Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
| УТВЕРЖДЕНО приказом № 77/1 от 30 августа 2019 г. |
Рабочая программа
учебного предмета «Физическая культура»
для обучающихся с ЗПР в соответствии с ФК ГОС
для 9 б, в класса
Составитель:
Шелягина Ирина Александровна
учитель физической культуры
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2019 год
Рабочая программа по физической культуре для 9 класса разработана в соответствии с:
Базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида, утвержденным приказом Министерства образования от 10.04.2002 г. №29/2065- П;
Адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития в соответствии с ФК ГОС МОУ «СОШ №9»;
Авторской программой « Физическая культура в 1-11 классах» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2012);
Для реализации учебной программы используется учебник Лях В.И. «Физическая культура». 8-9 классы. [Просвещение], 2015.
В соответствии с учебным планом образовательной организации на изучение физической культуры в 9-м специальном (коррекционном) классе VII вида отводится 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения физической культуры на базовом уровне ученик должен: знать/понимать
влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
правила и способы планирования систем индивидуальных занятий физическими упражнениями различной целевой направленности
уметь
выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;
подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа
жизни.
Содержание учебного предмета
Легкая атлетика (36 часов)
Инструктаж по ТБ и охране труда. Приёмы самоконтроля.
Строевые упражнения, перестроения, рапорт.
Специальные беговые и прыжковые упражнения.
Низкий старт (до 30м) Бег с ускорением (до 70-80м).
Низкий старт (до 30м) Бег с ускорением (до 70-80м). Эстафетный бег.
Бег на результат 60 м. Специальные беговые упражнения.
Прыжок в длину способом «согнув ноги». Подбора разбега. Прыжок с 11-13 шагов.
Прыжок с 11-13 шагов разбега. Приземление. ОРУ в движении.
Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» на результат.
Метание малого мяча с места на дальность.
Метание малого мяча с разбега на дальность
Метание малого мяча с разбега на результат.
Бег в равномерном темпе. Бег 1000м. ОРУ.
Бег в равномерном темпе. Бег 1500м. ОРУ.
Бег на результат 2000(д) 3000(м). ОРУ.
Прыжок в высоту способом «перешагивание» Подбор разбега с 11-13 шагов.
Прыжок в высоту способом «перешагивание». Переход через планку. Приземление.
Прыжок в высоту способом «перешагивание» на результат.
Низкий старт (до 30м). стартовый разгон.
Бег в равномерном темпе 800м. ОРУ.
Бег 60м на результат.
Бег 500м. на результат.
Бег в равномерном темпе 1500м
Челночный бег 8х10м. ОРУ с предметами.
Челночный бег 10х10м. Специальные беговые упражнения.
Прыжки через скакалку.
Круговая эстафета. Передача эстафетной палочки.
Встречная эстафета. Передача эстафетной палочки.
Прыжок через скакалку на результат.
Подтягивание на перекладине (м). Вис на перекладине (д).
Поднимание туловища из положения лежа на спине.
Эстафета. Передача эстафетной палочки.
Круговая эстафета. Встречная эстафета.
Сдача норм ГТО История и значение ГТО
Сдача норм ГТО. Здоровый образ жизни.
Сдача норм ГТО. Режим дня.
Спортивные игры (33 часа)
Инструктаж по ТБ и охране труда. Волейбол. Правила игры. Стойки и передвижения игрока
Передача волейбольного мяча сверху двумя руками в прыжке в парах и над собой. Прием мяча снизу двумя раками в парах. Эстафеты с мячами.
Стойки и передвижения игрока. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах и тройках через зону, через сетку. Нижняя прямая подача мяча.
Прием мяча снизу двумя руками в парах через зону и через сетку. Нижняя прямая подача мяча.
Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах и тройках через зону, через сетку. Нижняя прямая подача мяча.
Стойки и передвижения игрока. Прием мяча над собой во встречных колоннах. Нижняя прямая подача. Учебная игра.
Прием мяча сверху и снизу во встречных колоннах. Нижняя прямая подача. Учебная игра.
Прием и передача мяча в парах и тройках. Нижняя прямая подача. Учебная игра.
Прием и передача мяча через зону и через сетку. Нижняя прямая подача Учебная игра.
Эстафета с мячами. Учебная игра.
Упражнения с мячом в парах и тройкам, во встречных колоннах Учебная игра.
Нижняя прямая подача мяча. Прием мяча. Разыгрывание мяча в три касания.
Стойки и передвижения игрока. Комбинации из освоенных элементов. Нижняя прямая подача мяча.
Комбинации из освоенных элементов. Тактика свободного нападения. Учебная игра.
