СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета ЭК.02. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ для специальностей 44.02.01 Дошкольное образование среднего профессионального образования

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТОАВЛЕНА ЗА 2022 ГОД

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета ЭК.02. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ для специальностей 44.02.01 Дошкольное образование среднего профессионального образования»

Министерство образования и науки Республики Башкортостан

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Кумертауский педагогический колледж





«Утверждаю» 

Директор

__________ Маркова С.В.

«_30_»_августа_2022 года



Рабочая программа

учебного предмета


ЭК.02. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ


для специальностей 44.02.01 Дошкольное образование

среднего профессионального образования



























Рабочая программа учебного предмета разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее - ФГОС СОО) с учетом Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учётом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования.



Организация - разработчик: ГБПОУ Кумертауский педагогический колледж.

Разработчик:

Кудашева Екатерина Александровна, преподаватель высшей квалификационной категории.

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии общегуманитарных, социально-экономических и математических, естественнонаучных дисциплин от «_30_» _08_ 2022 г. протокол № _1_

Председатель ПЦК ________________ Ю.А. Шишканова.

Согласовано на заседании попечительского совета ГБПОУ Кумертауский педагогический колледж от «___» ______ 2022 г. протокол № ___


























СОДЕРЖАНИЕ




стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОго предмета


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНого предмета

7

  1. условия реализации учебного предмета

10





  1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОго предмета

ЭК.02. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ



1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебного предмета является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования: программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ОПОП СПО (ППССЗ)) по специальности

44.02.01 Дошкольное образование укрупненной группы профессий и специальностей 44.00.00. Образование и педагогические науки;


Знания и умения, полученные при освоении учебной дисциплины, углубляются и расширяются в процессе изучения учебной дисциплины Основы финансовой грамотности ОГСЭ.05. (вариативная часть).

1.2. Место учебного предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебный предмет (ЭК.02.) из обязательной предметной области «Основы финансовой грамотности».

1.3. Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Освоение содержания учебного предмета

«Основы финансовой грамотности» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

В соответствии с требованиями ФГОС СОО

Уточненные и конкретизированные результаты

Личностные результаты освоения программы отражают:

1. осознания себя как участника финансовых ситуаций, требующих принятия ответственных решений;


2. личной оценки действий субъектов финансовых отношений;


3. овладения навыками анализа финансовых отношений на основе их моделирования в виде игровых ситуаций;


4. готовности пользоваться своими правами в финансовой сфере;


5. готовности использовать возможности, существующие в цифровом мире, для принятия финансовых решений.


Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы

1. Для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся при условии реализации:

способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;

2. Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата при условии реализации:

владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки; умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

3. Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра при условии реализации:

формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;

знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.

Метапредметные результаты освоения программы отражают:

1. освоение способов принятия финансовых решений в изменяющихся условиях;


2. организация сбора, обработки, анализа информации в различных формах;


3. овладение методами сравнения, обобщения, классификации, формулирования выводов, исходя из конкретной финансовой ситуации;


4. установление причинно-следственных связей, логической цепи рассуждений, доказательств при обосновании выбора варианта действий;


5. формулирование гипотезы и её обоснование по дискутируемой теме.



Метапредметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы

1. Для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся при условии реализации:

владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;

2. Для обучающихся с расстройствами аутентического спектра при условии реализации:

способность планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

овладение умением определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

овладение умением выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

овладение умением оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;

овладение умением адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;

овладение умением активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;

способность самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;

способность самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников

Предметные результаты освоения программы отражают:

Базовый уровень


1) оценивать и прогнозировать востребованность профессиональных компетенций;


2) планировать инвестиции в себя и развитие Hard skills и Soft skills.



