р.п. Центральный Володарского муниципального района
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся 4 класса разработана в соответствии:
- на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II) МБОУ СШ №5
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы, Москва «ВЛАДОС» 2013 г. Под редакцией В.В.Воронковой.
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
В младших классах необходимо пробудить у обучающихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для обучающихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с детьми на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Дифференцированный подход основан на разграничении обучающихся по двум уровням усвоения образовательной программы по математике: достаточный и минимальный.
Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока математики. Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике.
Сложные задачи составляются из хорошо известных детям простых задач. Решения всех видов задач записываются с наименованиями.
Геометрический материал включается почти в каждый урок математики. По возможности он должен быть тесно связан с арифметическим.
В младших классах закладываются основы математических знаний, умений, без которых дальнейшее продвижение обучающихся в усвоении математики будет затруднено. Поэтому на каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого и второго десятка, знанию таблиц сложения и вычитания в пределах 20.
При заучивании таблиц, учащиеся должны опираться не только на механическую память, но и владеть приемами получения результатов вычислений, если они их не запомнили
Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Самостоятельно выполненная учеником работа должна быть проверена учителем, допущенные ошибки выявлены и исправлены, установлена причина этих ошибок, с учеником проведена работа над ошибками. Домашние задания обязательно ежедневно проверяются учителем.
Наряду с повседневным, текущим контролем за состоянием знаний по математике учитель проводит 2—3 раза в четверти контрольные работы.
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству обучающихся во вспомогательной школе.
Однако в каждом классе есть дети, которые постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний и нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Они могут участвовать во фронтальной работе со всем классом (решать более легкие примеры, повторять объяснения учителя или сильного ученика по наводящим вопросам, решать с помощью учителя арифметические задачи). Для самостоятельного выполнения этим ученикам требуется предлагать облегченные варианты примеров, задач, других заданий.
Учитывая указанные особенности этой группы школьников, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем. Усвоение этих знаний и умений дает основание для перевода обучающихся в следующий класс.
Встречаются ученики, которые удовлетворительно усваивают программу вспомогательной школы по всем предметам, кроме математики. Эти учащиеся (с так называемым локальным поражением или грубой акалькулией) не могут быть задержаны в том или ином классе только из-за отсутствия знаний по одному предмету. Такие ученики должны заниматься по индивидуальной программе, они обучаются в пределах своих возможностей, соответственно аттестуются и переводятся из класса в класс. Решение об обучении по индивидуальной программе по данному предмету принимается педагогическим советом школы.
Рабочая программа учебного предмета «Математика» рассчитана на 2 часа в неделю, из которых 1 час в неделю – индивидуально на дому.
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП в предметной области «Математика» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися математическими знаниями и умениями и представлены дифференцированно по двум уровням: достаточному и минимальному.
Отнесенность школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения обучающиеся развиваются и могут переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.
№ | Тема урока | Цель и задачи урока | Коррекционно-развивающая деятельность | Кол-во часов |
Первый десяток. Повторение. |
1/1 I четверть 25 ч | Числовой ряд от1 до 10. Прибавление и вычитание в пределе 10. Число и цифра 0. Число 0 как слагаемое. Состав чисел первого десятка. | Закрепление навыков сложения и вычитания с числом 0. Повторение состава чисел первого десятка. | Развитие речи и внимания на основе упр. «Найди карточку с цифрой». Развитие речи и мышления на основе упр. «Составим поезд». | 1 |
2/2 | Сравнение чисел. | Закрепление умения сравнивать числа, устанавливать отношения больше, меньше, равно. | Развитие речи и мышления на основе упр. «У кого большее число или у кого меньшее число». | 1 |
3/3 | Сравнение отрезков по длине | Закрепление умения сравнивать отрезки. | Развитие речи и мышления на основе упр. «У кого большее число или у кого меньшее число». | 1 |
Второй десяток. |
4/1 | Десяток. Соотношение 10 ед. – 1 дес., 1 дес. – 10 ед. | Повторить соотношение 1 дес.= 10 ед. Закрепить представление о десятке как совокупности 10 предметов, знание состава чисел первого десятка. | Развитие памяти на основе упр. «Число и цифру я знаю». | 1 |