Комбинации из освоенных элементов. Учебная игра.
Нападающий удар. Прием и передача мяча. Учебная игра.
Прием и передача мяча. Нападающий удар Учебная игра..
Тактика свободного нападения. Нападающий удар. Игра Учебная игра.
Инструктаж по ТБ и охране труда. Баскетбол. Правила игры. Стойки и передвижения игрока.
Бросок мяча от головы с места в парах. Личная защита.
Стойки и передвижения игрока. Ведение мяча в высокой стойке.
Бросок мяча двумя руками от головы в парах и тройках. Ведение мяча в средней стойке.
Передача мяча двумя руками в движении. Ведение мяча.
Передача мяча одной рукой от плеча в парах. Передача мяча в движении.
Сопротивление и перехват мяча. Ведение мяча и изменением направления.
Разыгрывание мяча. Сопротивление и перехват. Ведение мяча. Штрафной бросок.
Игра в баскетбол по упрощенным правилам 2х2, 3х3.
Бросок мяча в кольцо с 11-13 шагов разбега. Штрафной бросок. Учебная игра.
Ведение мяча с броском по кольцу. Учебная игра.
Передача мяча в парах в движении с броском по кольцу. Штрафной бросок. Учебная игра.
Учебная игра.
Эстафеты с мячами.
Учебная игра.
Гимнастика (15 часов)
Инструктаж по ТБ и охране труда. Теория. Правила выполнения упражнений, страховки и оборудование спортивного зала.
Переход с шага на мете на ходьбу в колонне. Ору на месте.
Перестроение из колонны по одному в колонну по два в движении. Выполнение подтягиваний на высокой перекладине (м) на низкой перекладине (д).
Кувырок вперед, назад, длинный кувырок в группировке. Страховка.
Стойка на лопатках. «Мост» из положения лежа и стоя.
Длинный кувырок вперед с трех шагов разбега (м).Кувырок назад в полушпагат (д).
Выполнение комбинаций из освоенных упражнений.
Лазание по канату. Захват каната. Перехват.
Лазание по канату в два, три приема.
Упражнения на гимнастическом бревне. Стойки на равновесие.
Ходьба по бревну. Разворот присев. Соскок.
Упражнения на бревне. Ходьба. Расхождение. Соскок.
Опорный прыжок ноги врозь(м), боком (д). Упражнения на гимнастической скамейке.
Опорный прыжок ноги врозь(м), боком (д).. Упражнения на гимнастической стенке.
Опорный прыжок ноги врозь(м), боком (д). Комплекс упражнений с гимнастической палкой.
Лыжная подготовка (18 часов)
Инструктаж по ТБ и охране труда . Теория. Значение занятий на свежем воздухе.
Одноопорное скольжение без палок. Теория. Значения лыжной подготовки в развитии физических качеств.
Одновременный двухшажный ход.
Спуск со склона в низкой стойке.
Спуск со склона в средней стойке.
Одновременный бесшажный ход.
Торможение плугом. Прохождение дистанции 2 км.
Торможение упором. Прохождение дистанции 3 км.
Поворот на месте махом. Прохождение дистанции 3 км. Б-У.
Коньковый ход. Спуск в высокой стойке.
Подъём в гору ёлочкой. Прохождение дистанции 2 км.
Подъём в гору скользящим шагом.
Эстафета с передачей палок.
Гонка на лыжах дистанция 2 км (Д) 3 км(М).
Спуск со склона в основной стойке. Эстафета.
Спуск поворот переступанием вправо и влево.
Торможение полуплугом. Прохождение дистанции 3 км.
Встречная эстафета с этапом до 200м. Теория. Зимние Олимпийские виды спорта.
Теория (в процессе урока)
История и значение ГТО.
Современное Олимпийское движение.
Здоровый образ жизни.
Режим дня.
Правила выполнения упражнений, страховки и оборудование спортивного зала
Гимнастика как олимпийский вид спорта
Значение занятий на свежем воздухе
Значения лыжной подготовки в развитии физических качеств.
Зимние Олимпийские виды спорта.
Правила поведения при выполнении прыжков, метания и бега.
Лёгкая атлетика как Олимпийский вид спорта.
Правила личной гигиены во время и после занятий физическими упражнениями.
