общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной.
Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Это позволяет реализовать цели изучения литературы в старших классах, определённые Примерной учебной программой по литературе:
Данные цели могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Именно поэтому объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной. Авторы программы избегают жёсткой регламентации в выборе произведений для чтения и изучения, обсуждения, поэтому выбор, какие произведения читать и изучать, а какие читать и обсуждать сделан мной на основе читательских пристрастий учащихся, индивидуальных особенностей класса. Количество часов, отводимых на изучение той или иной темы, тоже определяется не требованиями УМК, а уровнем сформированности общеучебных умений и навыков детей в конкретном учебном коллективе, а также интересом, проявленным при изучении произведения.
Принцип концентризма, осуществляемый последовательно на каждой ступени обучения, предполагает последовательное возвращение к определённым авторам и даже к одним и тем же произведениям. Но, разумеется, на каждом этапе перед учениками ставятся различные задачи изучения текста:
Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы. В каждом из курсов затронута одна из ведущих проблем: 11 класс – 2 часть линейного курса на историко-литературной основе («Русская литература XX века»).
Это история современной русской литературы во всём её многообразии и сложности, изучение которой предполагает расширение круга теоретических сведений и углубление тех сведений, которые были получены при изучении литературы 19 века (стиль писателя, литературная критика и её роль в литературном процессе и др.), а также их активное применение в процессе анализа художественных произведений. Литературные направления начала века, сложность путей развития послереволюционной русской литературы, освоение литературы русского зарубежья, особенности этапа развития русской литературы находят своё отражение в курсе этого класса.
Программа ориентирована на преподавателей, работающих по учебнику «Русская литература 20 века в двух частях под редакцией В.П.Журавлёва (М.:Просвещение, 2009год)».
Авторская программа рассчитана на 102 учебных часа (из расчёта 3 часа в неделю). Согласно годовому учебно-календарному графику, в 2018-2019 учебном году на изучение курса литературы в 11 классе отводится 34 учебных недели. Количество часов в авторской и рабочей программах совпадает.
-основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
-основные теоретико-литературные понятия.
-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
-соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
-выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты ), соблюдая нормы литературного произношения;
-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
10 Пастернак. «Во всём мне хочется дойти до самой сути...».
11. Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины...».
№ п/п | № урока в разделе | Тема урока. Основное содержание | Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся | Кол-во часов | Основные теоретические понятия |
| | I полугодие | | | |
| | Введение (1 час) | | | |
1 | 1.1 | Введение. Судьба России в 20 веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века . | Лекция | 1 | Модернизм: акмеизм, футуризм, символизм и др. |
| | Писатели – реалисты начала XX века | | | |
| | И.А. Бунин (6часов) | | | |
2 | 2.1 | И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А.Бунина: её философичность, лаконизм, изысканность. Чтение и анализ стихотворений: "Крещенская ночь", "Собака", "Последний шмель" | Лекция. Практикум |
1 | Лирика, тропы, фигуры речи (углуб.) |
3 | 2.2 | И.А.Бунин."Господин из Сан-Франциско". Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. | Лекция. Практикум | 1 | Рассказ(углуб.), символ, композиция(повт) |
4 | 2.3 | Поэтика рассказа И. А.Бунина."Господин из Сан-Франциско". | | | |
