |
1.1 | Титульный лист | |
1.2 | Пояснительная записка | |
1.3 | Планируемые результаты | |
1.4 | Содержание тем учебного курса | |
1.5 | Календарно –тематическое планирование | |
1.6 | Перечень материально – технического и учебно–методического обеспечения | |
2 | Экспертиза содержания реализуемой ОУ рабочей программы |
2.1 | Соответствие содержания рабочей программы по предмету ФГОС | |
2.2 | Соответствие целей изучения предмета нормативному документу | |
2.3 | Отражение в рабочей программе требований к уровню подготовки обучающихся | |
2.4 | Соответствие заявленных в рабочей программе учебно – методических комплексов действующему перечню | |
2.5 | Соответствие объёма часов рабочей программы нормативам времени | |
| | |
Заключение:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Руководитель МО: /___________/__Дробина Н.И.
Пояснительная записка учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» начального образования.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Основы религиозных культур и светской этики» Данилюк А.Я. УМК «Школа России» в соответствии со следующими документами: Годовой календарный учебный график, Учебный план ОУ, ФГОС НОО, основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Поломошенская СОШ», Положение о рабочей программе по учебным предметам , учебным курсам по ФГОС НОО, Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования, Примерная программа по «Основам мировых религиозных культур и светской этики» , утвержденная Министерством образования и науки РФ
Программа составлена для учащихся 4 класса Лобанихинского филиала МКОУ «Поломошенская средняя общеобразовательная школа». Срок реализации программы 2017-2018 у/г. Реализуется без изменений авторской программы.
Учебно- методический комплект:
Авторская программа: Программы общеобразовательных учреждений 4-5 кл. по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Данилюк А.Я., М. «Просвещение», 2012, с24.
Учебник:
Учебник для 4-5 классов, А.Л. Беглов, С.В. Саплина, Е.С. Токарева , Данилюк А.Я. «Основы мировых религиозных культур», М. Просвещение 2012г, с 80.
Рабочие тетради:
«Основы мировых религиозных культур» 4класс, Е.В. Мацыяка, М Просвещение 2017.-92
Методические пособия:
Книга для родителей, А.Я. Данилюк, М. Просвещение, 2012 г.;
Мацыяка Е.В. Методическое пособие для учителя(поурочные разработки к учебнику«Основы мировых религиозных культур»(авторы А.. Беглов, Е.В СаплинаЕ.СТокареваА.А Ярлыкапов). М.Просвещение 2014
CD «Основы мировых религиозных культур». Тренажёр М. Просвещение 2014 год
Обоснование выбора используемого УМК.
-входит в Федеральный перечень УМК , допущенных к использованию в образовательных учреждениях,
- разработан с учетом возрастных особенностей детей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;
-методика изучения каждого модуля ориентируется на общее развитие ребенка, формирование универсальных учебных действий, формирование умений, связанных с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками восполнение его духовной и эмоциональной культуры;
- обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей;
- носит интегративный характер (развивает коммуникативные умения, языковую, социокультурную, компенсаторную, учебно-познавательную компетенции);
-развивает и воспитывает у школьников понимание важности изучения русского языка и потребности пользоваться им как средством общения, познания, социальной адаптации, воспитывает качества гражданина, патриота.
Основная цель: Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений
Задачи учебного курса ОРКСЭ
1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Общая характеристика организации учебного процесса
Формы организации обучения: урок
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно – поисковые, индуктивные, дедуктивные, самостоятельная работа.
Технологии обучения: личностно – ориентированное, проблемно – диалоговое, дифференцированное обучение
Средства обучения: учебник, рабочие тетради на печатной основе, мультимедийное оборудование, ЭОР
Режим занятий: 5 –дневная неделя , продолжительность урока 40 минут
Межпредметные связи:
- с уроками литературного чтения (составление и запись предложений и мини-текстов о героях литературных произведений, запись отдельных выражений, абзацев из текстов изучаемых произведений)
- с уроками изобразительного искусства ( написание предложений по иллюстрациям)
-с окружающим миром, историей
Место предмета в учебном плане
На реализацию программы по «Основам религиозных культур и светской этики» в 4 классе в Федеральном базисном учебном плане предусмотрено 34 часа (34 недели по 1 часу в неделю).
