СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «География» для обучающихся 7-9 классов, не обновленный фгос, 2023-2024 уч.год

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под редакцией профессора Алексеева А.И., Москва: Просвещение 2019 г.

-Учебники  -«География.   7- 9 класс» серии «Полярная звезда»,    авторы:  А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина, С. И. Болысов, Г. Ю. Кузнецова; Москва, «Просвещение», 2019 г.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «География» для обучающихся 7-9 классов, не обновленный фгос, 2023-2024 уч.год»



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Республики Башкортостан

МКУ отдел образования администрации МР Зианчуринский район Республики Башкортостан

МОБУ СОШ с. Абзаново





РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

________________________

Валиева З.С.

№144 от «31» августа 2023 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора УВР_________________

Валиева З.С.

№144 от «31» августа 2023 г.



УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________________________

Булатасова С.А.

№ 144 от «31» августа 2023 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета «География»

для обучающихся 7-9 классов







Абзаново 2023










Пояснительная записка


Рабочая программа по географии составлена на основе:

- фундаментального ядра содержания общего образования;

- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

- примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;

- программы развития и формирования универсальных учебных действий;

- программы духовно-нравственного развития и воспитания личности;

- примерной программы по географии. Предметная линия «Полярная звезда» 5-9 классы. -Под редакцией профессора Алексеева А.И., Москва: Просвещение 2019 г.

-Учебники -«География. 7- 9 класс» серии «Полярная звезда», авторы: А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина, С. И. Болысов, Г. Ю. Кузнецова; Москва, «Просвещение», 2019 г.

-Учебный план МОБУ СОШ с.Абзаново



В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

География в основной школе - предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как, о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве,

о проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.


Целями изучения географии в основной школе являются:

- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

-формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях;

- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов, значения окружающей среды и рационального природопользования;

- формирование системы интеллектуальных, практических, учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;

- формирование опята ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов, обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях.




Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»


Личностными результатами изучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.


Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:



7–9 классы

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

  • работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

  • в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

  • самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.

  • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Коммуникативные УУД:

7–9 классы

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории;

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.


Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:


7 класс

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки;

- выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;

- объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности;

- определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;

- устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

- выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях.

  • использование географических умений:

- анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;

- находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах.

  • использование карт как моделей:

- различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

- выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.

  • понимание смысла собственной действительности:

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира.

8 класс

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

- объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории;

- определять причины и следствия геоэкологических проблем;

- приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;

- оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации, степени урбанизации.

  • использование географических умений:

- анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;

- прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения;

- составлять рекомендации по решению географических проблем.

  • использование карт как моделей:

- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

- определять по картам местоположение географических объектов.

  • понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.

9 класс

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

- объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;

- аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;

- объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- определять причины и следствия геоэкологических проблем;

- приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;

- оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.

  • использование географических умений:

- прогнозировать особенности развития географических систем;

- прогнозировать изменения в географии деятельности;

- составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем.

  • использование карт как моделей:

- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

- определять по картам местоположение географических объектов.

  • понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.


Планируемые результаты изучения учебного предмета «География»


Источники географической информации

Выпускник научится:

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

  • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации; 

  • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

  • читать планы местности и географические карты;

  • строить простые планы местности.

Природа Земли и человек

Выпускник научится:

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Население Земли

Выпускник научится:

  • различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

  • сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира

  • использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;

  • проводить расчеты демографических показателей;

  • объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

  • приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;

  • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.

Материки, океаны и страны

Выпускник научится:

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

  • сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;

  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

  • описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

  • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

  • оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

  • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.

Особенности географического положения России

Выпускник научится:

  • различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

  • оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

  • использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы.

Природа России

Выпускник научится:

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;

  • сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;

  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

  • описывать положение на карте положение и взаиморасположение географических объектов

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

  • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

  • создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией

Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата.

Население России

Выпускник научится:

  • различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов и стран;

  • анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

  • сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;

  • объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения на селения России и ее отдельных регионов;

  • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

  • использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

  • оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику.

Хозяйство России

Выпускник научится:

  • различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;

  • анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

  • объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;

  • использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

  • обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.

Районы России

Выпускник научится:

  • объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;

  • сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;

  • оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;

  • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы населения, и хозяйства географических районов и их частей;

  • создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов.

Россия в современном мире

Выпускник научится:

  • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

  • оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;

  • объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.


Содержание программы



7 класс

Раздел: Источники географической информации (3 часа)

Как мы будем изучать географию в 7 классе. Взаимодействие человека с окружающей средой. Природные ресурсы и их виды. Окружающая среда. Географические карты. Картографические проекции. Способы отображения информации на картах.


