СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Физика. 9 класс"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Физика. 9 класс"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ишненская средняя общеобразовательная школа

Ростовского муниципального района

Ярославской области



РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА

на заседании МО учителей Зам.директора по УВР Директор

естественно-математического цикла ______________ МОУ Ишненская СОШ

Протокол № 1 от 30.08.2022 г. (Пелевина Т. З.) _________ Клюева Н.В.

Руководитель МО: ____________ Приказ № 305

(Дзык Т.Р.) от 31.08.2022 г.

Рабочая программа учебного предмета

«Физика» для 9 класса

базовый уровень ООО (3 часа в неделю, 102 часа за год)



Учителя физики высшей кв. категории

Хомченко Оксаны Владимировны




2022-2023 уч.г.

Пояснительная записка

Статус программы

Рабочая программа по физике для 9 класса основной школы составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021).

  • ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, изм. от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.; 11 декабря 2020 г);

  • Концепция преподавания предмета Физика (распоряжением Министерства просвещения. Российской Федерации протокол от 3 декабря 2019 г. № ПК-4вн);

  • Примерные программы по учебным предметам «Физика», «Астрономия» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 31 января 2018 года № 2/18);

  • Авторская программа (А.В. Пёрышкин, Н.В.Филонович, Е.М.Гутник, «Рабочие программы. Физика 7-9 классы», - М.: Дрофа, 2015);

  • ООП ООО МОУ Ишненская СОШ (утв. приказом директора № 15а о/д от 15.01.21 г);

  • Учебный план МОУ Ишненская СОШ на 2022-2023 учебный год (Приказ № 307 от 31.08.2022 г.);

  • Календарный учебный график МОУ Ишненская СОШ на 2022-2023 учебный год (Приказ № 308 от 31.08.2022 г.);

  • Положение о рабочей программе по ФГО ООО (утв. приказом директора № 243 от 27.08.21 г);

  • Методическое письмо ГОАУ ИРО «О преподавании учебных предметов «Физика», «Астрономия» в образовательных организациях Ярославской области в 2022/2023 уч. г.».


Цели изучения физики в основной школе:

  • развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

  • понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

  • формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

  • на выработку компетенций:

общеобразовательных:

  • умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

  • умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

  • умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

предметно-ориентированных:

  • понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества:

  • осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

  • развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.;

  • овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

  • применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки.


Общая характеристика учебного предмета

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и творчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Общая характеристика учебного предмета

Так как физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии, астрономии, школьный курс физики является системообразующим для всех естественно-научных предметов.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Цели и задачи

Цели, на достижение которых направлено изучение физики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями и компетенциями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.

Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёбу, познания, коммуникацию, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизни. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определённой суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения физике:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убеждённости в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

На основании требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в содержании рабочей учебной программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, и деятельностный подходы, определяющие задачи обучения:

  • приобретение физических знаний и умений;

  • овладение обобщёнными способами мыслительной, творческой деятельности;

  • освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания курса физики в основной школе определяются спецификой физики как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного и субъективного, поэтому в качестве ценностных ориентиров физического образования выступают объекты, изучаемые в курсе физики, к которым у учащихся формируется ценностное отношение.

При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как предмет физика входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения физики, проявляются:

  • в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

  • в ценности физических методов исследования живой и неживой природы;

  • в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса физики могут рассматриваться как формирование:

  • уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;

  • понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;

  • потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;

  • сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:

  • правильного использования физической терминологии и символики;

  • потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

  • способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения физики в 9 классе, из расчёта 3 часа в неделю. Количество часов по рабочей программе – 102 (34 учебные недели) согласно школьному учебному плану на 2022-2023 учебный год с учетом времени на прохождение ГИА. Количество контрольных работ оставлено без изменений. Количество и темы лабораторных работ изменены в соответствии с письмом Департамента образования Ярославской области «О примерных основных образовательных программах» № 1031/01-10 от 11.06.2015 г.

В рабочую учебную программу включены элементы учебной информации по темам и классам, перечень демонстраций и фронтальных лабораторных работ, необходимых для формирования умений, указанных в требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы.

В 2022-2023 учебном году в 9 классе предусмотрено использование заданий курса «Естественнонаучная грамотность». Естественнонаучная грамотность (ЕНГ) отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук. Поставлена цель проведения систематического мониторинга формирования ЕНГ, как одного из важнейших видов функциональной грамотности, который должен способствовать повышению уровня ЕНГ российских школьников, а значит, и будущего взрослого населения страны.

Учебно-методический комплекс

Для реализации программы выбран учебно-методический комплекс (далее УМК), который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию и обеспечивающий обучение курсу физики, в соответствии с ФГОС, включающий в себя:

    1. Учебник «Физика. 9 класс». Перышкин А.В. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2-е издание - М.: Дрофа, 2019

    2. Методическое пособие для учителя: Физика. 7-9 классы. Тематическое планирование А.В.Перышкин. –М.: Просвещение, 2013

    3. Физика. 9 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.Пёрышкина «Физика. 9 класс» / Е.М.Гутник, Е.В.Рыбакова. – М.: Дрофа, 2002. - 96 с.