Планируемые результаты
УУД | Личностные результаты: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре. Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни; Формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности; Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения; Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии; Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов; Развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности; Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; Совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; Совершенствование умений в области работы с информацией, осуществление информационного поиска для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; Формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, семья, религия-как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России; знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России; знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников; формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этнических ценностей развитие эстетической сферы, способности к эмоцианальному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры, формирование общекультурной эрудиции формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности. |
Критерии оценивания по предмету соответствуют Положению «О критериях контроля и нормы оценки по учебным предметам основного среднего общего образования МКОУ «Поломошенская средняя общеобразовательная школа»
Содержание тем учебного курса «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержатель но связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы
буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как
самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов(уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа
России. Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.
Содержание тем учебного курса «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» |
Учебный модуль «Основы православной культуры» | Россия — наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство(иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), пра вославный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. |
Учебный модуль «Основы исламской культуры» | Россия — наша Родина. Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. |
Учебный модуль «Основы буддийской культуры» | Россия — наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. |
Учебный модуль «Основы иудейской культуры» | Россия — наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. |
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур» | Россия — наша Родина. Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. |
Учебный модуль «Основы светской этики» | Россия — наша Родина. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. |
Календарно – тематическое планирование на 2017-2018 у/г
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
о№ п/п | Тема урока | Кол -во часов | Характеристика учебной деятельности | Дата |
план | факт |
1 | Россия – наша Родина! | 1 | Познакомить с учебником. Мотивировать учащихся на изучение предмета «Основы мировых религиозных культур». Формировать чувство гордости за свою Родину, общее представление об отечественной религиозной и культурной традиции (многонациональная, многоконфессиональная Россия). Формировать первоначальное представление о единстве и особенностях российской национальной духовной традиции, как основе исторической, культурной и современной жизни многонационального народа России; понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы традиционной культуры. Пользоваться условными обозначениями учебника. Вести учебный, межкультурный диалог. Различать способы и средства познания духовных традиций. оценивать результаты своей работы на уроке и во внеурочной деятельности. Понимать значение духовных традиций народов России в жизни человека, семьи, общества. Осознавать ценность дружеских отношений между людьми | 5.09 | |
2-3 | Культура и религия. | 2 | Формирование мировоззрения при знакомстве с понятиями «культура» и «религия». Формировать представление о разнообразии культурных традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия». Воспитывать бережное отношение к духовным и материальным ценностям; сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни. Понимать значение понятий: религия, культура, ритуал, материальная и духовная культура. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать об основных религиях, распространённых на территории России; о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры, истории и религии, о предпосылках возникновения и нравственных основах мировых религий. Различать традиционные и нетрадиционные религии. Сопоставлять особенности мировых и национальных религий. Определять религиозные основы отдельных явлений культуры. Выявлять в них общность и различие, приводить примеры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | 12.09 19.09 | |
4-5 | Возникновение религий. Религии мира и их основатели | 2 | Возникновение религий. Первые религии. Иудаизм. Знакомить с историей возникновения и особенностями религиозных культур. Формировать образ мира как единого целостного при разнообразии культур, национальностей, религий на основе представления о возникновении религий, об основателях религий. Воспитывать интерес к событиям и явлениям исторического прошлого, чувства общности, справедливости и толерантности; уважение к чужому мнению; умение оценивать предметы и явления культуры. Понимать значение понятий: пантеон, Завет, вера в Единого Бога, иудаизм, христианство, ислам, буддизм. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о первых религиях, об истории возникновения иудаизма, христианства, ислама, буддизма. Определять нравственные основы традиционных религий. Работать с картой. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.. | 29.09 03.10 | |
