СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы мировых религиозных культур» (4 класс)

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ОРКиСЭ. Модуль "Основы мировых религиозных культур".Программа разработана  для начального общего образования, 4 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы мировых религиозных культур» (4 класс)»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Поломошенская средняя общеобразовательная школа»



«Рассмотрено»

на заседании МО учителей

начальных классов

Протокол заседания №

Руководитель МО

______________________

Дробина Н.И.

«____» _____ 2017г.

«Утверждаю»

Директор школы:

________________

Гасай С.В.

Приказ № __

от «___» ____ 2017г.




Рабочая программа учебного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики»

(начального общего образования)

Модуль: «Основы мировых религиозных культур»

(4 класс)

на 2017-2018 учебный год




Составитель:

Стукалова Людмила Павловна

Учитель истории и обществознания

I категория







Экспертное заключение МО рабочей программы

предмет_____________________________________________

автор­­­­___________________________________________________________________________________

Перечень вопросов для проверки

результаты

1

Экспертиза структуры реализуемой ОУ рабочей программы

1.1

Титульный лист


1.2

Пояснительная записка


1.3

Планируемые результаты


1.4

Содержание тем учебного курса


1.5

Календарно –тематическое планирование


1.6

Перечень материально – технического и учебно–методического обеспечения


2

Экспертиза содержания реализуемой ОУ рабочей программы

2.1

Соответствие содержания рабочей программы по предмету ФГОС


2.2

Соответствие целей изучения предмета нормативному документу


2.3

Отражение в рабочей программе требований к уровню подготовки обучающихся


2.4

Соответствие заявленных в рабочей программе учебно – методических комплексов действующему перечню


2.5

Соответствие объёма часов рабочей программы нормативам времени






Заключение:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Руководитель МО: /___________/__Дробина Н.И.

Пояснительная записка учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» начального образования.


Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Основы религиозных культур и светской этики» Данилюк А.Я. УМК «Школа России» в соответствии со следующими документами: Годовой календарный учебный график, Учебный план ОУ, ФГОС НОО, основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Поломошенская СОШ», Положение о рабочей программе по учебным предметам , учебным курсам по ФГОС НОО, Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования, Примерная программа по «Основам мировых религиозных культур и светской этики» , утвержденная Министерством образования и науки РФ

Программа составлена для учащихся 4 класса Лобанихинского филиала МКОУ «Поломошенская средняя общеобразовательная школа». Срок реализации программы 2017-2018 у/г. Реализуется без изменений авторской программы.


Учебно- методический комплект:

Авторская программа: Программы общеобразовательных учреждений 4-5 кл. по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Данилюк А.Я., М. «Просвещение», 2012, с24.

Учебник:

Учебник для 4-5 классов, А.Л. Беглов, С.В. Саплина, Е.С. Токарева , Данилюк А.Я. «Основы мировых религиозных культур», М. Просвещение 2012г, с 80.

Рабочие тетради:

«Основы мировых религиозных культур» 4класс, Е.В. Мацыяка, М Просвещение 2017.-92

Методические пособия:

Книга для родителей, А.Я. Данилюк, М. Просвещение, 2012 г.;

Мацыяка Е.В. Методическое пособие для учителя(поурочные разработки к учебнику«Основы мировых религиозных культур»(авторы А.. Беглов, Е.В СаплинаЕ.СТокареваА.А Ярлыкапов). М.Просвещение 2014

CD «Основы мировых религиозных культур». Тренажёр М. Просвещение 2014 год



Обоснование выбора используемого УМК.

  • -входит в Федеральный перечень УМК , допущенных к использованию в образовательных учреждениях,

  • - разработан с учетом возрастных особенностей детей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;

  • -методика изучения каждого модуля ориентируется на общее развитие ребенка, формирование универсальных учебных действий, формирование умений, связанных с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками восполнение его духовной и эмоциональной культуры;

  • - обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей;

  • - носит интегративный характер (развивает коммуникативные умения, языковую, социокультурную, компенсаторную, учебно-познавательную компетенции);

  • -развивает и воспитывает у школьников понимание важности изучения русского языка и потребности пользоваться им как средством общения, познания, социальной адаптации, воспитывает качества гражданина, патриота.

Основная цель: Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений


Задачи учебного курса ОРКСЭ

1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

формирование уважительного отношения к  разным духовным и светским традициям;

формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;

знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.



Общая характеристика организации учебного процесса

Формы организации обучения: урок

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно – поисковые, индуктивные, дедуктивные, самостоятельная работа.