Раздел: Население Земли (4 часа )

Народы. Языки. Религии. Отличительные признаки народов мира. Города и сельские поселения. Страны мира. Республики и монархии. Самые развитые страны. Зависимость стран друг от друга.


Раздел: Материки, океаны, страны (59 часов)

Природа Земли (14 часов)

Развитие земной коры. Платформы и складчатые области. Размещение на Земле гор и равнин. Природные ресурсы земной коры. Полезные ископаемые. Температура воздуха на разных широтах. Тепловые пояса. Давление воздуха и осадки на разных широтах. Циркуляция атмосферы. Пассаты. Муссоны. Климатические пояса и области Земли. Климатообразующие факторы. Океанические течения. Причины образования океанических течений и их виды. Реки и озёра Земли. Растительный и животный мир Земли. Почвы.

.

Природные комплексы и регионы (5 часов)

Природные зоны Земли. Океаны Земли. Особенности географического положения и природы океанов. Экологические проблемы океанов. Материки, их сходства и различия. Как делят Землю и мир. Части света.


Материки и страны (40 часа)

Африка: образ материка. Африка в мире. Население материка. Занятия населения. Страны Африки. Египет. Австралия: образ материка. Австралийский Союз. Антарктида. Южная Америка: образ материка. Латинская Америка в мире. Страны Южной Америки. Бразилия. Северная Америка: образ материка. Англо – Саксонская Америка. Страны Северной Америки. США. Евразия: образ материка. Европа в мире. Страны Европы. Германия. Франция. Великобритания. Азия в мире. Страны Азии. Китай. Индия. Россия в мире. Природные ресурсы России. Россия – многонациональное государство.

Обобщение (2часа)






Учебно-тематический план

(7 класс, 68 часов, 2 часа в неделю)


Раздел


Тема

Количество часов

Количество практических работ

Источники географической информации

Источники географической информации

3

0

Население Земли

Население Земли

6

2

Материки, океаны, страны

Природа Земли

14

3

Природные комплексы и регионы

5

3

Материки и страны

39

6

Обобщение

1

0

Итого:


68

14


8 класс Содержание курса

Тема 1. Географическое пространство России (10 ч.).

Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Государственная граница России. Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Понятие о часовых поясах и часовых зонах. Линия перемены дат.
Формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы: Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Крашенинников. Районирование. Географический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России. 

Работа с контурной картой:


Обозначение на контурной карте государственной границы России; государств, с которыми граничит Россия (с указанием их столиц).


Обозначение на контурной карте субъектов РФ с административными центрами.


Практическая работа 1 «Сравнительная характеристика географического положения России с другими странами мира (Канада, США, Китай)».


Практическая работа 2 «Определение разницы во времени на карте часовых поясов».


Практическая работа 3 – учимся с «Полярной звездой» - устанавливаем межпредметные связи: география – история – обществознание».

Тема 2. Население России (14 ч.).

Численность населения России. Воспроизводство населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства. Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.
«Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России.
Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.
Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия — многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.
Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения.
Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду. Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.

Практическая работа 4 «Анализ графика рождаемости и смертности России».

Практическая работа 5 – учимся с «Полярной звездой» - сравниваем половозрастные пирамиды регионов России.

Практическая работа 6 – учимся с «Полярной звездой» - создание электронной презентации».

Практическая работа 7 – учимся с «Полярной звездой» - готовимся к дискуссии на тему «Рост Москвы – это хорошо или плохо?»

Тема 3. Природа России (27 ч.).

История развития земной коры. Геологическое летоисчисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта.
Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории. Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия. Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых. Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта.
Климат России. Понятие «солнечная радиация». Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года.
Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон.
Влияние на климат России ее географического положения. Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта.
Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России. Климат своего региона. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет климатических условий в жилищном строительстве.
Россия — морская держава. Особенности Российских морей. Принадлежность морей к бассейнам океанов — Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого. Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное значение морей. Экологические проблемы морей.
Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод. Водоемы Московской области.
Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России. Болота. Распространение болот. Верховые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды. Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного края. Ледники. Значение ледников. Охрана водных ресурсов России
Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути России. Морские порты.
Почва — особое природное тело. Отличие почвы от горной породы. Строение почвы. Механический состав и структура почвы.
Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное использование почв. Защита почвы от эрозии. Почвы Московской области.

Растительный и животный мир: особенности растительного и животного мира России. Экологическая ситуация в России. Экологическая безопасность России. Природно-территориальные комплексы России и факторы их формирования.

Работа с контурной картой:

Обозначение на контурной карте основных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России.

Обозначение на контурной карте крупных рек и озер России.

Практическая работа 8 «Описание рельефа территории по карте».


