СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Географическое краеведение Воронежской области» 6 - 7 класс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Географическое краеведение Воронежской области» 6 - 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Географическое краеведение Воронежской области» 6 - 7 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новохопёрского муниципального района Воронежской области

«Пыховская основная общеобразовательная школа»






Обсуждена на педагогическом совете

Протокол № _____ от ________2019 г.



Утверждена

Приказ № _______ от _________ 2019 г.

Директор МКОУ «Пыховская ООШ» _____________/Н.В.Черкасов/






Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А


Учебного предмета «Географическое краеведение Воронежской области»

6 - 7 класс





Срок реализации: 2 года





Разработал: учитель истории и обществознания

Шаповалов Александр Владимирович
















Новохоперск 2019

Пояснительная записка.

Программа курса «Географическое краеведение Воронежской области» разработана в соответствии с приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 760, рекомендовавшим использовать учебные часы регионального компонента для изучения данной дисциплины. Данная программа составлена с учетом концепции школьного географического образования, требованиями федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного географического образования. В программе учитывались современные подходы к школьному географическому образованию. Значимость курса заключается в возможности совершенствования системы географического образования учащихся на основе местных данных, их опыта и личных наблюдений.

Региональный курс «Географическое краеведение Воронежской области», рекомендованный для изучения в 6, 7 классах связан с содержанием федерального курса школьной географии, однако отдельные темы изучаются в нём с опережением. Поэтому их следует изучать в курсе краеведения на более доступном уровне.

Краеведение подробно знакомит учащихся с географией региона их проживания, опираясь на новые и ранее изученные географические понятия. Таким образом, оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках географии. Одновременно с этим география – одна из составляющих краеведения как знания о родном крае. Известно, что краеведение позволяет глубже понимать географические и исторические принципы и закономерности, помогая изучению географии, истории и других предметов учащимися. Краеведение помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.

В настоящее время изучение краеведения все чаще рассматривается как непрерывный процесс. В ряде школ с ним знакомят учеников начальных классов. Затем следует изучение географического и исторического краеведения. В старших классах также планируется введение краеведческих курсов. Поэтому программы и школьные учебники должны составляться с учётом такого непрерывного изучения.

Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные межпредметные связи. Вместе с тем школьники изучают на этих уроках то, с чем они постоянно сталкиваются, то, что они видели и знают, зачастую не умея объяснить или не понимая причин явлений и процессов. Задача краеведения заключается также в том, чтобы дать ответы на эти вопросы.

Материалы учебников постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом, географическое краеведение становится своеобразным дополнением курса географии, оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.

Изучение краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.


Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.

1. Авторская рабочая программа по «Географическому краеведению Воронежской области» Немыкина А.Я. (для 6-7 классов общеобразовательных школ)

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 ( в редакции … от 25.12.2015)

4. Приказ Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

5. Образовательная программа основного общего образования МКОУ «Пыховская ООШ» (утверждёна приказом директора от______________№__________).



Учебно-методический комплект

6 класс

1. Немыкин А.Я. Географическое краеведение Воронежской области. 6 класс. Учебно-методическое пособие / А.Я. Немыкин. – Воронеж, 2016. – 96 с.

2. Немыкин А. Я. Рабочая тетрадь по географическому краеведению Воронежской области. 6 класс / А. Я. Немыкин. – Воронеж, 2016. – 80 с.

7 класс

1. Немыкин А.Я. Географическое краеведение Воронежской области. 7 класс. Учебно-методическое пособие / А.Я. Немыкин. – Воронеж, 2016. – 96 с.

2. Немыкин А. Я. Рабочая тетрадь по географическому краеведению Воронежской области. 7 класс / А. Я. Немыкин. – Воронеж, 2016. – 80 с.



Цели и задачи учебного предмета: всестороннее и комплексное изучение школьниками природы, населения и хозяйства своей местности.

