СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Историческое краеведение Воронежской области» 8 - 9 класс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Историческое краеведение Воронежской области» 8 - 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Историческое краеведение Воронежской области» 8 - 9 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новохопёрского муниципального района Воронежской области

«Пыховская основная общеобразовательная школа»






Обсуждена на педагогическом совете

Протокол № _____ от ________2019 г.



Утверждена

Приказ № _______ от _________ 2019 г.

Директор МКОУ «Пыховская ООШ» _____________/Н.В.Черкасов/








Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А


Учебного предмета «Историческое краеведение Воронежской области»

8 - 9 класс






Срок реализации: 2 года





Составитель: учитель истории и обществознания

Шаповалов Александр Владимирович














Новохоперск 2019

Пояснительная записка.

Программа курса «Историческое краеведение Воронежской области» разработана в соответствии с приказами департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 760 (27.07.2012) и 840 (30.08.2013), рекомендовавшего использовать учебные часы регионального компонента для изучения данной дисциплины. Данная программа составлена с учетом концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. В программе учитывались современные подходы к школьному историческому образованию. Значимость курса заключается в возможности совершенствования системы исторического образования учащихся на основе местных данных, их опыта и личных наблюдений.

Региональный курс «Историческое краеведение Воронежской области», рекомендованный для изучения в 8, 9 классах, связан с содержанием федерального курса школьной истории.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.

  3. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; приказ Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38.

  4. Образовательная программа основного общего образования МКОУ «Пыховская ООШ» (утверждёна приказом директора от______________№__________).

Учебно-методический комплект

  1. Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (с древнейших времён до середины XIX века). Учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2016. – 192 с.

  2. Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (середина XIX – начало XXI века): учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2016. – 208 с.



Цели и задачи учебного предмета:

Цель изучения краеведения – всестороннее и комплексное изучение школьниками истории своей местности.

Задачи образовательные:

  • познакомиться с наукой краеведение, выяснить её место в системе наук;

  • изучить особенности истории Воронежской области в различные исторические периоды;

  • выяснить особенности заселения территории области, формирования ее территории и современного населения.

Задачи воспитательные:

  • развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;

  • воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и памятникам культуры Воронежской области;

  • укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между родителями и учащимися при подготовке краеведческих мини-проектов, сборе краеведческих сведений, семейных архивов;

Задачи развивающие:

  • развивать историческое мышление учащихся;

  • научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных общественных процессов, происходящих в Воронежской области и России в целом;

  • развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению и истории;

  • развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы.

Общая характеристика учебного предмета

Краеведение подробно знакомит учащихся с историей региона их проживания. Оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках истории России. Краеведение позволяет глубже понимать исторические и географические принципы и закономерности, помогая изучению истории, географии и других предметов учащимися. Краеведение помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.

В настоящее время изучение краеведения все чаще рассматривается как непрерывный процесс. В ряде школ с ним знакомят учеников начальных классов. Затем следует изучение географического и исторического краеведения. В старших классах также планируется введение краеведческих курсов, поэтому программа и учебник должны составляяются с учётом такого непрерывного изучения.

Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные межпредметные связи. Задача исторического краеведения заключается также в том, чтобы учащиеся могли соотносить события, происходившие на территории нашей области с историей страны и мира.

Материалы учебников постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом, историческое краеведение становится своеобразным дополнением курса истории, оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.

Изучение краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.


Подходы, положенные в основу программы.

Программа ориентируется на реализацию в курсе истории многофакторного подхода, позволяющего показать сложность и многомерность истории России, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.

Вместе с обозначенным подходом, реализующим содержание программы по истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:

  • деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

  • компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личных качеств и отношений у учащихся основной школы;

  • дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т.д.

  • личностно-ориентированный подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельное инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задачи учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения;

  • проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемой ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию, на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.

Методы обучения.

Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: методика проблемного и развивающего обучения, метод проектов и исследований, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса всеобщей истории, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, знаниями детей.

Формы организации учебной деятельности: лекции, практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы, дискуссии.

Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно хоро­шо представлять себе их образовательные возможности и в то же время отчётливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками.

Место предмета в учебном плане.

Предмет «Историческое краеведение Воронежской области» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 8-9 классах в общем объеме 69 часов: 1 час в неделю в 8 классе (35 часов в год), 0,5 часов в неделю в 9 классе (17 часов в год).