    4. Физика. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.В.Пёрышкина «Физика. 9 класс»/авт.-сост. В.А.Шевцов. – Волгоград: Учитель, 2005. – 303 с.

    5. Поурочные разработки по физике. К учебнику А.В.Пёрышкина «Физика. 9 класс» / С.Е.Полянский. – М.: «ВАКО», 2004. – 240с.


сборниками текстовых и тестовых заданий для контроля знаний и умений:


  • Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И.Лукашик, Е.В.Иванова. – М.: Просвещение,2005. – 224 с.

  • Сборник задач по физике 7-9 кл. А.В. Перышкин; сост. Н.В.Филонович.-М.: АСТ: Астрель; Владимир ВКТ, 2011

  • Контрольные и проверочные работы по физике. 7-11 кл.: Метод.пособие / О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, В.А.Орлов. - М.: Дрофа, 2000.-192 с.

  • О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов. «Физика. Тесты». 7-9 классы. – М.: Дрофа, 2002.


Приемы, методы, технологии

В основе развития универсальных учебных действий в основной школе лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность учащихся признается основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими учащимися в процессе познавательной деятельности.

В соответствии с данными особенностями предполагается использование следующих педагогических технологий: проблемного обучения, развивающего обучения, концентрированного обучения, игровых технологий, а также использование методов проектов, индивидуальных и групповых форм работы.

При проведении уроков используются также интерактивные методы, а именно: работа в группах, учебный диалог, объяснение-провокация, лекция-дискуссия, учебная дискуссия, семинар, игровое моделирование, защита проекта, совместный проект, организационно-деятельностные игры, деловые игры; традиционные методы: лекция, рассказ, объяснение, беседа.

Контроль знаний, умений, навыков проводится в форме контрольных работ, выполнения тестов, физических диктантов, зачётов, самостоятельных работ, лабораторных работ, опытов, практикумов, экспериментальных задач.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

• использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

• формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

• овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

• приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

• владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Планируемые результаты обучения к концу освоения программы по физике основного общего образования:

Личностные

  • сформированностьпознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать свою точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные

  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

  • развитие творческого мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.


Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)

В связи с реализацией в рамках приоритетного национального проекта «Образование» региональных проектов «Цифровая образовательная среда» и «Современная школа» в календарно-тематическое планирование включена графа «Цифровые образовательные ресурсы» (ЦОР), которые используются при реализации программы с целью обогащения образовательного процесса, повышения учебной мотивации детей.


Реализация воспитания в ходе обучения физике.

Огромная роль в воспитании и формировании человека принадлежит физике – науке об окружающем мире. Чтобы найти пути решения проблем, нужно хорошо представлять, как устроен наш мир, знать основные фундаментальные физические законы, уметь их анализировать, интерпретировать, применять, уметь прогнозировать развитие ситуации и находить пути решения. В ходе урока физики можно выделить следующие воспитательные аспекты: нравственный, патриотический, эстетический, личностный, здоровье сберегающий, экологический.

  1. Нравственное воспитание на уроке физики способствует формированию сознания связи с обществом, осознанию практической значимости того или иного открытия, осознанию значимости этого открытия на пути цивилизации человеческого общества, воспитанию уважения к ученым и их труду, формированию устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям.

  2. Патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач образовательного процесса. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, уважения к её достижениям и истории. Прошлое народа, страны изучает наука история. Однако поговорить со школьниками о некоторых страницах истории нашей Родины можно и на уроках физики. Урок физики - не просто урок, на котором нужно учить законы природы, формулы, физические величины, решать задачи. Урок физики – урок, на котором пробуждается чувство уважения к своей стране, своему народу через уважение к российским и советским ученым, их открытиям, возникает чувство сопричастности к истории и традициям своей страны.

  3. Эстетическое воспитание – это формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. Физика – наука о природе.

  4. Во время процесса обучения, происходит формирование личности ученика, его мировоззрения, воспитание его личностных качеств. Так, например, при выполнении лабораторной работы во время групповой работы воспитывается чувство ответственности за выполнение задания, учащиеся привыкают помогать друг другу, что способствует развитию чувства коллективизма. Очень полезной формой работы может быть составление ментальных карт, что способствует развитию умения логично строить свои знания, обобщать и систематизировать изученный материал раздела физики. При решении спорных моментов обучающиеся учатся слушать друг друга и выражать свою точку зрения, воспитывается умение уважительно относиться к оппонентам. С точки зрения личностного воспитания в ходе уроков формируются такие качества как настойчивость, трудолюбие, целеустремленность, любознательность, активность, а так же усваиваются общепринятые нормы поведения – вежливость, выдержанность, дисциплина и такт.

  5. Воспитательный аспект здоровьесбережения направлен научить организации жизни детей в условиях государственного учреждения средством соблюдения режимных моментов, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье, научить вести себя в экстремальных ситуациях, оказывать помощь пострадавшим. На уроках физики появляется необходимость соблюдения правил техники безопасности и при выполнении лабораторных работ, и при проведении демонстрационных экспериментов. При изучении электрических явлений отмечаем на уроках физики характеристики электрического тока безопасные для человека и значения, представляющие опасность здоровью и жизни человека. Такой подход способствует и охране здоровья, и укреплению здоровья, и воспитанию культуры здорового образа жизни учеников.