Задачи изучения истории в основной школе:

-    познакомиться с наукой краеведение, выяснить её место в системе наук;

-   изучить особенности природы Воронежской области, выявить взаимосвязи между её компонентами; 

-  выяснить особенности заселения территории области, формирование ее современного населения; 

-    проанализировать характер хозяйственной деятельности человека на территории области и возникающие при этом экологические проблемы;

-  оценить особенности своей местности, её природно-ресурсный потенциал, достопримечательности.

Задачи воспитательные:

-     развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;

-     воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и памятникам культуры Воронежской области;

-    укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между родителями и учащимися при подготовке краеведческих мини-проектов, сборе краеведческих сведений, семейных архивов;

Задачи развивающие:

-   развивать пространственно-географическое мышление учащихся;

-  научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных процессов в природе и экономике Воронежской области;

-    развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению и географии;

-   развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы.

Общая характеристика программы курса «Географическое краеведение» 6—7 классах

Данная примерная программа реализует требования, существующие в преподавании данного учебного предмета. Она составлена с учётом Концепции географического образования.

Краеведение подробно знакомит учащихся с географией региона их проживания, опираясь на новые и ранее изученные географические понятия. Таким образом, оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках географии, и тесно с ней связано. Одновременно с этим география – одна из составляющих краеведения как знания о родном крае. То есть краеведение формирует у школьников знание основ географического пространства на местном (локальном) уровне.

Известно, что краеведение позволяет глубже понимать географические и исторические принципы и закономерности, помогая изучению географии, истории и других предметов учащимися. Краеведение помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.

Педагогический синтез землеведческих и региональных основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, преобразованию и изменению окружающей среды на основе идеи рационального, гармонического взаимодействия природы и общества. социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своей Родины.

В настоящее время изучение краеведения все чаще рассматривается как непрерывный процесс. В ряде школ с ним знакомят учеников начальных классов. Затем следует изучение географического и исторического краеведения. В старших классах также планируется введение краеведческих курсов. Поэтому программы и школьные учебники должны составляться с учётом такого непрерывного изучения.

Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные межпредметные связи. Вместе с тем школьники изучают на этих уроках то, с чем они постоянно сталкиваются, то, что они видели и знают, зачастую не умея объяснить или не понимая причин явлений и процессов. Задача краеведения заключается также в том, чтобы дать ответы на эти вопросы.

Материалы учебников постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом, географическое краеведение становится своеобразным дополнением курса географии, оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.

Изучение краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.

В данном курсе «Географического краеведения» предполагается изучение рельефа местности, почвы, геологического строения, водных путей, флоры, фауны, населения и промышленности Воронежской области. Широко используются возможности местных музеев, библиотек, учреждений культуры, научных учреждений. Учебная работа должна дополняться внеклассной проектной деятельностью, экскурсиями, научными исследованиями, выполняемыми учащимися.

Структура и содержание программы соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Программа по географическому краеведению основной общеобразовательной школы нацеливает на формирование систематизированных знаний об особенностях природных условий родного края. Содержание курса конструируется на следующих принципах:

— принцип объективности основанный на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;

— принцип социального подхода предполагает рассмотрение природных процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоёв населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;

— принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.

Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых (в рамках целостного курса краеведения), межкурсовых (с географией) и межпредметных связей (биологией).

Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

Подходы, положенные в основу программы.

Программа ориентируется на реализацию в курсе истории многофакторного подхода, позволяющего показать сложность и многомерность истории России, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.

Вместе с обозначенным подходом, реализующим содержание программы по истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:

  • деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

  • компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личных качеств и отношений у учащихся основной школы;

  • дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т.д.

  • личностно-ориентированный подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельное инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задачи учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения;

  • проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемой ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию, на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.

Формы, методы, приемы работы при изучении предмета.

Формы работы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации, как обычные, так и компьютерные; практические работы; самостоятельные работы со справочной и дополнительной литературой.