  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Историческое краеведение Воронежской области» в 8 – 9 классе

Личностным результатом обучения историческому краеведению является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения историческому краеведению Воронежской области:

– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Воронежской области). Представление о Воронежской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Воронежской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества, готовность к их решению.

– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, задания учебника и рабочей тетради, нацеленные на:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;

– умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «Историческое краеведение Воронежской области» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задания учебника:

– осознание роли истории и краеведения в познании общественных процессов, происходящих в мире;

– освоение системы краеведческих знаний о истории Воронежской области, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;

– использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем;

– использование карт для получения краеведческой информации.

Коммуникативные УУД:

– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

– понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметные результаты изучения курса «Историческое краеведение Воронежской области» в 8-9-х классах

Знать (понимать):

  • основные этапы и главные события истории края с древнейших времён до наших дней;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития нашего края;

  • изученные виды исторических источников.

Уметь:

  • соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий;

  • рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашего края;

  • объяснять исторически сложившихся нормы социального поведения.



  1. Содержание учебного предмета «Историческое краеведение Воронежской области» 8 – 9 класс

8 класс

Тема 1. Историческое краеведение.

Что изучает краеведение. История воронежского краеведения.

Краеведческие знания: топонимика, геральдика, генеалогия, другие вспомогательные исторические дисциплины (метрология, хронология, сфрагистика, нумизматика и др.).

Археология, археологические исследования, археологические памятники, в том числе в Воронежской области.

Тема 2. Воронежский край в древности.

Четвертичный период на Земле, наш край в четвертичном периоде. Каменный век, периодизация. Жизнь людей в палеолите, переселения людей. Первые поселенцы в нашем крае. Поселения в Костёнках – «жемчужина палеолита».

Эпохи мезолита и неолита: природные условия, жизнь населения, основные занятия.

Медный и бронзовый века. Жизнь людей на территории Воронежского края. Изменения в орудиях труда и жизни людей.

Железный век. Появление и распространение железных орудий труда и оружия. Железный век на территории нашей области. Киммерийцы. Скифы. Сарматы. Скифские и сарматские находки, курганы. Великое переселение народов.

Тема 3. Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств.

Славяне, их расселение по Восточно-Европейской равнине. Первые славяне на Дону и Воронеже. Занятия и жилища донских славян. Верования и торговые связи донских славян.

Южные соседи славян: Хазарский каганат (Маяцкое городище), печенеги, половцы.

Наш край в составе Рязанского княжества. Первое упоминание Воронежа в летописях. Монгольское нашествие, разорение Рязанского княжества. Наш край в составе Золотой Орды. Ордынское иго.

Тема 4. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVI-XVII веках.

Положение на южных окраинах русского государства. Основание Воронежа. Население Воронежа. Основные занятия жителей. Воронеж в Смутное время. Воронежский уезд в начале XVII в.

Строительство Белгородской засечной черты. Украинские переселенцы в Воронежском крае. Хозяйственная жизнь в нашем крае в XVII в. Народные восстания XVII в. Фрол Разин на Дону.

Тема 5. Воронежский край в Петровскую эпоху.

Время правления Петра I. Азовские походы 1695, 1696 гг. Строительство флота в Воронеже. Кумпанства.

Положение населения. Народные возмущения в крае.

Развитие экономики Воронежского края в петровское время. Заселение Воронежского края. Азовская (Воронежская) губерния.

Святитель Митрофаний.

Воронеж в петровское время.

Тема 6. Развитие Воронежской губернии в XVIII в.

Хозяйство Воронежской губернии в XVIII в. Развитие промышленности. Развитие сельского хозяйства. Торговля.

Изменения границ Воронежской губернии. Освоение края. Изучение природы Воронежской губернии (С. Гмелин, П.С. Паллас, И. Гюльденштедт и др.).

Город Воронеж во второй половине XVIII в.

Тема 7. Воронежский край в первой половине XIX в.

Отечественная война 1812 г. Её влияние на Воронежскую губернию. Восстание декабристов. Декабристы на воронежской земле.

Воронеж в первой половине XIX в.

Экономика Воронежской губернии в первой половине ХIX в.: сельское хозяйство, развитие промышленности, торговля.

Образование и культура в Воронежской губернии первой половины XIX века. Учебные заведения. Театр.

Воронежские поэты – А. В. Кольцов и И. С. Никитин.

8. Сословия русского общества

Сословное деление русского общества. Духовенство, купечество, крестьянство, дворянство. Дворянские роды Воронежской губернии.