Практическая работа 9 – учимся с «Полярной звездой» - систематизируем информацию о полезных ископаемых.


Практическая работа 10 – учимся с «Полярной звездой» - оцениваем климатические условия России на основе различных источников информации.


Практическая работа 11 «Описание одного из Российских морей по типовому плану».


Практическая работа 12 «Описание Российских рек с использованием тематических карт, выявление возможностей хозяйственного использования».


Практическая работа 13 – учимся с «Полярной звездой» - изучаем опасные гидрологические природные явления.

Практическая работа 14 – учимся с «Полярной звездой» - анализируем проблему «Как обеспечить экологическую безопасность России».

Творческое задание: Разработка маршрута речной «кругосветки» по водным путям России.


Тема 4. Природно-хозяйственные зоны и районы (14 ч.).


Зональность в природе и жизни людей. Понятия «природная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства.

Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического положения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения.
Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава. Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России.
Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи — главный сельскохозяйственный район страны.
Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жителей полупустынь. Оазис.
Субтропики. Особенности климата. Высотная поясность. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Горный каркас России – Урал и горы Южной Сибири. Особенности жизни и хозяйства в горах. Районы многолетней мерзлоты – Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Экзотика России – Северный Кавказ, Крым и Дальний Восток


Работа с контурной картой:

Обозначение на контурной карте природных зон России.


Практическая работа 15 – учимся с «Полярной звездой» - изучаем проблему «Есть ли страны холоднее, чем Россия?».



Практическая работа 16 – учимся с «Полярной звездой» - «Природные зоны для жизни и

деятельности людей (сравниваем, моделируем, выбираем)».


Практическая работа 11: «Описание природно-хозяйственной зоны Московской области».


Тема 5. Родной край (2 ч.).


Особенности географического положения Московской области; соседние субъекты. Природные условия и природные ресурсы, их хозяйственное использование. Особо охраняемые природные и культурные объекты. Проблемы региона.


Практическая работа 17 – учимся с «Полярной звездой» - изучаем свой край подготовка рефератов и проектов.


Повторение (1 ч.)

Повторение и обобщение курса.


Учебно - тематический план



Тема

Количество часов

всего

практические работы

Географическое пространство России.

10

3

Население России.

14

4

Природа России.

27

7

Природно-хозяйственные зоны и районы.

14

2

Родной край.

2

1

6.

Повторение

1

0


Всего:

68

17










9 класс

Содержание курса

68 часов (2 часа в неделю)

Раздел 1. Хозяйство России (22 ч.).

Развитие хозяйства. Понятия: индекс человеческого развития (ИЧР), отрасль, отрасли хозяйства, территориальная структура хозяйства, секторы экономики, факторы размещения производства, цикл Кондратьева.

Особенности экономики России. Уровень экономического развития стран: развитые страны, развивающиеся страны. Россия – страна с переходной экономикой. Роль исторического фактора в развитии хозяйства России. Развитие экономики России сегодня.

Топливно-энергетический комплекс. Состав топливно-энергетического комплекса (топливная промышленность, электроэнергетика). Отрасли топливной промышленности: угольная, нефтяная, газовая, торфяная, сланцевая, урановая. Понятие о топливно-энергетическом балансе. Угольная промышленность. Факторы размещения отрасли. Главные угольные бассейны страны: Кузнецкий (Кузбасс), Канско-Ачинский, Печорский, Тунгусский, Ленский, Южно-Якутский, Иркутский (Черемховский), Донецкий, Зырянский, Нижнезейский. Перспективы развития угольной промышленности.

Нефтяная промышленность. Место нефти в современном мире. Особенности нефтяной промышленности в России. Главные районы нефтедобычи страны (Западная Сибирь, Волго-Уральский район, Восточная Сибирь). Основные районы нефтепереработки страны. Крупнейшие нефтепроводы и их направления.

Газовая промышленность. Преимущества природного газа. Особенности газовой промышленности в России. Крупнейшие месторождения газа. Важнейшие центры переработки газа. Газопроводы и их направления. Перспективы газовой промышленности в России.

Электроэнергетика. Электроэнергетика – фундамент всей экономики страны. Выработка электроэнергии по странам мира, место России. Типы электростанций (ГЭС, ТЭС, АЭС, ГТЭС, приливные, ветровые, солнечные). Размещение электростанций. Перспективы энергопотребления в России.

Металлургический комплекс. Металлургический комплекс - один из базовых отраслей промышленности. Состав металлургического комплекса (черная металлургия, цветная металлургия). Особенности металлургического комплекса.

Черная металлургия. Стадии металлургического производства (добыча, обогащение руды, получение первичного металла – чугуна, выплавка стали и сплавов, производство проката). Типы металлургических предприятий: комбинат, передельная металлургия, производство ферросплавов, малая металлургия, бездоменная металлургия. Особенности размещения черной металлургии в России. Крупные районы металлургического производства.