Технологии обучения: личностно – ориентированное, проблемно – диалоговое, дифференцированное обучение

Средства обучения: учебник, рабочие тетради на печатной основе, мультимедийное оборудование, ЭОР

Режим занятий: 5 –дневная неделя , продолжительность урока 40 минут

Межпредметные связи:

- с уроками литературного чтения (составление и запись предложений и мини-текстов о героях литературных произведений, запись отдельных выражений, абзацев из текстов изучаемых произведений)

- с уроками изобразительного искусства ( написание предложений по иллюстрациям)

-с окружающим миром, историей


Место предмета в учебном плане

На реализацию программы по «Основам религиозных культур и светской этики» в 4 классе в Федеральном базисном учебном плане предусмотрено 34 часа (34 недели по 1 часу в неделю).



Планируемые результаты

УУД

Личностные результаты:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре.

  • Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;

  • Формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;

  • Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания

  • Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;

  • Развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;

  • Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • Совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • Совершенствование умений в области работы с информацией, осуществление информационного поиска для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • Формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • Совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, семья, религия-как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

  • знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России;

  • знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников;

  • формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этнических ценностей

  • развитие эстетической сферы, способности к эмоцианальному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры, формирование общекультурной эрудиции

  • формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.


Критерии оценивания по предмету соответствуют Положению «О критериях контроля и нормы оценки по учебным предметам основного среднего общего образования МКОУ «Поломошенская средняя общеобразовательная школа»


Содержание тем учебного курса «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержатель но связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы

буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как

самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов(уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа

России. Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.




Содержание тем учебного курса «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»


Учебный модуль «Основы православной культуры»


Россия — наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к

труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство(иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), пра

вославный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.


Учебный модуль «Основы исламской культуры»


Россия — наша Родина.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики.

Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности

проведения. Искусство ислама.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.


Учебный модуль «Основы буддийской культуры»


Россия — наша Родина.

Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения.

Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.


Учебный модуль «Основы иудейской культуры»


Россия — наша Родина.

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и

её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские

праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.


Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»


Россия — наша Родина.

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира.

Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.


Учебный модуль «Основы светской этики»


Россия — наша Родина.

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.




















Календарно – тематическое планирование на 2017-2018 у/г

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

о№
п/п

Тема урока


Кол -во часов

Характеристика учебной деятельности

Дата

план

факт

1

Россия – наша Родина!

1

Познакомить с учебником.

Мотивировать учащихся на изучение предмета «Основы мировых религиозных культур».

Формировать чувство гордости за свою Родину, общее представление об отечественной религиозной и культурной традиции (многонациональная, многоконфессиональная Россия).

Формировать первоначальное представление о единстве и особенностях российской национальной духовной традиции, как основе исторической, культурной и современной жизни многонационального народа России; понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы традиционной культуры.

Пользоваться условными обозначениями учебника.

Вести учебный, межкультурный диалог.

Различать способы и средства познания духовных традиций.

оценивать результаты своей работы на уроке и во внеурочной деятельности.

Понимать значение духовных традиций народов России в жизни человека, семьи, общества.

Осознавать ценность дружеских отношений между людьми

5.09


2-3

Культура и религия.

2

Формирование мировоззрения при знакомстве с понятиями «культура» и «религия».

Формировать представление о разнообразии культурных традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия».

Воспитывать бережное отношение к духовным и материальным ценностям; сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни.

Понимать значение понятий: религия, культура, ритуал, материальная и духовная культура.

Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.

Рассказывать об основных религиях, распространённых на территории России; о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры, истории и религии, о предпосылках возникновения и нравственных основах мировых религий.

Различать традиционные и нетрадиционные религии.

Сопоставлять особенности мировых и национальных религий.

Определять религиозные основы отдельных явлений культуры.

Выявлять в них общность и различие, приводить примеры.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

12.09

19.09


4-5

Возникновение религий. Религии мира и их основатели

2

Возникновение религий.

Первые религии.

Иудаизм.

Знакомить с историей возникновения и особенностями религиозных культур.

Формировать образ мира как единого целостного при разнообразии культур, национальностей, религий на основе представления о возникновении религий, об основателях религий.

Воспитывать интерес к событиям и явлениям исторического прошлого, чувства общности, справедливости и толерантности; уважение к чужому мнению; умение оценивать предметы и явления культуры.

Понимать значение понятий: пантеон, Завет, вера в Единого Бога, иудаизм, христианство, ислам, буддизм.

Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.

Рассказывать о первых религиях, об истории возникновения иудаизма, христианства, ислама, буддизма.

Определять нравственные основы традиционных религий.

