СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Математика» (на основе авторской программы М.И. Моро, УМК «Школа России») для обучающихся 1 класса с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Математика» (на основе авторской программы М.И. Моро, УМК «Школа России») для обучающихся 1 класса с ОВЗ. Включает направления работы с обучающимися с задержкой психического развития, основные требования к знаниям и  умениям учащихся с ЗПР

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Математика» (на основе авторской программы М.И. Моро, УМК «Школа России») для обучающихся 1 класса с ОВЗ»

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая учебная программа по математике для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягина, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой «Математика», утверждённой Министерства образования и науки РФ, УМК «Школа России».

Программа разработана в соответствии с ООП НОО и учебным планом МАОУ НОШ № 53.

На изучение математики отводится 540 ч, из них в 1 классе, согласно учебному плану школы, выделяется 127 часов.

Вариативная часть программы представлена внутрипредметным модулем «Математика и конструирование» - 21 час.


Целями внутрипредметного модуля являются:

  • развитие интереса к математике как учебному предмету;

  • развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение;

  • развитие мелкой моторики


Цели изучения программы:

  • создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения.

  • организация работы по развитию мышления ребенка, формированием его творческой деятельности.


Задачи:

  • создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;

  • сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;

  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

  • сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;

  • сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;

  • сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;

  • выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.


Направления работы с обучающимися с задержкой психического развития:


  • развитие образного и логического мышления, воображения;

  • формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

  • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

  • формирование интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

  • обеспечение необходимого уровня математического развития учащихся;

  • создание условий для общего умственного развития детей на основе овладения математическими знаниями и практиче­скими действиями;

  • развитие творческих возможностей учащихся;

  • формирование и развитие познавательных интересов.



Наряду с общеоб­разовательными ставятся следующие коррекционно-развивающие задачи:

  • восполнение пробелов дошкольного математического разви­тия учащихся путем обогащения их чувственного опыта, организа­ции предметно-практической деятельности;

  • специальная подготовка учащихся к восприятию новых и трудных тем;

  • обучение поэтапным действиям (в материализованной форме, в речевом плане без наглядных опор, в умственном плане);

  • развитие общеинтеллектуальных умений и навыков;

  • активизация познавательной деятельности, развитие зритель­ного и слухового восприятия;

  • активизация словаря учащихся в единстве с формированием математических понятий;

  • воспитание положительной учебной мотивации, формирова­ние интереса к математике;

  • развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности.

Первоначальной задачей является накопле­ние детьми практического опыта действий с реальными предметами, что даст им возможность лучше усвоить основные математические понятия и отношения

  1. Учебно - тематический план


Тема

Кол-во часов

1.

Подготовка к изучению чисел.

Пространственные и временные представления

6

2.

Числа от 1 до 10. Число о. Нумерация

22

3.

Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание

48

4.

Числа от 1 до 20. Нумерация

9

5.

Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание

22

6.

Итоговое повторение

4


Всего

106

7.

Внутрипредметный модуль

«Математика и конструирование»

21


Итого

127


  1. Содержание программы


1 класс (127 ч)

Пространственные и временные отношения. Геометрические фигуры
Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче) и форме 9 круглый, квадратный, треугольный и др.)
Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу, выше – ниже, слева – справа, ближе – дальше, спереди – сзади, после, между. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.
Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.
Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.. Сравнение групп предметов.


Числа от 1 до 10 и число 0
Нумерация
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счёт предметов. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте. Число 0. Его получение и обозначение. 
Сравнение чисел.
Равенство, неравенство. Знаки «больше», «меньше», «равно».
Состав чисел 2,3,4,5. 
Точка. Линии: кривая, прямая. Отрезок. Ломаная. Многоугольник. Углы, вершин, стороны многоугольника.
Длина отрезка. Единица длины: сантиметр.
Решение задач в одно действие на сложение и вычитание (на основе счёта предметов).

Сложение и вычитание
Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки «+» (плюс), «-» (минус), «=»(равно).
Названия компонентов и результата сложения и вычитания. Нахождение значений числовых выражений в 1-2 действия без скобок. 
Переместительное свойство сложения. 
Приёмы вычислений: прибавление (вычитание) числа по частям, вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. 
Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. Отношения «больше на…», «меньше на …». Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
Сложение и вычитание с числом 0. 
Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание.

Числа от 1 до 20
Нумерация
Названия и последовательность чисел от 1 до 20.
Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел. 
Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17-7, 17 - 10.
Сравнение чисел с помощью вычитания.. 
Единица времени: час. Определение времени по часам с точностью до часа. Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между ними. 
Единица массы: килограмм. 
Единица вместимости: литр. 
Табличное сложение и вычитание

Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше чем 10, с использованием изученных приёмов вычислений. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Решение задач в 1-2 действие на сложение и вычитание.

