МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 5
р.п. Центральный Володарского муниципального района
Нижегородской области
РАССМОТРЕНО на ШМО учителей Протокол №1 от 27.08.2020 г. Руководитель ШМО ______________ В.С. Бакутина «27» августа 2020 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _____________ Д.А. Щербаков «27» августа 2020 г. | УТВЕРЖДЕНО приказом по МБОУ СШ №5 от 31.08.2020 г. № 145 в соответствии с решением педагогического совета Протокол от 28.08.2020 г. №1 Директор __________ Т.В. Круподёрова М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Адаптивная физкультура»
4 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II)
(индивидуальное обучение)
Программу составила
Круподёрова Татьяна Викторовна,
учитель индивидуального обучения
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физкультура» для обучающихся 4 класса разработана в соответствии:
- с учебным планом на 2020-2021 учебный год;
- на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) МБОУ СШ № 5 р.п. Центральный
- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы. / Под редакцией В.В.Воронковой.-М., 2013 г.
Предметная область Физическая культура входит в число обязательных предметных областей учебного плана (вариант 2), ее освоение обеспечивается в рамках учебного предмета адаптивная физическая культура. Ключевой направленностью учебного предмета адаптивная физическая культура является формирование готовности детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). Адаптивная физическая культура занимает важное место не только среди учебных предметов, но, и в жизни детей с тяжелыми комплексными нарушениями развития, поскольку обеспечивает овладение ими основными видами деятельности: игровой, учебной, социально-трудовой.
Нарушения развития детей препятствуют их полноценному нахождению и обучению в среде сверстников, эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с окружающими людьми. Они не способны в полном объёме воспринимать собственное тело, до конца осознать свои физические возможности и ограничения, полноценно использовать доступные способы передвижения, соотносить самочувствие с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью, самостоятельно контролировать двигательные навыки, координацию движений и т.п.
В связи с этим занятия по адаптивной физической культуре в 4 классе в первую очередь направлены на:
формирование учебного поведения (направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание; умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию);
формирование умения выполнять задание (в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами);
в дальнейшем на:
формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Цель обучения – повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Задачи:
Основные задачи:
1. Формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;
2. Формирование игровой деятельности, учить играть в спортивные игры, принимать участие в эстафетах;
3. Укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.
Задачи:
1. Образовательные: развитие двигательных функций (способности к самостоятельному передвижению), формирование фонда жизненно важных движений и игровой деятельности.
2. Воспитательные: общее развитие и предупреждение вторичных эмоциональных и поведенческих расстройств, преодоление страхов, воспитание настойчивости, смелости, позитивного отношения к себе и окружающим, воспитание устойчивого интереса к занятиям.
3. Коррекционно-компенсаторные: преодоление двигательных нарушений, нормализация мышечного тонуса.
4.Лечебно-оздоровительные и профилактические: сохранение здоровья, повышение физиологической активности органов и систем профилактика осложняющих расстройств (стойких вегетативно-сосудистых и соматических нарушений).
5. Развивающие: повышение толерантности к нагрузке, развитие физических способностей, расширение объема мышечно-двигательных представлений и двигательной памяти.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет охватывает область физической культуры, является неотъемлемым условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями обучающихся с ТМНР.
В процессе адаптивной физической культуры решаются образовательные, коррекционно-компенсаторные, воспитательные и лечебно-оздоровительные задачи. Это обусловлено характерологическими особенностями развития учащихся. Так как помимо основного диагноза у детей отмечаются различные сопутствующие заболевания, такие как: нарушения сердечно-сосудистой, вегетативной, эндокринной систем, нарушения зрения, ограничение речевого развития. В двигательной сфере отмечаются нарушения координации, точности и темпа движений, сенсомоторики. Нарушения опорно-двигательного аппарата (осанка), отставание в росте и т.д. Память характеризуется слабым развитием, низким уровнем запоминания, затруднением перевода в долговременную. Внимание малоустойчивое, отмечается замедленность переключения. Существенно страдают волевые процессы, дети не умеют руководить своей деятельностью. Зачастую самые простые по технике выполнения физические упражнения становятся для детей класса трудновыполнимыми из-за нарушения аналитико – синтетической деятельности, ослабленного физического развития, нарушения согласованности движений и пр. Таким образом, физическое развитие и повышение уровня двигательной активности является чрезвычайно актуальной задачей обучения и воспитания детей класса.
Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Педагог подбирает материал по степени сложности, исходя из особенностей физического развития каждого ребёнка.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Учебный предмет «Адаптивная физкультура» входит в предметную область «Физическая культура» и относится к обязательной части учебного плана. На изучение предмета «Адаптивная физкультура» в 4 классе отводится 2 часа в неделю, из которых 0,5 часа – индивидуально на дому, в неделю и 17 часов в год (34 учебные недели).
Средства, используемые для реализации программы:
физические упражнения;
коррекционные подвижные игры;
ритмопластика;
дыхательная и пальчиковая гимнастика;
упражнения для зрительного тренинга;
материально-технические средства адаптивной физической культуры:
наглядные средства обучения.