Цветная металлургия. Особенности размещения предприятий цветной металлургии. Районы добычи и производства: никель-кобальтовых , алюминиевых, медных, свинцово-цинковых руд.

Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Гео графия важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды

Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.


Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство: география основных отраслей. Определение по картам и эколого климатическим показателям основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.


Сфера услуг (инфраструктурный комплекс). Состав, место и значение в хозяйстве. Транспорт и связь. Состав, место, значение в хозяйстве. География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи, крупней шие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды. География науки. Состав, место и значение в хозяйстве, основные районы, центры, города науки. Социальная сфера: географические различия в уровне развития и качестве жизни населения.

Практическая работа 1 - Учимся с «Полярной звездой» - проект «Что мы оставим потомкам».

Практическая работа 2 – учимся с «Полярной звездой» – работа с источниками информации (АПК и его проблемы).

Практическая работа 3 – учимся с «Полярной звездой» - изучаем сферу услуг своего района.

Раздел 2. Регионы России (44 ч.).


Тема 1. Центральная Россия (7 ч.)

Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки. Центральная Россия — историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России.
Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности. Волго-Вятский район. Своеобразие района.
Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.
Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.


Практическая работа 4 – учимся с «Полярной звездой» - работа с текстом.



Тема 2. Европейский Северо-Запад (5 ч.).

Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Отрасли специализации.
Население. Традиции и быт населения. Древние города Северо-Запада. Новгород, Псков.
Санкт-Петербург. Особенности планировки. Промышленность, наука, культура. Туризм. Крупнейшие порты. Экологические проблемы города.
Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.

 Практическая работа 5 «Составление картосхемы экономических связей Северо-Западной и Центральной России».



Тема 3. Европейский Север (4 ч.).

Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Архангельск, Мурманск, Вологда. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Специализация района. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.

Практическая работа 6 «Оценка природно-ресурсного потенциала района на основе тематических карт».

Практическая работа 7 – учимся с «Полярной звездой» - географическая исследовательская практика (составляем карту).



Тема 4. Европейский Юг (5 ч.).

Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям. Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск. Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации района. Рекреационная зона. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.

Практическая работа 8 – учимся с «Полярной звездой» - разрабатываем проект («Развитие рекреации на Северном Кавказе»).

Тема 5. Поволжье (4 ч.).

Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга — главная хозяйственная ось района. Освоение территории и население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры. Хозяйственное развитие района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.

Практическая работа 9 - учимся с «Полярной звездой» - географическая исследовательская практика - подготовка к дискуссии «Экологические проблемы Поволжья».

Тема 6. Урал (7 ч).

Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Этапы освоения территории и развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала. Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Крупные города Урала: Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Нижний Тагил, Уфа, Челябинск. Урал — экологически неблагополучный район. Источники загрязнения окружающей среды. Проблемы и перспективы развития Урала.

Практическая работа 10 «Оценка природных ресурсов Урала».

Практическая работа № 11 «Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала».

Практическая работа 12 - учимся с «Полярной звездой» - географическая исследовательская практика - анализ «Специфика проблем Урала».


Тема 7. Сибирь (5 ч.).

Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота.
Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы Севера. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйство. Отрасли специализации. Западная Сибирь — главная топливная база России. Заболоченность территории — одна из проблем района. Особенности АПК. Золотые горы Алтая — объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Новосибирск, Омск, Томск. Проблемы и перспективы развития. Восточная Сибирь. Оценка природных условий и ресурсов для жизни населения. Крупнейшие реки. Заповедник «Столбы». Байкал — объект Всемирного природного наследия. Норильский промышленный район. Постиндустриальная Восточная Сибирь. Крупные города: Иркутск, Красноярск, Норильск. Проблемы и перспективы развития района.

Практическая работа 13 – учимся с «Полярной звездой» - разрабатываем проект «Путешествие по Транссибирской железной дороге».

Тема 8. Дальний Восток (7 ч.).

Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы.
Этапы развития территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока.
Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока. Дальний Восток — далекая периферия или «тихоокеанский фасад» России? Внешние связи региона.

Практическая работа 14 «Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияние на хозяйство региона».

Практическая работа 15 - учимся с «Полярной звездой» - разработка проекта «Развитие Дальнего Востока в первой половине 21 века».



Заключение (1 ч.).

Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами. Сфера влияния России. Геополитическое и экономическое влияние.

Повторение (1 ч.)


Учебно-тематический план.


Тема

Количество часов

всего

практические работы

Хозяйство России.

22

3

Регионы России.

44:

12:

Центральная Россия.

7

1

Европейский Северо-Запад.

5

1

Европейский Север.

