Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40 имени Вячеслава Токарева»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Музыка» 7 класса
основного общего образования
на 2019 - 2020 учебный год
Составитель: Евдокимова Наталья Алексеевна, учитель музыки
г. Бийск, 2019
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 7 класса составлена на основе:
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 40 им. В. Токарева»;
- Программы «Музыка. 5-7 классы» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской для общеобразовательных учреждений, рекомендованной Минобрнауки РФ (М.: Просвещение, 2011),
Цель изучения музыки в7 классе: формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
Характеристика организации учебного процесса:
Срок освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 35 часов.
Режим занятий: 1 час в неделю
Контроль и оценивание осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 им. В. Токарева»
Фонды оценочных средств: «Музыка. Планируемые результаты» Система заданий 5-7 классы Л.Л.Алексеева, Е.Д. Критская (М. – Просвещение, 2013)
Содержание тем учебного курса
Раздел 1. «Особенности драматургии сценической музыки» (17 часов)
Стиль как отражение эпохи, национального характера. Индивидуальности композитора: Россия – Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально – драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де. Музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя
(«искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.
Раздел 2. «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18 часов)
Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно – симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Темы исследовательских проектов: «Жизнь даёт для песни образы и звуки…». «Музыкальная культура родного края». «Классика на мобильных телефонах». «Музыкальный театр: прошлое и настоящее». «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители». «Музыка народов мира: красота и гармония».
Примерный перечень музыкального материала 7 класс
Раздел 1. «Особенности драматургии сценической музыки»
- Кармен. Опера (фрагменты). Ж. Бизе.
- Кармен-сюита. Балет (фрагменты). Ж. Бизе — Р. Щедрин.
- Высокая месса си минор (фрагменты). И.-С. Бах.
- Всенощное бдение (фрагменты). С. Рахманинов.
- Иисус Христос — суперзвезда. Рок-опера (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.
- Гоголь-сюита. Музыка к спектаклю «Ревизская сказка» по мотивам произведений Н. Гоголя. А. Шнитке.
- Родина моя. Д. Тухманов, слова Р. Рождественского.
- Дом, где наше детство остаётся. Ю. Чичков, слова М. Пляцковского.
- Дорога добра. Из телевизионного фильма «Приключения маленького Мука». М. Минков, слова Ю. Энтина.
- Небо в глазах. С. Смирнов, слова В. Смирнова.
- Рассвет-чародей. В. Шаинский, слова М. Пляцковского.
- Только так. Слова и музыка Г. Васильева и А. Иващенко.
- Синие сугробы. Слова и музыка А. Якушевой.
- Ночная дорога. С. Никитин, слова Ю. Визбора.
- Исполнение желаний. Слова и музыка А. Дольского.
- Тишь. Слова и музыка А. Загота.
- Наполним музыкой сердца. Слова и музыка Ю. Визбора.
- Спасибо, музыка. Из кинофильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова.
- Песенка на память. М. Минков, слова П. Синявского.
Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз,
рок-джаз и др.)
Раздел 2. «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»
-Этюды по каприсам Н. Паганини. Ф. Лист.
- Чакона. Из Партиты № 2 ре минор. И.-С. Бах — Ф. Бузони.
- Лесной царь. Ф. Шуберт — Ф. Лист.
- Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано. А. Шнитке.
- Соната № 8 («Патетическая»). Л. Бетховен.
- Соната № 2. С. Прокофьев.
- Соната № 11. В.-А. Моцарт.
- Симфония № 103. Й. Гайдн.
- Симфония № 40. В.-А. Моцарт.
- Симфония № 1 («Классическая»). С. Прокофьев.
- Симфония № 5. Л. Бетховен.
- Симфония № 8 («Неоконченная»). Ф. Шуберт.
- Симфония № 5. П. Чайковский.
- Симфония № 1. В. Калинников.
- Симфония № 7 («Ленинградская»). Д. Шостакович.
- Празднества. Из симфонического цикла «Ноктюрны». К. Дебюсси.
- Концерт для скрипки с оркестром. А. Хачатурян.
- Рапсодия в стиле блюз. Дж. Гершвин.
Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз,
рок-джаз и др.).
- Россия, Россия. Ю. Чичков, слова Ю. Разумовского.
- Журавли. Я. Френкель, слова Р. Гамзатова.
- Сыновья уходят в бой. Слова и музыка В. Высоцкого.
- День Победы. Д. Тухманов, слова В. Харитонова.
- Вот солдаты идут. К. Молчанов, слова М. Львовского.
- До свидания, мальчики. Слова и музыка Б. Окуджавы.
- Баллада о солдате. В. Соловьёв-Седой, слова М. Матусовского.
- Фантастика-романтика. Слова и музыка Ю. Кима.
- За туманом. Маленький гном. Слова и музыка А. Кукина.