  6. Экологическое воспитание учить любить окружающую нас природу, видеть красоту и неповторимость родного края; разъяснять необходимость соблюдения правил пребывания на природе и ответственности за их несоблюдение.


Философская формула урока физики – восхождение от конкретных фактов к явлениям, от явлений ­ к жизненным закономерностям.

 Школьный курс физики – то системообразующий для естественно­научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат 

в основе содержания курсов химии, биологии, географиии астрономии.

 Обосновать научное, философское и методологическое значение учебного материала и показать его важность; раскрыть ценностные аспекты физики как науки;  проанализировать ценности самой жизни и проблемы самореализации личности человека на примерах творчества выдающихся учёных-физиков –  это основные направления  воспитательной деятельности учителя физики по приобщению учащихся к ценностям научного познания. В педагогической деятельности воспитательный потенциал физики реализуется через исторический  подход, который позволяет раскрыть  содержание физики, как составной части Мировой общечеловеческой культуры, а так же показать учащимся общие закономерности и принципы научного познания. 

Обращение к истории физики – важнейший путь реализации воспитательного потенциала уроков физики,  раскрытия человеческого

 смысла науки о Природе, так как историзм формирует научное мировоззрение, развивает интерес к науке, способствует повышению качества знаний, помогает нравственно  воспитывать учащихся, совершенствует методику преподавания физики. 







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ФИЗИКА-9


Тема главы, раздела

Содержание темы

Всего часов

Из них

Лабораторные работы и опыты

(тема)

Контрольные и диагностические работы

(тема)

1

Законы взаимодействия и движения тел.

Материальная точка. Система отсчёта.

Траектория, путь и перемещение. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Графики зависимости пути и скорости от времени.

Относительность механического движения. Явление инерции. I закон Ньютона.II закон Ньютона. III закон Ньютона. Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других планетах. Равномерное движение по окружности. ИСЗ. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Ракеты. Закон сохранения механической энергии.

39

Лаб. опыт №1 «Изучение зависимости пути от времени при равномерном движении».

Лаб. опыт №2 «Изучение зависимости пути от времени при равноускоренном движении».

Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

Лаб. опыт № 3 «Сложение сил, направленных под углом».

Лаб. опыт № 4 «Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения».

Лабо­раторная работа №2«Измерение ускорения свободного падения».


Входной контроль за курс физики 8 класса.







КР № 1 «Основы кинематики»







КР № 2 «Основы динамики»

2

Механические колебания и волны. Звук.

Свободные и вынужденные механические колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательное движение. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников. Превращение энергии при колебаниях. Резонанс. Распространение колебаний в упругой среде. Механические волны. Длина волны. Скорость распространения волн. Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука. Распространение звука. Скорость звука. Отражение звука. Эхо.

16

Лаб. опыт № 5 «Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза».

Лабо­раторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины».


КР № 3 «Механические колебания и волны. Звук»

3

Электромагнитное поле.

Магнитное поле и его графическое изображение. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Обнаружение магнитного поля. Сила Ампера. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле Электромагнитные волны и их свойства. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитные колебания. Свет – электромагнитная волна. Преломление света. Дисперсия света. Испускание и поглощение света атомами. Линейчатые спектры.

22

Лаб. опыт № 6 «Изучение действия магнитного поля на проводник с током».

Лабо­раторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

Лаб. опыт № 7 «Изучение принципа действия трансформатора».

Лаб. опыт № 8 «Наблюдение явления дисперсии света».

Лабо­раторная работа № 5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания».

КР №4 «Электромагнитное поле»

4

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.

Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Строение атома. Опыты Резерфорда. Радиоактивные превращения атомных ядер. Ядерные реакции. Методы регистрации ядерных излучений. Строение атомного ядра. Открытие протона и нейтрона. Зарядовое и массовое числа. Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Атомная энергетика. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Термоядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд.

17

Лабо­раторная работа № 6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

Лабо­раторная работа № 7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков».

Лабо­раторная работа № 8 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром».

Лабо­раторная работа № 9 «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона».

КР №5 «Строение атома и атомного ядра»

5

Строение и эволюция Вселенной.

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Фи­зическая природа небесных тел Солнечной системы. Проис­хождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.

5



6

Повторение


3


КР №6 «Итоговая контрольная работа»


Всего


102

ЛР 9 + ЛО 8

6











ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ФИЗИКА-9,

в том числе с учетом рабочей программы воспитания

с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Тема главы, раздела

Всего часов

Реализация воспитательного потенциала уроков

ЦОР

1

Законы взаимодействия и движения тел.

39

Аналитическая работа с текстом учебника и доп.ресурсов о роли физики в жизни общества, о познании природы с целью развития техники и воспитания всесторонне развитой личности. Развитие у обучающихся точной, рациональной и информативной речи. Ясное, точное, грамотное выражение учащимся своей точки зрения в устных и письменных текстах при ответе на тот или иной вопрос.

Понимание преимущества командной и индивидуальной работы, умение самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи.

