СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционная школа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета»

ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ»

УТВЕРЖДЕНА

Директор

_________/Л.Г.Марченко/

Приказ

от «01» сентября 2023 г.

№__1-__________

СОГЛАСОВАНА

Заместитель

директора по УВР

_______/ О.В.Королева/

«__01_»_сентября___2023 г.

РАССМОТРЕНА

на заседании МО

Руководитель МО

__________ /О.С.Дюльдина/

Протокол

от «_01_»__сентября_ 2023 г.

№__1_________________




























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Мир истории»


ученика Цыганова Сергея

6 «Б» класс

(индивидуальное обучение)


на 2023 – 2024 учебный год


Составитель: Учитель – дефектолог

Новикова Ульяна Игоревна





г. Железногорск

2023 г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В основу изучения предмета "Мир истории" положен принцип цивилизационного анализа исторических фактов, позволяющий на конкретных примерах познакомить обучающихся с историей развития человека и человеческой цивилизации. Такой подход позволяет создать условия для формирования нравственного сознания, усвоения и накопления обучающимися социального опыта, коррекции и развития высших психических функций.

Нормативно-правовая основа рабочей программы:


  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г. N 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность"

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I вариант, приказ по ОУ № 1- от 31.08.2023 г.

  • Учебный план образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант ФГОС) 5-7 класс на 2023-2024 учебный год, приказ по ОУ № 1- от 31.08.2023 г.

  • Календарный учебный график ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» на 2023-2024 учебный год, приказ № 1- от 31.08.2023 г.

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», приказ по ОУ № 1- от 31.08.2023 г.

  • Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», приказ по ОУ № 1-261 от 26.05.2021 г.

  • Положение о системе оценок, формах и порядке проведения текущего контроля знаний, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», приказ № 1-254 от 31.08.2017 г.

  • Приказ «Об индивидуальном обучении на дому Цыганова Сергея № 1- от 01.09.2023г.

  • Индивидуальное обучение организовано на основе заключения ПМПК от 11.04.2016 г., протокол № С 140/65.

Цель изучения предмета "Мир истории" заключается в подготовке обучающихся к усвоению курса "История Отечества" в VII - XI классах.

Задачами изучения "Мир истории" являются:

- формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека на различных исторических этапах его развития;

- формирование первоначальных исторических представлений о "историческом времени" и "историческом пространстве";

- формирование исторических понятий: "век", "эпоха", "община" и некоторых других;

- формирование умения работать с "лентой времени";

- формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие выводы и обобщения;

- воспитание интереса к изучению истории.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи (обучающие, коррекционно–развивающие, воспитательные, профориентационные).

Коррекционные задачи при проведении уроков истории:

  1. Повышение мотивации учебной деятельности обучающихся;

  2. Углубление понимания учащимися причинно-следственной зависимости;

  3. Изучение соотношения интеллекта и аффекта в процессе учебной деятельности;

  4. Целенаправленное формирование исторических понятий;

  5. Совершенствование организационных форм и методики обучения истории с учетом познавательных возможностей.

Профориентационные задачи, решаемые в ходе урока истории:

  1. Сообщение учащимся определенных знаний о профессиях, раскрытие социальных, экономических, технологических и психологических сторон профессий;

  2. Информирование учащихся о путях овладения избранными профессиями- об учебных заведениях, профилирующих профессиях, сроках обучения, перспективах прфессионального роста и др.;

  3. Формирование позитивного отношения к труду в сфере материального производства и конкретно- к профессиям, в которых ощущается острая необходимость в данном экономическом регионе;

  4. Формирование стойких профессиональных интересов и правильно мотивированных профессиональных намерений, базирующихся на осознании социально-экономических потребностей общества.

Инвариантный модуль «Школьный урок»

В рамках Модуля воспитательный потенциал урока реализуется через следующие составляющие:

Воспитательное воздействие через содержание урока.