5 | 2.4 | Тема любви в рассказе И.А. Бунина "Чистый понедельник".Своеобразие лирического повествования в прозе писателя | Беседа. Практикум | 1 | Мифологичность литературы 20 века |
6 | 2.5 | Тема любви в рассказах И.А.Бунина «Тёмные аллеи», «Лёгкое дыхание» и др. Своеобразие лирического повествования в прозе писателя | Беседа. Практикум | 1 | |
7 | 2.6 | Психологизм и особенности "внешней изобразительности" бунинской прозы | Лекция. Практикум | 1 | Психологизм литературы |
| | А.И.Куприн (4 часа) | | | |
8 | 3.1 | А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести "Поединок".Автобиографический и гуманистический характер повести. | Лекция Беседа. | | |
9 | 3.2 | Изображение мира природы и человека, воплощение нравственного идеала в повести А.И.Куприна «Олеся». | Внеклассное чтение | 1 | Сюжет и фабула эпического произведения(повт.) |
10 | 3.3 | Проблематика и поэтика рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.И.Куприна, И.А.Бунина. | Беседа. Практикум | 1 | |
11 | 3.4 | Проблематика и поэтика рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.И.Куприна, И.А.Бунина. | Беседа. Практикум | 1 | |
| | М.Горький (6 часов) | | | |
12 | 4.1 | М.Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. | Лекция. | 1 | Романтизм (повт.) |
13 | 4.2 | «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа. | Лекция. Практикум | 1 | |
14 | 4.3 | «На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы. | Лекция | 1 | Социально-философское произведение |
15 | 4.4 | Три правды в пьесе М.Горького «На дне», её социальная и нравственно-философская проблематика. Смысл названия пьесы. | | | |
16 | 4.5 | Три правды в пьесе М.Горького «На дне».Роль Луки | Практикум | 1 | |
17 | 4.6 | Классное сочинение по творчеству М.Горького | Урок контроля | 2 | |
| | Серебряный век русской поэзии. (6 часов) | | | |
18 | 5.1 | Серебряный век русской поэзии. Русский символизм и его истоки. | Лекция | 1 | символизм |
19 | 5.2 | В.Я.Брюсов. Слово о поэте. В.Я.Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Проблематика и стиль произведений | Лекция Беседа. | 1 | Звукопись, изобразительно-выразительные средства |
20 | 5.3 | Лирика поэтов-символистов: К.Д.Бальмонта, А.Белого | Урок внеклассного чтения | 1 | |
21 | 5.4 | Акмеизм как литературное течение. Западно - европейские и отечественные истоки акмеизма. | Лекция. Практикум | 1 | акмеизм |
22 | 5.5 | Н.С.Гумилёв. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилёва | Лекция. Практикум | 1 | |
23 | 5.6 | Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И.Северянина, В.Хлебникова и др. Домашнее сочинение по лирике Серебряного века | Лекция. Практикум | 1 | Футуризм, Словотворчество, поэтический синтаксис |
| | А.А.Блок (5 часов) | | | |
24 | 6.1 | А.А.Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме». | Лекция. Беседа | 1 | Лирический цикл |
25 | 6.2 | Тема «страшного мира» лирике А. Блока. «Фабрика», «Сытые», «Ночь, улица, фонарь, аптека».Развитие понятия об образе-символе. | Практикум | 1 | Образ-символ (развитие понятия) |
26 | 6.3 | Тема Родины в лирике А.Блока. «Россия», «На поле Куликовом», «На железной дороге». | Практикум | 1 | лирический цикл |
27 | 6.4 | Поэма А.Блока «Двенадцать» и сложность её художественного мира. | Беседа. Практикум | 2 | Авторская позиция и способы её выражения в произведении |
28 | 6.5 | Поэма А.Блока «Двенадцать» и сложность её художественного мира. | Урок контроля | | |
| | Новокрестьянская поэзия (1 час) | | | |
29 | 7.1 | Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А.Клюев. Жизнь и творчество. | Урок внеклассного чтения | 1 | |
| | С.А.Есенин (5 часов) | | | |
30 | 8.1 | С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная…», «Письмо матери» | Лекция. Беседа | 1 | имажинизм, фольклоризм |
31 | 8.2 | Тема России в лирике Есенина. Трагизм мироощущения. «Я покинул родимый дом», «Русь советская», «Спит ковыль», «Возвращение на родину», «Неуютная жидкая лунность», «Русь бесприютная». | Практикум | 1 | биографическая основа литературных произведений |