Место географического краеведения в учебном плане.

Курс «Географическое краеведение Воронежской области» рассчитан на 70 часов. Он изучается на этапе основного общего образования в 6 и 7 классах. В том числе в 6 классе – 35 часов, из расчета 1 учебного часа в неделю; в 7 классе – 35 часов, из расчета 1 учебного часа в неделю.

Изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана.

Изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Географическое краеведение Воронежской области» в 6 – 7 классе

Личностные результаты:

 Личностным результатом обучения географическому краеведению в 6 – 7 классах, является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения. Важнейшие личностные результаты обучения географическому краеведению Воронежской области:

– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Воронежской области). Представление о Воронежской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Воронежской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению.

– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего задания учебника и рабочей тетради, нацеленные на:

 – умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;

 – умение использовать географические и краеведческие знания для созидательной деятельности.

Метапредметные результаты:

Метапредметными результатами изучения курса «Географическое краеведение Воронежской области» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

 – способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

 – умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

 – умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

 – формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

 – умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника:

 – осознание роли географии и краеведения в познании окружающего мира;

 – освоение системы краеведческих знаний о природе, населении, хозяйстве Воронежской области, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

 – использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных и природных проблем;

 – использование карт для получения краеведческой информации.

Коммуникативные УУД:

– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

 – понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Метапредметные результаты проявляются в ходе выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. При этом прямая оценка даётся большинству познавательных учебных действий, опосредованная оценка выносится коммуникативным и регулятивным действиям. Оценка сформированности метапредметных результатов на уроке (сформированность РУУД, ПУУД, КУУД) учитывается при выставлении предметной оценки.

Предметные результаты:

Предметными результатами изучения курса «Географическое краеведение Воронежской области» в 6 – 7-х классах являются следующие умения:

 – понимать роль различных источников краеведческой информации;

 – знать особенности природы, населения, хозяйства Воронежской области:

 – формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов;

 – выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

 – определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на нашей территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате хозяйственной деятельности человека;

 – понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством Воронежской области;

 – определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологическихпроблем;

 – оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации в регионе;

– приводить примеры закономерностей размещения предприятий в Воронежской области;

– находить в различных источниках и анализировать информацию по географии Воронежской области;

 – составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации;

– определять на карте местоположение объектов в Воронежской области;

– работать со статистическими данными;

 – формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений, происходящих в окружающей среде;

 – использовать географические знания для осуществления мер по охране природы;

– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Воронежской области.

  1. Содержание учебного предмета «Географическое краеведение Воронежской области» 6 – 7 класс

6 класс

1. Введение в краеведение (6 часов).

Тема 1. Что изучает краеведение. Что изучает краеведение, краеведческие знания, история краеведения, разделы краеведения.

Тема 2. Топонимика. Что такое топонимика, как появляются географические названия.

Тема 3. Топонимы Воронежской области. Старинные топонимы, русские топонимы XVI-XIX вв., современные топонимы, топонимические легенды.

Тема 4. Генеалогия. Генеалогия, родословное древо.

Тема 5. Геральдика. Зачем нужен герб, герб России, герб Воронежской области, гербы городов Воронежской области, флаги.

Тема 6. Обобщающее занятие по разделу «Введение в краеведение».

2. Знакомство с Воронежской областью (2 часа).

Тема 7. Воронежская область. Географическое положение Воронежской области, общие сведения о Воронежской области, формирование территории области.

Тема 8. История изучения Воронежской области. Первые сведения о нашем крае, изучение края в XVII-XVIII веках, ученые-исследователи Воронежского края.

3. Геологическая история и строение территории Воронежской области (5 часов).

Тема 9. Геологическая история Земли. Как формировалась Земля, древнейшие организмы на Земле, флора и фауна палеозоя, флора и фауна мезозоя и кайнозоя.

