СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Информатика" 10-11 класс базовый уровень

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Информатика" 10-11 класс базовый уровень»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 3имени Олега Васильевича Изотова»





«Утверждаю»

Директор школы № 3

___________Е. К. Истратий


приказ ______ от__________





Рабочая программа учебного предмета

Информатика

(наименование предмета)



( базовый уровень)


на 2021 – 2022, 2022 - 2023 уч.г.


для 10, 11 класса

Учитель:


Калинович Е.С.





г. Ярославль







Пояснительная записка.

Преподавание учебного предмета «Информатика» осуществляется на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее – ФГОС СОО) (утвержден приказом Минобрнауки России 17 мая 2012 г. № 413);


- примерной основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (далее ПООП СОО), включенной в государственный реестр примерных основных образовательных программ;


- основной образовательной программы среднего общего образования (далее ООП СОО) МОУ «Средняя школа № 3 имени Олега Васильевича Изотова»;


- программы по Информатике (название предмета) к учебнику для 10-11 класса общеобразовательной школы авторов Босова Л.Л., Босова А.Ю., Бином. Лаборатория знаний, Москва 2017 г.


- федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утверждён приказом Министерства просвещения РФ 28.12.2018 № 345)


- письма Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».


Цели предмета «Информатика»:

• освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование

современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе,

биологических и технических системах;

• овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные

модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и

коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных

дисциплин;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении

различных учебных предметов;

• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм

информационной деятельности;

• приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и

коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.


Задачи предмета «Информатика»:

• раскрытие роли информации и информационных процессов в природных, социальных

и технических системах; понимание назначения информационного моделирования в научном

познании мира; получение представления о социальных последствиях процесса

информатизации общества;

• развитие алгоритмического мышления, не обходимого для профессиональной

деятельности в современном обществе;

• изучение общих закономерностей функционирования, создания и применения

информационных систем, преимущественно автоматизированных формирование

информационной и алгоритмической культуры, формирование представления о компьютере

как универсальном устройстве обработки информации;

• формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при

работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы

информационной этики и права;

• расширение технологической подготовки: освоение новых возможностей аппаратных

и программных средств ИКТ. Приближение степени владения этими средствами к

профессиональному уровню;

• формирование умений формализации и структурирования информации, умения

выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы,

схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств

обработки данных;

• приобретение опыта комплексного использования теоретических знаний (из области

информатики и других предметов) и средств ИКТ в реализации прикладных проектов,

связанных с учебной и практической деятельностью.



Общая характеристика учебного предмета

Информатика — это научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в различных средах, а также о методах и средствах их автоматизации.

Через содержательную линию «Информационное моделирование» (входит в раздел теоретических основ информатики) в значительной степени проявляется метапредметная роль информатики. Здесь решаемые задачи относятся к различным предметным областям, а информатика предоставляет для их решения свою методологию и инструменты. Повышенному (по сравнению с основной школой) уровню изучения вопросов информационного моделирования способствуют новые знания, полученные старшеклассниками в изучении других дисциплин, в частности в математике.

В разделах, относящихся к информационным технологиям, ученики приобретают новые знания о возможностях ИКТ и навыки работы с ними, что приближает их к уровню применения ИКТ в профессиональных областях. В частности, большое внимание в курсе уделяется развитию знаний и умений в разработке баз данных. В дополнение к курсу основной школы, изучаются методы проектирования и разработки многотабличных БД и приложений к ним. Рассматриваемые задачи дают представление о создании реальных производственных информационных систем.

В разделе, посвященном Интернету, ученики получают новые знания о техническом и программном обеспечении глобальных компьютерных сетей, о функционирующих на их базе информационных службах и сервисах. В этом же разделе ученики знакомятся с основами построения сайтов, осваивают работу с одним из высокоуровневых средств для разработки сайтов (конструктор сайтов).