Работать с картой.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения..

29.09

03.10


6-7

Священные книги религий мира.

2

Знакомство с основными священными книгами, понимание их значения и места в мировой культуре.

Формирование  понятия «священные книги» через ознакомление с культовыми книгами мировых религий.

Воспитание уважительного отношения к священным религиозным книгам, к традициям своего народа.

Понимать значение понятий: Трипитака, Библия, Ветхий Завет, Новый завет, Евангелие, Коран.

Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.

Рассказывать о священных книгах буддизма, иудаизма, ислама, христианства.

Определять сходство этических постулатов священных религий мира.

Совершенствовать умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

10.10

17.10


8

Хранители предания в религиях мира.

1

Сформировать представление о хранителях предания в религиях мира.

Знакомить учащимися с хранителями предания в религиях мира, с иерархией служителей культа.

Воспитывать уважительное отношение к мировым религиям, толерантность.

Понимать значение понятий: жрец, раввин, епископ, священник, имам, лама.

Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.

Рассказывать о том, когда появились хранители предания; кто такие жрецы; какую роль в иудаизме играют раввины; об иерархии христианской церкви; об организации мусульманской общины; о буддийской сангхе и ламах.

Сопоставлять полученные знания с личным жизненным опытом, опытом других людей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать содержание прочитанного текста

23.10


9-10

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

2

Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;  представления о душевной и физической красоте человека.

Подвести обучающихся к пониманию основных категорий морали – «добро»,« зло», «гуманность».

Способствовать воспитанию у обучающихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.

Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

Понимать значение понятий: добро, зло, грех, раскаяние, воздаяние – в контексте религиозных традиций мира.

Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.

Рассказывать о причинах появления зла и возможностях его преодоления в контексте традиций буддизма, христианства, иудаизма, буддизма.

Соотносить понятия добра и зла с личным опытом, опытом других людей.

Устанавливать связи полученных знаний со знаниями по литературному чтению и окружающему миру.

Проверять себя и самостоятельно оценивать содержание прочитанного текста.

07.11

14.11


11

Человек в религиозных традициях мира.

1

Освоение  учащимися  знаний  об  основных  действиях верующего человека в религиозных традициях мира; развитие у учащихся ценностного отношения к поведению религиозных людей.

Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

Воспитывать толерантность, уважительное отношение к мировым религиям и их представителям.

Понимать значение понятий: молитва, таинство, намаз, мантра.

Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.

Рассказывать об основных действиях верующего человека в религиозных традициях мира, о том, что делает верующий человек для общения с Богом, что такое молитва, таинство, намаз, мантра.

Приводить примеры религиозного поведения людей из личного опыта и опыта других людей, из литературных источников.

Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы.

21.11


12-13

Священные сооружения

2

Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.

Познакомить  с особенностями священных сооружений христианства , иудаизма, ислама и буддизма.

Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям.

Воспитывать уважительное и отношение к священным сооружениям разных  религиозных культур как к памятникам мировой культуры.

Понимать значение понятий: синагога, церковь, мечеть, ступа, пагода.

Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.

Рассказывать о назначении и устройстве синагоги, христианской церкви, мечети, ступы и пагоды.

Выявлять общность и различия в устройстве и назначении священных сооружений.

Осознавать при нахождении в священных необходимость соблюдения правил поведения, принятых в соответствующей религиозной общине.

Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы.

28.11

05.12


14-15

Искусство в религиозной культуре

1

Формировать представление о жанрах искусства в религиозных традициях мира.

Дать элементарные представления о религиозной картине мира, в истории и культуре нашей страны.

Формировать образ мира, как единого целого при разнообразии культур, национальностей, религий, развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Понимать роль искусства в религиозных культурах.

Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.

Рассказывать об общих особенностях искусства в христианстве, иудаизме, исламе, буддизме.

Устанавливать взаимосвязь особенностей религиозного искусства с традициями веры.

Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления взаимосвязи светского и религиозного искусства.

Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы.

11.12

19.12


16-17

Творческие работы учащихся

2

Выступление учащихся со своими творческими работами, презентация творческих проектов.


Иметь представление о материале, изученном на уроках модуля «Основы мировых религиозных культур», о содержании учебного проекта и способах его реализации.

Обобщать и систематизировать знания.

Представлять результаты коллективной или индивидуальной работы; определять наиболее эффективные способы достижения результата, оценивать свою деятельность.

Обобщать и систематизировать знания, полученные на уроках «Основы мировых религиозных культур».

Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы.

26.12

16.01


18-19

История религий в России

2

Дать представление о национальных героях и важнейших событиях истории России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности.