Тема 10. Геологическая история Воронежской области. Изучение геологической истории: область в палеозое, область в мезозое и кайнозое.

Тема 11. Геологическое строение Воронежской области. Геологическое строение области, горные породы фундамента, горные породы осадочного слоя.

Тема 12. Полезные ископаемые Воронежской области. Что такое полезные ископаемые, полезные ископаемые Воронежской области, добыча полезных ископаемых и охрана природы.

Тема 13. Обобщающее занятие по разделу «Геологическая история и строение территории Воронежской области».

4. Рельеф Воронежской области (6 часов).

Тема 14. Общие особенности рельефа Воронежской области. Формирование рельефа, рельеф Воронежской области, вертикальное движение поверхности.

Тема 15. Формы рельефа, образованные поверхностными водами. Формирование рельефа поверхностными водами, овраги, балки, речные долины.

Тема 16. Формы рельефа, образованные подземными водами. Рельеф и подземные воды, понятие о карсте, суффозия и оползни.

Тема 17. Формы рельефа, образованные ледником, ветром, деятельностью человека. Последствия оледенения, рельефообразующая сила ветра, формы рельефа, созданные человеком.

Тема 18. Характеристика рельефа своего района (города).

Тема 19. Обобщающее занятие по разделу «Рельеф Воронежской области».

5. Климат Воронежской области (7 часов).

Тема 20. Погода и климат. Что такое погода, климат.

Тема 21. От чего зависит климат Воронежской области. Влияние на климат географического положения, движение воздушных масс, влияние океанов на климат, влияние рельефа на климат, другие факторы.

Тема 22. Климат Воронежской области. Поступление солнечной энергии, температура воздуха, выпадение осадков, направление и скорость ветра

Тема 23. Сезоны года. Зима, весна, лето, осень в Воронежской области.

Тема 24. Климат и хозяйственная деятельность человека. Зависимость сельского хозяйства от климата, зависимость строительства и транспорта от климата, перспективы использования климатических ресурсов

Тема 25. Климат своего района.

Тема 26. Обобщающее занятие по разделу «Климат Воронежской области».

6. Внутренние воды Воронежской области (9 часов).

Тема 27. Реки Воронежской области. Основные сведения о реках Воронежской области, питание и режим рек, главные реки области, значение рек.

Тема 28. Моя река.

Тема 29. Озёра и болота Воронежской области. Происхождение озер, озера Воронежской области, болота.

Тема 30. Искусственные водоёмы Воронежской области. Зачем строят искусственные водоемы, водохранилища, пруды и водохранилища Воронежской области, Воронежское водохранилище.

Тема 31. Подземные воды Воронежской области. Подземные воды, выход подземных вод на поверхность, минеральные воды Воронежской области, ограниченность ресурсов подземных вод.

Тема 32. Значение и охрана внутренних вод Воронежской области. Значение природных вод, состояние подземных вод области, состояние поверхностных вод области.

Тема 33. Поверхностные и подземные воды своего района (города).

Тема 34. Обобщающее занятие по разделу «Внутренние воды Воронежской области».

Тема 35. Обобщающее занятие по курсу «Географическое краеведение».

7 класс.

Тема 1. Географическое краеведение Воронежской области

1. Почвы Воронежской области (6 часов).

Тема 2. Формирование почв. Почва, факторы почвообразования.

Тема 3. Свойства почвы. Из чего состоит почва, плодородие, структура почвы, почвенные горизонты, круговорот веществ при почвообразовании, почва – живая и неживая.

Тема 4. Почвы Воронежской области. Черноземы, другие типы почв Воронежской области.

Тема 5. Экологические проблемы почв. Охрана почв. Экологические проблемы почв, охрана почв

Тема 6. Почвы своего района (города).

Тема 7. Обобщающее занятие по теме «Почвы Воронежской области».

2. Флора и фауна Воронежской области (7 часов).