Значительное место в содержании курса занимает линия алгоритмизации и программирования. Она также является продолжением изучения этих вопросов в курсе основной школы. Новым элементом является знакомство с основами теории алгоритмов. У учеников углубляется знание языков программирования (в учебнике рассматривается язык Паскаль), развиваются умения и навыки решения на ПК типовых задач обработки информации путем программирования.

Общеобразовательный предмет информатики отражает:

  • сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания информационных процессов в различных средах (системах);

  • основные области применения информатики, прежде всего информационные и коммуникационные технологии, управление и социальную сферу;

  • междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.

Методическая система обучения базируется на одном из важнейших дидактических принципов, отмеченных в ФГОС, — деятельностном подходе к обучению. В состав каждого учебника входит практикум, содержательная структура которого соответствует структуре теоретических глав учебника. Каждая учебная тема поддерживается практическими заданиями, среди которых имеются задания проектного характера.


Место учебного предмета в учебном плане

Согласно ФГОС, учебные предметы, изучаемые в 10–11 классах на базовом уровне, имеют общеобразовательную направленность. Следовательно, изучение информатики на базовом уровне в старших классах продолжает общеобразовательную линию курса информатики в основной школе. Опираясь на достигнутые в основной школе знания и умения, курс информатики для 10–11 классов развивает их по всем отмеченным выше четырем разделам образовательной области.

Программа преподавания предмета «Информатика» в старшей школе на базовом уровне составлена на основе авторской программы Л.Л.Босовой, адаптирована к условиям школы, для базового уровня изучения информатики в 10-11 классах учебный план предусматривает объем учебной нагрузки по 34 часа в год, 1 час в неделю.

В программе соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи. Предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.


Планируемые результаты изучения предмета информатики

Цели изучения общеобразовательного предмета «Информатика» направлены на достижение образовательных результатов, которые структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Результаты включают в себя личностные, метапредметные и предметные. Личностные и метапредметные результаты являются едиными для базового и профильного уровней.


Личностные:

  •  сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  •  нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

  • принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

  • бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

  •  осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных общественных, государственных, общенациональных проблем;

  •  сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

  •  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

  • владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с позиций ее свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • оценка окружающей информационной среды и формулирование предложений по ее улучшению;

  • организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств;

  • использование обучающих, тестирующих программы и программы-тренажеры для повышения своего образовательного уровня и подготовке к продолжению обучения.


Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректироватьдеятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

  • владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;

  • получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования; формализации структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;

  • умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;

  • владение навыками работы с основными, широко распространенными средствами информационных и коммуникационных технологий;

  • умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта.


Предметные:

В сфере познавательной деятельности:

  • освоение основных понятий и методов информатики;

  • умение интерпретировать сообщение с позиций их смысла, синтаксиса, ценности;

  • умение выделять информационные системы и модели в естественнонаучной, социальной и технической областях;

  • умение анализировать информационные модели с точки зрения их адекватности объекту и целям моделирования, исследовать модели с целью получения новой информации об объекте;

  • владеть навыками качественной и количественной характеристики информационной модели;

  • приобретения навыков оценки основных мировоззренческих моделей;

  • умение проводить компьютерный эксперимент для изучения построенных моделей и интерпретировать их результаты;

  • умение определять цели системного анализа;

  • умение анализировать информационные системы разной природы, выделять в них системообразующие и системоразрушающие факторы;

  • умение выделять воздействие внешней среды на систему и анализировать реакцию системы на воздействие извне;

  • умение планировать действия, необходимые для достижения заданной цели;

  • умение измерять количество информации разными методами;

  • умение выбирать показатели и формировать критерии оценки, осуществлять оценку моделей;

  • умение строить алгоритм решения поставленной задачи оценивать его сложность и эффективность;

  • умение приводить примеры алгоритмически неразрешимых проблем;

  • умение анализировать разные способы записи алгоритмов;

  • умение реализовывать алгоритмы с помощью программ и программных средств;

  • умение ставить вычислительные эксперименты при использовании информационных моделей в процессе решения задач;

  • умение сопоставлять математические модели задачи и их компьютерные аналогии.