Осуществляется согласно индивидуальному плану учителя

С учетом возрастных и интеллектуальных особенностей использование специальных форм проведения уроков:

  • урок-диспут

  • урок-конкурс

  • аукцион знаний

  • деловая игра

  • урок-зачет

  • межпредметный интегрированный урок

  • урок-лекция

  • урок-викторина

  • урок-путешествие

и технологий обучения:

  • информационно – коммуникационная технология

  • проектная технология

  • технология развивающего обучения

  • здоровьесберегающие технологии 

  • технология проблемного обучения

  • игровые технологии

  • кейс – технология

  • технология интегрированного обучения

  • технологии уровневой дифференциации 

  • групповые технологии. 

  • технология проблемного обучения

  • личностно-ориентированное обучение




Использование случайно возникающих и специально созданных воспитывающих ситуаций:

  • авансирования доверием А.С.Макаренко),

  • свободного выбора (О.С.Богданова, Л.П.Катаева и др.),

  • непринужденной принудительности (Т.Е.Конникова),

  • эмоционального заражении (А.Н.Лутошкин),

  • соревновательная (А.Н.Лутошкин),

  • соотнесения (Х.Й.Лийметс),

  • успеха (В.А.Караковский, О.С Газман, А.С.Белкин),

  • творчества (В.А.Караковсвий) и другие.

Воздействие личным примером самого учителя

Реализация воспитательного потенциала на уроке реализуется по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

1.1 ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно -историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

1.2 элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

1.3 опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

1.4 опыт социальной и межкультурной коммуникации;

1.5 начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

2.1 начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

2.2 нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

2.3 уважительное отношение к традиционным религиям;

2.4 неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

2.5 способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

2.6 уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

2.7 знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

3.1 ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

3.2 ценностное и творческое отношение к учебному труду;

3.3 элементарные представления о различных профессиях; • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

3.4 осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

3.5 первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

3.6 потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

3.7 мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

4.1 ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

4.2 элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально - психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

4.3 первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

4.4 первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

4.5 знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

5.1 ценностное отношение к природе;

5.2 первоначальный опыт эстетического, эмоционально -нравственного отношения к природе;

5.3 элементарные знания о традициях нравственно -этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

5.4 первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

5.5 личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

6.1 первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

6.2 первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

6.3 элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

6.4 первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

6.5 первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

6.6 первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Учебное пособие: И. М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова «Мир истории»: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, 6 класс; М: «Просвещение», 2023 г.

2.Общая характеристика учебного предмета.

В основу разработки пропедевтического курса «Мир истории» (пропедевтика) положено научное исследование Л.В. Смирновой, которая выявила, что представления об окружающем мире и сведения исторического содержания (до начала обучения) у учащихся 6 класса носят разобщенный, фрагментарный характер. Дети не могут точно назвать страну, край, область, в которой живут, смешивают понятия столица, главный город края, области, не представляют состав числа во временных границах века, не умеют объяснить, кто такие предки, потомки, что такое кочевой или оседлый образ жизни, настоящее, прошлое и многие другие понятия.

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение ЗУНами, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в обществе.

При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников, причем не только по истории, но и иным предметам. Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся старшей школы позволяет шире реализовать интегративный подход к отечественной истории с тем, чтобы сформировать целостную картину развития человеческой цивилизации.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья; направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.

В программе основным является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Программа также строится на принципе воспитывающей и развивающей направленности обучения, принципе научности и доступности обучения, принципе систематичности и последовательности в обучении, принципе наглядности в обучении, принципе индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.


3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Мир истории» входит в предметную область «Человек и общество», относится к обязательной части учебного плана ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», который является частью адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП).

Рабочая программа учебного предмета «Мир истории» (пропедевтика) для 6 класса составлена из расчета 2 часа в неделю, 34 учебные недели. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год.


