Министерство просвещения Российской федерации
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Администрация городского округа город Нефтекамск
МОАУ СОШ №12 г. Нефтекамск
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании ШМО Заместитель директора по ВР Директор МОАУ СОШ№ 12
Руководитель ШМО МОАУ СОШ №12 _______Л.Р.Зарипова
________________ ____ Муллакаева Л.Г. Приказ № ______ Протокол №1 _Протокол МС № 1 от «___» ___2022 г.
от 30.08.2022г. от 31.08.2022г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности
Математическая грамотность: учимся для жизни.
Уровень основного общего образования 9 класс
Срок освоения 2022- 2023 учебный год
Составитель:
Галимова И.А.,
учитель математики,
высшая категория
Нефтекамск 2022
Программа учебного курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» paзpa6oтaнa A.B. Лeoнтoвич, И.A. Смирнов, A. C. Caввичeвиной на основе авторской программы С.М.Никольский , формируется с учетом рабочей программы воспитания МОАУ СОШ №12.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Цели программы:
формирование функционально грамотной личности, её готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания;
умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
ответственное отношение к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;
осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
коммуникативные компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;
общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;
самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
представления о значении математики для познания окружающего мира.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающиеся научатся:
самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в индивидуальной учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения творческой работы); подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Обучающиеся получат возможность научиться:
прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи;
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающиеся научатся:
анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;
находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;
классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;
устанавливать зависимости, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;
формулировать проблему;
строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;
устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.
Обучающиеся получат возможность научиться:
строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;
выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
различать обоснованные и необоснованные суждения;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
понимать информацию, представленную в неявном виде (выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию) и самостоятельно представлять информацию в неявном виде.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающиеся научатся:
принимать участие в совместной работе коллектива;
вести диалог, работая в парах, группах;
допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
координировать свои действия с действиями партнеров;
корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль совместных действий;
совершенствовать математическую речь;
высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.
Обучающиеся получат возможность научиться:
критически относиться к своему и чужому мнению;
уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
принимать самостоятельно решения;
содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.
Система заданий предполагает индивидуальную и групповую формы работы, составление памяток, практические работы. Предлагаемые задания направлены на формирование критического мышления школьников, формирование умений решать проблемы, работать в команде, высказывать и защищать собственную позицию, безопасной работы с информацией.
Подведение итогов по результатам освоения программы проводится в форме защиты индивидуальных и групповых проектов.
Темы проектов прилагаются в Приложении 1.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Математическая грамотность: учимся для жизни».
Математика в повседневной жизни (10 часов)
Математика как средство оптимизации повседневной деятельности человека: в устройстве семейного быта, в семейной экономике, при совершении покупок, выборе товаров и услуг, организации отдыха и др.
Геометрические задачи в заданиях ОГЭ (6 часов)
Умение находить часть информации, представленную в виде графиков, рисунков, карт; выбирать элементы информации, которые сообщаются не в нужном порядке; работа с информацией в графическом виде. Чтение условия задачи. Выполнение чертежа с буквенными обозначениями. Перенос данных на чертеж. Анализ данных задачи.
Математика и общество (6 часов)
Применение математических знаний при осуществлении основных обязанностей гражданина: при получении основного общего образования, в повседневной жизни, в т.ч. для соблюдения законов РФ и уплате налогов, в бережном отношении к природе и др.
Задачи на чертежах (6 часов)
Формирование умения читать чертеж. Перевод информации из одного вида в другой. Умение находить часть информации, представленную в виде графиков, рисунков, карт.
Математика и профессии (6 часов)
Математика и профессии. Применение математики для формирования позитивного отношения к труду, интереса к осуществлению различных видов деятельности, осознания своих интересов и профессиональной направленности личности. Демонстрация возможностей математики для оптимизации решения профессионально ориентированных задач.
