СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «История Древнего мира» для 5 класса

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «История Древнего мира» для 5 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Туруханская средняя школа №1»





Рассмотрено

методическим объединением

протокол № 1 от

«31» августа 2022

Согласовано

зам.директора по УВР ___________ ЯрковД.А.

«31» августа 2022

Утверждено

Директор

____________Т.В. Рыбянец Приказ № 01-03-51

от «01» сентября 2022





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета
«История Древнего мира»


для__5__класса основного общего образования

на 2022-2023 учебный год




Составитель: Могила В. П.


Должность: учитель истории и обществознания



2022 год

Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса «История Древнего мира» для 5 класса.


Данная рабочая программа состав­лена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории.

Рабочая программа для 5 класса рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю). Резерв учебного времени используется для организации повторения (не менее 2 уроков, в зависимости от темпа изучения материала) и контроля (3 работы). Уроки повторения и обобщения учителем могут быть сокращены в случае нехватки учебного времени для изучения основного материала.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе школы, которая включает темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории и авторской программой учебного курса.

Для реализации Рабочей программы используется учебно – методический комплект, включающий: 1) учебник под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2019 г. 2) И.Е. Уколова. История Древнего мира. Задания, тесты, задачи. М., Просвещение. 2019 г. 5) Г.И. Годер. Рабочие тетради в 2 частях по истории Древнего мира. М., Просвещение. 2022 г. 6) Атлас с комплектом контурных карт. История Древнего мира. М. 2022 г.

Задачи курса:

Формировать историческое мышление:

• дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ;

• чем отличается Древний мир от мира современного.

Цели курса:

• осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ;

• показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

• охарактеризовать становление идей и инстинктов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);

• раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.

Формировать у ученика терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Требования к уровню подготовки учащихся в 5-м классе

Знать/Понимать:

Основные даты, ключевые события и понятия древнего мира с момента зарождения человечества до падения Западной Римской империи (орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство);

Временные границы первобытной и древней истории человечества, особенности первобытного общества и общества, находящегося на этапе цивилизации

Уметь:

Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.

Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.

Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.

Оперировать историческими понятиями и датами.

Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.

Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;

предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;

участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

В результате изучения истории в 5 классе ученик должен:

1) знать основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;

2) знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

3) уметь определять последовательность и длительность важнейших событий древней истории;

4) уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

5) уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

6) уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

7) использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

8) выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

9) группировать исторические явления и события по заданному признаку;

10) объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

11) выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

12) определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

13) объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древней истории, достижениям культуры.

Внесение дополнений в рабочую программу.

В связи с письмом Министерства просвещения РФ от 9 октября 2020 г. № ГД-1730/03 “О рекомендациях по корректировке образовательных программ”. При внесении изменений в Программы в части расширения использования различных образовательных технологий на основании части 2 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ следует учесть особенности применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" и приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 г. N 103 "Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий"; от 17 марта 2020 N 104 "Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации".

В период пандемии применяются в обучении электронные образовательные и дистанционно образовательные ресурсы. Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются: образовательные онлайн-платформы: Российская электронная школа, Учи.Ру, Фоксфорд, «ЯКласс» и другие ; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах: видеоконференции; вебинары; skype – общение; e-mail; облачные сервисы; электронные носители мультимедийных приложений: к учебникам; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности.

Содержание учебного курса.

Раздел I. Жизнь первобытных людей (8 ч)

Введение в историю Древнего мира. Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати. Счет лет в истории.

Раздел II. Древний Восток (18 ч)

Государство на берегах Нила. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Культура Древнего Египта. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Царство Давида и Соломона. Ассирийская держава. Персидская держава «Царя царей». Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Китай.

Раздел III. Древняя Греция (23 ч)

Микены и троя. Поэмы Гомера. Религия древних греков. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта. Основание греческих колоний. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу. Культура Древней Греции. Афинская демократия при Перикле. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток. В древней Александрии Египетской. Путешествие по Древней Греции.

Раздел IV. Древний Рим (19 ч)

Древнейший Рим. Завоевание Римом Италии. Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II в. до н.э. Рабство в Древнем Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Установление империи в Риме. Соседи Римской империи в первые века нашей эры. В Риме при императоре Нероне. Первые христиане. Жизнь в Римской империи. Римская империя при Диоклетиане и Константине. Взятие Рима готами. Семь чудес света.

Критерии оценивания:

«Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;

«Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;

«Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;

«Два» - главное содержание не раскрыто.

Уроки проводятся с применением на этапе внедрения групповых и игровых технологий. Цели технологий: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Ожидаемые результаты:

Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.

Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.

Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.

Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.

Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.

Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, парная, фронтальная.



























Календарно-тематическое планирование

История Древнего мира (68 часов)



Название тем и уроков

Кол-во

часов


Содержание

(основные понятия)


Формируемые УУД


Дом. задание

Корректировка

личностные

метапредметные

предметные

Жизнь первобытных людей. 8 часов.




Первобытные собиратели и охотники


Древнейшие люди


Родовые общины охотников и собирателей


Возникновение искусства

3




1


1




1

Род, родовая община, племя, искусство.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям.

Объяснять понятия, отвечать на вопросы, решать познавательные задачи.


Решать задачи на счет лет, определять период нашей эры, до нашей эры.

§ 1 – §3, читать.



Первобытные земледельцы и скотоводы.


Возникновение земледелия и скотоводства


Появление неравенства и знати

2




1




1

Совет старейшин, знать, соседская община.

Развитие морального сознания

Умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, делать выводы.

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества.

§4 – §5, читать.





Счет лет в истории.


Счет лет в истории


Обобщение и повторение







3



2



1

Наша эра, до нашей эры, столетие, тысячелетие.