Подбор интересных по содержанию задач и заданий, а также другого учебного материала специальным образом позволяет осуществлять и нравственное, и экономическое, и экологическое   воспитание, и применение знаний в конкретной жизненной ситуации.

Информация об экологической обстановке в нашем районе и мире, а также знакомство учащихся с современными методами изучения и охраны природы и научно обоснованными способами уменьшения вредного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу способствуют экологическому и здоровьесберегающему воспитанию.

Через историю физики (памятные даты, знаменательные исторические события в науке) и биографии ученых, которые внесли свой вклад в развитие науки и техники, происходит формирование научного мировоззрения, патриотическое и интернациональное воспитание  учащихся, профессиональная ориентация учащихся. 

«ЯКласс» https://www.yaklass.ru/Account/Login

«Российская электронная школа», раздел 11

https://resh.edu.ru/subject/28/

«Инфоурок» https://iu.ru/video-lessons?predmet=fizika&klass=9_klass&stranitsa=2

2

Механические колебания и волны. Звук.

16

Интернет-урок

https://home-school.interneturok.ru

«ЯКласс» https://www.yaklass.ru/

«Российская электронная школа», раздел 12

https://resh.edu.ru/subject/28/

3

Электромагнитное поле.

22

«ЯКласс» https://www.yaklass.ru/

«Российская электронная школа», раздел 18

https://resh.edu.ru/subject/28/

«Инфоурок» https://iu.ru/video-lessons?predmet=fizika&klass=9_klass&stranitsa=2

4

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.

17

«Инфоурок» https://iu.ru/video-lessons?predmet=fizika&klass=9_klass&stranitsa=2

Интернет-урок

https://home-school.interneturok.ru

«ЯКласс» https://www.yaklass.ru/

Российская электронная школа», раздел 13

https://resh.edu.ru/subject/28/

5

Строение и эволюция Вселенной.

5

«ЯКласс» https://www.yaklass.ru/Account/Login

«Российская электронная школа», раздел 21

https://resh.edu.ru/subject/28/

6

Повторение

3

Интернет-урок

https://home-school.interneturok.ru


Всего

102


Поурочное планирование уЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ФИЗИКА-9

Дата

Тема урока

Эксперимент,демонстрации,

ТСО

Домашнее задание

ЦОР

(Видео-уроки и задания)

ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ, 39 часов

1/1


Вводный инструктаж по ТБ.

Механическое движение. Материальная точка. Система отсчёта.

Примеры механического движения: человека, игрушечной машинки.ПК

§1, вопросы; упр.1 (у), Р-№3-6 (у), Р-№7 (п)

РЭШ, Физика 8 класс, урок 27:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3127/start/

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/6eb23164-cede-4464-90c6-9d53ac3c78e5

2/2


Траектория, путь и перемещение. Определение координаты движущегося тела.

ПК

§2-3,вопросы; упр.2 (у),упр.3№2(п),Р-№13,15(п),подг.квх/к

РЭШ, Физика 8 класс, урок 27:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3127/start/

3/3


Входной контроль за курс физики 8 класса.

Решение задач по теме: «Нахождение проекции векторов».


§2-3, повт.; Р-№16, 17 (п).

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/bd62466b-4e20-4170-b1fb-05313c4a408e

Задание на ЯКлассе

4/4


Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

ЛО № 1 «Изучение зависимости пути от времени при равномерном движении».

Примеры прямолинейного движения (эскалатор, автомобиль).

ПК

§4, вопросы; упр.4 №1(у), 2(п).

РЭШ, Физика 10 класс, урок 2:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6287/start/

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/0e2a1cff-7661-4b4b-befc-67aab3e43928

5/5


Графики равномерного прямолинейного движения

ПК

повт.§4;Р-№23,24(п).

РЭШ, Физика 8 класс, урок 27:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3127/start/

6/6


Решение задач по теме: «Равномерное прямолинейное движение»


§4, повт.; Р-№21, 25(п).

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/25c5bdae-9ade-4b2b-8d6d-3cbf76ff6288

Задание на ЯКлассе

7/7


Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

Примеры равноускоренного движения (скатывание шарика по желобу, движение автомобиля с ускорением).ПК

§5, вопросы; упр.5 №1(у), 2,3 (п).

РЭШ, Физика 10 класс, урок 3:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3721/start/


8/8


Скорость при прямолинейном равноускоренном движении.

Вычисление скорости каретки при спуске по наклонной плоскости (цифровая лаборатория учащихся).ПК.

§6, вопросы; упр.6 №1, 2(п).

РЭШ, Физика 8 класс, урок 28:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3128/start/


9/9


Графики зависимости скорости и ускорения от времени равноускоренного прямолинейного движения.

Построение графиков при помощи ЦЛУ. ПК.

§6, вопросы; упр.6 № 4,5(п).

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/ad57969d-18b6-4604-885a-5979e4c2ef8e

10/10


Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

ЛО № 2 «Изучение зависимости пути от времени при равноускоренном движении».

Изучение зависимости пути от времени при помощи ЦЛУ.ПК.

§7, вопросы; упр.7 № 1,2 (п).

РЭШ, Физика 8 класс, урок 29:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2977/start/

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/d349661c-bff1-4b43-8035-d1f6bcaa2cfe

11/11


Графики зависимости пути и перемещения при равноускоренном движении.

