Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новохопёрского муниципального района Воронежской области
«Пыховская основная общеобразовательная школа»
Обсуждена на педагогическом совете Протокол № _____ от ________2019 г. | | Утверждена Приказ № _______ от _________ 2019 г. Директор МКОУ «Пыховская ООШ» _____________/Н.В.Черкасов/ |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
Учебного предмета «Историческое краеведение Воронежской области»
8 - 9 класс
Срок реализации: 2 года
Составитель: учитель истории и обществознания
Шаповалов Александр Владимирович
Новохоперск 2019
Пояснительная записка.
Программа курса «Историческое краеведение Воронежской области» разработана в соответствии с приказами департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 760 (27.07.2012) и 840 (30.08.2013), рекомендовавшего использовать учебные часы регионального компонента для изучения данной дисциплины. Данная программа составлена с учетом концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. В программе учитывались современные подходы к школьному историческому образованию. Значимость курса заключается в возможности совершенствования системы исторического образования учащихся на основе местных данных, их опыта и личных наблюдений.
Региональный курс «Историческое краеведение Воронежской области», рекомендованный для изучения в 8, 9 классах, связан с содержанием федерального курса школьной истории.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; приказ Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38.
Образовательная программа основного общего образования МКОУ «Пыховская ООШ» (утверждёна приказом директора от______________№__________).
Учебно-методический комплект
Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (с древнейших времён до середины XIX века). Учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2016. – 192 с.
Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (середина XIX – начало XXI века): учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2016. – 208 с.
Цели и задачи учебного предмета:
Цель изучения краеведения – всестороннее и комплексное изучение школьниками истории своей местности.
Задачи образовательные:
познакомиться с наукой краеведение, выяснить её место в системе наук;
изучить особенности истории Воронежской области в различные исторические периоды;
выяснить особенности заселения территории области, формирования ее территории и современного населения.
Задачи воспитательные:
развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;
воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и памятникам культуры Воронежской области;
укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между родителями и учащимися при подготовке краеведческих мини-проектов, сборе краеведческих сведений, семейных архивов;
Задачи развивающие:
развивать историческое мышление учащихся;
научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных общественных процессов, происходящих в Воронежской области и России в целом;
развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению и истории;
развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы.
Общая характеристика учебного предмета
Краеведение подробно знакомит учащихся с историей региона их проживания. Оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках истории России. Краеведение позволяет глубже понимать исторические и географические принципы и закономерности, помогая изучению истории, географии и других предметов учащимися. Краеведение помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.
В настоящее время изучение краеведения все чаще рассматривается как непрерывный процесс. В ряде школ с ним знакомят учеников начальных классов. Затем следует изучение географического и исторического краеведения. В старших классах также планируется введение краеведческих курсов, поэтому программа и учебник должны составляяются с учётом такого непрерывного изучения.
Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные межпредметные связи. Задача исторического краеведения заключается также в том, чтобы учащиеся могли соотносить события, происходившие на территории нашей области с историей страны и мира.
Материалы учебников постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом, историческое краеведение становится своеобразным дополнением курса истории, оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.
Изучение краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.
Подходы, положенные в основу программы.
Программа ориентируется на реализацию в курсе истории многофакторного подхода, позволяющего показать сложность и многомерность истории России, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.
Вместе с обозначенным подходом, реализующим содержание программы по истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:
деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личных качеств и отношений у учащихся основной школы;
дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т.д.
личностно-ориентированный подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельное инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задачи учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения;
проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемой ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию, на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.
Методы обучения.
Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: методика проблемного и развивающего обучения, метод проектов и исследований, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса всеобщей истории, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, знаниями детей.
Формы организации учебной деятельности: лекции, практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы, дискуссии.
Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно хорошо представлять себе их образовательные возможности и в то же время отчётливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками.
Место предмета в учебном плане.
Предмет «Историческое краеведение Воронежской области» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 8-9 классах в общем объеме 69 часов: 1 час в неделю в 8 классе (35 часов в год), 0,5 часов в неделю в 9 классе (17 часов в год).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Историческое краеведение Воронежской области» в 8 – 9 классе
Личностным результатом обучения историческому краеведению является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения историческому краеведению Воронежской области:
– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Воронежской области). Представление о Воронежской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Воронежской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества, готовность к их решению.
– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, задания учебника и рабочей тетради, нацеленные на:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;
– умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Историческое краеведение Воронежской области» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задания учебника:
– осознание роли истории и краеведения в познании общественных процессов, происходящих в мире;
– освоение системы краеведческих знаний о истории Воронежской области, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;
– использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем;
– использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты изучения курса «Историческое краеведение Воронежской области» в 8-9-х классах
Знать (понимать):
основные этапы и главные события истории края с древнейших времён до наших дней;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития нашего края;
изученные виды исторических источников.
Уметь:
соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий;
рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашего края;
объяснять исторически сложившихся нормы социального поведения.
Содержание учебного предмета «Историческое краеведение Воронежской области» 8 – 9 класс
8 класс
Тема 1. Историческое краеведение.
Что изучает краеведение. История воронежского краеведения.
Краеведческие знания: топонимика, геральдика, генеалогия, другие вспомогательные исторические дисциплины (метрология, хронология, сфрагистика, нумизматика и др.).
Археология, археологические исследования, археологические памятники, в том числе в Воронежской области.
Тема 2. Воронежский край в древности.
Четвертичный период на Земле, наш край в четвертичном периоде. Каменный век, периодизация. Жизнь людей в палеолите, переселения людей. Первые поселенцы в нашем крае. Поселения в Костёнках – «жемчужина палеолита».
Эпохи мезолита и неолита: природные условия, жизнь населения, основные занятия.
Медный и бронзовый века. Жизнь людей на территории Воронежского края. Изменения в орудиях труда и жизни людей.
Железный век. Появление и распространение железных орудий труда и оружия. Железный век на территории нашей области. Киммерийцы. Скифы. Сарматы. Скифские и сарматские находки, курганы. Великое переселение народов.
Тема 3. Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств.
Славяне, их расселение по Восточно-Европейской равнине. Первые славяне на Дону и Воронеже. Занятия и жилища донских славян. Верования и торговые связи донских славян.
Южные соседи славян: Хазарский каганат (Маяцкое городище), печенеги, половцы.
Наш край в составе Рязанского княжества. Первое упоминание Воронежа в летописях. Монгольское нашествие, разорение Рязанского княжества. Наш край в составе Золотой Орды. Ордынское иго.
Тема 4. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVI-XVII веках.
Положение на южных окраинах русского государства. Основание Воронежа. Население Воронежа. Основные занятия жителей. Воронеж в Смутное время. Воронежский уезд в начале XVII в.
Строительство Белгородской засечной черты. Украинские переселенцы в Воронежском крае. Хозяйственная жизнь в нашем крае в XVII в. Народные восстания XVII в. Фрол Разин на Дону.
Тема 5. Воронежский край в Петровскую эпоху.
Время правления Петра I. Азовские походы 1695, 1696 гг. Строительство флота в Воронеже. Кумпанства.
Положение населения. Народные возмущения в крае.
Развитие экономики Воронежского края в петровское время. Заселение Воронежского края. Азовская (Воронежская) губерния.
Святитель Митрофаний.
Воронеж в петровское время.
Тема 6. Развитие Воронежской губернии в XVIII в.
Хозяйство Воронежской губернии в XVIII в. Развитие промышленности. Развитие сельского хозяйства. Торговля.
Изменения границ Воронежской губернии. Освоение края. Изучение природы Воронежской губернии (С. Гмелин, П.С. Паллас, И. Гюльденштедт и др.).
Город Воронеж во второй половине XVIII в.
Тема 7. Воронежский край в первой половине XIX в.
Отечественная война 1812 г. Её влияние на Воронежскую губернию. Восстание декабристов. Декабристы на воронежской земле.
Воронеж в первой половине XIX в.
Экономика Воронежской губернии в первой половине ХIX в.: сельское хозяйство, развитие промышленности, торговля.
Образование и культура в Воронежской губернии первой половины XIX века. Учебные заведения. Театр.
Воронежские поэты – А. В. Кольцов и И. С. Никитин.
8. Сословия русского общества
Сословное деление русского общества. Духовенство, купечество, крестьянство, дворянство. Дворянские роды Воронежской губернии.
Донское казачество – формирование казачества, образ жизни, был казаков. Роль казачества в отечественной истории.
9 класс.
Тема 1. Вводное занятие.
История Воронежской области с древнейших времён до середины XIX в. Повторение за курс 8 класса.
