СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Музыка" 7 класса основного общего образования

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе авторской прораммы "Музыка 5-7 классы" Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской для общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 2011)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Музыка" 7 класса основного общего образования»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 40 имени Вячеслава Токарева»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета «Музыка» 7 класса

основного общего образования



на 2019 - 2020 учебный год












Составитель: Евдокимова Наталья Алексеевна, учитель музыки









г. Бийск, 2019


Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 7 класса составлена на основе:

- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 40 им. В. Токарева»;

- Программы «Музыка. 5-7 классы» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской для общеобразовательных учреждений, рекомендованной Минобрнауки РФ (М.: Просвещение, 2011),


Цель изучения музыки в7 классе: формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.


Характеристика организации учебного процесса:

Срок освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 35 часов.

Режим занятий: 1 час в неделю


Контроль и оценивание осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 им. В. Токарева»


Фонды оценочных средств: «Музыка. Планируемые результаты» Система заданий 5-7 классы Л.Л.Алексеева, Е.Д. Критская (М. – Просвещение, 2013)


Содержание тем учебного курса


Раздел 1. «Особенности драматургии сценической музыки» (17 часов)

Стиль как отражение эпохи, национального характера. Индивидуальности композитора: Россия – Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально – драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де. Музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов.

Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя
(«искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.


Раздел 2. «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18 часов)

Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно – симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.

Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.

Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.

Темы исследовательских проектов: «Жизнь даёт для песни образы и звуки…». «Музыкальная культура родного края». «Классика на мобильных телефонах». «Музыкальный театр: прошлое и настоящее». «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители». «Музыка народов мира: красота и гармония».


Примерный перечень музыкального материала 7 класс

Раздел 1. «Особенности драматургии сценической музыки»

- Кармен. Опера (фрагменты). Ж. Бизе.

- Кармен-сюита. Балет (фрагменты). Ж. Бизе — Р. Щедрин.

- Высокая месса си минор (фрагменты). И.-С. Бах.

- Всенощное бдение (фрагменты). С. Рахманинов.

- Иисус Христос — суперзвезда. Рок-опера (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

- Гоголь-сюита. Музыка к спектаклю «Ревизская сказка» по мотивам произведений Н. Гоголя. А. Шнитке.

- Родина моя. Д. Тухманов, слова Р. Рождественского.

- Дом, где наше детство остаётся. Ю. Чичков, слова М. Пляцковского.

- Дорога добра. Из телевизионного фильма «Приключения маленького Мука». М. Минков, слова Ю. Энтина.

- Небо в глазах. С. Смирнов, слова В. Смирнова.

- Рассвет-чародей. В. Шаинский, слова М. Пляцковского.

- Только так. Слова и музыка Г. Васильева и А. Иващенко.

- Синие сугробы. Слова и музыка А. Якушевой.

- Ночная дорога. С. Никитин, слова Ю. Визбора.

- Исполнение желаний. Слова и музыка А. Дольского.

- Тишь. Слова и музыка А. Загота.

- Наполним музыкой сердца. Слова и музыка Ю. Визбора.

- Спасибо, музыка. Из кинофильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова.

- Песенка на память. М. Минков, слова П. Синявского.

Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз,

рок-джаз и др.)

Раздел 2. «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»

-Этюды по каприсам Н. Паганини. Ф. Лист.

- Чакона. Из Партиты № 2 ре минор. И.-С. Бах — Ф. Бузони.

- Лесной царь. Ф. Шуберт — Ф. Лист.

- Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано. А. Шнитке.

- Соната № 8 («Патетическая»). Л. Бетховен.

- Соната № 2. С. Прокофьев.

- Соната № 11. В.-А. Моцарт.

- Симфония № 103. Й. Гайдн.

- Симфония № 40. В.-А. Моцарт.

- Симфония № 1 («Классическая»). С. Прокофьев.

- Симфония № 5. Л. Бетховен.

- Симфония № 8 («Неоконченная»). Ф. Шуберт.

- Симфония № 5. П. Чайковский.

- Симфония № 1. В. Калинников.

- Симфония № 7 («Ленинградская»). Д. Шостакович.

- Празднества. Из симфонического цикла «Ноктюрны». К. Дебюсси.

- Концерт для скрипки с оркестром. А. Хачатурян.

- Рапсодия в стиле блюз. Дж. Гершвин.

Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз,

рок-джаз и др.).

- Россия, Россия. Ю. Чичков, слова Ю. Разумовского.

- Журавли. Я. Френкель, слова Р. Гамзатова.

- Сыновья уходят в бой. Слова и музыка В. Высоцкого.

- День Победы. Д. Тухманов, слова В. Харитонова.

- Вот солдаты идут. К. Молчанов, слова М. Львовского.

- До свидания, мальчики. Слова и музыка Б. Окуджавы.

- Баллада о солдате. В. Соловьёв-Седой, слова М. Матусовского.

