СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Информатика", 9 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Информатика", 9 класс»

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области

Ростовский колледж отраслевых технологий


















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ИНФОРМАТИКА»


Общеобразовательная подготовка






















г. Ярославль

2020г.



Рассмотрена методической

комиссией преподавателей

общеобразовательных дисциплин

Протокол № _______________

от «____» ____________ 2020г.

Председатель комиссии

__________/ _____________

(подпись) (Ф.И.О.)

УТВЕРЖДАЮ

Директор

______________Т.Н. Кудрявцева

(подпись)

«___» ______________2020 г.



































Программу составил(а):

Юхтина Надежда Васильевна

(Ф.И.О. преподавателя)




Пояснительная записка


Рабочая программа по дисциплине «Информатика» составлена в соответствии с:

• ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, с изменениями (приказы МОиН РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644);

• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 734 от 17 июля 2015 г. «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального, общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»;

• Письма Министерства образования и науки Российской Федерации № 08-1786 от 28 октября 2015 г. «О рабочих программах учебных предметов»;

• Примерной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию от 8 апреля 2015 г;

• ООП ГПОАУ ЯО Ростовского колледжа отраслевых технологий

Данная программа выбрана в связи с тем, что она соответствует Федеральному компоненту, принципу преемственности в обучении, наиболее отвечает основным направлениям модернизации школы.

  1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2015.

  2. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний. 2006.

  3. Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для 7-11 классов. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К.Хеннера. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010.

  4. Материалы авторской мастерской Семакина И.Г. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/

  5. Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

  6. Рабочая тетрадь в 2-ух частях, дидактические материалы, тесты, методическое пособие.

Место курса в учебном плане. Согласно учебному плану ГПОАУ ЯО Заволжского политехнического колледжа дисциплина Информатика относится к области «Естественно – научных предметов» и на его изучение в 9 классах отводится 34 часа (1 час в неделю).


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностными результатами обучения информатики являются:

готовность к самоидентификации в окружающем мире на осно­ве критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни;

  • владение навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, например морально-этическими нормами, критическая оценка информации в СМИ;

  • умение создавать и поддерживать индивидуальную информаци­онную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответствен­ности за качество окружающей информационной среды;

  • приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической дея­тельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;

  • умение осуществлять совместную информационную деятель­ность, в частности при выполнении учебных проектов;

  • повышение своего образовательного уровня и уровня готовно­сти к продолжению обучения с использованием ИКТ.

Метапредметными результатами обучения информатики являются формирование следующих универсальных учебных действий.


Регулятивные УУД:

  • получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования, формализации и структурирования информации, компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;

  • владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что еще неизвестно;

  • планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование результата деятельности и его характеристики;

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

  • давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

  • осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

  • обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;


Коммуникативные УУД:

  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.


Предметными результатами обучения информатике являются:

    • выбор языка представления информации в соответствии с по­ставленной целью, определение внешней и внутренней формы пред­ставления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диа­граммы; массивы, списки, деревья и др.);

    • преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;

    • оценка информации с позиций интерпретации её свойств чело­веком или автоматизированной системой (достоверность, объектив­ность, полнота, актуальность и т. п.);

    • освоение основных конструкций процедурного языка програм­мирования;

    • освоение методики решения задач по составлению типового на­бора учебных алгоритмов: использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверка его правильности путём тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных про­граммных средств;

    • умение анализировать систему команд формального исполните­ля для определения возможности или невозможности решения с их помощью задач заданного класса;

    • понимание особенностей работы со средствами информатиза­ции, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;

    • соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с ком­пьютером и другими средствами информационных технологий.


Тема 1. Управление и алгоритмы.


Выпускник научится:

  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

  • что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

  • в чем состоят основные свойства алгоритма;

  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Выпускник получит возможность научиться:

  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.



Тема 2. Введение в программирование.


Выпускник научится:

  • основные виды и типы величин;

  • назначение языков программирования;

  • что такое трансляция;

  • назначение систем программирования;

  • правила оформления программы на Паскале;

  • правила представления данных и операторов на Паскале;

  • последовательность выполнения программы в системе программирования


Выпускник получит возможность научиться:

  • работать с готовой программой на Паскале;

  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

  • отлаживать и исполнять программы в системе программирования.



Тема 3. Информационные технологии и общество.


Выпускник научится:

  • основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

  • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

  • в чем состоит проблема безопасности информации;

  • какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов.


Выпускник получит возможность научиться:

  • регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.



Содержание учебного предмета



Управление и алгоритмы

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практическая работа: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Введение в программирование

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Практическая работа: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

Информационные технологии и общество

Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.


Тематическое планирование и основные виды деятельности обучающихся


п/п

Название темы (раздела)

Кол-во часов на изучение

Кол-во

практических

работ

Основные виды учебной деятельности обучающихся (умения)

1

Управление и алгоритмы


8

4

  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

2

Введение в программирование

22

16

  • работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

отлаживать и исполнять программы в системе программирования;

3

Информационные технологии и общество

2



4

Подведение итогов


2

  • применять знания к решению задач.


Всего:

34

22




Раздел

Количество часов

Управление и алгоритмы

8

Введение в программирование

22

Информационные технологии и общество

2

Подведение итогов

2

Итого 34 часа


Основные виды учебной деятельности

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.


Информационно – коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование различных источников информации.


Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.




Примерные темы учебно-исследовательской и проектной деятельности


  • Internet (советы по модернизации Глобальной Паутины).

  • Интернет-зависимость – проблема современного общества.

  • Информационный бизнес.

  • Искусственный интеллект и ЭВМ.

  • Киберпреступность.

  • Компьютер внутри нас (какие информационные процессы происходят внутри человека, (безусловный рефлекс, ощущение боли) и оценить их с точки зрения теории информации).

  • Мировые информационные войны.

  • Обучающие системы. Средства создания электронных учебников.

  • Обучающие системы. Средства создания систем диагностики и контроля знаний.

  • Пакет MathCad.

  • Развитие программных средств математических вычислений от Eureka до Mathematica.

  • Информационная система (база данных) «Борей».

  • Информационные справочные системы в человеческом обществе.

  • Информационные поисковые системы в человеческом обществе.

  • Базы данных и Интернет.

  • Геоинформационные системы.

  • Проектирование и программирование баз данных.

  • СУБД Oracle.

  • Информационная система «Галактика».

  • Информационная система «Консультант плюс»

  • Информационная система «Гарант плюс».


Формы контроля и система оценивания


Оценка практических работ

«5»: 

  • выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;

  • проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;

  • соблюдает правила техники безопасности;

  • в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;

  • правильно выполняет анализ ошибок.

«4»: 

  • ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не более одной ошибки и одного недочета.

«3»: 

  • работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;

  • в ходе проведения работы были допущены ошибки.

«2»: 

  • работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов;

  • работа проводилась неправильно.

Оценка устных ответов

«5»: 

  • правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;

  • правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;

  • строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;

  • может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

«4»:

  • ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;

  • учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

«3»: 

  • правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  • умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;

  • допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • допустил четыре-пять недочетов.

«2»: 

  • ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка тестовых работ

«5»: 

  • учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;

  • допустил не более 2% неверных ответов.

«4»: 

  • ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).

«3»: 

  • учащийся выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;

  • если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.

«2»: 

  • работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;

  • работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!