4

2

6.

Европейский Юг.

5

1

7.

Поволжье.

4

1

8.

Урал.

7

3

9.

Сибирь

5

1

10.

Дальний Восток.

7

2

11.

Заключение.

1


12.

Повторение.

1



Всего:

68

15

















Поурочное планирование география 7 класс

п\п

Раздел /Темы


Кол-во часов

Дата проведения

Домашнее задание




план

фактич


Источники географической информации ( 3 ч)


1

Как вы будете изучать географию в 7 классе.

1

6.09



2

Учимся с «Полярной звездой» (1) .Фотоизображения как источник географической информации.

1

7.09



3

Географические карты.

1

13.09




Население Земли (4 ч)


4

Народы, языки и религии.

1

14.09



5

Города и сельские поселения.

1

20.09



6

Учимся с «Полярной звездой». (2)
Практическая работа №1 Составление характеристики стран мира.

1

21.09



7

Страны мира. Обобщение по теме «Население Земли».
Практическая работа №2 Выявление особенностей современной хозяйственной деятельности в мире.

1

27.09



Природа Земли (12 ч)

8

Развитие земной коры.

1

28.09



9

Земная кора на карте.
Практическая работа № 3 «Выявление взаимосвязи между строением земной
коры и рельефом»

1

4.10



10

Природные ресурсы земной коры.

1

5.10



11

Температура воздуха на разных широтах.

1

11.10



12

Давление воздуха и осадки на разных широтах.

1

12.10



13

Общая циркуляция атмосферы.

1

18.10



14

Климатические пояса и области Земли.

1

19.10



15

Океанические течения.
Практическая работа № 4 «Описание течения Мирового океана» (по выбору)

1

25.11



16

Реки и озёра Земли.

1

26.11



17

Учимся с «Полярной звездой (3) Поиск географической информации в Интернете.

1

8.11



18

Растительный и животный мир Земли.
Практическая работа №5 «Сопоставительный анализ карт климатических поясов и природных зон мира».

1

9.11



19

Почвы как особое природное образование.

1

15.11




Природные комплексы и регионы ( 5 ч)


20

Природные зоны Земли.
Практическая работа № 6.«Описание природных зон по карте»

1

16.11



21

Океаны Земли. Тихий и Северный Ледовитый океаны. (1)

1

22.11



22

Океаны Земли. Атлантический и Индийский океаны. (2)
.Практическая работа №7 «Составление комплексной характеристики океана»

1

23.11



23

Материки как крупные природные Земли.
Практическая работа №8 «Сравнение географического положения материков»

1

29.11



24

Деление Земли и мира на части.

1

30.11




Материки и страны( 34 ч)



25

Африка: образ материка.

1

6.12



26

Африка в мире.

1

7.12



27

Путешествие по Африке. (1)

1

13.12



28

Путешествие по Африке.(2)
Практическая работа №9 «Описание климатических условий материка по

климатограммам».

1

14.12



29

Египет .Памятники Всемирного культурного наследия.

1

20.12



30

Учимся с «Полярной звездой» (4) . Разработка проекта «Создание национального парка в Танзании»

1

21.12



31

Австралия: образ материка.

1

27.12



32

Австралия: путешествие. Практическая работа № 10 Разработка туристического маршрута по Австралии.

1

28.12



33

Антарктида : образ материка.

1

10.01



34

Южная Америка: образ материка. (1)

1

11.01



35

Южная Америка: образ материка. (2) Особенности климата и внутренних вод.

1

17.01



36

Латинская Америка в мире.

1

18.01



37

Южная Америка: путешествие. (1)

1

24.01



38

Южная Америка: путешествие. (2)

Практическая работа № 11 «Выявление влияния природных условий и ресурсов на развитие хозяйственной деятельности в различных природных районах Южной Америки»

1

25.01



39

Бразилия.

1

31.01



40

Северная Америка: образ материка.

1

6.02



41

Англо-Саксонская Америка.

1

7.02



42

Северная Америка: путешествие. (1)

1

13.02



43

Северная Америка: путешествие. (2)

1

14.02



44

Соединённые Штаты Америки. Практическая работа № 12.

Составление по географическим картам и другим источникам информации характеристики США

1

20.02



45

Евразия: образ материк (1)

1

21.02



46

Особенности климата Евразии.

1

27.02



47

Европа в мире.

1

28.02



48

Европа: путешествие. (1)

1

29.02



49

Европа: путешествие. (2) Практическая работа №13 Характеристика природных зон на маршруте путешествия на основе различных источников информации.

1

6.03



50

Германия.

1

7.03



51

Франция.

1

13.03



52

Великобритания.

1

14.03



53

Азия в мире.

1

20.03



54

Азия: путешествие. (1)

1

21.03



55

Азия: путешествие. (2)

1

3.04



56

Китай.