Донское казачество – формирование казачества, образ жизни, был казаков. Роль казачества в отечественной истории.


9 класс.

Тема 1. Вводное занятие.

История Воронежской области с древнейших времён до середины XIX в. Повторение за курс 8 класса.

Тема 2. Воронежская губерния во второй половине XIX в.

Реформа 1861 г. в Воронежской губернии. Подготовка и проведение реформы. Проведение реформы в Воронежской губернии. Результаты реформы в губернии.

Экономика Воронежской губернии во второй половине XIX в. Развитие сельского хозяйства Воронежской губернии, жизнь крестьян. Железнодорожное строительство. Развитие промышленности (завод Столля, железнодорожные мастерские). Условия труда на промышленных предприятиях.

Общественно-политическая жизнь Воронежской губернии. Ход либеральных реформ 1860-1870-х гг. в Воронежской губернии. Развитие образования. Появление в Воронежской губернии первых революционных организаций.

Культурная жизнь Воронежской губернии во второй половине XIX – начале ХХ в. Развитие издательского дела. Краеведческие исследования. Театр, музыка, духовно-религиозная жизнь, художественное искусство. События культурной жизни губернии.

Тема 3. Воронежская губерния в начале ХХ в.

Воронежская губерния в первое десятилетие ХХ в. «Вымирающая деревня». Развитие промышленности. Ход столыпинской аграрной реформы в губернии. Развитие образования.

Деятельность революционных организаций в Воронежской губернии в начале ХХ века. Ход первой российской революции в губернии. Образование политических партий.

Первая Мировая война. Ход войны. Героизм русского солдата. Влияние I Мировой войны на Воронежскую губернию.

Тема 4. Великая российская революция 1917 г. и гражданская война

Падение монархии в ходе Февральской революции. Изменения в жизни Воронежской губернии.

Политические партии в 1917 г. Подготовка и проведение Октябрьской революции партией большевиков. Двоевластие в стране. Октябрьская революция. Восстание в Воронеже. Установление советской власти в Воронежской губернии.

Первые годы советской власти. Изменения в жизни населения. Военный коммунизм. Централизация власти, формирование однопартийной системы. Комбеды в сельской местности. Недовольство крестьян. Национализация воронежской промышленности. Изменения в общественной жизни. Развитие образования, ликбез, Воронежский университет.

Гражданская война, причины начала войны. Губерния в начале войны, соотношение сил воюющих сторон. Наступление Краснова в 1918 г. Наступление войск Деникина в 1919 г. (Мамонтов, Шкуро, Будённый). Завершение гражданской войны в губернии.

Тема 5. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг.

Послевоенная разруха в губернии. Новая экономическая политика в Воронежской губернии.

Образование ЦЧО и Воронежской области. Коллективизация в губернии. Индустриализация воронежской промышленности. Сталинские репрессии. Развитие образования и культуры Воронежской области. Воронеж в годы первых пятилеток.

Тема 6. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны.

Начало Великой Отечественной войны. Воронежская область в начале войны. Бои на Воронежской земле. Область в оккупации. Освобождение Воронежской области. Восстановление хозяйства области в 1943-1945 гг. Духовная жизнь Воронежского края в 20-40-е гг. ХХ в.

Тема 7. Воронежская область в 1945-1990 гг.

Воронежская область в 1945-1950-е гг. Восстановление промышленности и сельского хозяйства.

Развитие промышленности и сельского хозяйства в 1960-1990 гг. Образование и культура Воронежской области в послевоенные годы.

Воронеж в послевоенные годы. Рост и благоустройство города.

Воронежские писатели и поэты второй половины ХХ века.

Воронежская область в годы перестройки.

Тема 8. Россия в конце 1990-х – начале 2000-х гг.

Воронежская область в 1990-е гг. Изменения в общественной жизни и экономике Воронежской области. Развал промышленности и сельского хозяйства. Обеднение населения.

Россия и Воронежская область в ХХI в. Экономика региона в начале XXI в.






3.Тематическое планирование учебного предмета «Историческое краеведение Воронежской области» 8 – 9 класс

п.п.

Наименование раздела и тема

Кол-во часов


8 класс


Тема 1. Историческое краеведение.

3

1.1.

1.2.


1.3.


Что изучает краеведение. История воронежского краеведения.

Краеведческие знания: топонимика, геральдика, генеалогия, другие вспомогательные исторические дисциплины.