- Следы. Слова и музыка В. Егорова.
- Весеннее танго. Слова и музыка В. Миляева.
- Я бы сказал тебе. Слова и музыка В. Вихарева.
Тематический план Рабочей программы
учебного предмета «Музыка» 7 класс
(1 ч в неделю; 35 учебных недель)
Номер темы и ее название | Всего часов на тему | Из них |
Теоретические занятия |
1 | 2 | 3 |
Тема 1. «Особенности драматургии сценической музыки» | 17 | 17 |
Тема 2. «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» | 18 | 18 |
ИТОГО | 35 | 35 |
Планируемые образовательные результаты освоения учебного предмета
«Музыка» в 7 классе:
Ученик научится:
понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
определять тембры музыкальных инструментов;
называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;
понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
владеть навыками вокально-хорового музицирования;
применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (acappella);
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;
использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
Ученик получит возможность научиться:
- понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
- распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
- понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
- понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
- определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
- различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
- выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
- активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
Личностные:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им
- компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Учащиеся научатся:
• высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности;
• использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования (пение, пластическое интонирование, импровизация, игра на инструментах);
• решать творческие задачи, участвовать в исследовательских проектах, художественных событиях школы;
• проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.).
Метапредметные:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловое чтение текстов разных стилей и жанров;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Учащиеся научатся:
• наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства и оценивать их; выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино и др.); раскрывать образный строй художественных произведений; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
• передавать свои впечатления в устной и письменной форме; развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр., посещении концертов, театров и др.; Кроме того, учащиеся получат представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной/художественной жизни в отечественной и зарубежной культуре.
Предметные:
- сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
- развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Календарно-тематический поурочный план
Учебного предмета «Музыка» 7 класс
(1 час в неделю; 35 учебных недель)
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Дата | Корректи- ровка даты |
| Наименование тем уроков по разделу | | | |
1. | Тема № 1 «ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ СЦЕНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ» | 17 | 7 (а, б, в) | 7 (а, б, в) |
1.1. | Классика и современность. | 1 | | |
1.2. | В музыкальном театре. Опера. | 1 | | |
1.3. | Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. | 1 | | |
1.4. | Русская эпическая опера. | 1 | | |
1.5. | В музыкальном театре. Балет. | 1 | | |
1.6. | Балет «Ярославна». | 1 | | |
1.7. | Героическая тема в русской музыке. | 1 | | |
1.8. | В музыкальном театре. «Мой народ -американцы…» | 1 | | |
1.9. | Первая американская национальная опера. | 1 | | |
1.10. | Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. | 1 | | |
1.11. | Новое прочтение оперы Бизе. | 1 | | |
1.12. | Сюжеты и образы духовной музыки. | 1 | | |
1.13. | Музыкальное зодчество России. | 1 | | |
1.14. | Вечные темы. Главные образы. | 1 | | |
1.15. | Музыка к драматическому спектаклю. | 1 | | |
1.16. | Музыкальные зарисовки для симфонического оркестра. | 1 | | |
1.17. | «Музыканты – извечные маги». | 1 | | |
2 | Тема № 2 «ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ КАМЕРНОЙ И СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ» | 18 | | |
2.1. | Музыкальная драматургия – развитие музыки. | 1 | | |
2.2. | Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. | 1 | | |
2.3. | Камерная инструментальная музыка. | 1 | | |
2.4. | Этюд. Транскрипция. | 1 | | |
2.5. | Циклические формы инструментальной музыки. | 1 | | |
2.6. | «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке. | 1 | | |
2.7. | Соната. Соната № 8 «Патетическая» Л. Бетховен. | 1 | | |
2.8. | Соната №2С. Прокофьева. Соната №11 В.-А.Моцарта. | 1 | | |
2.9. | Симфоническая музыка. Симфония №103 Й. Гайдна. Симфония № 40 В. Моцарта | 1 | | |
2.10. | Симфония № 1 «Классическая» С. Прокофьева. Симфония № 5 Л. Бетховена | 1 | | |
2.11. | Симфония № 8 Ф. Шуберта. Симфония № 1 В. Калинникова. | 1 | | |
2.12. | Симфония № 5 П. Чайковского. Симфония №7 Д. Шостаковича. | 1 | | |
2.13. | Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси. | 1 | | |
2.14. | Инструментальный концерт. | 1 | | |
2.15. | «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина. | 1 | | |
2.16. | Музыка народов мира. | 1 | | |
2.17. | Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. | 1 | | |
2.18. | Исследовательский проект. Пусть музыка звучит! | 1 | | |
| Итого: | 35 | | |
Лист корректировки календарно - тематического планирования
Класс | Дата | Количество непроведенных уроков | Причина | Коррекция | Согласование с курирующим завучем |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |