РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Литературное чтение»
для 3 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Корчашкина Татьяна Евгеньевна
учитель начальных классов
г. Ульяновск, 2022
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наименование раздела | Предметное содержание | Форма реализации воспитательного потенциала |
Уж небо осенью дышало… | К.Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М.Пришвин из книги «Дорога к другу»; И.Бунин «Листопад»; Н.Рубцов «У сгнившей лесной избушки…» Самостоятельное чтение: М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А.Фет «Осенняя роза»; А.Жигулин «Загорелась листва на березах…» | Формирование чувства понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней, эстетического чувства на основе знакомства с художественной культурой. |
Народные сказки | Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба – королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал». Самостоятельное чтение: русская сказка «Царевна – лягушка»; казахская сказка «Мастер Али». | Формирование чувства сопричастности с жизнью своего народа и Родины, представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках; ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей; эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам; толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий. |
Поэтические страницы | А.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»; Ю.Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г.Сапгир «Сны». Самостоятельное чтение: К.Бальмонт «У чудищ»; С.Островой «Сказки». | Формирование эстетического чувства на основе знакомства с художественной культурой; толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий. |
О мужестве и любви | В.Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; И.Тургенев «Воробей»; Н.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»; Л.Толстой «Прыжок». Самостоятельное чтение: И.Бунин «Первый снег»; А.Твардовский «Утро»; М.Пришвин из книги «Глаза земли». | Формирование представления об общих нравственных категориях; эстетического чувства на основе знакомства с художественной культурой; эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам. |
Зимы ждала, ждала природа… | С.Есенин «Разгулялась вьюга»; А.Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф.Тютчев «Чародейкою зимою». Самостоятельное чтение: И.Бунин «Первый снег»; А.Твардовский «Утро»; М.Пришвин из книги «Глаза земли». | Формирование чувства понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней, эстетического чувства на основе знакомства с художественной культурой. |
Авторские сказки | А.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л.Толстой «Царь и рубашка». Самостоятельное чтение: Х.К.Андерсен «Штопальная игла»; С.Седов «Король красуется». | Формирование представления об общих нравственных категориях, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках; ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей; эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках. |
Басни | О.Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л.Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И.Крылов «Лебедь, щука и рак», «Слон и Моська», «Две бочки». Пословицы. Самостоятельно чтение: Федр «Лягушка и мышь»; Л.Толстой «Комар и лев»; И.Крылов «Мышь и крыса». | Формирование представления об общих нравственных категориях, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках; ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей; эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам. |
Братья наши меньшие | А.Чехов «Белолобый»; М.Пришвин «Лимон»; Л.Толстой «Лев и собачка»; К.Паустовский «Кот – ворюга». Самостоятельное чтение: Саша Черный «Ослёнок»; А.Куприн «Завирайка». | Формирование представления об общих нравственных категориях, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках; эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам. |
О совести и долге | Ю.Яковлев «Полосатая палка»; А.Платонов «Разноцветная бабочка»; А.Кешоков «Мне больно, мальчики»; К.Паустовский «Тёплый хлеб». Самостоятельное чтение: К.Ушинский «Слепая лошадь»; Р.Сеф «Добрый человек». | Формирование представления об общих нравственных категориях; эстетического чувства на основе знакомства с художественной культурой; эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам. |
Весна пришла | Русские народные песни: «Жаворонушки»; «Берёзонька»; А.Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К.Бальмонт «Золотая рыбка»; М.Пришвин «Лесная капель». Самостоятельное чтение: В.Астафьев «Весенний остров»; О.Дриз «Как сделать утро волшебным». | Формирование чувства понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней, эстетического чувства на основе знакомства с художественной культурой. |
И в шутку, и всерьёз | Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А.Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С.Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М.Зощенко «Великие путешественники». Самостоятельное чтение: А.Усачев «На чем держится Земля»; А.Дорофеев «Укушенные». | Формирование представления об общих нравственных категориях; эстетического чувства на основе знакомства с художественной культурой; эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам. |
Научно-популярные статьи | «О живописи», «Кошка», «Лошадь», «Изменение погоды». | Формирование положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно- нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия:
общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы, находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);
читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;
различать художественные произведения и познавательные тексты;
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;
различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);
характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);
отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия;
пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений), корректировать собственный письменный текст;
составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения;
использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя
картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
использовать справочную литературу, включая ресурсы сети. Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема/раздел | Количество часов | Электронные учебно-методические материалы |
1 | Уж небо осенью дышало | 15 | |
1.1. | Знакомство с учебником. Часть 1 К.Г. Паустовский «Барсучий нос». | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
1.2. | К.Г. Паустовский «Барсучий нос». | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
1.3. | Научно – популярная статья «Барсук» | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
1.4. | А. Бунин «Листопад» | 2 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
1.5. | М.М. Пришвин «Хрустальный день» «Капитан - паук» М.М. Пришвин «Недосмотренные грибы». | 2 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
1.6. | Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки». | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
1.7. | К.Г. Паустовский «Подарок». | 3 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
1.8. | Внеклассное чтение Осень в произведениях русских писателей. | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
1.9. | Картинная галерея И.И. Левитан «Лесное озеро». | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
1.10 | Научно-популярная Статья «О живописи». | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
1.11 | Проверка навыков чтения | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
2 | Народные сказки | 15 | |
2.1 | «Семь Симеонов» (русская народная сказка). | 3 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
2.2 | «Иван - крестьянский сын и чудо - юдо» (русская народная сказка). | 3 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
2.3 | Картинная галерея: В. М. Васнецов. «Иван-царевич на сером волке» | 2 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
2.4 | Обучающая комплексная работа № 1 | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
2.5 | Внеклассное чтение. Русские народные сказки. | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
2.6 | «Жаба - королева» (литовская народная сказка). | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
2.7 | «Птица Кахна» (таджикская народная сказка). | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
2.8 | «Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка). | 2 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
2.9 | Внеклассное чтение «Сказки народов мира» | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
3 | Поэтические страницы | 5 | |
3.1 | А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный...» (отрывок). | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
3.2 | Ю. Мориц. «Песенка про сказку» | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
3.3 | «Маленький скрипач» (немецкая народная баллада) | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
3.4 | Г. Сапгир. «Сны» | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
3.5 | Проверочная работа № 2 по теме «Народные сказки. Поэтические страницы» | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
4 | О мужестве и любви | 11 | |
4.1 | В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». | 3 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
4.2 | И.С. Тургенев «Воробей». Научно – популярная статья «Больше, чем просто собака» | 2 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
4.3 | Н.Г. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка». | 2 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
4.4 | Обучающая комплексная работа № 2 | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
4.5 | Л.Н. Толстой «Прыжок» (быль). Тест № 3 по теме «О мужестве и любви» | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
4.6 | Внеклассное чтение Сказки Е. Шварца, В. Каверина. | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
4.7 | Проверочная работа № 3 по теме «О мужестве и любви» | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
5 | Зимы ждала, ждала природа… | 9 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
5.1 | С. Есенин. «Разгулялась вьюга...» | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
5.2 | Научно – популярная статья «Ледяное дыхание Арктики». | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
5.3 | А. С. Пушкин. «В тот год осенняя погода...» (отрывок из романа «Евгений Онегин»). | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
5.4 | А. С. Пушкин. «Зимнее утро». | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
5.5 | А. С. Пушкин. «Зимняя дорога» (отрывок) | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
5.6 | Ф. И. Тютчев. «Чародейкою Зимою...» | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
5.7 | Картинная галерея: Н. Крылов. «Зима» | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
5.8 | Внеклассное чтение. Зима в произведениях разных жанров» | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
5.9 | Проверочная работа № 4 по теме «Зимы ждала, ждала природа». | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
6 | Авторские сказки | 12 | |
6.1 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». | 4 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
6.2 | Х.-К. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик» | 3 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
6.3 | Л. Н. Толстой. «Царь и рубашка» | 2 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
6.4 | Внеклассное чтение. Х.-К. Андерсен. «Штопальная игла» | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
6.5 | Внеклассное чтение. С. Седов. «Король красуется» | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
6.6 | Проверочная работа № 5 по теме «Авторские сказки». | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
7 | Басни | 9 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
7.1 | О. Мандельштам. «Муха» | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
7.2 | Эзоп. «Мухи», «Кошка и мыши» | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
7.3 | Эзоп. «Кошка и мыши» | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
7.4 | Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья» «Лгун» | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
7.5 | И. А. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак» | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
7.6 | И. А. Крылов. «Слон и Моська» | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
7.7 | И. А. Крылов. «Две Бочки» | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
7.8 | Пословицы Читальный зал | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
7.9 | Проверочная работа № 6 по теме «Басни». | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
8 | Братья наши меньшие | 15 | |
8.1 | А. П. Чехов «Белолобый». | 4 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
8.2 | М.М. Пришвин «Лимон». | 2 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
8.3 | Л.Н. Толстой «Лев и собачка». | 2 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
8.4 | К.Г. Паустовский «Кот - ворюга». | 3 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
8.5 | Картинная галерея Б. Мурильо «Мальчик с собакой» | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
8.6 | Внеклассное чтение Книги о животных. | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
8.7 | Обучающая комплексная работа № 3 | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
8.8 | Научно – популярная статья «Кошка». | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
8.9 | Обобщающее повторение по разделу | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
8.10. | Проверочная работа № 7 по теме «Братья наши меньшие». | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
9 | О совести и долге | 15 | |
9.1 | Ю. Яковлев «Полосатая палка» (в сокращении). | 4 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
9.2 | А. Платонов «Разноцветная бабочка». | 3 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
9.3 | Научно – популярная статья «Бабочки рядом с человеком» | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
9.4 | А. Кешоков «Мне больно, мальчики». | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
9.5 | К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб». | 3 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
9.6 | Научно – популярная статья «Лошадь» | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
9.7 | Внеклассное чтение Сказки К.Г. Паустовского. | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
9.8 | Проверочная работа № 8 по теме «О совести и долге». | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
10 | Весна пришла | 9 | |
10.1 | «Жаворонушки», «Берёзонька» (народные песни) | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
10.2 | А.А. Фет «Весенний дождь» | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
10.3 | М.М. Пришвин «Лесная капель» | 2 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
10.4 | К.Д. Бальмонт «Золотая рыбка» | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
10.5 | А.А. Фет «Рыбка» | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
10.6 | Внеклассное чтение. Народные песни | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
10.7 | Научно-популярная статья «Изменение погоды» | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
10.8 | Проверочная работа № 9 по теме «Весна пришла» | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
11 | И в шутку, и всерьёз | 15 | |
11.1 | Шутки - прибаутки. | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
11.2 | «Болтливая баба» (русская народная сказка). | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
11.3 | А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу». | 3 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
11.4 | С. Маршак «Про двух соседей» (кавказская народная сказка) | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
11.5 | С. Маршак «Старуха, дверь закрой!» (народная сказка) | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
11.6 | М. Зощенко «Великие путешественники». | 4 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
11.7 | Проверочная работа № 10 по теме «И в шутку и всерьёз». | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
11.8 | Картинная галерея З. Серебрякова «За обедом». | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
11.9 | Проверка навыков чтения | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
11.10 | Внеклассное чтение Детская периодическая литература. | 1 | https://resh.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ |
Резервное время | 5 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 136 | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Планируемая дата изучения | Дата проведения по факту |
1 | Уж небо осенью дышало | 15 | | |
1.1. | Знакомство с учебником. Часть 1 К.Г. Паустовский «Барсучий нос». | 1 | 02.09 | |
1.2. | К.Г. Паустовский «Барсучий нос». | 1 | 05.09 | |
1.3. | Научно – популярная статья «Барсук» | 1 | 06.09 | |
1.4. | А. Бунин «Листопад» | 2 | 08.09 09.09 | |
1.5. | М.М. Пришвин «Хрустальный день» «Капитан - паук» М.М. Пришвин «Недосмотренные грибы». | 2 | 12.09 13.09 | |
1.6. | Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки». | 1 | 15.09 | |
1.7. | К.Г. Паустовский «Подарок». | 3 | 16.09 19.09 20.09 | |
1.8. | Внеклассное чтение Осень в произведениях русских писателей. | 1 | 22.09 | |
1.9. | Картинная галерея И.И. Левитан «Лесное озеро». | 1 | 23.09 | |
1.10 | Научно-популярная Статья «О живописи». | 1 | 26.09 | |
1.11 | Проверка навыков чтения | 1 | 27.09 | |
2 | Народные сказки | 15 | | |
2.1 | «Семь Симеонов» (русская народная сказка). | 3 | 29.09 30.09 03.10 | |
2.2 | «Иван - крестьянский сын и чудо - юдо» (русская народная сказка). | 3 | 04.10 06.10 07.10 | |
2.3 | Картинная галерея: В. М. Васнецов. «Иван-царевич на сером волке» | 2 | 17.10 18.10 | |
2.4 | Обучающая комплексная работа № 1 | 1 | 20.10 | |
2.5 | Внеклассное чтение. Русские народные сказки. | 1 | 21.10 | |
2.6 | «Жаба - королева» (литовская народная сказка). | 1 | 24.10 | |
2.7 | «Птица Кахна» (таджикская народная сказка). | 1 | 25.10 | |
2.8 | «Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка). | 2 | 27.10 28.10 | |
2.9 | Внеклассное чтение «Сказки народов мира» | 1 | 31.10 | |
3 | Поэтические страницы | 5 | | |
3.1 | А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный...» (отрывок). | 1 | 01.11 | |
3.2 | Ю. Мориц. «Песенка про сказку» | 1 | 03.11 | |
3.3 | «Маленький скрипач» (немецкая народная баллада) | 1 | 04.11 | |
3.4 | Г. Сапгир. «Сны» | 1 | 07.11 | |
3.5 | Проверочная работа № 2 по теме «Народные сказки. Поэтические страницы» | 1 | 08.11 | |
4 | О мужестве и любви | 11 | | |
4.1 | В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». | 3 | 10.11 11.11 14.11 | |