В результате изучения учебного предмета «Информатика» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

  • определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации;

  • строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения;

  • находить оптимальный путь во взвешенном графе;

  • определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;

  • выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;

  • создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;

  • использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;

  • понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти);

  • использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации;

  • аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;

  • использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;

  • использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных;

  • создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств;

  • применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;

  • соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.


Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов;

  • переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;

  • использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов;

  • строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано; использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах ;

  • понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных;

  • использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы;

  • разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу;

  • применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее; создавать учебные многотабличные базы данных;

  • классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;

  • понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;

  • понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений; создавать веб-страницы; использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;

  • критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.











Содержание учебного предмета

Введение. Информация и информационные процессы

Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире.

Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком.

Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.

Универсальность дискретного представления информации

10 кл

Глава 1. Информация и информационные процессы

§ 1. Информация. Информационная грамотность и информационная культура

1.Информация, её свойства и виды

2.Информационная культура и информационная грамотность

3.Этапы работы с информацией

4.Некоторые приёмы работы с текстовой информацией

§ 2. Подходы к измерению информации

1.Содержательный подход к измерению информации

2.Алфавитный подход к измерению информации

3.Единицы измерения информации

§ 3. Информационные связи в системах различной природы

1.Системы

2.Информационные связи в системах

3.Системы управления

§ 4. Обработка информации

1.Задачи обработки информации

2.Кодирование информации

3.Поиск информации

§ 5. Передача и хранение информации

1.Передача информации

2.Хранение информации


10 кл

Глава 3. Представление информации в компьютере

§ 14. Кодирование текстовой информации

1.Кодировка АSCII и её расширения

2.Стандарт UNICODE

3.Информационный объём текстового сообщения

§ 15. Кодирование графической информации

1.Общие подходы к кодированию графической информации

2.О векторной и растровой графике

3.Кодирование цвета

4.Цветовая модель RGB

5.Цветовая модель HSB

6.Цветовая модель CMYK

§ 16. Кодирование звуковой информации

1.Звук и его характеристики

2.Понятие звукозаписи

3.Оцифровка звука

Математические основы информатики

Тексты и кодирование. Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано.

10кл

1. Информация и информационные процессы

§ 4. Обработка информации

4.2. Кодирование информации

Системы счисления

Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления.

Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах счисления

10кл

Глава 3. Представление информации в компьютере

§ 10. Представление чисел в позиционных системах счисления

1.Общие сведения о системах счисления

2.Позиционные системы счисления

3.Перевод чисел из q-ичной в десятичную систему счисления

§ 11. Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую

5.Перевод целого десятичного числа в систему счисления с основанием q

6.Перевод целого десятичного числа в двоичную систему счисления

7.Перевод целого числа из системы счисления с основанием p в систему счисления с основанием q

8.Перевод конечной десятичной дроби в систему счисления с основанием q

9.«Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления

§ 12. Арифметические операции в позиционных системах счисления

1.Сложение чисел в системе счисления с основанием q

2.Вычитание чисел в системе счисления с основанием q

3.Умножение чисел в системе счисления с основанием q

4.Деление чисел в системе счисления с основанием q

5.Двоичная арифметика

§ 13. Представление чисел в компьютере

1.Представление целых чисел

2.Представление вещественных


Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики.

Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений.

Построение логического выражения с данной таблицей истинности.

Решение простейших логических уравнений.


10кл

Глава 4. Элементы теории множеств и алгебры логики

§ 17. Некоторые сведения из теории множеств

1.Понятие множества

2.Операции над множествами

3.Мощность множества

§ 18. Алгебра логики

1.Логические высказывания и переменные

2.Логические операции

3.Логические выражения

4. Предикаты и их множества истинности

§ 19. Таблицы истинности

1.Построение таблиц истинности

2.Анализ таблиц истинности

§20.Преобразование логических выражений

1.Основные законы алгебры логики

2.Логические функции

3.Составление логического выражения по таблице истинности и его упрощение

§ 21. Элементы схем техники. Логические схемы.