Распределения учебного времени прохождения программного материала по
физической культуре для 9 б, в классов
№ п-п | Вид программного материала | Количество часов |
1. | Спортивные игры. | 36 |
2. | Лёгкая атлетика. | 33 |
3. | Гимнастика. | 15 |
4. | Лыжная подготовка. | 18 |
5. | Теория. | В процессе урока |
| Итого. | 102 |
Внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) Согласно приказа министерства образования Московской области от 26.05.2015г. №2758 при реализации Регионального базисного учебного плана необходимо использовать развитие системы повышения уровня физической подготовленности обучающихся путем внедрения Всероссийского физкультурно – спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в образовательную деятельность. Учебный план гимназии отражает особенности системы образования Московской области, соответствует требованиям, особенностям построения и деятельности системы образования Московской области. В рамках преподавания предмета физическая культура происходит развитие системы повышения уровня физической подготовленности обучающихся, внедряется Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». Цель комплекса ГТО – увеличение продолжительности жизни населения с помощью систематической физической подготовки. Задача – массовое внедрение комплекса ГТО, охват системой подготовки для всех слоѐв населения. Принципы – добровольность и доступность системы подготовки для всех слоѐв населения, медицинский контроль, учѐт местных традиций и особенностей. Содержание комплекса – нормативы ГТО и спортивных разрядов, система тестирования, рекомендации по особенностям двигательного режима для различных групп. Комплекс ГТО состоит из 11 ступеней в соответствии с возрастными группами населения от 6 до 70 лет и старше и нормативов по 3 уровням трудности, соответствующих золотому, серебряному и бронзовому знакам. Нормативно-тестирующая часть комплекса ГТО предусматривает государственные требования к уровню физической подготовленности населения, включающие: виды испытаний (обязательные и по выбору) и нормативы; требования к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта; рекомендации к недельному двигательному режиму. Обязательные испытания направлены на определение уровня развития физических качеств человека: выносливости, силы, гибкости и его скоростных возможностей. Из 11 возрастных групп комплекса ГТО на школьников рассчитаны пять. Все виды двигательной активности и почти все тесты нормативов ГТО предусматривают повышение двигательной активности. Для школьников старших классов усвоение новых физических упражнений имеет практическое значение для подготовки грядущего перехода к военной службе, спортивной или трудовой деятельности, т.к. тренировка в усвоении определѐнных движений при выполнении физических упражнений приучает школьника автоматически управлять мышцами для выполнения движений, необходимых в процессе производства или какого-либо вида спорта. При выполнении нормативов для получения знаков отличия комплекса ГТО обязательны испытания (тесты) на силу, быстроту, гибкость и выносливость. Подготовка к выполнению этих испытаний проходит на уроках физической культуры.
Распределение школьников на медицинские группы: В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем общей физической подготовленности и тренированности детей школьного возраста делят на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.
Основная медицинская группа. В нее включают детей и подростков без отклонений в состоянии здоровья (или с незначительными отклонениями), имеющих достаточную физическую подготовленность. В качестве основного учебного материала в данной группе следует использовать обязательные виды занятий (в соответствии с учебной программой) в полном объеме, а также сдачу контрольных нормативов с дифференцированной оценкой; рекомендуются дополнительные виды занятий в избранном виде спорта.
Подготовительная медицинская группа. В нее включают детей и подростков, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, а также недостаточную физическую подготовленность. В данной группе можно использовать те же обязательные виды занятий, но при условии постепенного освоения упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму. Занятия физической культурой в подготовительной группе проводятся совместно с основной группой по учебной программе; обе группы сдают установленные контрольные нормативы. При этом дети отнесенные к подготовительной медицинской группе, нуждаются в некоторых ограничениях нагрузок и постепенном освоении комплекса двигательных навыков и умений. Соответственно школьники данной группы нуждаются в дополнительных тренировочных занятиях для повышения уровня физической подготовленности. Для этого учителя физической культуры могут использовать секции общей физической подготовки, организуемые во вне учебное время, и другие формы занятий. При улучшении состояния здоровья и физического развития учащиеся, занимающиеся в подготовительной группе, по разрешению врача могут быть переведены в основную группу.
Специальная медицинская группа. В нее включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. Занятия по физической культуре со школьниками этой группы должны проводиться по специально разработанной программе в условиях обычного режима школы. Дети и подростки со значительными отклонениями в состоянии здоровья нуждаются в занятиях лечебной физической культурой (ЛФК). Учащихся специальной медицинской группы разделяют на подгруппы А и В.
Подгруппа А – школьники имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями.
Подгруппа В – школьники имеющие тяжелые необратимые изменения в деятельности органов и систем. 24 Итоговая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с учетом теоретических и практических знаний двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания. Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре учащихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены учащемуся (родителям), выставляется положительная отметка. Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия по физической культуре, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР___________/ Крючков В.М./
«27» августа 2019 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО учителей физической культуры, технологии и ОБЖ,
рекомендовано к утверждению
протокол № 1 от «27» августа 2019 г.
Руководитель ШМО _____________ / Кудрявцев В.М./
7