5/2 | Число 11, 12,13,14 Получение, название, обозначение. Состав числа 11, 12,13,14 | Знакомство с числом 11,12,13,14 Научить соотносить цифру с числом предметов. Учить писать цифру 11,12, 13,14.. Ознакомление с составом числа 11,12 из десятков и единиц. Формировать умение считать в пределах 11, 12,13,14. Выполнять арифметические действия с числом 11, 12,13,14 без перехода через разряд. | Развитие памяти на основе упр. «Число и цифру я знаю». Усвоение состава чисел на основе упр. «Трамвай». | 1 |
6/3 | Число 15, 16,17. Получение, название, обозначение. Нахождение суммы и остатка. | Знакомство с числом 15, 16. Научить соотносить цифру с числом предметов. Учить писать цифру 15, 16. Ознакомление с составом числа 15, 16 из десятков и единиц. Формировать умение считать в пределах 15, 16 , выполнять упражнения на сложение и вычитание без перехода через разряд. | Развитие памяти на основе упр. «Число и цифру я знаю». Усвоение состава чисел на основе упр. « Найди пару». | 1 |
7/4 | Число 18,19, 20. Десятичный состав чисел. Состав числа 18,19, 20. Нахождение суммы и остатка. Соотношение: 20 ед. =2 дес. Числовой ряд 1-20.Присчитывание и отсчитывание по 1. | Ознакомление с составом числа,19, 20 из десятков и единиц. Формировать умение считать в пределах 19, 20, выполнять упражнения на сложение и вычитание без перехода через разряд. | Развитие памяти, внимания на основе упр. «Трамвай». Развитие памяти на основе упр. «Число и цифру я знаю». Знание числового ряда в пределах 20 на основе упр. «Весёлый счёт». | 1 |
8/5 | Работа над ошибками. Мера длины – дециметр. Соотношение между единицами длины: 1 дм = 10 см. Сравнение чисел, полученных при измерении мерой длины. | Развитие зрительного восприятия: дифференциация, точность. Развитие вычислительных навыков, пространственного восприятия. Учить сравнивать результаты полученных измерений, совершенствовать вычислительные навыки. | Развитие глазомера на основе упр. «Кто точнее?». Коррекция мышления на основе упр. «Назови число на единицу больше (или меньше). | 1 |
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. |
9/1 | Увеличение числа на несколько единиц. | Закрепление умения присчитывать по одному в пределах 20 в прямом порядке. Формировать знание о названиях компонентов при сложении. | Развитие внимания на основе упр. «Ручки считают, а глазки проверяют». | 1 |
10/2 | Задача, содержащая отношение «больше на». Дополнение задач недостающими данными | Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Формирование навыка выбора арифметического действия. Научить дополнять задачи недостающими данными. Совершенствование вычислительных навыков в пределах 20. | Развитие памяти и мышления на основе упр. «Будь внимателен». Развитие памяти и мышления на основе упр. «Живые примеры». | 1 |
11/3 | Уменьшение числа на несколько единиц. Задача, содержащая отношение «меньше на». Луч. | Закрепление умения отсчитывать по одному в пределах 20 в обратном порядке. Формировать знания о названиях компонентов при вычитании. | Развитие внимания на основе упр. «Ручки считают, а глазки проверяют». | 1 |
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. |
12/1 | Сложение двузначного числа с однозначным числом. Обучение приёму сложения вида 13 +2. Сложение удобным способом. | Познакомить с приёмом сложения 13+2. | Развитие вычислительных навыков на основе упр. «Цепочка». | 1 |
13/2 | Вычитание однозначного числа из двузначного числа. Обучение приёму вычитания вида 16 – 2. | Формировать умение выполнять вычитание вида 16-2, совершенствовать вычислительные навыки. | Развитие памяти, мышления на основе упр. «Живые примеры». | 1 |
14/3 | Получение суммы 20. Приём сложения вида 17 + 3. Вычитание из 20. Приём вычитания вида 20 – 3. | Знакомство со способами получения суммы 20. Формировать умение выполнять вычитание вида 20-3, совершенствовать вычислительные навыки. | Развитие памяти, мышления на основе упр. «Сколько недостаёт до 20», «Сколько осталось там?». | 1 |
15/4 | Вычитание двузначного числа из двузначного. Обучение приёму вычитания вида 17– 12. Решение примеров и задач. | Формировать умение выполнять вычитание вида 17-12, совершенствовать вычислительные навыки. | Развитие памяти, мышления на основе упр. «Кто из них прав?». | 1 |
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин. |
16/1 | Действия с числами, полученными при измерении стоимости. Составление и решение задач с числами, полученными при измерении стоимости. | Формирование умения складывать, вычитать числа, полученные при измерении мер стоимости. Вспомнить меры стоимости: копейки, рубли. | Формирование вычислительных навыков на основе упр. «Машины шары». | 1 |
17/2 | Действия с числами, полученными при измерении длины. Решение задач с числами, полученными при измерении длины. | Формирование умения складывать, вычитать числа, полученные при измерении мер длины. Вспомнить меры длины: см, дм. | Формирование вычислительных навыков на основе упр. « Живые примеры». | 1 |
18/3 | Действия с числами, полученными при измерении массы. Решение задач с числами, полученными при измерении массы. | Формирование умения складывать, вычитать числа, полученные при измерении мер массы. Вспомнить меры массы: килограмм (кг). Формировать умение решать задачи с числами, полученными при измерении массы, совершенствовать вычислительные навыки. | Развитие вычислительных навыков, логического мышления на основе упр. «Угадай, какие числа записаны». | 1 |
Составные арифметические задачи. |