Тематическое планирование
Название раздела. Тема занятия | Кол-во часов | Форма | Вид деятельности |
Математика в повседневной жизни (10 ч) |
Чтение чертежей | 1 | Лекция | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Поиск и выделение необходимой информации. Уметь договариваться, находить общее решение |
Участок | 1 | Составление памяток |
Практическая работа по теме «Участок» | 1 | Индивидуальная форма работы |
Задача про «Шины» | 1 | Групповая и индивидуальная форма работы |
Практическая работа по теме «Шины» | 1 | Индивидуальная форма работы |
Покупки | 1 | Групповая и индивидуальная форма работы |
Решение задач на покупки | 1 | Групповая и индивидуальная форма работы |
Карманные расходы | 1 | Групповая и индивидуальная форма работы |
Практическая работа по теме «Покупки. Карманные расходы». | 1 | Индивидуальная форма работы |
Проектная работа по теме «Математика в повседневной жизни» | 1 | Групповая и индивидуальная форма работы |
Геометрические задачи в заданиях ОГЭ (6 ч) | |
Геометрические фигуры | 1 | Групповая форма работы | Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности |
Упражнения, направленные на освоение терминологии | 1 | Творческие практические работы |
Верные и неверные утверждения | 1 | Групповая и индивидуальная форма работы | Поиск и выделение необходимой информации. Уметь договари- ваться, находить общее решение |
Работа с текстовой информацией: анализ, интерпретация, представление в графическом и символьном виде | 1 | Групповая и индивидуальная форма работы |
Работа с текстовой информацией: анализ, интерпретация, представление в графическом и символьном виде | 1 | Творческие практические работы |
Проверочная работа по теме «Геометрические задачи в заданиях ОГЭ» | 1 | Индивидуальная форма работы |
Математика и общество (6 ч) |
Права человека | 1 | Экспериментальные опыты | Умение контролировать процесс и результаты учебной деятельности; |
Практическая работа по теме «Права человека» | 1 | Экспериментальные опыты |
Охрана окружающей среды | 1 | Комбинированное занятие |
Межкультурная коммуникация | 1 | Творческие практические работы |
Проектная работа по теме «Математика и общество» | 1 | Творческие практические работы |
Проверочная работа по теме «Математика и общество» | 1 | Творческие практические работы |
Задачи на чертежах (6 ч) |
Задачи на готовых чертежах | 1 | Составление памяток | Умение адекватно воспринимать оценки; умение различать объективную трудность и субъективную сложность задачи, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности. |
Упражнения, направленные на формирование умения читать чертеж | 1 | Презентация |
Задания, направленные на перевод информации одного вида в другой | 1 | Индивидуальная форма работы |
Геометрия на клетчатой бумаге | 1 | Творческие практические работы |
Геометрия на клетчатой бумаге | 1 | Творческие практические работы |
Проверочная работа по теме «Задачи на чертежах» | 1 | Комбинированное занятие |
Математика и профессии (6 ч) |
Математика в профессиональной деятельности | 1 | Комбинированное занятие | Умение структурировать знание; умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно |
Математика в профессиональной деятельности моих родителей | 1 | Групповая и индивидуальная форма работы |
Математические задачи в профессиях | 1 | Презентация |
Проектная работа по теме «Математика и профессии» | 1 | Комбинированное занятие |
Промежуточная аттестация в форме творческой работы | 1 | Составление памяток |
Защита проектов | 1 | Групповая и индивидуальная форма работы |
Календарно - тематическое планирование
учебного курса внеурочной деятельности
«Математическая грамотность: учимся для жизни».
Приложение 1.
Номера уроков | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректиро-ванные сроки изучения учебного материала |
| Математика в повседневной жизни (10 ч) |
1 | Чтение чертежей | | |
2 | Участок | | |
3 | Практическая работа по теме «Участок» | | |
4 | Задача про «Шины» | | |
5 | Практическая работа по теме «Шины» | | |
6 | Покупки | | |
7 | Решение задач на покупки | | |
8 | Карманные расходы | | |
9 | Практическая работа по теме «Покупки. Карманные расходы». | | |
10 | Проектная работа по теме «Математика в повседневной жизни» | | |
| Геометрические задачи в заданиях ОГЭ (6 ч) |
11 | Геометрические фигуры | | |
12 | Упражнения, направленные на освоение терминологии | | |
13 | Верные и неверные утверждения | | |
14 | Работа с текстовой информацией: анализ, интерпретация, представление в графическом и символьном виде | | |
15 | Работа с текстовой информацией: анализ, интерпретация, представление в графическом и символьном виде | | |
16 | Проверочная работа по теме «Геометрические задачи в заданиях ОГЭ» | | |
| Математика и общество (6 ч) |
17 | Права человека | | |
18 | Практическая работа по теме «Права человека» | | |
19 | Охрана окружающей среды | | |
20 | Межкультурная коммуникация | | |
21 | Проектная работа по теме «Математика и общество» | | |
22 | Проверочная работа по теме «Математика и общество» | | |
| Задачи на чертежах (6 ч) |
23 | Задачи на готовых чертежах | | |
24 | Упражнения, направленные на формирование умения читать чертеж | | |
25 | Задания, направленные на перевод информации одного вида в другой | | |
26 | Геометрия на клетчатой бумаге | | |
27 | Геометрия на клетчатой бумаге | | |
28 | Проверочная работа по теме «Задачи на чертежах» | | |
Математика и профессии (6 ч) |
29 | Математика в профессиональной деятельности | | |
30 | Математика в профессиональной деятельности моих родителей | | |
31 | Математические задачи в профессиях | | |
32 | Проектная работа по теме «Математика и профессии» | | |
33 | Промежуточная аттестация в форме творческой работы | | |
34 | Защита проектов | | |