Формирование уважения к мировым религиям как к ценностям культуры человечества.

Сформировать представление  о возникновении и развитии Христианства в России; показать особую роль православия в истории России.

Воспитывать уважение к религиям и их представителям.

Рассказывать об основных этапах возникновения и развития православия и других религий в России, о том, как и почему на Руси выбрали христианскую веру, какую роль в истории России сыграли люди, исповедовавшие ислам, буддизм, иудаизм, католическую и протестантскую веру.

Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.

Работать в группе и представлять результаты коллективной работы.

Комментировать иллюстрированный ряд, соотносить текст с иллюстрациями.

Аргументировать свою точку зрения.

Составлять небольшой текст-рассуждение на заданную тему.

Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы.

23.01

30.01


20-21

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

2

Познакомить учащихся с религиозными обычаями и обрядами в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме, которые проходят в церкви, синагоге, мечети, пагоде.

Формировать толерантное отношение к обычаям и обрядам различных

религиозных культур.

Воспитывать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира.

Понимать значение понятия «Обряды».

Рассказывать о религиозных ритуалах в религиях мира, о том, что такое обряды (ритуалы) и как они возникли; какими бывают обряды в христианстве, иудаизме, исламе, буддизме.

Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.

Осознавать важность толерантного отношения к обычаям и обрядам различных религиозных культур.

Совершенствовать умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания.

Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы.

06.02

13.02


22

Паломничество и святыни

1

Познакомить учащихся с главными святынями мировых религиозных культур.

Введение новых понятий и терминов- паломник, паломничество, реликвия, мощи, хадж, накхор.

Воспитывать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира.

Воспитывать интерес и уважение к величайшему культурному наследию разных народов.

Понимать значение понятий: паломничества, реликвии, мощи.

Рассказывать о паломничестве в христианстве, иудаизме, исламе, буддизме.

Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.

осознавать этический смысл паломничеств и святынь в религиозных традициях.

Комментировать иллюстрированный ряд, соотносить текст с иллюстрациями.

Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы.

20.02


23-24

Праздники и календари

2

Закрепить знания обучающихся о  многообразии праздников в религиях мира.

Воспитывать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира.

Понимать культурно-исторический и этический смысл праздников традиционных религий России.

Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.

Рассказывать о главных праздниках иудеев, христиан, мусульман, буддистов.

Осознавать важность толерантного отношения к праздникам и обычаям различных религиозных культур.

Комментировать иллюстрированный ряд, соотносить текст с иллюстрациями.

Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы.

27.02

06.03


25-26

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

2

Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

Воспитывать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира.

Десять заповедей

Рассказывать о нравственных заповедях иудаизма и христианства, о нравственном учении ислама, о буддийском учении о поведении человека.

Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.

Объяснять, что общее в учениях традиционных религий.

Развивать ценностное отношение к собственным поступкам.

использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления нравственного содержания религий.

Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы.

13.03

20.03


27

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

1

Создать условия для ознакомления и осознания понятий «милосердие», «забота о слабых», «милостыня», «ближний», «любовь к врагам», «сострадание», «взаимопомощь», «социальные проблемы общества»

Развитие доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Объяснять нравственный смысл милостыни.

Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.

Рассказывать о традициях милосердия в христианстве, иудаизме, исламе, буддизме; о том, как разные религии учат состраданию, милосердию и помощи людям.

Понимать необходимость проявления милосердия в собственном поведении.

Комментировать иллюстрированный ряд, соотносить текст с иллюстрациями.

Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы.

03.04


28

Семья

1

Развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных отношений.

Воспитывать ценностное, бережное отношение к семье.

Рассказывать о том, как традиции религий России относятся к семье.

Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.

Понимать необходимость ответственного отношения к семейным ценностям.

Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления ценности семьи в светской и религиозной традиции.

Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы.

10.04


29

Долг свобода, ответственность, труд.

1

Создать условия для формирования понятий свобода, долг, ответственность, учение и труд;

Организовать совместную познавательную, самостоятельную деятельность обучающихся; самоконтроль и взаимоконтроль;

Актуализировать личностный смысл обучающегося к этим понятиям в мировых религиях.

Понимать значение понятий: долг, свобода, ответственность, труд – в контексте традиционных религий.

Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.

Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления ценности долга, ответственности, труда в светской и религиозной традициях.

Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы

17.04


30

Любовь и уважение к Отечеству

1

Формировать представление о роли духовного наследия в становлении российской государственности.

Формировать уважительное отношение к Отечеству, развивать чувство патриотизма.