Археологические исследования, археологические памятники Воронежской области.

3


Тема 2. Воронежский край в древности.

4

2.1.


2.2.

2.3.

2.4.


Четвертичный период на Земле, наш край в четвертичном периоде. Поселения в Костёнках – «жемчужина палеолита».

Эпохи мезолита и неолита.

Медный и бронзовый века.

Железный век. Киммерийцы. Скифы. Сарматы. Великое переселение народов.

4


Тема 3. Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств.

3

3.1.

3.2.

3.3.


Первые славяне на Дону и Воронеже.

Южные соседи славян.

Наш край в составе Рязанского княжества. Первое упоминание Воронежа в летописях. Монгольское нашествие.

3


Тема 4. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVI-XVII веках.

4

4.1.


4.2.

4.3.


4.4.

Положение на южных окраинах русского государства. Основание Воронежа.

Воронежский уезд в начале XVII в.

Строительство Белгородской засечной черты. Украинские переселенцы в Воронежском крае.

Народные восстания XVII в. Фрол Разин на Дону.

4


Тема 5. Воронежский край в Петровскую эпоху.

5

5.1.

5.2.

5.3.

5.4.

5.5.

Время правления Петра I. Строительство флота в Воронеже.

Положение населения. Народные возмущения в крае.

Развитие экономики Воронежского края в петровское время.

Святитель Митрофаний.

Воронеж в петровское время.

5


Тема 6. Развитие Воронежской губернии в XVIII в.

4

6.1.

6.2.

6.3.

6.4.

Хозяйство Воронежской губернии в XVIII в.

Изменения границ Воронежской губернии. Освоение края.

Изучение природы Воронежской губернии.

Город Воронеж во второй половине XVIII в.

4


Тема 7. Воронежский край в первой половине XIX в.

6

7.1.

7.2.

7.3.

7.4.


7.5.


7.6.

Отечественная война 1812 г.

Декабристы на воронежской земле.

Воронеж в первой половине XIX в.

Экономика Воронежской губернии в первой половине ХIX в.: сельское хозяйство, развитие промышленности, торговля.

Образование и культура в Воронежской губернии первой половины XIX века.

Воронежские поэты – А. В. Кольцов и И. С. Никитин.

6


8. Сословия русского общества.

4

8.1.

8.2.

8.3.


8.4.

Сословное деление русского общества.

Дворянские роды Воронежской губернии.

Донское казачество – формирование казачества, образ жизни, был казаков.

Роль казачества в отечественной истории.

4


Итоговое повторение.

2


Всего за год

35

9 класс



Тема 1. Вводное занятие.

1

1.1.


История Воронежской области с древнейших времён до середины XIX в.

1


Тема 2. Воронежская губерния во второй половине XIX в.

3

2.1.

2.2.

2.3.


Реформа 1861 г. в Воронежской губернии.

Воронежская губерния во второй половине XIX в.

Культурная жизнь Воронежской губернии во второй половине XIX – начале ХХ в. Развитие издательского дела.

3


Тема 3. Воронежская губерния в начале ХХ в.

2

3.1.

3.2.

Воронежская губерния в первое десятилетие ХХ в.

Влияние I Мировой войны на Воронежскую губернию.

2


Тема 4. Великая российская революция 1917 г. и гражданская война.

3

4.1.

4.2.


4.3.

Падение монархии. Изменения в жизни Воронежской губернии.

Восстание в Воронеже. Установление советской власти в Воронежской губернии.

Гражданская война.

3


Тема 5. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг.

2

5.1.


5.2.


Новая экономическая политика в Воронежской губернии. Образование ЦЧО и Воронежской области.

Коллективизация в губернии. Индустриализация воронежской промышленности.

2


Тема 6. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны.

3

6.1.


6.2.

6.3.

Начало Великой Отечественной войны. Воронежская область в начале войны.

Освобождение Воронежской области.

Восстановление хозяйства области в 1943-1945 гг.

3


Тема 7. Воронежская область в 1945-1990 гг.

2

7.1.


7.2.

Развитие промышленности и сельского хозяйства в 1945-1990 гг. Образование и культура Воронежской области в послевоенные годы.

Воронежская область в годы перестройки.

2


Тема 8. Воронежская область в конце 1990-х – начале 2000-х гг.

1

8.1.

Россия и Воронежская область на рубеже XX-ХХI в.

1


Всего за год

17




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!