Итоговое повторение



Внутрипредметный модуль «Математика и конструирование»


Тема

Кол-во часов

1.

Точки пересечения прямых линий

1

2.

Вертикальное и горизонтальное расположение прямых линий

1

3

Основное свойство прямых линий.

Вычерчивание отрезков. Сравнение отрезков по длине

1

4.

Обозначение геометрических фигур буквами

1

5.

Схематический  чертеж как результат сравнения двух групп предметов

1

6.

Практическая работа.

Конструирование модели самолета из полосок бумаги

1

7.

Практическая работа. Конструирование аппликации песочницы.

1

8.

Луч. Сравнение прямой, отрезка и луча.

Сравнение длин отрезков с использованием циркуля

1

9.

Сантиметр как единица измерения длины.

Вычерчивание отрезков заданной длины

1

10.

Угол. Развернутый угол.

Виды углов: прямой, острый, тупой.

Сравнение и вычерчивание углов

1

11.

Ломаная линия. Элементы ломаной: звено, вершина

1

12.

Изготовление модели ломаной линии.

Вычерчивание незамкнутой линии

1

13.

Многоугольник - замкнутая линия.

Углы. Вершины. Стороны многоугольника

1

14.

Прямоугольник. Свойство сторон прямоугольника.

Вычерчивание прямоугольника на клетчатой бумаге

1

15.

Квадрат. Составление квадрата из заданных фигур.

Вычерчивание квадрата на клетчатой бумаге

1

16.

Изготовление моделей прямоугольника и квадрата заданных размеров

1

17.

Дециметр и метр как единицы измерения длины

1

18.

Практическая работа

«Изготовление геометрического набора треугольников»

1

19.

Практическая работа

«Аппликации из геометрических фигур»

1

20-21.

Знакомство с технологией оригами.

Изготовление способом оригами изделий:

«Гриб», «Бабочка», «Рыба», «Зайчик».

2


  1. Планируемые результаты освоения программы


Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты

  • Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

  • Осознание роли своей страны в мировом развитии; ува­жительное отношение к семейным

  • ценностям, бережное от­ношение к окружающему миру.

  • Целостное восприятие окружающего мира.

  • Развитая мотивация учебной деятельности и личност­ного смысла учения,

  • заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; творческий подход к выполнению заданий.

  • Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

  • Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к

работе на результат

Метапредметные результаты

  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учеб­ной деятельности, находить средства и способы её осущест­вления.

  • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

  • Умения планировать, контролировать и оценивать учеб­ные действия в соответствии с поставленной задачей и ус­ловиями её выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Способность использовать знаково-символические сред­ства представления информации для создания моделей изучае­мых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. Использование речевых средств и средств информаци­онных и коммуникационных технологий для решения комму­никативных и познавательных задач.

  • Использование различных способов поиска (в справоч­ных источниках и открытом учебном информационном про­странстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного пред­мета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим со­провождением.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления аналогий и причинно-следственных связей, настроения рассуждений, отнесение к известным понятиям.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; излагать и аргументировать своё мнение.

  • Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совмест­ной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • Овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебны­ми моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».


Предметные результаты


  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки.

  • Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

  • Умения выполнять устно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры

  • Приобретение первоначальных навыков работы на ком­пьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с «меню», на­ходить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).


К концу обучения в первом классе ученик научится:


  • называть предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;

  • называть натуральные числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;

  • определять число, большее (меньшее) данного числа (на несколько единиц);

  • распознавать геометрическую фигуру (точку, отрезок, треугольник, квадрат, пятиугольник, куб, шар);

различать:

  • число и цифру;

  • знаки арифметических действий;

  • круг и шар, квадрат и куб;

  • многоугольники по числу сторон (углов);

  • направления движения (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх);

читать:

  • числа в пределах 20, записанные цифрами;

  • записи вида 3 + 2 = 5, 6 – 4 = 2, 5  2 = 10, 9 : 3 = 3;

сравнивать

  • предметы с целью выявления в них сходства и различий;

  • предметы по размерам (больше, меньше);

  • два числа (больше, меньше, больше на, меньше на);

  • данные значения длины;

  • отрезки по длине;

воспроизводить:

  • результаты табличного сложения любых однозначных чисел;

  • результаты табличного вычитания однозначных чисел;

  • способ решения задачи в вопросно-ответной форме;

распознавать:

  • геометрические фигуры.