3) различить разные типы денег, понимать сущность происходящих процессов изменения стоимости денег, определять безопасность операций;


4) формулировать личные финансовые цели, понимать основные риски; планировать личные доходы и расходы;


5) составлять план достижения финансовых целей и создания финансовой «подушки безопасности»;


6) оценивать предназначение финансовых услуг: кредитов и депозитов, платёжных карт, страховых программ и т. д.;


7) видеть типичные ошибки при использовании базовых финансовых услуг;









2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЭК.02. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ



2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

58

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

39

в том числе:


практические занятия

21

контрольные работы


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

19

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа: работа с информационными источниками, подготовка мультимедийных презентаций, семинарское занятие

19




Итоговая аттестация в форме контрольной работы































1.2 Содержание учебного предмета

ЭК.02. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

    1. Личность в мире будущего

Скорость жизни в цифровом мире. Возможные сценарии жизни. Человеческий капитал. Инвестирование в себя. Роботизация. Искусственный интеллект. Компетенции будущего. Hard skills и Soft skills.

2. Деньги в цифровом мире

Деньги. Природа цифровых денег. Стоимость денег во времени. Инфляция и дефляция. Волатильность. Банковские карты. Мобильный интернет-банк. Электронные деньги и кошельки. Телефонное мошенничество. Скимминг. Фишинг. Снифферинг.

3 . Моделирование личных финансов

Потребности и желания. Пирамида Маслоу. Первичные и вторичные потребности. Влияние рекламы. Финансовая цель. Активы и пассивы. Страхование рисков. Осознанные расходы. Источники дохода. Правила составления финансового плана. Финансовая «подушка безопасности».

  1. Инструменты сбережения и инвестирования

Маховик сбережений. Активный и пассивный доход. Вклад в банке (депозит). Простые и сложные проценты. Накопительный счёт. Гарантии государства. Система страхования вкладов. Инвестирование. Финансовые активы. Облигации. Акции. Государственные и корпоративные облигации. Производный финансовый инструмент. Опционы. Фьючерсы. Квалифицированный инвестор. Брокер. Индивидуальный инвестиционный счёт. Стратегия инвестирования. Доходность. Рыночные риски. Диверсификация инвестиционного портфеля. Принципы финансовых пирамид в цифровом мире.

5.Инструменты кредитования и заимствования

Кредит. Кредитные карты. Карты рассрочки. Автокредитование. Ипотека. Коммерческий банк. Микрофинансовые организации. Идеальный заёмщик. Кредитная история. Кредитный договор. Способы погашения кредита. Банкротство физических лиц.

6.Сотрудничество с государством

Коммуникация в цифровом мире. Идентификация. Паспорт гражданина. Персональные данные. Традиционная и биометрическая защита. Единая система идентификации и аутентификации. Связь гражданина с государством. Налоговая система. Налог на имущество. Кадастровая стоимость. Налог на доходы физических лиц. Транспортный налог. Социальная поддержка. Социальные услуги и льготы. Активный и пенсионный возраст. Пенсионная система. Страховая и накопительная части пенсии. Новая пенсионная формула. 7.Создайте свой стартап

Стартап. Идеи для стартапа. Команда для стартапа. Бизнес-план. Бизнес-идея. Маркетинговая стратегия. Финансовый план. Особенности реализации идей. Принятие решений в ситуации неопределённости.




Тематический план учебного предмета

ЭК.02. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Наименование

разделов и тем

Лекционные занятия

Практические занятия

Самостоятельная работа студентов

Итого

Введение в предмет.

2

1

-

3

Раздел I. Личность в мире будущего

2

2

2

6

Раздел II. Деньги в цифровом мире

2

2

2

6

Раздел III . Моделирование личных финансов

2

2

2

6

Раздел IV. Инструменты сбережения и инвестирования

4

4

4

12

Раздел V. Инструменты кредитования и заимствования

2

4

2

8

Раздел VI. Сотрудничество с государством

2

2

4

8

Раздел VII Создание стартапа

2

4

3

9

Итого

18

21

19

58

условия реализации УЧЕБНОго предмета

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебного предмета требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

  • многофункциональный комплекс преподавателя;
  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, исторических деятелей и др.);
  • материально-техническая база, обеспечивающая проведение всех видов практических занятий по дисциплине (карты, атласы, контурные карты), соответствующая действующим санитарным и противопожарным нормам;

  • информационно-коммуникативные средства;
  • экранно-звуковые пособия;
  • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности; библиотечный фонд;
  • посадочные места по количеству обучающихся.