1.Логические элементы

2.Сумматор

3.Триггер

§ 22. Логические задачи и способы их решения

1.Метод рассуждений

2.Задачи о рыцарях и лжецах

3.Задачи на сопоставление. Табличный метод

4.Использование таблиц истинности для решения логичеких задач

5.Решение логических задач путём упрощения логических выражений

Дискретные объекты

Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа; определения количества различных путей между вершинами).

Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира. Бинарное дерево

11 класс

Глава 3. Информационное моделирование

§ 10. Модели и моделирование

3. Графы, деревья и таблицы

§ 11. Моделирование на графах

1. Алгоритмы нахождения кратчайших путей


Алгоритмы и элементы программирования

Алгоритмические конструкции. Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы. Табличные величины ( массивы)

Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования

11 класс

Глава 2. Алгоритмы и элементы программирования

§ 5. Основные сведения об алгоритмах

  1. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма

  2. Способы записи алгоритма

§ 6. Алгоритмические структуры

1. Последовательная алгоритмическая конструкция

2. Ветвящаяся алгоритмическая конструкция

3. Циклическая алгоритмическая конструкция

Составление алгоритмов и их программная реализация

Этапы решения задач на компьютере.

Операторы языка программирования, основные конструкции языка программирования.

Типы и структуры данных. Кодирование базовых алгоритмических конструкций на выбранном языке программирования.

Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке программирования.

Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и программ ввыбранной среде программирования.

Приемы отладки программ

Проверка работоспособности про

грамм с использованием трассировочных таблиц.

Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач базового уровня изразличных предметных областей

Примеры задач:

– алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений) элементов конечной числовой последовательности (или массива);алгоритмы анализа записей

чисел в позиционной системе счисления;

алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального числа, проверка числа на простоту

и т. д.);алгоритмы работы с элементами массива с однократным просмотром массива: линейный поиск элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка элементов данного массива в обратном

порядке, суммирование элементов массива, проверка соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение второго по величине наибольшего (или наименьшего) значения. Алгоритмы редактирования

текстов (замена символа/фрагмента, удаление и вставка символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца).

Постановка задачи сортировки

11 класс

Глава 2. Алгоритмы и элементы программирования

§ 7. Запись алгоритмов на языках программирования

1. Структурная организация данных

2. Некоторые сведения о языке программирования Pascal

§ 8. Структурированные типы данных. Массивы

1. Общие сведения об одномерных массивах

2. Задачи поиска элемента с заданными свойствами

3. Проверка соответствия элементов массива некоторому условию

4. Удаление и вставка элементов массива

5. Перестановка всех элементов массива в обратном порядке

6. Сортировка массива

§ 9. Структурное программирование

1. Общее представление о структурном программировании

2. Вспомогательный алгоритм

3. Рекурсивные алгоритмы

4. Запись вспомогательных алгоритмов на языке Pascal

Анализ алгоритмов

Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат.

Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти;

зависимость вычислений от размера исходных данных

11 класс

Глава 2. Алгоритмы и элементы программирования

§ 5. Основные сведения об алгоритмах

3. Понятие сложности алгоритма

§ 7. Запись алгоритмов на языках программирования

3. Анализ программ с помощью трассировочных таблиц

4. Другие приёмы анализа программ

Математическое моделирование

Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком.

Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики).

Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме.

Анализ достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов.

Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности

11 класс

Глава 1. Обработка информации в электронных таблицах

11 класс

Глава 3. Информационное моделирование

§ 10. Модели и моделирование

1. Общие сведения о моделировании

2. Компьютерное моделирование

Использование программных систем и сервисов

Компьютер — универсальное устройство обработки данных Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров. Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств.

Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств. Прикладные компьютерные программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации. Параллельное программирование. Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной специализации. Законодательство Российской Федерации в области программного обеспечения. Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ.

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования


10класс

Глава 2. Компьютер и его программное обеспечение

§ 6. История развития вычислительной техники

1.Этапы информационных преобразований в обществе

2.История развития устройств для вычислений

3.Поколения ЭВМ

§7. Основополагающие принципы устройства ЭВМ

1.Принципы Неймана-Лебедева

2.Архитектура персонального компьютера

3.Перспективные направления развития компьютеров

§ 8. Программное обеспечение компьютера

1.Структура программного обеспечения

2.Системное программное обеспечение

3.Системы программирования

4.Прикладное программное обеспечение

§ 9. Файловая система компьютера

1.Файлы и каталоги

2.Функции файловой системы

3.Файловые структуры


11 кл

Глава 5. Основы социальной информатики

§ 18. Информационное право и

информационная безопасность

1 Правовое регулирование в области информационных ресурсов

2 Правовые нормы использования программного обеспечения

Подготовка текстов и демонстрационных материалов. Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний. Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка литературы. Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы.

Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста. Программы распознавания текста, введенного с использованием сканера, планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи

10класс

Глава5. Современные технологии создания и обработки информационных объектов

§ 23. Текстовые документы

1.Виды текстовых документов

2.Виды программного обеспечения для обработки текстовой информации

3.Создание текстовых документов на компьютере

4.Средства автоматизации процесса создания документов

5.Совместная работа над документом

6.Оформление реферата как пример автоматизации процесса создания документов

7.Другие возможности автоматизации обработки текстовой информации

Работа с аудиовизуальными данными

Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка изображения и звука с использованием интернет- и мобильных приложений.

Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети

10класс

Глава5. Современные технологии создания и обработки ин-формационных объектов

§ 24. Объекты компьютерной графики

Компьютерная графика и её виды

2.Форматы графических файлов

3.Понятие разрешения

4.Цифровая фотография

§ 25. Компьютерные презентации

1.Виды компьютерных презенаций.

2.Создание презентаций

Электронные (динамические) таблицы.

Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том числе — в задачах математического моделирования)

11 класс

Глава 1. Обработка информации

в электронных таблицах

§ 1. Табличный процессор. Основные сведения

1. Объекты табличного процессора и их свойства

2. Некоторые приёмы ввода и редактирования данных

3. Копирование и перемещение данных

§ 2. Редактирование и форматирование в табличном процессоре

1. Редактирование книги и электронной таблицы

2. Форматирование объектов электронной таблицы

§ 3. Встроенные функции и их использование

1. Общие сведения о функциях

2. Математические и статистические функции

3. Логические функции

4. Финансовые функции

5. Текстовые функции

§ 4. Инструменты анализа данных

1. Диаграммы

2. Сортировка данных

3. Фильтрация данных

4. Условное форматирование

5. Подбор параметра

Базы данных

Реляционные (табличные) базы

данных. Таблица — представление сведений об однотипных объектах.

Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи между таблицами.

Схема данных. Поиск и выбор в базах данных.

Сортировка данных.

Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач

11 класс

Глава 3. Информационное моделирование

§ 12. База данных как модель предметной области

1. Общие представления об информационных системах

2. Предметная область и её моделирование

3. Представление о моделях данных

4. Реляционные базы данных

§ 13. Системы управления базами данных

1. Этапы разработки базы данных

2. СУБД и их классификация

3. Работа в программной среде СУБД

4. Манипулирование данными в базе данных

Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве

Компьютерные сети

Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в сети

Интернет. Система доменных имен. Браузеры.

Аппаратные компоненты компьютерных сетей.

Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером.

Динамические страницы. Разработка интернет-приложений

Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.

Деятельность в сети Интернет

Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения запросов. Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы реального времени (локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и т. п.); интернет-

торговля; бронирование билетов и гостиниц и т. п.

11 класс

Глава 4. Сетевые информационные технологии

§ 14. Основы построения компьютерных сетей

1. Компьютерные сети и их классификация

2. Аппаратное и программное обеспечение компьютерных сетей

3. Работа в локальной сети

4. Как устроен Интернет

5. История появления и развития компьютерных сетей

§ 15. Службы Интернета

1. Информационные службы

2. Коммуникационные службы

3. Сетевой этикет

§ 16. Интернет как глобальная информационная система

1. Всемирная паутина

2. Поиск информации в сети Интернет

3. О достоверности информации, представленной на веб-ресурсах

Социальная информатика Социальные сети — организация коллективного взаимодействия и обмена данными.

Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве.

Проблема подлинности полученной информации. Информационная культура. Государственные электронные сервисы и услуги.

Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы


11 класс

Глава 5. Основы социальной информатики

§ 17. Информационное общество

1. Понятие информационного общества

2. Информационные ресурсы, продукты и услуги

3. Информатизация образования

4. Россия на пути к информационному обществу

Информационная безопасность. Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и информационной безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Техногенные и экономические

угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое обеспечение

информационной безопасности

11 класс

Глава 5. Основы социальной информатики

§ 18. Информационное право и информационная безопасность

1. Правовое регулирование в области информационных ресурсов

2. Правовые нормы использования программного обеспечения

3. О наказаниях за информационные преступления

4. Информационная безопасность

5. Защита информации











Тематическое планирование

10 класс

раздела (главы)

Наименование темы

Всего часов

Кол-во контрольных, практических работ

1

Информация и информационные процессы

5


2

Компьютер и его программное обеспечение

5

Обобщающий урок – 1час


3

Представление информации в компьютере

10

Контрольная работа – 1 часа

4

Элементы теории множеств и алгебры логики

10

Контрольная работа – 1час

5

Современные технологии создания и обработки информационных объектов

4

Практических работ – 1 часа



Календарно-тематическое планирование учебного материала 10 класс

№ урока

Наименование темы урока

Дата

Домашнее задание

План

Факт

Информация и информационные процессы


1

Информация. Информационная грамотность и информационная культура



§1

2

Подходы к измерению информации.

Подход А.Н. Колмогорова к определению количества информации



§2

3

Информационные связи в системах различной природы.

Носители информации в живой природе.



§3

4

Обработка информации.

Таблицы кодировки с алфавитом, отличным от двоичного.

Искажение информации при передаче. Коды, исправляющие ошибки. Возможность однозначного декодирования для кодов с различной длиной кодовых слов.



§4

5

Передача и хранение информации.



§5

Компьютер и его программное обеспечение

6

История развития вычислительной техники. Компьютеры, встроенные в технические устройства и производственные комплексы. Роботизированные производства, аддитивные технологии (3D-принтеры).



§6

7

Основополагающие принципы устройства ЭВМ.

Физические ограничения на значения характеристик компьютеров.

Параллельные вычисления.



§7

8

Программное обеспечение компьютера.



§8

9

Файловая система компьютера.

Поиск в файловой системе.



§9

10

Обобщение и систематизация изученного мате-

риала по теме «Компьютер и его программное

обеспечение» (урок-семинар или проверочная работа)



§1-9

Представление информации в компьютере

11

Представление чисел в позиционных системах счисления



§10

12

Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую.

1. Перевод целого десятичного числа в систему счисления с основанием q.

2. Перевод целого десятичного числа в двоичную систему счисления



§11.1-11.2

13

Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую.

3. Перевод целого числа из системы счисления с основанием p в систему счисления с основанием

q.

4. Перевод конечной десятичной дроби в систему 5. счисления с основанием q

«Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления



§11.3-11.5

14

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

1. Сложение чисел в системе счисления с основанием q

2. Вычитание чисел в системе счисления с основанием q



§12.1-12.2

15

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

3. Умножение чисел в системе счисления с основанием q.

4. Деление чисел в системе счисления с основанием q.

5. Двоичная арифметика.

Арифметические действия в системах счисления.



§12.3-12.5

16

Представление чисел в компьютере



§13

17

Контрольная работа по теме «Представление чисел в позиционных системах счисления»



§10-13

18

Кодирование текстовой информации.

Код ASCII

Таблицы кодировки с алфавитом, отличным от двоичного.

Искажение информации при передаче. Коды, исправляющие ошибки. Возможность однозначного декодирования для кодов с различной длиной кодовых слов



§14

19

Кодирование графической информации.

Модели HSB и CMY.



§15

20

Кодирование звуковой информации



§16

21

Контрольная работа по теме «Кодирование информации»



§14-16

Элементы теории множеств и алгебры логики

22

Некоторые сведения из теории множеств



§17

23

Алгебра логики.

1. Логические высказывания и переменные



§18.1

24

Алгебра логики.

2. Логические операции.

3. Логические выражения.

4. Предикаты и их множества истинности.

Логические операции следования (импликация) и равносильности (эквивалентность). Свойства логических операций. Законы алгебры логики.



§18.2-18.4

25

Таблицы истинности.

Использование таблиц истинности для доказательства законов алгебры логики. Логические элементы. Схемы логических элементов и их физическая (электронная) реализация. Знакомство с логическими основами компьютера.



§19

26

Преобразование логических выражений.



§20

27

Элементы схем техники. Логические схемы.



§21

28

Логические задачи и способы их решения.

1. Метод рассуждений

2. Задачи о рыцарях и лжецах.

3. Задачи на сопоставление. Табличный метод



§22.1-22.3

29

Логические задачи и способы их решения.

4. Использование таблиц истинности для решения логических задач.

5. Решение логических задач путём упрощения логических выражений.




§22.4-22.5

30

Контрольная работа по теме «Элементы теории множеств и алгебры логики»



§17-22

Современные технологии создания и обработки информационных объектов

31

Текстовые документы.

1.Виды текстовых документов

2.Виды программного обеспечения для обработки текстовой информации

3.Создание текстовых документов на компьютере



§23.1-23.3

32

Текстовые документы.

4.Средства автоматизации процесса создания документов

5.Совместная работа над документом

6.Оформление реферата как пример автоматизации процесса создания документов

7.Другие возможности автоматизации обработки текстовой информации

Практическая работа №1 «Возможности автоматизированной обработки текстовых документов»

Понятие о системе стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Деловая переписка, учебная публикация, коллективная работа. Реферат и аннотация.



§23.4-23.7

33

Объекты компьютерной графики.

Знакомство с обработкой фотографий. Геометрические и стилевые преобразования.

Средства компьютерного проектирования. Чертежи и работа с ними. Базовые операции: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.



§24

34

Компьютерные презентации



§25





































Тематическое планирование

11 класс

раздела (главы)

Наименование темы

Всего часов

Кол-во контрольных, практических работ

1

Обработка информации в электронных таблицах

9

Контрольная работа – 1час

Практических работ – 7 часа

2

Алгоритмы и элементы программирования

9

Практических работ – 3 часа

3

Информационное моделирование

7

Практических работ – 1 час

4

Сетевые информационные технологии

5

Практических работ – 1 час

5

Основы социальной информатики

2


6

Итоговое повторение

2

Контрольная работа – 1час



Календарно-тематическое планирование учебного материала 11 класс

№ урока

Наименование темы урока

Дата

Домашнее задание

План

Факт

Обработка информации в электронных таблицах (9ч)


1

Табличный процессор. Основные сведения



§1

2

Редактирование и форматирование в ТП.

Практическая работа №1 «Редактирование и форматирование в ТП»



§2

3

Встроенные функции и их использование: математические и статистические функции.

Практическая работа №2 «Встроенные функции и их использование: математические и статистические функции»



§3.1-3.2

4

Встроенные функции и их использование: логические функции.

Практическая работа №3 «Встроенные функции и их использование: логические функции»



§3.3

5

Встроенные функции и их использование: финансовые и текстовые функции.

Практическая работа №4 «Встроенные функции и их использование: финансовые и текстовые функции»



§3.4-3.5

6

Инструменты анализа данных.

1. Диаграммы.

2. Сортировка данных.

Практическая работа №5 «Построение графиков и диаграмм»



§4.1-4.2

7

Инструменты анализа данных.

3. Фильтрация данных.

4. Условное форматирование.

Практическая работа №6 «Фильтрация данных. Условное форматирование»



§4.3-4.4

8

Инструменты анализа данных.

