Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 3 класс составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009 г., регистрационный №15785) (с последующими изменениями) и с учётом «Примерной образовательной программы начального общего образования»(http://fgosreestr.ru)/;
Рабочая программа реализуется на основе учебников и рабочих тетрадей:
Плешаков А. А. «Окружающий мир» 3 класс, в 2ч. М.: - Просвещение
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1- 4 класс. В 2 ч, - М.: Просвещение
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1.Формировать уважительное отношение к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
2.Осознавать ценность, целостность и многообразие окружающего мира, своего места в нем.
3.Формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. 4.Формировать психологическую культуру и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме..
Формирование ИКТ - компетентности на предмете «Окружающий мир». Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ. Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ. Поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете. Создание информационных объектов в качестве отчёта о проведённых исследованиях.
В соответствии ООПНОО программа на курс учебного предмета «Окружающий мир» рассчитана на овладение содержанием предмета в объеме:
Класс | Кол-во часов в неделю | Кол-во недель | Кол-во часов в год |
3 | 2ч. | 34 | 68 |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Класс | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
3 класс | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. | 1.Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. 2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. Определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. 6.Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. Использовать в работе литературу. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным. | 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Извлекать информацию, представленную в разных формах(текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) 4.Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. 5.Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. . | 1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно- популярных книг, понимать прочитанное. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. 6. Критично относиться к своему мнению 7.Понимать точку зрения другого. 8.Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом |
Предметные результаты:
Человек и природа Обучающийся научится: | узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. |
Обучающийся получит возможность научиться: | осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде; пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
Человек и общество Обучающийся научится: | узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город; •приводить примеры городов России, стран - соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц; •оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; •использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний |
Обучающийся получит возможность научиться: | осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; •наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны; проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде; •определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности |
Содержание курса
Как устроен мир
Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.). Роль природы в жизни людей.
Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Природа
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах питания. Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Здоровье и безопасность
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание) их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни.
Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте (на наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном)
Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Практическая работа: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.
Чему учит экономика
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики - одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Путешествие по городам и странам
Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
3 класс
№ п/п | | Наименование раздела, темы | Кол-во часов |
| «Как устроен мир» (6 ч) |
1 | 1 | Природа | 1 |
2 | 2 | Человек | 1 |
3 | 3 | Проект «Богатства, отданные людям» | 1 |
4 | 4 | Общество | 1 |
5 | 5 | Что такое экология | 1 |
5 | 6 | Природа в опасности! | 1 |
| Природа (18ч) |
7 | 1 | Тела, вещества, частицы Разнообразие веществ | 1 |
8 | 2 | Входная контрольная работа | 1 |
9 | 3 | Воздух и его охрана. Работа над ошибками. | 1 |
10 | 4 | Вода и её свойства | 1 |
11 | 5 | Превращения и круговорот воды | 1 |
12 | 6 | Берегите воду! | 1 |
13 | 7 | Как разрушаются камни | 1 |
14 | 8 | Что такое почва. Проверочная работа «Тела, вещества, частицы» | 1 |
15 | 9 | Разнообразие растений Солнце, растения и мы с вами | 1 |
16 | 10 | Контрольная работа за 1 четверть | 1 |
17 | 11 | Размножение и развитие растений | 1 |
18 | 12 | Охрана растений | 1 |
19 | 13 | Разнообразие животных | 1 |
20 | 14 | Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края» | 1 |
21 | 15 | Размножение и развитие животных | 1 |
22 | 16 | Охрана животных | 1 |
23 | 17 | В царстве грибов | 1 |
24 | 18 | Великий круговорот жизни. Проверочная работа «Разнообразие растений и животных» | 1 |
| Здоровье и безопасность (10ч) | |
25 | 1 | Организм человека | 1 |
26 | 2 | Органы чувств | 1 |
27 | 3 | Надежная защита организма | 1 |
28 | 4 | Опора тела и движение | 1 |
29 | 5 | Контрольная .работа за 1 полугодие | 1 |
30 | 6 | Дыхание и кровообращение Наше питание. Работа над ошибками. | 1 |
31 | 7 | Умей предупреждать болезни. Проект «Школа кулинаров | 1 |
32 | 8 | Здоровый образ жизни | 1 |
33 | 9 | Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Мы и наше здоровье» | 1 |
34 | 10 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | 1 |
Наша безопасность (7ч) | |
35 | 1 | Огонь, вода и газ | 1 |
36 | 2 | Чтобы путь был счастливым. ( На наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном) | 1 |
37 | 3 | Дорожные знаки | 1 |
38 | 4 | Проект «Кто нас защищает» | 1 |
39 | 5 | Опасные места | 1 |
40 | 6 | Природа и наша безопасность | 1 |
41 | 7 | Экологическая безопасность | 1 |
| Чему учит экономика (12ч) | |
42 | 1 | Для чего нужна экономика | 1 |
43 | 2 | Природные богатства и труд людей – основа экономики | 1 |
44 | 3 | Полезные ископаемые | 1 |
45 | 4 | Растениеводство | 1 |
46 | 5 | Животноводство | 1 |
47 | 6 | Какая бывает промышленность | 1 |
48 | 7 | Проект «Экономика родного края» | 1 |
49 | 8 | Что такое деньги | 1 |
50 | 9 | Государственный бюджет | 1 |
51 | 10 | Семейный бюджет. | 1 |
52 | 11 | Экономика и экология | 1 |
53 | 12 | Контрольная работа за 3 четверть. | 1 |
| Путешествие по городам и странам (15ч) |
54 | 1 | Золотое кольцо России | 1 |
55 | 2 | Проект «Музей путешествий» | 1 |
56 | 3 | Наши ближайшие соседи | 1 |
57 | 4 | На севере Европы | 1 |
58 | 5 | Что такое Бенилюкс | 1 |
59 | 6 | В центре Европы. | 1 |
60 | 7 | В центре Европы. Закрепление. | 1 |
61 | 8 | По Франции и Великобритании | 1 |
62 | 9 | По Франции и Великобритании. Закрепление. | 1 |
63 | 10 | На юге Европы | 1 |
64 | 11 | Годовая контрольная работа | 1 |
65 | 12 | По заметным местам мира. | 1 |
66 | 13 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 |
67 | 14 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | 1 |
68 | 15 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | 1 |
| Итого 68 часов |