3.2. Учебно-методическое, информационное обеспечение образовательной деятельности.


Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов.

Основные источники:

Для студентов

  1. URL: https://вашифинансы.рф — совместный проект Министерства финансов и Роспотребнадзора, огромная коллекция материалов по финансовой грамотности для населения России. Школьникам стоит обратить особое внимание на разделы «Детям и молодёжи о финансах» и «Финансовые калькуляторы».

  2. URL: https://fincult.info — портал о финансовой культуре, созданный Банком России. Школьникам стоит обратить особое внимание на разделы «Всё о финансах» и «Сервисы».

  3. URL: https://хочумогузнаю.рф — коллекция материалов по финансовой грамотности. Школьникам стоит обратить особое внимание на разделы «Финансовые услуги» и «Интерактив».

  4. URL: https://fingram.oc3.ru — интерактивный практикум «Понимаю финансовый договор» от компании ОС3 поможет понять свои риски перед приобретением различных финансовых услуг.

  5. URL: http://www.financialfootball.ru — онлайн-игра «Финансовый футбол» от компании VISA и Российской экономической школы.

  6. URL: http://happy-finance.ru — настольная игра по финансовой грамотности.

  7. Единая система идентификации и аутентификации. URL: https://esia.gosuslugi.ru.

  8. Пенсионный фонд РФ. URL: http://www.pfrf.ru/.

  9. Федеральная налоговая служба. URL: https://www.nalog.ru.



Для преподавателей

  1. URL: https://вашифинансы.рф — помимо разделов, указанных в списке информационно-образовательных ресурсов, учителям стоит обратить особое внимание на раздел «Библиотека».

  2. URL: https://fincult.info — помимо разделов, указанных в списке информационно-образовательных ресурсов, учителям стоит обратить особое внимание на раздел «Преподавание».

  3. URL: https://fmc.hse.ru/ — сайт Федерального методического центра Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Представлены видеолекции для учителей по финансовой грамотности, а также банк методических разработок учителей.

  4. URL: http://edu.pacc.ru — образовательные проекты по финансовой грамотности компании ПАКК. Особенно интересны материалы проектов «Финансы в кино», «Финансы и литература», «Финансы и математика».



Дополнительные источники:

  1. Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. Блискавка. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014.

  2. Шефер, Б. Мани, или Азбука денег / Б. Шефер. — М. : Попурри, 2016.

  3. Гейл, К. Начинающий инвестор. Руководство по накоплению и инвестированию для смышлёных детей / К. Гейл, Д. Хонинг. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014.

  4. Учебно-методический комплект по финансовой грамотности, разработанный в рамках Проекта Минфина России для 10—11 классов (2018).

  5. Чумаченко, В. В. Основы финансовой грамотности / В. В. Чумаченко, В. П. Горяев. — М. : Просвещение, 2020.





















3.3. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Обучение по образовательным программам среднего профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе программ подготовки специалистов среднего звена реализуемых образовательной организацией.

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организовано совместно с другими обучающимися. При этом обучение осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся. Содержание среднего профессионального образования и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются с учётом индивидуальной программы их реабилитации.

Образовательными организациями должны быть созданы специальные условия для получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Под специальными условиями для получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных методов обучения и воспитания, специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг преподавателя, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В целях доступности получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательной организацией обеспечивается:

- размещение в доступных для обучающихся местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий;

- присутствие преподавателя, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;

- выпуск альтернативных форматов печатных материалов;

- возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения.

С учетом особых потребностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья преподавателем (образовательной организацией), обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!