Построение графиков при помощи ЦЛУ.ПК.

§7, повт; Р-№ 69, 78 (п).

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/fddf353e-25bb-476e-8734-6ce93186741f

12/12


Решение задач по теме: «Расчет ускорения, скорости, пути при равноускоренном движении».


§8,упр. 8 №1(п);повт. §5-7; подг. к ЛР №1

РЭШ, Физика 8 класс, урок 30:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3129/start/

13/13


ЛР №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

Оборудование: прибор для изучения движения тел, штатив с муфтой и лапкой, ЦЛУ.

повт.§5-8,Р-№55,62(п)

Задание на ЯКлассе

14/14


Относительность механического движения.

Решение задач по теме: «Равноускоренное движение».

ПК.

§9,вопросы; упр.9(у); Р-№50, 56,70(п)

РЭШ, Физика 10 класс, урок 6:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6286/start/


15/15


Обобщение и систематизация знаний по теме: «Основы кинематики».


повт.§1-9,записи в тетр.

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/fe96b03b-ea0e-4aa0-8aed-9d5edf6a0909

Задание на ЯКлассе

16/16


Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики».


17/17


Анализ результатов КР. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

Равнозамедленное движение тележки с металлическими шариками, проявление инерции, сравнение масс тел.ПК.

§10, вопросы; упр.10 (у), Р-№112-119 (у).

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/9a159783-6f1b-4cf4-97ce-b2baeacb9ff0

18/18


Второй закон Ньютона.

Полет воздушного шарика разной массы, движение тележки с грузом под действием силы.

ПК.

§11, вопросы; упр.11 №1,2,4 (п), 5,6 (у).

РЭШ, Физика 8 класс, урок 31:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2976/start/

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/36b6ad36-e3bf-4cc0-9dea-435a7d8b2bbf

19/19


Третий закон Ньютона.

ЛО № 3 «Сложение сил, направленных под углом».

Измерение силы при помощи сцепленных динамометров.

ПК.

§12, вопросы; упр.12 №3 (п), 1,2 (у).

РЭШ, Физика 8 класс, урок 32:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1542/start/

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/f2d4f4a7-9ca7-43e4-9ea2-99fc1eab3f78

20/20


Решение задач по теме «Законы Ньютона».


повт.§10-12,

РЭШ, Физика 10 класс, урок 7:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4717/start/

21/21


Сила упругости. Закон Гука. Сила трения.

ЛО № 4 «Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения».

Измерение силы трения и расчет коэффициента трения скольжения при помощи ЦЛУ.

ПК.

Записи в тетр. учить.

РЭШ, Физика 10 класс, урок 9:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4721/start/


22/22


Свободное падение.

Равноускоренное движение свободно падающего шарика, падение тел в трубке Ньютона, свободное падение кусочка ваты.

ПК.

§13, вопросы; упр.13 №1,2 (п).

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/80761c22-ce7d-4689-aad3-4e7c8833eb6e


23/23


Движение тела, брошенного вертикально вверх.

Невесомость тел при их свободном падении.

ПК.

§14, вопросы; упр.14(п).

РЭШ, Физика 9 класс, урок 1:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3025/start/

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/8046f2b0-755a-4bd7-bbff-b406661308b6

24/24


Решение задач по теме: «Свободное падение тел».


повт.§13-14;

Р-№214 (п).

Задание на ЯКлассе

25/25


Закон всемирного тяготения.

Взаимодействия физических дел и Земли.

ПК.

§15, вопросы; упр.15(у), Р-№171, 176, 177 (п).

РЭШ, Физика 9 класс, урок 5:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2586/start/

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/6701717d-d1cd-473f-a99a-4df725389d0d

26/26


Сила тяжести и ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

ПК.

§16, вопросы; упр.16 №1-3 (п), 4,5 (у).

РЭШ, Физика 10 класс, урок 8:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4718/start/

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/41640ee1-a520-4e69-b650-356e836500dc

27/27


Вес тела, движущегося по вертикали вверх. Невесомость и перегрузка.

ПК.

Записи учить.

РЭШ, Физика 7 класс, урок 15:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2599/start/

28/28


ЛР №2 «Измерение ускорения свободного падения»

Оборудование: прибор для изучения движения тел, штатив с муфтой и лапкой, ЦЛУ.

§13-16, повт..

Задание на ЯКлассе

29/29


Равномерное движение по окружности.

Движение точильного камня (наждак), движение шара на нити по окружности.

ПК.

§17-18, вопросы; упр.17 (у), упр.18 №1 (п).

РЭШ, Физика 9 класс, урок 4:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1530/start/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3711/start/47122/

30/30


Решение задач по теме: «Движение по окружности».


§17-18, повт.; Р-№ 297 (п).

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/cdcd9cd7-ba30-4e1c-8545-54ab4612405f

31/31


Движение искусственных спутников Земли.

Обращение Луны вокруг Земли, движение искусственных спутников вокруг Земли.

ПК.

§19, вопросы; упр.19 (п).

РЭШ, Физика 9 класс, уроки 6 и 7:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3022/start/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3023/start/

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/23c976df-5b86-4e5d-9629-2fdfc83c7809

32/32


Импульс. Закон сохранения импульса.