Тема 8. Лесостепь и степь. Географическая зональность, лесостепи и степи, заселение и освоение лесостепи и степи.

Тема 9. Растительный покров Воронежской области. Растительность Воронежской области, леса, степные растения, водные растения, реликтовые растения.

Тема 10. Животный мир области. Животные: млекопитающие, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, членистоногие.

Тема 11. Природные комплексы Воронежской области. Природный комплекс, лесные, степные, водные природные комплексы. ПК сельхозугодий, городов.

Тема 12. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительность и животный мир. Антропогенное воздействие на растительность и животный мир, искусственные лесонасаждения, изменение животного мира области человеком, редкие и исчезающие виды растений и животных.

Тема 13. Растительность и животный мир своей местности.

Тема 14. Обобщающее занятие по теме «Растительный покров и животный мир Воронежской области».

3. Население Воронежской области (5 часов).

Тема 15. Население Воронежской области. Численность населения Воронежской области, естественное движение населения, миграции населения области, половозрастные особенности населения области, плотность населения.

Тема 16. Заселение территории Воронежской области. История заселения Воронежской области, этнический состав современного населения.

Тема 17. Населённые пункты Воронежской области. Городское и сельское население Воронежской области.

Тема 18. Население своего района.

Тема 19. Обобщающее занятие по теме «Население области».

4. Экономика Воронежской области (7 часов).

Тема 20. Экономика Воронежской области. Понятие экономики (хозяйства), промышленность, сельское хозяйство, другие отрасли хозяйства.

Тема 21. Промышленность. Горнодобывающая промышленность, машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, химическая промышленность, производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленность Воронежской области.

Тема 22. Сельское хозяйство. Растениеводство и животноводство Воронежской области.

Тема 23. Транспорт, связь, строительство. Транспорт, связь, строительство и другие отрасли хозяйства Воронежской области.

Тема 24. Образование и культура. Наука, образование, культура (музеи, театры, культурные события) в Воронежской области.

Тема 25. Хозяйство своего района.

Тема 26. Обобщающее занятие по теме «Хозяйство области».

5. Экологические проблемы Воронежской области (4 часа).

Тема 27. Экологические проблемы. Понятие экологии, основное содержание этой науки, антропогенное воздействие на окружающую среду, загрязнение среды, экологические проблемы.

Тема 28. Экологические проблемы Воронежской области. Экологические состояние атмосферы, поверхностных и подземных вод, почв, образование отходов в Воронежской области.

Тема 29. Охрана природы в области. Борьба с загрязнениями в Воронежской области, создание охраняемых территорий, заповедники Воронежской области

Тема 30. Обобщающее занятие «Экологические проблемы Воронежской области».

6. Достопримечательности Воронежской области (5 часов).

Тема 31. Достопримечательности Воронежской области. Понятие достопримечательности, туризм и его виды, региональный туризм в Воронежской области.

Тема 32. Памятники природы своего района.

Тема 33. Города Воронежской области. Характеристика крупных городов Воронежской области: Воронеж, Борисоглебск, Россошь, Лиски, Острогожск, Нововоронеж.

Тема 34. Характеристика своего города (района)

Тема 35. Повторение по курсу краеведение за 6-7 классы.



  1. Тематическое планирование учебного предмета «Географическое краеведение Воронежской области» 6 – 7 класс

п.п.

Наименование раздела и тема

Кол-во часов


6 класс


Тема 1. Введение в краеведение

6

1.1.


1.2.


1.3.



1.4.

1.5.


1.6.

Что изучает краеведение. Что изучает краеведение, краеведческие знания, история краеведения, разделы краеведения.

Топонимика. Что такое топонимика, как появляются географические названия.

Топонимы Воронежской области. Старинные топонимы, русские топонимы XVI-XIX вв., современные топонимы, топонимические легенды.

Генеалогия. Генеалогия, родословное древо.