1

4.04



57

Индия..

1

10.04



58

Учимся с «Полярной звездой».
Практическая работа №14 . Составление комплексного описания страны
материка Евразия(по выбору)Проект «Традиции и обычаи народов мира»

1

11.04



Повторение -12 часов


59

Население Земли.

1

17.04



60

Природа Земли.

1

18.04



61

Природа Земли.

1

24.04



62

Природные комплексы и регионы.

1

25.04



63

Природные комплексы и регионы.

1

2.05



64

Материки и страны Африка.

1

3.05



65

Материки и страны Австралия.

1

8.05



66

Материки и страны Антарктида.

1

10.05



67

Материки и страны Южная Америка.

1

15.05



68

Материки и страны Северная Америка.

1

16.05



69

Материки и страны Евразия.

1

22.05



70

Материки и страны Евразия.

1

23.05




Итого

70








Лист внесения изменений


Дата


Содержание


Обоснование




















Приложение 2 к рабочей программе


Календарно-тематическое планирование

8 класс 68 ч. (2 часа в неделю)

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Домашнее задание





Тема 1. Географическое пространство России.

10

по плану


по факту






1.

Мы и наша страна на карте мира.

Повторение темы «Европа».

1

4.09






2.

Наши границы и наши соседи. Повторение темы «Азия».

1

7.09






3.

Практическая работа 1 «Сравнительная характеристика географического положения России и Канады».

Повторение темы «Традиции и обычаи народов мира».

1

11.09






4.

Наша страна на карте часовых поясов.

Повторение темы «Глобальные проблемы человечества».

1

14.09






5.

Практическая работа 2 «Определение разницы во времени на карте часовых поясов».

1

18.09






6.

Формирование территории России

1

21.09






7.

Районирование России.

1

25.09






8.

Практическая работа 3 – учимся с «Полярной звездой» - устанавливаем межпредметные связи: география – история – обществознание

1

28.09






9.

Наше национальное богатство и наследие.

1

2.10






10.

Обобщающий урок по теме «Географическое пространство России».

1

5.10






Тема 2. Население России 14часов




11.

Численность населения.

1

9.10






12.

Воспроизводство населения.

1

12.10






13.

Практическая работа 4 «Анализ графика рождаемости и смертности России».

1

16.10






14.

Наш «демографический портрет».

1

19.10






15.

Практическая работа 5 – учимся с «Полярной звездой» - сравниваем половозрастные пирамиды регионов России.

1

23.10






16.

Мозаика народов.

1

26.10






17.

Размещение населения.

1

9.11






18.

Города и сельские поселения. Урбанизация.

1

13.11






19.

Практическая работа 6 – учимся с «Полярной звездой» - создание электронной презентации».

1

16.11






20.

Миграции населения.

1

20.11






21.

Практическая работа 7 – учимся с «Полярной звездой» - готовимся к дискуссии на тему «Рост Москвы – это хорошо или плохо?»

1

23.11






22.

Россияне на рынке труда.

1

27.11






23.

Население Московской области.

1

30.11






24.

Обобщение по теме «Население России».

1







Тема 3. Природа России.27




25.

История развития земной коры.

1

4.12






26.

Рельеф: тектоническая основа.

1

7.12






27.

Практическая работа 8 «Описание рельефа территории по карте».

1

11.12






28.

Рельеф: скульптура поверхности.

1

14.12






29.

Учимся с «Полярной звездой» - строим профиль.

1

18.12






30.

Ресурсы земной коры.

1

21.12






31.

Практическая работа 9 – учимся с «Полярной звездой» - систематизируем информацию о полезных ископаемых.

1

25.12






32.

Солнечная радиация.

1

28.12






33.

Атмосферная циркуляция.

1

11.01






34.

Зима и лето в нашей стране.

1

15.01






35.

Практическая работа 10 – учимся с «Полярной звездой» - оцениваем климатические условия России на основе различных источников информации.

1

18.01






36.

Как мы живем и работаем в нашем климате.

1

11.01






37.

Климат Республики Башкортостан

1

22.01






38.

Наши моря. Практическая работа 11 «Описание одного из Российских морей по типовому плану».

1

25.01






39.

Наши реки.

1

29.01






40.

Практическая работа 12 «Описание Российских рек с использованием тематических карт, выявление возможностей хозяйственного использования».

1

1.02






41.

Где спрятана вода.

1

5.02






42.

Водные дороги и перекрестки.

1

8.02






43.

Водоемы Республики Башкортостан и их хозяйственное использование.

1

12.02








44.

Практическая работа 13 – учимся с «Полярной звездой» - изучаем опасные гидрологические природные явления.

1

15.02






45.

Почва – особое природное тело.