Движение двух металлических шаров на нити, прямолинейное движение шаров навстречу друг другу.

ПК.

§20, вопросы; упр.20 № 2,4 (п), 3 (у).

РЭШ, Физика 10 класс, урок 11:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5895/start/

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/a1ba3a48-d309-43c3-8bc4-8b6740a015cd

33/33


Решение задач по теме: «Импульс».


§20, повт.


Задание на ЯКлассе

34/34


Решение задач по теме: «Закон сохранения импульса».


§20, повт.


РЭШ, Физика 8 класс, урок 32:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1542/start/

35/35


Реактивное движение. Ракеты.

Сегнерово колесо, полёт воздушного шарика, модель ракеты.

ПК.

§21, вопросы; упр.21 №1,2 (п), 3 (у).

РЭШ, Физика 10 класс, урок 12:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4719/start/

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/f554295f-12cd-477b-a2d5-70aaa8f78c88

36/36


Закон сохранения механической энергии.

Маятник Ньютона, свободное падение шарика, колебания пружины на подвесе. ЦЛУ.

ПК.

§22, вопросы; упр.22 №2 (п).

РЭШ, Физика 10 класс, урок 13:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6290/start/

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/7c2f6438-3ae6-46f2-886a-1984dbdcdee8

37/37


Решение задач по теме: «Закон сохранения энергии».


§22, повт., упр.22 № 3 (п).

Задание на ЯКлассе

38/38


Обобщение и систематизация знаний по теме: «Основы динамики».


§10-22 повт.

РЭШ, Физика 8 класс, урок 33:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2975/start/

39/39


Контрольная работа №2 по теме «Основы динамики».


МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК, 16 часов.

40/1


Анализ результатов КР. Колебательное движение. Свободные колебания. Маятник.

Колебания тел на нити, на резиновом шнуре, колебания струны, линейки.

ПК.

§23, вопросы; упр.23 (у), Р- № 430 (у).

РЭШ, Физика 9 класс, урок 9:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3020/start/

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/70195f83-503c-4a65-894d-563568e781e9

41/2


Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Гармонические колебания.

Колебания различных маятников, гармонические колебания нитяного маятника.

ПК.

§24-25, вопросы; упр.24 № 1 (у), 3,6 (п), Р-№ 429 (п).

РЭШ, Физика 9 класс, урок 10:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3019/start/

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/0f26745e-4b2c-4d6c-96c9-db6bb3c22764

42/3


Решение задач по теме: «Гармонические колебания».


§23-25, повт.; упр.24 № 2,4,5 (п).

Задание на ЯКлассе

43/4


Математический маятник. Пружинный маятник. Формула периода колебаний математического и пружинного маятников.

ЛО № 5 «Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза».

Колебания математического и пружинного маятников.

ПК.

§23-25 повт..

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/bfe74fd8-8200-41ea-9931-5038a80db789

44/5


Решение задач на применение формул периода пружинного и математического маятников.


§23-25 повт..

Задание на ЯКлассе

45/6


ЛР №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины».


§23-25 повт..


46/7


Превращение энергии при колебательном движении. Вынужденные колебания. Резонанс.

Колебания пружинного маятника. ЦЛУ.

ПК.

§26-27, вопросы; упр.25 №1 (п), 2-4 (у), упр.26 (у).

РЭШ, Физика 9 класс, урок 11:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3018/start/

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/f29892e8-df16-4be7-86ac-0ef28705d1ea

https://iu.ru/video-lessons/10f9f888-15db-4804-b476-982a40eb7e98

47/8


Повторительно-обобщающий урок по теме: «Механические колебания».

ПК.

§26-27 повт.; Р-№415 (п).

Задание на ЯКлассе

48/9


Распространение колебаний в упругой среде. Волны.

Возникновение волны в пружине, в шнуре. Модель движения поперечных и продольных волн.

ПК.

§28, вопросы.

РЭШ, Физика 9 класс, урок 12:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3017/start/

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/c0bc8a57-bf73-4f8e-b1e0-ad6841680a5b

https://iu.ru/video-lessons/d81c3da9-7916-4ace-8c4a-ea6613836370

49/10


Длина волны. Скорость распространения волн.

Образование продольной волны в трубе при периодическом сжатии и разрежении воздуха поршнем.

ПК.

§29, вопросы; упр.27(п).

50/11


Источники звука. Звуковые колебания.

Струна, металлическая линейка, камертон, колонки.

ПК.

§30, вопросы; упр.28 (у), Р- № 439, 440 (п).

РЭШ, Физика 9 класс, урок 14:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2585/start/

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/eaabb954-dff5-4d98-9bc8-86a86e1664d6

51/12


Высота и тембр звука. Громкость звука.

Мужской и женский голоса, звуки музыкальных инструментов.

ПК.

§31, вопросы; упр.29 (у).

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3015/start/

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/d416e6ac-a5be-46c1-95a9-b3295d67466c

52/13


Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.

Звонок (будильник, телефон) в вакууме.

ПК.

§32-33, вопросы; упр.30 №3,4,6(п), 1,2,5 (у).

РЭШ, Физика 9 класс, уроки 15 и 17:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3016/start/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3014/start/

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/ec1028b7-61be-4e20-a623-3bb079a273de

https://iu.ru/video-lessons/dd7672d2-83ab-40c2-8482-4c9913a1b84f

53/14


Решение задач по теме: «Колебания и волны».


§23-33 повт..

РЭШ, Физика 9 класс, урок 18:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3013/start/


54/15


Повторительно-обобщающий урок по теме: «Колебания и волны».


§23-33 повт..

Задание на ЯКлассе

55/16


Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания и волны. Звук».


ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ, 22 часа


56/1


Анализ результатов КР. Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.

Дуговой и полосовой постоянные магниты, катушка, соленоид, проводник с током, железные опилки.ПК.

§34, вопросы; упр.31 №1,2 (у), 3 (п), Л-№1463-1464 (п).

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/1d0aa3ac-be4d-4be3-8556-fa0c961651b7

57/2


Магнитное поле тока. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

Проводник с током, буравчик, соленоид.

ПК.

§35, вопросы; упр.32 (п).

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/da91673e-af13-4e28-8af3-1f25be0c274f

58/3


Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера и сила Лоренца.

ЛО № 6«Изучение действия магнитного поля на проводник с током».

Проводник с током, дуговой магнит.

ПК.

§36, вопросы; упр.33 (п).

РЭШ, Физика11 класс, урок 3:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3806/start/

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/7112fb93-6132-4119-9585-1ce107a5278e

59/4


Электроизмерительные приборы. Решение задач по теме: «Сила Ампера и сила Лоренца».


§34-36 повт..

РЭШ, Физика11 класс, урок 4:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5902/start/

60/5


Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

Постоянные магниты, весы, железные гвоздики, замкнутый контур с током.

ПК.

§37-38, вопросы; упр.34 №1 (п), упр.35 (п).

РЭШ, Физика 9 класс, уроки 19 и 20:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3012/start/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3132/start/

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/3d74dbe6-089b-4ca6-95e0-d29345f87f1d

https://iu.ru/video-lessons/1d81b9db-cb53-41bf-8f5d-64e30d5117a9

61/6


Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея.

Источник тока, катушка, гальванометр, постоянный магнит, замкнутый контур.ПК.

§39, вопросы; упр.36 (п).

РЭШ, Физика 9 класс, урок 21:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3011/start/

62/7


Решение задач по теме: «Электромагнитная индукция».



§37-39 повт..

Задание на ЯКлассе

63/8


ЛР №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

Оборудование: миллиамперметр, катушка-моток, магнит, источник тока, катушка с сердечником, реостат, ключ, соединительные провода, модель генератора эл. тока.

§37-39 повт..

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/17424638-7aa9-4a14-8839-70275d4cf720


64/9


Направление индукционного тока. Правило Ленца.

Постоянный магнит, сплошное металлическое кольцо.

ПК.

§40, вопросы; упр.37 (п).

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/2e7f65db-f92f-4f33-bd9f-f2c6d5d92202

65/10


Явление самоиндукции.

Электромагнит, источник тока, лампочки, реостат.

ПК.

§41, вопросы; упр.38 (п).

РЭШ, Физика 11 класс, урок 6:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5905/start/

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/c3b5efc3-6122-4f45-8714-50224ab668af

66/11


Получение и передача переменного тока. Трансформатор.

ЛО № 7 «Изучение принципа действия трансформатора».

Модель генератора тока, трансформатора.

ПК.

§42, вопросы; упр.39 (п).

РЭШ, Физика11 класс, урок 8 и Физика 9, урок 22:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4909/start/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3009/start/

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/4319763e-af2b-40ef-a387-778effe247a2

67/12


Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

Шкала электромагнитных излучений.

ПК.

§43-44, вопросы; упр.40 (у), упр.41 (п).

РЭШ, Физика 9 класс, уроки 23 и 24:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3010/start/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3008/start/

68/13


Напряженность электрического поля. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

Модель конденсатора.

ПК.

записи в тетрадях, задание на РЭШ

РЭШ, Физика 10 класс, урок 28:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3753/start/

69/14


Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

Установка для получения свободных электромагнитных колебаний.

ПК.

§45, вопросы; упр.42 (п).

РЭШ, Физика 9 класс, урок 25:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2584/start/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5903/start/

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/2f032701-7984-4962-8638-eb618ed30ced

70/15


Принципы радиосвязи и телевидения.

Блок-схема процесса радиосвязи.

ПК.

§46, вопросы; упр.43 (п).

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/270db0ed-2f8d-4377-822e-2fb2fadcd6a7

71/16


Свет – электромагнитная волна. Преломление света.

Источник света, лазерный луч, призма.

ПК.

§47-48, вопросы; упр.44 №1 (у), 2,3 (п).

РЭШ, Физика 9 класс, уроки 29 и 38:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3005/start/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2998/start/

72/17


Дисперсия света. Квантовый характер поглощения и испускания света атомами. Линейчатые спектры.

ЛО № 8 «Наблюдение явления дисперсии света».

Разложение монохроматического света при помощи призмы, зеркало, двухтрубный спектроскоп.

ПК.

§49-51, вопросы.

РЭШ, Физика 9 класс, урок 34:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3000/start/

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/c27a80cf-3bf6-4b50-991a-079c0479c01d

73/18


ЛР № 5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания».