Индивидуальные формы работы на уроках.
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень подготовки и развития ребёнка.
Учебный предмет обучающиеся осваивают в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
Содержание учебного предмета
Содержание предмета адаптивная физическая культура отражено в трех разделах:
Физическая подготовка;
Оздоровительная и корригирующая гимнастика;
Коррекционные подвижные игры.
В рабочей программе представлен учебный материал, скорректированный с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями Стандарта к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.
Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала являются следующие критерии:
Проявляет интерес
к видам физкультурно-спортивной деятельности:
подвижным играм,
выполнению основных видов движений.
Умеет:
выполнять основные виды движений (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание, упражнения в равновесии);
играть в подвижные и коррекционные игры.
Различает состояния:
Управляет произвольными движениями:
статическими,
динамическими.
Проявляет двигательные способности:
общую выносливость,
быстроту,
гибкость,
координационные способности,
силовые способности.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты:
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации;
освоение доступной социальной роли (обучающегося);
развитие мотивов учебной деятельности и первичное формирование личностного смысла обучения;
развитие первичной самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Предметные результаты:
1. Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений:
освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться;
освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей;
совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости;
умение радоваться успехам.
2. Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности спортивные игры:
3. Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью:
умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.
Формирование базовых учебных действий включает следующие задачи:
Формирование учебного поведения (направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание; умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию).
Формирование умения выполнять задание (в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами).
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
Восприятие собственного тела |
1-2 | Восприятие тактильных раздражителей: плотные прикосновения рук взрослого к различным частям тела ребенка; прикосновения к частям тела ребенка материалами разной фактуры; поглаживание тела ребенка руками взрослого, руками ребенка, губкой, полотенцем и другими материалами. | 1 |
3-4 | Перевороты, кручение, лазание. | 1 |
5-6 | Развитие зрительно-моторной координации (координация глаз-рука посмотри/ возьми /дотянись/сбрось | 1 |
Развитие физических способностей |
7-8 | Удержание различных поз продолжительное время (например: удержание положения лежа на животе с опорой на предплечья в течение 10 минут, удержание позы сидя в процессе игры) | 1 |
9-10 | Развитие представлений о пространственном расположении частей тела; ориентирование в направлении движений частей тела (выполнение просьб/инструкций) | 1 |
Общеразвивающие и корригирующие упражнения |
11-12 | Дыхательные упражнения: произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос). Основные движения: одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев. Противопоставление первого пальца остальным на одной руке (одновременно двумя руками), пальцы одной руки пальцам другой руки поочередно (одновременно). | 1 |
13-14 | Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке. Круговые движения кистью. | 1 |
15-16 | Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения. Поднимание головы в положении «лежа на животе». | 1 |
17-18 | Наклоны туловища вперед (в стороны, назад). Повороты туловища вправо (влево). Круговые движения прямыми руками вперед (назад). | 1 |
19-20 | Повороты туловища вправо (влево). Круговые движения прямыми руками вперед (назад). Наклоны туловища в сочетании с поворотами. Хлопки в ладони под поднятой прямой ногой. | 1 |
21 | Ползание на четвереньках. Поочередные (одновременные) движения ногами: поднимание (отведение) прямых (согнутых) ног, круговые движения. | 0.5 |
22-23 | Ходьба с высоким подниманием колен. Ходьба по доске, лежащей на полу. Ходьба по гимнастической скамейке: широкой (узкой) поверхности гимнастической скамейки. | 1 |
24 | Прыжки на двух ногах (с одной ноги на другую). Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке. | 0.5 |
Элементы гимнастических и легкоатлетических упражнений |
25 | Ходьба с удержанием рук за спиной (на поясе, на голове, в стороны). | 0.5 |
26 | Движения руками при ходьбе: взмахи, вращения, отведение рук назад, в стороны, подъем вверх. | 0.5 |
27 | Ходьба ровным шагом, на носках, пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, приседе. Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе. | 0.5 |
28 | Прыжки на двух ногах на месте (с поворотами, с движениями рук), с продвижением вперед (назад, вправо, влево). | 0.5 |
29 | Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Перепрыгивание с одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед. | 0.5 |
30 | Лазание по гимнастической стенке вверх (вниз, в стороны) | 0.5 |
31 | Перелезание через препятствия. | 0.5 |
32-33 | Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку). Ловля среднего (маленького) мяча одной (двумя) руками. | 1 |
34 | Сбивание предметов большим (малым) мячом. | 0.5 |
Учебно – методическое обеспечение программы:
Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составленной НИИ дефектологии АПН СССР в 1984 г.
Пособие для учителя «Обучение, воспитание, и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта», Маллер А.Р., Цикото Г.В.. - М., 2001.
Пособие для учителя «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью», Маллер А.Р .Цикото Г.В.. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.
Пособие для учителя «Физическое воспитание» Белов В.М., Мозговая В.М.
Спортивный инвентарь: маты, батуты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины, мячи.