Ученик получит возможность научиться:

моделировать:

  • отношения «больше», «меньше», «больше на», «меньше на» с использованием фишек, геометрических схем (графов) с цветными стрелками;

  • ситуации, иллюстрирующие арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление);

  • ситуацию, описанную текстом арифметической задачи, с помощью фишек или схематического рисунка;

характеризовать:

  • расположение предметов на плоскости и в пространстве;

  • расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между);

  • результаты сравнения чисел словами «больше» или «меньше»;

  • предъявленную геометрическую фигуру (форма, размеры);

  • расположение предметов или числовых данных в таблице (верхняя, средняя, нижняя) строка, левый (правый, средний) столбец;

анализировать:

  • текст арифметической задачи: выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

  • предложенные варианты решения задачи с целью выбора верного или оптимального решения;

классифицировать:

  • распределять элементы множеств на группы по заданному признаку;

упорядочивать:

  • предметы (по высоте, длине, ширине);

  • отрезки в соответствии с их длинами;

  • числа (в порядке увеличения или уменьшения);конструировать:

  • алгоритм решения задачи;

  • несложные задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, схеме);

контролировать:

  • свою деятельность (обнаруживать и исправлять допущенные ошибки);оценивать:

  • расстояние между точками, длину предмета или отрезка (на глаз);

  • предъявленное готовое решение учебной задачи (верно, неверно);решать учебные и практические задачи:

  • пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты;

  • записывать цифрами числа от 1 до 20, число нуль;

  • решать простые текстовые арифметические задачи (в одно действие);

  • измерять длину отрезка с помощью линейки;

  • изображать отрезок заданной длины;

  • отмечать на бумаге точку, проводить линию по линейке;

  • выполнять вычисления (в том числе вычислять значения выражений, (содержащих скобки);

  • ориентироваться в таблице: выбирать необходимую для решения задачи информацию


Основные требования к знаниям и умениям учащихся с ЗПР:


Учащиеся узнают:

  • последовательность чисел от 1 до 20 и обратный счет от 20 до 1;

  • таблицу сложения однозначных чисел и соответственные случаи вычитания (на уровне автоматизированного навыка);

  • термины: «прямой угол», «кривая линия», «окружность», «овал», «круг»;

  • соотношения между длинами длины: см, дм;

  • правила безопасности при работе ручным инструментом.


Учащиеся научатся:

  • читать, записывать и сравнивать числа от 1 до 20;

  • находить сумму и разность чисел в пределах 20, в более легких случаях – устно, в более сложных – письменно;

  • решать задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахо­ждение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного;

  • начертить и изготовить модель отрезка, угла, прямоугольника, квадрата, круга, прямоугольника;

  • измерять и сравнивать отрезки, в том числе длины сторон прямоугольника;

  • переводить одни единицы измерения в другие;

  • самостоятельно изготавливать несложные изделия по описанию, проводить анализ образца изготовленного изделия.


Формы и средства контроля знаний:


  • входной мониторинг готовности к обучению;

  • самоконтроль - при введении нового материала;

  • взаимоконтроль - в процессе его отработки;

  • итоговый мониторинг образовательных достижений.



5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

Состав учебно-методического комплекса по предмету

Для учащихся

Для учителя

  • Моро М.И., Степанова С. В, Волкова С И. Математика.

1 класс в 2-х частях.

  • Рабочая тетрадь по математике в 2-х частях.

  • Авторы Моро М.И., Степанова С.В.

  • Дидактическое пособие «Спектра»

  • Дидактическое пособие «Палитра»

  • Дидактическое пособие «Арифметика – 1»

  • Дидактическое пособие «Кораблики»

  • Дидактическое пособие «Математическая пирамида»

  • «Математика» 1класс (1-2) Моро М. И. , Бантова М. А., Бельтюкова Г. А., Москва « Просвещение» 2011.

  • « Рабочая тетрадь» 1класс (1 -2)Моро М. И., Волкова С. И. Москва Просвещение 2011.

  • Пупышева О. Н. Олимпиадные задания по математике 1 - 4 класс. Москва Просвещение 2007.

  • Ракитина М. А. Дидактические материалы. 1класс.Москва АСТ 2009.

  • .Рудницкая В.Н. Тесты по математике .1 класс. Москва АСТ 2010.

  • Уроки математики. 1 класс. Пособие для учителя. Степанова С.В.

  • Контрольные работы по математике. 1 кл.: к учебнику М.И. Моро и др. Автор: В.Н. Рудницкая-М.: Экзамен,2007.

  • Уткина Н.Г., Улитина Н.В., Юдачева Т.В. Дидактический материал по математике для 1 класса четырёхлетней нач. шк.: Пособие для учащихся. – М.: АРКТИ, 2001.

  • Рудницкая В.Н. Тесты по математике: 1 класс: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 1 класс. В 2-х частях»/ В.Н. Рудницкая. – М.: Издательство «Экзамен», 2009



  1. Список литературы


  1. ФГОС НОО

  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Издательство «Просвещение»

  3. Сборник рабочих программ. Система учебников «Школа России». Издательство «Просвещение»

  4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53

  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС НОО. Издательство «Просвещение»

  6. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования

  7. Ковалёва Г.С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 2-х частях



15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!