Оборудование: проекционный аппарат, раздвижная щель, набор спектральных трубок с источником питания, спектроскоп.

§46-51 повт..

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/8499c2da-3948-485c-8739-5df13ff72317

https://iu.ru/video-lessons/6cb2243e-2e29-4945-909b-656e45f0b4cd

74/19


Интерференция света. Дифракция света.

ПК.

§46-51 повт..

РЭШ, Физика 9 класс, уроки 36 и 37:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2999/start/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2582/start/

75/20


Решение задач по теме: «Электромагнитное поле».


повтор. правила "правой" и "левой" рук, задания-рисунки в тетради

РЭШ, Физика 9 класс, уроки 13 и 39:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3174/start/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2581/start/

76/21


Повторительно-обобщающий урок по теме: «Электромагнитное поле».


§34-51 повт..

Задание на ЯКлассе

77/22


Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле».


СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР, 17 часов


78/1


Анализ результатов КР. Радиоактивность. Опыты Резерфорда.

Схема установки Резерфорда по изучению строения атома.

ПК.

§52, вопросы.

РЭШ, Физика 9 класс, урок 43:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2990/start/

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/ae91c7f4-bcfc-4a48-aba6-0922d716239c

79/2


Радиоактивные превращения атомных ядер. Альфа-, бета - и гамма-излучения. Ядерные реакции.

Схемы распадов атомных ядер.

ПК.

§53, вопросы; упр.46 №2,4,5 (п).

РЭШ, Физика 9 класс, урок 44:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1544/start/

80/3


Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц.

Счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера.

ПК.

§54, вопросы.

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/037907bb-c083-401c-8afd-28783936f049

81/4


ЛР №6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

Оборудование: фотография треков заряженных частиц из камеры Вильсона, пузырьковой камеры и фотоэмульсии.

§52-54 повт..

Задание на ЯКлассе

82/5


Строение атома. Открытие протона и нейтрона

Фотографии треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона.

ПК.

§55, вопросы; упр.47 (у).

РЭШ, Физика 9 класс, урок 40:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2997/start/

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/f18cb706-9914-4797-8e95-05f7c22e9206

83/6


Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные силы.

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

ПК.

§56, вопросы; упр.48 №1-3 (п), 5,6 (у).

РЭШ, Физика 9 класс, урок 44:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1544/start/


84/7


Энергия связи. Дефект масс.

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.ПК.

§57, вопросы.

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/cd9d5ddc-b699-462d-aedf-017390f9e9b7


85/8


Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции.

Схема процесса деления ядер урана.ПК.

§58, вопросы.

86/9


ЛР № 7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков».

Оборудование: фотография треков заряженных частиц.

§58 повт..

Задание на ЯКлассе

87/10


Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию.

Схема устройства ядерного реактора на медленных нейтронах.

ПК.

§59, вопросы.

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/f53e0e4b-c78a-4a2c-be29-2c390af9db72

88/11


Атомная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

ПК.

§60, вопросы; сообщения.


89/12


Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

ПК.

§61, вопросы.

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/1cd80837-db78-4424-b2fa-aeb0e425392d

90/13


ЛР № 8 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром».

ПК.

§61 повт..


91/14


ЛР № 9 «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона».

Оборудование: дозиметр «Сосна», бытовой пылесос, ватный диск, решетка.ПК.

§61 повт..

Задание на ЯКлассе

92/15


Термоядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд.

ПК.

§62, вопросы.

РЭШ, Физика 9 класс, урок 45:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2994/start/

93/16


Обобщение и систематизация знаний по теме: «Строение атома и атомного ядра».


§52-62 повт..


94/17


Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра».


СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ, 5 часов

95/1


Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.

Модель Солнечной системы. ПК.

§63-64, вопросы.

РЭШ, Физика 9 класс, урок 50:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2991/start/

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/4c5583ea-ae20-48bc-a205-14274902e926

96/2


Проис­хождение Солнечной системы.

ПК.

§65, вопросы.

РЭШ, Физика 9 класс, урок 47:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2993/start/

97/3


Физическая природа Солнца и звезд.

ПК.

§66, вопросы.

РЭШ, Физика 9 класс, урок 48:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2580/start/

98/4


Строение Вселенной. Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.

ПК.

§67, вопросы.

РЭШ, Физика 9 класс, урок 46:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1545/start/

99/5


Гипотеза Большого взрыва.

ПК.

§67, вопросы.

РЭШ, Физика 9 класс, урок 49:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2992/start/

Инфоурок:

https://iu.ru/video-lessons/d7930d62-73a4-4690-85a5-dfe5ab3e875b

ПОВТОРЕНИЕ, 3 часа

100/1


Повторение и систематизация материала за курс физики основной школы.

Записи в тетрадях, подг. к итоговой КР


101/2


Итоговая контрольная работа


102/3


Повторительно-обобщающий урок по курсу Физика – 9.



В результате изучения курса физики в основной школе

Выпускник научится:

  • соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

  • понимать роль эксперимента в получении научной информации, смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;

  • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.

  • проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.

  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

  • проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;

  • анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

  • понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

  • использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.


Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;

  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;

  • самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;

  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!