Умение обобщать факты, решать познавательные задачи, ориентироваться во времени.

Решать задачи на счет лет в истории, умение работать с датами.

Стр.. 28 – 30, решение задач на счет лет в истории.


Древний Восток. 18 часов.



Древний Египет

Гос-во на берегах Нила


Как жили земледельцы и ремесленники в Египте


Жизнь египетского вельможи

Военные походы фараонов

Религия древних египтян

Искусство Древнего Египта

Письменность

Обобщение и повторение. Урок – контроля.

8

1



1





1



1


1


1


1


1

Папирус, дельта, государство, вельможи, писцы, гробница, жрецы, миф, сфинксы, иероглифы.

Формирование целостного мировоззрения.

Умение строить  логическое рассуждение, умозаключение, решать познавательные задачи, работать с картой.

Приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений.

§6 – §12, работа с картой. Составить рассказ, нарисовать рисунок. Решить познавательные задачи.


Западная Азия в древности

Древнее Двуречье

Вавилонский царь Хаммурапи

Финикийские мореплаватели

Древнееврейское царство

Ассирийская держава

Персидская держава

8


1

1


1


1


1


1



Клинопись, колонии, заповеди, Библия, жертвенник.

Формирование целостного мировоззрения.

Умение строить  логическое рассуждение, умозаключение, решать познавательные задачи, работать с картой.

Приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений.

§13 – §19, работа с картой.


Обобщение и повторение. Урок – контроля.

2


Умение контролировать своё время.

Составлять тезисы

работать индивидуально, в паре, выполнять тесты,

толерантность.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.


























Индия и Китай в древности

Индия. Индийские касты

Китай


2


1


1


Джунгли, каста, брахманы.


Выделять главное, сравнивать, работать с картой.

Показывать на карте изучаемые территории.

§20 – §23, читать. Работа с картой, историческим документом.


Древняя Греция. 23 часа.




Древнейшая Греция

Греки и критяне

Микены и Троя

Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея»

Религия древних греков

4


1

1

1



1

Миф, полуостров.

Формирование целостного мировоззрения.

Умение строить  логическое рассуждение, умозаключение, решать познавательные задачи, работать с картой.

Анализировать произведения Гомера, исторические источники, отвечать на вопросы, решать задачи.

§24 – §28, читать. Работа с картой


Полисы Греции


Земледельцы Аттики


Зарождение демократии в Афинах


Древняя Спарта


Греческие колонии


Олимпийские игры в древности


Победа греков над персами в Марафонской битве


Нашествие персидских войск


Обобщение и повторение. Урок – контроля.





9


1



1




1


1



1



1






1



2

Полис, демос, ареопаг, архонты, Народное собрание, илоты, цари, стратеги, фаланга.



Формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, сравнивать, выделять главное, решать задачи.

Анализировать исторические источники, отвечать на вопросы, решать задачи, работать с картой.

§29 – §35, читать. Подготовить сообщение, рабочая тетрадь.









Возвышение Афин


В гаванях афинского порта Пирей


В городе богини Афины


В афинских школах и гимнасиях


В афинском театре


Афинская

демократия при Перикле


5



1




1



1




1



1




Демократия, педагог, палестра, трагедия, комедия

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни.

Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, делать выводы.

Уметь подтверждать выводы примерами, работать с понятиями.

§36 – §40, рабочая тетрадь.


Македонские завоевания

Города Эллады подчиняются Македонии

Поход Александра Македонского на Восток

В Александрии Египетской


Обобщение и повторение. Урок – контроля.


5


1



1



1



2

Музей, македонская фаланга, Александрийская библиотека.

Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий.

Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, делать выводы, работать с картой.

Уметь подтверждать выводы примерами, работать с понятиями.

§41 – §43, карта.


Древний Рим. 21 час.



Рим: от его возникновения до установления господства над Италией


Древнейший Рим


Завоевания Римом Италии


Устройство Римской республики

3






1


1



1

Ликторы, патриции, плебеи, народные трибуны, сенат, республика, консул, вето, легионер.

Освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека.

Строить  логическое рассуждение, делать выводы, работать с картой.

Умение делать выводы, показывать по карте, сравнивать.

§ 44 – §46, рабочая тетрадь.


Рим – сильнейшая держава Средиземноморья


Вторая война Рима с Карфагеном


Установление господства Рима


Рабство в Древнем Риме

3





1




1



1

Провинция, гладиаторы, амфитеатр.

Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий.

Решать познавательные задачи, делать выводы, работать с картой.

Умение делать выводы, показывать по карте, сравнивать.

§ 47 – §49, карта.


Гражданские войны в Риме


Земельный закон братьев Гракхов


Восстание Спартака


Единовластие Цезаря


Установление империи

4



1



1



1



1



Гражданская война, диктатор, империя.

Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий.

Умение создавать аналогии, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Умение делать выводы, выделять причины – последствия, составлять схемы, сравнивать, решать задачи.

§ 50 – §53, рабочая тетрадь.








Римская империяв первые века нашей эры

Соседи Римской империи


В Риме при императоре

Нероне


Первые христиане и их учение


Расцвет империи во 2-ом веке н.э.


Вечный город и его жители

5




1



1




1


1



1


Германцы, христиане, апостолы, колоны, Колизей.

Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий.

Способность решать творческие задачи

умение строить логическое рассуждение.

Формирование ответственного отношения к учению.

§ 54 – §58.


Разгром Рима германцами


Римская империя при Константине


Взятие Рима варварами.



Промежуточная аттестация

3



1



1





1

Варвары.

Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий.

Строить  логическое рассуждение, выделять главное.

Формирование ответственного отношения к учению.

§59 – §60.


Итоговый урок

1









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!