6-7 | Священные книги религий мира. | 2 | Знакомство с основными священными книгами, понимание их значения и места в мировой культуре. Формирование понятия «священные книги» через ознакомление с культовыми книгами мировых религий. Воспитание уважительного отношения к священным религиозным книгам, к традициям своего народа. Понимать значение понятий: Трипитака, Библия, Ветхий Завет, Новый завет, Евангелие, Коран. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о священных книгах буддизма, иудаизма, ислама, христианства. Определять сходство этических постулатов священных религий мира. Совершенствовать умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | 10.10 17.10 | |
8 | Хранители предания в религиях мира. | 1 | Сформировать представление о хранителях предания в религиях мира. Знакомить учащимися с хранителями предания в религиях мира, с иерархией служителей культа. Воспитывать уважительное отношение к мировым религиям, толерантность. Понимать значение понятий: жрец, раввин, епископ, священник, имам, лама. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о том, когда появились хранители предания; кто такие жрецы; какую роль в иудаизме играют раввины; об иерархии христианской церкви; об организации мусульманской общины; о буддийской сангхе и ламах. Сопоставлять полученные знания с личным жизненным опытом, опытом других людей. Проверять себя и самостоятельно оценивать содержание прочитанного текста | 23.10 | |
9-10 | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. | 2 | Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; представления о душевной и физической красоте человека. Подвести обучающихся к пониманию основных категорий морали – «добро»,« зло», «гуманность». Способствовать воспитанию у обучающихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику. Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе. Понимать значение понятий: добро, зло, грех, раскаяние, воздаяние – в контексте религиозных традиций мира. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о причинах появления зла и возможностях его преодоления в контексте традиций буддизма, христианства, иудаизма, буддизма. Соотносить понятия добра и зла с личным опытом, опытом других людей. Устанавливать связи полученных знаний со знаниями по литературному чтению и окружающему миру. Проверять себя и самостоятельно оценивать содержание прочитанного текста. | 07.11 14.11 | |
11 | Человек в религиозных традициях мира. | 1 | Освоение учащимися знаний об основных действиях верующего человека в религиозных традициях мира; развитие у учащихся ценностного отношения к поведению религиозных людей. Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе. Воспитывать толерантность, уважительное отношение к мировым религиям и их представителям. Понимать значение понятий: молитва, таинство, намаз, мантра. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать об основных действиях верующего человека в религиозных традициях мира, о том, что делает верующий человек для общения с Богом, что такое молитва, таинство, намаз, мантра. Приводить примеры религиозного поведения людей из личного опыта и опыта других людей, из литературных источников. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. | 21.11 | |
12-13 | Священные сооружения | 2 | Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий. Познакомить с особенностями священных сооружений христианства , иудаизма, ислама и буддизма. Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям. Воспитывать уважительное и отношение к священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры. Понимать значение понятий: синагога, церковь, мечеть, ступа, пагода. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о назначении и устройстве синагоги, христианской церкви, мечети, ступы и пагоды. Выявлять общность и различия в устройстве и назначении священных сооружений. Осознавать при нахождении в священных необходимость соблюдения правил поведения, принятых в соответствующей религиозной общине. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. | 28.11 05.12 | |
14-15 | Искусство в религиозной культуре | 1 | Формировать представление о жанрах искусства в религиозных традициях мира. Дать элементарные представления о религиозной картине мира, в истории и культуре нашей страны. Формировать образ мира, как единого целого при разнообразии культур, национальностей, религий, развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Понимать роль искусства в религиозных культурах. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать об общих особенностях искусства в христианстве, иудаизме, исламе, буддизме. Устанавливать взаимосвязь особенностей религиозного искусства с традициями веры. Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления взаимосвязи светского и религиозного искусства. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. | 11.12 19.12 | |