- Фантастика-романтика. Слова и музыка Ю. Кима.

- За туманом. Маленький гном. Слова и музыка А. Кукина.

- Следы. Слова и музыка В. Егорова.

- Весеннее танго. Слова и музыка В. Миляева.

- Я бы сказал тебе. Слова и музыка В. Вихарева.

Тематический план Рабочей программы

учебного предмета «Музыка» 7 класс

(1 ч в неделю; 35 учебных недель)


Номер темы и ее название

Всего часов

на тему

Из них

Теоретические

занятия

1

2

3

Тема 1.

«Особенности драматургии сценической музыки»

17

17

Тема 2.

«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»

18

18

ИТОГО

35

35


Планируемые образовательные результаты освоения учебного предмета

«Музыка» в 7 классе:

Ученик научится:

  • понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;

  • анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;

  • определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);

  • понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;

  • определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;

  • различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;

  • называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);

  • узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);

  • определять тембры музыкальных инструментов;

  • называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;

  • определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;

  • владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;

  • выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;

  • сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;

  • понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;

  • понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;

  • называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;

  • определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;

  • владеть навыками вокально-хорового музицирования;

  • применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (acappella);

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

  • передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;

  • применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

Ученик получит возможность научиться:

- понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;

- распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;

- понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;

- понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;

- определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;

- различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;

- выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;

- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;

- исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;

- активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).


Личностные:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им

- компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Учащиеся научатся:

• высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности;

• использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования (пение, пластическое интонирование, импровизация, игра на инструментах);

• решать творческие задачи, участвовать в исследовательских проектах, художественных событиях школы;

• проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.).


Метапредметные:

- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

- смысловое чтение текстов разных стилей и жанров;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Учащиеся научатся:

• наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства и оценивать их; выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино и др.); раскрывать образный строй художественных произведений; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

• передавать свои впечатления в устной и письменной форме; развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр., посещении концертов, театров и др.; Кроме того, учащиеся получат представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной/художественной жизни в отечественной и зарубежной культуре.


Предметные:

- сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

- развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.


Календарно-тематический поурочный план

Учебного предмета «Музыка» 7 класс

(1 час в неделю; 35 учебных недель)


п/п

Наименование разделов

Всего часов

Дата

Корректи-

ровка даты


Наименование тем уроков по разделу




1.

Тема № 1 «ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ СЦЕНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ»

17

7 (а, б, в)

7 (а, б, в)

1.1.

Классика и современность.

1



1.2.

В музыкальном театре. Опера.

1



1.3.

Новая эпоха в русском музыкальном искусстве.

1



1.4.

Русская эпическая опера.

1



1.5.

В музыкальном театре. Балет.

1



1.6.

Балет  «Ярославна».

1



1.7.

Героическая тема в русской музыке.

1



1.8.

В музыкальном театре. «Мой народ -американцы…»

1



1.9.

Первая американская национальная опера.

1



1.10.

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире.

1



1.11.

Новое прочтение оперы Бизе.

1



1.12.

Сюжеты и образы духовной музыки.

1



1.13.

Музыкальное зодчество России.

1



1.14.

Вечные темы. Главные образы.

1



1.15.

Музыка к драматическому спектаклю.

1



1.16.

Музыкальные зарисовки для симфонического оркестра.

1



1.17.

«Музыканты – извечные маги».

1



2

Тема № 2 «ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ КАМЕРНОЙ И СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ»

18



2.1.

Музыкальная драматургия – развитие музыки.

1



2.2.

Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.

1



2.3.

Камерная инструментальная музыка.

1



2.4.

Этюд. Транскрипция.

1



2.5.

Циклические формы инструментальной музыки.

1



2.6.

«Сюита в старинном стиле» А. Шнитке.

1



2.7.

Соната. Соната № 8 «Патетическая» Л. Бетховен.

1



2.8.

Соната №2С. Прокофьева. Соната №11 В.-А.Моцарта.

1



2.9.

Симфоническая музыка. Симфония №103 Й. Гайдна. Симфония № 40 В. Моцарта

1



2.10.

Симфония № 1 «Классическая» С. Прокофьева. Симфония № 5 Л. Бетховена

1



2.11.

Симфония № 8 Ф. Шуберта. Симфония № 1 В. Калинникова.

1



2.12.

Симфония № 5 П. Чайковского. Симфония №7 Д. Шостаковича.

1



2.13.

Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси.

1



2.14.

Инструментальный концерт.

1



2.15.

«Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина.

1



2.16.

Музыка народов мира.

1



2.17.

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

1



2.18.

Исследовательский проект. Пусть музыка звучит!

1




Итого:

35





























Лист корректировки календарно - тематического планирования


Класс

Дата

Количество

непроведенных

уроков

Причина

Коррекция


Согласование с курирующим завучем



















































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!