1

19.02






46.

Растительный и животный мир.

1

22.02






47.

Экологическая ситуация в России.

1

26.02






48.

Экологическая безопасность России.

1

29.02






49.

Практическая работа 14 – учимся с «Полярной звездой» - анализируем проблему «Как обеспечить экологическую безопасность России».

1

4.03






50.

Природно-территориальные комплексы России.

1

7.03






51.

Обобщение по теме «Природа России».

1

11.03






Тема 4. Природно-хозяйственные зоны и районы.14




52.

Северные безлесные зоны.

1

14.03






53.

Практическая работа 15 – учимся с «Полярной звездой» - изучаем проблему «Есть ли страны холоднее, чем Россия?».

1

18.03






54.

Лесные зоны.

1

21.03






55.

Степи и лесостепи.

1

1.04






56.

Природные зоны Республики Башкортостан

1

4.04






57.

Южные безлесные зоны.

1

8.04






58.

Субтропики. Высотная поясность в горах.

1

11.04






59.

Практическая работа 16 – учимся с «Полярной звездой» - «Природные зоны для жизни и деятельности людей (сравниваем, моделируем, выбираем)».

1

15.04






60.

Великие равнины России – Восточно-Европейская и Западно-Сибирская.

1

18.04






61.

Горный каркас России – Урал и горы Южной Сибири.

1

22.04






62.

Регионы многолетней мерзлоты – Восточная и Северо-Восточная Сибирь.

1

25.04






63.

Экзотика России – Северный Кавказ, Крым и Дальний Восток.

1

29.04






64.

Особо охраняемые природные территории России.

1

2.05






65.

Обобщение по теме «Природно-хозяйственные зоны и районы».

1

6.05







Тема 4. Родной край 2




66.

Практическая работа 17 – учимся с «Полярной звездой» - изучаем свой край.

1

13.05






67.

Защита рефератов и проектов.

1

16.05







Повторение

1

20.05






68.

Повторение и обобщение курса.

1

23.05






















Поурочное планирование 9 класса



Тема урока

Кол-во часов

Дата

Домашнее задание

по плану

по факту



Раздел 1. Хозяйство России 22

1.

Развитие хозяйства. Повторение темы «Численность, воспроизводство и состав населения России».

1

6.09



2.

Особенности экономики России. Повторение темы «Миграции».

1

7.09



3.

Практическая работа 1 - Учимся с «Полярной звездой» - проект «Что мы оставим потомкам». Повторение темы «Рынок труда».

1

13.09



4.

Топливно-энергетический комплекс. Повторение темы «Этнический и религиозный состав населения России».

1

14.09



5.

Угольная промышленность.

1

20.09



6.

Нефтяная промышленность.

1

21.09



7.

Газовая промышленность.

1

27.09



8.

Электроэнергетика.

1

28.09



9.

Металлургический комплекс.

1

4.10



10.

Черная металлургия.

1

5.10



11.

Черная металлургия (2).

1

11.10



12.

Машиностроение.

1

12.10



13.

Химическая промышленность.

1

18.10



14.

Лесопромышленный комплекс.

1

19.10



15.

Сельское хозяйство. Растениеводство.

1

25.10



16.

Сельское хозяйство. Животноводство.

1

26.10



17.

Практическая работа 2 – учимся с «Полярной звездой» – работа с источниками информации (АПК и его проблемы).

1

4.11



18.

Транспортная инфраструктура (1).

1

8.11



19.

Транспортная инфраструктура (2).

1

9.11



20.

Социальная инфраструктура.

1

15.11



21.

Практическая работа 3 – учимся с «Полярной звездой» - изучаем сферу услуг своего района.

1

16.11



22.

Информационная инфраструктура.

1

22.11




Раздел 2. Регионы России.


Тема 1. Центральная Россия

7


23.

Пространство Центральной России.

1

23.11



24.

Центральная Россия: освоение территории и население.

1

29.11



25.

Центральная Россия: хозяйство (1).

1

30.11



26.

Центральная Россия: хозяйство (2).

1

6.12



27.

Практическая работа 4 – учимся с «Полярной звездой» - работа с текстом.

1

7.12



28.

Москва – столица России.

1

13.12



29.

Подмосковье.

1

14.12



Тема 2. Европейский Северо-Запад 5

30.

Пространство Северо-Запада.

1

20.12



31.

Северо-Запад: «окно в Европу».

1

21.12.



32.

Северо-Запад: хозяйство.

1

27.12



33.

Санкт-Петербург - культурная столица России.

1

28.12



34.

Практическая работа 5 «Составление картосхемы экономических связей Северо-Западной и Центральной России».

1

10.01




Тема 3. Европейский Север 4


35.

Пространство Европейского Севера.