32 | 8.3 | Любовная тема в лирике Есенина. «Не бродить, не мять…», «Собаке Качалова», «Шагане». | Практикум | 1 | Изобразительно-выразительные средства (повт.) |
33 | 8.4 | Тема быстротечности человеческой жизни в лирике Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу», «Мы теперь уходим понемногу», «Сорокоуст» | Практикум | 1 | |
34 | 8.5 | Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы». | Урок внеклассного чтения | | |
| | Литература 20-х годов XX века (4 часа) | | | |
35 | 9.1 | Общая характеристика литературного процесса 20-х годов XX века | Лекция | 1 | |
36 | 9.2 | Тема революции и гражданской войны в прозе 20-х годов . Нравственные проблемы в романе А.Фадеева "Разгром" | Семинар | 1 | Л итературные объединения "ЛЕФ", "ОБЭРИУ", "Серапионовы братья" и др. |
37 | 9.3 | Своеобразие цикла "Конармия" И.Бабеля Тема гражданской войны в цикле | Семинар | 1 | |
38 | 9.4 | Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира (А.Аверченко, Теффи) | Семинар | 1 | Поэты- обэриуты. Орнаментальная проза (начальные представления) |
| | В.В.Маяковский ( 4 часа) | | | |
39 | 10.1 | В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики. «А вы могли бы?» «Скрипка и немножко нервно»,«Послушайте» | Лекция. Беседа | 1 | Футуризм, тоническое стихосложение |
40 | 10.2 | Своеобразие любовной лирики. «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову», «Письмо Татьяне Яковлевой». | Практикум | 1 | |
41 | 10.3 | Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. «Юбилейное», «Во весь голос»(вступление), «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину». | Беседа | 1 | Развитие представлений о рифме (каламбурная, ассонансная) |
42 | 10.4 | Пафос революционного переустройства мира. Сатирические произведения. «Прозаседавшиеся», «Баня», «О дряни». Домашнее сочинение по творчеству В.Маяковского и С. Есенина | Беседа. Практикум | 1 | |
| | Литература 30-х годов XX века | | | |
43 | 11.1 | Литература 30-х годов XX века. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы | Лекция | | |
| | А.П.Платонов (3 часа) | | | |
44 | 12.1 | А.П.Платонов. Жизнь и творчество. | Лекция | 1 | |
45 | 12.2 | «Котлован». Необычность языка и стиля повести. | Урок внеклассного чтения | 1 | Индивидуальный стиль писателя, авторские неологизмы |
46 | 12.3 | Зачетная работа за 1 полугодие | Урок контроля | | |
| | II полугодие | | | |
| | М.А.Булгаков (5часов ) | | | |
47 | 13.1 | М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. Булгаков и театр. Судьбы людей и революция в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных». | Лекция | 1 | многообразие романов |
48 | 13.2 | История создания, проблемы и герои романа М.А. Булгакова«Мастер и Маргарита». Особенности композиции и проблематика. | Беседа. Практикум | 1 | Традиции и новаторство в литературе |
49 | 13.3 | Понтий Пилат и Га – Ноцри в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». | Беседа. Практикум | 1 | |
50 | 13.4 | Сатирический и фантастический пласты романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» | Беседа. Практикум | 1 | |
51 | 13.5 | «Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Домашнее сочинение по творчеству М. Булгакова. | Беседа. Практикум | 1 | |
| | А.А.Ахматова (4 часа) | | | |
52 | 14.1 | А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство. Любовная лирика. «Песня последней встречи», «Сжала руки» и др. | Лекция. Практикум | 1 | |
53 | 14.2 | Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати», «Мне голос был…», «Родная земля», «Приморский сонет» и др. | Практикум | 1 | |
54 | 14.3 | Поэма А.Ахматовой «Реквием». Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти | Практикум. Беседа | 1 | Поэма, сюжетность лирики |
55 | 14.4 | Поэма А.Ахматовой «Реквием» Особенности жанра и композиции. | | | |
| | О.Э.Мандельштам (2 часа) | | | |
56. | 15.1 | О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество. | Лекция | 1 | |