Воспитывать чувства любви и уважения   к своему  Отечеству, к его истории, к соотечественникам.

Рассказывать об исторических этапах становления духовных традиций в России.

Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.

Объяснять значение духовных традиций народов России, важность их изучения и сохранения.

Сопоставлять понятия «Духовная традиция», «патриотизм», «служение», «Отечество».

Размышлять о духовном мире человека, о культурных традициях и их значении в жизни человека, семьи, общества.

Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы

24.04


31-34

Итоговая презентация творческих проектов

4

Творческие работы учащихся, проектные работы учащихся (подготовка)

Подготовка творческих работ и проектов, консультации.

Обобщать и систематизировать знания.

Самостоятельно подходить к выбору темы для проектной или творческой работы, к выбору вида работу, осознавать конечный результат.

Работать в парах и группах.

Обобщать и систематизировать знания.

Проверка знаний учащихся.

Работать самостоятельно, осознанно подходить к выбору правильных ответов.

Обобщать и систематизировать знания.

Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.

Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы.

Объяснять выбор темы и конечного результата.

Анализировать ход подготовки проекта, возникшие проблемы и способы их решения.

Иметь представление о материале, изученном на уроках модуля «Основы мировых религиозных культур», о содержании учебного проекта и способах его реализации.

Представлять результаты коллективной или индивидуальной работы; оценивать свою деятельность.

08.05

15.05

22.05

29.05











Материально – техническое обеспечение учебно –методическое обеспечение

N п/п

Наименование средств материально-технического и учебно –методического обеспечения


Библиотечный фонд


Для учащихся:

1

Учебник для 4-5 классов, А.Л. Беглов, С.В. Саплина, Е.С. Токарева , Данилюк А.Я. «Основы мировых религиозных культур», М. Просвещение 2012г, с 80.


2

Рабочие тетради:

«Основы мировых религиозных культур» 4класс, Е.В. Мацыяка, М Просвещение 2017.-92


3

CD «Основы мировых религиозных культур». Тренажёр М. Просвещение 2014 год


4

Словари


Для учителя:

1

Методические пособия:

Книга для родителей, А.Я. Данилюк, М. Просвещение, 2012 г.;


2

Мацыяка Е.В. Методическое пособие для учителя(поурочные разработки к учебнику«Основы мировых религиозных культур»(авторы А.. Беглов, Е.В СаплинаЕ.СТокареваА.А Ярлыкапов). М.Просвещение 2014


3

Учебник для 4-5 классов, А.Л. Беглов, С.В. Саплина, Е.С. Токарева , Данилюк А.Я. «Основы мировых религиозных культур», М. Просвещение 2012г, с 80

4

CD «Основы мировых религиозных культур». Тренажёр М. Просвещение 2014 год








Печатные пособия

1

Раздаточный материал


Технические средства обучения

1

Ноутбук (АРМ)

Мультимедиа


Для показа презентаций, работы с ЭОР, поиска в Интернете


Электронные учебные пособия (диски)

1

CD «Основы мировых религиозных культур». Тренажёр М. Просвещение 2014 год



Интернет - ресурсы

1

http://spo.1september.ru. – газета Начальная школа

2

http:// festival.1 september.ru – Фестиваль Открытый урок

3

http://viki.rdf.ru – Детские презентации

4

http://pedsovet.su -Сообщество взаимопомощи учителей

5

http://pedlib.ru – Педагогическая библиотека

6

http://io.nios.ru –Электронная газета «Интерактивное образование»

7

http://eorhelp.ru –Электронные образовательные ресурсы

8

http://zavuch.info –Завуч инфо

9

http://prezentacii.com –Готовые презентации

10

http://www.akipkro.ru/kpop-main/orkce.html сайт АКИКРО , краевое УМО учителей ОРКСЭ

11

http://school-collection.edu.ru/ - портал «Единая коллекция образовательных ресурсов», содержит разные ресурсы по содержанию и методическим подходам, тесты и задания.

12

http://easyen.ru/ - сайт «Современный учительский портал», содержит методические материалы к урокам ОРКСЭ по разным модулям, видео и аудиоприложения, разработки рабочих программ и программ внеурочной деятельности

13

http://uchkopilka.ru/orkse - сайт «Учительская копилка» специально разработан для учительского сообщества, содержит разделы по основным предметам основной образовательной программы. Содержание категории ОРКСЭ: тематическое планирование, рабочие программы, технологии и методы работы, информационно-справочные материалы, примеры тестовых и диагностических заданий, конспекты уроков.



Лист внесения изменений


Дата по журналу

Номера скорректированных

уроков

Содержание

темы

Основание



















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!