Геральдика. Зачем нужен герб, герб России, герб Воронежской области, гербы городов Воронежской области, флаги.

Обобщающее занятие по разделу «Введение в краеведение».

6


Тема 2. Знакомство с Воронежской областью.

2

2.1.



2.2.



Воронежская область. Географическое положение Воронежской области, общие сведения о Воронежской области, формирование территории области.

История изучения Воронежской области. Первые сведения о нашем крае, изучение края в XVII-XVIII веках, ученые-исследователи Воронежского края.

2


Тема 3. Геологическая история и строение территории Воронежской области.

5

3.1.



3.2.



3.3.



3.4.



3.5.


Геологическая история Земли. Как формировалась Земля, древнейшие организмы на Земле, флора и фауна палеозоя, флора и фауна мезозоя и кайнозоя.

Геологическая история Воронежской области. Изучение геологической истории: область в палеозое, область в мезозое и кайнозое.

Геологическое строение Воронежской области. Геологическое строение области, горные породы фундамента, горные породы осадочного слоя.

Полезные ископаемые Воронежской области. Что такое полезные ископаемые, полезные ископаемые Воронежской области, добыча полезных ископаемых и охрана природы.

Обобщающее занятие по разделу «Геологическая история и строение территории Воронежской области».

5


Тема 4. Рельеф Воронежской области.

6

4.1.



4.2.



4.3.


4.4.



4.5.

4.6.

Общие особенности рельефа Воронежской области. Формирование рельефа, рельеф Воронежской области, вертикальное движение поверхности.

Формы рельефа, образованные поверхностными водами. Формирование рельефа поверхностными водами, овраги, балки, речные долины.

Формы рельефа, образованные подземными водами. Рельеф и подземные воды, понятие о карсте, суффозия и оползни.

Формы рельефа, образованные ледником, ветром, деятельностью человека. Последствия оледенения, рельефообразующая сила ветра, формы рельефа, созданные человеком.

Характеристика рельефа своего района (города).

Обобщающее занятие по разделу «Рельеф Воронежской области».

6


Тема 5. Климат Воронежской области.

7

5.1.

5.2.



5.3.


5.4.

5.5.



5.6.

5.7.

Погода и климат. Что такое погода, климат.

От чего зависит климат Воронежской области. Влияние на климат географического положения, движение воздушных масс, влияние океанов на климат, влияние рельефа на климат, другие факторы.

Климат Воронежской области. Поступление солнечной энергии, температура воздуха, выпадение осадков, направление и скорость ветра

Сезоны года. Зима, весна, лето, осень в Воронежской области.

Климат и хозяйственная деятельность человека. Зависимость сельского хозяйства от климата, зависимость строительства и транспорта от климата, перспективы использования климатических ресурсов

Климат своего района.

Обобщающее занятие по разделу «Климат Воронежской области».

7


Тема 6. Внутренние воды Воронежской области.

9

6.1.



6.2.

6.3.


6.4.



6.5.



6.6.



6.7.

6.8.


6.9.

Реки Воронежской области. Основные сведения о реках Воронежской области, питание и режим рек, главные реки области, значение рек.

Моя река.

Озёра и болота Воронежской области. Происхождение озер, озера Воронежской области, болота.

Искусственные водоёмы Воронежской области. Зачем строят искусственные водоемы, водохранилища, пруды и водохранилища Воронежской области, Воронежское водохранилище.

Подземные воды Воронежской области. Подземные воды, выход подземных вод на поверхность, минеральные воды Воронежской области, ограниченность ресурсов подземных вод.

Значение и охрана внутренних вод Воронежской области. Значение природных вод, состояние подземных вод области, состояние поверхностных вод области.

Поверхностные и подземные воды своего района (города).

Обобщающее занятие по разделу «Внутренние воды Воронежской области».

Обобщающее занятие по курсу «Географическое краеведение».

9


Всего за год

35

7 класс


Географическое краеведение Воронежской области.