Количество учебных недель

Количество часов в неделю

Количество часов за год

34 учебные недели

2 часа

68 часов


4. Личностные и предметные результаты освоения

учебного предмета.

Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебного предмета «Мир истории» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты овладения социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах;

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием предмета и характеризуют достижения в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Оценка результата овладения содержанием предмета и достижений в усвоении знаний и умений базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов, стимулирует учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывает положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

Личностные результаты

Минимальный уровень: (является обязательным для всех обучающихся)

  • уметь последовательно отвечать на вопросы по основным темам, выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов (заданий);

  • уметь слушать учителя, самостоятельно выполнять предложенные виды заданий;

  • использовать помощь учителя при выполнении учебных задач, уметь самостоятельно исправлять ошибки;

  • усвоить элементы контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем);

  • адекватно реагировать на оценку учебных действий.

Достаточный уровень: (не является обязательным для всех обучающихся)

  • понимать содержание учебных заданий, выполнять их самостоятельно или с помощью учителя;

  • владеть элементами самоконтроля при выполнении заданий;

  • владеть элементами оценки и самооценки.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

  • понимание доступных исторических фактов;

  • использование некоторых усвоенных понятий в активной речи;

  • последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из ряда предложенных вариантов;

  • использование помощи педагогического работника при выполнении учебных задач, самостоятельное исправление ошибок;

  • усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем);

  • адекватное реагирование на оценку учебных действий.

Достаточный уровень:

  • знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам программы;

  • использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях;

  • участие в беседах по основным темам программы;

  • высказывание собственных суждений и личностное отношение к изученным фактам;

  • понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с помощью педагогического работника;

  • владение элементами самоконтроля при выполнении заданий;

  • владение элементами оценки и самооценки;

  • проявление интереса к изучению истории.

5. Содержание учебного предмета

1.Представление о себе и окружающем мире.

Твое имя, отчество, фамилия. История имени. Возникновение и значение имен. Отчество в имени человека. Происхождение фамилий. Семья: близкие и дальние родственники. Поколения, предки, потомки, родословная. Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография.

Дом, в котором ты живешь. Место нахождения твоего дома (регион, город, поселок, село и другие), кто и когда его построил. Твои соседи.

Пословицы и поговорки о доме, семье, соседях.

История улицы. Названия улиц, их происхождение. Улица твоего дома, твоей образовательной организации.

Местность, где мы живем. Происхождение названия местности. Край (область, республика), в котором мы живем; главный город края, области, республики; национальный состав, основные занятия жителей.

Россия - страна, в которой мы живем: ее столица, население, национальный состав. Республики в составе Российской Федерации. Государственные символы Российской Федерации. Руководитель страны (Президент Российской Федерации).

Большая и малая родина.

Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы живем.

2. Представления о времени в истории.

Представление о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера, сегодня, завтра. Меры времени. Измерение времени. Календарь (происхождение, виды).

Представление об историческом времени: век (столетие), тысячелетие, историческая эпоха (общее представление). "Лента времени". Краткие исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь). Части века: начало века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век, тысячелетие. Основные события XX века (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (XXI век).

3. Начальные представления об истории.

История - наука о прошлом (о жизни и деятельности людей в прошлом). Значение исторических знаний для людей. Историческая память России.

Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография, геральдика, нумизматика (элементарные представления на конкретных примерах).

Источники исторических знаний: вещественные (предметы быта; памятники зодчества, строительства и архитектуры; живопись), устные (фольклор), письменные (летописи, старинные книги, надписи и рисунки). Архивы и музеи (виды музеев). Библиотеки.

Историческое пространство. Историческая карта.

4. История Древнего мира

Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека от животного.

Время появления первобытных людей, их внешний вид, среда обитания, отличие от современных людей.

Стадный образ жизни древних людей. Занятия. Древние орудия труда. Каменный век.