57 | 15.2 | Художественное своеобразие лирики О.Мандельштама. Анализ стихотворений: «Бессонница…», «За гремучую доблесть», «Я вернулся в город», «Notre Dame». | Практикум | 1 | Импрессионизм, стих, строфа, рифма, способы рифмовки(повт.) |
| | М.И.Цветаева (2часа) | | | |
58 | 16.1 | М.И.Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта в лирике. «Моим стихам», «Имя твоё», «Кто создан из камня…», «Стихи к Пушкину». | Лекция. Практикум | 1 | Стихотворный лирический цикл, лирический герой, фольклоризм литературы (углубл. понятий) |
59 | 16.2 | Тема Родины в лирике Цветаевой. «Тоска по Родине», «Стихи о Москве». Своеобразие поэтического стиля. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А. Ахматовой, О. Э.Мандельштама, М.И.Цветаевой | Беседа. Практикум | 1 | |
| | М.А.Шолохов (8 часов) | | | |
60 | 17.1 | М.А.Шолохов. Судьба и творчество. «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» как новеллистическая предыстория эпопеи «Тихий Дон» | Лекция | 1 | Роман - эпопея, художественное время и пространство |
61 | 17.2 | Картины Гражданской войны в романе М.Шолохова «Тихий Дон» | Беседа | | |
62 | 17.3 | Картины Гражданской войны в романе М.Шолохова «Тихий Дон» | Беседа | | |
63 | 17.4 | Трагедия народа и судьба Григория Мелехова. | Беседа | 1 | |
64 | 17.5 | Трагедия народа и судьба Григория Мелехова. | Беседа | | |
65 | 17.6 | «Тихий Дон» Женские судьбы в романе | Беседа | 1 | |
66 | 17.7 | «Тихий Дон» Женские судьбы в романе | Беседа | 1 | |
67 | 17.8 | Мастерство М.Шолохова в романе «Тихий Дон» Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. Шолохова | Практикум | 1 | |
| | Литература периода Великой Отечественной войны (1ч) | | | |
68 | 18.1 | Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия (обзор). | Лекция. Беседа | 1 | |
| | Литература второй половины XX века (4 часа) | | | |
69 | 19.1 | Литература второй половины XX века (обзор). Поэзия 60-х годов | Лекция Беседа | 1 | |
70 | 19.2 | Поэзия периода «оттепели». Б.Ахмадулина, Е.Евтушенко, Р. Рождественский, Ю. Друнина, С.Орлов | Лекция. Беседа | 1 | |
71 | 19.3 | Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов ( Ю.Бондарев, В.Богомолов, В.Некрасов, К.Воробьёв). Нравственная проблематика повести В.Быкова "Сотников". | Семинар | 1 | |
72 | 19.4 | Нравственная проблематика повести В.Быкова "Сотников". | Урок контроля | 1 | |
| | А.Т.Твардовский (2 часа) | | | |
73 | 20.1 | А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика. Размышления о настоящем и будущем России. Тема войны. | Лекция. | 1 | гражданственность поэзии элегия |
74 | 20.2 | Своеобразие лирики А.Т.Твардовского. Осмысление темы войны. | Практикум | 1 | |
| | Б.Л.Пастернак (4 часа) | | | |
75 | 21.1 | Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Пастернака. Темы и мотивы лирики. | Лекция. Практикум | 1 | сонет |
76 | 21.2 | Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Пастернака. Темы и мотивы лирики. | Лекция. Практикум | 1 | сонет |
77 | 21.3 | Роман «Доктор Живаго». Проблематика и художественное своеобразие. | Урок внеклассного чтения | 1 | |
78 | 21.4 | «Стихотворения Ю.Живаго» и их связь с общей проблематикой романа | Лекция. Практикум | 1 | |
| | А.И.Солженицын (2 часа) | | | |
79 | 22.1 | А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. «Архипелаг ГУЛАГ» (обзор) | Лекция. Беседа | 1 | прототип литературного героя |
80 | 22.2 | Лагерная тема в творчестве писателя. «Один день Ивана Денисовича» | Лекция. Беседа | 1 | |
| | В.Т.Шаламов (1 час) | | | |
81 | 23.1 | В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» ("На представку", "Сентенция") | Урок внеклассного чтения | 1 | новелла |
| | Н.М.Рубцов (1 час) | | | |
82 | 24.1 | Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Своеобразие художественного мира Н.Рубцова («Видения на холме», «Русский огонёк», «Звезда полей», «В горнице», «Я буду скакать по полям)». | Лекция. Беседа | 1 | |
| | В.Астафьев( 2 часа) | | | |