16-17 | Творческие работы учащихся | 2 | Выступление учащихся со своими творческими работами, презентация творческих проектов. Иметь представление о материале, изученном на уроках модуля «Основы мировых религиозных культур», о содержании учебного проекта и способах его реализации. Обобщать и систематизировать знания. Представлять результаты коллективной или индивидуальной работы; определять наиболее эффективные способы достижения результата, оценивать свою деятельность. Обобщать и систематизировать знания, полученные на уроках «Основы мировых религиозных культур». Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. | 26.12 16.01 | |
18-19 | История религий в России | 2 | Дать представление о национальных героях и важнейших событиях истории России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности. Формирование уважения к мировым религиям как к ценностям культуры человечества. Сформировать представление о возникновении и развитии Христианства в России; показать особую роль православия в истории России. Воспитывать уважение к религиям и их представителям. Рассказывать об основных этапах возникновения и развития православия и других религий в России, о том, как и почему на Руси выбрали христианскую веру, какую роль в истории России сыграли люди, исповедовавшие ислам, буддизм, иудаизм, католическую и протестантскую веру. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Работать в группе и представлять результаты коллективной работы. Комментировать иллюстрированный ряд, соотносить текст с иллюстрациями. Аргументировать свою точку зрения. Составлять небольшой текст-рассуждение на заданную тему. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. | 23.01 30.01 | |
20-21 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | 2 | Познакомить учащихся с религиозными обычаями и обрядами в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме, которые проходят в церкви, синагоге, мечети, пагоде. Формировать толерантное отношение к обычаям и обрядам различных религиозных культур. Воспитывать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира. Понимать значение понятия «Обряды». Рассказывать о религиозных ритуалах в религиях мира, о том, что такое обряды (ритуалы) и как они возникли; какими бывают обряды в христианстве, иудаизме, исламе, буддизме. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Осознавать важность толерантного отношения к обычаям и обрядам различных религиозных культур. Совершенствовать умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. | 06.02 13.02 | |
22 | Паломничество и святыни | 1 | Познакомить учащихся с главными святынями мировых религиозных культур. Введение новых понятий и терминов- паломник, паломничество, реликвия, мощи, хадж, накхор. Воспитывать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира. Воспитывать интерес и уважение к величайшему культурному наследию разных народов. Понимать значение понятий: паломничества, реликвии, мощи. Рассказывать о паломничестве в христианстве, иудаизме, исламе, буддизме. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. осознавать этический смысл паломничеств и святынь в религиозных традициях. Комментировать иллюстрированный ряд, соотносить текст с иллюстрациями. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. | 20.02 | |
23-24 | Праздники и календари | 2 | Закрепить знания обучающихся о многообразии праздников в религиях мира. Воспитывать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира. Понимать культурно-исторический и этический смысл праздников традиционных религий России. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о главных праздниках иудеев, христиан, мусульман, буддистов. Осознавать важность толерантного отношения к праздникам и обычаям различных религиозных культур. Комментировать иллюстрированный ряд, соотносить текст с иллюстрациями. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. | 27.02 06.03 | |
25-26 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | 2 | Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе. Воспитывать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира. Десять заповедей Рассказывать о нравственных заповедях иудаизма и христианства, о нравственном учении ислама, о буддийском учении о поведении человека. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Объяснять, что общее в учениях традиционных религий. Развивать ценностное отношение к собственным поступкам. использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления нравственного содержания религий. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. | 13.03 20.03 | |
27 | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. | 1 | Создать условия для ознакомления и осознания понятий «милосердие», «забота о слабых», «милостыня», «ближний», «любовь к врагам», «сострадание», «взаимопомощь», «социальные проблемы общества» Развитие доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Объяснять нравственный смысл милостыни. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о традициях милосердия в христианстве, иудаизме, исламе, буддизме; о том, как разные религии учат состраданию, милосердию и помощи людям. Понимать необходимость проявления милосердия в собственном поведении. Комментировать иллюстрированный ряд, соотносить текст с иллюстрациями. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. | 03.04 | |
28 | Семья | 1 | Развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных отношений. Воспитывать ценностное, бережное отношение к семье. Рассказывать о том, как традиции религий России относятся к семье. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Понимать необходимость ответственного отношения к семейным ценностям. Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления ценности семьи в светской и религиозной традиции. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. | 10.04 | |