Постепенные изменения во внешнем облике. Зарождение речи. Совершенствование орудий труда и занятий. Защита от опасностей. Образ жизни и виды деятельности. Причины зарождения религиозных верований. Язычество.

Изменение климата Земли, наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий: борьба за выживание. Способы охоты на диких животных. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека.

Конец ледникового периода и расселение людей по миру. Влияние различных климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы древних людей: семья, община, род, племя.

Возникновение имущественного и социального неравенства, выделение знати.

Зарождение обмена, появление денег. Первые города. Создание человеком искусственной среды обитания. Возникновение древнейших цивилизаций.

5. История вещей и дел человека (от древности до наших дней):

История освоения человеком огня, энергии.

Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком. Очаг. Причины сохранения огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных.

Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов, приготовление пищи.

Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в истории войн.

Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные способы получения большого количества энергии. Экологические последствия при получении тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых (угля, торфа, газа), лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для жизни человечества.

История использования человеком воды.

Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий.

Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство. Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель (общие представления).

Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль поливного земледелия в истории человечества.

Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых.

Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.

История жилища человека.

Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаш, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища. Материалы, используемые для строительства жилья у разных народов (чумы, яранги, вигвамы, юрты). История совершенствования жилища. Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Архитектурные памятники в строительстве, их значение для изучения истории.

История появления мебели.

Назначение и виды мебели, материалы для ее изготовления.

История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель. Профессии людей, связанные с изготовлением мебели.

История питания человека.

Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище человека в разные периоды развития общества.

Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы добывания: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие, скотоводство. Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека.

История хлеба и хлебопечения.

Способы хранения и накопления продуктов питания.

Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов. Употребление пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.

История появления посуды.

Посуда, ее назначение. Материалы для изготовления посуды. История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды.

Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее виды. Преимущества деревянной посуды для хранения продуктов, народные традиции ее изготовления.

Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство.

Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.

История появления одежды и обуви.

Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде.

Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды. Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона).

История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии.

Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.

6. История человеческого общества.

Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире.

Истоки возникновения мировых религий: иудаизм, христианство, буддизм, ислам. Значение религии для духовной жизни человечества.

Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения.

Направления в науке: астрономия, математика, география. Изменение среды и общества в ходе развития науки.

Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо. Латинский и славянский алфавит. История книги и книгопечатания.

Культура и человек как носитель культуры. Искусство как особая сфера человеческой деятельности.

Виды и направления искусства.

Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Политика государства, гражданские свободы, государственные законы.

Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли. Государства богатые и бедные.

Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.

Рекомендуемые виды практических заданий:

заполнение анкет;

рисование по темам: "Моя семья", "Мой дом", "Моя улица";

составление устных рассказов о себе, членах семьи, родственниках, друзьях;

составление автобиографии и биографий членов семьи (под руководством педагогического работника);

составление генеалогического древа (рисунок);

рисование Государственного флага, прослушивание Государственного гимна;

изображение схем сменяемости времен года;

составление календаря на неделю, месяц: изображение "ленты времени" одного столетия, одного тысячелетия, ориентировка на "ленте времени";

объяснение смысла пословиц и поговорок о времени, временах года, о человеке и времени.

чтение и пересказ адаптированных текстов по изучаемым темам;

рассматривание и анализ иллюстраций, альбомов с изображениями гербов, монет, археологических находок, архитектурных сооружений, относящихся к различным историческим эпохам;

экскурсии в краеведческий и исторический музеи;

ознакомление с историческими памятниками, архитектурными сооружениями;

просмотр фильмов о культурных памятниках;

викторины на темы: "С чего начинается Родина?", "Моя семья", "Мой род", "Я и мои друзья", "Страна, в которой я живу", "События прошлого", "Время, в котором мы живем", "История одного памятника", "История в рассказах очевидцев", "Исторические памятники нашего города".






































  1. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Учебники и учебные пособия:

  • И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова Мир истории.6 класс Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2023.

  • Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной коррекционной школе 8 в. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2003 г.

  • Мир истории. Рабочая тетрадь. 6 класс: Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова, Е.Н.Фёдорова. – М.: Просвещение, 2011.

Оценочные материалы:

Основные формы и средства контроля:

  • Устный опрос

  • Тестирование

  • Исторические диктанты

  • Контрольная работа

  • Составление рассказа по сюжетным картинкам, пересказ

  • Тематический кроссворд

  • Работа с контурными картами

Тексты, контрольно-измерительные материалы создаются учителем в соответствии с психофизическими особенностями каждого обучающегося.

Дидактический и методический материал:

  • «Лента времени»;

  • наборы карточек с датами;

  • раздаточный дидактический материал (рабочие листы с заданиями к урокам, кроссворды, таблицы, адаптированные тематические тексты, «немые» схемы и т.п.);

  • портреты известных исторических личностей;

  • демонстрационные схемы, планы уроков;

  • карточки для индивидуальной работы;

  • компьютерные презентации;

  • аудиозапись песен, видеофрагменты; обучающие фильмы;

Технические средства обучения:

  • персональный компьютер (ноутбук).

  • видеопроектор, экран.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы:

school-collection.edu.ru

http://festival.1september.ru/


Приложение 1

 Тест 1

«Представление о себе, окружающих людях, о пространстве вокруг нас».

  1. Святцы – это

а. церковная книга с перечнем христианских имён святых

б. описание подвигов священнослужителей

в. церковный праздник

2. Передаваемое по наследству именование человека, добавляемое к личному имени для указания на принадлежность к определенной семье

а. имя

б. фамилия

в. отчество

3. Фамилии произошли:

а. от названия городов, гор, рек

б. все варианты верны

в. от названия животных, птиц

г. от имени отца и матери

4. Биография – это …

а. описание жизни какого-то человека с момента его рождения.

б. перечень поколений одного рода.

в. ряд поколений, происходящих от одного предка.

5. Допиши

Ты для мамы ___________________

Сыном тебя называет ______________________

Для бабушки и дедушки ты _____________________

Мама твоего папы – это ___________________________

6. Ряд поколений, происходящих от одного предка – это

а. родословная

б. род

в. предки

7. Жилище для человека это

а. дом

б. улица

в. город

8. Как называется наша область?

а. Белгородская область

б.  Курская область

в. Воронежская область

9. Как называется наша Родина?

а. Россия

б.  Америка

в. Украина

10. Государственные символы:

а. герб, флаг и гимн

б. столица, государство, президент

в. страна, Москва, Родина


Тест 2

«Отчий дом. Наша Родина – Россия.

1. Напиши имена основателей древних русских городов:

  Владимир - ______________________________________

  Санкт-Петербург- ________________________________

  Ярославль- ______________________________________

  Екатеринбург - ___________________________________

2. О чём говорит название древнего русского города Великий Новгород?

           _____________________________________________________________

           _____________________________________________________________

3. От каких церковных праздников произошли названия сёл и деревень?

   Воскресенское - ___________________________________

   Богоявленское - ___________________________________

   Рождественское - __________________________________

   Благовещенская - __________________________________

4. Объясни, как появились названия улиц:

   Мясницкая - ______________________________________

   Лесная - __________________________________________

   Каретная - ________________________________________

   Калачная - ________________________________________

5. Как называется наша страна? Правильный ответ отметь галочкой.


Россия


Российская Федерация


оба ответа правильные

6. Что такое малая родина? Выбери из списка подходящие слова, напиши: отчий дом; родная страна; Россия; место, где родился.

              _____________________________________________________________

7. Как называется главный город любого государства (страны)?

О

Ц

Т

А

И

С

Л

8. Разгадай кроссворд:

1. Название города

2. Самый красивый памятник столицы

3. Название площади в центре столицы

1.







2.







3.







9. В каком году возникла столица нашей Родины?


1941


1147


988

10. Человек, который любит свою страну, знает её историю, язык, культуру и всегда готов защищать интересы своей Родины – это:


гражданин


Президент


патриот

11. Вставь в текст подходящие слова:

   У каждого государства есть основной закон, в котором определены права и обязанности граждан. Основной закон нашего государства – это _________________________. Граждане _______________ должны жить по этому основному закону. Для того, чтобы все жили по закону и не нарушали чужих прав, существует _________________. Она охраняет порядок на улицах, на транспорте, в магазинах. Чтобы защищать Россию от врагов, нужна сильная ______________. Во главе нашего государства стоит _________________________.

12. Найди, выдели и запиши главные символы государства:

                   _________________________________________________________

13. Выбери вариант правильной последовательности цветов флага Российской Федерации снизу-вверх:


красный – синий - белый


белый – синий - красный


синий – белый - красный

14. Что изображено на гербе Российской Федерации? Подчеркни правильный ответ: медведь, орёл, лев, двуглавый орёл, рысь.


Тест 3 по теме: «Представление о времени в истории»

  1. Сколько дней в году?

  2. Сколько лет в веке?

  3. К какому веку относятся (ответ запишите арабскими и римскими цифрами)

988г-

1242г-

1613г-

1945г-

2009г-

  1. Сосчитайте

В 1997г. археологи нашли остатки древнего поселения, которое было сожжено 5533 г. назад. В каком году произошел пожар?

  1. Какой век шел после 4в. до н.э ?

  2. Какой век шел до 7 в.?

  3. Расположите на ленте времени даты от более ранней к более поздней

1350г. до н.э., 2006г, 47г. до н.э, 1147г., 5879 г. до н.э., 56г.


Тест 4

«Представление о времени в истории»

1. Что такое лента времени?

A) линейка;

Б) условное изображение течения времени;           

B) лунный календарь;

Г) летопись.

2. Сколько веков длится наша эра?

А) 19;

Б) 20;                

В) 21;

Г) 100.

3. Что взято за основу отсчёта времени в современных календарях?

A) год первых Олимпийских игр;

Б) условный год сотворения мира;

B) год Рождества Христова;                 

Г) год начала правления императора.

4. Каким календарём пользуемся мы?

A) лунным;

Б) солнечным;              

B) звёздным;

Г) планетным.

5. Как следует называть дату события?

А) год, месяц, день;

Б) день, год, месяц;

В) день, месяц, год;               

Г) месяц, год, день.

6. Продолжи запись веков на ленте времени:

 

7. Соедини одинаковые даты стрелками:


Тест 5

«История Древнего мира»

1. Следы древнейших людей, живших более 2 миллионов лет на­зад, были обнаружены археологами в:

а) Северной Америке; в) Южной Австралии;

б) Восточной Африке; г) Западной Европе.

2. Около 40 тысяч лет назад человек стал похожим на современ­ного и назван учеными:

а) «человек умелый»;

б) «человек прямоходящий»;

в) «человек разумный»;

г) «человек малограмотный».

3. Для облика древнейшего человека характерны:

а) выступающие челюсти;

б) прямая походка;

в) прыгающая походка;

г) руки, свисающие ниже колен.

4. Первобытный коллектив людей, где действовал обычай «один за всех и все за одного», назывался:

а) человеческое стадо; в) соседская община;

б) родовая община; г) племя.

5. С изобретением первобытными людьми гарпуна более удач­ной стала охота на:

а) сидящих птиц; в) крупную рыбу;

б) мелкую рыбу; г) быстро бегающих животных.

6. 40—12 тысяч лет назад первобытные люди охотились на:

а) лошадей, оленей, бизонов;

б) мамонтов, пещерных медведей;

в) волков, лисиц, тигров;

г) зайцев, собак, куниц.

7. Ученые считают, что древнейшие люди, жившие в человечес­ком стаде, добывали себе пищу, занимаясь:

а) охотой; в) земледелием;

б) ремеслом; г) собирательством.

8. Первобытные люди общались друг с другом с помощью:

а) речи; в) разнообразных звуков;

б) жестов; г) рисунков.

9. Умение изготавливать орудия труда помогло древнейшему че­ловеку:

а) лучше общаться друг с другом;

б) удачнее охотиться;

в) жить в одиночку;

г) заниматься собирательством.

10. В случае потери первобытным человеком огня его:

а) заставляли разжигать огонь снова;

б) изгоняли из коллектива;

в) заставляли охранять сон сородичей всю жизнь;

г) требовали в одиночку добывать огонь снова.

11. Зарождение религиозных верований у первобытных людей связано:

а) с боязнью лесных пожаров и хищных зверей;

б) с попытками понять явления природы;

в) с умением изображать при помощи рисунков явления природы;

г) с умением изготавливать орудия труда.

12. Первобытные люди думали, что звери окажутся заколдован­ными и не уйдут из окружающей местности, если:

а) нарисовать их в глубине пещеры;

б) поразить изображение копьем;

в) нарисовать их ранеными;

г) класть им еду у входа в пещеру.


Итоговая проверочная работа по учебному предмету

  1. Что такое история:

а) исследования учёных;

б) наука о прошлом и настоящем времени;

в) символы государства

  1. Написать название 

своего государства______________________________________

Столица России_________________________________________

    

Столица Курского края:

Губернатор Курского края:

Глава   г. Железногорска :

 

 

 

 

  1. Символы государства:

а) герб, флаг;

б) герб, флаг, гимн;

в) гимн, герб.

  1. Конституция - это:

а) основной закон государства;

б) биография;

в) правило.

  1. Глава государства:

а) руководитель;

б) президент;

в) депутат.

президент РФ:_________________________________________

  1. Заполнить таблицу:

 

Год

Век

Событие

 

 

Крещение Руси при князе Владимире

 

 

Основание г. Москвы Юрием Долгоруким        

 

 

Основание г. Курска

7.      Изобразить ленту времени, расположить на ней исторические события из таблицы

 

 

 

  1. Для чего мы изучаем историю:

а) это интересно;

б) история заставляет нас учитывать ошибки прошлого и ценить настоящее;

в) чтобы много знать.

  1. 1 век:

а) 1000 лет;

б) 10 лет;

в) 100 лет.

  1. Отчизна, Отечество - это:

а) место, где человек родился;

б) родная земля, где человек родился и вырос, страна, в которой он живёт с рождения;

в) страна.

  1. Что такое биография:

а) люди, которые занимаются расследованием;

б) описание жизни какого-то человека с момента его рождения;

в) энциклопедия.

  1. Поколение - это:

а) люди, близкие по возрасту, живущие в одно время;

б) родственники;

в) коллеги.

  1. Что такое родословная:

а) список родственников;

б) список государств;

в) список.

  1. Указать археологи – это:

а) историки;

б) учёные;

в) учёные, которые изучают историю древних городов и памятников.

  1. В Ледниковый период люди выжили:

а) потому что разумно действовали;

б) жили сообща, коллективно защищались от опасностей, берегли огонь, придумали новые орудия труда и охоты;

в) были сильными.

  1. Новые занятия людей (ремёсла):

а) гончарное, ткацкое, кузнечное, оружейное;

б) гончарное, кузнечное;

в) ткацкое, оружейное.

  1. Патриот -  это:

а) человек, который любит свою страну знает её историю, язык, культуру и всегда готов защищать интересы своего государства;

б) кто живёт на малой родине;

в) хорошо знает язык своего государства.

Написать фамилии патриотов из истории России: ____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

  1. Архитектура:

а) наука и искусство строить жильё и другие сооружения, необходимые человеку;

б) виды жилищ;

в) памятники.

  1. Современные религии –

а) христианство, ислам;

б) буддизм, христианство, ислам;

в) ислам, христианство

Написать «золотое» правило____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!