Подбор параметра.

Практическая работа №7 «Подбор параметра»

Связи между таблицами



§4.5

9

Контрольная работа по теме «Обработка информации в электронных таблицах»



Записи в тетради

Алгоритмы и элементы программирования (9ч)

10

Основные сведения об алгоритмах.

Программное управление самодвижущимся роботом.



§5

11

Алгоритмические структуры.

Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла. Инвариант цикла.



§6

12

Запись алгоритмов на языках программирования.

Понятие об этапах разработки программ и приемах отладки программ.

Примеры записи команд ветвления и повторения и других конструкций в различных алгоритмических языках.



§7

13

Структурированные типы данных. Массивы.

  1. Общие сведения об одномерных массивах.

  2. Задачи поиска элемента с заданными свойствами.

  3. Проверка соответствия элементов массива некоторому условию.

  4. Удаление и вставка элементов массива.

Практическая работа №1 «Структурированные типы данных. Массивы»

Представление о структурах данных.

Двумерные массивы



§8.1-8.4

14

Структурированные типы данных. Массивы.

5. Перестановка всех элементов массива в обратном порядке.

6. Сортировка массива.

Практическая работа №2 «Структурированные типы данных. Массивы»



§8.5-8.6

15

Структурное программирование

1. Общее представление о структурном программировании

2. Вспомогательный алгоритм



§9.1-9.2

16

Структурное программирование

3. Рекурсивные алгоритмы

4. Запись вспомогательных алгоритмов на языке Pascal

Составление описание программы по образцу.



§9.3-9.4

17

Практическая работа №3 «Вспомогательные и рекурсивные алгоритмы»

Знакомство с постановками более сложных задач обработки данных и алгоритмами их решения: сортировка массива, выполнение поэлементных операций с массивами; обработка целых чисел, представленных записями в десятичной и двоичной системах счисления, нахождение наибольшего общего делителя (алгоритм Евклида).



Записи и задачи в тетради

18

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Алгоритмы и элементы программирования» (урок-семинар или проверочная работа)



§5-9

Информационное моделирование (7ч)

19

Модели и моделирование



§10

20

Моделирование на графах



§11

21

База данных как модель предметной области



§12

22

Системы управления базами данных

1. Этапы разработки базы данных

2. СУБД и их классификация



§13.1-13.2

23

Системы управления базами данных

3. Работа в программной среде СУБД

4. Манипулирование данными в базе данных



§13.3-13.4

24

Практическая работа №1 «Проектирование и разработка базы данных»



§13

25

Обобщение и систематизация изученного

материала по теме «Информационное моде-

лирование» (урок-семинар или проверочная

работа)



§10-13

Сетевые информационные технологии (5ч)

26

Основы построения компьютерных сетей

1. Компьютерные сети и их классификация

2. Аппаратное и программное обеспечение компьютерных сетей

3. Работа в локальной сети



§14.1-14.3

27

Основы построения компьютерных сетей

4. Как устроен Интернет

5. История появления и развития компьютерных сетей



§14.4-14.5

28

Службы Интернета.

Большие данные в природе и технике (геномные данные, результаты физических экспериментов, Интернет-данные, в частности, данные социальных сетей). Технологии их обработки и хранения.



§15

29

Интернет как глобальная информационная система.

Практическая работа №1 «Поиск информации в сети Интернет»

Поисковые машины.

Проблема подлинности полученной информации. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы.



§16

30

Обобщение и систематизация изученногома-

териала по теме «Сетевые информационные

технологии» (урок-семинар или проверочная

работа)



§14-16

Основы социальной информатики (2ч)

31

Информационное общество.

Стандартизация и стандарты в сфере информатики и ИКТ докомпьютерной эры (запись чисел, алфавитов национальных языков и др.) и компьютерной эры (языки программирования, адресация в сети Интернет и др.)



§17

32

Информационное право и информационная безопасность



§18

Итоговое повторение (2ч)

33

Итоговая контрольная работа



§1-18

34

Основные идеи и понятия курса



§1-18





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!