29 | Долг свобода, ответственность, труд. | 1 | Создать условия для формирования понятий свобода, долг, ответственность, учение и труд; Организовать совместную познавательную, самостоятельную деятельность обучающихся; самоконтроль и взаимоконтроль; Актуализировать личностный смысл обучающегося к этим понятиям в мировых религиях. Понимать значение понятий: долг, свобода, ответственность, труд – в контексте традиционных религий. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления ценности долга, ответственности, труда в светской и религиозной традициях. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы | 17.04 | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству | 1 | Формировать представление о роли духовного наследия в становлении российской государственности. Формировать уважительное отношение к Отечеству, развивать чувство патриотизма. Воспитывать чувства любви и уважения к своему Отечеству, к его истории, к соотечественникам. Рассказывать об исторических этапах становления духовных традиций в России. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Объяснять значение духовных традиций народов России, важность их изучения и сохранения. Сопоставлять понятия «Духовная традиция», «патриотизм», «служение», «Отечество». Размышлять о духовном мире человека, о культурных традициях и их значении в жизни человека, семьи, общества. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы | 24.04 | |
31-34 | Итоговая презентация творческих проектов | 4 | Творческие работы учащихся, проектные работы учащихся (подготовка) Подготовка творческих работ и проектов, консультации. Обобщать и систематизировать знания. Самостоятельно подходить к выбору темы для проектной или творческой работы, к выбору вида работу, осознавать конечный результат. Работать в парах и группах. Обобщать и систематизировать знания. Проверка знаний учащихся. Работать самостоятельно, осознанно подходить к выбору правильных ответов. Обобщать и систематизировать знания. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. Объяснять выбор темы и конечного результата. Анализировать ход подготовки проекта, возникшие проблемы и способы их решения. Иметь представление о материале, изученном на уроках модуля «Основы мировых религиозных культур», о содержании учебного проекта и способах его реализации. Представлять результаты коллективной или индивидуальной работы; оценивать свою деятельность. | 08.05 15.05 22.05 29.05 | |
Материально – техническое обеспечение учебно –методическое обеспечение
N п/п | Наименование средств материально-технического и учебно –методического обеспечения |
| Библиотечный фонд |
| Для учащихся: |
1 | Учебник для 4-5 классов, А.Л. Беглов, С.В. Саплина, Е.С. Токарева , Данилюк А.Я. «Основы мировых религиозных культур», М. Просвещение 2012г, с 80. |
2 | Рабочие тетради: «Основы мировых религиозных культур» 4класс, Е.В. Мацыяка, М Просвещение 2017.-92 |
3 | CD «Основы мировых религиозных культур». Тренажёр М. Просвещение 2014 год |
4 | Словари |
| Для учителя: |
1 | Методические пособия: Книга для родителей, А.Я. Данилюк, М. Просвещение, 2012 г.; |
2 | Мацыяка Е.В. Методическое пособие для учителя(поурочные разработки к учебнику«Основы мировых религиозных культур»(авторы А.. Беглов, Е.В СаплинаЕ.СТокареваА.А Ярлыкапов). М.Просвещение 2014 |
3 | Учебник для 4-5 классов, А.Л. Беглов, С.В. Саплина, Е.С. Токарева , Данилюк А.Я. «Основы мировых религиозных культур», М. Просвещение 2012г, с 80 |
4 | CD «Основы мировых религиозных культур». Тренажёр М. Просвещение 2014 год |
| Печатные пособия |
1 | Раздаточный материал |
| Технические средства обучения |
1 | Ноутбук (АРМ) Мультимедиа | Для показа презентаций, работы с ЭОР, поиска в Интернете |
| Электронные учебные пособия (диски) |
1 | CD «Основы мировых религиозных культур». Тренажёр М. Просвещение 2014 год |
| Интернет - ресурсы |
1 | http://spo.1september.ru. – газета Начальная школа |
2 | http:// festival.1 september.ru – Фестиваль Открытый урок |
3 | http://viki.rdf.ru – Детские презентации |
4 | http://pedsovet.su -Сообщество взаимопомощи учителей |
5 | http://pedlib.ru – Педагогическая библиотека |
6 | http://io.nios.ru –Электронная газета «Интерактивное образование» |
7 | http://eorhelp.ru –Электронные образовательные ресурсы |
8 | http://zavuch.info –Завуч инфо |
9 | http://prezentacii.com –Готовые презентации |
10 | http://www.akipkro.ru/kpop-main/orkce.html сайт АКИКРО , краевое УМО учителей ОРКСЭ |
11 | http://school-collection.edu.ru/ - портал «Единая коллекция образовательных ресурсов», содержит разные ресурсы по содержанию и методическим подходам, тесты и задания. |
12 | http://easyen.ru/ - сайт «Современный учительский портал», содержит методические материалы к урокам ОРКСЭ по разным модулям, видео и аудиоприложения, разработки рабочих программ и программ внеурочной деятельности |
13 | http://uchkopilka.ru/orkse - сайт «Учительская копилка» специально разработан для учительского сообщества, содержит разделы по основным предметам основной образовательной программы. Содержание категории ОРКСЭ: тематическое планирование, рабочие программы, технологии и методы работы, информационно-справочные материалы, примеры тестовых и диагностических заданий, конспекты уроков. |
Лист внесения изменений
Дата по журналу | Номера скорректированных уроков | Содержание темы | Основание |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |