СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Адаптивная физкультура", 4 класс по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для обучающихся 4 класса по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Адаптивная физкультура", 4 класс по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 5

р.п. Центральный Володарского муниципального района

Нижегородской области


РАССМОТРЕНО

на ШМО учителей

Протокол №1 от 27.08.2020 г.

Руководитель ШМО

______________ В.С. Бакутина


«27» августа 2020 г.

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора


_____________ Д.А. Щербаков


«27» августа 2020 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом по МБОУ СШ №5

от 31.08.2020 г. № 145

в соответствии с решением

педагогического совета

Протокол от 28.08.2020 г. №1


Директор __________ Т.В. Круподёрова


М.П.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Адаптивная физкультура»


4 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II)

(индивидуальное обучение)



Программу составила

Круподёрова Татьяна Викторовна,

учитель индивидуального обучения



2020 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физкультура» для обучающихся 4 класса разработана в соответствии:

- с учебным планом на 2020-2021 учебный год;

- на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) МБОУ СШ № 5 р.п. Центральный

- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы. / Под редакцией В.В.Воронковой.-М., 2013 г.

Предметная область Физическая культура входит в число обязательных предметных областей учебного плана (вариант 2), ее освоение обеспечивается в рамках учебного предмета адаптивная физическая культура. Ключевой направленностью учебного предмета адаптивная физическая культура является формирование готовности детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). Адаптивная физическая культура занимает важное место не только среди учебных предметов, но, и в жизни детей с тяжелыми комплексными нарушениями развития, поскольку обеспечивает овладение ими основными видами деятельности: игровой, учебной, социально-трудовой.

Нарушения развития детей препятствуют их полноценному нахождению и обучению в среде сверстников, эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с окружающими людьми. Они не способны в полном объёме воспринимать собственное тело, до конца осознать свои физические возможности и ограничения, полноценно использовать доступные способы передвижения, соотносить самочувствие с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью, самостоятельно контролировать двигательные навыки, координацию движений и т.п.

В связи с этим занятия по адаптивной физической культуре в 4 классе в первую очередь направлены на:

  • формирование учебного поведения (направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание; умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию);

  • формирование умения выполнять задание (в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами);

в дальнейшем на:

  • формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.




Цель обучения – повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.

Задачи:

Основные задачи:

1. Формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;

2. Формирование игровой деятельности, учить играть в спортивные игры, принимать участие в эстафетах;

3. Укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.

Задачи:

1. Образовательные: развитие двигательных функций (способности к самостоятельному передвижению), формирование фонда жизненно важных движений и игровой деятельности.

2. Воспитательные: общее развитие и предупреждение вторичных эмоциональных и поведенческих расстройств, преодоление страхов, воспитание настойчивости, смелости, позитивного отношения к себе и окружающим, воспитание устойчивого интереса к занятиям.

3. Коррекционно-компенсаторные: преодоление двигательных нарушений, нормализация мышечного тонуса.

4.Лечебно-оздоровительные и профилактические: сохранение здоровья, повышение физиологической активности органов и систем профилактика осложняющих расстройств (стойких вегетативно-сосудистых и соматических нарушений).

5. Развивающие: повышение толерантности к нагрузке, развитие физических способностей, расширение объема мышечно-двигательных представлений и двигательной памяти.


Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет охватывает область физической культуры, является неотъемлемым условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями обучающихся с ТМНР.

В процессе адаптивной физической культуры решаются образовательные, коррекционно-компенсаторные, воспитательные и лечебно-оздоровительные задачи. Это обусловлено характерологическими особенностями развития учащихся. Так как помимо основного диагноза у детей отмечаются различные сопутствующие заболевания, такие как: нарушения сердечно-сосудистой, вегетативной, эндокринной систем, нарушения зрения, ограничение речевого развития. В двигательной сфере отмечаются нарушения координации, точности и темпа движений, сенсомоторики. Нарушения опорно-двигательного аппарата (осанка), отставание в росте и т.д. Память характеризуется слабым развитием, низким уровнем запоминания, затруднением перевода в долговременную. Внимание малоустойчивое, отмечается замедленность переключения. Существенно страдают волевые процессы, дети не умеют руководить своей деятельностью. Зачастую самые простые по технике выполнения физические упражнения становятся для детей класса трудновыполнимыми из-за нарушения аналитико – синтетической деятельности, ослабленного физического развития, нарушения согласованности движений и пр. Таким образом, физическое развитие и повышение уровня двигательной активности является чрезвычайно актуальной задачей обучения и воспитания детей класса.

Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Педагог подбирает материал по степени сложности, исходя из особенностей физического развития каждого ребёнка.


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Учебный предмет «Адаптивная физкультура» входит в предметную область «Физическая культура» и относится к обязательной части учебного плана. На изучение предмета «Адаптивная физкультура» в 4 классе отводится 2 часа в неделю, из которых 0,5 часа – индивидуально на дому, в неделю и 17 часов в год (34 учебные недели).

Средства, используемые для реализации программы:

  1. физические упражнения;

  2. коррекционные подвижные игры;

  3. ритмопластика;

  4. дыхательная и пальчиковая гимнастика;

  5. упражнения для зрительного тренинга;

  6. материально-технические средства адаптивной физической культуры:

  7. наглядные средства обучения.

Индивидуальные формы работы на уроках.

Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень подготовки и развития ребёнка.

Учебный предмет обучающиеся осваивают в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.


Содержание учебного предмета

Содержание предмета адаптивная физическая культура отражено в трех разделах:

  • Физическая подготовка;

  • Оздоровительная и корригирующая гимнастика;

  • Коррекционные подвижные игры.

В рабочей программе представлен учебный материал, скорректированный с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.

Планируемые результаты освоения учебного предмета


В соответствии с требованиями Стандарта к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.

Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала являются следующие критерии:

Проявляет интерес

  • к видам физкультурно-спортивной деятельности:

  • подвижным играм,

  • выполнению основных видов движений.

Умеет:

  • выполнять основные виды движений (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание, упражнения в равновесии);

  • играть в подвижные и коррекционные игры.

Различает состояния:

  • бодрость-усталость,

  • напряжение-расслабление и т.д.

Управляет произвольными движениями:

  • статическими,

  • динамическими.

Проявляет двигательные способности:

  • общую выносливость,

  • быстроту,

  • гибкость,

  • координационные способности,

  • силовые способности.



Личностные и предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты:

  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • формирование уважительного отношения к окружающим;

  • овладение начальными навыками адаптации;

  • освоение доступной социальной роли (обучающегося);

  • развитие мотивов учебной деятельности и первичное формирование личностного смысла обучения;

  • развитие первичной самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Предметные результаты:

1. Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений:

    • освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться;

    • освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей;

    • совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости;

    • умение радоваться успехам.

2. Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности спортивные игры:

    • интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: спортивные и подвижные игры, физическая подготовка;

    • играть в подвижные игры.

3. Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью:

  • умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.

Формирование базовых учебных действий включает следующие задачи:

  • Формирование учебного поведения (направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание; умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию).

  • Формирование умения выполнять задание (в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами).

  • Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Восприятие собственного тела

1-2

Восприятие тактильных раздражителей: плотные прикосновения рук взрослого к различным частям тела ребенка; прикосновения к частям тела ребенка материалами разной фактуры; поглаживание тела ребенка руками взрослого, руками ребенка, губкой, полотенцем и другими материалами.

1

3-4

Перевороты, кручение, лазание.

1

5-6

Развитие зрительно-моторной координации (координация глаз-рука посмотри/ возьми /дотянись/сбрось

1

Развитие физических способностей

7-8

Удержание различных поз продолжительное время (например: удержание положения лежа на животе с опорой на предплечья в течение 10 минут, удержание позы сидя в процессе игры)

1

9-10

Развитие представлений о пространственном расположении частей тела; ориентирование в направлении движений частей тела (выполнение просьб/инструкций)

1

Общеразвивающие и корригирующие упражнения

11-12

Дыхательные упражнения: произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос). Основные движения: одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев. Противопоставление первого пальца остальным на одной руке (одновременно двумя руками), пальцы одной руки пальцам другой руки поочередно (одновременно).

1

13-14

Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке. Круговые движения кистью.

1

15-16

Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения. Поднимание головы в положении «лежа на животе».

1

17-18

Наклоны туловища вперед (в стороны, назад). Повороты туловища вправо (влево). Круговые движения прямыми руками вперед (назад).

1

19-20

Повороты туловища вправо (влево). Круговые движения прямыми руками вперед (назад). Наклоны туловища в сочетании с поворотами. Хлопки в ладони под поднятой прямой ногой.

1

21

Ползание на четвереньках. Поочередные (одновременные) движения ногами: поднимание (отведение) прямых (согнутых) ног, круговые движения.

0.5

22-23

Ходьба с высоким подниманием колен. Ходьба по доске, лежащей на полу. Ходьба по гимнастической скамейке: широкой (узкой) поверхности гимнастической скамейки.

1

24

Прыжки на двух ногах (с одной ноги на другую). Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке.

0.5

Элементы гимнастических и легкоатлетических упражнений

25

Ходьба с удержанием рук за спиной (на поясе, на голове, в стороны).

0.5

26

Движения руками при ходьбе: взмахи, вращения, отведение рук назад, в стороны, подъем вверх.

0.5

27

Ходьба ровным шагом, на носках, пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, приседе. Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе.

0.5

28

Прыжки на двух ногах на месте (с поворотами, с движениями рук), с продвижением вперед (назад, вправо, влево).

0.5

29

Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Перепрыгивание с одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед.

0.5

30

Лазание по гимнастической стенке вверх (вниз, в стороны)

0.5

31

Перелезание через препятствия.

0.5

32-33

Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку). Ловля среднего (маленького) мяча одной (двумя) руками.

1

34

Сбивание предметов большим (малым) мячом.

0.5


Учебно – методическое обеспечение программы:

  1. Программы обучения глубоко умственно отсталых  детей, составленной  НИИ дефектологии АПН СССР в 1984 г.

  2. Пособие для учителя «Обучение, воспитание, и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта», Маллер А.Р., Цикото Г.В.. - М., 2001.

  3. Пособие для учителя «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью», Маллер А.Р .Цикото Г.В.. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.

  4. Пособие для учителя «Физическое воспитание» Белов В.М., Мозговая В.М.

Спортивный инвентарь: маты, батуты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины, мячи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!