83 | 25.1 | «Деревенская проза» в современной литературе. Взаимоотношения человека и природы в повествовании В.П.Астафьева «Царь-рыба». | Лекция. Беседа | 1 | |
84 | 25.2 | Нравственные проблемы романа "Печальный детектив"(обзор) | Лекция. Беседа | | |
| | В.Г.Распутин (2 часа) | | | |
85 | 26.1 | В.Г.Распутин. Нравственные проблемы произведений «Живи и помни», «Последний срок». | Беседа | 2 | |
86 | 26.2 | Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матёрой» В.Г.Распутина | Беседа. Практикум | | |
| | И.А.Бродский (1 час) | | | |
87 | 27.1 | И.А.Бродский. Слово о поэте. Проблемно - тематический диапазон лирики поэта. "Осенний крик ястреба", "Сонет" и др. | Беседа. Практикум | 1 | сонет |
| | Б.Ш.Окуджава(1 час) | | | |
88 | 28.1 | Б.Ш.Окуджава. Военные мотивы в лирике. Стихи о Москве. Искренность и глубина поэтических интонаций. Подготовка к домашнему сочинению «В чём секрет обаяния авторской песни?» | Практикум | 1 | романс, бардовская песня |
| | Ю.В.Трифонов (1 час) | | | |
89 | 29.1 | «Городская проза» в современной литературе. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести Ю.В.Трифонова «Обмен» | Урок внеклассного чтения | 1 | психологизм литературы |
| | А.В.Вампилов(1 час) | | | |
90 | 30.1 | Темы и проблемы современной драматургии. Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы. А.В.Вампилова «Утиная охота». | Урок внеклассного чтения | 1 | драм. произведение (повт.) |
| | Из литературы народов России (1 час) | | | |
91 | 31.1 | Литература народов России Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Р.Гамзатова | Урок внеклассного чтения | 1 | национальное и общечеловеческое в художественной литературе |
| | Литература конца XX – начала XXI века (2 часа) | | | |
92 | 32.1 | Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и "нереализма". Литература Русского зарубежья последних лет | Лекция | 1 | |
93 | 32.2 | Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и "нереализма". Литература Русского зарубежья последних лет | Лекция | 1 | |
| | Из зарубежной литературы (4 часа) | | | |
94 | 33.1 | Б.Шоу пьеса « Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе. Г.Аполлинер. Стихотворение «Мост Мирабон». Экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии. | Урок внеклассного чтения | 1 | парадокс как художественный приём |
95 | 33.2 | Э.Хемингуэй. Проблематика повести «Старик и море» | Урок внеклассного чтения | 1 | |
96 | 33.3 | Э.М.Ремарк «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. Своеобразие художественного стиля писателя. | Урок внеклассного чтения | 1 | внутренний монолог |
97 | 33.4 | Т. С. Элиот. "Любовная песнь Дж.Альфреда Пруфрока". Многообразие мыслей и настроений стихотворения | Урок внеклассного чтения | 1 | |
| | Итоговые уроки (2 часа) | | | |
98 | 34.1 | Проблемы и уроки литературы XX века | Семинар Лекция Беседа | 1 | |
99 | 34.2 | Проблемы и уроки литературы XX века | Семинар Лекция Беседа | 1 | |
100 | | Резерв | | | |
101 | | Резерв | | | |
102 | | Резерв | | | |
1.Ерёмина О.А. Литература 11 класс. Поурочные разработки. М:Просвещение.
2.Уроки литературы: 11 класс.: Кн. для учителя/ Под редакцией В.П.Журавлёва. - М.: Просвещение, 2003.
3.КунаревА.А., Капов А.С.,Михайлов О.Н. Русская литератуа 20 века. 11 касс. Практикум/Под редакцией В.П.Журавлёва .
4.Чертов В. Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XX века: 11 класс: Книга для учителя.- М.: Просвещение.
учреждений. В 2-х ч. Л.А. Чалмаев В.А., О.Н.Михайлов и др.
2009.
1. Музыкальный центр SAMSUNG и 2 колонки
2. Телевизор «SAMSUNG» CS21 Z 50 ZOO
3. DVD-проигрыватель RUBIN DYR - 204
9. Компьютер
10.Средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет)
Рабочая программа допускает использование различных методических пособий, контрольно - измерительных материалов, дидактических материалов (с корректировкой в отдельных случаях), так как содержание основных образовательных программ складывается из произведений, определённых обязательным минимумом.