Тема 2. Воронежская губерния во второй половине XIX в.
Реформа 1861 г. в Воронежской губернии. Подготовка и проведение реформы. Проведение реформы в Воронежской губернии. Результаты реформы в губернии.
Экономика Воронежской губернии во второй половине XIX в. Развитие сельского хозяйства Воронежской губернии, жизнь крестьян. Железнодорожное строительство. Развитие промышленности (завод Столля, железнодорожные мастерские). Условия труда на промышленных предприятиях.
Общественно-политическая жизнь Воронежской губернии. Ход либеральных реформ 1860-1870-х гг. в Воронежской губернии. Развитие образования. Появление в Воронежской губернии первых революционных организаций.
Культурная жизнь Воронежской губернии во второй половине XIX – начале ХХ в. Развитие издательского дела. Краеведческие исследования. Театр, музыка, духовно-религиозная жизнь, художественное искусство. События культурной жизни губернии.
Тема 3. Воронежская губерния в начале ХХ в.
Воронежская губерния в первое десятилетие ХХ в. «Вымирающая деревня». Развитие промышленности. Ход столыпинской аграрной реформы в губернии. Развитие образования.
Деятельность революционных организаций в Воронежской губернии в начале ХХ века. Ход первой российской революции в губернии. Образование политических партий.
Первая Мировая война. Ход войны. Героизм русского солдата. Влияние I Мировой войны на Воронежскую губернию.
Тема 4. Великая российская революция 1917 г. и гражданская война
Падение монархии в ходе Февральской революции. Изменения в жизни Воронежской губернии.
Политические партии в 1917 г. Подготовка и проведение Октябрьской революции партией большевиков. Двоевластие в стране. Октябрьская революция. Восстание в Воронеже. Установление советской власти в Воронежской губернии.
Первые годы советской власти. Изменения в жизни населения. Военный коммунизм. Централизация власти, формирование однопартийной системы. Комбеды в сельской местности. Недовольство крестьян. Национализация воронежской промышленности. Изменения в общественной жизни. Развитие образования, ликбез, Воронежский университет.
Гражданская война, причины начала войны. Губерния в начале войны, соотношение сил воюющих сторон. Наступление Краснова в 1918 г. Наступление войск Деникина в 1919 г. (Мамонтов, Шкуро, Будённый). Завершение гражданской войны в губернии.
Тема 5. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг.
Послевоенная разруха в губернии. Новая экономическая политика в Воронежской губернии.
Образование ЦЧО и Воронежской области. Коллективизация в губернии. Индустриализация воронежской промышленности. Сталинские репрессии. Развитие образования и культуры Воронежской области. Воронеж в годы первых пятилеток.
Тема 6. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны.
Начало Великой Отечественной войны. Воронежская область в начале войны. Бои на Воронежской земле. Область в оккупации. Освобождение Воронежской области. Восстановление хозяйства области в 1943-1945 гг. Духовная жизнь Воронежского края в 20-40-е гг. ХХ в.
Тема 7. Воронежская область в 1945-1990 гг.
Воронежская область в 1945-1950-е гг. Восстановление промышленности и сельского хозяйства.
Развитие промышленности и сельского хозяйства в 1960-1990 гг. Образование и культура Воронежской области в послевоенные годы.
Воронеж в послевоенные годы. Рост и благоустройство города.
Воронежские писатели и поэты второй половины ХХ века.
Воронежская область в годы перестройки.
Тема 8. Россия в конце 1990-х – начале 2000-х гг.
Воронежская область в 1990-е гг. Изменения в общественной жизни и экономике Воронежской области. Развал промышленности и сельского хозяйства. Обеднение населения.
Россия и Воронежская область в ХХI в. Экономика региона в начале XXI в.