1


Тема 1. Почвы Воронежской области.

6

1.1.

1.2.



1.3.


1.4.


1.5.

1.6.

Формирование почв. Почва, факторы почвообразования.

Свойства почвы. Из чего состоит почва, плодородие, структура почвы, почвенные горизонты, круговорот веществ при почвообразовании, почва – живая и неживая.

Почвы Воронежской области. Черноземы, другие типы почв Воронежской области.

Экологические проблемы почв. Охрана почв. Экологические проблемы почв, охрана почв

Почвы своего района (города).

Обобщающее занятие по теме «Почвы Воронежской области».

6


Тема 2. Флора и фауна Воронежской области.

7

2.1.


2.2.



2.3.


2.4.



2.5.





2.6.

2.7.


Лесостепь и степь. Географическая зональность, лесостепи и степи, заселение и освоение лесостепи и степи.

Растительный покров Воронежской области. Растительность Воронежской области, леса, степные растения, водные растения, реликтовые растения.

Животный мир области. Животные: млекопитающие, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, членистоногие.

Природные комплексы Воронежской области. Природный комплекс, лесные, степные, водные природные комплексы. ПК сельхозугодий, городов.

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительность и животный мир. Антропогенное воздействие на растительность и животный мир, искусственные лесонасаждения, изменение животного мира области человеком, редкие и исчезающие виды растений и животных.

Растительность и животный мир своей местности.

Обобщающее занятие по теме «Растительный покров и животный мир Воронежской области».

7


Тема 3. Население Воронежской области.

5

3.1.




3.2.


3.3.


3.4.

3.5.

Население Воронежской области. Численность населения Воронежской области, естественное движение населения, миграции населения области, половозрастные особенности населения области, плотность населения.

Заселение территории Воронежской области. История заселения Воронежской области, этнический состав современного населения.

Населённые пункты Воронежской области. Городское и сельское население Воронежской области.

Население своего района.

Обобщающее занятие по теме «Население области».

5


Тема 4. Экономика Воронежской области.

7

4.1.


4.2.




4.3.


4.4.


4.5.


4.6.

4.7.

Экономика Воронежской области. Понятие экономики (хозяйства), промышленность, сельское хозяйство, другие отрасли хозяйства.

Промышленность. Горнодобывающая промышленность, машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, химическая промышленность, производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленность Воронежской области.

Сельское хозяйство. Растениеводство и животноводство Воронежской области.

Транспорт, связь, строительство. Транспорт, связь, строительство и другие отрасли хозяйства Воронежской области.

Образование и культура. Наука, образование, культура (музеи, театры, культурные события) в Воронежской области.

Хозяйство своего района.

Обобщающее занятие по теме «Хозяйство области».

7


Тема 5. Экологические проблемы Воронежской области.

4

5.1.



5.2.



5.3.



5.4.


Экологические проблемы. Понятие экологии, основное содержание этой науки, антропогенное воздействие на окружающую среду, загрязнение среды, экологические проблемы.

Экологические проблемы Воронежской области. Экологические состояние атмосферы, поверхностных и подземных вод, почв, образование отходов в Воронежской области.

Охрана природы в области. Борьба с загрязнениями в Воронежской области, создание охраняемых территорий, заповедники Воронежской области

Обобщающее занятие «Экологические проблемы Воронежской области».

4


Тема 6. Достопримечательности Воронежской области.

4

6.1.



6.2.

6.3.



6.4.

Достопримечательности Воронежской области. Понятие достопримечательности, туризм и его виды, региональный туризм в Воронежской области.

Памятники природы своего района.

Города Воронежской области. Характеристика крупных городов Воронежской области: Воронеж, Борисоглебск, Россошь, Лиски, Острогожск, Нововоронеж.

Характеристика своего города (района)

4

6.5

Повторение по курсу краеведение за 6-7 классы.

1


Всего за год

35




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!