19/1 | Знакомство с составной задачей. Объединение двух простых задач в одну составную. | Формировать знания о составной задаче, способах решения. Формирование умения решать задачи в 2 действия, совершенствовать вычислительные навыки. | Развития памяти, внимания, мотивации к учению на основе упражнений: «Какое число я задумала?», «Живые примеры», «Будь внимателен». | 1 1 |
20/2 | Краткая запись составных задач и их решение. Решение и сравнение составных задач. | Формировать умение составлять краткую запись задачи, совершенствовать вычислительные навыки. |
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. |
21/1 | Прибавление чисел 2, 3. Решение примеров с помощью рисунка, счётных палочек. Прибавление чисел 4, 5. Решение примеров с помощью рисунка, счётных палочек. | Формирование представлений о числах и операциях с ними. Развитие умения устанавливать причинно – следственные связи. Совершенствование вычислительных навыков. | Развитие внимания на основе упр. «Занимательные квадраты», «Поезд №…». | 1 1 |
22/2 | Прибавление числа 6,7. Решение примеров с помощью рисунка, счётных палочек. Прибавление числа 8,9. Решение примеров с помощью рисунка, счетных палочек. Таблица сложения однозначных чисел с переходом через десяток |
23/3 | Четырёхугольники: квадрат, прямоугольник. Вычерчивание квадратов, прямоугольников по данным вершинам. Угол. Элементы угла. Виды углов. Вычерчивание углов. Свойства углов, сторон. | Ознакомление с понятием четырехугольники: квадрат. Формировать знания о свойствах углов и сторон квадрата. Практический способ определения и построения четырёхугольника, квадрата. | Развитие памяти, внимания на основе упр. «Найди пару». Развитие глазомера через упр. «Распознай фигуру». | 1 |
Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток. |
24/1 | Разложение двузначного числа на десятки и единицы. Вычитание из двузначного числа всех единиц. | Закрепление знаний о двузначных числах, способах получения двузначных чисел из однозначных. Формирование умения определять в двузначном числе место десятков и единиц. Упражнять в разложении двузначных чисел на десятки и единицы, вычитании из двузначных чисел всех единиц. | Развитие памяти, внимания на основе упр. «Найди пару». | 1 |
25 /2 | Вычитание из двузначного числа чисел 2,3. Вычитание числа 4, 5. | Образование, чтение, запись чисел, счёт по единице и равными числовыми группами в прямом и обратном порядке в пределах второго десятка. Отработка вычислительных навыков с табличными случаями вычитания. | Коррекция мышления, памяти на основе упр. «Цепочка», «Какое число я задумал», «Лучшему счётчику – звёздочка». | 1 1 |
26/3 | Вычитание числа 6, 7 Вычитание числа 8,9 |
27/4 | Треугольник: вершины, углы, стороны. Вычерчивание треугольников по данным вершинам. | Формирование понятий «вершины», «углы», «стороны» треугольника и отличать его от других геометрических фигур. Формировать умение строить треугольник в тетради по клеткам. | Развитие представлений о геометрических фигурах через упр. «Угадай, какая это фигура». «Сколько треугольников?». | 1 |
Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все случаи. |
28/1 | Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все случаи с числом 11. Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все случаи с числом 12. | Научить приёму сложения и вычитания с переходом через десяток в пределах 20. Формировать знание табличных случаев вычитания, умение вычитать с переходом через десяток путём разложения вычитаемого на два числа. | Развитие памяти, мышления на основе упр. «Навстречу друг другу». | 1 |
28/1 | Развитие памяти, мышления на основе упр. «Навстречу друг другу». | 1 |
29/2 | Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все случаи с числом 13. Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все случаи с числом 14. | Развитие памяти, мышления на основе упр. «Живые числа». | 1 |
Развитие памяти, мышления на основе упр. «Живые числа». | 1 |
30/3 | Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все случаи с числом 15, 16. | Развитие памяти, мышления на основе упр. «Лучшему счётчику – звёздочка». | 1 |
31/4 | Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все случаи с числом 17,18,19. | Развитие памяти, мышления на основе упр. «Лучшему счётчику – звёздочка». | 1 |
32/5 | Меры времени. | Закрепление знаний о мерах времени, днях недели. Умение определять время по часам: минутная и часовая стрелка. | 1 |
Повторение |
33/1 | Числовой ряд 1 – 20.Способы образования двузначных чисел. Сравнение чисел. | Повторение знаний нумерации чисел в пределах 20, способах образования двузначных чисел, сравнении чисел. | Развитие памяти, внимания на основе упр. «Живые числа», «Сбежавшие числа». | 1 |
34/2 | Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение задач. Действия с числами, полученными при измерении. | Закрепить умение увеличивать и уменьшать числа на несколько единиц, решать задачи. Закрепить умения выполнять арифметические действия с именованными числами, решать задачи на нахождение стоимости. | Развитие памяти, мышления на основе упр. «Делаем молча». | 1 |
1.Алышева Т.В. Математика. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. 3 класс в 2 ч. Ч. 1 М.: «Просвещение», 2018г.
2..Алышева Т.В. Математика. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. 2 класс в 2 ч. Ч. 2. М.: «Просвещение», 2018г.
3. Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. 2 класс в 2 ч. Ч. 1 М.: «Просвещение», 2018г.
4. Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. 2 класс в 2 ч. Ч. 2. М.: «Просвещение», 2018г.