3.Тематическое планирование учебного предмета «Историческое краеведение Воронежской области» 8 – 9 класс
№ п.п. | Наименование раздела и тема | Кол-во часов |
8 класс |
| Тема 1. Историческое краеведение. | 3 |
1.1. 1.2. 1.3. | Что изучает краеведение. История воронежского краеведения. Краеведческие знания: топонимика, геральдика, генеалогия, другие вспомогательные исторические дисциплины. Археологические исследования, археологические памятники Воронежской области. | 3 |
| Тема 2. Воронежский край в древности. | 4 |
2.1. 2.2. 2.3. 2.4. | Четвертичный период на Земле, наш край в четвертичном периоде. Поселения в Костёнках – «жемчужина палеолита». Эпохи мезолита и неолита. Медный и бронзовый века. Железный век. Киммерийцы. Скифы. Сарматы. Великое переселение народов. | 4 |
| Тема 3. Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств. | 3 |
3.1. 3.2. 3.3. | Первые славяне на Дону и Воронеже. Южные соседи славян. Наш край в составе Рязанского княжества. Первое упоминание Воронежа в летописях. Монгольское нашествие. | 3 |
| Тема 4. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVI-XVII веках. | 4 |
4.1. 4.2. 4.3. 4.4. | Положение на южных окраинах русского государства. Основание Воронежа. Воронежский уезд в начале XVII в. Строительство Белгородской засечной черты. Украинские переселенцы в Воронежском крае. Народные восстания XVII в. Фрол Разин на Дону. | 4 |
| Тема 5. Воронежский край в Петровскую эпоху. | 5 |
5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. | Время правления Петра I. Строительство флота в Воронеже. Положение населения. Народные возмущения в крае. Развитие экономики Воронежского края в петровское время. Святитель Митрофаний. Воронеж в петровское время. | 5 |
| Тема 6. Развитие Воронежской губернии в XVIII в. | 4 |
6.1. 6.2. 6.3. 6.4. | Хозяйство Воронежской губернии в XVIII в. Изменения границ Воронежской губернии. Освоение края. Изучение природы Воронежской губернии. Город Воронеж во второй половине XVIII в. | 4 |
| Тема 7. Воронежский край в первой половине XIX в. | 6 |
7.1. 7.2. 7.3. 7.4. 7.5. 7.6. | Отечественная война 1812 г. Декабристы на воронежской земле. Воронеж в первой половине XIX в. Экономика Воронежской губернии в первой половине ХIX в.: сельское хозяйство, развитие промышленности, торговля. Образование и культура в Воронежской губернии первой половины XIX века. Воронежские поэты – А. В. Кольцов и И. С. Никитин. | 6 |
| 8. Сословия русского общества. | 4 |
8.1. 8.2. 8.3. 8.4. | Сословное деление русского общества. Дворянские роды Воронежской губернии. Донское казачество – формирование казачества, образ жизни, был казаков. Роль казачества в отечественной истории. | 4 |
| Итоговое повторение. | 2 |
| Всего за год | 35 |
9 класс | |
| Тема 1. Вводное занятие. | 1 |
1.1. | История Воронежской области с древнейших времён до середины XIX в. | 1 |
| Тема 2. Воронежская губерния во второй половине XIX в. | 3 |
2.1. 2.2. 2.3. | Реформа 1861 г. в Воронежской губернии. Воронежская губерния во второй половине XIX в. Культурная жизнь Воронежской губернии во второй половине XIX – начале ХХ в. Развитие издательского дела. | 3 |
| Тема 3. Воронежская губерния в начале ХХ в. | 2 |
3.1. 3.2. | Воронежская губерния в первое десятилетие ХХ в. Влияние I Мировой войны на Воронежскую губернию. | 2 |
| Тема 4. Великая российская революция 1917 г. и гражданская война. | 3 |
4.1. 4.2. 4.3. | Падение монархии. Изменения в жизни Воронежской губернии. Восстание в Воронеже. Установление советской власти в Воронежской губернии. Гражданская война. | 3 |
| Тема 5. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг. | 2 |
5.1. 5.2. | Новая экономическая политика в Воронежской губернии. Образование ЦЧО и Воронежской области. Коллективизация в губернии. Индустриализация воронежской промышленности. | 2 |
| Тема 6. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны. | 3 |
6.1. 6.2. 6.3. | Начало Великой Отечественной войны. Воронежская область в начале войны. Освобождение Воронежской области. Восстановление хозяйства области в 1943-1945 гг. | 3 |
| Тема 7. Воронежская область в 1945-1990 гг. | 2 |
7.1. 7.2. | Развитие промышленности и сельского хозяйства в 1945-1990 гг. Образование и культура Воронежской области в послевоенные годы. Воронежская область в годы перестройки. | 2 |
| Тема 8. Воронежская область в конце 1990-х – начале 2000-х гг. | 1 |
8.1. | Россия и Воронежская область на рубеже XX-ХХI в. | 1 |
| Всего за год | 17 |