СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит рабочую программу и тематическое планирование учебного предмета "Окружающий мир" для 3 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" для 3 класса»

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 3 класс составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009 г., регистрационный №15785) (с последующими изменениями) и с учётом «Примерной образовательной программы начального общего образования»(http://fgosreestr.ru)/;

Рабочая программа реализуется на основе учебников и рабочих тетрадей:

Плешаков А. А. «Окружающий мир» 3 класс, в 2ч. М.: - Просвещение

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1- 4 класс. В 2 ч, - М.: Просвещение


Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

1.Формировать уважительное отношение к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.

2.Осознавать ценность, целостность и многообразие окружающего мира, своего места в нем.

3.Формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. 4.Формировать психологическую культуру и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме..

Формирование ИКТ - компетентности на предмете «Окружающий мир». Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ. Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ. Поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете. Создание информационных объектов в качестве отчёта о проведённых исследованиях.

В соответствии ООПНОО программа на курс учебного предмета «Окружающий мир» рассчитана на овладение содержанием предмета в объеме:


Класс

Кол-во часов в неделю

Кол-во недель

Кол-во часов в год

3

2ч.

34

68



Планируемые результаты изучения учебного предмета


Класс

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

3

класс


  1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро»,

«терпение», «родина»,

«природа», «семья»,

«мир», «настоящий друг»,

«справедливость»,

«желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

  1. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к

обычаям и

традициям других народов.

  1. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

  2. Оценка

жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

1.Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2.

Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.

  1. Определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно.

  2. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

  3. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на

основе различных образцов.

6.Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

  1. Использовать в работе литературу.

  2. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

1.

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения

данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

  1. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  1. Извлекать информацию, представленную в разных формах(текст, таблица,

схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)

4.Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

5.Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

  1. .

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и

письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых

ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно- популярных книг, понимать прочитанное.

  1. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  2. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

6. Критично относиться к своему мнению

7.Понимать точку зрения другого.

  1. 8.Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом



Предметные результаты:

Человек и природа

Обучающийся научится:

узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям

и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.


Обучающийся получит возможность

научиться:

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Человек и общество

Обучающийся научится:

узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

•приводить примеры городов России, стран - соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц;

•оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и

эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

•использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний

Обучающийся получит возможность научиться:

осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

•наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде; •определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности



Содержание курса

Как устроен мир

Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.). Роль природы в жизни людей.

Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Природа

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах питания. Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Здоровье и безопасность

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание) их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни.

Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте (на наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном)

Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Практическая работа: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.

Чему учит экономика

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики - одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Путешествие по городам и странам

Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека.


Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

3 класс

№ п/п


Наименование раздела, темы

Кол-во часов


«Как устроен мир» (6 ч)

1

1

Природа

1

2

2

Человек

1

3

3

Проект «Богатства, отданные людям»

1

4

4

Общество

1

5

5

Что такое экология

1

5

6

Природа в опасности!

1


Природа (18ч)

7

1

Тела, вещества, частицы Разнообразие веществ

1

8

2

Входная контрольная работа

1

9

3

Воздух и его охрана. Работа над ошибками.

1

10

4

Вода и её свойства

1

11

5

Превращения и круговорот воды

1

12

6

Берегите воду!

1

13

7

Как разрушаются камни

1

14

8

Что такое почва. Проверочная работа «Тела, вещества, частицы»

1

15

9

Разнообразие растений Солнце, растения и мы с вами

1

16

10

Контрольная работа за 1 четверть

1

17

11

Размножение и развитие растений

1

18

12

Охрана растений

1

19

13

Разнообразие животных

1

20

14

Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края»

1

21

15

Размножение и развитие животных

1

22

16

Охрана животных

1

23

17

В царстве грибов

1

24

18

Великий круговорот жизни. Проверочная работа «Разнообразие растений и животных»

1


Здоровье и безопасность (10ч)


25

1

Организм человека

1

26

2

Органы чувств

1

27

3

Надежная защита организма

1

28

4

Опора тела и движение

1

29

5

Контрольная .работа за 1 полугодие

1

30

6

Дыхание и кровообращение Наше питание. Работа над ошибками.

1

31

7

Умей предупреждать болезни. Проект «Школа кулинаров

1

32

8

Здоровый образ жизни

1

33

9

Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Мы и наше здоровье»

1

34

10

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»

1

Наша безопасность (7ч)


35

1

Огонь, вода и газ

1

36

2

Чтобы путь был счастливым. ( На наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном)

1

37

3

Дорожные знаки

1

38

4

Проект «Кто нас защищает»

1

39

5

Опасные места

1

40

6

Природа и наша безопасность

1

41

7

Экологическая безопасность

1


Чему учит экономика (12ч)


42

1

Для чего нужна экономика

1

43

2

Природные богатства и труд людей – основа экономики

1

44

3

Полезные ископаемые

1

45

4

Растениеводство

1

46

5

Животноводство

1

47

6

Какая бывает промышленность

1

48

7

Проект «Экономика родного края»

1

49

8

Что такое деньги

1

50

9

Государственный бюджет

1

51

10

Семейный бюджет.

1

52

11

Экономика и экология

1

53

12

Контрольная работа за 3 четверть.

1


Путешествие по городам и странам (15ч)

54

1

Золотое кольцо России

1

55

2

Проект «Музей путешествий»

1

56

3

Наши ближайшие соседи

1

57

4

На севере Европы

1

58

5

Что такое Бенилюкс

1

59

6

В центре Европы.

1

60

7

В центре Европы. Закрепление.

1

61

8

По Франции и Великобритании

1

62

9

По Франции и Великобритании. Закрепление.

1

63

10

На юге Европы

1

64

11

Годовая контрольная работа

1

65

12

По заметным местам мира.

1

66

13

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

67

14

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»

1

68

15

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»

1


Итого 68 часов





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!