4.2 | И.С. Тургенев «Воробей». Научно – популярная статья «Больше, чем просто собака» | 2 | 15.11 17.11 | |
4.3 | Н.Г. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка». | 2 | 18.11 28.11 | |
4.4 | Обучающая комплексная работа № 2 | 1 | 29.11 | |
4.5 | Л.Н. Толстой «Прыжок» (быль). Тест № 3 по теме «О мужестве и любви» | 1 | 01.12 | |
4.6 | Внеклассное чтение Сказки Е. Шварца, В. Каверина. | 1 | 02.12 | |
4.7 | Проверочная работа № 3 по теме «О мужестве и любви» | 1 | 05.12 | |
5 | Зимы ждала, ждала природа… | 9 | | |
5.1 | С. Есенин. «Разгулялась вьюга...» | 1 | 06.12 | |
5.2 | Научно – популярная статья «Ледяное дыхание Арктики». | 1 | 08.12 | |
5.3 | А. С. Пушкин. «В тот год осенняя погода...» (отрывок из романа «Евгений Онегин»). | 1 | 09.12 | |
5.4 | А. С. Пушкин. «Зимнее утро». | 1 | 12.12 | |
5.5 | А. С. Пушкин. «Зимняя дорога» (отрывок) | 1 | 13.12 | |
5.6 | Ф. И. Тютчев. «Чародейкою Зимою...» | 1 | 15.12 | |
5.7 | Картинная галерея: Н. Крылов. «Зима» | 1 | 16.12 | |
5.8 | Внеклассное чтение. Зима в произведениях разных жанров» | 1 | 19.12 | |
5.9 | Проверочная работа № 4 по теме «Зимы ждала, ждала природа». | 1 | 20.12 | |
6 | Авторские сказки | 12 | | |
6.1 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». | 4 | 22.12 23.12 26.12 27.12 | |
6.2 | Х.-К. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик» | 3 | 29.12 30.12 09.01 | |
6.3 | Л. Н. Толстой. «Царь и рубашка» | 2 | 10.01 12.01 | |
6.4 | Внеклассное чтение. Х.-К. Андерсен. «Штопальная игла» | 1 | 13.01 | |
6.5 | Внеклассное чтение. С. Седов. «Король красуется» | 1 | 16.01 | |
6.6 | Проверочная работа № 5 по теме «Авторские сказки». | 1 | 17.01 | |
7 | Басни | 9 | | |
7.1 | О. Мандельштам. «Муха» | 1 | 19.01 | |
7.2 | Эзоп. «Мухи», «Кошка и мыши» | 1 | 20.01 | |
7.3 | Эзоп. «Кошка и мыши» | 1 | 23.01 | |
7.4 | Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья» «Лгун» | 1 | 24.01 | |
7.5 | И. А. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак» | 1 | 26.01 | |
7.6 | И. А. Крылов. «Слон и Моська» | 1 | 27.01 | |
7.7 | И. А. Крылов. «Две Бочки» | 1 | 02.02 | |
7.8 | Пословицы Читальный зал | 1 | 03.02 | |
7.9 | Проверочная работа № 6 по теме «Басни». | 1 | 06.02 | |
8 | Братья наши меньшие | 15 | | |
8.1 | А. П. Чехов «Белолобый». | 4 | 07.02 09.02 10.02 13.02 | |
8.2 | М.М. Пришвин «Лимон». | 2 | 14.02 16.02 | |
8.3 | Л.Н. Толстой «Лев и собачка». | 2 | 17.02 27.02 | |
8.4 | К.Г. Паустовский «Кот - ворюга». | 3 | 28.02 02.03 03.03 | |
8.5 | Картинная галерея Б. Мурильо «Мальчик с собакой» | 1 | 06.03 | |
8.6 | Внеклассное чтение Книги о животных. | 1 | 07.03 | |
8.7 | Обучающая комплексная работа № 3 | 1 | 09.03 | |
8.8 | Научно – популярная статья «Кошка». | 1 | 10.03 | |
8.9 | Обобщающее повторение по разделу | 1 | 13.03 | |
8.10. | Проверочная работа № 7 по теме «Братья наши меньшие». | 1 | 14.03 | |
9 | О совести и долге | 15 | | |
9.1 | Ю. Яковлев «Полосатая палка» (в сокращении). | 4 | 16.03 17.03 20.03 21.03 | |
9.2 | А. Платонов «Разноцветная бабочка». | 3 | 23.03 24.03 27.03 | |
9.3 | Научно – популярная статья «Бабочки рядом с человеком» | 1 | 28.03 | |
9.4 | А. Кешоков «Мне больно, мальчики». | 1 | 30.03 | |
9.5 | К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб». | 3 | 31.03 03.04 04.04 | |
9.6 | Научно – популярная статья «Лошадь» | 1 | 06.04 | |
9.7 | Внеклассное чтение Сказки К.Г. Паустовского. | 1 | 07.04 | |
9.8 | Проверочная работа № 8 по теме «О совести и долге». | 1 | 17.04 | |
10 | Весна пришла | 9 | | |
10.1 | «Жаворонушки», «Берёзонька» (народные песни) | 1 | 18.04 | |
10.2 | А.А. Фет «Весенний дождь» | 1 | 20.04 | |
10.3 | М.М. Пришвин «Лесная капель» | 2 | 21.04 24.04 | |
10.4 | К.Д. Бальмонт «Золотая рыбка» | 1 | 25.04 | |
10.5 | А.А. Фет «Рыбка» | 1 | 27.04 | |
10.6 | Внеклассное чтение. Народные песни | 1 | 28.04 | |
10.7 | Научно-популярная статья «Изменение погоды» | 1 | 01.05 | |
10.8 | Проверочная работа № 9 по теме «Весна пришла» | 1 | 02.05 | |
11 | И в шутку, и всерьёз | 15 | | |
11.1 | Шутки - прибаутки. | 1 | 04.05 | |
11.2 | «Болтливая баба» (русская народная сказка). | 1 | 05.05 | |
11.3 | А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу». | 3 | 08.05 09.05 11.05 | |
11.4 | С. Маршак «Про двух соседей» (кавказская народная сказка) | 1 | 12.05 | |
11.5 | С. Маршак «Старуха, дверь закрой!» (народная сказка) | 1 | 15.05 | |
11.6 | М. Зощенко «Великие путешественники». | 4 | 16.05 18.05 19.05 22.05 | |
11.7 | Проверочная работа № 10 по теме «И в шутку и всерьёз». | 1 | 23.05 | |
11.8 | Картинная галерея З. Серебрякова «За обедом». | 1 | 25.05 | |
11.9 | Проверка навыков чтения | 1 | 26.05 | |
11.10 | Внеклассное чтение Детская периодическая литература. | 1 | 29.05 | |
Резервное время | 5 | 30.05 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 136 | |