Практическая работа 6 «Оценка природно-ресурсного потенциала района на основе тематических карт».

1

11.01



36.

Европейский Север: освоение территории, население.

1

17.01



37.

Европейский Север: хозяйство и проблемы.

1

18.01



38.

Практическая работа 7 – учимся с «Полярной звездой» - географическая исследовательская практика (составляем карту).

1

24.01



Тема 4. Европейский Юг 5

39.

Пространство Европейского Юга.

1

25.01



40.

Европейский Юг: население.

1

31.01



41.

Европейский Юг: освоение территории и хозяйство.

1

1.02



42.

Практическая работа 8 – учимся с «Полярной звездой» - разрабатываем проект («Развитие рекреации на Северном Кавказе»).

1

7.02



43.

Обобщение по теме «Европейская Россия».

1

8.02



Тема 5. Поволжье. 4

44.

Пространство Поволжья.

1

14.02



45.

Поволжье: освоение территории и население.

1

15.02



46.

Поволжье: хозяйство и проблемы.

1

21.02



47.

Практическая работа 9 - учимся с «Полярной звездой» - географическая исследовательская практика - подготовка к дискуссии «Экологические проблемы Поволжья».

1

22.02



Тема 6. Урал.7


48.

Пространство Урала.

1

28.02



49.

Практическая работа 10 «Оценка природных ресурсов Урала».

1

29.02



50-51.

Урал: население и города. Народы Урала.

1

6.03



52.

Урал: освоение территории и хозяйство.

1

7.03



53.

Практическая работа № 11 «Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала»

1

13.03



54.

Практическая работа 12 - учимся с «Полярной звездой» - географическая исследовательская практика - анализ «Специфика проблем Урала».

1

14.03



Тема 7. Сибирь. 5

55.

Пространство Сибири.

1

20.03



56.

Сибирь: освоение территории, население и хозяйство.

1

21.03



57.

Западная Сибирь.

1

3.04



58.

Восточная Сибирь.

1

4.04



59.

Практическая работа 13 – учимся с «Полярной звездой» - разрабатываем проект «Путешествие по Транссибирской железной дороге».

1

10.04



Тема 8. Дальний Восток. 7

60.

Пространство Дальнего Востока.

1

11.04



61.

Практическая работа 14: «Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияние на хозяйство региона»

1

17.04



62.

Дальний Восток: освоение территории и население (1).

1

18.04



63.

Дальний Восток: освоение территории и население (2).

1

24.04



64-65

Дальний Восток: хозяйство и перспективы.

1

25.04, 2.05



66.

Практическая работа 15 - учимся с «Полярной звездой» - разработка проекта «Развитие Дальнего Востока в первой половине 21 века».

1

8.05



Заключение

1

67.

Россия в мире

1

15.05



Повторение.

1

68.

Повторение и обобщение пройденного материала.

1

16.05











Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса пред­усматривает использование УМК (учебно-методических комп­лектов) линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева с 5 по 9 классы:

5-6 класс

  1. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.). М.: Просвещение, 2019. – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда)

  2. В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 5—6 классы (рабочая тетрадь)

  3. В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 5—6 клас­сы (пособие для учителя)

  4. Е.Е.Гусева. География. «Конструктор» текущего контроля. 5-6 класс (пособие для учителя)

  5. Атлас 5-6 класс

7 класс

  1. География. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.). М.: Просвещение, 2017. – (Полярная звезда)

  2. В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 7 класс (рабо­чая тетрадь)

  3. В.В. Николина. География. Поурочные разра­ботки. 7 класс (пособие для учителя)

  4. Е.Е.Гусева. География. «Конструктор» текущего контроля. 7 класс (пособие для учителя)

  5. Атлас 7 класс

8 класс

  1. География. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.). М.: Просвещение, 2019. – (Полярная звезда)

  2. В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 8 класс (рабо­чая тетрадь)

  3. В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 8 класс (пособие для учителя)

  4. Е.Е.Гусева. География. «Конструктор» текущего контроля. 8 класс (пособие для учителя)

  5. Атлас 8 класс

9 класс

  1. География. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев и др.). М.: Просвещение, 2019. – (Полярная звезда)

  2. В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 9 класс (рабо­чая тетрадь)

  3. В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 9 класс (пособие для учителя)

  4. Е.Е.Гусева. География. «Конструктор» текущего контроля. 9 класс (пособие для учителя)

  5. Атлас 9 класс

  6. География. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия «Полярная звезда». 5—11 классы. / (А.И. Алексеев и др.). М.: Просвещение, 2019.

Материально-техническое обеспечение:


- Компьютер.

-Мультимедиа - проектор.

- Комплект карт.

- Комплект портретов знаменитых географов и путешественников.

- Медиатека.

- Географическая литература.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!